ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
М.С. Хромченко Б.И. Хасан 11 страницаКНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________129 насколько педагог оснащен способами работы с конфликтом, т.е. от его конфликтной компетентности. При этом мы должны прежде всего различать: 1. Такое воплощение в конкретных ситуациях этих противоречий, ко. торое можно условно назвать естественными конфликтами, т.е. слу. чающимися независимо от нас. 2. Наряду с ними мы можем специально конструировать (искусственно создавать) такие конфликты, в которых удерживаются учебные (об. разовательные) противоречия для их продуктивного разрешения и, таким образом, достижения учебных результатов и образовательных эффектов. Теперь определимся, что мы пока в самом общем виде называем кон. фликтами. Конфликт - это такая специфическая организованность деятельно(сти, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения. Отсюда следует, что для педагогической конфликтной компетентнос. ти существуют два уровня: - первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощен. ного в нем противоречия и владение способами регулирования для разрешения; - второй предусматривает умения проектировать необходимые для до. стижения учебных результатов конфликты, конструировать их непос. редственно в ситуациях учебного взаимодействия; владение способа. ми организации продуктивно ориентированного конфликтного по. ведения участников ситуации. И в дополнение к сказанному нужно непременно добавить, что для педагога особенно важным является умение формировать конфликтную компетентность как способность учащегося. Это обстоятельство требует особого внимания, т.к. учащиеся являются самыми придирчивыми и внимательными экспертами именно в области педагогической конфлик. тной компетентности. Что входит в содержание конфликтной компетентности Полагая, что конфликтная компетентность является одной из важней. ших характеристик педагогического профессионализма, мы рассматри. ваем ее как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной ком. петентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возмож. 130______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ ных стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. В самом общем виде мы можем определить конфликтную компетентность как умение удер(живать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способству(ющей его разрешению. При проведении занятий с педагогами для повышения их конфликт. ной компетентности мы исходим из нескольких главных положений: 1. В современной конфликтологии общепризнано, что переговоры яв. ляются одной из наиболее эффективных форм разрешения противо. речий. Переговоры как распространенная жизненная реальность со. здают необходимость и важнейший контекст кооперации и сотруд. ничества. Содержание кооперации, задаваемой противоречиями: ре. бенок.взрослый; ученик.учитель; руководитель.подчиненный; учи. тель.родитель и т.п., может стать реальной основой школьных сооб. ществ, ориентированных на высокое качество жизни. 2. Обучение будущих педагогов, переподготовка и повышение квали. фикации действующих в области разрешения конфликтов и ведения переговоров могут происходить в условиях, когда участники получа. ют позитивный опыт самостоятельного анализа конфликтных ситуа. ций, их проектирования и конструирования в учебных условиях. Условия работы с курсом Курс выстроен как практикум, предназначенный для апробирования и последующей личной систематизации участниками навыков анализа конфликтных ситуаций, распознавания их разновидностей; навыков ве. дения переговоров для разрешения противоречий; навыков проектиро. вания и конструирования продуктивно ориентированных конфликтов для достижения эффектов развития. Предполагается, что способ организации занятий соответствует их содержанию. Т.е. тренер (ведущий) обязательно сам выступает как сторо. на в определенном конфликте, а также ведет и организует переговоры с участниками практикума. Какое место в учебном плане и графике может занимать курс? Курс рассчитан для 8.го или 9.го семестра, т.е. для студентов, у кото. рых появился опыт педагогической практики: практики проведения уро. ков, практики организации внеурочной жизни детей. Это могут быть экс. курсии, походы, проекты совместной деятельности и т. п. Чем более богат педагогический опыт студента, тем более эффективным будет курс. КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ____________________^ Какая подготовка необходима студентам для освоения программы курса? В программе курса предполагается работа с описанием разных кон. фликтных ситуаций. Письменное оформление позволяет более жестко схватывать структурные и динамические характеристики конфликта и тем самым производить более очевидный учебный эффект. Интерпретация си. туаций в модельных представлениях о конфликте составляет значитель. ную часть курса, она является значимой при поиске варианта решения кон. фликта, при выработке соглашения в переговорах. Поэтому авторы курса в работе опираются на навыки студентов в описании и интерпретации межличностных отношений и индивидуальных, внутренних переживаний. Для работы с конфликтами необходимо умение видеть ситуацию в целом, учитывать и свое мнение, и мнение другого участника (оппонента). Необ. ходимо удерживать как собственные основания и интересы, так и основа. ния и интересы партнера по переговорам. Таким образом, студенты, про. ходящие курс, должны иметь способность встать не просто на точку зре. ния другого, но удерживать в своем видении конфликтной ситуации виде. ние другого. Обыденный опыт не позволяет проявить такую способность и, как правило, закрепляет эгоцентрическую позицию в конфликте. При обсуждении школьных конфликтных ситуаций, с одной сторо. ны, важно понимать школу «изнутри», т.е. иметь опыт участия в жизни школы, а с другой стороны - важно понимать школу как организацию со специфической культурой, т.е. иметь опыт рефлексии школьной жизни. В этом отношении нам кажется важным видение студентами «скрытых ре. альностей школьной жизни» [4], тех формальных и неформальных норм поведения и отношений членов школьного сообщества, отдельных групп и группировок, которые определяют процессы принятия решений, школь. ную коммуникацию, общую атмосферу. Это обстоятельство является важ. ным, поскольку образует контекст и корректность поведения педагога с техническими навыками разрешения конфликтов и ведения переговоров. Простой перенос переговорных технологий в школу без учета ее контек. ста является для нас неудачным примером обучения. Практикум предполагает работу в малой группе, поэтому важно, что. бы студенты уже имели навыки общения - построение обратной связи с собеседником, слушание, интерпретация высказываний собеседника, за. давание вопросов, построение ситуативных высказываний и т.п. Студенты ко времени прохождения курса также должны изучить ба. зовые гуманитарные университетские курсы: философию, культурологию, 132______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ право, социальную психологию, психологию развития, возрастную пси. хологию, социологию, антропологию (философскую), историю отечества, историю культуры и т.д. Кроме того, важно, чтобы студенты имели опыт работы с детьми в современной школе или временном детском коллективе (лагере). Важно иметь этот опыт в описаниях (дневники педагогической практики, отче. ты о педагогической практике и т.п.). Источники: 1. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Россий. ское педагогическое агентство, 1995. 2. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. - Рига.М.: Педаго. гический центр «Эксперимент», 1997. 3. Лукашенок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учите. ля. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 4. Фрумин И.Д. Тайны школы. - Красноярск, 1998. КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________133 Методические рекомендации к проведению курса Глубину произведения можно имитировать темнотой стиля. СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Предварительные замечания Курс по жанру может быть проведен как тренинг с вводными неболь. шими лекциями и отработкой практических навыков анализа конфлик. та, поведения в конфликте и навыков ведения переговоров. Мы предлага. ем использовать в нем известные преимущества малых учебных групп: динамические эффекты (групповая сплоченность, ценностно.ориентаци. онное единство, идентификация с группой, групповое влияние), простран. ственную организацию (общее контактное поле - круг, прямой контакт студентов (face.to.face contact), работу в микрогруппах. Это означает, что количество студентов в группе желательно не более 12.18 человек. План и временная организация занятий могут быть построены исходя из этих соображений. Один из возможных вариантов общей логики и пошаговой последова. тельности занятий отражен в Таблице № 1. Курс можно разворачивать как определенную последовательность совместных действий преподавателя и студентов. В этом варианте каждый шаг начинается с постановки общей задачи (совместного действия), которую необходимо решить. Совмест. ное действие выстраивается так, что в результате его осуществления до. стигаются предварительно определенные результаты, которые фиксиру. ются также совместно. 134______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ Таблица 1 Общая пошаговая последовательность практикума 1. Ожидания. 2. Теоретическая лекционно.семинарская часть занятий: понятийный ап. парат и схемы описания и анализа конфликтов. 3. Анализ случаев: введение представлений о моделях разрешения конфликта. 4. Семинарские занятия: особенности нового подхода к проблеме конфликта с использованием игровых процедур. 5. Игра «Переговоры в школе»: обнаружение стереотипов конфронтации. 6. Введение представлений о технологии переговорного процесса. Трени. ровка переговоров. 7. Введение представлений о подготовке к переговорам. Тренировка пере. говоров с подготовкой. 8. Введение представлений об анализе переговоров. Тренировка анализа пе. реговоров через затруднения. 9. Введение представлений об организации переговоров (посредничество). Тренировка организации переговоров. 10. Обсуждение результатов практикума. В Таблице № 2 отражена та же последовательность практикума, но при этом отмечены общие организационно.содержательные характери. стики каждого шага. Описано, в чем состоит совместное действие (цель шага), в чем состоят действие преподавателя и действия студентов, а так. же результат каждого шага. Фиксация результатов каждого шага является важной составляющей работы и относится к способам оценки и обрат. ной связи о продвижении в работе. КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ Таблица 2 Методическая последовательность занятий
МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ
КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ На начальном этапе важно задать контекст практического примене. ния знаний и опыта студентов, приобретаемых на занятиях. Этот контекст важен как для самих занятий, так и вне их - на уроке в школе, на улице, дома, в неформальной обстановке с детьми. Это создает атмосферу, при которой знания и навыки, осваиваемые на практикуме, расцениваются студентами как общие для всех, универсальные. Это, в свою очередь, со. здает предпосылки серьезного образовательного эффекта и перестрой. ки социального поведения студентов. Очень важными являются ожида. ния преподавателя. Они должны быть сформулированы ясно, в простой форме и иметь отношение к социальному поведению студентов, к их на. выкам общения и взаимодействия. Процесс обсуждения ожиданий на практикуме желательно строить как первую пробу переговоров, и в его итоге должно появиться явное или не. явное соглашение о работе между преподавателем и студентами. Согла. шение должно быть достигнуто по узловым моментам практикума: теме (как ее интерпретировать и понимать), программе (что нам предстоит), целям (чего мы хотим), расписанию (когда мы будем заниматься), оце. ниванию (как будет оцениваться работа) и нормам (каким нормам мы будем следовать в работе).
138 МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ Часть 1. Конфликт 1.1. Понятие и феномен конфликта. Современное состояние исследований проблемы конфликта (методологический аспект) С того момента, когда человек встал на ноги, он не может обрести равновесия. СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ Вопросы для изучения темы: 1. Что имеют в виду, когда говорят: «это конфликт»? 2. Какие смыслы вкладывают в содержание понятия «конфликт»? 3. В каких отношениях находятся такие понятия как «противоречие» и «конфликт»? 4. Можно ли представить себе разрешение конфликта без разрешения противоречия? Если определять временные рамки оформления проблемы конфликта как относительно самостоятельной, то необходимо, по.видимому, начинать с работы Георга Зиммеля «Конфликт современной культуры» [1]. Разумеет. ся, и до нее были серьезные работы, так или иначе посвященные конфлик. ту (см., например, К. фон Клаузевиц, 1834 [2]; Г.Гегель, 1840 [3]), но в книге Г.Зиммеля впервые предпринята попытка рассмотреть конфликт как сис. темное и необходимое явление культуры в целом, а не как предмет отдель. ного научного знания. «Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некото. рой духовности, а дух, в свою очередь, поднялся до состояния культуры, в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|