Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






М.С. Хромченко Б.И. Хасан 14 страница




В надличностных конфликтах, непосредственные участники которых обычно выступают лишь как агенты конфликтующих сторон, действитель. ные интересы вошедших в противоречие систем могут в какой.то мере воплощаться в деятельности их представителей. Адекватность такого рода воплощения и, соответственно, субъектность участника зависят от его по. зиционного уровня, но всегда представляют собой лишь относительную величину.

Вряд ли можно назвать такого конкретного субъекта (субъектов), который в межпоколенном конфликте представлял бы собой абсолютное воплощение одной из конфликтующих сторон. Несмотря на то что каждое столкновение взрослости и детства в определенной мере является частным случаем возра. стного противоречия, оно вместе с тем определяется вполне конкретными личностными и индивидуальными характеристиками непосредственных участников. Но только учет и личностного, и надличностного уровней тако. го рода конфликтов дает шансы на их продуктивное разрешение.

Важно обратить внимание на то, что сам процесс оформления инте. ресов и целей сторон протекает в условиях переживания конфликтной или конфликтогенной ситуации.

Каждый конкретный случай переживания конфликта (предстоящего, текущего или прошедшего) определяется двумя факторами: социальны. ми установками, сформированными в культурной традиции, и индивиду. альными психоэнергетическими затратами, зависящими от имеющихся ресурсов.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________163

Социальные установки тесно связаны с культурной традицией конф. ликтобоязни и поэтому отношение к конфликту, даже с учетом того поло. жительного поворота, который начался в сороковых годах, все.таки до сих пор остается умеренно враждебным. Это обстоятельство связано преж. де всего с особым сочетанием внутреннего и внешнего конфликтов. За любым отношением в системе «Я.Ты» (см. [3]) в рефлексивной или не. рефлексивной интерпретации стоит отношение «Я - другое Я», т.е. всякая помеха в собственной деятельности, в удовлетворении потребности про. воцирует нарушение внутренней целостности личности, порождая слож. ную конфликтную систему. Следовательно, мы никогда не имеем дело с моно(конфликтом. Столкновение внутренних инстанций для своего раз(решения и возвращения, достижения целостности стремится к «овнеш(нению», наделению одной из инстанций субъектностью, статусом чужой. Так внутренний конфликт становится внешним. В свою очередь, любое внешнее столкновение для разрешения, преодоления помехи должно быть «овнутренно», т.е. участник «Ты» как бы разыгрывается во внутреннем плане «Я», как своеобразная роль. При этом обязательно должна найтись инстанция, которая «возьмется» исполнять эту роль и хотя бы частич(но солидаризироваться с «Ты». Так внешний конфликт находит выраже. ние во внутреннем плане. В любом случае мы имеем внутриличностную картину конфликта, которая переживается как потеря целостности.

Такие переходы из внешнего во внутрь и обратно хорошо обнаруживаются при детских рассказах об уже прошедших конфликтных ситуациях. По со. держанию рассказа и его динамике можно наблюдать, как внешнее столкно. вение, уже давно прекращенное, вдруг «оживает» и продолжает жить, при этом тот, кто переживает, берет на себя все роли и как бы заново разыгрывает, но уже в своей режиссуре новый сценарий или по своему усмотрению продол. жает прошлый, который реализовался не совсем удачно. Во время одного из тренингов, направленных на формирование навыков са. моутверждения и социальной компетентности, мы обратили внимание на то, что тренер довольно часто обращалась с призывом к участникам: «А сей. час постарайтесь быть самими собой».

Обсуждая ход тренинговых занятий, мы поинтересовались у участников, как они понимали этот призыв и насколько трудно было ему следовать. Выяснилось, что все участники (юноши и девушки 14.15 лет) испытывают почти постоянно чувство внутреннего рассогласования, когда одновремен. но и «хочется, и нельзя», и «притягивает, и отталкивает». Иногда такого рода внутренние противоречия переживаются весьма остро. Это и понимается как утрата чувства внутренней целостности. Возвращение такого чувства в слу. чае острого рассогласования требует немалых усилий. Участники признались, что они не очень.то понимали, что именно нужно делать, чтобы постараться «быть самим собой».

В культуре это отношение зафиксировано в языке специальным прак. тическим термином «исцеление», а от него «целитель» - врачеватель. От.

164______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

сюда: врачевать, исцелять, т.е. возвращать целостность, избавлять от рас. согласования. Это означает, что для обыденного сознания конфликт и болезнь - понятия тождественные. Стоит ли удивляться стойкости конф. ликтофобии? Ею пронизаны практически все психотехнические ориен. тации в работе с конфликтом. Это отражается прежде всего в тех культи. вируемых стратегиях, которые реализуются в политике, управлении, об. разовании, медицине. Во всех этих сферах более всего распространены профилактика, превенция, терапия. Иными словами: «по возможности не допустить»; «если уж случился - остановить»; «после того - утешить, по. мочь пережить, минимизировать вредные последствия».

Самой распространенной установкой.иллюзией является представ. ление о победе над противоположной стороной как об удачном разреше. нии конфликта. Установка на выигрыш и соответствующий подход к ана. лизу конфликтной ситуации провоцирует идеи ресурсного усиления од. ной из сторон и, соответственно, переживания недостаточности ресур. сов для реализации выигрышной стратегии. Таким образом, ситуация пе. реживается с самого начала как противоборство и противопоставление ресурсных возможностей.

Фиксации на такого рода переживаниях абсолютно бесперспектив. ны с точки зрения разрешения представленных в конфликте противоре. чий. Более того, трудности как атрибут любого конфликта практически всегда вызывают к жизни такие психические явления, которые можно свести к трем известным современной психологии критическим жизнен. ным ситуациям. Это стресс, фрустрация, кризис.

Обилие литературы, посвященной вопросам стресса, позволяет ос. тановиться только на его психологическом аспекте. Если обсуждать стрес. совую ситуацию как переживание своеобразной растерянности - незна(ния, каким образом реагировать на внезапный интенсивный и значимый раздражитель, то столкновение с другим действием, безусловно, стрес. согенно. Это значит, что любой конфликт в качестве психологического (по.видимому, и физиологического) атрибута имеет стресс. Вместе с тем для различения важно, что стресс появляется как сопутствующий эффект первого акта столкновения действий, но затем может оказаться суще. ственной содержательной детерминантой процесса разрешения конф. ликта. Последнее связано с особенностями переживания самого стрес. са, мобилизующего или демобилизующего ресурсы психики на овладе. ние ситуацией.

Фрустрация - атрибутивный спутник и одновременно генератор кон. фликтности. Сам факт обнаружения другого действия как помехи или вза(

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________165

имоисключенности, не совместимости действий при их одновременной и равносильной желательности можно рассматривать как собственно ме. ханизм фрустрации в точном соответствии с концепцией С.Розенцвейга [4, с.122]. Именно так рассматривают фрустрацию и конфликт Д.Креч, Р.Кратчфилд и Н.Ливсон. Они указывают, что «...чаще фрустрация возни. кает как следствие противоречия личных желаний человека и ограниче. ний и запретов, налагаемых обществом... Вследствие интернализации со. циальных стандартов по мере взросления человека этот конфликт ста. новится внутренним. Таким образом, возникающее противоречие и ис. пытываемое чувство фрустрации наилучшим образом может быть изуче. но «внутри» индивида, равно как и его следствия и психические процес. сы, направленные на его преодоление» [5,с.69].

Вместе с тем очевидно, что не всякая фрустрация по механизму тож. дественна конфликту. В тех случаях, когда фрустратором является не дру. гое действие, а физическое препятствие или несубъективируемые обсто. ятельства, фрустрацию можно рассматривать как возможную причину -генератор внутреннего конфликта, возникающего между двумя подинстан. циями «Я» по поводу способа преодоления препятствия или его адекват. ного переживания. В этом случае мы будем иметь как бы фрустрацию.1, не связанную с конфликтом, и фрустрацию.2, выступающую как одно из содержательных оснований конфликта, вызванного фрустрацией.1. Так, например, отсутствие материальных средств на приобретение желаемой вещи (фрустрация.1) провоцирует конфликт между подинстанциями «Я», одна из которых сохраняет образ действия, соответствующий желанию, другая - реализует отвергание.запрет (фрустрация.2).

Наиболее сложным является отношение конфликта и кризиса. Тер. мин кризис пришел из медицины и, несмотря на его употребление в раз. личных модальностях (см., например, [6]), всякий раз означает, по суще. ству, фиксированное в переживании и действии несоответствие или не(достаточность имеющегося ресурса для новой ситуации. Нелокальный характер такого переживания, т.е. несоответствие интеллектуального, со. циального, конституционального и других видов ресурса во многих жиз. ненных сферах обсуждается в психологии как возрастные этапные ха. рактеристики (Л.С.Выготский, Э.Эриксон, Д.Б.Эльконин, В.И.Слободчиков, К.Н.Поливанова). Обычно кризисный период в возрастной динамике опи. сывается как деструктивный благодаря его конфликтной насыщенности (см., например, [7]).

Таким образом, кризис как переходное возрастное явление собствен. но и представляет собой смену периода разрешаемых (и потому незамет.

166______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

ных) конфликтов периодом неразрешаемых. Иными словами, кризис яв. ляет себя как невозможность, отсутствие средств для продуктивного кон. фликтования (при этом старые, имеющиеся средства не срабатывают в силу изменившейся ситуации) и проявляется как поиск новых средств. При этом, согласно данным исследователей (Л.И.Божович, Р.Т.Байярд, Дж.Байярд, Э.ЛеШан, К.Н.Поливановой), по.видимому, различие между де. структивно и конструктивно конфликтными областями указывает на гра. ницы кризисных областей. Значит, анализ конфликтных систем в кри. зисные периоды и реализация продуктивных стратегий в разрешении кон. фликтов есть одновременно и путь продуктивного выхода из кризиса.

Итак, для полноты качественного описания необходима такая психо. логическая сторона феномена конфликта, как переживания конфликту. ющих сторон или целостное переживание носителя внутриличностного конфликта. От этого переживания (переживаний) в значительной мере зависит интенсивность конфликтных действий.

Обсуждение типов конфликтных переживаний можно, согласно кон. цепции Ф.Е.Василюка [8], представить в двух крайних вариантах:

- претерпевающий с эксцессами спонтанного реагирования;

- творческий, содержащий компоненты рефлексивного управления. Разумеется, каждый из этих вариантов содержит множество индиви.

дуализированных образцов поведения, зависящих прежде всего от лич. ного ресурса участников.

Субъективная интерпретация значимости возникших в деятельности помех может привести к изменениям в диапазоне: от полной остановки доконфликтной деятельности и страданий в связи с невозможностью до. стижения (тотальная фрустрация) до кардинального изменения направ. ленности действия и сосредоточения на конфликтном источнике (аффек. топодобная конфликтность).

Источники:

1. Основы конфликтологии. / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юристъ, 1997.

2. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. - М.: Юристъ, 1997.

3. Бубер М. Я и Ты. - М.: Высш. шк., 1993.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психологической диаг. ностике. - Киев: Наукова думка, 1989.

5. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита. // Вопросы психологии. 1991. № 6.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________167

6. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М.: Педа. гогика, 1991.

7. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного раз. вития. // Вопросы психологии. 1994. № 1.

8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: МГУ, 1984.

1.7. Стратегии и тактики в конфликте

Незнание закона никогда не освобождает от ответственности. А знание - часто.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Вопросы для изучения темы:

1. Что является критериями стратегического и тактического поведения?

2. Что определяет выбор подхода для работы с конфликтом?

3. Чем отличается работа с конфликтом от работы в конфликте?

4. В чем специфичность посреднической позиции?

5. В каких ситуациях уместна конструктивная стратегия и каковы усло. вия ее реализации?

Характер конфликтных действий определяется их направленностью на разные по масштабу цели. Тактическое действие приводит к эффектам в конкретных ситуациях, стратегия связана со стремлением к разреше. нию противоречия, актуализировавшегося в конкретном взаимодействии.

Наиболее распространенным представлением, обсуждаемым как стра. тегии поведения в конфликте, является модель К.Томаса, согласно кото. рой конфликтное поведение выстраивается в пространстве, заданном системе координат, где:

- по вертикальной оси указывается степень настойчивости в удовлет. ворении собственных интересов, представляемая как важность резуль. татов;

- по горизонтальной оси - степень уступчивости в удовлетворении ин. тересов других партнеров, представляемая как важность отношений [1]. Таким образом, минимальная (нулевая) заинтересованность по обе.

им осям в точке пересечения образует стратегию избежания (ухода); мак. симальная по вертикальной оси образует соперничество; по горизонталь.

168______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

ной - приспособление; сочетание максимальной заинтересованности по обеим осям обеспечивает сотрудничество; и срединное положение со. ответствует компромиссу.

Согласно этой модели:

Избежание (уход) - это реакция на конфликт, выражающаяся в иг. норировании или фактическом отрицании конфликта.

Соперничество (борьба) - стремление к доминированию и в конеч. ном счете устранению одной из сторон в конфликте.

Приспособление - уступки противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих ин. тересов.

Сотрудничество - стремление к интегрированию интересов всех уча. стников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны.

Компромисс - взаимные уступки; согласие на частичное удовлетворе. ние собственных интересов в обмен на достижение частичных интере. сов другой стороны.

Нам представляется, что не все из приведенных в модели Томаса форм поведения в конфликтной ситуации можно обсуждать как стратегии. Так, приспособление, избежание и взаимные уступки являются, очевидно, ха. рактеристиками процесса взаимодействия и не содержат целевых уста. новок, связанных собственно с противоречием. Это позволяет отнести их к тактикам поведения в конфликте, поскольку они способствуют не столько разрешению, сколько разрешанию, т.е. определенному способу организации процесса. Можно рассматривать эти формы поведения как реактивные по отношению к факту конфликта в целом, а не как страте. гии участников, реализуемые для разрешения. Мы считаем важным под. черкнуть, что если в конфликте нет субъекта, ставящего цели разреше. ния, вообще невозможно обсуждать вопрос о стратегичности поведения.

Таким образом, можно охарактеризовать модель К.Томаса с точки зре. ния двух оснований.

Первое основание - позиция того, кто говорит: «Это стратегии раз. решения конфликта». Так говорит наблюдатель типичных картин соорга. низации действий, типичных картин конфликтного процесса, имея в виду, что одни картины лучше, а другие хуже для решения вопроса. Заметим, что этому наблюдателю безразлично содержание разрешаемого проти. воречия. Он «находится» за пределами конфликта, это позиция исследо. вателя детерминант «разрешания». Необходимо признать, что описыва. ются возможные установки участника на процессуальное регулирование

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________169

конфликта. Эти установки совершенно спокойно могут рассматривать. ся безотносительно к содержанию деятельности конфликтующих сто. рон. В самом деле, - сотрудничество, например, - это общая установка на процесс «разрешания», при которой необходимо стремиться к совме. стному исследованию проблемы, связавшей участников; приспособле. ние - установка, при которой участник позволяет развернуться интере. сам другого при игнорировании своих интересов и т.д.

Второе основание - функциональное. В каких практических контек. стах, относящихся к разрешению конфликта, наблюдатель говорит о со. трудничестве, соперничестве и т.д.? И что это значит для самого разреше. ния? Первый практический контекст - это дискуссия исследователей (на. блюдателей) по вопросу о стратегиях разрешения конфликта. Для разре. шения конкретного конфликта она ничего не значит, поскольку направ. лена на производство хороших представлений по данному вопросу. И эта дискуссия могла бы быть абсолютно бесполезной, если бы не вопрос о том, какие представления являются хорошими. С нашей точки зрения, хо. рошими являются те, которые способствуют продуктивному развитию конфликтной деятельности и, соответственно, употребляются людьми, оза. боченными своей конфликтной компетентностью.

Второй практический контекст - разрешение конкретного конфликта.

Можно говорить всем участникам конфликта: «сотрудничать лучше, чем соперничать, потому что установка на сотрудничество способствует более качественному разрешению противоречия». И если участники кон. фликта принимают такую установку, то процесс разрешения имеет шан. сы на успех. Таким образом, знание о «стратегиях Томаса» вводится как регулятор конфликтной ситуации в целом, наблюдатель выступает теперь как консультант или посредник по отношению к конфликту как к целому. Другой случай может представлять собой консультирование одной сто. роны, и поэтому знание о «стратегиях Томаса» может выступить как эле. мент (основание) для тактики или стратегии разрешения одного из учас. тников конфликта.

Выбор стратегии существенно зависит от того, в каком времени дол. жна осуществляться работа с конфликтом: в прошедшем, настоящем или будущем.

Для работы с уже завершившимся конфликтом (с учетом того, что завер. шенность может быть только видимостью и течение конфликта перешло в латентный вид) более всего используются психотерапевтические стратегии.

Психотерапия имеет дело с феноменом индивидуального пережива. ния события, уже завершившегося и не подлежащего изменению в своем

170______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

фактическом материале. Диапазон возможного вмешательства ограни. чен только психическим состоянием и персональным отношением кли. ента (пациента) к случившемуся.

Такого рода подключение специалиста или саморегулирующая рабо. та эксплуатируют хорошо известные в психотерапии и консультирова. нии техники компенсации, защиты (см., например, А.Фрейд, 1993 [2]; К.Хорни, 1993 [3]) и направлены на снижение плохого самочувствия, вос. становление самооценки, отреагирование негативных эмоций, освобож. дение от чувства вины и т.п. Этот подход может быть использован не только как послеконфликтный, но и как предварительный, освобождающий ра. циональные ресурсы для работы с актуальным конфликтом. В этом смыс. ле подобные техники должны рассматриваться как тактические в русле стратегии, имеющей своей целью переход к работе с формами конфлик. тного поведения или собственно с материалом конфликта. По.видимому, во всех других случаях психотерапия не может рассматриваться как стра. тегическая работа, направленная на разрешение конфликта.

Активно развиваются в настоящее время и варианты работы в акту. альном, то есть текущем, конфликте, сосредоточенной в основном на ре. гулировании отношений между конфликтующими сторонами. Исследо. вания в этой области и практика посреднической деятельности (см., на. пример, Р.Фишер, У.Юри, 1990 [4]; Н.В.Гришина, 2000 [5]; М.Петерзел, 1993 [6]) уже позволяют рассматривать данный подход не только в рамках пре. вентивной (предупреждающей негативные переживания) и терапевтичес. кой стратегий, но и как конструктивный, позволяющий формировать ус. тановки на продуктивную функцию конфликта и создавать предпосылки его адекватного разрешения.

Мы считаем исключительно важным то обстоятельство, что посред. ничество ни в коем случае не претендует на стратегию разрешения конф. ликта. Эта работа направлена на организацию процесса, ведущего к раз. решению, процесса, для которого неприемлемыми являются насильствен. ные действия.

Особенности посредничества требуют специального обсуждения этой позиции как принципиально самостоятельной, ни в коем случае не соли. даризирующейся и уж тем более не идентифицирующейся ни с одним из прямых и непосредственных участников конфликта.

Главная цель посредника - нормальный (максимально возможно хо. роший) обмен преимущественно вербальными действиями участников, образно говоря, сделать так, чтобы участники друг друга слушали и слы. шали посредством того, кто посередине (между ними). Таким образом,

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ____________________^

предметом собственности в конфликте для посредника, в отличие от уча. стника, является не материал конфликта, а формальная сторона взаимо. действия, т.е. его организованность. Отсюда и специфическая деятель. ность, направленная на оформление.переоформление (или дооформле. ние, разоформление) действий сторон для создания атмосферы позитив. ного внимания, которое, в свою очередь, является условием возможного разрешения.

Содержимое (материал) конфликта развивается самими конфликту. ющими сторонами и является предметом их собственности; оно должно быть табуировано для посредника.

Поэтому профессиональная компетентность посредника состоит еще и в том, чтобы тщательно различать материал втянутого в конфликт про. тиворечия и форму его удержания, которая вполне может в сознании уча. стников трансформироваться в самостоятельный (часто замещающий действительный) предмет конфликта.

В анализе одной конфликтной ситуации было обнаружено, что ост. рое противодействие со стороны ученицы было продемонстрировано в ответ на попытки учительницы выяснить причины невыполнения домаш. него задания.

Ученица считала, что учитель не вправе вмешиваться в ее семейные отноше. ния. И на этом основании отказывалась обсуждать вообще все обстоятель. ства, связанные с домашним заданием.

У учительницы и в мыслях не было каким.либо образом вмешиваться в отно. шения ученицы и ее родителей, но форма, в которой было начато обсужде. ние, спровоцировала напряжение именно в этой области.

Посредник должен быть озабочен тем, чтобы не дать противоречию, породившему конфликт, «уйти» от участников или подмениться другим. Однако аналитическая работа посредника и его конфликтологическая компетентность часто приводят к потере посреднической позиции и пе. реходу в позицию одностороннего консультанта либо замещающего одну из сторон представителя.

В первом случае мы получим манипулятивную стратегию, в которой изначально третья сторона присваивает себе позицию реального участ. ника (идентификация или солидаризация с одной из сторон) и начинает работать в ее (стороны) пользу, но не выступает в реальных отношениях, а работает как бы за кулисами событий, являясь «режиссером», манипули. рующим «актером».участником.

Буквально это выглядит, как советы о том, как следует поступить в каком. либо конкретном случае. Причем советы авторитетного лица, в силу своего положения и компетентности как бы берущего на себя ответственность за последствия. Это последнее обстоятельство часто является определяющим в

172______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

поведении той из конфликтующих сторон, которая обращается за советом. Это буквально попытка переложить ответственность за решение на третью сторону.

Эта сомнительная, с профессионально.этической точки зрения, стра. тегия часто оправдывается ситуативной пользой участника. В практике этот подход абсолютно неосновательно якобы опирается на клиентцен. рированную парадигму К.Роджерса (ср. К.Роджерс, 1994 [7]), согласно ко. торой консультант всегда действует безусловно принимая позиции кли. ента.

Во втором случае так называемый посредник реализует адвокатскую стратегию, т.е. буквально замещает собой ту сторону, с которой он соли. даризировался (идентифицировался).

В некоторых американских школах практикуется такая должность - «детс. кий адвокат», в обязанности которого входит защита прав детей и предста. вительство от их имени в школьной администрации. Нечто подобное появ. ляется в последние годы и в отечественной школе. На наш взгляд, подобный опыт заслуживает пристального внимания и распространения, и вместе с тем важно всякий раз учитывать то обстоятельство, что никто, кроме самих кон. фликтующих сторон, не в состоянии разрешить их конфликты, в том числе и вполне компетентные и уполномоченные взрослые. И, кроме того, специ. ально подчеркнем то огромное значение, которое имеет для развивающейся личности опыт продуктивного самостоятельного разрешения конфликтов.

В обоих случаях мы имеем реальный отказ от посредничества по типу «эффекта кукушки», как бы это не называлось самим специалистом или апологетами подобных подходов.

Апелляция к таким психотехническим стратегиям явно или неявно провоцируется спекулятивной идеей выигрыша, победы в конфликте (см., А.Филлей, 1979 [8]; М.Джеймс, Д.Джонгвард, 1993 [9]). Сама по себе эта идея, конечно же, базируется на конфликтофобической установке и уводит кон. фликт от разрешения представленной в нем проблемы в русло сохране. ния или улучшения качества самоотношения, что само по себе неплохо, если бы всякий выигрыш или победа не предполагали наличия проиг. равшего, побежденного. Даже в межличностном конфликте такая страте. гия весьма неперспективна, не говоря уже о внутриличностном.

Итак, психотехника посредничества реализуется в рамках стратегии, которую можно назвать конструктивно(регулирующей. Эта стратегия не претендует на разрешение как непременный результат, но является его условием.

Для осуществления конструктивно(регулирующей стратегии конф. ликт следует рассматривать во временном континууме от будущего к на. стоящему.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________173

Такая стратегия характерна для решения задач образования.

Учебность - характеристика деятельности, которая предполагает та. кое поведение в новых ситуациях, которое приводит к появлению нового знания, нового опыта, новых способов действия. Это означает, что конф. ликт можно считать атрибутивной характеристикой образовательного процесса, поскольку познаваемый материал всегда требует для овладе. ния специальных преодолевающих усилий. Ведь только такой объект (предмет) вызывает интерес и соответствующее внимание, который в ка. кой.то мере представляет трудность, иначе он просто незаметен. Иными словами - опорой может служить только то, что оказывает сопротивле. ние. Любопытно, что само слово «со.против.ление» как специфический знак отражает одновременно и связь и противопоставление.

Следовательно, для того чтобы обеспечить продуктивный образова. тельный процесс, необходимо специальное конструирование конфлик. та, феноменально представляющего собой ситуацию разрыва в познава. тельной деятельности, в которой сопротивление материала вызывает воп. рос субъекту учения, т.е. самому себе относительно недостающего ресур. са для овладения «сопротивляющимся материалом».

Необходимо еще раз специально подчеркнуть, что если вопрос, заданный извне учителем, либо кем.то другим с обучающей целью, не переведен тем, кому он задан, в вопрос самому себе, вряд ли ответ на него послужит образо. вательным целям.

Каждый учитель может привести множество примеров, когда знание правиль. ных ответов не приводило ни к формированию опыта, ни к появлению но. вых способностей.

Условия реализации конструктивно.разрешающей психотехнической стратегии следующие:

- представление о материале как о потенциально целостном, завершен. ном; вместе с тем наличие в актуальной ситуации частичности, недо. статочности, незавершенности, разрывности материала;

- представление о возможности завершения, придания целостности;

- потребность, необходимость осуществить действия по завершению, «исцелению»;

- представление о множественности материала и возможном одновре. менном существовании многих разрывов;

- представление о разных ресурсных возможностях, в т.ч. и о недоста. ющем ресурсе, наличие выбора;

- возможность оценки разных «сценариев достижения» и допущение интеграции, синтеза разных сценариев, т.е. не противо.поставление их, а со.поставление.

174______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

На наш взгляд, так организованная деятельность и есть деятельность по разрешению конфликта.

Источники:

1. Линкольн У.Ф. и др. Переговоры. Сокращенный вариант пособия для слушателей курса. - СПб..Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1998.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных