ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
М.С. Хромченко Б.И. Хасан 13 страницаображаю, как ухитриться «включить» происходящее в содержание моего со. общения. Итак, происходит переход от до.конфликтной организованности дей. ствия к конфликтной, т.е. обусловленной возникшей помехой. Такая пе. реорганизация предполагает еще один процесс - объективации новых условий и собственно помехи для ее преодоления. КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________151 Мне важно понять, что случилось за третьей партой в первом ряду. Это важно потому, что иначе вряд ли удастся эффективно восстановить ту замечатель. ную обстановку взаимного внимания, которая теперь нарушена. Значит, наряду с приостановлением до.конфликтной деятельности на. чинает разворачиваться новая деятельность по оформлению нового пред. мета преобразования. Это обстоятельство является чрезвычайно важным при анализе кон. фликтов, поскольку разделение до.конфликтной направленности деятель. ности и появившейся новой подразумевает и привлечение других также новых для данной ситуации ресурсов. А это, в свою очередь, означает, что можно зафиксировать еще одну процессуальную характеристику конф. ликта - привлечение новых ресурсов. Этот процесс может представлять собой инвентаризацию уже имеющихся ресурсов и выбор среди них (сюда же можно отнести и стереотипное реактивное поведение) либо переход к разработке, созданию действительно нового ресурса, такого, которого раньше не было в опыте. В этом случае мы можем при определенных ус. ловиях говорить о развитии. Если следовать в русле размышлений о развитии Б.Д.Эльконина, то построе. ние нового средства, преобразующего ситуацию, и открытие для себя имен. но этой способности - к «построению действия» есть то условие, при кото. ром в конфликте, в его разрешении совершается творческий акт и, значит, развитие [1,с. 123.131]. Таким образом, конфликт или в данном случае, точнее - конфликто(вание представляет собой некоторый процессуальный комплекс, образо. ванный из процессов: переорганизации деятельности в связи с новыми обстоятельствами; оформления новых предметов деятельности для их преобразования; мобилизации ресурсов для овладения ситуацией. Примечание. В данном случае мы предлагаем процессуальное описание кон. фликта безотносительно качественных характеристик деятельности, т.е. не. зависимо от того, продуктивно или деструктивно в функциональном отно. шении разворачивается конфликт. Такие процессы атрибутивны для любого конфликта. При этом важно заметить, что может происходить мобилизация совершенно различных типов ресурсов. Выбор типа ресурса прямо зависит от того, что и каким образом оформлено в качестве нового предмета преоб. разования. Это может быть поведение другого человека, свое собственное поведение или отношение, некоторые объективные обстоятельства и т.п. Источники: 1. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 1994. 152______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ 1.5. Конфликтная ситуация, ее возникновение и динамика У людей вообще запоздалая реакция - понимание обычно приходит лишь к следующим поколениям. СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Вопросы для изучения темы: 1. Какую смысловую нагрузку несет на себе столь часто употребляемое понятие «ситуация»? 2. Каковы причины и последствия асимметричности конфликтных си. туаций? 3. Что входит в описание динамических характеристик конфликтной ситуации? Начать разговор о конфликтной ситуации мы хотим с определения са. мой ситуации и уж затем добавить к ней характеристику - конфликтная. В обыденном сознании и в соответствующем языке под ситуацией чаще всего понимают любые обстоятельства, мы же предлагаем придер. живаться представления о ситуации, введенного Г.Гегелем. «Сами по себе взятые, такие обстоятельства не представляют интереса и по. лучают значение лишь в их связи с человеком, посредством самосознания которого содержание этих духовных сих деятельно переводится в явление. Лишь под этим углом зрения следует рассматривать внешние обстоятельства, так как их значение зависит лишь от того, что они представляют собой для духа, каким способом они осваиваются индивидами и служат для осуществ. ления внутренних духовных потребностей, целей, умонастроений и вообще определенного характера индивидуальных воплощений. В этом своем каче. стве определенные обстоятельства и состояния образуют ситуацию, кото. рая составляет более специальную предпосылку подлинного самопроявле. ния и деятельности всего того, что во всеобщем состоянии мира заключено еще в неразвитом виде. ...В общем ситуация представляет собой состояние, которое приобрело час(тный характер и стало определенным». [1, с. 207.208] Итак, согласно Г.Гегелю, функция ситуации состоит в придании дей. ствительности субъективно значимой определенности и частного харак. тера. Это значит, что никаких объективных ситуаций не бывает. Всякий раз мы имеем дело с чьей.то ситуацией или, что точнее, с субъективным опи. санием действительности. Теперь можно спросить: в какие моменты и для чего возникает необ. ходимость описания действительности, т.е. представленности этой дей. КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________153 ствительности в ее частной определенности себе или другим людям? По. видимому, такая необходимость появляется при возникновении затруд. нений, препятствий. Отсюда само понятие ситуации содержит в себе ука. зание на затруднение. Это такое описание обстоятельств, которое позволяет «увидеть» зат. руднение в его определенности и детализированном виде. Для того чтобы описать ситуацию, необходимо, прежде всего выде. лить ее ядро, т.е. то самое затруднение, которое появилось в деятельности и теперь требует оформления для своего разрешения. Далее необходимо определить связанные с этим затруднением другие обстоятельства и за. дать границу ситуации. Иными словами, установить, что связано с воз. никшим затруднением и должно быть учтено при его разрешении, а что не связано и не должно отвлекать внимания. По сути, в этом и состоит функция ситуации. Конфликтный характер придает ситуации такое затруднение, кото. рое интерпретируется субъектом ситуации как столкновение деятельнос. тей во внутреннем или во внешнем плане. Собственно ситуация получает статус конфликтной, если ее ядро образует затруднение, связанное со стол. кновением. Причем для образования конфликтной ситуации совсем не важны некоторые объективные обстоятельства, достаточно такой субъек. тивной интерпретации. Это означает, что в межличностных отношениях, возможно, для од. ного из участников ситуация представлена как конфликтная, для другого - нет. Такого рода «асимметрии» - довольно распространенное явление. В гротескном виде образец такого рода ситуации описан И.Крыловым в басне «Слон и Моська»: «Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет Вперед И лаю твоего совсем не примечает». В этом примере хорошо видно, что возможна такая интерпретация, при которой для одной из сторон есть действительность взаимодействия и в этой действительности есть затруднения, связанные с действиями дру. гой стороны; для другой же стороны такой действительности (взаимодей. ствия) либо не существует вообще, либо она не содержит в себе никаких затруднений. Это означает, что одна из сторон, присвоив своей ситуации, статус конфликтной, начнет действовать по ее разрешению. Такого рода действия вполне могут стать причиной новой ситуации, интерпретируе. мой уже другой стороной как конфликтная. 154______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ Понятно, что в этом случае у сторон будут весьма различающиеся по содержанию ситуации, носящие конфликтный характер и внешне имею. щие вид якобы общей конфликтной ситуации. Поэтому для описания конфликтной ситуации и ее последующего ана. лиза и переоформления в задачу необходимо представление и других эле. ментов. К ним следует отнести: 1. Представления о материале конфликта, т.е. то, что требует преобра. зования: статус, условия деятельности, способы действий, самооцен. ки и т.п. 2. Представления об основаниях столкновения, т.е. то, что послужило причиной (причинами) столкновения. 3. Внешние условия, контекст столкновения. 4. Способы и направленность конфликтных действий. 5. Характер и динамика конфликтных действий. 6. Характеристики участников и сторон в конфликте, их интересы, цели и ценности. Важными при описании ситуации для последующего анализа явля. ются временные характеристики. Конфликтная ситуация может интерпретироваться: - как уже существующая действительность, как событие, разворачива. ющееся одновременно с его восприятием и описанием; - как прошедшее событие; - как предстоящее событие. В первом случае трудность описания состоит в том, что в «живом» дей. ствии весьма высока степень неопределенности и не все параметры ситу. ации могут быть достаточно подробно и качественно описаны. Во втором - завершенность ситуации позволяет включить в описа. ние не только объективированные параметры, такую своеобразную фак. тологию, но и результаты и последствия уже свершившегося события. В этом случае важно учитывать, что завершенность может быть кажущейся, и всякий раз ставить вопрос о возможности латентного (неявного) про. должения события. В третьем - конфликтная ситуация описывается как возможная, ис. ходя из так называемой конфликтогенной ситуации, т.е. ситуации, содер. жащей предпосылки будущего конфликта. Более всего такими предпо. сылками являются стереотипные установки. Особенная роль принадле. жит здесь ролевым стереотипам. Например, ожидание агрессивной санк. ционирующей реакции учителя в ответ на невнимание на уроке или на невыполненное домашнее задание провоцирует защитное упреждающее КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________155 поведение, которое, в свою очередь, расценивается учителем как агрес. сивное. Наличие конфликтогенной ситуации не предполагает однознач. ного развития ее в конфликтную ситуацию. Если же последовательность развития событий именно такая, то следует иметь в виду при анализе кон. фликтогенной ситуации, что функциональные характеристики и интен. сивность конфликтной ситуации также не предопределены однозначно характеристиками конфликтогенной ситуации. Собственно назначение аналитической работы в данном случае состоит в том, чтобы управлять динамикой развития конфликта, учитывая предпосылки и стереотипы, а также ориентируясь на продуктивные характеристики конфликта. Появление в 8.м «В» нового учителя физики, довольно молодого и подчерк. нуто веселого (как потом говорили ученики: «специально веселого») челове. ка, вызвало оживленное любопытство и ряд проверочных действий. Урок по. пытались заменить растянутой процедурой знакомства. Большинство воп. росов касалось критериев оценок. Пытались понять: «строгий - не строгий?». Выясняли, будет ли «стучать» родителям и начальству. На перемене выясни. лось, что новый учитель не верит в успешность по физике девочек. Значит, -решила девичья часть класса - справедливых оценок не дождешься. После контрольной по итогам четверти в Сенат гимназии поступило апелля. ционное заявление о несправедливом оценивании. На предварительном об. суждении с заявителями оснований их претензии было выяснено, что мно. жество факторов в поведении педагога интерпретируется как «пренебрежи. тельное, насмешливое, придирчивое отношение именно к девочкам». Педа. гог же вообще не заметил возникшего напряжения в отношениях. Комментарий. Здесь представлены и асимметричность (односторонняя ин. терпретация), и конфликтогенность, которые вместе создали определенные условия для конфликтной ситуации, «открытой» для построения по конст. руктивному или деструктивному сценарию. В большинстве современных учебников по конфликтологии принято считать конфликтной ситуацией такую совокупность обстоятельств, ко. торая содержит предпосылки конфликта, т.е. предлагается различать кон. фликтную ситуацию и конфликт как самостоятельные стадии общего про. цесса (см., например,[2]). Разумеется, конфликт как процесс, имеющий дискретные характери. стики, предполагает начало и конец. При этом началом конфликта, по оп. ределению, следует считать момент переорганизации действий и приоб. ретения ими конфликтного характера. Это то, что Ф.М.Бородкин и Т.М.Ко. ряк называли «инцидентом» [3]. С этого момента столкнувшиеся действия образуют своеобразное единство, общность взаимозависимости. Поэтому любая ситуация, фиксирующая конфликтную действительность в любом временном срезе от его начала, и есть конфликтная ситуация (конкретная ситуация конфликта). В отличие от нее в конфликтогенной ситуации пред. ставлена не действительность состоявшегося единства, а лишь его основа 156______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ как возможность. Дальнейшее развитие событий в этом случае зависит от анализа и оценки параметров ситуации и решения о том, будет конфликт или нет, а если будет, то какой. Надо заметить, что от стартовых характеристик конфликта зачастую сильно зависит его динамика. Развернется ли конфликтное действие (де. ятельность) в направлении тщательного выяснения и оформления пред. ставленного в конфликте противоречия или окажется направленным на подавление ресурсов другой стороны; какова будет интенсивность взаи. модействия, и произойдет ли эскалация напряжения - все эти перспекти. вы тесно связаны с так называемым «Prima acta» - первым конфликтным действием.(Определение характеристик Prima acta см. в 3.й части данно. го пособия.) С момента получения взаимодействием статуса конфликта можно вы. делить определенную стадиальность в его динамике: 1. Выбор стратегии, структурирующей ход взаимодействия в конфликт. ной ситуации. 2. Выбор способов действий в рамках общей стратегии. Длительность конфликта определяется прежде всего наличием ресур. сов его участников для оформления и разрешения представленного в кон. фликте противоречия. Кроме того, с точки зрения Л.Козера, есть ряд свя. занных между собой переменных, также существенным образом опреде. ляющих длительность конфликта. Это такие показатели, как ясность це. лей, степень согласия по поводу смысла победы или поражения, способ. ность понять, чего стоит победа. С этими факторами связаны и другие переменные, в частности вызванные конфликтом эмоции, степень реа. листичности конфликта, мера поляризации, степень обладания властью [Л.Козер, 2000]. Моментом окончания конфликта можно считать появление автоном. ной организации бывших в столкновении действий. Такое своеобразное «расцепление». Важно вместе с тем учитывать, что внешнее прекращение конфликтного взаимодействия вовсе не обязательно означает окончание конфликта и завершение конфликтной ситуации. Конфликт может перей. ти во внутренний план участника или участников, изменить конкретную форму организации, сменить материал и т. п., а затем развернуться и про. должиться в другом месте и в другое время. Причем по основным своим характеристикам мы узнаем тот же конфликт. Примерами такого рода прекращений, но не разрешений служат мно. гочисленные компромиссы, достижение которых может быть продуктив. ной тактикой в регулировании учебных отношений. КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________157 Напряжение возникло в тот момент, когда встал вопрос о готовности твор. ческой работы к предзащите. Елена Григорьевна была возмущена и смущена одновременно. - Володя, ну сколько можно было тебе напоминать? А ведь это твоя собствен. ная инициатива: взять тему для творческой работы. Ведь это ты сам включил ее в свой учебный план. Теперь, если работа не будет представлена в срок, ты не будешь аттестован за 9.й класс. Извини, но я вынуждена обратиться за помощью к родителям. - При чем тут родители? Они же за меня работу не напишут. - Ну, если ты сам не в состоянии организовать свою деятельность, может быть, отец или мама тебе помогут. - Родители не помогут, только хуже будет. А можно мне перенести сроки сдачи работы? - Мы с тобой уже говорили на эту тему, и один раз срок уже перенесен. Где результат? - А чего Вы так переживаете, это же я работу не выполню, это же мне грозит неаттестация? - Нет, это не только твоя проблема, мне тоже придется отвечать за невыпол. ненные обязательства. Это ведь под моим научным руководством твоя твор. ческая работа. А кроме того, у меня как у классного наставника есть обязан. ности. - Ну то есть Вы за себя переживаете? - И за себя в некотором роде. - Ну и какая же это творческая работа, если Вы все время на меня давите. Твор. чество - Вы же сами говорили - это свободная деятельность. - Ну ты даешь! Вот уж где твои творческие способности выразились! Все. Хва. тит препираться. Завтра я жду родителей. - А если я ко вторнику работу сделаю? - Это более чем сомнительно. - А если? - Ну хорошо. Но это уж точно последний раз. Такого рода случаи означают (и это самый достоверный признак), что в данном конфликте противоречие оказалось недостаточно представ. ленным для его разрешения или стороны не обладают достаточными и соответствующими ресурсами. Итак, мы будем различать: прекращение конфликтного взаимодей. ствия и разрешение конфликта как разрешение представленного в нем противоречия. Источники: 1. Гегель Г. Эстетика. - М.: Искусство, 1968. Т. 1. 2. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М., 2000. 3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: На. ука, 1989. 158______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ 1.6. Участники конфликта Прохладные отношения между людьми возникают вследствие взаимных трений. Что ты скажешь на это, физика? СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Вопросы для изучения темы: 1. Действительно ли вопрос «кто» не является первостепенным при ана. лизе конфликта? Почему? 2. Какое значение имеет различение «статусов» участников? 3. Какова природа иллюзий участников и как они сказываются на пере. живании конфликта? 4. Не являются ли синонимами понятия «конфликт» и «кризис»? 5. Какое значение для разрешения имеет тип переживания конфликта? Вопрос о том, кто является участниками конфликта, на первый взгляд может показаться вполне очевидным, однако, как показывает практика, он нуждается в специальном уточнении. К сожалению, обычная практика обсуждения конфликта идет по пути выяснения прежде всего вопроса: «Кто является противоборствующей, пре. пятствующей стороной?». Такое начало анализа так же, как и агрессивное начало конфликта, вряд ли способствует получению качественных резуль. татов, поскольку содержит скрытый вопрос о том, «кто виноват» или «кто первый начал». Но, не являясь отправной точкой в анализе конфликтов, характеристика участников - важнейшее звено в описании конфликта, т.к. именно от участников, их ресурсов, их воли зависит собственно раз. решение конфликта. Именно они есть основной фактор качественных характеристик взаимодействия. Прежде всего, следует различать употребление таких понятий, как сто(роны и участники конфликта. Понятно, что далеко не все, кто так или иначе вовлечен в конфликт, являются его непосредственными и прямы. ми участниками. В сложной структуре конфликтного взаимодействия можно выделить его подлинных субъектов - позиционеров в конфликте и их агентов и фигуры, так или иначе представляющие собой ресурсы сторон. Во время урока литературы в 10.м классе, учительница, комментируя неудач. ный, с ее точки зрения, ответ ученицы, с сарказмом заметила, что на занятия макияжем она, по.видимому, тратит существенно больше времени, чем на КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________159 учебные занятия. Совершенно неожиданно для учительницы ученица рас. плакалась и выбежала из класса. После перемены, на втором уроке, на все вопросы учителя класс отвечал мол. чанием. Стало ясно, что это согласованная коллективная реакция на этичес. кую ошибку. Попытка выяснить отношения, признав эту ошибку, ни к чему не привела. Энергия протеста была слишком большой и требовала специальных действий по урегулированию отношений. Обращение к помощи посредников и их работа со сторонами в конфликте позволили выяснить, что «выпад» учительницы совпал по времени с другой обидной и переживаемой ситуацией и послужил поводом для эмоциональ. ной разрядки. С другой стороны, большинство примкнувших к акции проте. ста к самому инциденту отнеслись либо иронически, либо вообще оказались солидарны с учительским замечанием, но не могли вести себя иначе, чем этого требовала корпоративная норма. Лишь несколько человек - инициа. торов акции были сильно встревожены такой резкой реакцией девушки на замечание. И только одна девушка из инициативной группы рассматривала происшедшее практически как личное оскорбление со стороны учителя. Прямые участники конфликта - те, чьи интересы и цели оказались недостижимыми в неизменном виде в результате сложившейся конфлик. тной ситуации, чья позиция прямо определяет динамику и характер кон. фликтного взаимодействия. Только прямые участники, по сути, являются субъектами, разрешающими конфликт. Все остальные в той или иной мере могут только способствовать или препятствовать разрешению. В приведенном выше примере прямыми участниками можно гипоте. тически назвать учительницу и несколько человек - инициаторов акции протеста. Гипотетически потому, что только тщательный анализ интере. сов и целей, а также характеристик определяемой ими доконфликтной деятельности, позволит понять, чьи позиции в данном конфликте явля. ются ведущими, чьи противоречия воплотились (втянуты) в данную кон. фликтную форму. При этом возможны такие ситуации, когда прямые уча. стники не выступают непосредственно действующими в определенной конфликтной ситуации. Непосредственные участники конфликта - те, кто своими непосред. ственными действиями вовлечен в конфликтное взаимодействие. Букваль. но, это исполнители, своеобразные актеры или агенты, действующие по определенному сценарию, зачастую не вполне осознавая свою роль, дей. ствительный характер происходящего и последствия. Разумеется, «актер» может проявлять некоторую самостоятельность в тактических моментах, но только тогда, когда в одном лице совпадают и прямой, и непосред. ственный участники, мы видим на сцене конфликта подлинное действу. ющее лицо - субъекта. 160______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ Такими агентами(актерами оказались втянутые в конфликт 10(классники, которые своими согласованными действиями поддержали ини(циативную группу, просто следуя корпоративной норме. Но именно пове(дение класса в целом обусловило такое явление как сторона конфликта.. Интересно заметить, что принятие той или иной стороны в конфлик. те зачастую совсем не связано с отношением к разрешаемому в нем про. тиворечию или другим содержательным и даже формальным характери. стикам взаимодействия. Такая позиция может быть обусловлена предыду. щими отношениями и реализуется априори. Так, друзья вступаются друг за друга, подростки солидарно выступают против взрослых и т.п. Вместе с тем, появление на стороне одного из основных действую. щих лиц дополнительных фигур даже тогда, когда они не принимают не. посредственного участия в конфликтных действиях, может рассматривать. ся как дополнительный ресурс участника, который учитывается при при. нятии решений. В истории с 10.м классом был любопытный эпизод. Конечно, это событие было предметом обсуждения в учительском коллекти. ве и некоторые учителя, весьма авторитетные в детской среде, однозначно выступили на стороне учительницы. Они просто высказали свое мнение вслух в присутствии довольно большой группы учителей. После этого часть участ. ников акции отказались поддерживать инициативную группу при разборе конфликта в Сенате. Таким образом, круг лиц, вовлеченных в конфликт либо как активно действующие, либо по сопричастности, может быть довольно велик. Оп. ределяя места всех этих фигур, целесообразно исследовать степень их влияния на истоки конфликтной ситуации, характер ее развития и исхо. да.разрешения. Поэтому при анализе конфликта важно учитывать их ин. тересы и цели относительно сложившейся ситуации и ее перспектив. В современной литературе по конфликтологии иногда прибегают к более детальному описанию характеристик так называемых эпизодичес. ких участников. К ним относят: организаторов, подстрекателей, пособ. ников. (См., например, [1; 2]). Мы выступаем принципиально против использования в нашем контек(сте традиционной для уголовного права терминологии, полагая, что та(ким образом неявно провоцируются конфликтофобические установки. Для реалистичного описания конфликта и действующих в нем участ. ников чрезвычайно важно выяснение подлинных интересов и целей всех, связанных с данным конфликтом лиц. Соответствие интересов, целей, стратегий и тактик конфликтной деятельности участвующих сторон яв. ляется ключевым условием разрешимости конфликта. При этом наряду с КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ____________________161 прямыми и косвенными участниками, выступающими по определенным причинам сторонами в конфликтном взаимодействии, следует отмечать и такие фигуры, которые привлекаются к разрешению конфликта в силу профессиональных обязанностей либо по другим причинам, не связан. ным прямо с содержанием разрешаемого противоречия. В качестве та. ких фигур могут выступать консультанты, арбитры, посредники. Подробнее характеристики деятельности такого рода участников бу. дут рассмотрены нами позднее, но их общая позиционная особенность состоит в том, что конфликт выступает для них в целом как объект преоб. разования, т.е. их интересы лежат как бы за пределами того конфликта, к разрешению которого они привлечены. Говоря об интересах участников, следует различать интересы, кото. рые оказались «нарушены» в результате возникновения какой.то помехи, что собственно и образовало конфликтную ситуацию, и интересы, воз. никшие уже в рамках разворачивающегося конфликта. Первые составляют собственно материал конфликта и выступают це. леобразующим фактором при формулировании вариантов желательного исхода или разрешения. Буквально это может выглядеть как восстановле. ние нарушенных интересов. Однако такой простой вариант - чрезвычай. ная редкость, поскольку не так уж часто интересы сторон и участников достаточно оформлены для их представления. Именно это обстоятельство становится ведущим в формировании конфликтной ситуации, а именно - оформление и представленность интересов. В зависимости от ясности интересов формулируются и цели в конф. ликтном взаимодействии. Наибольшую сложность представляет собой оформление интересов во внутриличностном конфликте, где сторонами выступают своеобраз. ные подинстанции личности, занимающие внутренне противоречивые позиции. Интересная дискуссия развернулась в группе мальчиков из 7.го класса, решав. ших задачку на сообразительность. По условиям эксперимента, в котором со. гласились принимать участие семиклассники, они могли решать задачу в про. цессе совместной групповой работы в течение определенного времени, а затем воспользоваться подсказкой, но при этом количество очков, полагаю. щееся за самостоятельное групповое решение, существенно уменьшалось. По прошествии определенного времени экспериментатор спросил участни. ков эксперимента, будут ли они пользоваться подсказкой. Часть членов экс. периментальной группы не очень уверенно заявила, что не против. Но ос. тальные категорически отвергли идею принятия подсказки и настаивали на возможности самостоятельного решения. После окончания эксперимента этих ребят спросили, был ли у них соблазн воспользоваться подсказкой? И большинство ответили, что такой соблазн был 162______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ и им стоило труда отвергнуть помощь, но тот факт, что помощи попросили другие участники группы, «помог» им удержаться от соблазна. Отвечая на воп. рос, почему это оказалось для них важным, ребята сказали, что дело не столько в количестве очков за самостоятельное решение, сколько в чувстве самоудовлет. ворения от того, что удалось решить задачу самостоятельно. Комментарий. Здесь налицо противоречие двух групп интересов фактичес. ки одного коллективного субъекта. Один интерес связан с преодолением раз. рыва в содержании предложенной задачи, т.е. открытием способа ее реше. ния. Учитывая некоторое ограничение во времени и определенную нетерпе. ливость участников, этот интерес обладал довольно сильной энергией. Ему противостоит другой интерес, связанный с самооценкой. Ведь если восполь. зоваться подсказкой то самооценка будет несколько ниже, чем при самосто. ятельном, хотя и не таком скором решении. В межличностных конфликтах выявление и оформление интересов и целей представляют собой значительную часть процесса разрешения, если этот процесс организован с установкой на продуктивное разрешение и протекает в форме переговоров. Примечательно при этом, что интересы сторон могут иметь существенные различия при совпадении целей и, на. оборот, различные цели могут преследоваться при общем интересе. Важ. но при анализе конфликтной ситуации отдавать преимущества не проти. вопоставлению интересов и целей, а их сопоставлению. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|