Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






М.С. Хромченко Б.И. Хасан 18 страница




1. важно «чувствовать» сам «ход» программы, ее динамику; важно делать следующий шаг, опираясь на действительно сделанный, предыдущий;

2. важно заранее представлять себе, по каким критериям будет опреде. ляться успешность, эффективность практикума в целом.

Многое из оценок результатов практикума связано с опытом работы тренера и его стилем. Однако основной способ оценки результативности - обратная связь от слушателей. Способы построения обратной связи могут быть разными, но вообще их можно разбить на два типа - откры. тый и закрытый от самих слушателей. При открытых способах построе. ния обратной связи тренер обычно использует прямые вопросы о само. чувствии и результативности, интерпретирует и оценивает поведение сту. дентов, прямо говорит, что соответствует его ожиданиям, а что нет, и т.д. При закрытом способе получения обратной связи, как правило, исполь. зуют косвенные вопросы, проективные и полупроективные техники. При этом тренер не публикует собственного отношения и собственных оце.

210______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

нок для студентов. Например, вы можете попросить слушателей в конце фрагмента занятий представить себе экран телевизора, на котором долж. но появиться какое.то изображение. Какое именно - это дело самих слу. шателей. Главное, чтобы «тема изображения» была связана с занятиями. Тренер оценивает содержание изображения с точки зрения представлен. ных в нем самочувствия и содержания занятий. В нашей практике мы пользовались таким приемом.

Один из наших студентов говорил о том, что «...на экране он видит себя в окружении своих знакомых. Они встретились после занятий и радостно о чем.то разговаривают. Один из знакомых высказывает мысль о том, что за. нятия переговорами - вещь сомнительная с точки зрения полезности для будущего учителя. Учителю лучше учить методику»1.

Если не вдаваться в углубленную оценку фрагмента «на экране», то его содер. жание в области самочувствия хорошее, но студент не видит особого смысла в изучении конфликтов для тренера. Таким образом, при хорошем ощуще. нии от занятий этот студент не имеет образа собственной результативности и сомневается в пользе занятий2.

В качестве другого методического приема можно использовать ри. сунки. Рисунки студентов в самом общем виде можно оценивать так же. В любом случае, тренер получает обратную связь от слушателей о том, как продвигается учебный процесс. При этом важным является представлен. ность слушателям и тренеру областей достижения результатов: навыков анализа, навыков поведения, знаний, самочувствия.

Нельзя говорить об однозначном преимуществе открытых способов оценки перед закрытыми, потому что выбор способа оценки зависит от ситуации, которая складывается в группе, и от целей самого тренера. В одних случаях (как правило, в начале программы) более уместны закры. тые способы, а в других (ближе к финалу) - открытые.

Для удобства способы оценки сведены в таблицу. В клетках даны при. меры тех или иных способов оценки соответствующей области. По ней легко ориентироваться и добавлять собственные методы оценки резуль. тативности.

1 Март 1999 г. Занятия с группой студентов - будущих учителей математики. Второе заня. тие в семестровом курсе, посвященное анализу ситуаций.

2 Естественно, что это грубая оценка. Но если, например, вы имеете ситуацию, когда поло. вина слушателей воспроизводит образы вроде этого, то вам необходимо задуматься над тем, как вы построили занятия. Скорее всего что.то идет не совсем правильно.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

Таблица 1 Способы обратной связи и области оценивания
  Навыки поведения слушателя Навыки анализа слушателя Знания слушателя Самочувствие слушателя
Скрытые способы обратной связи Наблюдение Шкальная отметка1 Слушание Рисунок
Открытые способы обратной связи Интерпретация видеозаписи, протокола Рефлексия аналитической части Интерпретация теста Интервью

В конце каждого логически законченного шага мы проводим общую рефлексию того, что сделано, используя преимущественно открытые спо. собы оценки и обратной связи. Один из возможных примеров для этого следующий.

Тренер предлагает подвести итог в виде ответов на вопросы:

1. Мы завершили логический фрагмент нашей работы. Каково ваше об. щее впечатление от сегодняшнего дня (этого фрагмента работы)?

2. На какие результаты вы рассчитывали, и что вы получили? Выскажите положительные и отрицательные суждения, сделайте вывод за этот день. Почему вы так считаете?

3. На сколько процентов вы удовлетворены? 0% соответствует полная неудовлетворенность, 100% соответствует полная удовлетворенность сегодняшним занятием.

Для подведения итогов можно также использовать и другие итоговые вопросы и самооценочные шкалы.

Ниже представлена вся последовательность шагов с описанием ре. зультатов каждого шага, действий и способов обратной связи (оценки ре. зультатов). В последней колонке приведен критерий, по которому можно судить о достижении результата. Тренер может использовать таблицу как «рабочую карту», применяя ее для оценки работы группы.

1 В качестве шкалы можно использовать обычную шкалу от 1 до 5, можно использовать шкалу от 1 до 10, можно воспользоваться «процентами» от 0% до 100%. Любой предмет оценки «полагается» в соответствующую область оценивания, а студенты располагают его на соответствующей шкале.

212______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

Полезные советы тренеру (что хорошо работает и чего желательно избегать)

Можно выделить несколько полезных, с нашей точки зрения, правил и рекомендаций для тренера из опыта работы:

1. Хорошо, если текстовый материал находится в «раздатке» и слушате. лям можно обратиться к тексту в любое удобное для них время. Как показывает практика, слушатели чаще читают тексты после того, как выделен контекст, а не по заданию тренера. Поэтому важно создать ситуацию, после которой можно сказать: «это описано там.то», чем давать прямое задание: «прочтите это».

2. Хорошо «работает» видео. Если у вас есть возможность проводить прак. тикум с видеозаписями, делайте это на основных играх и упражнени. ях. Это несколько увеличивает время занятий, но одновременно по. вышает эффективность рефлексии. Вы имеете возможность «показать пальцем» на конкретное поведение. Как правило, взгляд на себя со стороны производит на людей сильное впечатление.

3. Лучше проводить занятия в помещениях с легко перемещаемой и пере. страиваемой мебелью, чтобы иметь возможность трансформации про. странства работы под разные цели и упражнения. Парты в школе пло. хо перемещаются, их сложно использовать для целого ряда упражнений.

4. Лучше иметь в помещении несколько досок для работы (несколько листов ватмана или просто широкоформатной бумаги).

5. Если есть такая возможность, то тренеру можно позаботиться о необ. ходимом количестве чистой бумаги для записей.

6. Хорошо, если слушатели будут работать с текстами «под перо», т.е. иметь возможность что.то исправлять в них, писать, делать свои по. метки. Объясните, что это их материал и распоряжаться они им могут по собственному усмотрению.

7. Каждое новое занятие лучше начинать с бесед, «пока все еще не со. брались». Слушатели обычно сильнее доверяют такому неформаль. ному общению. В перерывах можно говорить о том же, о чем и во время упражнений, но более неформально и доверительно.

8. Желательно строго придерживаться установленного времени работы. Даже несмотря на интересный материал, слушатели ценят то обстоя. тельство, что вы выдерживаете договор. Если подошло время переры. ва или окончания занятий, а вы «только разогрелись», лучше напом. нить о времени и спросить решения всей группы на продолжение за. нятий.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

9. Желательно, чтобы занятия были не менее трех часов подряд с пере. рывами. Желательно также не делать перерывы между занятиями боль. ше двух недель. За это время практически теряется контекст работы и его приходится восстанавливать заново.

Таблица 2 Рабочая карта тренера

Результат Действия Способ обратной связи (оценки результата) Критерий достижения
         
  Оформленные Процедуры Соотнесение ожида. Устранимые расхож.
  взаимные ожидания знакомства, ний с изменениями, дения в ожиданиях
  студентов и тренера обсуждение предусмотренными студентов с предпо.
    ожиданий программой лагаемыми измене.
        ниями поведения и
        самочувствия
  Появление основ. Анализ случаев Соотнесение понятий Самостоятельное
  ных понятий и схем студентов, игровые и схем «наивного» и употребление
  нового подхода к процедуры, обсуж. конструктивистского студентами понятий
  анализу и описанию дение примеров подходов к конфлик. и схем анализа и
  конфликта и пере.   там и переговорам описания конфлик.
  говоров     тов в новом подходе
  Обнаружение и Игровая процедура Обсуждение преиму. Студенты дают опи.
  оформление стерео. < Переговоры в ществ и недостатков сания конфронта.
  типов конфронта. школе» конфронтации ционного поведе.
  ционного поведе.     ния участников
  ния в конфликтах     игры, негативно
        относятся к нему
  Появление пред. Игровые процеду. Соотнесение техноло. Поведение студен.
  ставле ний о техно. ры, упражнения. гичного и спонтанного тов в рамках
  логии переговоров Тренировка подхода к переговорам технологии
    переговоров.    
  Появление пред. Игровые процеду. Обсуждение преиму. Поведение студен.
  ставлений о ры, упражнения. ществ и недостатков тов в рамках про.
  подготовке к Тренировка подготовки цедур подготовки
  переговорам переговоров с    
    подготовкой.    
  Появление схем Содержательный и Обсуждение содержа. Самостоятельное
  анализа переговор. процессуальный ния конкретной фазы определение
  ного процесса («Пофазный») переговорного студентами фазы
    анализ хода процесса переговорного
    переговоров.   процесса
    Определение фазы   и его содержания
    текущих перегово.    
    ров.    
  Появление пред. Игровые процеду. Сравнение перегово. Поведение студен.
  ставлений об ры, упражнения. ров без посредника с тов как организато.
  организации Тренировка переговорами с ров переговорного
  переговоров посреднических посредником процесса
  (посредничестве) процедур.    

МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

         
  Перечень индивиду. Рефлексия Составление списка Положительных
  альных достижений положительных и индивидуальных результатов больше,
  студентов отрицательных результатов чем отрицательных
    результатов    
    практикума    

2.1. Шаг первый.

Обсуждение ожиданий слушателей и содержания программы

Мечта рабов - рынок, где можно было бы покупать себе хозяев.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Рабочая карта тренера. Шаг 1

Результат Действия Способ обратной связи Критерий
      (оценки результата) достижения
1 Оформленные Процедуры Соотнесение ожида. Устранимые расхож.
взаимные ожидания знакомства, ний с изменениями, дения в ожиданиях
студентов и тренера обсуждение предусмотренными студентов с предпо.
  ожиданий программой лагаемыми измене.
      ниями поведения и
      самочувствия

Важным обстоятельством в организации начала работы на практику. ме является обсуждение и корректировка ожиданий студентов. Из нашего опыта проведения практикума можно сказать, что это предельно важная точка для работы над навыками и опытом слушателей. Объяснение важно. сти проведения такого разговора состоит в том, что в последующем в те. чение работы приходится обращаться к целям самих слушателей по изме. нению собственного поведения, к их самооценке изменений. В этом смыс. ле необходимо сделать повестку практикума «открытой», потому что у каждого слушателя есть «скрытый проект» взаимодействия с тренером и с другими слушателями. Фактически, содержательная программа практикума во многом определяется именно установками и ожиданиями слушателей.

Поэтому на первоначальный этап не нужно жалеть времени. Кроме того, каждый новый практикум, который мы начинали с обсуждения ожи. даний, выявлял серьезные различия слушателей в их установках на соб.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________215

ственные изменения. Так, студенческим аудиториям (студентам.педаго. гам и студентам.психологам) в основном хочется приобрести системати. ческие представления о конфликтах и переговорах в школе, в организа. циях вообще. На втором месте для них стоят ожидания, связанные с изме. нением собственного поведения. Для взрослых людей, работающих в му. ниципальной системе управления чиновниками (управляющими и спе. циалистами), характерны два типа ожиданий: 1) как выходить из конф. ликтных ситуаций с собственным начальством с «наименьшими потеря. ми»; 2) как с помощью знаний о конфликтах и переговорах можно ре. шать собственные семейные и личные проблемы. Мы проводили данные занятия и с работниками коммерческих структур. Для них характерен другой ряд ожиданий: 1) как вести переговоры «с прибылью»; 2) как при. менять «секретные» формулы и техники поведения для того, чтобы побе. дить на переговорах.

Из опыта работы можно сказать, что типичными являются следую. щие ожидания:

- Ожидание систематизации такой области знания, как конфликты и переговоры.

«Я хочу больше узнать об этом», «Мы мало про это вообще знаем», «Хотелось бы послушать хорошие лекции по конфликтам, получить систематическую базу знаний о конфликтах и переговорах».

- Ожидание приобретения и прямой тренировки навыков эффектив(ного (как правило, «победного») поведения в конфликтах.

«Я ожидаю приобрести на практикуме навыки практического поведения в переговорах, в разрешении конфликтов», «Хотелось бы потренироваться и узнать, как правильно вести себя в конфликтах, как с достоинством выхо. дить из конфликтных ситуаций».

- Ожидание приобретения и прямой тренировки навыков поведения в переговорах.

«Нам ежедневно приходится вести разные переговоры, но ни разу не прихо. дилось тренироваться в правильном поведении на переговорах. Я раньше не за. думывалась об этом: с чего начать, как говорить первые слова и т.п. А ведь это важно. Это важно практически».

- Ожидание того, что тренер покажет «секретные» приемы и техно(логии поведения в конфликтных ситуациях.

«Вы же психолог, вы, наверняка, знаете много приемов психологического влияния на людей и в конфликтах, и в переговорах». «Я слышала про то, что 80% информации люди черпают из невербального общения, я читала книги про это. Но вот как это можно эффективно использовать? Вы ведь, навер. няка, знаете. Поэтому я ожидаю, что мы будем разбирать язык невербаль. ного общения».

216______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

- Ожидание того, что практикум поможет разрешить конфликтные ситуации личного характера (в семье, с друзьями, на работе).

«У меня дома конфликт с родителями, если это возможно, я хотел бы его ра. зобрать и понять, как себя вести в этой ситуации». «Я поссорилась с детьми в школе. Я проводила уроки на практике в школе, и дети не приняли меня. Сей. час конфликт между нами затянулся, и я хотела бы как.то его разрешить».

Таким образом, через ожидания тренер может понять скрытый про. ект (основания и целевые установки) взаимодействия участников, то есть буквально то, чему они попробуют учиться «на самом деле». Программа в этой стартовой точке нуждается в опубликовании и закреплении. Важно, чтобы группа в целом приняла решение о направлении работ и измене. ний, о том, какое время и чему посвятить. Важно, чтобы тренер открыто сказал, какие ожидания, с его точки зрения, реальны, а какие нет. Что про. грамма может позволить, а что нет.

В практике нашей работы был такой случай:

Один из студентов сказал, что он ожидает, что на этих занятиях можно будет разобрать его конфликт с преподавателем университета. Тренер не придал этому большого значения и сказал, что, по всей видимости, на занятиях это. го сделать не удастся, потому что мы будем разбирать конфликтные ситуа. ции в школе; конфликтные ситуации, которые происходят между детьми и учителями, между самими учителями и т.п. Студент промолчал, но при под. ведении итогов и в первое, и во второе, и в последующие занятия говорил, что занятия ему практически ничего не дали. Вот одно из его замечаний: «Се. годня мы много разговаривали про конфликты, связанные с оценкой по пред. мету (имелся в виду учебный предмет), но я так и не понял, какая из этого может быть польза? Сегодняшнее занятие для меня было почти что беспо. лезным». Остальные студенты находились в недоумении. Они по итогам этих же занятий сделали прямо противоположные выводы.

Феномены такого сопротивления тренеру и занятиям в целом связа. ны с тем, что тренер не позволил развернуть проект взаимодействия од. ного из слушателей. При этом вся интерпретация событий слушателем фокусируется вокруг его ожиданий.

Один из вариантов обсуждения ожиданий в учебной группе может состоять в следующем.

Краткое объяснение тренером специфичности темы «Переговоры и конфликты» и жанра занятий. Важно подчеркнуть, что практикум пред. полагает экспериментирование с собственным поведением, тренировку и закрепление эффективного для разрешения конфликтов поведения. Сама тема конфликта предполагает, что тот, кто говорит про конфликт, ведет себя в конфликте эффективно.

На следующем этапе можно спросить об ожиданиях каждого слуша. теля от этих занятий. Можно предложить это сделать в малых группах -

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________217

по 2.3 человека, а затем попросить одного человека от группы предста. вить каждого и сказать о его ожиданиях на практикум. Возможен другой вариант: предоставить слово каждому студенту по кругу примерно с та. ким комментарием: «Для нас важно, чтобы каждый представился так, как ему удобно, и сказал, чего он ожидает от практикума. Можно минуты три подумать и собраться с мыслями. Можно спрашивать и уточнять у каждо. го, что он хотел сказать». После этого возможно представление слушате. лей (обычно просто по имени) и сообщение об ожиданиях. Тренер в та. кой ситуации обычно придерживается простого правила: не перебивать друг друга, выслушать до конца. Если ожидания сформулированы не очень конкретно (т.е. не относятся к области знаний, навыков или опыта), то можно попросить студента уточнить, что он имеет в виду. Все ожидания и имена желательно записывать. Это важно потому, что к концу программы можно будет соотнести стартовые ожидания и результаты, полученные в ходе практикума. Если тренер слышит какие.либо неоправданно завы. шенные или неадекватные, с его точки зрения, ожидания, можно это об. судить прямо здесь, чтобы определить «скрытый проект взаимодействия».

После того, как прошли обсуждения, тренеру можно резюмировать ожидания студентов и высказать свои ожидания на программу и участие студентов. Желательно соотнести ожидания студентов и ожидания трене. ра, провести обсуждение противоречащих ожиданий.

После того как ожидания соотнесены, тренеру можно рассказать о программе практикума в жанре «нам предстоит», раздать краткий план занятий1, сформулировать узловые моменты программы и требований. Затем задается вопрос студентам, приемлема ли для них такая програм. ма. После этого может состояться обсуждение программы, расписания работы и прочих, важных для слушателей и тренера вещей.

Таким образом, общий результат первого шага состоит в том, чтобы познакомиться друг с другом и соотнести ожидания на работу.

Как тренеру оценить результаты первого шага?

Мы используем для этого простые проверочные техники. Попробуй. те ответить на следующие вопросы:

1. Помнит ли тренер всех участников по именам?

2. Помнит ли тренер, кто и какие ожидания высказал?

3. Определил ли тренер противоречивые (конфликтные) ожидания сту. дентов? В чем состоит противоречие?

1 В качестве плана для обсуждения можно использовать Таблицу № 1 (см. выше, в Методи. ческих рекомендациях к построению курса в настоящем пособии).

МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

4. Представляет ли тренер особенности программы, которую нужно про. вести именно с этими слушателями? Каковы особенности этой про. граммы?

5. Определил ли тренер «проблемных» участников?

К возможным (типическим) ошибкам этого шага можно отнести сле. дующие:

- кто.то из слушателей не сказал о своих ожиданиях.

- не обсуждены противоречивые ожидания слушателей.

- не обсуждены ожидания слушателей, разворачивание которых тре. нер не предполагает в работе.

- тренер не обозначил, что предстоит как программа конкретной ра. боты (что мы будем делать и каких результатов будем добиваться).

2.2. Шаг второй.

Введение в модели разрешения конфликта

Не скрещивай шпагу с тем, у кого ее нет.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Рабочая карта тренера. Шаг 2

Результат Действия Способ обратной связи (оценки результата) Критерий достижения

Появление основ. Анализ случаев

ных понятий и схем студентов, игровые

нового подхода к процедуры, обсуж.

анализу и описанию дение примеров конфликта и пере. говоров

Соотнесение понятий и схем «наивного» и конструктивистского подходов к конфлик. там и переговорам

Самостоятельное употребление студентами понятий и схем анализа и описания конфлик. тов в новом подходе

Введение в модели разрешения конфликта наиболее интересно де. лать на случае, истории из реальной школьной жизни, так чтобы разоб. рать для этого случая основные понятия, используемые в практикуме. Случай изложен на карточке и предъявляется как раздаточный материал для студентов вместе с вопросами. Хорошо, если у тренера имеется соб. ственный банк случаев из школьной жизни.

Для изучения теоретических вопросов конфликта можно взять две пер. вые темы из первой части пособия. В нем приводятся описание конструк. тивного подхода к конфликту, литература и вопросы для изучения.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________219

Вместо работы с заготовленными историями можно использовать сле. дующий прием работы.

Попросите участников вспомнить какую.либо проблемную или кон. фликтную ситуацию в школе. Обязательно, чтобы слушатели вспоминали только те ситуации, участниками которых они были сами либо лично наблюдали, как разворачивалась ситуация. Далее дайте задание описать эту ситуацию на листке бумаги. Попросите, чтобы описание было как можно более подробным и включало в себя:

1. описание участников (кто был участником ситуации);

2. описание предмета взаимных притязаний участников;

3. описание развития ситуации (с чего все начиналось, как события раз. ворачивались далее, на чем все закончилось или остановилось). Можно попросить слушателей использовать выразительные литера.

турные средства при описании случая, стараясь употреблять такие приемы не в ущерб фактам. При таком варианте можно достигнуть большей вовле. ченности студентов, но потерять время на прояснении ситуации, на при. ведении ее «в читабельный вид».

При проведении этого занятия учебную группу можно разбить на под. группы по 3.5 человек с заданием приготовить сообщение от подгруппы по всему списку вопросов. Во время проведения работы тренер уточняет вопросы подгруппам, обращает внимание на то, чтобы ответы были яс. ными.

Для анализа ситуации мы используем такую последовательность с со. ответствующими вопросами.

1. Опознание.

1.1. На что это похоже?

1.2. Как это можно назвать в целом?

1.3. Какую метафору вы бы использовали для этого случая?

2. Анализ противоречия (проблемы).

2.1. В чем состоит противоречие? (Например, с одной стороны..., а с другой...)

2.2. Какой материал вовлечен во взаимодействие, какой материал «на. пряжен», сопротивляется участникам?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных