Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






М.С. Хромченко Б.И. Хасан 9 страница




М.Х. Ладно, двинемся дальше, а напоследок поделюсь с тобой еще од­ним смыслом терминов интолерантность и толерантность, которыймне перед командировкой к тебе подарила Лидия Семина. Оказывается, в пе­реводе с английского первое слово означает... никогда бы не догадался... фундаментализм, а второе - индульгенция! Есть над чем подумать, не правда ли?

Итак, насколько я понимаю, к распределению ответственности в социальном плане вы уже приступили, создав в гимназии «Универс» Парла­мент, Сенат и прочие механизмы самоуправления. А в экспертизе оценок, если я правильно понимаю, вы по-прежнему ориентируетесь на научные критерии, в том числе на рекомендации академиков от педагогики.

Б.Х. Легче всего списать на них, но мне ближе другое объяснение. В традиционной школе педагог, как я уже тебе говорил - самая тревожная профессия. Учитель - что солдат: любая проверка его знаний и умений нарушает его самочувствие. Не случайно солдаты больше двух лет не слу­жат, а у тех, кто в армии задерживается, понимание становится стерео­типным, о мышлении и говорить не приходится.

«Продвинутый» ученик перестал видеть в педагоге самого авторитет­ного специалиста в его учебном предмете. Если же принять метод рас­пределенной ответственности за оценку, учитель еще и статуса - профес­сионально последнего инструмента - лишится, после чего совершенно обоснованно может потерять работу и профессию. Как, заметь, и вузовс­кий преподаватель.

Вот тебе очередная история, имеющая отношение к обсуждаемой нами теме. В начале перестройки студенты нашего факультета разработали стра­тификацию, предложив критерии четырех уровней студенческих стату­сов. На первый они поместили тех, кто поступил в университет ради по­лучения диплома. Если по ходу занятий такой студент полностью выпол­няет учебный план, то на выходе из университета мы обязаны выдать ему полноценный диплом. Этим документом утверждается, что молодой спе­циалист прослушал определенные учебные курсы в соответствии со стан­дартом и может быть допущен к профессиональной работе. Диплом за­падного университета допуском к должности в профессиональном цехе

КНИГА 1. МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ ИЛИ ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОНФЛИКТ______________103

- автоматическим, прямым и единственным - не является. Он означает лишь то, что имярек владеет некой суммой знаний, а что он умеет, долж­ны оценить компетентные специалисты в данной области, выдав соиска­телю сертификат соответствия. Поэтому наши выпускники, оказавшись на Западе и желая быть принятыми в солидную фирму, сдают кучу допол­нительных экзаменов.

М.Х. Недавно профессор Евгений Сабуров, объясняя смену образователь­ной парадигмы в мире, сказал, что раньше была принята теория челове­ческого капитала: человек вкладывал ресурсы в получение знаний, о чем и свидетельствовал диплом. Ее автор был удостоен Нобелевской премии. Сегодня же «вмоде» теория нового нобелиата - теория фильтров, согласно которой диплом есть лишь сигнал - знак работодателю - об активнос­ти студента в годы учебы. С точки зрения Сабурова, это ведет или уже привело к дискредитации знаний и кризису культуры.

Б.Х. Не согласен, новый статус диплома, на мой взгляд, знания никак не дискредитирует. Смысл его в том, что обладатель его будет допущен к самостоятельной практике после того, как докажет, на каком уровне он умеет применять полученные знания. При этом в традиционной системе высшего образования есть много смешного, если не сказать нелепого. Например, если студент выбирает специализацию в начале третьего кур­са, до того, как успеет прослушать необходимый для будущей профессии цикл лекций и пройти необходимую практику, то о какой специализации можно говорить?

Но что предложили наши студенты? О первом статусе я уже сказал. На второй могут претендовать те, кто самостоятельно движется в образова­тельном пространстве. Третьему соответствуют студенты, которые поми­мо обычных лекций и семинаров выбирают для себя руководителя той или иной мастерской и включаются в состав исследовательских или про­ектных команд, самостоятельно выполняя часть общей работы. Наконец, четвертый уровень - это те, кого мы называем экстернами, кто занимает­ся по индивидуальным образовательным программам. Они не только сами составляют свой учебный план, но и определяют, где и у кого будут полу­чать те или иные необходимые им знания: какие-то в Красноярске, какие-то в Питере и даже в Гамбурге.

М.Х. Любопытная стратификация. Неужели она была принята?

Б.Х. Ее провалили преподаватели из коммунистов - не по партбилету в кармане, а по мировоззрению. Провалили по очень простой причине. Научных исследований, независимо от наличия научной степени, они не ведут, предложить студентам хоть что-то, что привлекло бы внимание уни-

104______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

верситетов или фирм, дающих гранты ради реализации стоящей идеи, не могут, авторитета у студентов не имеют, и потому не видать им их больше, как своих собственных ушей. Разве что студентов первого уровня. Но если принять такую стратификацию, сколько их останется?!

Сегодня с этой идеей носятся двое моих новых студентов, одного из них ты видел на семинаре. Я их, как могу, урезониваю: ребята, к истории надо относиться трепетно. Подумайте, изменилось ли у нас с тех пор, как вы предложили свою стратификацию, хоть что-то? Появились ли новые ресурсы? И что из того замысла можно реализовать? На мой-то взгляд, ситуация стала даже хуже, потому что люди, ту идею поддерживающие, разбежались кто куда.

М.Х. Ваши преподаватели в точности повторили демарш медиков, в свое время заваливших идею свободного выбора пациентами поликлини­ческих врачей с процентной оплатой в соответствии с количеством больных.

Б.Х. Такая защитная реакция присуща любой профессии, в структуре которой имеется инстанция, претендующая на диктат, на вменение об­ществу своих правил игры: я такой - и вам такими быть надлежит! В Со­ветском Союзе исключительное право оценивать своих коллег было да­ровано всем академиям и творческим союзам. В момент создания, ска­жем, академии медицинских или педагогических наук, союза писателей или архитектуры их организаторы, автоматически получая звания акаде­миков и руководящие должности, то есть статус «выдающихся» ученых и творцов, тут же становились неприкасаемыми и выстраивали барьеры для идущих следом претендентов, готовых посягнуть на появившуюся кор­мушку. Академика же никто оценить не может. Заметь, у Фрейда сертифи­ката на психоанализ не было...

Тот же социальный контекст у государственной программы толеран­тности. Стоило ее объявить, как появилась масса «специалистов», кото­рые, прослышав об открывшемся финансировании, предлагают себя в качестве ее адептов. В точности, как Дон Базилио: «вы дайте денег мне, а я вам все устрою»! Они с ходу, прослушав один лекционный курс, «готовы» преподавать психологию, сексологию, валеологию, черта лысого. Но пред­ложи им хоть одного человека научить быть здоровым или преодолеть реальный конфликт, как они начинают шуметь: мы - преподаватели кон­фликта, а не конфликтологи, мы теоретики, а не практики. Мол, тренер по баскетболу не обязан играть как Сабонис. Но это - очередная подмена, очередное передергивание, манипулирование, понятное обывателю. Про какое умение мы говорим? Что его конституирует? Если человек умеет

КНИГА 1. МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ ИЛИ ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОНФЛИКТ______________105

решать задачи, то он и раньше умел это делать. Тренеру не надо играть, как Сабонис - тренеру надо других научить играть так же.

М.Х. Не хочешь ли ты сказать, что преподаватель конфликтологии не умеет разрешать практический конфликт, а учитель математики -по аналогии - не умеет решать задачи?

Б.Х. Именно. Однажды мы провели эксперимент, предложив препо­давателям русского языка написать диктант, и зареклись...

М.Х. Где?

Б.Х. Не скажу. Впрочем, это было давно, в первые перестроечные годы. Ректор предложил, мы и провели - среди преподавателей и старшекурс­ников университета. И все стало ясно. Они ведь задачки, предлагаемые детям, могут решать потому только, что у них есть решебники с последо­вательностью действий и ответами. Сколько раз мы наблюдали одну и ту же картину: ученик обращается с затруднением к учителю, тот спрашива­ет: покажи, где? и тут же лезет в решебник. А отбери его у него?..

Однажды я предложил учителям математики такую задачку. Мужик продал лошадь за 7 тысяч, потом купил лошадь за 8, продал ее за 9 тысяч, потом купил за 10 и продал за 11. Вопрос: получил ли мужик прибыль и если получил, то сколько? Учителя мучались час. Знаешь, что они делали? Расписали лошадей и деньги по бумажкам и стали ими обмениваться... Чтоб я так жил! И только один из них ничего не писал и ни с кем не обме­нивался. Спрашиваю: Леша, ты почему задачку не решаешь? А он отвеча­ет: задачи не вижу! Он оказался единственным из всех, кто знал, что такое математическая задача.

Так что не все так просто. Особенно в тех областях, которые в нашей стране не были предметом серьезного изучения, понимания, практики, скажем, в области коммуникации, формирования критического мышле­ния, разрешения конфликтов, налаживания поли- или межкультурных форм жизни. Ужас в том, что не ставшие умелыми учителя «готовы» уже сегодня все это пре-по-давать! Они готовы преподавать право, хотя у них напрочь отсутствует правовое мышление. Они считают себя вправе ре­шать правовые задачки, вычитывая ответы... из кодексов! Но допустимо ли, чтобы кто-то назначал другим делать то, что не умеет делать сам?

М.Х. Пару месяцев назад мне довелось присутствовать на пресс-конфе­ренции, организаторы которой с гордостью рассказывали о новом учебном курсе, который уже распространяется по стране и, со слов авторов, с увлечением принимается подростками. Представь, содержание 12 уроков, после которых сдается зачет, сводится к тому, чтобы научить подрост­ков... свободе! Ни больше, ни меньше. А как иначе определить якобы форми-

106______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

руемое умение в любой, тем более сложной жизненной ситуации принять решение, за которое несешь ответственность, или «овладеть» мужеством сказать «нет», противопоставив себя коллективу?

Мне поначалу показалось это замечательной инновацией. Но, чем боль­ше вопросов задавали авторам журналисты, тем больше сомнений закра­дывалось. Прежде всего, можно ли научиться самоопределяться на уроке, где по типу деятельности ученику рациональнее угадать «правильные» ответы и получить зачет? По свободе!.. И все же, несмотря на, скажу так, экстравагантность новации, журналисты даже в острых вопросах про­явили максимум уважения к авторам, а те отбивались, как партизаны. А точку в пресс-конференции поставил вопрос, оставшийся без ответа: могут ли ученики проявить свободу выбора, отказавшись от этих ваших уроков? имеют ли они право вам сказать «нет, не хочу»?..

Б.Х. Скорее всего, нам предлагают очередную маниловщину. В луч­шем случае, если удачно срежиссировать ситуацию, на таких уроках мож­но приоткрыть дверь в мир, зацепить за живое, побудить размышлять, хотя для этого не нужно 12 занятий и уж тем более зачета. Но это же типичный учительский миф: большинство учителей убеждены, что их предмет су­ществует исключительно на уроке, хотя он живет, извини за тавтологию, в человеческой жизни. И уметь вводить действительность внеклассной, внешкольной жизни в предмет - высочайшее педагогическое искусство. Если учитель им владеет, то у детей появляется осмысленность происхо­дящего, их действия обретают нормальный прагматический смысл. Ина­че это все, согласен с тобой, для проформы, чтобы зачет получить. Это как сказать детям: учись, чтобы быть умным. А он и так умный - в обще­нии со сверстниками.

КНИГА 1. МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ ИЛИ ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОНФЛИКТ 107

Вместо послесловия

Расшифровывая в Москве диктофонные записи, я то и дело грустно вздыхал: в очередной раз не доспросил, в очередной раз не договорили... А успокаивал я себя тем, что это, скорее всего, было недостижимо изна­чально. И еще тем, что читатель, которого задели за живое взгляды крас­ноярского психолога и педагога, имеет реальную возможность, если ему захочется, продолжить, хотя и заочно, беседы с Борисом Иосифовичем Хасаном, мысленно включившись в наши с ним дискуссии.

Матвей Хромченко

Красноярск-Москва

КНИГА

Б.И.Хасан П.А.Сергоманов

Разрешение конфликтов и ведение переговоров

Подготовка педагогов в области гражданского образования

«Демократическое устройство общества весьма несовершенно, но это лучшее из того, что у нас есть...»

У. ЧЕРЧИЛЬ

Поступок следует за мыслью, но горе нам, если он ее обгоняет.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Вступая в новое тысячелетие, мы наблюдаем очередной быстро рас. кручивающийся виток социальных изменений во всех странах мира. Про. должающаяся научно.техническая революция запустила глобальный про. цесс становления информационного общества1. Растет миграция актив. ной рабочей силы. Границы, которые еще недавно сдерживали ее, рушат. ся. Интенсивно перемешиваются культуры и языки. Возникающие при этом конфликты заставляют задумываться о средствах создания предска. зуемой социальной обстановки, без чего невозможно решение неотлож. ных глобальных экологических и экономических задач, встающих перед всеми странами взаимозависимого мира. Сегодня люди как никогда рань. ше озабочены поисками путей «устойчивого развития» для всего челове. чества2. В этих условиях все чаще обращают внимание на общеобразова.

1 «Информационное общество» приходит на смену «индустриальному обществу» подобно тому, как индустриальное в свое время сменило «аграрное общество». Главное различие -в интенсивности процессов. Для становления традиционного аграрного общества потре. бовались тысячелетия (немало людей в мире и сегодня живут по его законам). Становле. ние индустриального общества заняло всего несколько столетий (во многих странах про. цесс индустриализации продолжается). Информационное общество зарождается на на. ших глазах поразительными темпами и в глобальном масштабе. Подробнее о процессах информатизации образования и об их развертывании в России смотри [3].

2 Вспомним резолюции, принятые руководителями всех стран на Всемирных экологичес. ких саммитах в Рио.де.Жанейро, Токио, Берлине.

110______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

тельную школу как главный инструмент устойчивых и управляемых со. циальных изменений, созданный современным обществом за последние два века в ходе индустриальной революции. Именно в школе общество может целенаправленно готовить своих будущих членов для цивилизо. ванного решения стратегических задач социального развития.

Гражданское образование сегодня

Гражданское образование, подготовка к жизни в современном обще. стве, изучение общественного устройства (обществоведение) традицион. но рассматриваются как непременная часть общего образования. Тем не менее связанные с этим вопросы попеременно то оказываются в центре внимания общества, то отодвигаются на периферию.

В 90.х годах XIX века революционер.экстремист, а затем крупнейший политолог своего времени Л.А.Тихомиров писал: «Под влиянием разоча. рований революционного века в Европе и Америке сильно распростра. няется отрицательное отношение к политике. Были времена, когда луч. шие люди считали политическое искусство всесильным и были вполне уверены в возможности организовывать рассчитанным искусством силь. ные и счастливые государства. В передовых странах Запада эта вера ныне исчезла до такой степени, что лучшие люди с идеалами и убеждениями все более устраняются теперь от политики, которая все более захватыва. ется исключительно «профессиональными» политиками»1. Однако спустя всего несколько десятилетий в активную политику втягиваются милли. оны. В России свершается революция, провозгласившая своей целью по. строение справедливого общественного устройства на основе достиже. ний политической и экономической науки. Перед школой выдвигается задача «подготовки активных и сознательных строителей коммунисти. ческого общества». Российская общеобразовательная школа становится одним из основных общественных институтов, призванных «формиро. вать нового человека».

Попытка реализации коммунистической идеи не увенчалась успехом. Перед российской школой, которая 70 лет выстраивалась под выполне. ние определенного социального заказа, вновь встала задача переосмыс. лить содержание гражданского образования. Немедленно появились учеб.

1 Тихомиров Л А. Единоличная власть как принцип государственного строения.. М.: Трим, 1993.. с. 28.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ1 11

ники и пособия, где коммунистическая идеология объявлена ошибочной, а рыночная экономика и государство, построенное на принципах пред. ставительской демократии, провозглашаются единственным достойным примером для всех времен и народов. Для давно привыкшего распозна. вать политическую трескотню и пропагандистскую ложь российского обы. вателя это означает одно - мало что изменилось. Учебные материалы и методические статьи по основам демократии в современной России не. редко пишут философы и обществоведы, которые еще недавно издавали труды по научному коммунизму, а стиль и скрытое содержание1 новых учебников и методических пособий по обществоведению во многом со. впадают со стилем и скрытым содержанием учебников по научному ком. мунизму:

- обучение преимущественно ориентируется на передачу фактической информации;

- ценностные утверждения предлагаются в декларативной форме; -учебный процесс не ориентирован на получение школьниками опыта

практической жизни в качестве сознательных и активных граждан

демократического общества.

По своей методической основе новые курсы гражданского образова. ния очень схожи со старыми курсами по изучению государственного уст. ройства и права. Главное отличие в том, что факты оцениваются по.ино. му: раньше учили, что справедлива диктатура пролетариата; теперь учат, что справедлива многопартийная система2. А качественное изменение воспитательной системы, ее переориентация на формирование сознатель. ных носителей идей и практик современной демократии идет крайне медленно.

Одна из проблем в том, что гражданское образование на практике часто отождествляют с подготовкой к функционированию в существую. щем обществе, ограничивая такую подготовку простой индоктринацией. Ученики узнают о законах и правилах поведения, принятых в современ. ном обществе, слышат моральные наставления. Им повествуют о демок. ратии, не требуя активного действия, решения постоянно возникающих проблем. Так выстраиваются привычные всем курсы обществоведения. Они включают в себя получение сведений об основных политических про.

1 Подробнее о скрытом содержании образования смотри ниже.

2 За недолгую, но бурную историю советской школы учителя и учащиеся неоднократно сталкивались с подобной ситуацией. Это хорошо описано в повести Э.В.Брагинского и Э.А.Рязанова «Убийство в библиотеке», где Иван Грозный расправляется с автором школь. ного учебника, президентом «Академии школьных наук», который дважды менял свою оценку роли опричнины в русской истории.

112______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

цедурах, в которых может и должен участвовать член данного общества, а также знакомство с утверждениями о безусловном превосходстве обще. ственного устройства своей страны. Методы изучения таких курсов берут свое начало в формальном религиозном образовании, имеют вековые тра. диции и опираются на хорошо известные штампы. С точки зрения этих методов, природа рассматриваемого общества не очень существенна. Именно поэтому даже в период холодной войны методические подходы к изучению обществоведения в СССР и США имели много общего. Занят. ным эпизодом иллюстрирует это обстоятельство И.Д.Фрумин: «В качестве примера некритического формирования образа «отца.основателя» я при. вел известную историю о том, как маленький Володя Ульянов, будучи в деревне Кукушкино, разбил графин и, не желая обманывать, сознался в этом родителям. В ответ американские коллеги, смеясь, рассказали мне историю из американского учебника о том, как маленький Жора Вашин. гтон сломал вишневое дерево и, не желая обманывать, тоже повинился перед родителями»1. Не удивительно, что приобретаемые таким образом знания часто оказываются формальными, а молодые граждане не всегда в состоянии ответственно участвовать в решении сложнейших проблем современной развивающейся демократии.

Педагоги давно осознали эту проблему. Джон Дьюи еще в начале века призывал превратить школы в «лаборатории демократии». Он предложил философию образования (экспериментализм), которой педагоги восхища. ются (но редко пользуются) и поныне. Посетив Россию в 20.е годы, Джон Дьюи оценил эксперименты советских педагогов как зримый прообраз школы будущего2. Работа Джона Дьюи о демократизации школы стала клас. сикой педагогической философии3, однако в течение десятилетий мало что отвечало этим идеям в повседневной практике работы реальной образова. тельной системы. Образовался разрыв между тем, что теоретики образова. ния считали желательными целями образования, и тем, что действительно делала массовая школа.

Общественные изменения можно сравнить со снежной лавиной. Что. бы лавина сошла, недостаточно одного снегопада. Снег накапливается слой за слоем, и, когда все условия складываются благоприятно (темпе. ратура, вес накопившихся слоев, обледенение поверхности), лавина об.

1 И Д.Фрумин. Введение в теорию и практику гражданского образования.. Красноярск:Крас. ноярская краевая организация общества «Знание» РФ, 1998.

2 Dewey J. Impressions of Soviet Russia and the Revolutionary World.. New York, NY: New Republic Inc., 1929.

3 Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education.. New York, NY: the Macmillan Company, 1957.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________113

рушивается вниз. Общественные системы достаточно инерционны и ус. тойчивы, а любые изменения возможны лишь в те моменты, когда систе. ма относительно нестабильна. Сегодня такая нестабильность налицо1. Си. туация изменилась, пора существенных сдвигов в образовательной сис. теме наступила. На пороге информационного века сложились все усло. вия, которые необходимы для радикального изменения в подготовке бу. дущих граждан. «Третья волна» Тоффлера нас уже захлестнула. Человече. ство погружается в «информационный век», начинает новый виток сво. ей эволюции.

Говоря об информационном веке, мы имеем в виду не только и не столько распространение новых информационных технологий. Измене. ния гораздо значительнее, и они касаются самих способов нашей жизни и работы, растущего понимания взаимозависимости в окружающем мире. Известный философ В.С.Библер пишет по этому поводу: «Современная научно.техническая революция... означает, что основная форма челове. ческой деятельности (даже в сфере непосредственного производства) должна протекать как деятельность самоустремленная, деятельность сво. бодного времени, в малых динамических группах сосредоточенная... Де. лом человека оказывается коренное культурное изменение самих изна. чальных форм деятельности и мышления. Индивиды осуществляют здесь (даже в сфере материального производства) свое общение не как «части. цы.винтики» единого «совокупного» работника, а как отдельные одино. кие люди, замкнутые на свой строй мышления, в контексте всеобщей ин. дивидуальной деятельности и информации»2.

Педагоги уже давно слышат о «третьей волне». Но многие полагают, что информатизация образования - это еще одна реформа, каких нема. ло переживала школа. Мы свыклись с мыслями о «вечных ценностях» об. разования, о том, что школа - самый стабильный общественный инсти. тут. Вспомним, однако, что современная школа появилась как результат общественных изменений, вызванных кжизни (пользуясь метафорой Тоф. флера) «второй волной». Легкомысленно полагать, что новая волна не будет иметь таких же драматических последствий для системы образова. ния, как и две предыдущие. И эти изменения не количественные, а каче.

1 Макроконтекст происходящих изменений достаточно полно описан в работах футуро. логов, которые стали весьма популярны в последней трети ХХ века (см., например, Toffler, A. The Third Wave.. New York, NY: Harper and Row, 1978). Хорошее изложение этих идей дано в статье Пинского А.А. Мотыга, Конвейер, Компьютер. // «Первое сентября», от 25.12.99г.

2 В.С.Библер (ред.) Школа диалога культур. Основы программы.. Кемерово: «Алеф» Гума. нитарный Центр, 1992.

114______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

ственные. Речь не просто о том, что электронный мультимедийный учеб. ник1 или Интернет заменят существующие учебники. Традиционный учеб. ник, породивший современную массовую школу, обещает исчезнуть также, как он когда.то появился, а сама школа может принципиально измениться.

В этой связи стоит вспомнить, что современная демократия также яв. ляется детищем «второй волны» и качественно отлична от древних де. мократий. У нас есть все основания полагать, что современное демокра. тическое устройство общества тоже ожидают изменения (например, пря. мая демократия, возможно, придет на смену современной представитель. ской демократии). Перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в мире «третьей волны», устройство которого мы не до конца себе представляем, подготовить их к жизни в демократичес. ком обществе, элементы которого нам трудно вообразить.

Понимание неизбежности перемен пришло уже не только к футуроло. гам, философам и политикам. Оно осознается и в среде педагогов многих стран, которые ищут пути решения стоящих перед ними задач. Эти пробле. мы, например, обсуждались на представительной международной конфе. ренции в Красноярске летом 1998 года2. Доклады педагогов из Франции, Германии, России, США и других стран отражали широкий спектр проек. тов по обновлению гражданского образования. И хотя представленные проекты различались по своей направленности, все участники конферен. ции сошлись на том, что пришла пора качественно обновить содержание гражданского образования, перейти от «передачи знаний» о современной демократии к «обучению жизни» в демократическом обществе. Как писал Марк Керзон, «...демократия - это прямой эфир, а не демонстрация запи. си заранее подготовленной передачи. Мы должны учить демократии так, чтобы ученики могли попробовать ее сами. Подобно тому, как при изуче. нии физики нельзя обойтись без занятий в лаборатории, нельзя изучать де. мократию, только рассказывая о ней. Чтобы учиться демократии, учени. ки должны участвовать в демократической жизни»3. Все больше педагогов понимают: чтобы остаться живой, демократия, как и всякий социальный

1 Недавно на рынке появился новый продукт - «Электронная книга» (Birkerts, S. Portable Musings?// Atlantic Monthly, September 10,1998). Это прототип электронных учебных муль. тимедиа.материалов будущего. Вне зависимости от того, нравится он нам или нет, учите. лям придется его освоить, как они уже осваивают компьютер и Интернет.

2 Гражданское образование в информационный век: сборник материалов международной конференции.. Красноярск: Красноярская краевая организация общества «Знание» РФ, 1998.

3 Gerzon, M. Teaching Democracy by Doing It // Educational Leadership, Vol. 54, No 5, February, 1997.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________115

контекст, должна быть каждый раз заново воспроизведена и проинтерп. ретирована новыми членами общества. У нас есть:

- элементы формального содержания, которые должны быть заново прочитаны;

- элементы содержания, которые требуют «конструктивистского» ос(воения (которые нуждаются в переинтерпретации);

- активное гражданское действие (в условиях реального окружения), которое, собственно, и делает демократию живой. Потребность в демократии растет. Замечательно, что это ответ не

столько на пожелания педагогов, сколько на глобализацию экономики, повышение требований к личности и усложнение жизни, вызванные ста. новлением информационного общества. Эта потребность ясна, безоши. бочна и срочна. Чтобы адекватно ответить на этот вызов, школе как ни. когда нужны педагоги, способные практически решать непростые задачи современного гражданского образования.

Проект по разработке учебных материалов для подготовки педагогов

Весной 1999 года объединенный авторский коллектив, включающий в себя специалистов в области психологии и педагогики из Красноярска и Москвы, при поддержке Британского Совета приступил к разработке пакета учебных материалов для подготовки педагогов.тренеров в облас. ти гражданского образования. Цель проекта - методически оформить ре. зультаты поисков и разработок авторов, накопленные ими за прошедшие годы, опыт многочисленных мастерских по повышению квалификации учителей. Этот опыт показал, что сравнительно просто передать учителям (и администраторам) набор соответствующих знаний о государственном устройстве, экономике, праве и т.п. Много труднее - помочь формирова. нию сознательной активной позиции учителя, оснастить его инструмен. тами для проектирования собственной деятельности развития гражданс. кой компетентности самих педагогов и администраторов образования.

Курсы гражданского образования сегодня уже преподаются во мно. гих школах. Формальное содержание этих курсов, как правило, не встре. чает трудностей у учителей, а для его освоения достаточно краткосрочно. го семинара. Ввести новый небольшой по размеру учебный предмет в школьное расписание - тоже достаточно обычная задача для школьной






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных