Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 16 страница




За последние десятилетия основы таких ненаучных конце и цийбыли решительно подорваны. Индология обогатилась многими


важными источниками (археологические и эпиграфические на­водки, издание новых текстов на южноиндийских языках), более пристальное внимание стало уделяться проблемам экономики, опциальной и культурной истории Декана и крайнего Юга страны, Пыли пересмотрены многие тенденциозные взгляды на общий процесс исторического развития древней Индии. Благодаря ин­тенсивным исследованиям ученых (прежде всего индийских) выявилась значительная роль Южной Индии в судьбах древне­индийской цивилизации. Более того, сейчас получены важные пшдетельства О более раннем, чем на Севере, возникновении в Южной Индии феодального уклада и развитии феодальных от­ношений 1. «Феодальные черты» нашли отражение в сатавахан-икой и вакатакской эпиграфике, к изучению которой приковано внимание многих современных индологов.

Причины ускоренного развития здесь феодализма еще окон­чательно неясны, но о некоторых «стимуляторах» этого процесса Ммжно говорить уже сейчас. Ранее отмечалось, что в этническом и культурном отношениях Южная Индия в первые века нашей при отличалась большей стабильностью и однородностью (при Всей условности этого понятия), чем Северная. Процессы обще-(пиенного развития на Юге проходили интенсивнее. Феодализа­ция не была связана с длительным переходом от рабовладельче­ских обществ, феодальные отношения вызревали на основе об­щинной структуры. Немалое значение, очевидно, имела весьма активная торговля с другими странами, в том числе с греко-рим-1Ч(им миром.

В рассматриваемый период Южная Индия уже не восприни­малась государствами Севера как область легкой наживы. Даже Гуиты вынуждены были считаться с мощью государства Ваката-к<"|! и использовать его поддержку. Государства крайнего Юга вгтупали в непосредственные контакты не только с Римом, но и II Юго-Восточной Азией и Дальним Востоком. В Южной Индии инблюдались сложные процессы взаимодействия местных драви­дийских культур с индоарийской традицией Севера, на Юг про­никали буддизм и джайнизм. С Деканом сатаваханской эпохи ппнзано одно из важнейших явлений религиозной и философской жизни древней Индии — возникновение махаяны, появление пер­вых махаянских школ и сочинений — факт, заслуживающий спе­циального рассмотрения, прежде всего в связи с изучением про­цесса феодализации в этой части Индии2. Одни из первых круп­ных буддийских монастырей также связаны с Южной Индией — Цмсаном (особенно показательна эпиграфика периода Сатаваханов, Микатаков и Икшваков)3, Новые исследования позволяют бо-Hni' рельефно представить и политическую историю южноиндий-twiix государств в первые века нашей эры, хотя многое еще оста-н|тя неясным, гипотетичным и дискуссионным.

I Паке кие кшатрапы и Сатаваханы. К началу рассматриваемо­го периода ведущей силой на политической карте Южной Индии Лыла империя Сатаваханов. Основной их соперник — Калингапри


преемниках Кхаравелы потеряла былое могущество и раздели лась на ряд небольших политических объединений.

Сатаваханам пришлось вести борьбу с шакскими кшатрапами Эта борьба продолжалась в течение нескольких столетий и окон чательно подорвала мощь Сатаваханской империй. Первые при знаки упадка проявились уже в 1-Й вв. Еще в конце I в. до н. и отдельные сакские племена (щаки санскритских источников)4 достигли долины Инда и, возможно, овладели некоторыми облаг тями Катхиавара. Но особенно яркими успехами шакских кши трапов были отмечены первые два века нашего летосчисления Наибольшим влиянием в Западной Индии пользовались правите лиТкшатрапских родов Кшахаратов и Кардамаков.

В «Перилле Эритрейского моря» (52), относящемся примерно к 70-80-м годам н. э., говорится о расцвете торговли при старшем Сарагане5 и ее упадке после того, как торговые пункты Суппарл (санскр. Шурпарака, совр. Сопара) и Каллиена (совр. Кальян) были заняты Санабаром (Санданом). Д. С. Сиркар склонен ви деть в Санабаре (Сандане) одного из шакских правителей, кото рый примерно в середине I в. отобрал у Сатаваханов ряд облас­тей Западного Декана6.

Позднее шакскому кшатрапу Нахапане из рода Кшахаратл и его зятю Ушавадате удалось захватить довольно значительны^ территории. В Джуннаре (округ Пуна) была открыта надпись. составленная чиновниками Нахапаны7. Надписи Ушавадаты и.1 Насика и Карли намечают границы его владений8. Под еп» властью в 119-125 гг. находились области Насика, Пуны, Южно го Гуджарата, Северного Катхиавара, Западной Малвы, крупны-' города Шурпарака, порт Бхарукаччха (греч. Баригазы, совр. Бха руч). Надписи с именами Нахапаны и его зятя, относящиеся ко времени после 125 г., не встречаются9. Не исключено, что Сатн ваханам к этому времени удалось освободиться от шакских кши трапов и вновь присоединить ранее утраченные области к своей империи. Возможно, что в борьбе с Сатаваханами пал и сам Нахапана. О царе — победителе шаков — ученые высказывают разные предположения 10. Наш самый надежный источник — эпи графика называет имя Готамипуты Сатакани (санскр. Гаутами путра Шри Шатакарни)11. Одна из надписей Насика представляв собой приказ сатаваханского царя Сири Сатакани Готамипуты и.i военного лагеря о дарении деревни12. Надпись датируется 18 г правления Готамипуты, когда ему, очевидно, уже удалось овлн деть некоторыми областями Западной Индии. Он назван «госпо дином Бенакатаки в Говардхане» (район Насика).

В надписи Готами Баласири всячески прославляются вое» ные успехи ее сына Готамипуты. Его величают разрушителем шаков, яванов и палхавов (пахлавов — парфян). «Он, — говорите» в тексте, — явился искоренителем рода Кшахаратов (Khakharil tavanasa) и восстановителем славы Сатаваханов (Satavahanaku la)* 13. Далее перечисляются территории под властью Готамипуты, и среди них те, которые раньше принадлежали Нахапане и Уша


ипднте. Вероятно, к концу правления Готамипуты Сатаваханы сумели вернуть себе все области Северного Декана и многие шпионы Западной и Центральной Индии, временно захваченные нткскими правителями. О победе Сатаваханов свидетельствуют и нумизматические материалы — огромный клад монет, открытый и округе Насик, показал, что Готамипута перечеканил болыпин-iiTiio монет кшатрапа Нахапаны14 (этот тип монет обнаружен ив Гиураштре).

Если верить свидетельствам надписей из Насика, Готамипута i и ткани кроме земель, отвоеванных у шакских кшатрадов, при-

.... динил к империи и новые территории (например, Ашмакути

Ппдарбху). Царь провозгласил себя властелином Виджхи — гор­них районов Виндхьи, Махиды (Махендры, Восточные Гаты), Гпхьи (Западные Гаты), Чакоры (южная часть Восточных Гат), Мпдайи (Западные Гаты) и др. Упоминание Махендры и Чакоры, нолможно, указывает на вхождение в империю Готамипуты Ка->пшги и Андхры 15. Период его правления был временем нового |ш<-цвета Сатаваханского государства. В надписи Готами Баласи-|1И о Готамипуте говорится как о царе, который укрепил империю и гистему управления и «приостановил порчу четырех варн* 16. Последнее, видимо, надо трактовать не просто как традиционное тк-.хваление царских достоинств; в нем можно усматривать отра-ипчше определенной социальной политики Сатаваханов. В усло­виях бурного развития ремесла и торговли, смешения местного ппселения с пришельцами — шаками, быстро ассимилировавши­мися и включившимися в общую систему сословно-кастового целения, перегородки между варнами, наверное, в какой-то сте­пени ломались. Сатаваханы скорее всего предприняли некоторые меры, имевшие целью воспрепятствовать разрушению традицион­ной системы.

Сообщение о «порче четырех варн* (catuvarnya) интересно ■411,0 в одном аспекте: во многих древнеиндийских и раннесредне-шчсовых сочинениях приход века Кали (Kaliyuga) связывается г резкими изменениями в разных сферах традиционной жизни, «том числе и социальной; постоянно указывается на «порчу иирн» — нарушение привычной брахманской схемы. Некоторые чилийские исследователи справедливо связывают эти описания ■ важными сдвигами в общественном развитии — с переходом от февнего периода к раннесредневековому, феодальному 17. Можно полагать, что начало этого важнейшего процесса в историческом ||цзвитии Индии наметилось в эпоху Сатаваханов и нашло отра­жение в эпиграфике.

Но вернемся к событиям политической истории этого периода. Несмотря на успехи Сатаваханов, их борьба с шакскими кшат-|ищами была далека от завершения. Вскоре сам Готамипута вы­нужден был уступить им некоторые земли, когда войска кшатра-iiiiB вновь вторглись в пределы его империи. Особенно сокруши-i ильные удары нанес Рудрадаман — шакский кшатрап из рода Кардамаков. В его надписи из Джунагадха, относящейся к 72 г.


эры Шака (150 г. н. э.), он именуется правителем многих стран. в том числе и тех, которые назывались среди владений Готами путы: Акара, Аванти, Анупа, Апаранта, Сурашатра 18. Иными словами, за исключением областей Насика и Пуны Сатаваханы потеряли все основные территории на западе и севере империи, в том числе области Малвы, Северного Конкана, Катхиаварский полуостров19. В надписи отмечается, что Рудрадаман дважды побеждал Шатакарни — «правителя Южной страны* (Daksinapal hapati). Очевидно, имеется в виду сатаваханский царь Готамипу таСатакани20 (Гаутамипутра Шатакарни).

Наследники Готамипуты. Шакские кшатрапы удерживали свою власть над некоторыми областями Западной Индии и при сыне Готамипуты — царе Пулумави (Васиштхи-путра Шри Пулумави — 130-159 гг.21). Возможно, что имя этого царя ZipuroXEuaxog и его столица Пратиштхана (BaiBava) упоминд ютсяв «Географии» Птолемея (VIII. 1.63 и 82)22. Свидетельств!! Птолемея позволяют также считать, что районы Северной Мал вы принадлежали кшатрапам из рода Кардамаков. Труд Птолг меядатируется примерно 140 г. н. з., и это дает возможностью' лагать, что преемникам Готамипуты пришлось вести борьбу с представителями Кардамаков. Из эпиграфики известно такжо о матримониальных связях Сатаваханов с Кардамаками: брат царя женился на дочери Рудрадамана. Это, очевидно, сказалось не только на политической ситуации, но и на монетном обраще­нии: сатаваханские монеты этого времени несут на себе влиянии и монетной системы кшатрапов23.

Эпиграфика и данные нумизматики свидетельствуют о том, что временное господство шаков в отдельных областях Западной Индии не оказало существенного влияния на социальное и куль турное развитие районов бывшей Сатаваханской империи. Власи шакских кшатрапов в основном ограничивалась политической сферой. Шаки быстро смешивались с местным населением, при нимали индийские имена и обычаи, оказывали докровительстип различным религиозным течениям, и прежде всего буддизму. который в этот период, особенно быстро стал распространяться на Юге.

В Декан проникает и санскрит: на нем, а также на прак ритах написаны эпиграфические документы шакских кшатрапон. Влияние санскрита прослеживается и в языке ряда надписей поздних сатаваханских царей 24. С шаками связано, очевидно, и введение серебряных монет, имевших хождение в позднесатав» ханскую эпоху.

Судя по надписям Пулумави из Амаравати и Дхараникоты. в период правления этого царя Сатаваханы особое внимание уде­ляли своим восточным провинциям, что, по всей вероятности, вы­зывалось потерей ими некоторых северных и западных областей. Одна из надписей Дхараникоты относится к 25 г. правления Пулумави. По мнению Г. Венкета Рао, царь в это время уже чувствовал безнадежность своей борьбы за верховенство на Север!


ii полностью переключился на Восток 25. На важность восточного допроса указывают и многочисленные находки монет Пулумави и Андхре. Политика по укреплению восточных и южных областей империи продолжалась и при преемниках Пулумави — царе Шива Шри Шатакарни (по спискам пуран), монеты которого обнаружены здесь, и Сирияне Сатакани — Шри Яджна Шатакар­ни (также по спискам пуран)26.

Даже в этот период Сатаваханы не прекращали борьбы со ивоими постоянными противниками на Севере. Правда, в первые десятилетия после Готамипуты им не удавалось достигнуть ка­ких-либо ощутимых успехов, но при царе Сирияне Сатакани они освободили многие западные и северные области. Надписи этого царя обнаружены в Насике 27 и Канхери28, а монеты — в Север­ном Конкане, Бароде, на Катхиаварском полуострове. Можно по-чпгать, что при нем была воссоздана империя, простирающаяся • от западного до восточного океана». Объединение западных и носточных областей способствовало развитию торговли, в част­ности зарубежной. На монетах Сирияны Сатакани изображены '■уда— несомненное указание на расширение морской торговли.

Однако наследники могущественного Сирияны Сатакани не могли сохранить единство огромной империи. Согласно пура-мпм, последним царем династии был Пулумави. Интересно, что область, где была составлена его надпись, район современного Бел-лари, названа в тексте Satavahanihara — «округ Сатаваханов»29. It период, когда Сатаваханы, очевидно, владели лишь восточными провинциями, термин, обозначавший ранее все территории ог­ромной империи, стал теперь применяться к восточным райо­нам — к Андхре. Некоторые исследователи высказывали предпо­ложение, что Пулумави был не полностью независим, а подчи­нился военному правителю (махасенапати) Кхамданаги, о котором сообщает надпись из Мьякадони 30.

Единое государство распалось, но еще долго мелкие правители, принадлежавшие к различным ветвям династии, удерживали на собой ряд областей. Б Кунтале, например, потомки одной n:t ветвей Сатаваханов правили до середины IV в. Отдельные части империи оказались под властью династий Вакатаков, ЛОхиров, Паллавов й Икшваков.

В немалой степени этому способствовала политическая обста­новка, сложившаяся в Индии к середине III в. Династия Абхи-ров, утвердившаяся после распада государства Сатаваханов в Се-нирном Конкане и, возможно, даже вытеснившая Западных Кшат-1>апов из их столицы Уджаяни, вскоре утратила свое значение и по могла претендовать на гегемонию в Южной и Западной Ин­дии31. Кшатрапские правители владели некоторыми западными областями, но Декан уже не находился под их непосредственным контролем зг. Довольно сильной династии Икшваков принадлежа­ли лишь отдельные области Андхры (об этом сообщают их над­писи из Нагарджуниконды)33, и она не могла играть ведущую


роль в политической жизни всего Юга. Еще менее влиятельны были династии Нагов и Чуту-Сатакарниев.

Империя Вакатаков. Сильную империю, не уступавшую могуществе и славе Сатаваханской, удалось создать правител династии Вакатаков.

Исследователь истории Декана изучаемого периода располагаем значительным числом эпиграфических документов, связанны* с этой династией34. Отдельные политические события нашли отражение и в надписях гуптских царей, с которыми Ваката! i были связаны даже родственными отношениями. Однако, к с. жалению, материалы эпиграфики весьма неоднородны. Край]: фрагментарны наши сведения о первом царе династии — Виндх). яшакти. Его имя встречается в одной из надписей Аджанты 35 и в пуранах, которые считают его основателем династии и отцом царя Правары, т. е. Праварасены зв.

Источники не содержат прямых свидетельств о первоначал!. ных владениях Вакатаков, но косвенные данные указывают ни связь с областями современного Берара37. По мнению исследов^ телей, Виндхьяшакти находился в зависимости от поздних С. таваханов и лишь после падения их государства добился сам ■ стоятельности38. Ему удалось, очевидно, распространить сво' власть на некоторые земли в районе гор Виндхья, на что мола указывать его имя. Пураны говорят о первом вакатакском ца]" в связи с династией Нага в Видише и народом килакила, которым назван «явана» (справедливость этих свидетельств пуран подвер гается сомнению). Возможно, что возвышение Виндхьяшакти проходило в напряженной обстановке соперничества с шакскими кшатрапами (яванами пуран?) и местными независимыми дин» стиями. По мнению В. В. Мираши, первоначальный домен пер вого из Вакатаков находился в Центральном Декане. Весьма неопределенна дата его воцарения. Опорным пунктом хронологии является событие более позднего времени — брак дочери гуптско го царя Чандрагупты II (375-414) с шестым правителем Вак.ч таков — Рудрасеной II. Следуя этой дате, ученые составили хр<> нологическую схему династии и отнесли ее начало приблизители но к 250 г.39.

При сыне Виндхьяшакти, царе Праварасене I (270-330) одном из самых известных правителей этой династии, государетт! Вакатаков значительно расширило свои границы. Показательно что в надписях вакатакских правителей именно с Праварасе ны I открывается список царей. Праварасена был единственным, кто принял титул «самрат» — «всеправитель», заявив тем самым о своем могуществе. По местам находок надписей его ближайши наследников можно заключить, что к концу правления Права}> ■ сены империя включала почти всю западную часть Декана меж; Нармадой и Кришной. Не исключено, что Праварасена захн тил и некоторые территории в Западной Индии, однако эпигр.' фических подтверждений этого мы пока не имеем.

Надписи рассказывают о браке сына Праварасены и дочери


хаванаги — даря династии Нага, которой принадлежали значит­ельные территории Центральной Индии 40. Очевидно, благодаря такому союзу Вакатаки укрепили свои позиции и в этой части г-граны.

Сыновья Праварасены еще при жизни отца стали правителями гчавных провинций империи. После его смерти они пытались пгстоять свою самостоятельность и создать собственные государ­ства. Эпиграфика41 упоминает, например, о Сарвасене, правителе и областях Южного Берара, основавшем независимую ветвь ди­настии, которая просуществовала до V в.

Царям главной ветви династии удалось сохранить свою власть Инд большей частью империи, хотя они уже не величали себя • гамрат». После Праварасены трон перешел к его внуку Рудра-п'не I (330-350), правление которого совпало с возникновением и усилением династии Гупт. Царь Самудрагупта совершил побе­доносный поход на Юг, что должно было, видимо, привести к столкновению с Вакатаками. В Аллахабадской надписи Самудра-гупты упоминается ряд государств Южной Индии, говорится о иго победе над царем Рудрадэвой из Арьяварты, которого уче­ные отождествляли с Рудрасеной I. Из этого делался вывод, что Гупты полностью победили Вакатаков42. Несмотря на явно пане­гирический характер Аллахабадской надписи, можно все же до­пустить, что Гупты действительно сумели на время отобрать у Никатаков некоторые области, в частности Южную Кошалу и Андхру. Впрочем, поскольку поход Самудрагупты на Юг не при­вил к присоединению к империи покоренных районов, гуптская власть здесь могла быть только временной и в значительной ггепени номинальной.

Напряженные отношения между Гуптами и Вакатаками про­должались, очевидно, недолго: при внуке Рудрасены обе династии исключили матримониальный союз. Не исключено, что еще раньше, при сыне Рудрасены — Притхивишене I (350-400), Ва­катаки урегулировали свои отношения с грозным северным сосе­дом. Надписи говорят о Притхивишене как о царе, при котором иначительно увеличилась численность войска и укрепилась казна.

О возрастании роли Вакатаков на политической арене Индии может, наверное, свидетельствовать и брак царевича Рудрасе­ны II с Прабхаватигуптой, дочерью Чандрагупты II Викрама-дитьи43. Безусловно, этот союз преследовал определенные поли­тические цели. Гупты готовились к войне с Западными Кшатра-инми и хотели, видимо, обеспечить безопасность своих южных границ, тем более что империя Вакатаков находилась в непо­средственной близости к владениям кшатрапов. Такая политика имела успех: Гуптам, судя по данным эпиграфики и нумизма­тики, удалось победить кшатрапов и захватить Западную Малву и Саураштру, а Вакатаки сохранили большинство своих вла­дений,

Правление Рудрасены II было непродолжительным; после его смерти власть фактически перешла в руки Прабхаватигупты,


в течение многих лет состоявшей регентшей при своих сыновьях. В этот период гуптское влияние заметно усилилось. На основании свидетельств надписи царицы ученые сделали вывод, что в столицу Вакатаков Нандивардхану (недалеко от совр. Нагпура) из Паталипутры были направлены чиновники гуптской админи­страции 44. Не исключено, что и культурное влияние Севера стало особенно заметным в Декане именно в это время.

Тогда же произошло возвышение представителей боковой линии вакатакских царей. Судя по надписям, владения их прави­теля Праварасены II (420-450) включали не только Южный Берар, но и области Махараштры. Обе ветви Вакатаков соперни­чали друг с другом. После царя Притхивишены II (конец V в.) значение центральной ветви династии падает, и главенство перехо­дит к правителям Южного Берара (эту ветвь часто называют «Вакатаки из Ватсагульмы» — по месту находок надписей этих царей). Царь Харишена (475-500) распространил свою власть на многие районы Декана и на ряд областей Западной Индии. В надписи из Аджанты Харишена характеризуется как завоева­тель Кунталы, Аванти, Калинги, Южной Кошалы, Андхры и др.45. Возможно, что эти блистательные успехи были связаны о ослаблением государства Гупт. Правление Харишены было вре­менем нового, хотя и недолгого, расцвета империи Вакатаков. Приблизительно в 565 г. Декан и другие области их государства перешли к Чалукьям.

Государство Паллавов. Паллавы были второй могущественной династией Южной Индии, создавшей свое государство на разва­линах Сатаваханской империи. Многие периоды их ранней исто­рии неизвестны, о некоторых событиях имеются упоминания в надписях более поздних правителей. До сих пор остается не­решенным вопрос об их происхождении. Существует точка зрения об их генетической связи с парфянами (Pahlava индийских источников). Это противоречит ряду установленных данных, хо­тя многие последователи связывают происхождение Паллавов с Северной Индией и считают, что на Юг они попали поздно46. Материалы эпиграфики и литературных сочинений показывают, что в конце II в. они уже, безусловно, находились в районе Канчи. Само имя «Паллавы» связано с названием вьющегося растения -— очевидно, племенного тотема. Отражение местных южноиндий­ских традиций ученые прослеживают в текстах грамот паллавских правителей " (в частности, они написаны на южных вариантах брахми). Поэтому логично считать, что Паллавы происходили иа Южной Индии, хотя, безусловно, и подвергались заметному влия­нию Севера48.

К периоду ранних Паллавов (III—VI вв.) относится ряд прак­ритских и санскритских надписей *9, причем последние появля­ются лишь во второй половине IV в., когда в результате расцво-та империи Гупт усилилось влияние культурных традиций Се верной Индии. В пракритских надписях упоминается г. Канчп пурам, который был столицей государства при царе Скандавлр


мане и его ближайших преемниках. В одной надписи Скандавар-ман назван наследником престола — ювараджей, что указывает на существование династии и при его предшественниках 50. Его величают пышным именем, прославляют за совершение ашва-медхи, агништомы и других церемоний. Эти свидетельства могут рассматриваться как доказательство его приверженности тради­ционному брахманизму.

Границы империй первых паллавских правителей устанавли­ваются очень приблизительно. На севере они проходили по р. Кришне, на западе государство простиралось до Аравийского моря и. На основании дарственной надписи из Маидаволу, содер­жащей приказ Шиваскандавармана из Канчи провинциальному главе Андхры в Дханьякатаке 52, можно сделать вывод о подчи­нении Паллавам в тот период (примерно конец III в.) Икшваков.

Аллахабадская надпись Самудрагупты рассказывает о столк­новении Гупт с Вишнугуптой, который находился в Канчи и Пыл, очевидно, одним из паллавских правителей. Некоторые ученые сомневаются в реальности того, что Самудрагупте удалось продвинуться до Канчи; было высказано предположение, что гуптский царь столкнулся с паллавской армией в другом месте53. И надписи упоминается и царь Уграсена из Палакки, который мог быть правителем побочной ветви Паллавской династии.

В санскритских эпиграфических документах встречаются име­на многих паллавских царей, правивших в V-VI вв., но более точная датировка их царствования основывается на материалах палеографии и поэтому очень условна. Династия Паллавов про­существовала до начала IX в. и играла заметную роль в истории Южной Индии в средние века.

йкшваки. Эта династия сразу же после падения Сатаваханов утвердилась в Андхре. Основателем ее был, вероятно, царь Шан-гнмула. При его сыне, царе Вирапурушадатте, Икшваки заключи­ли брачные союзы с шакскими кшатрапами из Уджаяни и пра-нителями Ванавасы (в районе современного Бомбея), что укрепило их позиции54. В этот период значительное распространение получает буддизм, о чем свидетельствуют многочисленные буд­дийские дарственные надписи, найденные в Нагарджуниконде и Амаравати55. Надписи периода Икшваков из Нагарджуниконды гчжорят и о приверженности правителей этой династии брахма-нипму. Один из них — Васитхипута Сири Чамтамула — прослав­ляется в надписях за совершение таких обрядов, как агнихотра, (И'ништома, ваджапея и ашвамедха56. Выше указывалось уже Ни столкновение Икшваков с Паллавами, закончившееся пораже­нием первых.

В ряде районов Южной Индии в рассматриваемое время пра-или и другие династии (Кадамбы, Ганги). Политическая история х государств пока известна лишь фрагментарно.

Государства крайнего Юга. В областях крайнего Юга Индии уществовали три крупных государства: Чера, Пандья и Чола, вникшие еще во второй половине I тысячелетия до н. э. Назва-


ния их упоминаются в эдиктах Ашоки. Маурьи поддерживал с ними дружеские отношения. После падения Маурийской импер связи Севера с крайним Югом, очевидно, были нарушены, в североиндийских источниках данных об этих государства почти нет. Однако раннетамильские литературное сочинения, а-тичные источники и материалы археологии позволяют составит некоторое представление о бурных политических событиях важных процессах социально-экономического и культурного ра вития, совершавшихся на Юге. Эти государства вступили в неп средственные торговые отношения с Западом, в том числе с Р мои, основавшим на восточном побережье Южной Индии торг вую факторию, и со странами Юго-Восточной Азии. О южноинди ских портах к этому времени знали далеко за пределами Инди

Первые из дошедших до нас южноиндийских сочинений н местных языках связаны с так называемой эпохой санг. Тамил" екая традиция насчитывает три санги (литературных академий но только последнюю, относимую к I—III вв. н. э., можно сч тать исторической. Правда, сама поэзия ничего не говорит ос ге, но высокий уровень поэтического мастерства, отработанност техники стихосложения не подлежат сомнению. До нашего вр мени дошла поэзия, сосредоточенная впоследствии в двух собр ниях: «Восемь антологий» it «Десять песен», а также грамматик поэтический трактат «Толькапиям» (IV-V вв. н. э.). Примыкав к этой традиции и поэма V-VI вв. «Повесть о браслете» («Ш лаппадигарам»).

Вследствие панегирической направленности ранней тамиль­ской поэзии мир, нарисованный в ней, предстает в идеализиро­ванном виде, но она содержит обширную информацию о жизни тамильских царств того времени и потому до сих пор является основным источником исторических сведений. Конечно, система тическое изложение политической истории государств Черы, Чолы и Пандья на основе поэтических сборников — задача чрез вычайно трудная 57, но многие факты и события, упомянутые поэзии, несомненно имели место в действительности. Равным о разом сложно разработать и хронологию ранней истории эти государств. Единственным, пожалуй, убедительным фактом ел дует считать сообщение в «Повести о браслете» об одновреме ном правлении царя Черы Сенгуттувана и ланкийского царя Г жабаху (II в. н. э.).

Из огромной массы свидетельств, содержащихся в раннет мильских литературных сочинениях, можно выделить некотор факты, заслуживающие специального внимания историко Прежде всего это упоминание о борьбе царя Черов Имаявара* Сана Недунджерала Адана с яванами: царь пленил последни и не отпускал их до тех пор, пока они не заплатили ему богаты выкуп драгоценными камнями и изделиями ремесленников6 Данное сообщение, очевидно, демонстрирует напряженные отн шения, сложившиеся между римскими торговцами и царе Черов.


Древнетамильская поэзия полна упоминаний о постоянном соперничестве, государств Чера, Чода и Пандья, об их борьбе с более мелкими царствами или племенными объединениями. На­пример, царю Пари, прославленному поэтами за щедрость и бла­городство, пришлось защищать свои небольшие владения от на­падения объединенных армий трех великих царей. Царь Черы Иерумчералирумборей подавил сопротивление пастушеских пле­мен во главе с Кажувулем 58. Одной из наиболее крупных битв той эпохи была битва при Венни (недалеко от Танджавура). Лдесь, согласно традиции, один из самых знаменитых тамиль­ских царей — властитедь Чолы Карикала, удачливый воин и умелый правитель, разбил армии одиннадцати царей, в том числе Пандьев и Черов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных