Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 12 страница




С маурийско-шунгским периодом допустимо связать ряд мятников литературы. Автор «Махабхашьи» Патанджали, разб рая сутры Панини, привлек материал своей эпохи и сохранил ценные свидетельства о ее культуре. Этот труд демонстрирует знакомство его создателя с ведийской литературой, литературой сутр и шастр16, с некоторыми эпизодами, рассказанными в «Мп-хабхарате», со многими эпическими героями, наконец, с поэтичп-скими произведениями типа «кавья», в которых к этому времени уже наметилось воспевание любви и природы в качестве одной из ведущих тем. Более того, он и сам составил несколько стихо­творных отрывков в стиле «кавья» .

Ученые обратили внимание на различные метрики стихои в комментариях Патанджали, что предполагает длительную пред­шествующую традицию. Помимо поэтических произведений ему 'были известны и фольклорные повествования. Очевидно, в тот - период складываются и отдельные сочинения на пракритл В «Махабхашье» (IV. 3.101) упоминается поэма Вараручи (v rarucam kavyam), о котором сообщают и более поздние исто ники.

Приписываемый Каутилье трактат по политике — «Артхаш ра» — был составлен, согласно мнению современных исследо телей, в начале I тысячелетия н. э., но отраженный в этом со-нении материал, безусловно, может быть соотнесен с рассматр ваемой эпохой18. Автор (или авторы) трактата опирался на болов древнюю традицию «политической науки» 19, прекрасно был осип-домлен в вопросах государственного управления и культурной жизни, знал о научных достижениях, системе образовании


*Артхашастра» могла быть создана лишь в обществе, достигшем высокого уровня развития (и не только в разработке политической теории, но и культуры в целом).

Помимо светской литературы20 большое распространение по­лучила собственно религиозная литература — буддийская в джаинская. Выше указывалось на перечисление в эдиктах Ашоки ряда буддийских текстов, названия которых ныне отождествля­ются с конкретными сутрами палииского канона. Датировать их определенным временем весьма затруднительно, но вполне логич­но увязать один из этапов их оформления с маурийско-шунгской эпохой.

К рассматриваемому периоду можно отнести и оформление буддийского канона на пали, записанного, согласно традиции, на Цейлоне в 80 г. до н. э. В шунгский период, очевидно, сложи-1ись джатаки, во многом связанные с местной фольклорной тра­дицией. В это время уже существовала и лирическая поэзия, <> чем ярко свидетельствуют стихотворные собрания — «Тхера-гптха» («Стихи монахов») и «Тхери-гатха» («Стихи монахинь»), Несмотря на буддийскую окраску, эти сочинения являются прекрасным образцом поэтического творчества древних ИНДИЙ-П-В 21.

С рассматриваемой эпохой можно связать и некоторые сочи-пгния литературы дхармасутр. По мнению крупнейших совре­менных специалистов по этому разделу древнеиндийской словес­ности (П. В. Кане, Л. Стернбаха, Р. Лэнга, Дж. Д. М. Дерретта), • Гаутама-дхармасутра» была оформлена в 600-400 гг. до н. э., ■Наудхаяна» — в 600-300 гг. до н. э., «Апастамба* — в 450-

J';0 гг. до н. з., «Васиштха-дхармасутра» — в 300-100 гг. до н. э.22. Несмотря на условность любых точных дат такого рода, можно ■■ определенностью говорить о том, что формирование дхармасутр проходило в маурийско-шунгскую эпоху. Эти сочинения, хотя и

■ жданные в русле ортодоксальной традиции и отразившие явные «■рты именно брахманской тенденциозности, опирались на реаль­нее факты жизни и исходили из общественных и культурных \ч ловий, характерных для второй половины I тысячелетия до н. э. Поэтому их сведения о системе образования, обычаях и устано-мшщихся нормах представляют несомненный интерес для пони-

i.iиия общих процессов культурного развития.

К несколько более раннему времени, чем дхармасутры, могут ■■II ть отнесены шраута- и грихьясутры 23. И хотя эти сочинения

■ и; бы обращены к «ведийской Индии» и почти не отразили тех

■ 'чественно важных изменений, которые произошли в духовной - изни страны в связи с появлением и укреплением таких рели-

 

■нозно-философских систем, как буддизм и джайнизм, они, не-

■мотря на специфику содержания, также включают некоторые ' шные о культурном развитии Индии во второй половине I ты-ччелетия до н. э.24.

Щраута- и грихьясутры интересны для нас прежде всего как чцдетельства дальнейшего развития ведийской литературной тра-


диции, показатели ее многообразия и популярности (в том число и в областях Южной Индии), в них содержатся упоминания об астрономических познаниях, строительном искусстве, музыке, системе образования и т. д. Ценность этих материалов, несмотря на их малочисленность и подчиненность главной — ритуальной — теме, состоит в том, что они отражают преимущественно общин­ную жизнь, «сельскую культуру», долго и стойко сохранявшую свои древние традиции.

Театр и музыка. На основании ряда материалов исследователи пришли к выводу о существовании в изучаемую эпоху драмы я драматургических произведений25. Уже Панини (IV. ЗЛЮ) упп минал руководства для танцоров и мимов (natasutra), а Патанд жали сообщал о некоторых драматических представлениях по мотивам древнеиндийского эпоса, об актерах, о сутрадхаре, кото рый по законам древнеиндийской драмы первый выходил ни сцену и объявлял название драмы26.

Во многих источниках имеются данные о музыкантах, певцах. различных музыкальных инструментах. Особенно интересны'' сведения сохранились в труде Панини, который относит в разряд искусства (шильпа) не только инструментальную музыку, но и пение и танцы27. Панини говорит о своего рода оркестре, группи: музыкантов. Такого же типа группы изображены в скульптурны сценах Бхархута.

Архитектура и изобразительное искусство. Судить об искус стве домаурийского периода весьма затруднительно: архитектур ных и скульптурных памятников осталось крайне мало (можно назвать, например, развалины городских стен и укреплений» древней столице Магадхи — Раджагрихе)28. Это объясняется. видимо, тем, что дерево, главный строительный материал, в кли матических условиях Индии быстро разрушалось. По мнению А. Л, Бэшема, переход от дерева к камню был вызван постелен ным исчезновением лесов в наиболее населенных и цивилизован ных районах Индии29. Широкое использование камня для изго товления предметов искусства начинается лишь в эпоху Шунгоп Даже при Маурьях камень, хотя и стал более употребителен, еще не сделался основным материалом в индийской архитектуре и скульптуре.

У античных авторов, прежде всего у Мегасфена, содержится описание Паталипутры и царского дворца Чандрагупты: город был окружен тыном, а дворец построен из дерева. Раскопки древ­ней Паталипутры подтвердили правильность этих свидетельств, Уже исследования Л. Уодделя показали, что вокруг города дей­ствительно находились деревянные стены30. По сообщению китай­ских паломников, в годы правления Ашоки эти стены были заменены или дополнены каменной кладкой. Более поздние раб» ты Д. Спунера открыли остатки дворца Ашоки, в том числе зил «ста колонн», и позволили установить, что первоначально колон ны были деревянными31.


Хорошая сохранность деревянных деталей заставляет думать,

его древесину подвергали специальной обработке. Д. Спунер,

руководивший раскопками царского дворца в Паталипутре, писал:

■■Степень сохранности является почти невероятной. Бревна, из

мш>рых сложен зал, остались такими же гладкими и имеют та-

i пй же вид, как в тот день, свыше двух тысяч лет назад, когда

ми были уложены... чудесно сохранившиеся балки, края которых

iчищены настолько совершенно, что нельзя различить линий

п.1ка, вызвали восхищение всех присутствующих» 32. Еще долго

после падения державы Маурьев дворец Ашоки поражал своим

■ чиершенством всех, кто видел, его. Китайский путешественник
1>а Сянь, посетивший Индию более чем восемь столетий спустя,

'•мл потрясен величием этого необыкновенного сооружения и писал, что тот не мог быть творением человеческих рук и создан небожителями.

Царский дворец и зал «ста колонн» в Паталипутре несут на > <'йе следы влияния ахеменидской архитектуры, но мнение неко-юрых ученых (Д. Спунер, В. Смит) о повторении персепольского оригинала не может быть принято33.

Широкое применение дерева в городском строительстве под-шерждают раскопки ряда других древних городов, в частности и Шишупалгархе (Орисса), где найдены остатки деревянных троений 34.

Интересные археологические материалы были получены ин-1,ийскими археологами при раскопках Каушамби 35 и Вайшали36, ■| го позволило соотнести эти данные со свидетельствами буддий-

■ ких, джайнских и брахманских сочинений зт. В Каушамби,
■I частности, были открыты остатки буддийского монастыря (по
мнению Дж. Р. Шармы, знаменитого Гхошитарамского). В целом
чпурийско-шунгская эпоха была временем расцвета городов —
центров не только ремесла и торговли, но также науки и куль­
туры 38.

Каменные сооружения эпохи Маурьев представлены в основ­ном пещерами для монахов. В надписях Ашоки упоминается

■> дарении их адживикам. Знаменитые пещеры Нагараджуни

■озданы в годы правления Дашаратхи, и каждая из них содер­жит его посвятительную надпись. Стены пещер шлифовались. it последующие эпохи небольшие пещеры, строившиеся при Мпурьях, сменились пещерами довольно значительных разме­ров — таков, к примеру, пещерный храм в Карли, датируемый f в. до н. э.

Одним из характерных образцов искусства маурийского пе­риода являются колонны, на которые наносились тексты эдиктов Дшоки. Обычно они изготовлялись из цельного куска песчаника, подвергались специальной обработке и полировке. Большие трудности, очевидно, представляла доставка этих огромных глыб: многие весили почти 50 т. Искусные мастера-резчики украшали наменные столбы капителями, на которых изображали фигуры терей, дхармачакру («колесо дхармы*), а также лотос. Верхняя


I ■ Зак. 3843



часть капители знаменитой Сарнатхской колонны сделана в вид* четырех львов, повернутых спинами друг к Другу. Эта скульптур ная композиция выполнена очень искусно и отмечена высоким профессионализмом. В Республике Индии изображение Сар натхской капители принято в качестве национального гербл страны.

Исследователи по-разному объясняют смысловую символику фигур на колоннах с эдиктами Ашоки. Некоторые склонны тол ковать их как многообразные символы Будды и его доктрины другие, наоборот, подчеркивают их чисто брахманский харак тер 39. Исходя из общего стиля искусства маурииского периоди и содержания эдиктов, можно, очевидно, говорить лишь об опро деленном отражении здесь идей буддизма, а не о ясно выражен ных буддийских памятниках. Были, правда, сооружения и чисти религиозного назначения: ступы и чайтьи.

Некоторые ученые справедливо усматривают ахеменидсш»1 влияние в практике воздвижения колонн с царскими указами и даже в стиле составления эдиктов (совпадает, в частности, вступительная часть их; само слово «надпись» — lipi — заимство вано из древнеперсидского). Определенные «ахеменидские черты» могли быть связаны и с тем, что некоторые писцы и резчики по камню происходили из Северо-Западной Индии, где были сильны ахеменидские традиции. Однако вряд ли можно отрицать местные национальные черты в маурийской архитектуре и скулы! туре40.

Специфически индийскими были элементы скульптур (напри мер, «колесо дхармы»), отлична и сама техника строительств колонн. Вряд ли можно согласиться с мнением известного англий ского индолога В. Смита, что стиль колонн чужеземный и н<-содержит ничего индийского, за исключением нескольких незнп чительных деталей41.

Еще более крайнюю позицию занимал крупный исторш и археолог Дж. Маршалл, считавший, что древние индийцы w достигли такого уровня культурного развития, чтобы соору жать столь замечательные образцы изобразительного искусств» По словам Дж. Маршалла, колонны Ашоки из Санчи и Сарнатх > полностью противоречат духу индийского искусства, а потом были созданы греками Азии42. Подобные взгляды были подвер! нуты справедливой критике индийскими учеными. Специаль ное исследование посвятил этой проблеме и английский искусство вед Дж. Ирвин. Не отрицая определенного влияния извне, он при шел к выводу о существовании длительной и прочной традиции монументального искусства в Индии к эпохе Маурьев. Дж. Ир вин высказал предположение, что колонны служили объектом поклонения до периода Ашоки, т. е. отражали древнюю традиции и не могут считаться памятниками чисто буддийского харак тера43.

Сходство стиля многих капителей привело ученых к выводу что их изготовляли резчики одной школы и традиции, ЖИВШИ!


возможно, в одном районе империи, вероятно в Таксиле, где было высоко развито искусство резьбы по камню44. Впрочем, северо-шшадная школа резчиков не была единственной. В совершенно иной манере, например, выполнена фигура слона, вырубленная ии огромной каменной глыбы рядом с наскальным эдиктом в Дхаули. Скорее всего это скульптурное изображение было создано местными орисскими ремесленниками. К маурийской эпохе можно отнести несколько статуй якш — «полубогов», на наиболее (шмних образцах которых заметно влияние искусства обработки дерева. Широкую известность получила скульптура якшини из Дидарганджа. Ее отличает реализм, идущий от народных тради­ций, завершенность форм. Вполне справедливо предположение I) г.вязи этой статуи, как и всей монументальной скульптуры, {) нрхитектурой45. Специально следует отметить терракоты мау-[ш некого и шунгского времени, обнаруженные археологами при рископках многослойных поселений (особенно интересны образ­цы из Матхуры и Каушамби). Эти фигурки находят паралле­ли в очень ранних образцах, даже эпохи хараппской циви-н» нации46.

Важное место в истории индийского искусства принадлежит плмятникам шунгской эпохи. Наибольшую известность получили ■ ivnbi в Санчи, Бхархуте, Бодх-Гае. Возведение первой обычно i называют еще со временем Ашоки, но при Шунгах ступа была \ш-личена и облицована. Высота ее со стержнем составляет более;м м, диаметр основания — свыше 36 м. Прекрасные резные порота украшены скульптурами, воспроизводящими различные шшзоды из жизни Будды. Скульптура Санчи отмечена реалистич­ностью и высоким мастерством исполнителей.

Несколько более ранним временем, чем комплекс в Санчи, днтируется ступа в Бхархуте (открыта в 1873 г. А. Каннигхэмом), плавящаяся замечательной скульптурой 47. Здесь представлены |щены из джатак, раскрывающие буддийские сюжеты, та. картин­ки повседневной жизни индийского общества. Бхархутская скульптура имеет чисто местные корни; она оказала воздействие ни матхурскую школу, расцвет которой относится уже к более позднему времени48.

Чисто индийским является и комплекс в Бодх-Гае49, хотя некоторые исследователи, в частности Дж, Маршалл, усматривали и скульптурных изображениях элементы эллинистического искус-i гпа.

Усиление контактов Индии со странами Запада и Востока не могло не отразиться на ее культуре. Особенно показателен в:>том смысле пример Таксилы, расположенной на скрещении важных торговых путей. В маурийско-шунгских слоях археологи наряду с индийскими обнаружили вещи явно иноземного проис­хождения.

Отдельные керамические изделия свидетельствуют о сильном чн'ческом влиянии. Можно указать и на несколько фрагмен-|"и греческой черной керамики, и на небольшой кувшин-


чик греческого типа (с клеимом), которые были, вероятно, при­возными. Найденная в маурийском слое Бхир Маунда терракота» изображающая женское божество с птицей в руках, демонстри­рует, по мнению Дж. Маршалла, египетское влияние 50. Однако не вызывает сомнения, что искусство маурийско-шунгской эпохи в своей основе являлось чисто национальным, индийским, хотя ч испытывало определенное влияние других стран.


ИНДИЯ

В КУШАНО-ГУПТСКИЙ ПЕРИОД


ГЛАВА XVII

КУШАНСКАЯ ИМПЕРИЯ

Индо-греческие и индо-сакские правители Северо-Западной Индии. После падения империи Маурьев в областях Северо-Зп падной Индии правили индо-греческие царьки, которые вели между собой ожесточенную борьбу за власть и стремились и расширению своей территории. Сведения о политической истории и хронологии этого периода весьма фрагментарны. Нумизматики ■ ские материалы, хотя и довольно многочисленные, не позволяк" воссоздать четкую картину истории этого периода1. Наибол(< известными индо-греческими правителями второй половины II i до н. э. были Аполлодот и Менандр, имена которых сохранили! > у Помпея Трога (в передаче Юстина) 2 и в «Перипле Эритрее ского моря» (47). Особенно интересна фигура Менандра, или по буддийской традиции, Милинды. Судя по палийскому сочиш-нию «Милинда-панха», в котором излагаются беседы царя с буд дийским ученым Нагасеной, Менандр, возможно, принял буд дизм 3, но он проводил, очевидно, политику религиозной терпи мости. Вопрос о территориальных границах его владений сложен и по-разному решается исследователями. Вероятно, что столица его государства был город Сагала4. Кроме Гандхары под власты Менандра находились Арахосия, часть Пенджаба, возможш районы до нижнего течения Инда. Как уже отмечалось, войс1< этого царя, возможно, достигали даже Восточной Индии в перш правления там династии Шунгов. Но упорное сопротивление ш< дийцев и разногласия среди пришельцев заставили последни повернуть обратно. После Менандра уже никому из индо-грем' ских царей не удалось сделать столь значительных территориал> ных приобретений.

Во второй половине II в. до н. э. в южные области Средш i Азии, ранее принадлежавшие греко-бактрийским правителям стали проникать племена, жившие к востоку от Бактрии, в юр западных районах Восточного Туркестана и смежных с ним* областях. Согласно китайским хроникам, двигавшиеся на заш' под натиском гуннов племена юэчжей столкнулись с племенам > сэ (саками), которые после поражения вынуждены были повг| нутьна юг6. Юэчжи отправились дальше на запад и, перей;| Амударыо, вторглись в Бактрию 7, саки же (в индийских истой


мшсах — шаки) смогли преодолеть труднодоступные перевалы Па­мира («висячий проход») и Гиндукуша и вошли затем в Кашмир и Гандхару8. Отсюда часть их переместилась по долине Инда кпкнее. Некоторые ученые полагают, что сакские племена достиг­ни долины Инда примерно через столетие после того, как под ншюром юэчжей двинулись из Северного Притяныпанья к югу, т. с;, примерно в 70-60-х годах I в. до н. э.9. Ряд данных, однако, цп:шоляет предположить, что они проделали этот путь значительно Пыстрее: саки проходили через Памир не впервые10. Эти восточ-имиранские племена, по словам А. П. Бернштама, «лишь попол­нили сакские племена Северной Индии и Афганистана» п, которые могли появиться здесь еще несколько столетий назад12.

Другая группа восточноиранских племен (скифы античных шпоров) вторглась в Парфию, а оттуда, видимо, просочилась и в Дрпнгиану (часть Дрангианы была известна со II в. до н. э. как •гтрана саков» — Сакастан; современный Систан). Отсюда иран­ские племена могли проникнуть также в Арахосию и далее на (теток, хотя не исключено, что саки Арахосии были связаны и теми саками, которые прошли в долину Инда через Памир13.

В Северо-Западной Индии сакские племена столкнулись с не-Опльшими индо-греческими государствами и вначале, по всей вероятности, признавали их верховенство. Так, китайская хрони­ки «Цянь-Хань-шу» отмечает, что «сэкские племена рассеянно живут, и более под зависимостью других» 14. В северных областях монеты первых сакских правителей этого периода не найдены.

Вскоре, однако, саки освободились от власти местных царей И создали самостоятельные государства, которые нередко назы­ваются индо-сакскими. История их восстанавливается преиму­щественно но данным нумизматики15. Образование одного из спмых значительных индо-сакских государств было связано с име­нем царя Мауэса, но начало его правления до сих пор точно Me установлено 16.

В надписи на кхароштхи, обнаруженной в Таксиле, говорится н целиком правителе по имени Mora, которого многие исследова­тели справедливо отождествляют с Мауэсом греческих легенд mi монетах17. В тексте надписи сообщается, что она была состав-нема в 78 г., но нет указаний на летосчисление. Различные эры, предлагаемые учеными, дают соответственно и разные даты для царствования Мауэса (Mora)18. У. Тарн, Дж. Маршалл, а вслед яп ними А. К. Нарайн считают, что отсчет в надписи ведется |' 155 г. до н. э.19; Е. Рэпсон предлагает 150 г. до н. э.20, Лохёйзен де Леу — 129 г. до н. э.21, а Д. С. Сиркар и С. Чаттопадхьяя — диже 58 г. до н. э.22. Сейчас этот вопрос продолжает оставаться дискуссионным23, однако, по нумизматическим данным, начало иго правления должно относиться к периоду не позднее середи-н i.i I в. до н. э.24. А. К. Нарайн полагает, что вначале Мауэс иипдел долиной Свата и территорией Хазары (на левобережье Инда), а затем захватил Таксилу25, где власть все еще удерживали нидо-греческпе правители. Большинство монет Мауэса было


найдено в Гандхаре, которая безусловно входила в его государ ство. Опираясь на материалы эпиграфики, X. Райчаудхури вы сказал мнение, что Мауэсу принадлежала и значительная часп. Кашмира28. Вопрос о размерах его государства пока далек oi решения, но можно говорить о том, что территория его государ ства включала Арахосию, Синд, Гандхару и Западный Пенджаб (в последний период его правления некоторые области были захвачены племенами юэчжей). Первоначально Мауэс величал себя царем, а затем, после расширения территории, он, подри жая, видимо, парфянским правителям, стал называть себя «Be ликий Мауэс», «царь царей» и «Великий царь Mora». Этот гром кий титул носил один из наследников Мауэса — Аз I27, который. как и его знаменитый предшественник, изображен на монетах вооруженным всадником. По справедливому замечанию В. М. Ма< сона, такие изображения на монетах характерны для государств где у власти стояли недавние кочевники28. Мауэс следовал pa i личным традициям в чеканке монет — парфянским, греко-баю рийским и новым, индийским. На его монетах изображены грече ские и эллинистические божества (Зевс, Геракл, Гермес, Пика. Посейдон), а также фигуры, отражающие традиции номадок (вооруженный всадник, лук и т. д.), появляются и собственно индийские черты (прототипы фигуры Шивы). Данные эпиграфики и археологии свидетельствуют о распространении буддизма и областях, находившихся под властью индо-саков в период прап ления Мауэса.

При Мауэсе существовала система сатрапов. В упомянутой надписи из Таксилы говорится о некоем Лиаке Кусулаке, кото рый в правление Мауэса был кшатрапом (сатрапом) в г. Чукшд Лиака именуется и «Кшахарата», что, очевидно, указывает и > его принадлежность к известному шакскому роду Кшахараток правившему позднее в западных районах Индии. При Мауэ< сакские сатрапы находились также в Матхуре и Саураштре.

Династическая история после Мауэса восстанавливается и основе нумизматики. У. Тарн приводит следующую последовд тельность индо-сакских царей: Вонон, Спалирис, Аз I, Азилш, Аз II29.

Аз, величавший себя «великим царем царей» (maharaja^i rajarajasa mahatasa Ayasa), вероятно, имел для этого определенна^ основания: известно, что при нем границы государства ра< ширились. Оно, возможно, включало не только Гандхару, in» и Арахосию, Западный Пенджаб и район Матхуры. Судя по прл критской надписи на кхароштхи, недавно олубликованноп Г. Бейли, при Азе была введена особая эра, по которой датиров лись его надписи (Maharaja Ауа)30. Было.высказано мнение, ч> это была эра, известная затем под именем Викрамы31 (на осн-вании других источников уже раньше она датировалась 51 57гг. до н. э.). Громкий титул Аза мог говорить и о том, ч: в его подчинении находились более мелкие правители. Об это нам известно и по данным нумизматики, и по надписям. Эпп

■*Ма 1


Цшфика сообщает, например, о сатрапе Раджувуле, правившем к Матхуре. На его монетах текст наносился не только греческим Письмом и письмом кхароштхи, как на монетах остальных индо-1кских правителей, но и на брахми32. В одной из надписей ни называется «кшатрапом», позднее, когда ему удалось на время рпшространить свою власть и на Таксилу, он стал величать себя • нпликим кшатрапом»33, Однако после Аза и его наследников ннмсть индо-саков ослабевает34.

И конце I в. до н. э. — начале I в. н. э. выделяется династия ппдо-парфянских царей35. Ее правителям удалось захватить не­спорые области Северной Индия. Наиболее известным индо-пар-фн неким царем был Гондофар. (Его имя, очевидно, иранского *1|>мисхождения36.) Монеты Гондофара отразили как парфянские,

■ " и индийские черты. Постепенно его власть сосредоточилась

i нндхаре (возможно, после того как ему удалось отобрать не-орые районы у индо-греческих правителей). Когда он перенес к» столицу в Таксилу, то принял более пышный титул— еве-ий царь царей»37. Вопрос о границах его государства дискус-пен, но можно полагать, что оно включало Гандхару, Арахо-

■ р, Систан38. Насколько прочной была его власть, сказать труд-очевидно, ряд областей подчинялся ему лишь номинально. (Современные ученые датируют его правление 19-46 гг. н. э.39,:>иываясь преимущественно на надписи (в которой упомянуто имя) из Такт-и-Бахи. Новая надпись, опубликованная Г. Бей-позволяет уточнить время правления Гондофара — 20(21)-16) гг. н. э.40. С Гондофаром христианская традиция (Ориген, мним, псевдо-Дорофей и др.) связывает путешествие апостола iu в Индию. В «Деяниях Фомы» рассказывается об обраще-в христианство этим святым индийского царя Гондофара готорые ученые сомневаются в синхронности правления Гон-

I ира и визита Фомы в Индию для проповеди христианства)41. ристианских авторов сохранилось также сообщение о том, что щ проповедовал и среди парфян, вероятно, на пути в Индию. It «Жизнеописании Аполлония», составленном в начале IIIв.

>. Филостратом, рассказывалось о посещении Аполлонием (вре-
щ* его жизни относят к 4-97 гг.) царя Таксилы по имени Фра-
ьЛ4*, что, как иногда полагают, было искаженной передачей
||Мвни Гондофара43 или одного из его сатрапов44. Описание Фи-
4&стратом Таксилы во многом согласуется с результатами архео­
логических раскопок в этом городе (на городище Сиркап) —
«^(ВМятников, относящихся к индо-парфянскому периоду.

Династийная история индо-парфян после Гондофара известия файне отрывочно. Один из последних индо-парфянских правите­ли. Пакор, несмотря на громкий титул «великого царя царей», (Надел, очевидно, лишь областями Систана. Преемники Гондофара щли втянуты в постоянные междоусобицы и, как сказано в 41«рипле Эритрейского моря» (38), «постоянно друг друга из-1§Ииют». Вскоре на политической арене появилась новая могу-«Лютвенная династия — Кушанская, которая вобрала в себя мно-

k hJfe»


гие традиции индо-сакского и нндо-парфянского периодов. Более того, Кушанская эпоха, особенно на начальном этапе, была не­посредственно связана с политическим и культурным наследием «кочевых» народов.

Происхождение Кушан. Изучение археологических памятни­ков и нумизматических материалов Кушанской эпохи началось более века назад, но до сих пор многие страницы ее истории остаются неизученными. Благодаря новым исследованиям в со­ветских республиках Средней Азии, в Афганистане, Индии и Па­кистане наметились пути к решению некоторых ранее неясных вопросов45, однако наука еще далека от того, чтобы дать точные ответы на многие проблемы политической, социальной и куль­турной истории Кушанской эпохи. Одна из главных трудностей связана с установлением абсолютной хронологии; спорным оста> ется и вопрос о происхождении создателей империи 46.

Имеющиеся материалы свидетельствуют о том, что ядром государства Кушан была Вактрия, откуда их власть распростра­нилась на районы Афганистана и Индии. О первом этапе образо^ вания Кушанского государства сообщают китайские источники. Судя по данным «Истории младшего дома Хань» («Хоу-Хань^ шу»), Бактрия была завоевана юэчжами 47, образовавшими пять владений, одно из которых, Гуишуань (Кушаны), вскоре покорило четыре других48. Эти события происходили, по всей вероятности. между 140 и 128 гг. до н. э.49.

Китайский посол Чжан Цянъ в 129-128 (или 126) гг. до н. э. застал Бактрию (Дахя) под властью да-юэчжей 50 — «великих юэчжей» (в отличие от «малых юэчжей», живших в это время и позднее в Восточном Туркестане).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных