Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






М.С. Хромченко Б.И. Хасан 11 страница




КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________129

насколько педагог оснащен способами работы с конфликтом, т.е. от его конфликтной компетентности.

При этом мы должны прежде всего различать:

1. Такое воплощение в конкретных ситуациях этих противоречий, ко. торое можно условно назвать естественными конфликтами, т.е. слу. чающимися независимо от нас.

2. Наряду с ними мы можем специально конструировать (искусственно создавать) такие конфликты, в которых удерживаются учебные (об. разовательные) противоречия для их продуктивного разрешения и, таким образом, достижения учебных результатов и образовательных эффектов.

Теперь определимся, что мы пока в самом общем виде называем кон. фликтами.

Конфликт - это такая специфическая организованность деятельно(сти, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения.

Отсюда следует, что для педагогической конфликтной компетентнос. ти существуют два уровня:

- первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощен. ного в нем противоречия и владение способами регулирования для разрешения;

- второй предусматривает умения проектировать необходимые для до. стижения учебных результатов конфликты, конструировать их непос. редственно в ситуациях учебного взаимодействия; владение способа. ми организации продуктивно ориентированного конфликтного по. ведения участников ситуации.

И в дополнение к сказанному нужно непременно добавить, что для педагога особенно важным является умение формировать конфликтную компетентность как способность учащегося. Это обстоятельство требует особого внимания, т.к. учащиеся являются самыми придирчивыми и внимательными экспертами именно в области педагогической конфлик. тной компетентности.

Что входит в содержание конфликтной компетентности

Полагая, что конфликтная компетентность является одной из важней. ших характеристик педагогического профессионализма, мы рассматри. ваем ее как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной ком. петентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возмож.

130______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

ных стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. В самом общем виде мы можем определить конфликтную компетентность как умение удер(живать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способству(ющей его разрешению.

При проведении занятий с педагогами для повышения их конфликт. ной компетентности мы исходим из нескольких главных положений:

1. В современной конфликтологии общепризнано, что переговоры яв. ляются одной из наиболее эффективных форм разрешения противо. речий. Переговоры как распространенная жизненная реальность со. здают необходимость и важнейший контекст кооперации и сотруд. ничества. Содержание кооперации, задаваемой противоречиями: ре. бенок.взрослый; ученик.учитель; руководитель.подчиненный; учи. тель.родитель и т.п., может стать реальной основой школьных сооб. ществ, ориентированных на высокое качество жизни.

2. Обучение будущих педагогов, переподготовка и повышение квали. фикации действующих в области разрешения конфликтов и ведения переговоров могут происходить в условиях, когда участники получа. ют позитивный опыт самостоятельного анализа конфликтных ситуа. ций, их проектирования и конструирования в учебных условиях.

Условия работы с курсом

Курс выстроен как практикум, предназначенный для апробирования и последующей личной систематизации участниками навыков анализа конфликтных ситуаций, распознавания их разновидностей; навыков ве. дения переговоров для разрешения противоречий; навыков проектиро. вания и конструирования продуктивно ориентированных конфликтов для достижения эффектов развития.

Предполагается, что способ организации занятий соответствует их содержанию. Т.е. тренер (ведущий) обязательно сам выступает как сторо. на в определенном конфликте, а также ведет и организует переговоры с участниками практикума.

Какое место в учебном плане и графике может занимать курс?

Курс рассчитан для 8.го или 9.го семестра, т.е. для студентов, у кото. рых появился опыт педагогической практики: практики проведения уро. ков, практики организации внеурочной жизни детей. Это могут быть экс. курсии, походы, проекты совместной деятельности и т. п. Чем более богат педагогический опыт студента, тем более эффективным будет курс.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ____________________^

Какая подготовка необходима студентам для освоения про­граммы курса?

В программе курса предполагается работа с описанием разных кон. фликтных ситуаций. Письменное оформление позволяет более жестко схватывать структурные и динамические характеристики конфликта и тем самым производить более очевидный учебный эффект. Интерпретация си. туаций в модельных представлениях о конфликте составляет значитель. ную часть курса, она является значимой при поиске варианта решения кон. фликта, при выработке соглашения в переговорах. Поэтому авторы курса в работе опираются на навыки студентов в описании и интерпретации межличностных отношений и индивидуальных, внутренних переживаний. Для работы с конфликтами необходимо умение видеть ситуацию в целом, учитывать и свое мнение, и мнение другого участника (оппонента). Необ. ходимо удерживать как собственные основания и интересы, так и основа. ния и интересы партнера по переговорам. Таким образом, студенты, про. ходящие курс, должны иметь способность встать не просто на точку зре. ния другого, но удерживать в своем видении конфликтной ситуации виде. ние другого. Обыденный опыт не позволяет проявить такую способность и, как правило, закрепляет эгоцентрическую позицию в конфликте.

При обсуждении школьных конфликтных ситуаций, с одной сторо. ны, важно понимать школу «изнутри», т.е. иметь опыт участия в жизни школы, а с другой стороны - важно понимать школу как организацию со специфической культурой, т.е. иметь опыт рефлексии школьной жизни. В этом отношении нам кажется важным видение студентами «скрытых ре. альностей школьной жизни» [4], тех формальных и неформальных норм поведения и отношений членов школьного сообщества, отдельных групп и группировок, которые определяют процессы принятия решений, школь. ную коммуникацию, общую атмосферу. Это обстоятельство является важ. ным, поскольку образует контекст и корректность поведения педагога с техническими навыками разрешения конфликтов и ведения переговоров. Простой перенос переговорных технологий в школу без учета ее контек. ста является для нас неудачным примером обучения.

Практикум предполагает работу в малой группе, поэтому важно, что. бы студенты уже имели навыки общения - построение обратной связи с собеседником, слушание, интерпретация высказываний собеседника, за. давание вопросов, построение ситуативных высказываний и т.п.

Студенты ко времени прохождения курса также должны изучить ба. зовые гуманитарные университетские курсы: философию, культурологию,

132______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

право, социальную психологию, психологию развития, возрастную пси. хологию, социологию, антропологию (философскую), историю отечества, историю культуры и т.д.

Кроме того, важно, чтобы студенты имели опыт работы с детьми в современной школе или временном детском коллективе (лагере). Важно иметь этот опыт в описаниях (дневники педагогической практики, отче. ты о педагогической практике и т.п.).

Источники:

1. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Россий. ское педагогическое агентство, 1995.

2. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. - Рига.М.: Педаго. гический центр «Эксперимент», 1997.

3. Лукашенок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учите. ля. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

4. Фрумин И.Д. Тайны школы. - Красноярск, 1998.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________133

Методические рекомендации к проведению курса

Глубину произведения можно имитировать темнотой стиля.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Предварительные замечания

Курс по жанру может быть проведен как тренинг с вводными неболь. шими лекциями и отработкой практических навыков анализа конфлик. та, поведения в конфликте и навыков ведения переговоров. Мы предлага. ем использовать в нем известные преимущества малых учебных групп: динамические эффекты (групповая сплоченность, ценностно.ориентаци. онное единство, идентификация с группой, групповое влияние), простран. ственную организацию (общее контактное поле - круг, прямой контакт студентов (face.to.face contact), работу в микрогруппах. Это означает, что количество студентов в группе желательно не более 12.18 человек. План и временная организация занятий могут быть построены исходя из этих соображений.

Один из возможных вариантов общей логики и пошаговой последова. тельности занятий отражен в Таблице № 1. Курс можно разворачивать как определенную последовательность совместных действий преподавателя и студентов. В этом варианте каждый шаг начинается с постановки общей задачи (совместного действия), которую необходимо решить. Совмест. ное действие выстраивается так, что в результате его осуществления до. стигаются предварительно определенные результаты, которые фиксиру. ются также совместно.

134______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

Таблица 1 Общая пошаговая последовательность практикума

1. Ожидания.

2. Теоретическая лекционно.семинарская часть занятий: понятийный ап. парат и схемы описания и анализа конфликтов.

3. Анализ случаев: введение представлений о моделях разрешения конфликта.

4. Семинарские занятия: особенности нового подхода к проблеме конфликта с использованием игровых процедур.

5. Игра «Переговоры в школе»: обнаружение стереотипов конфронтации.

6. Введение представлений о технологии переговорного процесса. Трени. ровка переговоров.

7. Введение представлений о подготовке к переговорам. Тренировка пере. говоров с подготовкой.

8. Введение представлений об анализе переговоров. Тренировка анализа пе. реговоров через затруднения.

9. Введение представлений об организации переговоров (посредничество). Тренировка организации переговоров.

10. Обсуждение результатов практикума.

В Таблице № 2 отражена та же последовательность практикума, но при этом отмечены общие организационно.содержательные характери. стики каждого шага. Описано, в чем состоит совместное действие (цель шага), в чем состоят действие преподавателя и действия студентов, а так. же результат каждого шага. Фиксация результатов каждого шага является важной составляющей работы и относится к способам оценки и обрат. ной связи о продвижении в работе.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

Таблица 2

Методическая последовательность занятий

Название шага Совместное действие (цель) Действия преподавателя Действия студентов Результат шага
         
1.Ожидания Соотнесение Оформление Оформление Сформулирован.
  ожиданий, ожиданий ожиданий ные ожидания и
  знакомство     цели
2.Понятийный Лекции, семина. Предъявление Изучение Овладение
аппарат и схемы ры, освоение теоретического теоретических языком описа.
описания конф. базовых единиц материала, подходов, ния и анализа
ликта описания и организация участие в конфликтов
  понимания дискуссий по дискуссиях,  
  феномена и проблематике занятие позиций  
  проблемы      
Анализ случаев: Выделение Содержание Интерпретация Оформление
введение пред. структурных, вопросов и ситуации с точки общей схемы
ставлений о мо. сценарных и процедуры зрения вопросов анализа
делях разреше. динамических      
ния конфликта; характеристик      
особенности конфликта      
нового подхода        
к проблеме        
конфликта;        
возможны        
вводные        
игровые        
процедуры        
из ч. 3 Курса        
  Прояснение Сообщение о Прояснение Представление о
  нормативных моделях представлений о трех базовых и
  представлений о Предъявление моделях четырех допол.
  модели как о специфических Оценки и нительных
  процессе характеристик позиционное моделях
  Обсуждение конструктивно. самоопределе. Расширение
  преимуществ и продуктивного ние относитель. позиционного
  ограничений подхода но нового диапазона и
  конструктивно.   подхода, представления о
  продуктивного   соотнесение с возможностях
  подхода   традицией реализации
        конструктивных
        стратегий
Игра «Перегово. Обнаружение Организация Игра и рефлек. Оформление
ры в школе»: стереотипов игры и ее сия представлений о
обнаружение конфронтации обсуждения   собственных
стереотипов       стереотипах
конфронтации       разрешения
        конфликта
Введение Различение Оформление Прояснение Оформленные
представлений о представлений о признаков представлений, представления о
технологии процессах стереотипа составление технологии
переговорного конфронтации и конфронтации и базы признаков переговоров как

МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

         
процесса сотрудничества. противопостав. о процессах о процессе
Тренировка Представление ление признакам конфронтации и сотрудничества
переговоров переговоров как сотрудничества. сотрудничества.  
Использование технологии Введение Уяснение  
методического сотрудничества представлений о представлений о  
материала   технологии технологии  
из ч. 3 Курса   переговоров переговоров  
  Проба техноло. гически органи. зованных пере. говоров Организация пробы и ее обсуждение, мотивирование Проба техноло. гически органи. зованных переговоров Опыт перегово. ров с установкой на сотрудниче. ство
    студентов на    
    новый опыт    
Введение Освоение Организация Прояснение Оформление
представлений о формуляров сообщения и представлений о представлений о
подготовке к подготовки обсуждения процессе подготовке к
переговорам     подготовки переговорам
Тренировка        
переговоров с        
подготовкой        
  Проба полного Организация Проба техноло. Опыт перегово.
  цикла переговор. пробы и ее гически органи. ров с установкой
  ного процесса обсуждение, зованных подго. на сотрудниче.
    мотивирование товки и перего. ство, включая
    студентов на воров подготовку
    новый опыт    
Введение Освоение схемы Организация Прояснение Опыт примене.
представлений анализа через сообщения и схемы анализа ния схемы
об анализе затруднения в обсуждения через затрудне. анализа
переговоров переговорах   ние  
Тренировка        
анализа перего.        
воров через        
затруднения        
  Освоение схемы Организация Проба схемы Опыт примене.
  анализа через пробы и ее анализа ния схемы
  затруднения в обсуждение,   анализа
  переговорах мотивирование    
    студентов на    
    новый опыт    
Введение Прояснение Организация Прояснение Представление
представлений особой роли сообщения и основных задач об основных
об организации посредника обсуждения посредника и задачах посред.
переговоров     техник его ника и техниках
(посредниче.     работы его работы
ство)        
Тренировка        
организации        
переговоров        
Использование        
материалов        
ч. 3 Курса        

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

На начальном этапе важно задать контекст практического примене. ния знаний и опыта студентов, приобретаемых на занятиях. Этот контекст важен как для самих занятий, так и вне их - на уроке в школе, на улице, дома, в неформальной обстановке с детьми. Это создает атмосферу, при которой знания и навыки, осваиваемые на практикуме, расцениваются студентами как общие для всех, универсальные. Это, в свою очередь, со. здает предпосылки серьезного образовательного эффекта и перестрой. ки социального поведения студентов. Очень важными являются ожида. ния преподавателя. Они должны быть сформулированы ясно, в простой форме и иметь отношение к социальному поведению студентов, к их на. выкам общения и взаимодействия.

Процесс обсуждения ожиданий на практикуме желательно строить как первую пробу переговоров, и в его итоге должно появиться явное или не. явное соглашение о работе между преподавателем и студентами. Согла. шение должно быть достигнуто по узловым моментам практикума: теме (как ее интерпретировать и понимать), программе (что нам предстоит), целям (чего мы хотим), расписанию (когда мы будем заниматься), оце. ниванию (как будет оцениваться работа) и нормам (каким нормам мы будем следовать в работе).

         
Обсуждение Проба процедур Организация Проба процедур Опыт работы
результатов и техник пробы и ее и техник работы посредником
практикума посреднической обсуждение, посредника  
  работы в мотивирование    
  переговорах студентов на    
    новый опыт    
  Выделить Организация Рефлексия опыта Сформулирован.
  эмоционально рефлексии работы на ные результаты
  значимые   практикуме (индивидуаль.
  результаты,     ные и группо.
  изменения в     вые)
  представлениях      
  и знаниях,      
  изменения в      
  поведении      
  участников      

138 МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

Часть 1. Конфликт

1.1. Понятие и феномен конфликта. Современное состояние исследований проблемы конфликта (методологический аспект)

С того момента, когда человек встал на ноги, он не может обрести равновесия.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Вопросы для изучения темы:

1. Что имеют в виду, когда говорят: «это конфликт»?

2. Какие смыслы вкладывают в содержание понятия «конфликт»?

3. В каких отношениях находятся такие понятия как «противоречие» и «конфликт»?

4. Можно ли представить себе разрешение конфликта без разрешения противоречия?

Если определять временные рамки оформления проблемы конфликта как относительно самостоятельной, то необходимо, по.видимому, начинать с работы Георга Зиммеля «Конфликт современной культуры» [1]. Разумеет. ся, и до нее были серьезные работы, так или иначе посвященные конфлик. ту (см., например, К. фон Клаузевиц, 1834 [2]; Г.Гегель, 1840 [3]), но в книге Г.Зиммеля впервые предпринята попытка рассмотреть конфликт как сис. темное и необходимое явление культуры в целом, а не как предмет отдель. ного научного знания.

«Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некото. рой духовности, а дух, в свою очередь, поднялся до состояния культуры, в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных