Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 17 страница




Несмотря на то что тамильские правители постоянно боро­лись между собой, крупных территориальных захватов они, по-иидимому, не осуществляли. Основными целями были получение добычи, подчинение своему влиянию соседей для взимания с них дани. Не последнюю роль играло и стремление того или иного царя продемонстрировать свою военную мощь, укрепить свою славу. Этому, кстати, способствовало и подчас непомерное возве­личение правителя поэтами-панегиристами; поэтому к некоторым фактам, ими упоминаемым, следует относиться с особой осторож­ностью. Так, представляется фантастическим описанный в «По­нести о браслете» поход царя Черы Сенгуттувана к Гималаями ннвоеванйе им северных царств. Лишь с появлением местной тамильской эпиграфики исследователь Южной Индии получает Йолее надежный источник для восстановления ее политической истории.

Развитие экономики. Торговые и культурные связи. Эпоха Сатаваханов и Вакатаков ознаменовалась подъемом экономики в Декане и Южной Индии, развитием ремесла, торговли, ростом го­родов, усилением культурных связей.

Дальнейшее развитие получает частное землевладение. Су­дя по эпиграфике, частные лица могли приобретать в собствен­ность участки земли. Одна из надписей ю рассказывает о покупке Ушавадаттой участка поля у брахмана. Новый собственник за-ггивал поле и урожай распределял между монахами. В надписях Г.итавахавов содержатся упоминания о царских землях. Из это­го фонда царь мог дарить отдельные участки частным лицам и Прахманам. Надпись царя Гаутамипутры Шатакарни рассказыва­ет о дарении царем участка земли в 100 нивартанов из своего фонда (rajaka kheta) аскетам. Широкое развитие получила прак­тика дарения земли брахманам — брахмадея. Эти дарения часто сопровождались и освобождением от уплаты определенных на­логов 61. В надписях упоминается о взаимоотношениях централь­ной власти с торговыми и ремесленными объединениями, причем Проценты с ссуд шли на нужды буддийской общины.

Показательно, что именно с Деканом и Южной Индией свя-Вйны первые по времени эпиграфические свидетельства о возник-


новении феодального уклада. Земельные пожалования нового ти па (передача иммунных прав владельцу, дарение, земли вместе с крестьянами и т. д.) зафиксированы в надписях Декана пер вых веков нашей эры 62. Причины этого явления еще недостаточ но ясны; либо не открыты пока подобные надписи из северны* районов, либо области Декана в силу более благоприятных уело вий и ускоренных темпов развития быстрее переходили к новым формам общественной и социально-экономической структуры Второе предположение представляется более реальным (о Bpi» мени и специфике перехода Южной Индии к феодализму см гл. XXI).

О городской жизни в эту эпоху рассказывают фрески Аджал ты, скульптуры из Амаравати и Нагарджуниконды, а также эпи графические документы и свидетельства раннетамильских поэм Раскопки в Нагарджуниконде позволили более рельефно пред ставить облик города и особенности городского строительств» В Ориссе был исследован древний город Шишупальгарх, недалек! от Бхубанешвара63. Большое значение в городах сохраняла общинные и профессиональные связи. Представители таких оГп. единений неоднократно упоминаются в надписях.

Правление Рудрадамана было отмечено усилением свя.че(1 Индии (особенно западных и юго-западных областей) с эллишп тическим миром, прежде всего с таким крупным центром науки и культуры, как Александрия. Известно, что в 149-150 гг. л. i т. е. в период Рудрадамана, с греческого языка был сделан при­вод на санскрит астрологического текста64. В дошедшей до шн рукописи «Яванаджатаки» — стихотворной версии этого nep<'i«> да, относящейся к 269-270 гг. н. э. и выполненной Спхуджидч ваджей, — сообщается и имя переводчика — Яванешвара, т. <• «господин греков» (Яванешвара не только сделал перевод, im и снабдил его своими примечаниями и разъяснениями, что евпдг тельствует о хорошем знании в Индии этого времени эллинист ческой астрологической традиции). Изучение текста привело <м издателя Д. Пингри к выводу, что родиной греческого оригшпт была, по всей видимости, Александрия. В областях, подвластный Западным Кшатрапам, проживали, судя по эпиграфике, яв.-ит Вопрос об этнической принадлежности этих яванов весьма * жен: возможно, это были торговцы из эллинистических i дарств либо потомки тех греков, которые некогда появили этих или соседних районах Индии; иногда под яванами м> понимать и саков (шаков). Эпиграфика из Западного Де] первых веков нашей эры свидетельствует об индианизации яв^ принятии многими из них брахманизма и буддизма 65. В ли случае период Западных Кшатрапов ознаменовался тесным t модействием индийской культуры с эллинистической, и пер-с греческого на санскрит научного трактата, хотя и первый i известный, но чрезвычайно показательный факт такого р Существенно, что интерес к греческой культуре продолж; и после эпохи Рудрадамана: ясное тому доказательство — стп


мерная версия «Яванаджатаки» III в. н. э. Вместе с освоением достижений греческой (эллинистической) науки индийские ученые инакомились с астрономическими знаниями и других народов: it тексте Отразились, например, традиции вавилонской аст­рономии.

Одним из ярких явлений в историко-культурном развитии древней Индии было существование в первые века нашей эры прочных связей страны (особенно южных районов) с Римом es. Античные источники рассказывают о нескольких индийских по­сольствах, прибывших в Рим еще при Августе (Страбон XV. 1.4).

Главными в индо-римской торговле были крупные порты на шмгадном побережье — Шурпарака и Кальяна (интересным пока-ннтелем культурных контактов Индии может служить открытие Оронзовой статуэтки западноиндийского производства в Южной Аравии)67. В Рим из Южной Индии, очевидно, доставлялись дра­гоценные камни, слоновая кость, перец, попугаи, диковинные иппри.

Интереснейшие свидетельства о торговле Южной Индии с За­падом содержит «Перипл Эритрейского моря*. В тексте (50) упо­минается о Декане, автор именует его «южной страной» (Дахи-нпбаг), ссылаясь на местный язык, где слово «даханос» означает ног»; он говорит о Кероботре (54) (очевидно, санскр. Кералапут-|ш) и царстве Пандьев (54), о стране тамилов Ламирика или Да-мирика (53). «В эти торговые пункты, — сообщает „Перипл" (М>), — ходят большие суда, сообразно тяжести и количеству (вы-ци:1имого оттуда) перца и малабатра. По преимуществу сюда вво-лнтся очень много золотых сосудов, хризолиты, немного простых одежд, пестрые материи... медь, олово, свинец... отсюда вывозят перец... очень хороший жемчуг, слоновую кость... различные про­зрачные камни... черепаху»68. О торговле Рима с Южной Индией но II в. н. э. пишет Птолемей. У него уже содержатся более под­робные сведения о царстве Чола (Чора) и Пандья, упоминаются многие крупные порты Южной Индии.

Названия южноиндийских городов (в странах Чера, Пандья и Чола) в «Перилле*, у Плиния Старшего и Клавдия Птолемея ни ходят прямые соответствия в тамильских источниках69, что •чшдетельствует о тесных контактах Южной Индии с Римом в первые века нашей эры.

13 надписях из Карли, Насика, Амаравати и Нагарджун икон­ки упоминаются торговцы из различных областей страны. Это указывает на связи Южной Индии и Декана с северными и вос­точными районами70.

Некоторые данные о торговле Южной Индии с другими об-

инетями страны и с зарубежными странами в первые века нашей

■ р|.1 можно извлечь и из местных тамильских источников, хотя

мпровка последних сопряжена со значительными трудностя-

м1 ■'''. Наибольший интерес представляют свидетельства эпиче-

iiiix поэм «Шилаппадигарам» и «Манимехалей». В них много-

чрнтно говорится о южноиндийских торговцах, совершавших пу-


тешествия на Север Индии, и о прибытии североиндийски> купцов в города и порты Юга. В «Шилаппадигарам» подроби ■ описывается крупный город Каверипаттинам, куда стекались т<«вары «со всего света». Текст упоминает о богатых яванах, оч< видно римлянах, о товарах чужеземных купцов, огромных суди путешествующих через моря и океаны. Широкую известное ' получили торговцы из Мадурай. Они вели торговлю драгоценны»" камнями, специями, благовониями, металлами. В раннетамшп ской литературе рассказывается о яванах, которые привозил i в города Южной Индии керамические изделия и особые ламш украшенные фигурами гусей. Эти письменные свидетельства п<> > твердились открытием римской торговой фактории в Арикаме;1 (недалеко от Путтуччери)72. Обнаруженные здесь вазы были и > готовлены в Ареццо (так называемые аретинские вазы) ещи ■ I в. до н. э.

Система государственного управления. Господствовавши i формой правления в государствах Декана и некоторых друг и областях Южной Индии была монархия, причем власть стро1-передавалась по наследству от отца к сыну. В эпиграфике эпо> < Сатаваханов и Вакатаков сохранились некоторые данные, поэио ляющие судить об отдельных сторонах и особенностях системы управления этих государств в первые века нашей эры. Сопостап ление эпиграфических материалов сатаваханского и вакатакекп го периодов показывает, что за несколько столетий качественный сдвигов не произошло, хотя к IV-V вв. многие институты полу чили развитие и оформление. Империя Вакатаков отличалась большей централизацией, более строгим контролем центра нид различными сферами жизни.

Сатаваханское государство делилось на провинции — джана пады, во главе которых находились махасенапати (обычно этш титул носили высшие военные чиновники)73, провинции состояли из округов — ахара 74. В округах власть сосредоточивалась в pv ках чиновников — аматьев 75. Низшей административно-террит<> риальной единицей провинциального управления была деревня грама.

В надписях сатаваханской эпохи упоминаются бхандагарикп ведавшие запасами продовольствия, лекхаки — писцы, нибандхн ры — чиновники, следившие за правильной регистрацией цнр ских указов; сообщается о махаратхах и махабходжаках, обли давших довольно высоким положением. Они могли сами дарит* земли и даже целые деревни 76, но были ли они наместниками провинций или просто знатными людьми, определить пока нево* можно. Некоторое влияние на систему управления империи С > таваханов могли оказать щакские кшатрапы. Сатаваханские и рик своему традиционному титулу rajan стали добавлять и тп тул svamin, который применялся шакскими правителями77.

В вакатакской эпиграфике встречаются некоторые термин для обозначения административных единиц — раштра (раджы> ■ вишая, бхукти, ахара78. Особое положение в системе их упрп>



1_


Ц

.пения, как и при Сатаваханах, занимали сенапати, издававшие декреты о дарении земли . В надписи на медных пластинах Нрпварасены II говорится о чиновнике — rajuka80, Не исключе­на, что в эпоху Вакатаков, как и при Маурьях, раджуки явля­лись провинциальными чиновниками, обладавшими широкими иолномочиями. Вакатакские надписи говорят и о «деревенских чиновниках», в частности о грамакуте. Эпиграфика эпохи Сата-ипхпнов и Вакатаков содержит некоторые данные о налоговой игстеме. Известно, в частности, о царской доле урожая81, о сбо-рихс населения фруктами, деревом и т. д.а2. В надписи Пу-тшешина I упоминается налог uparika83 (возможно, дополни­тельный налог, собираемый с землевладельцев); грамоты ца­ри Виндхьяшакти II указывают на освобождение от уплаты •дхлньи» и «хираньи», т. е. зерном и деньгами84. В буддийских йпдписях из Нагарджуниконды, связанных с династией Икшва-К1Ж, также содержится упоминание о махасенапати, котхагари-tutx (санскр, kosthagarika — «хранитель сокровищ», об округах (riisjra) и т. д.

Эпиграфические свидетельства позволяют предположить, что и изучаемый период в Декане, несмотря на усиление централизо-ипиной системы управления, известное значение продолжали со-«ронять институты, связанные с более древней политической ор-пшизацией. Ломка этих старых институтов проходила здесь мед-

...... ее, чем на Севере страны, но система управления во многом

■ поилась по северным образцам. Несколько иное положение ело-

■ м'юсь, очевидно, в государствах крайнего Юга, где влияние
1 ■ мора (в том числе санскритской литературной традиции) было

■ иг не столь сильным85.

Вместе с тем это влияние постоянно росло и более всего ощу-

ось при дворах крупных правителей, которые стремились цар-

пать по образцу североиндийских государей. Они окружали

советниками «пяти разрядов», держали при себе сут, магад-

и вайталиков, т. е. певцов и сказителей, представлявших

роиндийскую традицию (прежде всего, видимо, эпическую —

- рвые века нашей эры «Махабхарата» и «Рамаяна» были уже

■то известны на Юге). Большим уважением пользовались при

о и брахманы, иногда получавшие в дар земельные наделы.

руководством брахманов цари совершали ведийские жертво-

юшения. Но одновременно они прибегали и к древним автох-

ым ритуалам, например к архаическим жертвоприношениям

олях битв. Все это свидетельствует о том, что процесс слия-

северной и южной культур хотя и шел быстро, но был еще

к от завершения. Древние местные традиции оказывались

ла стойкими, и архаические социальные институты еще дол-

мтовали на Юге.

оциальная история южноиндийских государств в первые ве-1шей эры исследована пока еще недостаточно, хотя за по-ише годы уже появился ряд ценных трудов, посвященных ■"■к важной проблеме и.


ША



Религии Южной Индии. Большинство надписей эпохи Сатя ваханов регистрируют дары многим религиозным школам, п са-таваханские цари, и шакские кшатрапы на территориях, захвп ченных у Сатаваханов, особое покровительство оказывали будди стам различных школ, хотя в целом проводили политику религи озной терпимости. Шакский кшатрап Ушавадата, по его словам. не делал различий между буддийскими школами87. В эпиграфик' фигурирует несколько школ, но чаще других упоминаются mi-хасангхики 88. Им даровали пещеры и даже деревни89. В надпися из Нагарджуниконды первых веков нашей эры встречают^ < названия ряда буддийских школ и подшкол (махасангхики, бах\ сутии), упоминаются разделы канона, некоторые центральные т- нятия буддийской доктрины ео.

Сопоставление деканских надписей с северными (прежде во го из Матхуры) выявляет связи южноиндийских буддистов <•■ своими единоверцами из района Матхуры и северо-западных of> ластей страны, причем надписи Юга демонстрируют влияние лег сических форм северной традиции, хотя можно проследить и or-ратное направление — с Юга на Север. Уже отмечалось, что, оч! видно, с Деканом периода Сатаваханов связано и становлени собственно махаянских школ и появление первых махаянскп текстов91 — проблема, которая заслуживает пристального внимг ния специалистов по истории буддизма и его основных напрпг лений.

Отдельные данные позволяют связывать с Сатаваханами ими крупнейшего буддийского философа Нагарджуны. У Сюань Цпи на имеется сообщение о том, что последние годы своей жизни философ провел при дворе царя Сатаваханов (Sha-to-p'o-ha)u: О правителе Южной Индии Сатавахане говорится и в сочинении приписываемом Нагарджуне, «Сухрилекха», сохранившемся bkii тайском переводе 93.

В некоторых районах, прежде всего в Андхре и Калинге, зш чительное распространение получил джайнизм. Позиции джа(> пизма на Юге были даже более сильными, чем на Севере ctju пы. Особо много сторонников здесь имела школа «япания», ю торая «откололась» от дигамбаров. Сторонники этого течения южном джайнизме следовали менее строгим дисциплинарны правилам, признавали ношение одежды, не были столь катсмч ричны в выполнении всех аскетических предписаний. В тамилi ской литературе периода санги упоминаются джайнские монах и джайнские обители в Мадурай94.

Наряду с буддизмом и джайнизмом определенным влияние пользовались брахманизм и индуизм, также проникшие в Д<м;п из Северной Индии. Судя по надписям, индуистами были вам такские цари, хотя они не проявляли враждебности к предстши телям других религиозных направлений. Рудрасена I и его m следователи были шиваитами, а Рудрасена II — вишнуи-пцМ В эту эпоху все большее значение приобретают храмы, коториЛ цари даруют земли. Из эпиграфики известно о строительстве хм

442 I


мин в честь Шивы и Вишну. Рудрасена I, например, воздвиг ■. мим в честь Шивы в Деотеке (недалеко от Нагпура). Вакатаки, «\'дя по эпиграфике, оказывали покровительство брахманам, со-ш-рщавщим ритуалы типа «шраута».

Наиболее важной фигурой древнетамильского пантеона был Муруган, бог, олицетворявший собой юность, красоту, воинскую дмблесть. Он представлялся в виде юноши с цветочными гирлян-лими на груди и с копьем в руке. Многое указывает на его связь ■ производительными силами природы, с солнцем и огнем. < культом Муругана были связаны экстатические коллективные пляски, песнопения и кровавые жертвоприношения. Ярко эмо­циональный характер богопочитания позволяет говорить об этом культе как о наиболее раннем проявлении религиозного течения Пхпкти. Впоследствии Муруган был вовлечен в индуистский мшгтеон как сын Шивы Сканда, а его мать, тамильская богиня иойны и победы Коттравей, стала ассоциироваться о Дургой. Слияние северного Сканды и южного Муругана в один образ популярного божества демонстрирует влияние дравидийского гуистрата на ортодоксальный индуизм.

Другим значительным местным божеством был Тирумаль. II его культе много общего с культом Муругана — коллективные ни леки, эмоциональность, акцент на эротику, но мифологически Тирумаль противопоставлен Муругану, поскольку связан с водой ' кдями), тьмой, ночью. Впрочем, изначальный характер этого

i менее ясен, потому что он весьма рано был выведен из чисто

индийского контекста и слился с образом Кришны. Как

ивой, он вполне определенно выступает, например, в «Повес­им) браслете», где описываются его пляски с пастушками.

Первые века нашей эры ознаменовались широким распростра­нением в Декане и Южной Индии вишнуизма. Идеал бхакти Мииучил новую жизнь в творчестве местных поэтов — альваров. Многие концепции, разработанные альварами, были восприняты Я глмых различных течениях североиндийского движения бхакти.

Сосуществование и тесное переплетение буддизма и джай-

Ци:1ма с шиваизмом и вишнуизмом (последние постепенно укре-

Цпили свое влияние95), одна из характернейших черт религиоз-

**ого синкретизма на Юге Индии, оказало немалое воздействие

Л культурное развитие страны в целом. В областях Южной

Ндии сохранились и древние дравидийские верования. Инте-

"сно, что Вакатаки поклонялись, в частности, божеству города

Ыдтека — Рамгири-Свамину. Местные верования постепенно

■((сформировались, соединяясь с новыми верованиями и куль-

*ми, создавали сложную и своеобразную систему религиозных

(наставлений.

11аряду с североиндийскими религиями на Юг проникла сан-11 i-отекая и пракритская литература, широкое распространение

.... |учил санскрит (показательно, что индуистские надписи Юга

"•■■■пеаны преимущественно на санскрите, буддийские и джайн-», ми — на пракритах при постепенном усилении процесса сан-


скритизации; надписи о дарении, часто «нейтрального религиоз­ного» характера, сделаны также в основном на санскрите).

Некоторые более поздние авторы (например, Анандивардхана и Хемачандра) упоминают о Сарвасене как создателе лракрит-ской кавьи. По мнению В. В. Мираши, составителем этого сочи­нения был вакатакский царь Сарвасена96. Талант этого писателя и поэта был, очевидно, хорошо известен в средние века: показа­тельно, что Кунтака упоминает о нем наряду с Калидасой. С Са-таваханами связывают и появление знаменитого пракритского поэтического сборника «Саттасаи*, приписываемого Хале97.

В изучаемую эпоху получил распространение тамили. Так, на некоторых серебряных монетах сатаваханских царей нанесе­ны надписи: на одной стороне — пракритские, выполненные шрифтом брахми, на другой — тамильские на южном варианте брахми («дамили», «тамили»)98. Этот билингвизм, очевидно, сви­детельствует не только об определенной политике сатаваханских правителей, но и о возрастании роли дравидийского этнокультур­ного субстрата. Указанные нумизматические находки — важней­ший факт культурного синкретизма.

Наследие историко-культурных процессов, протекавших в Южной Индии в первые века нашей эры, оказало влияние на последующее развитие этой части страны, определило в немалой степени его специфику.


Глава XX

Экономическое развитие в первые века нашей эры

Исследователь истории древней Индии первых веков нашей эры располагает значительным числом источников: это — серии эпиграфических памятников, многочисленные литературные и религиозные сочинения, данные археологии, свидетельства антич­ных авторов и т. д. Однако совместное рассмотрение материалов Кушанского и гуптского периодов весьма условно. Хотя основные черты экономического развития были характерны для рассматри-ияемой эпохи в целом, было бы неверным ставить знак равенства между экономическим развитием Северной Индии в периоды Кушан и Гупт: многие новые явления, которые стали ведущи­ми в эпоху Гупт, в предыдущий период лишь зарождались, ли­бо только складывались предпосылки для их возникновения. (В последние десятилетия появился ряд трудов, посвященных особенностям экономического развития каждого из указанных периодов1.)

Первые века нашей эры были временем экономического рас­цвета древней Индии. Длительные периоды политической ста­бильности, быстрое развитие производительных сил в Южной Индии, рост и укрепление внешних торговых связей, причем и со странами, с которыми раньше таких связей или не было вовсе, или они были только эпизодическими (Средиземноморье, Юго-Восточная Азия, Дальний Восток), являлись главными показате­лями этого процесса.

Сельское хозяйство. К эпохе Гупт лучшие и наиболее удоб­ные для обработки земли, по-видимому, уже использовались. Дальнейшее расширение посевных площадей могло производиться только в более труднодоступных районах, что требовало зна­чительных усилий для отвоевания земель у джунглей, для осу­шения болот и т. д. Повышение политической роли государств, рпсположенных в низовьях Ганга и в Южной Индии, отражало Подъем их экономики и свидетельствовало о сельскохозяйственном освоении новых земель.

Сельское хозяйство в Индии и ранее находилось на высоком

уровне. В рассматриваемый период оно не претерпело сущест-

внных структурных изменений, кроме, пожалуй, дальнейшего


увеличения удельного веса земледелия за счет скотоводства, лес­ных. промыслов и рыболовства. В старых земледельческих райи. нах долин Ганга и Инда происходило дальнейшее улучшение методов обработки почвы. Мотыжное земледелие все больше усту пало место плужному, причем перед посевом земля вспахин» лась зачастую дважды и трижды. Шире распространялась извс т ная ранее практика чередующихся посевов с целью собирать им два, а то и по три урожая в год2. Это было возможно только при высокой культуре земледелия, ибо требовало правильного учет климатических факторов, умелого подбора культур, применении удобрений и т. д.

Некоторые продукты земледелия, например рис, станони лись предметом вывоза в другие страны. Распространение эип\ наиболее ценной, но и более трудоемкой зерновой культуры <-и мо по себе свидетельствовало о возросшем уровне земледелии, имелось множество сортов риса, приспособленных к природным условиям различных районов страны3; применялся и такой <►■■ носительно совершенный агротехнический прием, как выса-i отдельных сортов его рассадой.

Индия — родина сахарного тростника. К рассматриваем* времени сахар, очищенный и в виде полупродуктов, стал суп ственной частью пищевого рациона индийцев и даже предмп1 экспорта.

Из технических культур наиболее важной был хлопчатт хотя использовались и дикорастущие его разновидности. Извес были и некоторые натуральные красители (особенно инди-но возможно, что предметом искусственного выращивания < еще не были.

Значительного развития достигло садоводство. Этому спо< ствовало то обстоятельство, что растительный мир Индии оч< богат разными видами деревьев и кустарников. Окультуривав их не требовало больших усилий, поскольку плоды многих из и съедобны и в диком виде. Древние индийцы широко употреблю в пищу плоды манго, хлебного дерева. В первые века Hai > эры стала быстро распространяться кокосовая пальма, сыграв in большую роль в экономике Юга страны; следует отметить банл > апельсины, виноград. Экономическое значение садовых к> тур было особенно велико в голодные годы, так как их урогн ность заметно устойчивее, чем зерновых культур.

Отдельные области славились производством какого-либо i ного продукта. Так, районы современных Гуджарата и Мл раштры уже тогда были известны как центры хлопководсп изготовления хлопчатобумажных тканей4, Керала — произвол ва перца 5, Бихар и Бенгалия — рисоводства.

Скотоводство в тот период играло уже подчиненную р (только в северо-западных районах страны удельный вес его <» вался довольно высоким), однако и оно сохраняло немалое:и чение. Основным из домашних животных по-прежнему остал ся крупный рогатый скот. Лошади использовались преиму >


iiho в армии, в кавалерии, и как упряжные животные в бое-колесницах. Основным районом разведения лошадей оста-■я Северо-Запад страны; в другие области Индии их ввозили. той ударной силой армии продолжали служить боевые слоны. использовали также для перевозки тяжестей и во время явственных церемоний. Слоны ценились очень высоко, и вла-ie ими было царской монополией. Тягловыми животными ■ it но были быки и буйволы; тяжести перевозились также на

-шк, мулах, верблюдах. Остальные домашние животные — ов­
ин, козы, свиньи — играли в хозяйстве меньшую роль. Птицевод-
то, по-видимому, также не получило широкого распростра­
нения.

Лесной промысел в долинах Инда и Ганга вследствие умень-Н1Ч1ИЯ площади лесов потерял прежнее значение, но для многих 1'П'мсн предгорьев Гималаев, Центральной и Южной Индии он in прежнему был важной сферой хозяйственной деятельности. Ипода в города — в виде добычи, захваченной завоевателем, или

■ ниде дани — шли такие продукты, как плоды, строительный лес
i топливо, лекарственные растения, листья, используемые в ка-

■ 1ч*тне писчего материала, красящие вещества, лак. Многие из
i и ч продуктов тоже стали предметом экспорта.

Удельный вес охоты в экономике снижался, хотя сохраняла

 

н'п.нюе значение ловля высоко ценимых слонов и, кроме того,

■I и потных и некоторых птиц, шедших на продажу даже в другие

Фнпы. Охота способствовала, кроме того, истреблению хищных

и потных, опасных для людей, домашнего скота, полей и ого-

Несмотря на то что окружающие Индию моря и внутренние

..... 'мы богаты рыбой, рыболовство в древности, очевидно, не

ло особого развития. Сказывались малая изрезанность бере-нтруднявшая простейшие формы мореплавания и рыболов-i также презрение членов высших каст к рыбным продуктам редмету питания и к самому этому промыслу — уделу (мх племен. Экономическую выгоду приносила добыча дра-"< иных раковин, черепаховых щитков и прежде всего ловля ■мчуга на отмелях, примыкающих к южной части полуостров-|| Индии. Индия и Шри Ланка уже тогда были главными по­имщиками жемчуга в другие страны.

Искусственное орошение. Выше отмечалось, что искусственное "шсние практиковалось в индийском сельском хозяйстве с ' глубокой древности. Играло оно немалую роль и в рас-1ваемый период. В источниках неоднократно сообщается дах, плотинах, искусственных прудах, колодцах6; упоми-i и водоподъемные колеса7. Земля, орошаемая и не зави­сни от дождя (alevamatrka), считалась особо благоприятной i процветания страны8. Однако было бы неверно переоценивать ги'пие ирригации в древнеиндийской экономике, как это часто in нее те, кто считает, что земледелие целиком было основа­на искусственном орошении. Такое утверждение обычно опи-


рается на данные о развитии земледелия в древнем Египте и Месопотамии, но неприменимо к Индии.

Мы располагаем лишь немногими бесспорными доказатшп. вами существования в древней Индии крупных ирригациоит сооружений. Одним из них было искусственное озеро Сударик («Великолепное») на п-ве Катхиавар, созданное еще при Чп-рагупте Маурье и сохранявшееся при Гуптах. Если судип. ■ тому, что выполнение особо крупных работ на плотине отмечшг надписями (150 и 456 гг.)9, оно, очевидно, считалось в др ности уникальным. К сожалению, нам неизвестна площадь i>(шаемых при помощи этого водохранилища земель, но то бы видимо, крупное сооружение. Другим таким сооружением о оросительный канал, построенный при Нандах в Ориссе, о р ширении которого при царе Кхаравеле говорится в Хатхигум! ской надписи10. В качестве третьего примера можно указать ирригационные работы, предпринятые царем государства Чп Карикалой (II в.) в нижнем течении р. Кавери и; по-видимог значение этих работ было велико, и память о них еще д<" сохранялась, так как строительство некоторых ныне действуют каналов приписывается местной традицией Карикале.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных