Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 13 страница




Материалы китайских источников о завоевании Бактрии при шедшими с востока племенами можно сопоставить со сведениями античных авторов — Страбона и Помпея Трога (в пересказ)' Юстина). Согласно Страбону (XI. 8.2), племена, проникшие из-зп Сырдарьи, отняли у греков Бактрию. Страбон упоминает асиев. пасианов, тохаров и сакараулов; Помпеи Трог — асиан, сараукоп и тохаров51. Очевидно, античные авторы знали лишь о конечном этапе движения племен — юэчжей китайских хроник (хотя это название у античных авторов не встречается). Между тем есть основания полагать, что в этом движении приняли участие и племена, обитавшие здесь еще до появления юэчжэй52.

В пестрой и неоднородной группе племен можно с известно!' долей уверенности выделить ираноязычные племена (асии, асиа ны, сакараулы, или сакараваки-сарауки, и пасианы)53. Более ело жен вопрос об этносе тохаров, с которыми ряд исследователе!! отождествляют юэчжей или часть их54.

Сторонники этой точки зрения видят в племенах юэчжей носи телей так называемых тохарских языков, к которым принадлежи1! языки центральноазиатских документов VII-IX вв. н. э. («то харские» А и В)55. Индийская, тибетская и другие письменны' традиции действительно указывают на параллельное употребле


миг этнонимов «юэчжи» и «тохары» и дают некоторые основания цчя обозначения языков А и В как тохарских. Однако оба эти мника имели, по-видимому, другие названия (язык В в одном <нлекритском глоссарии назван «кучинским»), а этноним «тоха-|и.1» применялся и к ираноязычным племенам.

Мели принять предположение, что тохарами первоначально именовали носителей тохарских языков, то надо будет признать ■|шкт перемещения на территорию Бактрии центральноазиатских

■ имен, передавших местному населению свое название, но асси-
ч чированных бактрийцами и утративших свой язык.

Можно думать, что уже в первые века I тысячелетия н. э.

| ч.трия стала называться Тохаристаном (To-ho-lo китайских

и- гочников IV и последующих столетий), а ее население — тоха-

. ■ > -ш57. Мы уже ссылались на свидетельства античных авторов

шхерах, весьма интересны и сообщения индийских источников,

■ " не упоминаются кушаны, но говорится о народе Tuakara, Tu-
и I, Tukhara, Turuska и их царях58. Следует иметь в виду, что

ни.ншние «тохары» пока не обнаружено ни в одном из собственно Кушанских памятников.

Науке уже давно были известны Кушанские монеты, легенды которых содержат титулатуру и имена божеств «на каком-то щжиском языке». Открытие в Сурх-Котале (Северный Афгани-trini) большой надписи (25 строк), язык которой идентичен языку "■п-нд Кушанских монет, ознаменовало новый этап в изучении им. именных памятников из Тохаристана59. В. Б. Хеннинг опре-1.-Ч1Ш язык древних насельников Бактрии как бактрийский, суще-

■ пивавший здесь задолго до появления кушан. Не исключено,

им последние восприняли его в качестве официального письмен-

.... г» языка, так же как и бактрийскую письменность, созданную

и., основе греческой60. Она сохранялась на территории Бактрии и много позже — до 30-х годов VII в. Сюань Цзан около 630 г.

пиминал об употреблении в Тохаристане письма, состоящего и i i!5 букв (24 буквы греческого алфавита и одна дополнительная, введенная для передачи бактрийского $) и имеющего направление •■пена направо. Кушаны, таким образом, восприняли достижения и традиции древнего оседлого населения Бактрии.

образование империи. О продолжении кушанами традиций < 1"но-бактрийцев свидетельствуют, в частности, Кушанские моне-> t.i, напоминающие тетрадрахмы Евкратида и Гелиокла. Но по-

(<■ пенно все большее значение приобретают новые черты, что <| разилось и в монетных эмиссиях. Один из утвердившихся в

Ммктрии правителей на монетах назван «Кушаном Гераем». При ')пм гуйшуаньское (китайская транскрипция термина «Кушан-"itne»)ei владение, возможно, заняло ведущее положение. «Хоу-*ннь-шу» так повествует о его дальнейшей истории: «По про-чшетвии с небольшим ста лет Гуйшуаньский князь Киоцзюкю покорил прочих четырех князей и объявил себя государем под ■питанием Гуйшуаньского. Он начал воевать с Аньси62, покорил Гмифу63, уничтожил Пуду64 и Гибинь65 и овладел землями их»66.


Сведения письменных источников в известной мере подтверди даются нумизматическими материалами. Киоцзюкю китайски' хроник надежно отождествляется с Куджулой Кадфизом67, монет" которого в большом числе найдены в районах Кабула, Таксил и в ряде других областей. Постепенно власть его усилилась из главы (ябгу) сравнительно небольшого владения он превратило в правителя крупного государства. Известны монеты, на лицево стороне которых помещены портрет индо-греческого правител Гермея и легенда на греческом языке — «царя Гермея, спасите ля», а на оборотной — легенда на пракрите письмом кхароштхи «Куджулы Кадфиза, ябгу Кушан, стойкого в вере»68. Кроме того обнаружены монеты, выпущенные от имени «царя царей^ Куд жулы Кадфиза. Выдвинута гипотеза, что первая серия моне отражает период определенной зависимости Кушан от индо-грв ков, когда Кушанский ябгу был вынужден признавать верхо венство Гермея69, вторая же — период полной независимости Ку шанского правителя. Однако ряд исследователей, основывало на новом нумизматическом материале (сериях подражаний м нетам Гермея), не без основания отрицают синхронность пра вления этих царей70.

По-видимому, уже при Куджуле Кадфизе Кушаны овладел территорией Гермея (Паропамисадами), а затем и некоторым областями индо-парфянских правителей в Западном Пенджаб «Хоу-Хань-шу* сообщает о войне Кадфиза (1) с Аньсхг, о то что он овладел Гибинем и значительной частью Гандхары, гд должен был столкнуться с индо-парфянами71. Хотя ядром ег государства продолжали оставаться области Средней Азии, прежде всего Бактрия, но постепенно Кушаны захватывали те ритории Индостана.

Недавно опубликованная надпись периода Кадфиза I (в текс он назван maharaja rayatiraya Kujula Kataphsa) упоминает о пр вителях династии Оди (Odi-raya), находившихся в вассально зависимости от Кушан72. Вопрос о локализации владений эти местных царьков спорен (Г. Бейли располагает их в Свате), н надпись дает бесспорные свидетельства о распространении власт Кадфиза I на северо-западные районы Индостана. Об этом ж говорят и находки большого числа его монет в Северо-Западно Индии (только в Таксиле на городище Сиркап экспедици Дж. Маршалла обнаружила около 2500 монет)73.

Упомянутая надпись интересна и тем, что ясно фиксиру процесс индианизадяи, который захватил и первых Кушан, и и вассалов в Северной Индии. Надпись отразила (и по содержани-и по формальным показателям — именам, формулам и т. д не только некоторое влияние индо-греков, но прежде всег собственно индийские традиции.

Исследователи обратили внимание на сходство портрета цар на монетах Кадфиза I с портретами римских императоров I до н. э. — I в. н. э. (Августа, Тиберия, Клавдия)74. Это мож свидетельствовать о распространении его власти на те облас


Индостана, которые имели торговые отношения с Римом, о территориальном расширении государства, ставшего могуществен-ih.im политическим объединением.

С Кадфизом I некоторые ученые связывают монеты «безымян-iiMi'o царя царей», называвшегося «Великим спасителем* («Сотер Мсгпс»)75, хотя их же соотносят с Кадфизом И и его наместником tt Индии76 или даже с Канишкой77. На большинстве монет ииображен безбородый царь с диадемой, на оборотной стороне — цпрь, едущий на коне. Легенды выполнены на греческом языке И (-анскрите. Ареал распространения монет «безымянного царя» йигьма обширен: их находят не только в Северной Бактрии, но и к Паропамисадах, Гандхаре, Арахосии и в собственно индийских

нетях.

При преемнике Куджулы Кадфиза — Виме Кадфизе (Кадфи-

II) Кушанам удалось продвинуться до низовий Инда, а воз-.|м,кно, даже до долины Ганга (Варанаси), где были обнаружены Минеты этого царя. Число эпиграфических документов, которые непосредственно соотносятся с Вимой Кадфизом, крайне невелико; Ик безоговорочная связь именно с этим Кушанским правите­лем вызывает среди ученых острые споры. Поэтому особый инте-|мчг представило открытие в Афганистане (недалеко от Газни) ■гри лингвы (выполненной греческим письмом, кхароштхи и «не-им местной» письменностью), в которой упоминается его имя (Vha-ninkueasa, в Gen. sg.; греч. Ооёто Кийапо)78. Надпись относится Ь началу правления Вимы Кадфиза.

Найденная в Матхуре каменная статуя тоже связывается не­которыми учеными с Вимой Кадфизом79. Китайская хроника (шесказывает, что после смерти Киоцзюкю (Кадфиза I) его сын Нш.гаочжень (Кадфиз II) покорил Тяньчжу (Индию), управле­ние' которой он доверил одному из своих полководцев80. С именем ртого царя связаны территориальные приобретения и значительное укрепление внутреннего положения Кушанской империи. Он осуществил реформу денежного обращения, введя новую монет­ную систему, золотую (первая устойчивая золотая монета на (и гм Среднем Востоке), и изменил номинал медных монет. Это (называлось, вероятно, кризисом денежной системы в ряде облас­ти, вошедших в Кушанскую державу, в том числе в Бактрии И Гандхаре в I в. до н. э. и в начале I в. н. э., а также укреплени­ем экономической позиции Кушанской династии81.

Новая система создавалась не без влияния денежной системы Римской империи: номинал золотой монеты совпадал по весу г римскими ауреями (имевшими хождение в определенный пе­риод правления Августа)82, находимыми и на территории, вхо-д нищей в состав Кушанского государства. Вместе с тем медные Монеты не несут на себе следов влияния Рима, а основываются Мм местных традициях. Унификация денежного обращения имела большое значение для сплочения этнически пестрой империи, Которая включала области, различные по уровню экономического (шзвития83. Захват областей в низовьях Инда способствовал уси-


лению индо-римской торговли. Индийские и среднеазиатские товары высоко ценились на Западе, римские изделия появились в Западной и Южной Индии84.

На монетах Кадфиза II чаще всего встречается изображение царя перед алтарем (на лицевой стороне) и Шивы со священным быком Найди (или без быка) — на реверсе. В легендах правитель величается Махешварой, что, очевидно, соответствует санскр. mahe&vara — одному из имен Шивы. Это позволяет сделать вывод о значительном распространении шиваизма8S. Религиозная поли­тика Кадфиза, нашедшая отражение в иконографии и легендах монет, была, по всей видимости, направлена на дальнейшее укреп­ление власти Кушан на индийских территориях, игравших все большую роль в империи.

В настоящее время нет общепринятой даты для начала прав лений Куджулы Кадфиза и Вимы Кадфиза, мнения исследовате­лей по этому вопросу различны86. Можно лишь условно принять одну из существующих хронологических схем. По схеме, предло женной Лохёйзен де Леу, правление Кадфиза I относится к 25 г. до н. э. — 35 г. н. э., Кадфиза II— к 35-62 гг. н. з. (или несколь ко позже)87. На основе тщательного анализа нумизматического и эпиграфического материала Д. Мак Доуэл и А. Симонетта при шли к заключению, что области по Инду и соседние территории перешли от индо-парфянских правителей к Кушанам после 60-х годов I в. н. э.88 — этим временем следует датировать завоевание Индии при Виме Кадфизе.

Кушанская держава при Канишке. Наивысшего расцвета Ку шанская держава достигла при царе Канишке, сменившем ни престоле Виму Кадфиза. Имя его — одно из самых известных в индийской традиции. С ним связано немало легенд, преимуще ственно буддийских, но конкретных и достоверных данных, позво ляющих судить о его деятельности, сохранилось сравнительни немного89. Правление Канишки ознаменовало новый этап в исто рии Кушанской империи: показательно, что по «эре Канишки» датируются надписи (их обнаружено более 150), относящиеся к значительному по времени периоду (почти 160 лет).

Немалые споры среди специалистов вызывает вопрос о про исхождении имени этого правителя. Отмечая отличие имен Ку шанских царей с суффиксом -шк(а) (Канишка, Хувишка, Васиш ка) от имен предшествующих правителей, имевших другой родо вой или династический титул (кадфиз), известный французским ученый Р. М. Гиршман высказал мнение о том, что Канишкл стал основателем новой Кушанской династии90. Эту гипотезу недавно поддержал Б. Я. Ставиский91, хотя она вызвала серьезны^ возражения ряда исследователей. На основе анализа лингвисти ческих материалов Вяч. В. Иванов пришел к выводу, что суффикс -шк(а) может рассматриваться как характерный для кучинског" диалекта тохарского языка, а имя Канишка следует считать ира но-тохарским9Z (иную трактовку предлагают Г. Бэйли и В. Б. Хен нинг, связывая его с иранской основой кан — «молодой, малень


Ff

кий» 93). Можно вспомнить, что еще С. Конов соотносил Канишку г Восточным Туркестаном S4. Окончательное решение этого вопроса нпереди, но происхождение Канишки из Восточного Туркеста­на представляется крайне проблематичным.

Наиболее спорный вопрос Кушанской истории — абсолютная хронология. Уже более 80 лет ученые занимаются исследованием данной проблемы; отброшены многие старые хронологические схемы, но и построения, пришедшие им на смену, являются nit более чем гипотезами 95. Труднее всего установить начальную дату правления царя Канишки, или, иначе говоря, начало «эры Канишки». В конце XIX в. мнения ученых были столь различны, что расхождение между крайними датами превышало 500 лет. И 1913 г. в Лондоне состоялся специальный симпозиум, посвя­щенный этой проблеме. Некоторые наиболее спорные точки зре­ния были оставлены 96, но расхождения все еще были весьма ииачительными. В 1960 г. специалисты опять собрались в Лондо­на, и снова единого мнения достигнуть не удалось 97. Важным тбытием следует считать Международную конференцию по Ку­шанской эпохе в Душанбе (1968 г.), где обсуждались проблемы Кушанской хронологииВ8. В настоящее время наиболее распрост­раненными продолжают оставаться следующие даты для начала •иры Канишки»: 78 г. (Е. Рэпсон, X. Райчаудхури, Лохёйзен де Л(;у, Д. С. Сиркар, Дж. Банерджи, Ж. Фюссман, С. П. Толстое и др.)99, 103 г. (А. К. Нарайн), 110 г. (Дж. Розенфилд), 120-129 гг. (В. Смит, С. Конов, Дж. Маршалл и др.), 130 г. (Я. Хар-матта), 144 г. (Р. М. Гиршман, Б. Роулэнд и др.). Имеются сто­ронники и более поздних дат: 235/236 г. (Р. Гёбль), 248 г. (Р. Маджумдар), 278 г. (Д. Бхандаркар). Последнюю дату склонны принять и некоторые советские исследователи (Е. В. Зеймаль). Наиболее убедительными представляются аргументы сторонников птнесения «эры Канишки» к первой четверти II в. н. э.

Расходясь во взглядах на абсолютные даты, большинство уче­ных единодушны в определении относительной хронологической нхемы. Эпиграфические памятники датируются по нескольким • неизвестным эрам», а затем по «эре Канишки», как бы откры-ишощей новое летосчисление. Д. Бхандаркар предложил рассмат­ривать «эру Канишки» как третий век одной из «неизвестных up», но с опущенными знаками для сотен 10°.

При Канишке империя Кушан достигла огромных размеров. Очевидно, к этому периоду относится присоединение ряда облас­тей Средней Азии 101. Кушаны владели областями современного Афганистана и Пакистана, а также территориями Центральной, Минерной и Северо-Западной Индии до Бихара на востоке и до р. Нармады на юге 102. Неясен вопрос о южных границах Кушан-пшй империи в Индии. Точка зрения С. Леви о вхождении Дека­на в государство Канишки подверглась острой критике индий­ским ученым Б. Н. Мукерджи103. Однако бесспорно, что уже при Канишке Кушаны предпринимали активные попытки утвердиться и областях Декана. В источниках имеется сообщение о победе


^



Канишки над парфянами ш. По мнению исследователей, правители областей Западной Индии, так называемые Западные Кшатр(1 пы, признавали верховенство Кушан, власть которых распростри нялась на Малву и Катхиавар. Впрочем, взаимоотношения Кушам с сакскими (шакскими) кшатрапами еще недостаточно ясны Можно полагать, что в некоторые периоды, прежде всего при Канишке, Кушаны контролировали эти территории, но чаще, оче видно, кшатрапам удавалось сохранить самостоятельность, осо бенно при Нахапане и Рудрадамане. Надпись Канишки из Сар натха(Варанаси) датируется третьим годом правления царя. возможно указывая на вхождение этой области в состав державы уже в самом начале правления. Китайские переводы (Ив. н. э.i санскритских сочинений, а также тибетские тексты содержт сообщения об экспедиции Канишки против Сакеты и Патали путры 105, что, по мнению ряда авторов, является свидетельством Кушанского влияния в Бихаре ш. Монеты Канишки обнаружены не только в Бихаре, но и в областях вплоть до Ориссы. Но это вряд ли дает основания для включения Бенгалии и Ориссы в дер жаву Кушан 107.

Вероятно, при Канишке Кушанское государство вело борьП с Ханьским Китаем из-за ряда районов Восточного Туркестан)' Китайский источник повествует о длительной борьбе, идущий с переменным успехом 108. Из китайских источников извести также о продвижении Кушанской армии в Восточный Турк» стан 109. Кушанская армия насчитывала до 70 тыс. человек, и< из-за нехватки продовольствия она после успешных действа должна была покинуть Восточный Туркестан. Правда, населени-областей не раз поднималось против китайцев, так что Кушана^ видимо, удавалось укрепиться в этом районе.

Индийская и китайская традиции связывают с Канишкойзп хват бассейна Тарима, содержат легенду о том, как Канишни получил заложников от племен, занимавших земли к западу (и Желтой реки по. О степени достоверности этих сведений судии трудно, неизвестны и окончательные результаты борьбы за Вое точный Туркестан, однако сам факт активной внешней политикi> Кушан не вызывает сомнений. По словам Сюань Цзана, ела]' Канишки распространилась в соседних странах и его военни мощь признавалась всеми111.

Огромная держава нуждалась в стройной системе государе: венного управления. Кушаны заимствовали у своих предшестве!' ников — индо-саков и парфян — некоторые формы управлении и прежде всего институт сатрапов (кшатрапов). Из сарнатхекоп надписи Канишки мы знаем о пребывании в районе современна го Варанаси чиновников с титулами «кшатрапа» и «ыахакшт рапа», которые, возможно, являлись наместниками царя. Cy;i" по их именам, они были бактрийцами 112. Сатрапы правили i. в северо-западных областях империи, о чем свидетельствуй»! эпиграфические материалы ш. Эти чиновники пользовались боль шой властью и нередко добивались значительной самостоятел).


иости. Особенно усилились кшатрапы при преемниках Канишки. Годы правления этого царя были периодом подъема ремесла и торговли, в том числе международной, оживления Городской жизни ш. Дальнейшее развитие получает торговля с Римом. Куп­им из Кушанской империи часто выступали посредниками между I (истоком и Западом, между областями Центральной и Средней Азии и Римом 115. Не исключено, что упоминание о прибытии it Рим при Траяне в 99 г. н. э. послов из Индии 11В — одно из проявлений этих контактов, хотя под «Индией» римские авторы

I п. н. э. понимали земли, лежащие на побережье Красного моря»
Персидского залива и далее на восток, вплоть до Китая.

Согласно Сюань Цзану, столицей державы Канишки был Пурушапура (Po-lu-sha-pu-lo, современный Пешавар), игравший илжную роль в северо-западных областях государства. С именем правителя китайский пилигрим связывал строительство здесь многих буддийских святынь. Показательно, что археологические исследования в Пешаваре подтвердили эти сообщения, дав инте­ресный археологический и эпиграфический материал. Особое шпчение имел и г. Матхура т, где обнаружено большое число надписей и памятников искусства, в том числе в результате но-имх археологических исследований 118.

Имя Канишки занимает особое место в буддийской традиции. i' ним связывается не только ряд важнейших событий в истории и'ого вероучения, но и деятельность таких знаменитых буддий-м(их ученых, философов и проповедников, как Ашвагхоша, Васу-митра, Матричета и Нагарджупа. Повествования о Канишке, праведном буддисте, сохранились в индийской, тибетской и китай-

< кой традициях, а также в текстах из Центральной Азии на
м» тано-сакском, согдийском и уйгурском языках. Имя его было
популярным и в более позднее время, что нашло отражение в
• руде ал-Беруни (Бируни), который следовал за некоторыми
■ ■•керобуддийскими сказаниями.

Все сведения о деятельности Канишки по распространению

II укреплению буддизма восходят к буддийской традиции, поэтому

< ■ тественно предположить, что многие факты такого рода не
сражали реальных событий, а являлись легендарными преда­
ниями (то же, как мы видели, было и с Ашокой, с которым
буддийские предания Индии, Цейлона и ряда других стран связы-
ппли важные вехи в истории буддизма).

Согласно северобуддийской традиции сарвастивадинов, при Канишке был созван буддийский собор в Кашмире 11Э. Самые ран-м не сведения об этом содержатся у Парамартхи, который в своем сочинении о жизни Васубандху описывает собор как многолюдное собрание буддийских монахов, съехавшихся, чтобы отредактиро-нпть «Абхидхарму» сарвастивадинов. В связи с собором Пара-мнртха говорит об Ашвагхоше и упоминает о создании «Маха-мибхаши» — своего рода энциклопедии доктрины сарвастивади­нов. Более подробные данные приводит Сюань Цзан. Он расска-нивает о разногласиях между буддийскими монахами различных


направлений и о созыве Канишкой собора для преодоления ути разногласий. Руководителем собора Сюань Цзан называет Вас\ митру. Многие исследователи справедливо отмечают легендарный характер сообщений буддийских сочинений о соборе при Канишк< и рассматривают их как результат позднейшей традиции ш.

На основании письменных источников, отражающих буддии скую традицию, ученые делали вывод, что буддизм при Канишк-был государственной религией во всех областях империи, самого же царя объявляли праведным буддистом. Данные нумизматики и эпиграфики позволяют утверждать, что религиозная политика этого правителя отличалась большой терпимостью. Изображение Будды на монетах Канишки встречается весьма редко, на мон< тах его преемников его нет вообще. Вместе с тем на монета:-широко представлены божества маздеистского (возможно, зоро астрийского) пантеона, характерные для собственно Бактрип (например, Митра, Ахурамазда, Веретрагна, Хшатра), переднг азиатские (Нана и др.) и индийские божества ш. Хотя Кушанскл.и эпоха совпадала с периодом расцвета буддизма и буддийского искусства, со становлением махаяны и распространением буд дизма в Центральной Азии, у нас нет достаточных оснований по латать, что буддизм был государственной религией всей державы Кушан, хотя в ряде областей он являлся, господствующим рели гиозным течением. Судя по эпиграфическим и археологическим материалам, население разных областей империи продолжали следовать местным культам, различным религиозным доктринам Вместе с тем совершенно очевидно, что при Канишке буддизм пользовался покровительством государства: не случайно, чтп изображение Будды встречается именно на монетах этого царя, хотя его скульптурные изображения появляются раньше 122.

При Канишке государство переживало расцвет культуры, отри зивший сложные процессы взаимодействия и переплетения но скольких традиций, связанных с разными этническими группами и различными идеологическими, прежде всего религиозными, системами. Языком государственной канцелярии становится бак трийский, складывается бактрийская письменность, основаннал на той разновидности греческого письма, которая применялась в Греко-Бактрийском царстве123. Легенды на монетах постепенно перестают содержать греческие и индийские тексты на кхароштхи

Судя по датированным эпиграфическим памятникам, Канишки царствовал в течение 23 лет (этим годом правления датируетсл его надпись, найденная недалеко от Матхуры).

Преемники Канишки. История Кушанской державы после Ка нишки известна фрагментарно. До сих пор не существует единое мнения даже о последовательности царствования Кушанских пра вителей. Согласно одной из предложенных схем, кажущейся наи более вероятной, эта последовательность такова: Васишка, Хувиш ка, Канишка II, Васудэва I, Канишка III, Васудэва II.

С именем Васишки связаны две надписи, датированные 24 и 28 гг. («эра Канишки»), что позволяет относить его правление


риблизителъно к середине II в. н. э. (принимая условно за начало

>ры Канишки» первую четверть II в. н. э.). Одна надпись была

■мшружена недалеко от Матхуры, другая — в Санчи; сле-

шнательно, можно определенно говорить о вхождении этих райо-

iiti» в его государство. Большой интерес представляет открытие

прпкритской надписи с упоминанием имени Васишки в Камре

(недалеко от Чампбельпура, Пенджаб, Пакистан): в тексте (пись-

-to кхароштхи) он назван Vajheska Gusana, что соответствует

niska Kusana. Мнения исследователей, интерпретировавших

дкись, различны: Б. Н. Мукерджи полагает, что она была со-

■ тлена в 20 г. «эры Канишки» и указывает на соправительство
1.шишки и Канишки; К. В. Доббинс считает, что надпись была
м.(0ита в связи с рождением у Васишки сына Канишки; согласно

' <» Ж. Фюссману, надпись относится ко времени Канишки II " hi Канишки III124.

С именем Васишки сохранилась единственная монета, поэтому ■еиые полагали, что некоторое время Васишка был соправителем чшшки и не имел права самостоятельно чеканить монеты 125.

Надписи Хувишки датируются с 28 по 64 (или 67) г. по «эре

| мгишки». Одна из них (56 г.) была обнаружена в Вардаке,

цплеко от Кабула, что может указывать на вхождение областей

Фганистана в государство Хувишки; 31 годом «эры Канишки»

■ гирована бактрийская надпись из Сурх-Котала. Но большая
|'ть надписей Хувишки была открыта в Матхуре, что, очевидно,
чдетельствует об особой ее роли в период правления этого Ку-

■"шского царя.

Археологические материалы дают возможность говорить о ка-ПХ.-ТО значительных событиях, происшедших в империи к началу ■ о царствования: в разных ее областях — Сурх-Котале (Северный Ч'ганистан) и в Матхуре — оказались разрушенными храм и ■ интилище. Каковы были причины этих событий и связаны ли "ни друг с другом — неизвестно, но очевидно, что единство и •щутренняя прочность государства уже в тот период находились пчд угрозой. (При Хувишке династический храм в Сурх-Котале 'мл восстановлен.)

Надписи Хувишки позволяют прийти к заключению, что ин-шские территории стали приобретать все большую самостоя-1ьность в рамках Кушанской империи.

С периодом его правления связана и надпись из Ары (неда- чо от Аттока), относящаяся, вероятно, к 41 г. «эры Канишки». It ней содержатся имя Канишки и титул Kaisara (подражание римскому «цезарь»)» причем сказано, что Канишка — сын Васиш­ки (Канишка II). Поскольку Канишка II выступает с титулом шшостоятельного правителя, высказывалось мнение о разделе Империи на две части — западную под властью Канишки II и вос­точную во главе с Хувишкой, но эта точка зрения еще не полу-'шла признания126. Возможно, что Канишка II какое-то время Тмил соправителем Хувишки 12Т, а затем лишился власти.


Кушанский пантеон. Нумизматические материалы период правления Канишки I и Хувишки предоставляют исследователя ценный материал для изучения Кушанского пантеона и выявле ния некоторых черт религиозной политики Кушанских правите лей12а. Монеты названных царей занимают особое место в Куша" ских нумизматических сериях и отличаются прежде всего разно образием представленных на них божеств. Уже отмечалось, чт единственным божеством на монетах Кадфиза II был Шива, пр Канишке положение меняется — изображение Шивы не исчезает но появляется большое число новых.

На монетах Канишки и Хувишки встречаются имена божест трех пантеонов — иранского, индийского и эллинистического. первой группе засвидетельствованы Митра (Михр, в легендах мо нет — Мииро, Миоро), занимавший важное место в верования иранских народов, бог огня (в легендах — Атро или Атшо), богин плодородия Ардохш, бог войны Веретрагна (в легендах — бакт рийская форма Орлагно), божество Луны (Мао) и др. На одно монете — имя верховного бога иранского пантеона Ахурамазды

Во вторую группу следует выделить индийские божества Шиву, Махасену, Вишакху, Скандакумару (последние три имен относятся к шиваитскому божеству войны, считающемуся сыно Шивы). На монетах Канишки, как отмечалось ранее, встречаютс изображение Будды и надписи Боддо (Будда), Сакамано Бодд (Шакьямуни Будда) и Баго129 Боддо (Бог Будда).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных