Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






М.С. Хромченко Б.И. Хасан 10 страница




116______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

администрации. В результате у руководителей образования появляется соблазн ввести в школах соответствующие курсы и немедленно провозг. ласить, что подготовка «активного строителя демократического общества» успешно началась. Благое намерение побыстрее решить сложнейшую со. циальную задачу, как всегда, устилает дорогу в другую сторону. Введен. ные таким образом курсы, как правило, не достигают намеченной цели, а лишь создают в обществе иллюзию, что школа взялась за решение по. ставленной задачи1.

Сегодня все понимают, что жить в гражданском обществе - нелегкое дело. Имея потребности, надо признавать и учитывать потребности дру. гих. Имея права, - признавать и учитывать права других. Видя существен. ные отличия образа жизни других людей, - принимать их. Здесь требует. ся и понимать язык другого, и уметь приходить к согласию, и коопериро. ваться для достижения общих целей. Все эти способности не появляются у человека «естественным образом». Их приобретение дается нелегко даже в тех обществах, которые имеют долгую историю демократического уст. ройства. Тем более непростым делом является воспитание этих способ. ностей в России, где тоталитаризм - сравнительно недавнее прошлое. Наи. вно думать, что все это можно «сформировать» в рамках отдельно взятого учебного курса. Для того чтобы ценности гражданского общества были приняты каждым человеком и стали его личными ценностями, необхо. дим такой социальный контекст образования, где ребенок ежедневно, еже. часно получает подтверждение высокой значимости и актуальности этих ценностей.

Школа как общественно.государственный институт впитывает и от. ражает то социальное устройство, в котором она существует. Учитель как профессионал, владеющий соответствующими педагогическими техни. кой и знанием, может лишь отчасти влиять на этот процесс. Поэтому в школах необходимы не столько специальные учебные курсы «граждано. ведения», сколько создание соответствующих условий, которые способ. ствуют постижению и принятию ценностей гражданского общества, спо. собов совместного существования людей разного возраста, разного пола, разных национальностей и верований, разных характеров. Для этого каж. дому учителю независимо от того, что она или он преподает, важно быть

1 Гражданское образование - это далеко не просто отдельная учебная дисциплина, что хорошо понимали еще работники отделов пропаганды и агитации правящей коммунис. тической партии, которые ставили перед школой задачу «формирования нового челове. ка». Попытки ограничить область гражданского образования «граждановедением» - либо показатель педагогического невежества, либо «сознательное вредительство», попытка ре. шать свои частные задачи, прикрываясь заботой об общественном благе.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ____________________117

гражданином, умелым в повседневном гражданском поведении. Причем эта умелость должна быть достаточно очевидной нашим ученикам. Вся. кий раз, когда мы рассказываем и показываем им новые способы реше. ния различных задач (в том числе и учебных), всякий раз, когда мы берем на себя смелость и ответственность ставить оценку за то, как наши учени. ки справляются с нашими заданиями, нам следует помнить, что они тоже граждане и вправе ставить нам свои оценки за нашу умелость.

Подготовить педагогов к такой работе - непростая задача. Ее реше. ние требует фактически смены жизненной позиции, естественной для целого поколения учителей. Это хорошо понимали и понимают участни. ки проекта. Но начинать эту работу надо. Практика переподготовки рабо. тающих педагогов показала, что участники тренингов и семинаров, как правило, с благодарностью принимают соответствующую позицию, се. туют, что традиционное педагогическое образование не включает в себя освоения необходимых для этого компетенций.

Пакет учебных материалов по гражданскому образованию

Действительно, подготовка студентов - будущих педагогов к реализа. ции программ гражданского образования в вузах серьезно отстает от раз. вернувшихся в последнее время программ переподготовки педагогов в этой области. Имеющиеся материалы устарели и в лучшем случае ориен. тированы на одну узкопредметную модель гражданского образования. Сюда можно отнести распространившиеся в последние годы новые кур. сы по политологии и праву для высших учебных заведений. Отсутствуют учебные курсы, ориентированные на реализацию межпредметного и ин. ституционального подхода к гражданскому образованию, на развитие гражданской компетентности будущих педагогов.

Все это происходит на фоне того, что высшее педагогическое обра. зование в целом испытывает острый дефицит нового поколения учебных материалов. Особенно это касается таких областей, как воспитание, но. вые методы преподавания гуманитарных дисциплин, современная педа. гогическая техника. Редкими в программах подготовки педагогов остают. ся практикумы и тренинги таких социальных умений, как понимающая коммуникация, разрешение конфликтов и др. Содержание курсов методи. ки во многих педагогических вузах и сегодня не многим отличается от ана. логичных курсов двадцатилетней давности. Современные виды техники

118______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

работы учителя (педагогические технологии) и разработки в области ме. тодики изучения гуманитарных дисциплин, которые интенсивно ведутся в последнее десятилетие и в России, и на Западе, практически не исполь. зуются при подготовке будущих педагогов. В результате выпускники пе. дагогических университетов приходят в школу не подготовленными к решению задач ее демократического обновления. Ясно, что без трансфор. мации высшего педагогического образования соответствующая трансфор. мация практики работы школы невозможна. Разработка и распростране. ние учебных курсов, помогающих готовить будущих педагогов в области демократизации школы и гражданского образования, - одна из наиболее актуальных сегодня задач. Вкладом в решение этой задачи и должен стать пакет учебно.методических материалов, подготовленных в рамках наше. го проекта. Авторы хорошо понимают, что для эффективной подготовки учителей, которые захотели бы стать носителями полноценного граждан. ского образования, сегодня надо сделать очень много. И это вряд ли мож. но сделать в рамках одного двухлетнего проекта. Скорее, это похоже на многолетний проект, разрабатывать который предстоит всему педагоги. ческому сообществу. Как же это сделать практически?

Возможное решение - подготовка пакета вариативных учебных ма. териалов, каждый из которых вполне особенен, в существенной степени самодостаточен, но скреплен общей гражданской позицией автора с дру. гими материалами пакета. Мы предполагали, что общность гражданской позиции задаст общее и в содержании отдельных учебных курсов, и - а это, с нашей точки зрения, главное - в методах учебной работы со студен. тами. Содержание курсов лишь отчасти фиксировано в учебных текстах. Важнейшая часть содержания «нарисована» на методах учебной работы, зафиксирована в педагогической технологии, в том, как, собственно, про. водятся занятия со студентами. Пакет курсов - это не только теоретичес. кий, но и хороший практический аргумент в пользу возможности суще. ственных сдвигов в деле гражданского образования в нашей стране уже сегодня.

Как бы ни хотелось инициаторам и участникам настоящего проекта исчерпывающе решить задачу создания нового содержания для обучения будущих педагогов, они хорошо понимают, что разработка исчерпываю. щего набора учебных курсов, охватывающих все аспекты подготовки сту. дентов в области гражданского образования, - задача слишком амбици. озная. Более того, такой набор может существовать лишь потенциально. Актуально он всегда неполон. Что именно должно входить в него в каж. дый конкретный момент, могут решить только сами педагоги, ведущие

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ1 19

соответствующие занятия, коллективы соответствующих кафедр, взявшие на себя ответственность за профессиональную подготовку будущих учи. телей. Все, что могут сделать здесь участники настоящего проекта - по. делиться своим опытом, методическими наработками, учебными текста. ми и методическими разработками.

Состав пакета

Состав пакета материалов, подготовленных в ходе двухлетнего про. екта, определился двумя обстоятельствами:

- желанием авторов «покрыть» основные области профессиональной подготовки учителей в сфере гражданского образования, как мы его понимаем;

- опытом и интересами авторского коллектива проекта.

В результате нам в той или иной мере удалось охватить три аспекта

этой проблемы: общепедагогический, инструментальный и методический.

Общепедагогический аспект сравнительно полно рассмотрен в курсах:

- Демократическое образование: теория и практика (И.Д.Фрумин);

- Поликультурное образование (А.А.Сыродеева);

- Скрытые реальности школьной жизни (И.Д.Фрумин);

- Правовое пространство школы (А.Н.Тубельский). Инструментальный аспект представлен четырьмя курсами:

- Разрешение конфликтов и ведение переговоров (Б.И.Хасан, П.А.Сер. гоманов);

- Кооперация в учении (А.Ю.Уваров);

- Критическое мышление (Е.А.Ходос);

- Педагогическая поддержка ребенка (Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин). Методический аспект представлен тремя курсами:

- Методика преподавания курсов «человековедения» в школе (Б.И.Ха. сан, А.В.Дорохова);

- Проблемно.рефлексивный подход к построению курсов обществоз. нания в школе (В.В.Башев, И.Д.Фрумин);

- Социологические исследования в образовании (Н.В.Никитина). Перечень этих курсов мог бы быть существенно шире, однако их под.

готовка требует весьма много времени и достаточно изощренной мето. дической проработки. Будем надеяться, что в будущем этот перечень за. метно расширится.

Мы сознательно не включили в предлагаемый пакет курсы, связан. ные со специальной предметной подготовкой учителей: экономика, по. литика, право, обществоведение и т.п. С одной стороны, таких курсов под.

120______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

готовлено уже достаточно много и их создание не связано с преодолени. ем существенных педагогических трудностей. С другой стороны, мы стре. мились сконцентрироваться на собственно педагогических аспектах под. готовки будущих учителей в области гражданского образования. Эти ас. пекты сегодня наименее проработаны и сравнительно слабо представле. ны в учебно.методической литературе.

Каждый из курсов по.своему уникален. Вместе с тем все они отвечают некоторым общим принципам, выработанным в авторском коллективе:

- Каждый курс имеет интерактивный характер и предполагает, что в ходе его изложения широко используются дискуссии, проектные раз. работки, самостоятельные исследования студентов.

- Общее предметно.тематическое содержание курсов составлено как комплекс взаимодополняющих областей (дисциплин), что обеспечи. вает условия для достижения общей гражданской компетентности уча. щихся.

- При разработке содержания курса и методов учебной работы авторы следовали деятельностному подходу. Существенная часть содержания курсов представлена не в виде «знаний о...», а в виде способов дей. ствия.

- Материал каждого из разработанных учебно.методических пособий является общим и для преподавателя (учителя), и для студента (уче. ника). Учебный материал, методическая составляющая и «хрестома. тийная» часть (материалы для чтения, упражнений, самостоятельной работы и т.п.) собираются вместе под одной обложкой создаваемого учебного пособия. Тем самым демонстрируется принципиальное ра. венство позиций участников учебного процесса, неприемлемость ма. нипуляций всех видов.

- Излагаемые в пособиях методические рекомендации ценны не в де. талях, а как каркас, с помощью которого авторы пытались намекнуть на некоторый инвариант. Авторы не ожидают, что следующие за ними преподаватели будут воспроизводить детали. Они будут воспроизво. дить инвариант, интерпретируя его в соответствии со своей культу. рой, пониманием и применительно к своей конкретной ситуации. Для нас важен именно каркас (инвариант), в то время как наполнение, конкретные ситуации в ходе изучения курса могут постоянно изме. няться.

- В современном образовании естественно выделяются два контекста: - традиционный (который уже стал нормой). И здесь не надо реф.

лексировать. Каждый раз, когда мы встречаемся с ситуацией, не вы.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ____________________±

ходящей за рамки традиционного контекста, надо и действовать тра.

диционно с заданным уровнем успешности; - нетрадиционный. Мы понимаем, что действия в этом контексте су.

ществуют (и существовали) всегда и всегда направлены на измене.

ние существующей парадигмы (традиционной ментальности педа.

гогов). В результате соответствующие действия всегда конфликтны.

Наша задача: каждый раз, когда мы встречаемся с этой ситуацией (а

она в наших курсах типична), делать этот конфликт культурным,

переводить его в продуктивное русло.

Педагогика - одна из авторских версий прочитывания жизни. То, что изучает педагогика - это всегда прецедент. Поэтому, при развертывании методики изучения предлагаемых курсов авторы стремились, как пра. вило, воспроизводить следующую схему:

- демонстрировать студентам их собственный стереотип сознания;

- сталкивать эти стереотипы с реальной ситуацией;

- выделять ситуации из жизни школы и предлагать учащимся строить свою собственную деятельность.

Коль скоро наша задача - сменить парадигму педагогического созна. ния, предлагаемые учебные пособия нельзя просто дать прочитать сту. дентам (или преподавателям). Их надо «проиграть» в реальной жизни учеб. ной группы. Отсюда ясно, почему авторы считают принципиально важ. ным использование активных методов обучения - дискуссий, игровых процедур, проведение исследований. Соответствующая учебная работа должна постоянно опираться на личный опыт студентов: собственный опыт ученичества, опыт первых педагогических проб.

Как пользоваться материалами пакета

В идеале эти учебные курсы должны использоваться как единый пакет, на основе которого может быть выстроена специализация по гражданско. му образованию. Но возможно и частичное использование предполагае. мых учебных материалов в качестве отдельных специальных курсов.

Включение учебных курсов по гражданскому образованию в учебный план наиболее целесообразно на том этапе, когда, с одной стороны, уже изучены основные теоретические курсы в области педагогики и соци. альных наук, с другой стороны, студенты уже проходили педагогическую практику и имеют некоторый опыт педагогической деятельности.

Важной особенностью каждого курса является то, что он не только оснащает будущего педагога необходимыми средствами профессиональ. ной деятельности, способствуя становлению у него гражданских ценнос.

122______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

тей, но и дает ему возможность проводить соответствующие занятия с детьми и создавать необходимые условия в классе и школе для становле. ния таких ценностей и опыта у детей.

Педагогические вузы могут по.разному использовать данный пакет. Возможно включить его целиком в учебный план, объем часов позволяет сделать его основой новой специализации - педагог гражданского обра. зования или специальной магистратуры - магистр гражданского образо. вания. Возможно использовать каждый материал отдельно как спецкурс для студентов различных факультетов или объединить 2.3 спецкурса. В таком случае наиболее целесообразным авторы считают взять по одному курсу из каждой вышеназванной группы. Любой вариант использования предлагаемого пакета, по мнению авторского коллектива, послужит по. зитивным преобразованиям как высшего педагогического, так и общего среднего образования.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ 123

А.Ю.Уваров, Б.И.Хасан

Предисловие

Человек победит! Человека?

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

57 лет назад британским специалистом по организационной психо. логии Маргарет Фоллет была предпринята попытка коренным образом изменить отношение исследователей к конфликту. Она предложила по. смотреть на конфликт как на явление, в котором есть и положительные функции [1]. Тем самым было обозначено приближение конца конфлик. тофобической эпохи. Буквально до начала девяностых годов эта тради. ция тем не менее была господствующей.

Страх перед конфликтом, как и любой другой страх - плохой совет. чик. И если опираться на него как на главное основание практики конф. ликтования, то понятно, почему мы получили то, что получили. За много веков так называемого культурного бытия мы по.прежнему имеем в каче. стве самого убедительного аргумента в любом споре демонстрацию или применение силы. Все искусство конфликтования по.прежнему сводится к умению победить противника. В этой связи Р.Акофф и Ф.Эмери замеча. ют: «Любопытной чертой нашей цивилизации является то, что повыше. нию нашей эффективности в конфликтах посвящено значительно боль. ше исследований, чем сотрудничеству. Способность к эффективному по. ведению в конфликтах не подразумевает способности эффективно осу. ществлять сотрудничество. Такая неравномерность в распределении на. учных усилий и ресурсов порождает наше умение более успешно вести войну, чем вершить мирные дела» [2].

Понимание и обсуждение природы конфликтофобии - отдельная за. дача, решая которую, мы можем открыть много полезных и нелицепри. ятных фактов. Однако уже сейчас необходимо признать, что она имеет экзистенциальные корни и старательно поддерживается традицией и ус. ловиями жизни современного человека.

124______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

Тот факт, что всякая победа над другим человеком оборачивается не разрешением противоречия, а воспроизводством конфликта, тоже не яв. ляется новостью [см., например: 3; 4]. Без сомнения, идея Маргарет Фол. лет состояла в том, чтобы продвинуть исследователей и практикующих психологов к новому взгляду на проблему конфликта не как феномена, а того, что в нем воплощается.

Однако поворот произошел несколько в другую сторону. Начала ак. тивно оформляться так называемая конфликтология как самостоятель. ная, преимущественно техническая дисциплина [см., например: 5; 6; 7].

Не имея ничего против такой синтетической области знания (тем бо. лее что достаточно давно мы сами указывали на то, что понимание конф. ликта требует полипредметного подхода [8]), заметим, что движение по. шло по пути технологизации самого процесса конфликтования. Большую популярность получили работы по переговорам и медиации [9]. Терапия конфликтных переживаний разделила пальму первенства с организаци. онными формами взаимодействия конфликтующих сторон. Еще немно. го и практическая психология теснейшим образом свяжется с процессу. альным правом. И это было бы замечательно, если бы при этом четко удерживался путь технологического обеспечения содержательных преоб. разований. Но у нас есть опасения, что также, как право по большей час. ти занято самообслуживанием, а не разрешением противоречий в право. вой форме, и конфликтологии уготована та же участь.

Конфликт - всего лишь форма, в которой мы можем явить себе про. тиворечие для того, чтобы попробовать его разрешить. При этом важно, конечно, не забывать, что форма должна быть специально организована, чтобы должным образом сработать. Мы же до сих пор принимаем форму за саму сущность и при этом надо заметить, до сих пор не научились с ней (формой) обращаться, т.е. как раз организовывать и соответственно ин. терпретировать. Но, по.видимому, потому и не научились, что не разли. чаем, где форма, а где то, что в ней представлено. Отсюда множество ил. люзий. Самой распространенной из них является представление о возмож. ности победы одного человека над другим. С этой иллюзией тесно связа. но самое стойкое заблуждение человека о том, что совершенствование ору. дийной оснащенности - синоним человеческого могущества. Или иными словами - силен тот, кто вооружен. Поэтому отношение к конфликтам со времен М.Фоллет развивалось как преодоление страха перед конфликтом через овладение техникой и завоевание ресурсов. Предполагалось, что ос. нащенность психотехническими приемами поведения в межличностных

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________125

(межгрупповых и т.п.) конфликтах и есть путь овладения конфликтом, но не тем, что в нем представлено.

На наш взгляд, это был необходимый период на пути преодоления кон. фликтобоязни. Действительно, важно попробовать всерьез заняться, бук. вально увлечься конфликтами вместо того, чтобы их избегать Если не име. ешь карты, остается сесть в лодку и посмотреть, куда течет река. Однако нам кажется, что этого увлечения уже с избытком. Весь мир самозабвенно на протяжении веков «играет» в войну с непроходящей надеждой на выигрыш.

Нет, мы имеем в виду другое увлечение. Важно было попробовать по. ложить конфликт на предметный столик, чтобы разглядеть не только его собственное устройство, но и то, что через него, как через особый инст. румент, нам явлено.

Надо сказать, что не так.то просто ухватить именно эту функцию кон. фликта - формально.инструментальную. Противоречие очень тщатель. но спрятано в упаковке конфликта. А упаковка, в свою очередь, выглядит либо весьма страшно, либо весьма привлекательно, а чаще всего - соче. тая в себе оба эти качества. Как это ни парадоксально, но никого уже не удивляет любопытство человека к жестокостям, катастрофам и ко всему, что заставляет ужаснуться. В этой связи, как бы критически не относиться к психоанализу, но именно З.Фрейд и его последователи предприняли самые плодотворные попытки понимания этого человеческого парадок. са. Но разве в самых убедительных своих рассуждениях психоанализ ука. зывает нам приемлемый путь? (См. письмо З.Фрейда А.Эйнштейну «Почему война?» [10].) И тема эта далеко не исчерпана.

Мы имеем дело с достаточно очевидной теперь амбивалентностью, которая, будучи доведена до крайности, представляет прелюбопытней. ший диапазон: от конфликтофобии до конфликтофилии, от панического страха перед конфликтом, приводящего к избеганию, до самозабвенного увлечения конфликтом же (см., например, все виды спортивных едино. борств, игры в войну, детективный жанр, триллеры и т.п.).

Между этими крайностями лежит (как всегда - истина посередине) уже многими замеченная, но пока еще не достаточно отрефлектирован. ная, относительно новая стратегия, которая заключается в использова. нии конфликтной формы для удерживания противоречия в разрешаемом виде. Т.е. обеспечивающая поиск и апробацию адекватных для данного противоречия средств его (именно его, а не представляющей его конф. ликтной формы) разрешения. Поэтому, например, переговоры только тогда плодотворны, когда они являются не замаскированной под времен.

126______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

ное согласие формой борьбы, а позволяют вскрыть с помощью их участ(ников те подлинные противоречия, которые привели к столкновению.

Мы нисколько не хотим умалить необходимости ведения перегово. ров по известным правилам, необходимости разработки технологий и техник посредничества и арбитража. На наш взгляд, самое важное в том, что мы теперь называем конфликтной компетентностью - это умение разобраться, насколько точно в оформляемом в переговорном процессе конфликте представлены именно те противоречия, которые в этом про. цессе могут и должны быть разрешены. С этой точки зрения, всякий эф(фективный переговорный процесс - это совместная исследовательская работа его участников. Причем эта работа может иметь и, мы думаем, должна иметь свои образовательные результаты, которые связаны с от. крытиями для участников действительных противоречий их жизни.

Вопросы для размышления:

1. Какие тезисы из вышеизложенного текста Вы считаете ключевыми для рассмотрения конфликтной проблематики?

2. Какие положения вызывают у Вас желание присоединиться, а какие, наоборот, Вы бы не разделили?

Источники:

1. Follet M. Dynamic Administration. - London, 1942.

2. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. - М.: Советское радио, 1974. - с. 199.

3. Filley A. Resolution of conflict: Ethics good loser //Conflict and human interaction. - USA: Congeal/Hunt publishing company, 1976. (Перевод на русский язык см.: Бюллетень клуба конфликтологов, 1991. Вып. № 2).

4. Хасан Б.И. Парадоксы конфликтофобии. Философская и социологи. ческая мысль. - Киев, 1990. № 6.

5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: «Юнити», 1999.

6. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: «Гардарики», 2000.

7. Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина. - СПб., 1999.

8. К разработке прикладной психологии конфликта // Методологичес. кие проблемы оснований науки. - Киев: Наукова думка, 1986.

9. Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации // Личность. Общение. Групповые процессы. Современные направления теорети. ческих и прикладных исследований в зарубежной психологии. Сб. трудов АН СССР ИНИОН. - М., 1991.

10. З.Фрейд. Почему война? // В кн. Психоанализ. Религия. Культура. Ре. несанс. - М., 1992.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ 127

Введение

Мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился до нас извне.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

- Каковы основные признаки нового отношения к конфликтам?

- Что означает конфликтная компетентность в этом новом под(ходе?

- Действительно ли школьное образование - наиболее адекватное «место» для формирования конфликтной компетентности?

- Что мешает формированию конфликтной компетентности?

В течение последних лет мы довольно регулярно проводим курсы по. вышения конфликтной компетентности для педагогов и психологов школ и вузов в рамках группы проектов по гражданскому образованию. Основ. ными задачами этих курсов мы считаем:

- преодоление стереотипии негативного отношения к конфликту (пре. одоление страха перед конфликтом);

- формирование основных навыков анализа конфликтных ситуаций;

- формирование навыков организации и проведения переговоров для разрешения конфликтов в условиях школы.

Одна из особенностей наших программ состоит в том, что мы пыта. емся не столько предоставить учителю методы работы с детьми, сколько сработать на личностное и профессиональное развитие самого учителя. Мы исходим из допущения того, что в области разрешения конфликтов важно не только многое знать и понимать, но и, очевидно, уметь.

Главные трудности и особый интерес представляет работа именно со взрослыми, социально, а иногда и профессионально уже достаточно ком. петентными людьми. Дело в том, что за каждым человеком стоит очень богатый личный опыт участия в различных конфликтах и соответствую. щих переживаний. Этот опыт, конечно же, сформировал определенное от. ношение.установку. Мы точно знаем, что в абсолютном большинстве слу. чаев эта установка негативная.

128______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

Тот факт, что участники программ и слушатели курсов изъявляют же. лание пройти переподготовку, вовсе не свидетельствует о действитель. ной готовности к самоизменениям и уж тем более к отказу от ряда устой. чивых и, казалось бы, вполне очевидных стереотипов педагогической деятельности.

Возникают вопросы: насколько мощно укоренена традиция силового преодоления препятствий; не фатален ли уже этот стереотип для взрос. лого, профессионально сформировавшегося человека; возможно ли, не нарушив общих профессионально важных установок, преодолеть один из самых древних стереотипов социального поведения?

К обоснованию подхода

Мы можем признать, что в последнее время конфликтная проблема. тика вошла в состав изучаемой в педагогическом образовании, а курсы конфликтологии становятся такими же модными, как и психотерапевти. ческие (см.: [1; 2; 3]). Однако большинство авторов, посвящающих свои работы этой проблеме в школе, основное внимание уделяют исключи. тельно межличностным отношениям, возникающим по поводу образова. ния и как бы рядом с ним, не затрагивая при этом ядерных характеристик образовательного процесса.

Совершенно замечательно то, что почти не заметно авторов, которые бы продолжали прямо пугать конфликтами учителей и учащихся, как это было еще совсем недавно. Мы же полагаем, что учитель всегда является как минимум непременным участником особого конфликтного процес. са, а в хороших случаях - и конструктором, и организатором учебных (образовательных) конфликтов.

Если мы всерьез признаем противоречивый характер процессов уче. ния.обучения, то следует всерьез обсуждать именно конфликтную компе. тентность как базовую характеристику эффективной учебной и, шире, об. разовательной коммуникации.

Противоречивый характер образовательных процессов обусловлен целым «букетом» противостоящих интересов, требующих согласований. Это и детско.взрослая событийность, и отношения в связи с оценивани. ем.самооцениванием, и учебная и социальная успешность.неуспешность, и т.п. Разумеется, такая богатая противоречивость порождает множество конфликтов, разрешение которых и составляет собственно учебный и в целом образовательный процесс. Но, в какую сторону будет направлен этот процесс, к каким результатам он приведет, будет зависеть от того,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных