ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЦГПБ им. Н.А.Некрасова 3 страница"Учениками И. П. Минаева, продолжившими исследование этих проблем, были Ф. И. Щербатской и С. Ф. Ольденбург. Имя Ф. И. Щербатского — одно из самых почетных в истории мировой индологической науки. Велик его вклад в изучение древней буддийской философии; всеобщую известность получили книги «Теория познания и логика по учению позднейших буддистов» (ч. 1-2, СПб., 1903-1909), «The Central Conception of Buddhisni and the Meaning of the Word „dharma"» (L., 1923), «The Conception of Buddhist Nirvana» (Leningrad, 1927), «The Buddhist Logic* (vol. 1-2. Leningrad, 1930-1932). Ф. И. Щербатской издал ряд древних трактатов по буддийской философии. Широту научных интересов демонстрирует творчество С. Ф. Ольденбурга. По его инициативе была создана «Библиотека буддика», принесшая славу отечественной буддологии. Он занимался также древнеиндийской мифологией, литературой, религией, искусством, исследовал древние памятники индийской культуры в Центральной Азии, обнаруженные русскими экспедициями, в том числе уникальные индийские рукописи. Важные буддологические работы были созданы О. О. Розенбергом и Е. Е. Обермиллером. В 1927 г. С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Щербатской и М. И. Ту-бянский с полным основанием смогли заявить: «По совокупности своих достижений русская буддология должна по справедливости считаться первой в ряду европейских»1*0. Дореволюционная русская индология основное внимание уделяла изучению религии и литературы древней Индии; вопросы экономики, общественных отношений и даже политической истории разрабатывались значительно меньше. И все же, несмотря на известную односторонность тематики, русская индология (особенно буддология) добилась выдающихся успехов. Ее представи- и-лей всегда отличали высокий профессиональный уровень, оригинальность подхода к исследованию, подлинное уважение к индийскому народу, его культуре. После 1917 г. начался качественно новый этап в изучении Индии, Пробуждается интерес к вопросам гражданской истории м социально-экономическим отношениям в древности; памятники литературы и искусства рассматриваются с позиций историзма. Особенно показательна деятельность в эти годы С. Ф. Ольден-оурга. В своих работах он по-новому ставит проблемы происхождения индийского искусства, подчеркивает важность археологических находок, одним из первых в мировой науке и первый и отечественной индологии он оценил огромное значение раскопок Хнраппы39. Данные эпиграфики — «богатый источник для истории экономики и борьбы классов»40, — сведения джатак, материалы Панини и «Артхашастры» служили, по мнению С. Ф. Оль-денбурга, основой для реконструкции социально-экономических отношений в древней Индии. По инициативе ученого в 1930 г. в Институте востоковедения ЛИ СССР, который он в то время возглавлял, приступили к пере-поду «Артхашастры» на русский язык. Была создана специальная группа под руководством Ф. И. Щербатского, и уже в 1932 г. основная часть работы была завершена (перевод I Отдела трактата осуществил сам С. Ф. Ольденбург). Серьезное внимание уделялось в эти годы вопросам методологии. Решающим было освоение советскими индологами теории исторического материализма. Глубоко изучались статьи К. Маркса, касающиеся Индии: «Британское владычество в Индии», • Ост-Индская компания, ее история и результаты ее деятельности», «Будущие результаты британского владычества в Индии» и др.41, многие работы К. Маркса и Ф. Энгельса («Капитал», «Анти-Дюринг»), содержащие ссылки на индийский материал, на факты истории страны42. Раскрытие К. Марксом исторической роли сельской общины имело большое значение для развития современной индологии. Он пришел к выводу, что индийская община, представлявшая собой экономически самодовлеющее целое и сохранившаяся до нового времени, являлась пережитком древнего института. Только учитывая это обстоятельство, можно установить особенности общественных отношений, государственного строя, идеологических воззрений в ранние периоды истории Индии, культуры и быта населявших ее племен и народов. К. Марксу принадлежит также определение восточной деспотии. До него существование этой формы правления в ряде стран Востока в древности и средневековье объясняли главным образом спецификой психики восточного человека. К. Маркс первый связал причину возникновения деспотии с общественно-экономическими факторами — условиями материального производства, делавшими необходимым для государства выполнение некоторых экономических функций (прежде всего организацию обществен- ных работ), отношениями и особенностями социальной структуры. В его работах содержится много ценных замечаний об ирригации в Индии, религиозных верованиях и т. д. Под влиянием марксизма в советской индологии возрос интерес к изучению нового и новейшего периодов истории Индии (в дореволюционное время не получившее развития), причем в процессе этого изучения все отчетливее выяснялось, в какой огромной мере настоящее Индии коренится в ее далеком прошлом. Именно от исследования новой и новейшей истории страны пришли к проблемам средневековья И. М. Рейснер и К. А. Антонова, древности и раннего средневековья — А. М. Осипов. С середины 40-х годов изучению древней Индии стали уделять специальное внимание. В ряде случаев (например, при составлении учебных пособий) о ней иногда приходилось писать неиндологам43. В послевоенный период начали публиковать работы советские ученые, сделавшие рассмотрение проблем древней Индии своей специальностью. Первой такой работой была небольшая монография А. М. Осипова «Краткий очерк истории Индии до X века» (М., 1948); нужно указать и на статью Д. А. Сулей-кина «Основные вопросы периодизации истории древней Индии» («Ученые записки Тихоокеанского института». Т. 2, М., 1949). Уже в них были поставлены вопросы, на разработке которых в дальнейшем сосредоточили усилия наши историки, — классовая структура древнеиндийского общества, периодизация его истории, формы эксплуатации, характер государства, идеология. В последующие десятилетия серьезное внимание уделялось изучению политической истории, хозяйственной жизни и общественно-экономических отношений, сословно-кастового и государственного строя. Этими проблемами активно занимаются Л. Б. Алаев, А. А. Вигасин, Б. М. Медведев, А. М. Самозванцев. Традиции в области изучения древнеиндийской культуры и религии успешно продолжают Ю. М. Алиханова, В. Я. Васильков, В. В. Вертоградова, П. А. Гринцер, И. Д. Серебряков, Э. Н. Тем-кин, В. Г. Эрман и др. Усилиями О. Ф. Волковой, Т. Я. Елиза-ренковой, В. И. Кальянова, С. Л. Невелевой, Б, В. Смирнова, В. Н. Топорова и других были полностью или частично переведены и опубликованы многие памятники древнеиндийской литературы — «Ригведа», «Атхарваведа», наиболее важные упаниша-ды, многие части эпических поэм «Махабхарата» и «Рамаяна», политический трактат «Артхашастра», буддийский текст «Дхам-мапада», сборник избранных произведений прославленного Ка-лидасы, некоторые драмы, сборник нравоучительных рассказов «Панчатантра» и санскритских джатак «Джатакамала», новое, исправленное издание перевода «Законов Ману». Расширяется круг тем по истории, филологии и лингвистике. Проводятся археологические раскопки в Средней Азии, уже давшие ценные свидетельства о связях ее народов с Индией в далеком прошлом. В целом русские индологи развивают лучшие традиции отечественной науки. * ft * Краткий обзор истории изучения древней Индии позволяет определить главные направления исследований, их характер и i нецифику в различные периоды развития индологии и в разных нпдологических школах. Тематика исследований, разумеется, шнисела и от накопления материала. Поскольку раньше всего пала известна религиозная литература индуизма, постольку объ-иктими изучения были преимущественно ведийская религия и индуизм. Когда же во второй половине XIX в. достоянием ученых птила буддийская литература, большое место заняло исследование буддизма. К концу XIX в. с развитием эпиграфики и нумизматики появились возможности для восстановления основных фактов политической истории. Открытие в начале XX в. рукописного текста «Артхашастры» привлекло внимание к истории общественной мысли и государственности. Успехи археологии п XX в. позволили обратиться к самым ранним периодам развития древнеиндийской цивилизации. Однако и сейчас проблемы истории древней Индии нельзя считать достаточно разработанными. Наименее изученными продолжают оставаться социально-экономические проблемы. Правда, в 60-70-е годы вышло немало работ по экономике, но в них освещаются преимущественно вопросы ее структуры и формы хозяйственной деятельности. До сих пор недостаточно исследованы аграрные отношения, такие кардинальные проблемы, как рабовладение, наемный труд, характер древнеиндийского государства и т. д. Пожалуй, лишь сословно-кпстовые отношения были и остаются предметом многостороннего изучения. Но даже проблемы, над которыми индологи работали активнее всего, — политическая исторля, история культуры, религии, итногенез — еще весьма далеки от окончательного решения. Социальные корни религиозных учений, роль в их возникновении племенных верований, соотношение государственных и народных культов пока еще не стали (за редкими исключениями) темой специальных работ. Уже собран и систематизирован доступный фактический материал, но кардинальные сдвиги могут, по-видимому, произойти лишь в результате открытия новых источников— литературных, археологических, эпиграфических и пр. Таковы вкратце главные достижения мировой индологической пауки, таковы основные проблемы, которые решались учеными и которые еще предстоит решить, чтобы воссоздать в полной мере политическую, социальную и культурную историю древней Индии. Интенсивная работа индологов разных стран мира — налог того, что эта сложная, но необходимая задача в недалеком будущем может быть осуществлена. Источники. Общая характеристика Степень изученности любого исторического периода в значительной мере зависит от источников, которыми располагает исследователь. Однако число их не является определяющим фактором: многое зависит от особенностей сохранившихся памятников. Исследователь древней Индии часто имеет дело с весьма своеобразными текстами44. Большая часть дошедших до нас литературных произведений — религиозно-философские сочинения, многие из них создавались представителями брахманской прослойки, отвечали их интересам, отразили их взгляды и установки. Конфессиональной тенденциозностью страдали также буддийские и джайнские сочинения. Хорошо известно, что в древности очень сильна была традиция устной, из поколения в поколение, передачи текстов, при этом старались сохранять их первоначальный смысл. Ряд текстов был письменно оформлен лишь в первые века нашей эры, хотя до того они передавались на протяжении столетий. Допустимо думать, что зафиксированы были далеко не все произведения устного творчества. Самые ранние из литературных памятников — гимны «Ригведы» составили единое собрание, как полагают ученые, в конце II тысячелетия до н. э. (есть мнение и о более поздней кодификации)45. Древнейшие эпиграфические документы относят к IV в. до н. э. Согласно цейлонской традиции, буддийский канон на языке пали был записан на Ланке (Цейлоне) в I в. до н. э. Устная передача сочинений (эпического, религиозного и даже законодательного характера) лежала в основе системы светского и религиозного обучения. Кроме того, сейчас уже ясно, что до нашего времени не дошла значительная часть ранних текстов. Немало оригинальных рукописей, очевидно, погибло из-за влажного индийского климата, большинство сочинений известно в очень поздних списках. Эпиграфика. Надписи — один из важнейших источников по истории и культуре древней Индии46: они часто бывают единственным датированным источником наших знаний о каком-либо периоде, явлении, событии. Так, эдикты царя Ашоки (III в. до н. э.) — единственные надежные и синхронные документы по истории правления этого царя и всей маурийской династии. Благодаря эпиграфическим материалам, как правило, решаются многие проблемы хронологии. В отличие от повествовательной литературы (брахманские сутры и шастры) надписи обычно просто фиксируют определенные события и отдельные факты политической и культурной истории. Так, знаменитая надпись Рудрадамана из Джунагадха (150 г. до н. э.) рассказывает о сооружении водоема и ирригационных работах при Чандрагупте, Апгоке и Рудрадамане. Сведения о пожертвовании земель и различных дарах храмам от царей, чиновников, богатых мирян позволяют составить представле- и im о реальных отношениях того времени. В противоположность иимятникам литературы, которые неоднократно подвергались редактированию, эпиграфические документы более точно фиксируют дух и особенности своей эпохи47. Они весьма ценны тем, что сообщают о синхронных или изве-» nihix их авторам фактах, не восстанавливаемых по произведе-iiiMiM повествовательного характера. Значение эпиграфических документов особенно возрастает, |ч-ни их свидетельства получают подтверждение или находят ана-ишчш в других памятниках словесности. Это дает возможность Оплпе полно реконструировать реальные факты прошлого и вместе II тем объективнее оценить сообщения письменных источников. Для изучения государственного строя Маурийской империи, например, весьма важно совпадение материалов эдиктов Ашоки, • Лртхашастры» и «Индики» Мегасфена48. В то же время использование надписей связано с немалыми трудностями. Прочтение и перевод эпиграфических памятников, скиданных много столетий назад и сохранившихся не полностью, весьма сложны. Большинство документов написано шрифтом Прахми, как правило, текст не разделен на предложения и слова. Хотя с момента расшифровки Дж. Принсепом первых надписей ми брахми прошло почти 150 лет, исследователи еще довольно чисто сталкиваются с загадками при их прочтении и трактовке49. Mr редко перед учеными встают проблемы датировки эпиграфических памятников. Особенности шрифта, языка и содержания текста помогают установить хронологические рамки источника, ип границы эти порой столь широки, что ценность документа резко снижается. В тех же счастливых случаях, когда надпись содержит указание на время ее составления (чаще всего имя царя или дату по принятой эре), ее материалы сразу же приобретают особый интерес. К числу недостатков эпиграфических памятников как источников по истории и культуре можно отнести наличие во многих и;) них панегирических элементов, иногда заслоняющих реальные события. Это типично прежде всего для надписей — прашасти (панегирические и посвятительные), обычно прославляющих правителей и богатых дарителей. Однако и они иногда выступают ценным источником. Так, одним из самых важных документов гуптской эпохи (прежде всего для воспроизведения событий политической истории) является знаменитая Аллахабадская надпись, которую связывают с годами правления царя Самудрагуп-ты (IV в. н. э.). Этот своего рода панегирик, составленный сановником Харишеной в честь блистательных военных побед царя, содержит информацию о проведенных им походах, завоевании конкретных областей и т. д. Существенная особенность большинства эпиграфических документов — их лапидарность, сравнительно незначительные размеры: многие включают лишь несколько строк. Это, вероятно, объясняется исключительной трудностью нанесения текста на такие «писчие материалы», как камень и металл, и характером древних надписей. По содержанию они обычно подразделяются на государствен Государственные надписи дают материал для изучения различных аспектов жизни древнеиндийского общества — политиче- | ской истории, государственного управления, социально-экономиче- ■ ских отношений и т. д. Письменная традиция выделяет несколько: типов царских эдиктов и указов (раджа-шасана) — надписи,; регистрирующие дары (дана-шасана), надписи в честь особых благочестивых деяний царя (прасада-шасана) и т. д. Сохранилось множество дарственных надписей — о дарении царем религиозных сооружений (пещер, ступ, храмов) отдельным монахам, группам монахов, сектам и т. п. Эпиграфические документы нужно различать и по материалу, на который они нанесены. Чаще всего тексты высекались на камне (скалах, колоннах, плитах, кирпичах), металле (пластинках), керамике, дереве и, реже, кости. Древние надписи, сделанные на дереве, из-за влажного индийского климата до нас не дошли. Крайне мало документов сохранилось и на древесной коре. Судя по сообщениям грека Неарха и шастр, в древности писали и на тканях. Материалом для письма служили и пальмовые листья. Очевидно, на них первоначально наносились царские и частные документы, а затем уже наиболее важные из них высекались на камне. Большая часть древних документов на пальмовых листьях исчезла. Сохранились лишь немногие (относительно позднего времени) из Северной Индии (Кашмир), а также ряд манускриптов за пределами страны, прежде всего в Центральной Азии (преимущественно буддийские тексты). Уже говорилось, что в основном древнеиндийские надписи выполнены шрифтом брахми. Его происхождение — до сих пор одна из трудных загадок, но ясно, что за долгую историю индийской письменности брахми прошел несколько этапов развития. С III в. до н. э. на Северо-Западе Индии получил распространение и шрифт кхароштхи. Ряд надписей индо-греческих правителей и даже отдельные надписи эпохи Ашоки были составлены на греческом. Арамейское письмо употреблялось в тех областях Северо-Западной Ин- л нии, которые некогда были провинцией Ахеменидской империи. Им была выполнена и часть эдиктов Ашоки — в «западных пПлнотях» его империи (совр. Афганистан). Кроме того, в последний годы в руки ученых попали билингвы (эдикты Ашоки на гроческом и арамейском). Самыми древними эпиграфическими документами на «старо-тлмильском»* языке являются обнаруженные в Тамилнаде по-гилтительные надписи, выполненные особым южным вариантом брахми и относящиеся к II—I вв. до н. э. (их издатель И.Махадэван называет эти надписи «тамило-брахми»). Пола-пмот, что это письмо легло в основу тамильского и других иилднейших южноиндийских шрифтов. Широкое распространение тамили относится уже к эпохе раннего средневековья. Из дошедших до нас надписей древнейшие составлены на раз-пжорных языках — пракритах, которые причисляются исследователями к среднеиндийским. Сначала их употребляли только в устной речи, а затем стали пользоваться ими для записи текстов (примерно с IV—III вв. до н. э.)50. На пракритах были составле-N м эдикты Ашоки; язык их отдельных версий в определенной мере отражал специфику и особенности местных диалектов 51. В эпиграфических документах Северной Индии санскрит начали применять во второй половине I в. до н. э. и особенно широко лишь с конца III в. н. э. В Южной Индии санскритские надписи появились позже — в конце III — начале IV в., хотя влияние санскрита прослеживается и в более ранний период. Надписи индо-парфянского и кушанского периодов демонстрируют смешение пракритских и санскритских форм sz. Ряд документов был составлен на так называемом гибридном санскрите 53. Санскрит последовательно вытеснял пракриты, но они еще долго бытовали, прежде всего в частных документах как своего рода народные наречия. Государственные эдикты все чаще писались на санскрите, который искусственно вводился многими правителями. При Гуптах (IV-VI вв. н. э.) он стал основным языком эпиграфических документов. Среди неиндийских памятников нужно отметить клинописные надписи ахеменидских правителей, в первую очередь Дария I. В них упоминаются некоторые области Северо-Западной Индии, входившие тогда в персидскую империю. Существенные материалы по истории древней Индии дает археология. Для некоторых периодов ее данные выступают важным дополнением к письменным и эпиграфическим свидетельствам, но для ряда эпох они — единственный источник наших знаний 54. Огромный по времени период — от складывания первых человеческих коллективов на Индостане и до появления древнейших письменных памятников — восстанавливается по материалам археологии. Благодаря ей мы узнаем о хозяйственной деятельности самых ранних обитателей страны, об их материальной и духовной жизни. С помощью археологических данных решаются и важнейшие этногенетические проблемы. 2 Зак. 3843 Древнейшая цивилизация Индии — хараппская — пока реконструируется почти целиком на основе археологических свидетельств, причем эти свидетельства настолько существенны, что позволяют проследить этапы развития хараппской культуры, ее возникновение и упадок, наметить особенности политической организации и образа жизни населения. Особый интерес представляют раскопки многослойных поселений и городов, упоминаемых в письменных источниках и игравших важную роль в историческом развитии страны (одна из широко обсуждаемых проблем — соотнесение археологического материала со свидетельствами эпоса)55. Исследования, например, в Хастинапуре, известной по эпосу, вскрыли слои от середины II тысячелетия до н. э. и до средневековья- Ученые смогли определить главные этапы в истории поселения, проверить историчность ряда сообщений «Махабхараты». Теперь мы знаем о судьбе Хастинапуры и в период создания крупных государств в долине Ганга в VI—III вв. до н. э. Весьма результативной оказалась работа экспедиции Б. Б. Лала в Шрингаверапуре (в 35 км от Аллахабада), упоминаемой в «Рамаяне». Исключительную научную ценность имели итоги многолетних раскопок под руководством Дж. Маршалла в Таксиле — крупном городе и торговом центре Северо-Западной Индии (совр. Пакистан). Удалось восстановить его историю на протяжении веков, решить неясные до того вопросы политического статуса города, его роли в отдельные периоды истории страны. Полученные сведения позволяют судить об экономике Таксилы, ее торговле, связях с другими странами 56. Археологические данные, таким образом, заполнили значительные лакуны в представлениях о северозападных областях Индостана. Для реконструкции ранней истории Восточной Индии большой материал дали раскопки в Каушамби, Раджагрихе, Патали-путре, Ахиччхатре, Тамралипти (совр. Тамлук) и прочих местах &7. Раскопки в Арикамеду (Южная Индия) установили существование римской фактории, подтвердив сообщения письменных источников о тесных контактах древней Индии с Римом 58. С каждым годом в Индии и Пакистане все шире развертываются археологические исследования, обогащающие науку новыми материалами. И не случайно историки все чаще прибегают к помощи археологии. Ученые, занимающиеся историей и культурой древней Индии, обращаются также к памятникам искусства и архитектуры (живопись, скульптура, жилые постройки, храмы) и т. д. Фрески Аджанты, скажем, рассказывают не только о культуре, но и об обычаях, этническом составе населения, а скульптурные изображения на воротах, окружающих знаменитую ступу в Санчи,— о повседневной жизни и социальных отношениях 59. Данные нумизматики — тоже весьма надежный источник. Ведь значительное число монет можно датировать довольно точно или соотнести с тем или иным историческим периодом. Ну- минматика нередко помогает и установлению хронологии архео-(им'ических комплексов. Ученые исследуют изображения и легенды на монетах, метил, из которого они сделаны, вес и форму, прослеживают, как инОольшие куски металла, служившие средством обмена, постепенно превращаются в монеты правильных форм и определенного nwrn. К настоящему времени создана строгая их классификация и кшшсимости от металла, веса, формы, районов распространения, что дает возможность анализировать нумизматический материал; удпется определить типы монет, связанные с конкретными этапами древнеиндийской истории. Материалы нумизматики особенно ценны для воссоздания политической и экономической истории страны. Примечательно, что события политической жизни индо-греческого и кушанского периодов в немалой степени восстановлены на основании нумиз-мнтических данных. Ареал распространения различного типа монет может указы-вить на территориальные границы политического образования. Тп ким путем ученые стараются установить границы Кушанской империи, империи Сатаваханов и т. д. Свидетельства нумизматики зачастую оказываются единственным источником, более достоверным иногда, чем даже письменные памятники. Без ее митериалов не были бы прочитаны многие интереснейшие страницы политической истории древней Индии. Однако значение нумизматики шире: с ее помощью мы можем составить представление и о других сторонах жизни общества и государства, прежде «euro об уровне экономического развития страны. Сам факт появления монет служит в этом смысле известным показателем. Изучение их позволяет в общих чертах определить степень развития товарно-денежных отношений, а отсюда уточнить и другие во-п [юсы — направление и характер торговых связей (наличие местных и иностранных монет, влияние иноземного чекана), а следовательно, и меру чужеземного воздействия в целом. Материалы нумизматики очень полезны и при изучении культуры и религии тех или иных периодов древнеиндийской истории, являются источником для филологов и палеографов. Письменные памятники древней Индии довольно разнообразны — эпические поэмы, астрономические трактаты, драмы, буддийские притчи, брахманские шастры, пураны и т. д. Все эти тексты датируются весьма условно, и их соотнесение с конкретной исторической эпохой вызывает большие трудности и чревато опасностью серьезных ошибок. Далеко не каждый письменный памятник может быть источником для исторического исследования. Кроме того, несмотря на успехи индологии, многие из них фактически еще не введены в научный оборот. Из дошедших до нас сочинений древнейшими являются веды — священные тексты, которые традиция рассматривала как шрути (услышанное) и считала результатом божественного откро-шшия в противоположность преданию смрити (запомненное), L куда входят более поздние сборники этико-правовых предписаний, ритуальные тексты. Обширную ведийскую литературу обычно подразделяют на несколько групп. К первой относят самхиты — сборники гимнов, заклинаний и молитв. Сохранилось четыре таких сборника — «Ригведа» (гимны), «Самаведа» (песнопения), «Яджурведа» (жертвенные формулы и толкования) и «Атхарваведа» (магические формулы). Каждому из четырех сборников, согласно традиции, соответствуют брахманы — прозаические объяснения более ранних текстов и ритуальных формул, араньяки (букв, «лесные книги»)—наставления для отшельников и людей, временно удалившихся в леса, и упанишады — религиозно-философские трактаты. Значение ведийской литературы для исследователей древней Индии поистине огромно 60. Она дает знания об историческом периоде, связанном с расселением индоарийских племен в Северной Индии, освоением долины Ганга, эволюцией политического и общественного строя этих племен, возникновением государственности и т. п. 61. Датировка ведийских сочинений — задача чрезвычайно сложная. Абсолютная хронология, как правило, не установлена. Отдельные сочинения не представляют собой однородного целого: они складывались в течение длительного периода в разной этнической среде, устно передавались из поколения в поколение, подвергались обработке и редактированию, т. е. вобрали в себя различные по времени тексты. К тому же существует огромный временной разрыв между оформлением устных собраний и их записью. Немалые трудности сопряжены с необходимостью адекватного понимания смысла текстов62. Комментарии, выполненные в рамках той же ведийской традиции, далеко не всегда способствуют его уяснению63. Наконец, чрезвычайно архаичен язык ведийских сочинений — ведийский санскрит 64. Самой ранней и важной из самхит является «Ригведа» — своего рода антология гимнов, обращенных к богам, собрание молитв и мифологических сюжетов. Текст ее известен нам в рецензии, включающей десять мандал (книг) — 1028 гимнов. Мнения ученых по поводу датировки сборника весьма различны. Некоторые исследователи (главным образом индийские) относят время его создания к III и IV тысячелетиям до н. э. или даже к еще более отдаленной эпохе 65. В настоящее время на основании лингвистических данных сведение гимнов в сборник датируется рубежом II и I тысячелетий до н. э., хотя некоторые гимны или их части (речь идет об отраженных в них идеях и представлениях) восходят, вероятно, к периоду индоиранской и индоевропейской общности. Как единый памятник «Ригведа» складывалась на территории Индии, но отдельные тексты связаны и с районами, по которым двигались индоарийские племена. Особая близость ее обнаружи- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|