ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 17 страницаНесмотря на то что тамильские правители постоянно боролись между собой, крупных территориальных захватов они, по-иидимому, не осуществляли. Основными целями были получение добычи, подчинение своему влиянию соседей для взимания с них дани. Не последнюю роль играло и стремление того или иного царя продемонстрировать свою военную мощь, укрепить свою славу. Этому, кстати, способствовало и подчас непомерное возвеличение правителя поэтами-панегиристами; поэтому к некоторым фактам, ими упоминаемым, следует относиться с особой осторожностью. Так, представляется фантастическим описанный в «Понести о браслете» поход царя Черы Сенгуттувана к Гималаями ннвоеванйе им северных царств. Лишь с появлением местной тамильской эпиграфики исследователь Южной Индии получает Йолее надежный источник для восстановления ее политической истории. Развитие экономики. Торговые и культурные связи. Эпоха Сатаваханов и Вакатаков ознаменовалась подъемом экономики в Декане и Южной Индии, развитием ремесла, торговли, ростом городов, усилением культурных связей. Дальнейшее развитие получает частное землевладение. Судя по эпиграфике, частные лица могли приобретать в собственность участки земли. Одна из надписей ю рассказывает о покупке Ушавадаттой участка поля у брахмана. Новый собственник за-ггивал поле и урожай распределял между монахами. В надписях Г.итавахавов содержатся упоминания о царских землях. Из этого фонда царь мог дарить отдельные участки частным лицам и Прахманам. Надпись царя Гаутамипутры Шатакарни рассказывает о дарении царем участка земли в 100 нивартанов из своего фонда (rajaka kheta) аскетам. Широкое развитие получила практика дарения земли брахманам — брахмадея. Эти дарения часто сопровождались и освобождением от уплаты определенных налогов 61. В надписях упоминается о взаимоотношениях центральной власти с торговыми и ремесленными объединениями, причем Проценты с ссуд шли на нужды буддийской общины. Показательно, что именно с Деканом и Южной Индией свя-Вйны первые по времени эпиграфические свидетельства о возник- новении феодального уклада. Земельные пожалования нового ти па (передача иммунных прав владельцу, дарение, земли вместе с крестьянами и т. д.) зафиксированы в надписях Декана пер вых веков нашей эры 62. Причины этого явления еще недостаточ но ясны; либо не открыты пока подобные надписи из северны* районов, либо области Декана в силу более благоприятных уело вий и ускоренных темпов развития быстрее переходили к новым формам общественной и социально-экономической структуры Второе предположение представляется более реальным (о Bpi» мени и специфике перехода Южной Индии к феодализму см гл. XXI). О городской жизни в эту эпоху рассказывают фрески Аджал ты, скульптуры из Амаравати и Нагарджуниконды, а также эпи графические документы и свидетельства раннетамильских поэм Раскопки в Нагарджуниконде позволили более рельефно пред ставить облик города и особенности городского строительств» В Ориссе был исследован древний город Шишупальгарх, недалек! от Бхубанешвара63. Большое значение в городах сохраняла общинные и профессиональные связи. Представители таких оГп. единений неоднократно упоминаются в надписях. Правление Рудрадамана было отмечено усилением свя.че(1 Индии (особенно западных и юго-западных областей) с эллишп тическим миром, прежде всего с таким крупным центром науки и культуры, как Александрия. Известно, что в 149-150 гг. л. i т. е. в период Рудрадамана, с греческого языка был сделан привод на санскрит астрологического текста64. В дошедшей до шн рукописи «Яванаджатаки» — стихотворной версии этого nep<'i«> да, относящейся к 269-270 гг. н. э. и выполненной Спхуджидч ваджей, — сообщается и имя переводчика — Яванешвара, т. <• «господин греков» (Яванешвара не только сделал перевод, im и снабдил его своими примечаниями и разъяснениями, что евпдг тельствует о хорошем знании в Индии этого времени эллинист ческой астрологической традиции). Изучение текста привело <м издателя Д. Пингри к выводу, что родиной греческого оригшпт была, по всей видимости, Александрия. В областях, подвластный Западным Кшатрапам, проживали, судя по эпиграфике, яв.-ит Вопрос об этнической принадлежности этих яванов весьма * жен: возможно, это были торговцы из эллинистических i дарств либо потомки тех греков, которые некогда появили этих или соседних районах Индии; иногда под яванами м> понимать и саков (шаков). Эпиграфика из Западного Де] первых веков нашей эры свидетельствует об индианизации яв^ принятии многими из них брахманизма и буддизма 65. В ли случае период Западных Кшатрапов ознаменовался тесным t модействием индийской культуры с эллинистической, и пер-с греческого на санскрит научного трактата, хотя и первый i известный, но чрезвычайно показательный факт такого р Существенно, что интерес к греческой культуре продолж; и после эпохи Рудрадамана: ясное тому доказательство — стп мерная версия «Яванаджатаки» III в. н. э. Вместе с освоением достижений греческой (эллинистической) науки индийские ученые инакомились с астрономическими знаниями и других народов: it тексте Отразились, например, традиции вавилонской астрономии. Одним из ярких явлений в историко-культурном развитии древней Индии было существование в первые века нашей эры прочных связей страны (особенно южных районов) с Римом es. Античные источники рассказывают о нескольких индийских посольствах, прибывших в Рим еще при Августе (Страбон XV. 1.4). Главными в индо-римской торговле были крупные порты на шмгадном побережье — Шурпарака и Кальяна (интересным пока-ннтелем культурных контактов Индии может служить открытие Оронзовой статуэтки западноиндийского производства в Южной Аравии)67. В Рим из Южной Индии, очевидно, доставлялись драгоценные камни, слоновая кость, перец, попугаи, диковинные иппри. Интереснейшие свидетельства о торговле Южной Индии с Западом содержит «Перипл Эритрейского моря*. В тексте (50) упоминается о Декане, автор именует его «южной страной» (Дахи-нпбаг), ссылаясь на местный язык, где слово «даханос» означает ног»; он говорит о Кероботре (54) (очевидно, санскр. Кералапут-|ш) и царстве Пандьев (54), о стране тамилов Ламирика или Да-мирика (53). «В эти торговые пункты, — сообщает „Перипл" (М>), — ходят большие суда, сообразно тяжести и количеству (вы-ци:1имого оттуда) перца и малабатра. По преимуществу сюда вво-лнтся очень много золотых сосудов, хризолиты, немного простых одежд, пестрые материи... медь, олово, свинец... отсюда вывозят перец... очень хороший жемчуг, слоновую кость... различные прозрачные камни... черепаху»68. О торговле Рима с Южной Индией но II в. н. э. пишет Птолемей. У него уже содержатся более подробные сведения о царстве Чола (Чора) и Пандья, упоминаются многие крупные порты Южной Индии. Названия южноиндийских городов (в странах Чера, Пандья и Чола) в «Перилле*, у Плиния Старшего и Клавдия Птолемея ни ходят прямые соответствия в тамильских источниках69, что •чшдетельствует о тесных контактах Южной Индии с Римом в первые века нашей эры. 13 надписях из Карли, Насика, Амаравати и Нагарджун иконки упоминаются торговцы из различных областей страны. Это указывает на связи Южной Индии и Декана с северными и восточными районами70. Некоторые данные о торговле Южной Индии с другими об- инетями страны и с зарубежными странами в первые века нашей ■ р|.1 можно извлечь и из местных тамильских источников, хотя мпровка последних сопряжена со значительными трудностя- м1 ■'''. Наибольший интерес представляют свидетельства эпиче- iiiix поэм «Шилаппадигарам» и «Манимехалей». В них много- чрнтно говорится о южноиндийских торговцах, совершавших пу- тешествия на Север Индии, и о прибытии североиндийски> купцов в города и порты Юга. В «Шилаппадигарам» подроби ■ описывается крупный город Каверипаттинам, куда стекались т<«вары «со всего света». Текст упоминает о богатых яванах, оч< видно римлянах, о товарах чужеземных купцов, огромных суди путешествующих через моря и океаны. Широкую известное ' получили торговцы из Мадурай. Они вели торговлю драгоценны»" камнями, специями, благовониями, металлами. В раннетамшп ской литературе рассказывается о яванах, которые привозил i в города Южной Индии керамические изделия и особые ламш украшенные фигурами гусей. Эти письменные свидетельства п<> > твердились открытием римской торговой фактории в Арикаме;1 (недалеко от Путтуччери)72. Обнаруженные здесь вазы были и > готовлены в Ареццо (так называемые аретинские вазы) ещи ■ I в. до н. э. Система государственного управления. Господствовавши i формой правления в государствах Декана и некоторых друг и областях Южной Индии была монархия, причем власть стро1-передавалась по наследству от отца к сыну. В эпиграфике эпо> < Сатаваханов и Вакатаков сохранились некоторые данные, поэио ляющие судить об отдельных сторонах и особенностях системы управления этих государств в первые века нашей эры. Сопостап ление эпиграфических материалов сатаваханского и вакатакекп го периодов показывает, что за несколько столетий качественный сдвигов не произошло, хотя к IV-V вв. многие институты полу чили развитие и оформление. Империя Вакатаков отличалась большей централизацией, более строгим контролем центра нид различными сферами жизни. Сатаваханское государство делилось на провинции — джана пады, во главе которых находились махасенапати (обычно этш титул носили высшие военные чиновники)73, провинции состояли из округов — ахара 74. В округах власть сосредоточивалась в pv ках чиновников — аматьев 75. Низшей административно-террит<> риальной единицей провинциального управления была деревня грама. В надписях сатаваханской эпохи упоминаются бхандагарикп ведавшие запасами продовольствия, лекхаки — писцы, нибандхн ры — чиновники, следившие за правильной регистрацией цнр ских указов; сообщается о махаратхах и махабходжаках, обли давших довольно высоким положением. Они могли сами дарит* земли и даже целые деревни 76, но были ли они наместниками провинций или просто знатными людьми, определить пока нево* можно. Некоторое влияние на систему управления империи С > таваханов могли оказать щакские кшатрапы. Сатаваханские и рик своему традиционному титулу rajan стали добавлять и тп тул svamin, который применялся шакскими правителями77. В вакатакской эпиграфике встречаются некоторые термин для обозначения административных единиц — раштра (раджы> ■ вишая, бхукти, ахара78. Особое положение в системе их упрп> 1_ Ц .пения, как и при Сатаваханах, занимали сенапати, издававшие декреты о дарении земли 7Э. В надписи на медных пластинах Нрпварасены II говорится о чиновнике — rajuka80, Не исключена, что в эпоху Вакатаков, как и при Маурьях, раджуки являлись провинциальными чиновниками, обладавшими широкими иолномочиями. Вакатакские надписи говорят и о «деревенских чиновниках», в частности о грамакуте. Эпиграфика эпохи Сата-ипхпнов и Вакатаков содержит некоторые данные о налоговой игстеме. Известно, в частности, о царской доле урожая81, о сбо-рихс населения фруктами, деревом и т. д.а2. В надписи Пу-тшешина I упоминается налог uparika83 (возможно, дополнительный налог, собираемый с землевладельцев); грамоты цари Виндхьяшакти II указывают на освобождение от уплаты •дхлньи» и «хираньи», т. е. зерном и деньгами84. В буддийских йпдписях из Нагарджуниконды, связанных с династией Икшва-К1Ж, также содержится упоминание о махасенапати, котхагари-tutx (санскр, kosthagarika — «хранитель сокровищ», об округах (riisjra) и т. д. Эпиграфические свидетельства позволяют предположить, что и изучаемый период в Декане, несмотря на усиление централизо-ипиной системы управления, известное значение продолжали со-«ронять институты, связанные с более древней политической ор-пшизацией. Ломка этих старых институтов проходила здесь мед- ...... ее, чем на Севере страны, но система управления во многом ■ поилась по северным образцам. Несколько иное положение ело- ■ м'юсь, очевидно, в государствах крайнего Юга, где влияние ■ иг не столь сильным85. Вместе с тем это влияние постоянно росло и более всего ощу- ось при дворах крупных правителей, которые стремились цар- пать по образцу североиндийских государей. Они окружали советниками «пяти разрядов», держали при себе сут, магад- и вайталиков, т. е. певцов и сказителей, представлявших роиндийскую традицию (прежде всего, видимо, эпическую — - рвые века нашей эры «Махабхарата» и «Рамаяна» были уже ■то известны на Юге). Большим уважением пользовались при о и брахманы, иногда получавшие в дар земельные наделы. руководством брахманов цари совершали ведийские жертво- юшения. Но одновременно они прибегали и к древним автох- ым ритуалам, например к архаическим жертвоприношениям олях битв. Все это свидетельствует о том, что процесс слия- северной и южной культур хотя и шел быстро, но был еще к от завершения. Древние местные традиции оказывались ла стойкими, и архаические социальные институты еще дол- мтовали на Юге. оциальная история южноиндийских государств в первые ве-1шей эры исследована пока еще недостаточно, хотя за по-ише годы уже появился ряд ценных трудов, посвященных ■"■к важной проблеме и. ША Религии Южной Индии. Большинство надписей эпохи Сатя ваханов регистрируют дары многим религиозным школам, п са-таваханские цари, и шакские кшатрапы на территориях, захвп ченных у Сатаваханов, особое покровительство оказывали будди стам различных школ, хотя в целом проводили политику религи озной терпимости. Шакский кшатрап Ушавадата, по его словам. не делал различий между буддийскими школами87. В эпиграфик' фигурирует несколько школ, но чаще других упоминаются mi-хасангхики 88. Им даровали пещеры и даже деревни89. В надпися из Нагарджуниконды первых веков нашей эры встречают^ < названия ряда буддийских школ и подшкол (махасангхики, бах\ сутии), упоминаются разделы канона, некоторые центральные т- нятия буддийской доктрины ео. Сопоставление деканских надписей с северными (прежде во го из Матхуры) выявляет связи южноиндийских буддистов <•■ своими единоверцами из района Матхуры и северо-западных of> ластей страны, причем надписи Юга демонстрируют влияние лег сических форм северной традиции, хотя можно проследить и or-ратное направление — с Юга на Север. Уже отмечалось, что, оч! видно, с Деканом периода Сатаваханов связано и становлени собственно махаянских школ и появление первых махаянскп текстов91 — проблема, которая заслуживает пристального внимг ния специалистов по истории буддизма и его основных напрпг лений. Отдельные данные позволяют связывать с Сатаваханами ими крупнейшего буддийского философа Нагарджуны. У Сюань Цпи на имеется сообщение о том, что последние годы своей жизни философ провел при дворе царя Сатаваханов (Sha-to-p'o-ha)u: О правителе Южной Индии Сатавахане говорится и в сочинении приписываемом Нагарджуне, «Сухрилекха», сохранившемся bkii тайском переводе 93. В некоторых районах, прежде всего в Андхре и Калинге, зш чительное распространение получил джайнизм. Позиции джа(> пизма на Юге были даже более сильными, чем на Севере ctju пы. Особо много сторонников здесь имела школа «япания», ю торая «откололась» от дигамбаров. Сторонники этого течения южном джайнизме следовали менее строгим дисциплинарны правилам, признавали ношение одежды, не были столь катсмч ричны в выполнении всех аскетических предписаний. В тамилi ской литературе периода санги упоминаются джайнские монах и джайнские обители в Мадурай94. Наряду с буддизмом и джайнизмом определенным влияние пользовались брахманизм и индуизм, также проникшие в Д<м;п из Северной Индии. Судя по надписям, индуистами были вам такские цари, хотя они не проявляли враждебности к предстши телям других религиозных направлений. Рудрасена I и его m следователи были шиваитами, а Рудрасена II — вишнуи-пцМ В эту эпоху все большее значение приобретают храмы, коториЛ цари даруют земли. Из эпиграфики известно о строительстве хм 442 I мин в честь Шивы и Вишну. Рудрасена I, например, воздвиг ■. мим в честь Шивы в Деотеке (недалеко от Нагпура). Вакатаки, «\'дя по эпиграфике, оказывали покровительство брахманам, со-ш-рщавщим ритуалы типа «шраута». Наиболее важной фигурой древнетамильского пантеона был Муруган, бог, олицетворявший собой юность, красоту, воинскую дмблесть. Он представлялся в виде юноши с цветочными гирлян-лими на груди и с копьем в руке. Многое указывает на его связь ■ производительными силами природы, с солнцем и огнем. < культом Муругана были связаны экстатические коллективные пляски, песнопения и кровавые жертвоприношения. Ярко эмоциональный характер богопочитания позволяет говорить об этом культе как о наиболее раннем проявлении религиозного течения Пхпкти. Впоследствии Муруган был вовлечен в индуистский мшгтеон как сын Шивы Сканда, а его мать, тамильская богиня иойны и победы Коттравей, стала ассоциироваться о Дургой. Слияние северного Сканды и южного Муругана в один образ популярного божества демонстрирует влияние дравидийского гуистрата на ортодоксальный индуизм. Другим значительным местным божеством был Тирумаль. II его культе много общего с культом Муругана — коллективные ни леки, эмоциональность, акцент на эротику, но мифологически Тирумаль противопоставлен Муругану, поскольку связан с водой ' кдями), тьмой, ночью. Впрочем, изначальный характер этого i менее ясен, потому что он весьма рано был выведен из чисто индийского контекста и слился с образом Кришны. Как ивой, он вполне определенно выступает, например, в «Повесим) браслете», где описываются его пляски с пастушками. Первые века нашей эры ознаменовались широким распространением в Декане и Южной Индии вишнуизма. Идеал бхакти Мииучил новую жизнь в творчестве местных поэтов — альваров. Многие концепции, разработанные альварами, были восприняты Я глмых различных течениях североиндийского движения бхакти. Сосуществование и тесное переплетение буддизма и джай- Ци:1ма с шиваизмом и вишнуизмом (последние постепенно укре- Цпили свое влияние95), одна из характернейших черт религиоз- **ого синкретизма на Юге Индии, оказало немалое воздействие Л культурное развитие страны в целом. В областях Южной Ндии сохранились и древние дравидийские верования. Инте- "сно, что Вакатаки поклонялись, в частности, божеству города Ыдтека — Рамгири-Свамину. Местные верования постепенно ■((сформировались, соединяясь с новыми верованиями и куль- *ми, создавали сложную и своеобразную систему религиозных (наставлений. 11аряду с североиндийскими религиями на Юг проникла сан-11 i-отекая и пракритская литература, широкое распространение .... |учил санскрит (показательно, что индуистские надписи Юга "•■■■пеаны преимущественно на санскрите, буддийские и джайн-», ми — на пракритах при постепенном усилении процесса сан- скритизации; надписи о дарении, часто «нейтрального религиозного» характера, сделаны также в основном на санскрите). Некоторые более поздние авторы (например, Анандивардхана и Хемачандра) упоминают о Сарвасене как создателе лракрит-ской кавьи. По мнению В. В. Мираши, составителем этого сочинения был вакатакский царь Сарвасена96. Талант этого писателя и поэта был, очевидно, хорошо известен в средние века: показательно, что Кунтака упоминает о нем наряду с Калидасой. С Са-таваханами связывают и появление знаменитого пракритского поэтического сборника «Саттасаи*, приписываемого Хале97. В изучаемую эпоху получил распространение тамили. Так, на некоторых серебряных монетах сатаваханских царей нанесены надписи: на одной стороне — пракритские, выполненные шрифтом брахми, на другой — тамильские на южном варианте брахми («дамили», «тамили»)98. Этот билингвизм, очевидно, свидетельствует не только об определенной политике сатаваханских правителей, но и о возрастании роли дравидийского этнокультурного субстрата. Указанные нумизматические находки — важнейший факт культурного синкретизма. Наследие историко-культурных процессов, протекавших в Южной Индии в первые века нашей эры, оказало влияние на последующее развитие этой части страны, определило в немалой степени его специфику. Глава XX Экономическое развитие в первые века нашей эры Исследователь истории древней Индии первых веков нашей эры располагает значительным числом источников: это — серии эпиграфических памятников, многочисленные литературные и религиозные сочинения, данные археологии, свидетельства античных авторов и т. д. Однако совместное рассмотрение материалов Кушанского и гуптского периодов весьма условно. Хотя основные черты экономического развития были характерны для рассматри-ияемой эпохи в целом, было бы неверным ставить знак равенства между экономическим развитием Северной Индии в периоды Кушан и Гупт: многие новые явления, которые стали ведущими в эпоху Гупт, в предыдущий период лишь зарождались, либо только складывались предпосылки для их возникновения. (В последние десятилетия появился ряд трудов, посвященных особенностям экономического развития каждого из указанных периодов1.) Первые века нашей эры были временем экономического расцвета древней Индии. Длительные периоды политической стабильности, быстрое развитие производительных сил в Южной Индии, рост и укрепление внешних торговых связей, причем и со странами, с которыми раньше таких связей или не было вовсе, или они были только эпизодическими (Средиземноморье, Юго-Восточная Азия, Дальний Восток), являлись главными показателями этого процесса. Сельское хозяйство. К эпохе Гупт лучшие и наиболее удобные для обработки земли, по-видимому, уже использовались. Дальнейшее расширение посевных площадей могло производиться только в более труднодоступных районах, что требовало значительных усилий для отвоевания земель у джунглей, для осушения болот и т. д. Повышение политической роли государств, рпсположенных в низовьях Ганга и в Южной Индии, отражало Подъем их экономики и свидетельствовало о сельскохозяйственном освоении новых земель. Сельское хозяйство в Индии и ранее находилось на высоком уровне. В рассматриваемый период оно не претерпело сущест- внных структурных изменений, кроме, пожалуй, дальнейшего увеличения удельного веса земледелия за счет скотоводства, лесных. промыслов и рыболовства. В старых земледельческих райи. нах долин Ганга и Инда происходило дальнейшее улучшение методов обработки почвы. Мотыжное земледелие все больше усту пало место плужному, причем перед посевом земля вспахин» лась зачастую дважды и трижды. Шире распространялась извс т ная ранее практика чередующихся посевов с целью собирать им два, а то и по три урожая в год2. Это было возможно только при высокой культуре земледелия, ибо требовало правильного учет климатических факторов, умелого подбора культур, применении удобрений и т. д. Некоторые продукты земледелия, например рис, станони лись предметом вывоза в другие страны. Распространение эип\ наиболее ценной, но и более трудоемкой зерновой культуры <-и мо по себе свидетельствовало о возросшем уровне земледелии, имелось множество сортов риса, приспособленных к природным условиям различных районов страны3; применялся и такой <►■■ носительно совершенный агротехнический прием, как выса-i отдельных сортов его рассадой. Индия — родина сахарного тростника. К рассматриваем* времени сахар, очищенный и в виде полупродуктов, стал суп ственной частью пищевого рациона индийцев и даже предмп1 экспорта. Из технических культур наиболее важной был хлопчатт хотя использовались и дикорастущие его разновидности. Извес были и некоторые натуральные красители (особенно инди-но возможно, что предметом искусственного выращивания < еще не были. Значительного развития достигло садоводство. Этому спо< ствовало то обстоятельство, что растительный мир Индии оч< богат разными видами деревьев и кустарников. Окультуривав их не требовало больших усилий, поскольку плоды многих из и съедобны и в диком виде. Древние индийцы широко употреблю в пищу плоды манго, хлебного дерева. В первые века Hai > эры стала быстро распространяться кокосовая пальма, сыграв in большую роль в экономике Юга страны; следует отметить банл > апельсины, виноград. Экономическое значение садовых к> тур было особенно велико в голодные годы, так как их урогн ность заметно устойчивее, чем зерновых культур. Отдельные области славились производством какого-либо i ного продукта. Так, районы современных Гуджарата и Мл раштры уже тогда были известны как центры хлопководсп изготовления хлопчатобумажных тканей4, Керала — произвол ва перца 5, Бихар и Бенгалия — рисоводства. Скотоводство в тот период играло уже подчиненную р (только в северо-западных районах страны удельный вес его <» вался довольно высоким), однако и оно сохраняло немалое:и чение. Основным из домашних животных по-прежнему остал ся крупный рогатый скот. Лошади использовались преиму > iiho в армии, в кавалерии, и как упряжные животные в бое-колесницах. Основным районом разведения лошадей оста-■я Северо-Запад страны; в другие области Индии их ввозили. той ударной силой армии продолжали служить боевые слоны. использовали также для перевозки тяжестей и во время явственных церемоний. Слоны ценились очень высоко, и вла-ie ими было царской монополией. Тягловыми животными ■ it но были быки и буйволы; тяжести перевозились также на ■ -шк, мулах, верблюдах. Остальные домашние животные — ов Лесной промысел в долинах Инда и Ганга вследствие умень-Н1Ч1ИЯ площади лесов потерял прежнее значение, но для многих 1'П'мсн предгорьев Гималаев, Центральной и Южной Индии он in прежнему был важной сферой хозяйственной деятельности. Ипода в города — в виде добычи, захваченной завоевателем, или ■ ниде дани — шли такие продукты, как плоды, строительный лес ■ 1ч*тне писчего материала, красящие вещества, лак. Многие из Удельный вес охоты в экономике снижался, хотя сохраняла н'п.нюе значение ловля высоко ценимых слонов и, кроме того, ■I и потных и некоторых птиц, шедших на продажу даже в другие Фнпы. Охота способствовала, кроме того, истреблению хищных и потных, опасных для людей, домашнего скота, полей и ого- Несмотря на то что окружающие Индию моря и внутренние ..... 'мы богаты рыбой, рыболовство в древности, очевидно, не ло особого развития. Сказывались малая изрезанность бере-нтруднявшая простейшие формы мореплавания и рыболов-i также презрение членов высших каст к рыбным продуктам редмету питания и к самому этому промыслу — уделу (мх племен. Экономическую выгоду приносила добыча дра-"< иных раковин, черепаховых щитков и прежде всего ловля ■мчуга на отмелях, примыкающих к южной части полуостров-|| Индии. Индия и Шри Ланка уже тогда были главными поимщиками жемчуга в другие страны. Искусственное орошение. Выше отмечалось, что искусственное "шсние практиковалось в индийском сельском хозяйстве с ' глубокой древности. Играло оно немалую роль и в рас-1ваемый период. В источниках неоднократно сообщается дах, плотинах, искусственных прудах, колодцах6; упоми-i и водоподъемные колеса7. Земля, орошаемая и не зависни от дождя (alevamatrka), считалась особо благоприятной i процветания страны8. Однако было бы неверно переоценивать ги'пие ирригации в древнеиндийской экономике, как это часто in нее те, кто считает, что земледелие целиком было основана искусственном орошении. Такое утверждение обычно опи- рается на данные о развитии земледелия в древнем Египте и Месопотамии, но неприменимо к Индии. Мы располагаем лишь немногими бесспорными доказатшп. вами существования в древней Индии крупных ирригациоит сооружений. Одним из них было искусственное озеро Сударик («Великолепное») на п-ве Катхиавар, созданное еще при Чп-рагупте Маурье и сохранявшееся при Гуптах. Если судип. ■ тому, что выполнение особо крупных работ на плотине отмечшг надписями (150 и 456 гг.)9, оно, очевидно, считалось в др ности уникальным. К сожалению, нам неизвестна площадь i>(шаемых при помощи этого водохранилища земель, но то бы видимо, крупное сооружение. Другим таким сооружением о оросительный канал, построенный при Нандах в Ориссе, о р ширении которого при царе Кхаравеле говорится в Хатхигум! ской надписи10. В качестве третьего примера можно указать ирригационные работы, предпринятые царем государства Чп Карикалой (II в.) в нижнем течении р. Кавери и; по-видимог значение этих работ было велико, и память о них еще д<" сохранялась, так как строительство некоторых ныне действуют каналов приписывается местной традицией Карикале. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|