ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЦГПБ им. Н.А.Некрасова 4 страницанш<тсп с иранской «Авестой». Очевидно, эта самхита сложилась и«и единой этнической среде, она явилась результатом историки культурного синтеза племен, в том числе и неарийских. "мш из ранних интерпретаторов «Ригведы», Яска (не позднее м г. до н. э.), в своем труде «Нирукта» отмечал, что гимны in собраны воедино, когда устная традиция передачи их стала пбевать. Исследование содержания «Ригведы» (прежде всего топонимии и гидронимов) позволило сделать вывод, что наиболее возможным районом оформления гимнов был Восточный Пенджаб (Ипи, точнее, округ Амбала). Впрочем, эти границы тоже условны, и порой по этому вопросу высказывались и высказываются иные мнения. Можно установить лишь относительную хронологию тех или иных частей сборника. Определенное единство демонстрируют гимны II-VII мандал, получившие название «фамильных», по-шсолмсу их авторство приписывается конкретным жреческим (юдлм. Эти тексты рассматриваются сейчас как древнейшие и т[шдиционно называются центром всего собрания. Точки зрения но поводу времени появления IX мандалы различны. Некоторые ученые считают ее одной из самых ранних частей сборника, тик как она связана с обрядами, где главную роль играет возки и ние напитка сомы, которому придается особое значение и н «Авесте». Но эта мандала по своему составу неоднородна: ряд гимнов действительно очень древнего «облика», другие производят ипгчатление «более молодых». Из остальных мандал наиболее поздней является X, которая, как полагают исследователи, была ним ючена в «Ригведу» после оформления ее основного текста. Крупнейший знаток ведийской литературы А. Хиллебрандт гчитал, что специфика X мандалы объясняется сложением многих цр гимнов в иной этнокультурной среде. Содержание памятника весьма разнообразно. Наряду с гим-нпми, обращенными к богам, он включает космогонические, свадебные и похоронные гимны. Большое значение для историков имеют гимны, связанные с повседневной жизнью населения (ска-чи'м, об игре в кости); правда, и в молитвенных можно найти много «исторического» материала (например, в гимнах о защите скота и т. д.). Анализ «Ригведы» позволяет ученым воссоздавать политическую организацию и социальные отношения ранневедийской эпо-ни, хозяйственную деятельность населения, обычаи и нравы, проследить процесс возникновения классового общества и госу-дпрства, хотя, понятно, многие стороны жизни этой далекой плохи остаются недостаточно ясными66. Теперь благодаря успешным исследованиям индийских археологов появилась возможность соотносить «ригведийский материал» с памятниками материала мой культуры. Ученые стремятся выявить представления о природе и мире, определить уровень культурного развития ведийских индийцев, систему космогонических идей, зачатки философских знаний6'. В текстах «Ригведы» нашли отражение и конкретные исторические факты — соперничество между индоарийскими племенами, их борьба с не арийскими этносами, расселение ведийских коллективов и освоение ими новых территорий. Историзмом проникнут, например, рассказ о битве Судаса, царя бхаратов, с десятью правителями. В гимнах поется о царях, народах и племенах, о событиях прошлого, но их соответствие реальным фактам в большинстве случаев установить пока невозможно. Исследование фонда неарийских слов в «Ригведе» (и дравидийской и мундекой этимологии), а также описаний неариев, их обычаев, верований дает очень важный материал по проблеме генезиса древнеиндийской цивилизации68. Особое место среди текстов ведийской литературы занимает «Атхарваведа», традиционно называемая «четвертой ведой»69. Этот памятник в целом сложился в более поздний период, чем первая из самхит, однако в нем сохранилось немало архаичного материала, который отражает представления иногда даже более древние, нежели зафиксированные в «Ригведе» (в частности религиозные представления племен, населявших Индию до прихода индоарийцев). Допустимо полагать, что авторы некоторых текстов принадлежали к индоарийским племенам, непосредственно не связанным с теми, из которых вышли создатели «Ригведы» и других вед. Ряд гимнов «Атхарваведы», вероятно, возник в области, лежащей к востоку от районов составления «Ригведы». Окончательная редакция памятника произошла, видимо, в VII-VI вв. до н. э., хотя отдельные части, безусловно, датируются более ранним временем. В гимнах «Атхарваведы» уже представлены религиозные и религиозно-философские идеи, получившие дальнейшую разработку в упанишадах70. В общей системе ведийской традиции этот сборник занимает особое место еще и потому, что в нем по сравнению с другими самхитами гораздо меньше заимствований из «Ригведы», но имеются весьма архаичные тексты, отсутствующие в остальных сборниках. Прежде были известны две версии «Атхарваведы* (Кашмирская Пайппалада и рецензия Шаунаки), однако недавно в Индии (в Ориссе) обнаружили новую редакцию текста, что открывает возможности для дальнейших исследований памятника. Находка новой редакции указывает и на широкий ареал распространения «четвертой веды». По содержанию она отличается от трех других: здесь даны магические заклинания, использовавшиеся в повседневных обрядах, тогда как в прочих самхитах собраны гимны, читавшиеся при отправлении культа жрецами. Поэтому некоторые ученые полагают, что «Атхарваведа» меньше подвергалась брахманской обработке, чем другие веды, где ясно прослеживается огромное влияние жреческого сословия. Вернее было бы сказать, что если «Ригведа» ритуальной стороной как бы обращена к различным группам жрецов во главе с хотаром, то «Атхарваведа» нацелена ни домашние обряды и домашнего жреца. В ее заклинаниях, наносящихся к глубокой древности, полнее отражены анимистические представления, вера в «шаманов». Ее текст вобрал элементы ннродной поэзии. Особый характер памятника был причиной тип), что жречество в течение долгого времени не признавало его священным текстом. Магические гимны «Атхарваведы» проливают свет на различные стороны жизни древнеиндийского общества — политическую прпшизацию, социальные и семейные отношения, быт, хозяйствен шли уклад и т. д. п. Таковы, например, гимны о благополучии человека, позволяющие судить о хозяйственной деятельности, ршнштии земледелия и ремесла, гимны о «единогласии в собрании* и успехах правителя (данные, касающиеся политической пикши и роли народных собраний), защите брахманов (свидетель-пин о «деятельности» жречества), свадебные тексты (семейные отношения), заклинания против болезней (данные о состоянии медицинских знаний), «астрономические сюжеты» и др. Ценность остальных двух сборников — «Самаведы» и «Яджур-неды» — как исторических источников гораздо меньше. Эти, по определению Я. Гонды, крупнейшего специалиста по ведийской чптерагуре, «литургические самхиты» не так оригинальны, поскольку в большей своей части повторяют «Ригведу». Следующий раздел ведийской литературы составляют прозаические трактаты — брахманы, толкующие ритуалы и подробно оПъясняющие систему жертвоприношений («шраута ритуалы», связанные преимущественно с жертвоприношением сомы). Эти тексты ознаменовали наступление новой эпохи в истории древнеиндийского общества, того этапа в развитии ведийской культуры, когда интенсивно складывалась сословно-кастовая система, повысилась роль брахманства и на первый план выдвинулась «пышная» обрядность. Время оформления их можно условно отнести к VIII-VI вв. до н. э., иногда предлагают и более ранние даты72. Брахманы довольно богаты сведениями о социальной, экономической, политической и культурной жизни, обычаях, организации семьи, но более всего они важны для изучения поздневедий-пшй религии, для уяснения сдвигов, происшедших в верованиях и мировосприятии древних индийцев73. В некоторых текстах («Айтарея-брахмана», «Шатапатха-брахмана») описываются различные церемонии, причем не только чисто религиозные, например коронация правителя 74. Их описания позволяют воссоздать ряд черт политической организации, уяснить статус правителей, роль народных собраний, положение отдельных социальных групп и т. д. Интересен сохранившийся в брахманах материал о географических знаниях древних индийцев, дающий возможность очертить и ареал распространения индоарийских племен и иоздневедийскую эпоху. Особенно существенны свидетельства «Шаталатха-брахманы», связанной с долиной Ганга и восточными областями Бихара75. Заключительную часть ведийской литературы образуют упа-нишады 7б. Они в отличие от брахман представляют собой религиозно-философские трактаты. Из огромного числа упанишад традиция выделяет 10-12 главных, сложившихся намного раньше остальных. Наиболее известны «Брихадараньяка» и «Чхан-догья-упанишады». Их тексты датируются примерно VII-VI вв. до н. э. «Айтарея», «Каушитака», «Кена*, «Тайттирия», «Катха», «Иша» и «Мундака» условно относятся к VI-IV вв. до н. э., а позднейшие из главных («Шветашватара», «Майтри», «Праш-на» и «Мандукъя») — к III-II вв. до н. э. Все они построены в форме-бесед, рассуждений, поучений мудрецов, содержат и некоторые мифы. По мнению В. Рубена, более ста проповедников, от лица которых изложены тексты, были реальными лицами. Данные упанишад важны для установления предпосылок возникновения буддизма и позднейших религиозно-философских систем. Собственно исторические материалы, особенно конкретные указания, в этих памятниках немногочисленны, но самые ранние из сборников служат источником, позволяющим создать картину духовной и социальной жизни поздневедийской эпохи, помогают в общих чертах проследить изменения, происшедшие в индийском обществе в VII-IV вв. до н. э. (прежде всего дальнейшее развитие государственности, образование первых крупных государств в долине Ганга, повышение роли кшатриев и т. д.). К ведийской литературе примыкает богатая литература сутр (букв, «нить», а также лаконичное предписание, сжатое правило), сочинения, которые толкуют вопросы религии, философии, науки, этики, повседневной жизни 7Т. Она относится к священному преданию (смрити). Сутры называют иногда «ведантой» (букв. «часть вед»), но, по традиции, они не входят в собственно ведийский «канон», а интерпретируют ряд вопросов, существенных для уяснения ведийских текстов. В веданту включаются ритуал, этимология, грамматика, фонетика, метрика и астрономия. Мы не всегда располагаем подробными текстами по этим дисциплинам; иногда приходится довольствоваться лишь краткими сведениями, почерпнутыми из более поздних сочинений. К веданте относятся и весьма многочисленные трактаты, касающиеся ведийского ритуала, — кальпасутры; они, как правило, подразделяются на шраутасутры, грихьясутры и примыкающие к последним дхармасутры. Шраутасутры содержат предписания относительно обряда возлияния священного напитка сомы и жертвоприношений. Эти наиболее древние тексты обычно дати- 1 руют 800(700)-400 гг. до н. э. Исследователь истории и культуры находит в этих памятниках данные о культе и религии 78. Еще более репрезентативны свидетельства грихьясутр — сборников наставлений по домашним обрядам 79. Здесь описаны церемонии, связанные с жизнью домохозяина. Наиболее древние грихьясутры относятся к тому же периоду, что и шраутасутры, однако некоторые из них несомненно более поздние. Дхармасутры по содержанию шире, чем грихьясутры, — вклю-чнют предписания, затрагивающие домашние обряды и правила 1'пмгйной жизни, регулируют социальную жизнь человека, каса-к«Ч!Л положения различных групп населения, их взаимоотношений с государством и т. д. 80. Ученые относят эти собрания ко нтмрой половине I тысячелетия до н. э., чаще всего к VI—III вв. mi н. э., но и в последнем случае принятые даты весьма условны. На основе сутр постепенно возникла обширная литература ииц'тр — научные и политические сочинения, а также сборника наставлений этического и этико-правового характера — дхарма-пшс.тры. Брахманская доктрина, отраженная в них, нередко на-кодит прямые аналогии с идейным содержанием сутр, но матери-н,'| первых более систематизирован и отличается стройностью наложения. Для лучшего запоминания они нередко писались стихами (шлоками). В шастрах представлены многие традиционные концепции, и потому предлагаемые даты составления конкретного сочинения еще не служат показателем синхронности зафиксированных в нем данных. Литература шастр постоянно привлекала внимание ученых Оигатством и разнообразием материала, чрезвычайно существенного для воссоздания различных сторон жизни древнеиндийского иГицества и государства81. Эти тексты неоднократно издавались, переводились, анализировались. Тем не менее до сих пор продолжает оставаться весьма приблизительной их датировка. Исследователи часто не могут точно соотнести свидетельства того или иного сочинения с определенной эпохой. Известные трудно-["П1 возникают и в связи со специфичностью литературы шастр. (М(и несут следы влияния брахманской идеологии, брахманских норм и установлений. И все же, несмотря на явную тенденциозность, шастры отразили особенности своей эпохи, опирались зачастую на реальные явления и факты, зафиксировали также нормы обычного права и наиболее прочные традиции. Значение термина «дхарма» очень широко, причем смысл гго неодинаков для разных эпох и меняется в зависимости от жанра литературы. Под этим словом обычно понималась совокупность этических норм, которыми должен был руководствоваться индивид в повседневной жизни. Дхармашастры были своего рода кодексами, брахманскими сборниками поучений и предписаний для членов различных социальных групп. Вместе с тем указанные тексты содержат и правовые нормы (в том числе в области уголовного и гражданского права), сложившиеся в результате длительной практики государственного управления. Создавались эти сборники определенными брахманскими шко-чами, претендовавшими на общеиндийскую значимость, имевшими, возможно, только локальное значение. Однако современный ученый вынужден принимать во внимание их свидетельства при анализе явлений общеиндийского порядка. Как говорилось, подобные сочинения входят в разряд смрити и иногда их обозначают этим термином. Традиция называет разное число сборников дхармашастр — 18, 19, 21, иногда 36 или 57 и т. д. Они заметно различаются по размеру и времени составления. Самые известные из них — «Манавадхармашастра», или «Ману-емрити», «Яджнавалкья-емрити» и «Нарада-смрити». «Ману-смрити» часто именуют «Законами Ману», хотя это не совсем точно передает смысл санскритского наименования 82. Исследователь этого текста Г. Бюлер датировал источник II в. до н. э. — II в. н. э., и данная точка зрения была принята большинством ученых. Допустимо предположить, что текст подвергался редактированию и переработке: в нем нетрудно выделить древние части и позднейшие добавления, а нередко и противоречивые сообщения, однако ясно, что составитель опирался на более ранние сочинения дхармической литературы. Сборник состоит из 12 глав, в которых рассказывается о сотворении мира, занятиях сословий, правах и обязанностях домохозяина, праве наследования, функциях царя, принципах его политики и государственном управлении, совершении различных обрядов; даются наставления для отшельников и аскетов, перечисляются нормы праведного образа жизни и т. д. Наибольший интерес для историка представляют свидетельства о положении отдельных социальных групп, в том числе шудр, а также рабов и наемных работников, о статусе четырех сословий-варн, судопроизводстве, налоговой системе и пр. «Ману-смрити» восходит к более древней традиции дхармасутр; особенно подробно разбираются нормы поведения членов четырех варн, правовой же материал, столь детально изложенный в ряде поздних дхармашастр, здесь еще не стал центральным. «Предписания Ману» были в Индии очень популярны и многократно комментировались вплоть до XVIII в. Толкования комментаторов служат подспорьем для правильного понимания трудных отрывков оригинала. В течение длительного времени самым ранним и авторитетным считался Медхатитхи (IX в.), но в 1975 г. английский ученый Дж. Д. М. Дерретт издал текст Бхару-чина, отнеся его к V-VI вв. 83. «Яджнавалкья-смрити» возникла позднее «Ману-смрити &. Лучший знаток дхармашастр, индийский ученый П. В. Кане датирует это сочинение I в. до н. э. — III в. н. э. Последняя дата кажется наиболее вероятной. (Впрочем, здесь, как и у Ману, есть сведения, относящиеся к ранней эпохе.) Материал более систематизирован, почти отсутствуют повторения. «Яджнавалкъя смрити» заметно меньше по объему, нежели «Ману-смрити» (немногим свыше тысячи шлок по сравнению с 2650), хотя в ней затрагиваются примерно те же проблемы. Четче прослеживается внимание к вопросам судопроизводства — вьявахара, тщательно разработаны правовые установления. Если у Ману они являлись частью раджадхармы (свод обязанностей царя), то у Яджна-валкьи оба раздела имеют самостоятельное значение. Сохранился ряд комментариев на этот текст (самый ранний — Вишварупы, IX в.), помогающих понять трудные отрывки и термины. Акцентирование правовой тематики ярко отразилось в «На-щ е.мрити», несмотря на то что 50 стихов сборника точно сов-iitioT с текстом Ману и многие сходны по содержанию84. По- птому, составители сборника Парады опирались на хорошо ишмые им «Предписания Ману». Вместе с тем между текстами цгствует и различие. «Нарада-смрити» меньше по объему: в фмОной редакции 1028 стихов. Лаконизм и строгая система-Mi нищи материала не помешала более детальному (по сравнению it Мппу) изложению некоторых положений; отдельные вообще встречаются только здесь. Сопоставление текстов Парады и Ядж-минилкьи свидетельствует о более позднем возникновении перво-1'и условно в IV-V вв. Центральное место в нем отведено во-ирпслм права, судебной процедуре, описанию функций судебного щипни — сабхи, сделкам, показаниям свидетелей и т. д.; этиче-iiMir предписания отступили на второй план. Поэтому «Нарада-смрити» может быть названа уже юридическим сборником, Среди источников по истории и культуре древней Индии особ-н н ком стоит «Артхашастра*. С момента находки рукописи индийским ученым Р. Шамашастри в начале XX в. и до настоящего времени этот памятник неизменно привлекает внимание исследо-цнтелей 85. Такой интерес к трактату объясняется исключитель-м i.i м богатством сведений о жизни древнеиндийского общества — и ><• у дарственном устройстве, методах управления, политике царя, системе судопроизводства, некоторых аспектах экономики, культуры и т. д. Данные «Артхашастры очень часто используются мри изучении эпохи Маурьев (IV-II вв. до н. э.), ибо составление ее приписывают Каутилье, или Чанакье, — по традиции, советнику царя Чандрагупты (вопрос об идентификации Каутильи и Чанакьи дискутируется в научной литературе и пока не получил однозначного решения). Европейские и некоторые индийские исследователи относят трактат к самому началу или первым вокам нашей эры. По мнению ряда ученых, окончательная редакция «Артха-шпстры» была предпринята в III-IV вв. Вишнугуптой, который инее в текст ряд дополнений. Хотя стихотворные части трактата птличаются от прозаических по языку и содержанию (возможно, что они более древние), его можно рассматривать как цельное сочинение, а не как результат последующих добавлений и инно-нпций. Согласно Т. Р. Траутманну, который проанализировал, прибегнув к статистическому методу, стиль трактата, дошедший до нас текст вобрал различные сочинения по аргхе86. По его мнению, три больших отдела — второй, третий, седьмой — отличны друг от друга и принадлежат, очевидно, разным авторам. Более поздний компилятор соединил несколько сочинений в одно, получившее название «Артхашастра». Поэтому едва ли допустимо определять хронологические границы всего памятника, правильней говорить о датировке его частей. Второй отдел Т. Р. Траут-манн датирует серединой Ив. н. э., а включение ряда сочинений и общий трактат — III в. ~1 «Артхашастра» отразила традиции политических школ древней Индии и реальные условия жизни. Автор специально подчеркивает, что он составил свой труд «на основании извлечений из большей части тех руководств по политике, которые были созданы древними учителями» (Артх. I. 1). Он опирался на длительную традицию артхашастры как «науки о политике», существовавшую независимо от традиций дхармы (дхармашастры) и восходящую к очень раннему времени. Более того, сравнение трактата с дхармашастрами показывает, что авторы последних при изложении политических вопросов основывались на традициях артхашастры. По своему характеру сочинение Каутильи представляет собой собрание советов и предписаний царям для лучшего управления. Автор рисует идеальную, абстрактную картину, хотя, безусловно, он учитывал общественные и государственные явления своей эпохи. Эту особенность трактата необходимо иметь в виду при использовании его свидетельств. Наиболее оправданно, думается, привлечение его данных для подтверждения и иллюстрации тех явлений, о которых говорится в датированных документах, прежде всего эпиграфических 87. Текст написан на санскрите, стиль весьма своеобразен, что затрудняет в ряде случаев четкое понимание смысла оригинала. Часто на помощь исследователям приходят комментарии, составленные, правда, значительно позднее самого трактата. Это сочинение многократно издавалось и переводилось на индийские и европейские языки; в 1959 г. опубликован русский перевод памятника. Важная веха в его изучении — новое критическое издание (а также перевод), предпринятое индийским ученым Р. Кангле, который привлек ранее неизвестные рукописи и комментарии 88. Наряду с данными поздневедийской литературы существенным источником для исследования Индии I тысячелетия до н. э. служат материалы двух эпических поэм — «Махабхараты» и «Рамаяны», до сих пор почитаемых и любимых индийским народом. Это огромные по размерам произведения, разнообразные по содержанию, неоднородные по составу. Особенно велика по размерам «Махабхарата» (примерно 85 тыс. шлок): в 8 раз превышает «Одиссею» и «Илиаду», вместе взятые. Создавалась, складывалась и редактировалась она на протяжении длительного времени. Оформление основного сюжета происходило в середине I тысячелетия до н. э. (отдельные части, вероятно, более ранние), а письменная фиксация поэмы относится уже к первой половине I тысячелетия н. э. Содержание «Махабхараты» столь многообразно, что она с полным правом может быть названа энциклопедией древнеиндийской жизни89. Исследователь находит здесь самые разные сведения — о государственном управлении, формах политической организации, социальных отношениях, экономическом развитии отдельных районов страны, нравах и обычаях населения, семейных г итишпениях, культуре — богатый этнографический и жторико-гппгрлфический материал. Поэма особенно ценна для изучения нгтории индийской философии и религии, поскольку в нейогра-ии,нг11 процесс возникновения основных религиозных, этических Н Ошлософских идей, сложения принципиальных черт индуизма, MVJn-та богов Шивы и Вишну. Вводную часть VI книги «Махаб-ипрптм» составляет одно из важнейших религиозно-философских тч мнений древней Индии, «Бхагавадгита», сыгравшая заметную роль в истории не только индийской религии, но и культуры и целом. Этот текст, очевидно, был включен в эпическую поэму шшчительно позднее, чем оформилось ее основное ядро. Ьыло бы неправильно говорить о достоверности описанных!■ «носе конкретных событий, но некоторые стороны социальной ■ шиш, общий дух эпохи удается восстановить с достаточной и-менью надежности. Впрочем, надо помнить, что в произведении мчко уживаются сообщения, касающиеся разных исторических Периодов и форм исторического бытия, — свидетельства о родо-нмх связях и прочной монархии, групповом браке и строгих Иирмах моногамной семьи и т. д. Однако в целом «Махабхарата» (правила тот этап в развитии древнеиндийского общества и госу-дирства, когда заметно усилилась роль военного сословия — кшатриев. Соперничеству их с брахманами за ведущее положение имсвящено немало страниц поэмы. Период ее оформления совпал < процессом образования государств и крупных империй в долине Редактированию подвергся и текст «Рамаяны», он претерпел i ущественные изменения. Уступая по размерам «Махабхарате» t'.'A тыс. шлок), «Рамаяна» беднее и историческими данными, котя в ней тоже имеются сведения о государственном строе, общественных отношениях, повседневной жизни самых различных глоев населения — обитателей дворцов, горожан, сельских жите- Щ'Й и др. Ученые не единодушны в вопросе об относительной хронологии обеих поэм. Полагают, что «Рамаяна» была создана позднее, но в ряде случаев она отразила более ранние события, идеи, представления. Некоторые считают, что и сюжет ее древнее основной сюжетной линии «Махабхараты». В последние годы индийские археологи работают над осуществлением специального проекта, цель которого — соотнести литературные свидетельства i материалами раскопок и проверить историческую достоверность i ообщений эпоса. Ведутся исследования в одном из крупнейших; уродов древней Индии, Айодхье, — по традиции, столице госу-цпрства царя Рамы, главного героя «Рамаяны». Индологи, занимающиеся древним периодом, часто обращают- < л к пуранам — сборникам преданий и сказаний о богах, героях, леком прошлом, генеалогию богов, династические списки, рассказы о сотворении вселенной и повествования о народах, племенах, государствах. Эти циклы составляют, как правило, ядро сборников. Сейчас ученые располагают текстами 18 главных, наиболее авторитетных пуран и множеством (свыше 70) упапуран (младших пуран) — более поздних по времени и часто лишь повторяющих главные сказания. Пураны довольно велики по объему: только в главных насчитывается более 400 тыс. двустиший (шлок). Древнейшие из них — «Ваю-пурана», «Вишну-пу-рана» и «Матсья-пурана». В них отражены наиболее ранний круг представлений и центральные сюжетные линии этого жанра литературы в целом. Пураны были очень популярны в древней и средневековой Индии; многие их сказания легли в основу более поздних памятников и до сих пор воспринимаются инду-истами как священные тексты. Более ста лет прошло со времени первого перевода на европейский язык некоторых пуран, но и сейчас ученые не прекращают споров об их происхождении и хронологии. Нет пока единого мнения о ценности и достоверности их сведений. Г. Уил-сон, пионер изучения пуран, считал эти произведения чисто религиозными и даже сектантскими, связанными исключительно с шиваизмом и вишнуизмом. Значение их как исторических источников долго отрицалось. Они рассматривались лишь в качестве сочинений по мифологии и религии. Постепенно отношение к пуранам менялось. Были выявлены их древние корни, а сопоставление с материалами эпиграфики, нумизматики, литературой шастр показало ценность их свидетельств для изучения индийской истории. Важная роль в этом принадлежит Ф. Е. Паргитеру, глубоко проанализировавшему их исторические данные. Пураническая литература действительно содержит довольно много легендарных сообщений, существенных в первую очередь при изучении мифологии; немало тут и материала по религии. Вместе с тем в пуранах имеются данные об общественных отношениях, политической организации древних индийцев, их духовной жизни, традициях; сведения, полезные для решения проблем исторической географии и этногенеза. В ряде случаев их материал является единственным источником, позволяющим воссоздать политические события и хронологию. Можно полагать, что задолго до сложения пуранических циклов индийские барды исполняли баллады о царях и мудрецах, сотворении мира и подвигах героев. Эти баллады и предания затем составили единые собрания. Иначе говоря, ядро сказаний восходит к очень раннему периоду, а их оформление в целостные повествования о древности совершалось на протяжении веков; редактирование осуществлялось разными школами. Поэтому здесь встречаются данные, относящиеся к I тысячелетию до н. э. и к началу II тысячелетия н. э. Тексты наиболее древних из дошедших до нас пуран датируются IV-VI вв. г Многие десятилетия исследователи истории и культуры древней Индии опирались, как правило, на сочинения брахманской литературы и почти совсем игнорировали буддийские и джайн-ииио тексты — результат общего традиционного подхода к индийский культуре, рассматривавшейся с позиций брахманской обра-ишшиности. Далее в конце XIX в. в европейской науке преобладали точка зрения о второстепенной роли буддизма и буддийской куп-туры. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|