ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 20 страницаДлительное устранение царской администрации от непо-i родственного общения с крестьянами при таких пожалованиях»ь пиредачеи иммунных прав ставило крестьян в зависимость от нпиучателя дарения. Если ранее сама царская администрация имела дело, например, с недоимщиками или с людьми, уклонявшимися от трудовой повинности, то теперь ущерб в этих случа- ях нес уже владелец. В дарственных грамотах начинают встрг чаться требования к крестьянам оказывать должное повинов» ние получателю пожалования40, а также призывы к владельца земли быть справедливым по отношению к крестьянам41. Труд и < сказать, как эти призывы осуществлялись на практике,- в источ никах нет данных о том, что в рассматриваемый период владс лец пожалования уже обладал, например, сеньориальными при вами. Уголовная юрисдикция, вероятно, все еще оставалась:ш государством. Первое бесспорное упоминание в североиндийских надписях о пожаловании деревни не только с принадлежавшими ей зем лями, но и с ее обитателями относится к VII в.42. Но возможно что такая практика имела место и раньше, так как Фа Сят сообщал, что в его время фиксировались пожалования не тольк земли, но и людей, живших на ней. Одним из проявлений новых тенденций в развитии социал! но-экономических отношений можно, очевидно, считать и ус г ление роли «принудительного труда» — вишти (visti). Среди уч< ных нет единодушия в трактовке этого термина: иногда випгг рассматривают как своего рода трудовые отработки на цар вместо уплаты налога (или же как дополнение к нему)44. Но m зависимо от содержания этого термина в каждый конкретны ■■ период источники позднегуптской и особенно послегуптской эпи определенно указывают на возрастание значения вишти кп принудительного труда крестьян и ремесленников, который от вынуждены были выполнять в пользу государства и, что сщ более показательно, даже отдельных земельных собственников *' Известный индийский историк Р. С. Шарма рассматривай' развитие тех тенденций, которые вели к феодализации в гут скую и послегуптскую эпохи, но которые появились значительна раньше. Первую главу своей книги «Индийский феодализм» <>i. посвятил именно начальной фазе (300-750) этого общего пр< цесса становления феодализма. Обращает на себя внимание п> факт, что первые надписи, фиксирующие передачу админшпм тивных прав на землю, связаны с династией Сатаваханов: пшм ченная брахманами земля освобождается от посещения царски войск и государственных чиновников; еще больший объем им мунных прав отражен в надписях V в., также связанных с Д< каном (династия Вакатаков). Интересно, что к Южной Инд" относится и самая ранняя из известных пока надписей о практик передачи земли и работников: земельная грамота III в. перм< да династии Паллавов о передаче земельного участка с четыркм издольщиками, таковы также грамоты V в. (династия Вакатш.". о дарении домов для земледельцев (каршаков), VI в. (из Ори<-' " о передаче земли и всех живущих на ней работников и т. д. '■*> данные позволяют считать, что раньше всего феодальные тем ции возникли (или получили развитие) в «периферийных ластях (Декан и Южная Индия), а затем утвердились и в о пых — центральных районах Севера46. Причина этого явления ■чце ждет своего окончательного объяснения. Итак, отмеченные выше новые явления можно считать пока-■ птелями развивающихся феодальных отношений47. Самое суще- ■ пенное, что прослеживается постепенное превращение основной >юсы прежде свободных общинников в феодально-зависимое кре- >ьянство. В большинстве районов Индии процесс феодализации ■ иершился уже за пределами периода, рассматриваемого в данной Древнеиндийские монастыри. Весьма важную роль в феодали-ции индийского общества сыграли монастыри. Это были елож-1.16 автономные общественные и хозяйственные организмы. и первые века нашей эры быстро растет число монастырей, увенчивается их экономическое и политическое значение49. Но мере возрастания числа монахов и обогащения буддийской '•щины появлялись монастырские постройки — жилые помещении, кухни, трапезные, кладовые и т. д. Древнейшие наземные ппстыри, раскопки которых дают возможность определенно нить об их характере, относятся к началу нашей эры 50. Со ||. н. э. уже возводятся каменные здания, рассчитанные наод-нременное проживание десятков, сотен, а иногда и нескольких ■ |'ич человек51. Строения начинают все больше походить на Помимо монахов в монастырях должно было быть и большое 'iniMio обслуживающего персонала52. Он был необходим для убором помещений, удаления нечистот, ремонтно-строительных работ, приготовления пищи, доставки воды, личного услужения высоко- ..... Гц пленным монахам и пр. Часть этих работ делалась послуш- <ими, а также, очевидно, и мирянами, прибывшими в монас- |И. для получения образования, а не для подготовки к вступ- ntio в монахи53. Но многие работы, наиболее тяжелые и не- |«:тижные, могли исполняться только людьми подневольными. Неизвестно, когда монастыри начали обзаводиться рабами, но, нидимому, очень рано54. Уже упоминалось предание об осно- ■ ии монастырей в Кашмире, о покупке основателем этих мона- > ipHi многих бедняков для того, чтобы они служили монахам, целее о борьбе этих рабов и их потомков с монахами, борьбе, ■Поджавшейся несколько веков. Как бы ни оценивать рассказ ийекого паломника, он вряд ли мог выдумать такую ситуацию: ■I- и в других источниках имеется немало свидетельств о су- ■тновании рабов в монастырях 55. Наличие среди обслуживаю- |) персонала рабов накладывало отпечаток на положение дру- иесвободных, они практически сливались с рабами в одну ншюльную массу, становились собственностью монастыря. п,:шн перечислял «многочисленных слуг — мужчин и женщин» нн||цду с принадлежавшими монастырю зернохранилищами, пол- ными зерна, деньгами и ценностями, хранившимися в сокровищ ницах. Слуги могли принадлежать и отдельным монахам, a bcjiv чае смерти последних наряду с прочим имуществом переходил! в собственность монастыря. Прокормить все непроизводительное население было не проси тем более что всякий производительный труд (особенно нем ледельческий) монахам запрещался. Монастырям требовал m • огромные материальные средства, приток их должен был бырп, регулярным и четко организованным. Главным источником доходов сангхи постепенно стали и каждодневный сбор милостыни, а щедрые дарения, делаемы частными лицами и государством. Многие дары были единонрс менными (запасы пищи, одежды и пр.), но все чаще жаловали" постоянные источники дохода. Уже упоминалось о земельны дарениях монастырям, зафиксированных в дарственных грамот»* Много свидетельств такого рода мы находим и в других и< точниках. Так, Фа Сянь сообщал, что индийские вихары имен вырезанные на медных пластинах древние грамоты о дарении полей, домов, садов и цветников, людей и скота56. В VII в. ни тайские паломники рассказывали о монастыре Наланда (в Ми гадхе), где действовал своего рода буддийский универсипп «Царь страны уважает и чтит монахов и даровал доходы 100 дг ревень для содержания монастыря. Двести крестьян этих де|ш вень ежедневно доставляют несколько сот пикулей обыкнонпн ного риса и несколько сот катти масла и молока. Поэтому ofiv чающиеся здесь, будучи столь щедро обеспеченными, не проел четырех средств существования (т. е. одежды, пищи, постен > и лекарств)»57; «так как Великий мудрец запретил монахам самш заниматься земледелием, они дозволяют другим беспрепятствен м обрабатывать обложенные податями земли и получают лшн некоторую часть ее продуктов, таким образом они ведут жи:т< праведную, избегая мирских дел и оставаясь невиновными ■ умерщвлении живых существ при пахоте и орошении полей» '' Археологические данные, полученные при раскопках такс и л i скнх монастырей, показывают, что они были обычно расположен вдалеке от полей: при монастырях отсутствовали хлева, и i нохранилища, склады инвентаря, кузницы, маслобойни и др помещения, которые неизбежно должны были бы существо если бы монастыри вели хозяйство барщинного типа или ■ бы продукты от крестьян они получали в виде оброка йз(> и большими партиями. Очевидно, крестьяне деревень, отписашт монастырям, вели хозяйство как и раньше, но регулярно течение всего года снабжали монахов продовольствием. Поряд" и очередность таких поставок определялись, по-видимому, дгр. венской администрацией, ибо никакой хозяйственной докум< ции, которая позволила бы предположить существование в i: стырях сложной системы учета, до нас не дошло. В целом риалы раскопок в районе Таксилы подтверждают вышеприд ные свидетельства китайских паломников. Ж Однако паломники сообщают и о других типах монастырского ноляйства, в том числе и латифундиального: «Согласно учению Нииаи, когда поле обрабатывается сангхой, слугам монастыря мчи другим семьям, которые фактически производили обработку, лжна даваться доля продукции. Все произведенное надо делить (шесть частей, и одна шестая должна взиматься общиной. шгхе следует предоставлять работающим быков и землю для работки, и других обязательств у нее нет. Раздел продукции пкет меняться согласно времени года. Большинство монастырей Западе (т. е. в Индии. — Авт..) следует упомянутому обычаю, ■имеются и такие, которые очень жадны и не делят продукции, ■монахи сами распределяют работу среди слуг — мужчин и ■пщин — и наблюдают, чтобы работы производились должным "разом» 59. О том, что монастыри издавна обзаводились хозяйствами, '■•иволяет предполагать надпись из Насика (II в. н. э.), сообщающий о дарении царем монастырю 200 нивартан (ок. 240 га) зем-" "". Поскольку ничего не говорится о приписке людей, можно итать, что монастырь должен был обрабатывать землю с ис-иьзованием подневольного труда. Из другой надписи61 выясня-я, что монастырь не смог освоить дарованную землю и царь твил ему только 100 нивартан. Рост числа монастырей 62 и монастырского землевладения в ■ иштельной степени способствовал феодализации общественных чютва как выморочные или конфискованные под разными пред-чши ез. Пожалования же монастырям были действительно веч-ми, они не могли стать выморочными, их конфискация была пана с огромным риском — восстановить против себя могуще-И1!нную сангху. Крестьяне, таким образом, практически навсе-i оказывались прикрепленными к монастырям. Феодальные отношения в Южной Индии. Уже отмечалось, что Пиньшинство дошедших до нас дарственных грамот из Северной Индии обнаружено в Бенгалии, Мадхья-Прадеше и Гуджарате. И районах, где происходило развитие цивилизации в предыдущий период (в Пенджабе, Уттар-Прадеше и Бихаре), их найдено мило. Обращает на себя внимание значительное число дарственных грамот, обнаруженных в Южной Индии. В этой части страны происходили, пожалуй, более коренные изменения в обще-1Ч(ншных отнопгениях, чем к северу от гор Виндхья; во многом ими были и специфическими. И период Маурьев в большей части полуостровной Индии еще иодствовал первобытнообщинный строй. Крупных государств ■ < ь, кроме, может быть, крайнего Юга, по-видимому, не суще- ■ овало. Характерно, что в надписях Ашоки нет упоминаний ческие цари в XIII наскальной надписи называются даже имени. Ко времени образования империи Гупт картина рез изменилась. В Аллахабадской колонной надписи в честь Са драгупты говорится о побежденных им 12 царях Дакшинапат (Южной страны), владения которых он не включил в состав ев государства. В период между III в. до н. э. и IV в. н. э. в этих район Индии наблюдались подъем экономики, резкое увеличение чи~ городов, их рост и процветание. Все это свидетельствовало быстром развитии классовых отношений, получившем толч еще в то время, когда племена Южной Индии входили в сост империи Маурьев. Поскольку в северной части страны уже многие века суще вовали классовое общество и государство с устоявшимися ф мами управления, традициями и идеологией, нарождавшие господствующие классы южноиндийских государств нередко по нимали от своих северных соседей формы государственного у ройства, методы управления и т. д. В Южной Индии быстро рл пространились буддизм, джайнизм и индуизм. Ко дворам южно индийских царей приглашались ученые брахманы из Северной Индии, местные божества включались в индуистский пантеон, ни Юг проникала религиозная этико-правовая литература, а с но-и санскрит. Но столь прочных насаждаемых брахманством трад ций, как на Севере, здесь не было. Естественно, что классовые отношения не могли быть заноси ны извне: они могли возникнуть только в том случае, если д этого созрели необходимые условия на местной почве. За и сколько веков Южная Индия вступила в эпоху развитого же лов здесь появились крупные города, получили развитие ремесл торговля (в том числе зарубежная), судоходство и мореплаван" т. е. она проделала путь, на который населению долины Ик потребовалось более двух тысяч лет. Соответственно этому бур развивались на Юге и общественные отношения; за такой короткий исторический срок южноиндийские первобытнообщи ные племена достигли ступени развитого классового обществ относительно быстро пройдя рабовладельческую стадию ра.щ тия, а во многих случаях, видимо, и минуя ее 64. В первые века нашей эры в Южной Индии, как отмечштг происходил процесс феодализации общества, причем, возмол.и более интенсивный, чем на Севере страны65, но имевший <ш особенности. Здесь не было массовых этнических смешений, ни менные и общинные традиции отличались значительно больш стойкостью. В отличие от высших сановников гуптской админ страции, оказавшихся волей служебных перемещений днле" от своих мест проживания и не связанных с местным насел* - ■ (не говоря уже о потомках знатных шакских, парфянски: шанских и прочих родов), феодалитет на Юге был органи' связан с местным населением этническими, родовыми и пл. i ными узами, общностью религии и исторических традиций Все эти особенности оказали существенное воздействие на шльнейшие исторические судьбы Южной Индии не только в |юдние века, но и в новое время. Сословно-кастовый строй. В общем процессе изменений об Происходившие в обществе изменения коснулись всех варн, |-гл и не в равной мере. Снижение роли фактора родовитости, (ющение религиозного ритуала, а также широкое распространив буддизма и джайнизма заметно сказались на положении i нхманов. В литературных источниках имеется много данных ■ обеднении древних брахманских родов, о падении авторитета i пдворного брахмана (видушака), исполняющего роль не тодо- ■ шнего шута, не то камердинера. В драме Шу драки «Глиняная Резко усилилось размывание варны кшатриев. Это было святимо, по всей вероятности, с ослаблением и падением республик Щ укреплением в армии системы наемничества. К VI-VII вв. (Мдоные кшатрийские роды почти повсеместно исчезли: к кшат-|Н(нм стали причислять только царские династии. Но даже среди Правителей не все были кшатриями. Многие древние царские династии погибли в частых войнах, их престолы были захвачен м удачливыми выходцами из других варн. Так, Сатаваханы и Ни катаки были по традиции брахманами, а создатели самых мощ ных государств периода IV-VII вв. — Вардханы и, возможнп, Гупты — вайшьями. Сюань Цзан в своих записках сообщает о сословно-кастовой принадлежности 13 современных ему индии ских царей. Из них только 5 были кшатриями, 4 — брахманами, 2 — вайшьями и 2 — шудрами. В средние века само слит» «кшатрий» постепенно выходит из употребления, и только н< многие феодальные роды (особенно раджпуты) решались ве«-свое происхождение от древних кшатриев Т2. Поскольку ремесленный люд состоял в основном из шуд) то с расцветом ремесла и укреплением городов их обществен; положение менялось. Но изменения происходили и в сельо хозяйстве. Уже в «Артхашастре», когда говорится об освоег царем новых земель (II. 1), рекомендуется заселять их преиму. ственно шудрами-земледельцами. Сюань Цзан всех шудр \ считал земледельцами: вайшьи, согласно его утверждению, быт торговцами, которые считались более почтенными, чем земледпи цы 74. Но, вероятно, во многих случаях не только шудры станопм лись земледельцами, но и земледельцы шудрами, так как с рл > витием феодальных отношений рядовые свободные общинники вайшьи превращались в феодально-зависимых крестьян, и и., вело к ухудшению их общественного, прежде всего сослопи" кастового, статуса. Эти новые тенденции в положении шудр in шли отражение не только в сутрах и шастрах, но и в позднеГп и дийских (прежде всего махаянских) сочинениях. Большой инте|" -представляют сообщения и такого менее затронутого конф< ■ сиональной тенденциозностью текста, как «Ангавиджа» (Ащм vijja), относящегося к разряду астрологических работ (его <■■ ставление связывают обычно с Кушанской эпохой, хотя возмоэм>.< и более поздняя датировка — гуптский период). Заслуживает, и ■ пример, внимания свидетельство «Ангавиджы» о том, что в рп ■ ряд слуг (pessa; в эту группу включались наемные работники ■■ дасы) не входили шудры, которых относили к ариям (т. е. cim бодным, полноправным членам «арийского» общества)75. В «Ми линда-панхе» (III. 3.26) вайшьи и шудры объединены в одну группу, которая занималась земледелием, скотоводством и той говлей, что отражает не столько понижение статуса вайыи.'■■ сколько улучшение положения шудр. В более поздних по врем» i источниках (например, у комментатора «Нарада-смрити» Л хаи) шудры иногда характеризуются как земледельцы. Повыш ся и религиозный статус шудр: даже брахманские учителя слт разрешать им слушать веды, совершать некоторые ведийские м ремонии. В Южной Индии сословно-кастовая система оформляется период становления там феодальных отношений и значителып изменений древней системы четырех варн в Северной Индр на Юге происходило сглаживание общественных различий ме» фнми и дваждырожденными и постепенное размывание варн ггриев и вайшьев. Поэтому здесь образовались две основные 1Ы — брахманов и шудр: варны кшатриев и вайшьев в Южной,ми в полной мере так и не сложились. Показательно, что удрам в Южной Индии в средние века относились многие I, сановники, торговый люд, а также основная масса земле-.цсв-общинников. Ремесленники в своем большинстве состав-Mi особые касты, более низкие, чем шудры. |'шсим образом, к концу древности прежняя система четырех ч претерпела значительные изменения, хотя брахманство пропило цепляться за древние традиции и старалось закрепить "кие нормы и традиционные-положения 7в. Основным элемен-л сословно-кастовой системе постепенно становится каста — ■ т. 1арна и джати. Основные признаки, характерные для варны меде всего наследственный характер варнового статуса, тра-юнностъ основных занятий, эндогамность и т. д.), были при- I и джати, но джати обладала некоторыми признаками, ко- р) по-разному решают вопрос об отнесении конкретных каст " или иной варне. Можно предполагать, что позиция древних интетов во многом зависела не от личных взглядов, а от тра- ii конкретных районов и даже социальных групп. II дельные джати упоминаются еще в поздневедийских тек- ■нишеары и другие группы придворных, представлявшие, види-tit определенные ритуальные ранги 77. В позднейших сочине-X, когда речь заходила о джати, перечислялись обычно именно кастовые наименования. Указания Мегасфена на замкну-нрофессиональные группы — «разряды» населения Индии, льные сведения Панини и буддийских источников позволяют "■ ктть о наличии каст (джати) в магадхско-маурийский период. ртхашастре» касты предстают как вполне сложившийся ■ тут 78. Но именно кушано-гуптская эпоха отмечена особым тием этой социальной единицы. тти не являлись, как правило, общеиндийскими, а охваты-группу лиц, населявших определенный район. Это были обычно занятые в одинаковой или сходной сфере производной деятельности, что нередко вело к общности экономиче-штересов. Джати отличались от варн также наличием вы-i к (или наследственных) постоянных органов управления, ил взаимопомощи, общей кассы, пополняемой за счет взно- сов и отчислений членов джати, существованием многочисленны" общественных и бытовых связей между членами джати (совмеп ное проведение религиозных праздников, участие в семейных ти\> жествах и обрядах, сопровождавших заключение браков, рож/п ние детей, похороны, поминки и пр.). Каждая джати старали следовать нормам и обычаям (svadharma), традиционно припис ваемым именно этой касте79, причем такие нормы получали р лигиозную санкцию и строгую ритуальную предопределенное! ■ Следует иметь в виду, что положение каст в общей сослони кастовой и социально-экономической структуре было различи ь и очень рано возникла их иерархия с учетом происхождения, и| стижности занятий, роли в экономической и политической <л| pax. «Касты и цехи, — писал К. Маркс, — возникают под влили> ем такого же естественного закона, какой регулирует образован' в животном и растительном мире видов и разновидностей, с той лишь разницей, что на известной ступени развития наели ственность каст и исключительность цехов декретируются кг общественный закон»80. Эндогамное объединение — джати была тесно связана с и и ститутом готры — экзогамного рода. Не случайно многие джт вырастали на основе именно племенных образований. Следы.> нического происхождения многих каст, упоминаемых в дрен и индийской литературе, легко обнаруживаются в их назван и i< (нишады, пулинды, дравиды и др. вплоть до греков, парфр и т. д.) (Ману X. 43). Но не каждая каста была племенного и> этнического происхождения, и тогда лишь ее структура вш-пм имитировала племенную. В условиях древней Индии, где стшп сохранялись патронимические или клановые связи, каста вы< г пала как объединение близких по родству и брачным отношг и патронимических «союзов». Создание такого рода эндога объединений могло происходить на различной основе, и способствовали сходство занятий, которым следовали член! ронимии, близость социального статуса и т. д. Таким обр. практически всякое объединение — этническое, профессион;! ■■ ное или религиозное — в древней Индии имело тенденцию m ■ > нимать кастовый характер. Особенно большую роль в оформлпи' системы каст сыграло развитие ремесла и торговли. Еще задолго до рассматриваемого периода развитие рабпи. дельческих отношений, рост ремесла и торговли значитечм изменили соотношение общественных сил в Индии. Если рот" ремесленники и торговцы были немногочисленны и разрозн.................. и то в первые века нашей эры в связи с расцветом городской ж и ■" они получили возможность организоваться для взаимопо и отстаивания общих интересов. Союзы торговцев и ремесл ков (гана, шрени, нуга, нигама) постепенно становились ве> экономической и общественной силой. Они добились боль. политического влияния, с их правилами внутреннего pacnoi-считалась царская администрация. Возможно, что некоторые и (говые и ремесленные союзы могли нанимать войско 81. Они "■почивали в своих руках значительные денежные средства", < их кассы выполняли «банковские операции». Некоторые из таких союзов могли оформиться в виде особых iHn.i-джати. Но они приобретали кастовый характер в разное»1>|'мя: многие из них (особенно корпорации торговцев) стали цистами лишь в средневековье; названия же большинства современных джати не встречаются в древних источниках. Возможно, ни свидетельствует об относительно позднем возникновении hi которых каст. Кастовая организация не ограничивалась ремесленниками и '"рговцами. Объединены были в союзы также музыканты, акте- 1'м. писцы и т. д.83. Они также составляли свои особые касты. |^м:ты существовали и в деревне (сельские ремесленники одной 1 iдальности и сельские слуги, занятые в определенной сфере, ■ же принадлежали к отдельным джати). Кастовый по форме i актер могли принимать и сельские общины, члены которых циализировались на определенном ремесле (например, деревни- '*ины гончаров, кузнецов и т. д.)84. К этому же приводила чециализация племен или групп общин по отдельным отраслям '.неделия, скотоводства, рыболовства, охоты и т. д. Но про- i иональные союзы и джати — институты не тождественные. ('оюзы ремесленников и торговцев начинают возникать после ■ иления профессионального ремесла, т. е. в очень глубокой истема варн, и главным образом в пределах варн, объеди- ■ ших производительное население. II научной литературе неоднократно отмечалось, что термин лти» иногда применялся и для обозначения принадлежности ipue85. Это и неудивительно, так как оба термина означали щые и тесно связанные общественные институты. Но когда 'юналась особая точность в определениях, индийцы различа- ■щрну и джати. Если речь шла о четырех сословиях общества, менялось слово «варна» (чатурварнья — четырехсословное игство). В дхармасутрах и шастрах о варнах и джати говорит- чпк о разных общественных институтах86. Различие между 11) подтверждается и синонимическим словарем Амарасинхи шракоша» (IV-V вв. н. э.), где эти термины находятся в чих синонимических рядах (II. 7 и II. 66). брахманская теория происхождения джати. О том, что каста- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|