Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






М.С. Хромченко Б.И. Хасан 22 страница




3.3. Эксперимент для изучения рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии1

Ах, если бы мы могли

видеть жизнь, а не ситуацию.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Эксперимент представляет собой подготовку и осуществление ком. муникативного акта при заведомо определенных конфликтогенных ус. ловиях. В эксперименте в зависимости от модификации участвуют от трех до шести испытуемых, разделенных на две группы.

Участникам эксперимента в инструкции сообщается, что все они бу. дут готовиться к акту коммуникации (переговорам) от имени группы или от себя лично, а затем после подготовки один из них (кто - они определя. ют сами) осуществит реальное взаимодействие с представителем из вто. рой группы, реализующей другую роль во взаимодействии.

Возможные варианты типов коммуникаций:

- педагог - ученик;

- педагог - родитель;

- руководитель - подчиненный;

- ученик - ученик;

- педагог - педагог;

- психолог - педагог и др.

Затем для групп (каждой в отдельности) выдается информация, необ. ходимая для освоения роли и подготовки к взаимодействию.

Необходимость выработки согласованного группового решения, обус. ловленного предстоящим ответственным представительским выступле. нием одного из участников приводит в группе к «мышлению вслух», что дает экспериментатору и наблюдателям возможность изучать в динамике весь процесс проявления и развития отношений, выработки, реализации, анализа оснований и коррекции решений (при хороших условиях жела. тельна видеосъемка для последующего анализа всей группой).

Эксперимент проводится в несколько этапов.

1(й этап. Обсуждение исходной информации и принятие согласо. ванного решения о стратегии будущего взаимодействия; выдвижение фигуры для реального контакта.

1 Данная методика была специально разработана для выделения операциональных эле. ментов в рефлексивном акте и изучения их зависимости от конфликтных характеристик (Б.И.Хасан, 1986). В качестве теоретико.методологических оснований разработки поло. жены работы Н.Г.Алексеева и Г.П.Щедровицкого.

260______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

2(й этап. Реализация избранной стратегии во взаимодействии (в при. сутствии с каждой из сторон остальных участников эксперимента, но без их вмешательства в акт взаимодействия).

3(й этап. Прерывание (прекращение) взаимодействия и возвраще. ние к обсуждению в группах. Анализ и коррекция действий сторон вплоть до замены исполнителей.

4(й этап. Возвращение к взаимодействию после группового обсужде. ния и коррекции стратегий (тактик). При необходимости 3.й и 4.й этапы могут повторяться до тех пор, пока участники не сочтут задачу решенной.

5(й этап. Совместное (экспериментатор и обе группы участников) обсуждение хода и результатов взаимодействия.

С точки зрения обнаружения рефлексивных процессов наибольший интерес представляет 2.й этап, во время которого происходит как бы «раз. двоение» позиционера (при условии присвоения роли, значимым каче. ственным признаком которой является переход в обсуждении ролевого поведения от местоимений «он», «она», «они» к местоимениям «я», «мы»).

В качестве материала для принятия ролей и выбора сторон для веде. ния переговоров можно предложить сюжет из телесериала «про школу».

В 11 классе 5 и 6 уроки - сдвоенный урок физики. После звонка в класс вхо. дит Зоя Витальевна (З.В.) (возраст примерно от 44 до 48, не замужем, в школе - сразу после пединститута, последние 10 лет завуч). З.В. останавливается в дверях, принюхивается.

- Ну, это уже совсем 11.а до ручки дошел. Кто курил в классе?! Тишина.

- Всем встать! Еще раз спрашиваю: кто курил в классе? Все стоят. Тишина.

- Так, понятно. Все как обычно. Гадить умеете, отвечать - нет. Если сейчас же тот, кто курил, не выйдет к доске, всему классу будет снижена годовая оценка по физике.

К доске медленно выходит юноша, за ним еще один, затем девушка и еще трое или четверо.

- Замечательно, (называет вышедших по фамилиям и отмечает в журнале.) Я полагаю, вы прекрасно знали, нарушая школьное правило, что делали и чем это чревато. Вам будет снижена оценка по физике за год. Все могут садиться, переходим к уроку.

Вышедшие проходят на свои места.

В классе начинается гул недовольства, из которого становится понятно, что тот, кто курил, на самом деле к доске не вышел. К нему поворачиваются, вы. разительно смотрят, негромко, но язвительно намекают про мужское пове. дение. Наконец «виновник» встает и выходит к доске:

- Это я один курил. В окно. Мне и снижайте оценку. З.В., делая еще одну отметку в журнале:

- Где же ты раньше был? Теперь поздно. Те, кто тебя из ложного чувства това. рищества прикрыл, сами взяли на себя ответственность. Правда, тоже не сра. зу и, по.моему, как.то очень уж демонстративно. Я считаю, что поскольку они

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________261

солидарны с тобой, то тоже заслуживают наказания. Все. Решение принято.

Наказаны будут все, кто тебя прикрывал, вместе с тобой.

В классе нарастает гул недовольства, слышны возмущения. Только одна (по

предыдущему сюжету понятно, что староста) девушка вроде бы оправдывает

учительницу.

На этом эпизод заканчивается.

Второй эпизод.

В классе во время перемены. Ребята выясняют отношения с виновником, ко.

торый лениво отбивается:

- Кому охота была с ней связываться? Покричала бы и успокоилась. Не так.то просто снизить всему классу оценки за год. Это ведь и ей тоже (кивает в сто. рону старосты). И вообще какого черта вы полезли? В герои захотелось? Вот теперь получите.

Один из юношей:

- Надо попробовать побороться. Давайте пойдем к директору, объясним, что Зоя зарвалась. Он ее на место поставит.

- Да надо самим ее на место поставить. Это ж надо додуматься: оценку за год. Ну мне еще куда ни шло, а у Мишки медаль может накрыться. (К Мишке) -Ты.то чего высунулся? (Глядя на одну из девушек, понимающе спохватывает. ся) - А, понял. Ну тогда все получают, что хотели.

- А я придумал как Зою проучить...

Дальше сюжет разворачивается в показ оппозиции самостоятельного воздействия на учительницу или через апелляцию к высшей инстанции.

Интересен эпизод разговора группы учеников с директором.

Директор (после объяснения ситуации, главными пунктами которого были:

наказание в действительности невиновных и чрезмерная суровость нака.

зания):

- Вы же отлично знали, что курить в школе категорически запрещается. Знали?

- Знали.

- Вы люди взрослые. Провинились, имейте мужество нести ответственность. А то, как малыши: набедокурили и «мы больше не будем, не наказывайте нас». Пора уже повзрослому строить отношения.

Дальше в сюжете сериала появляется фигура психолога, которого ди. ректор пригласил для разрешения конфликта.

Психолог начинает изучать личностные характеристики учительни. цы, обнаруживает ее одиночество и другие трудности и предлагает пси. хотерапевтическую помощь. Это предложение с негодованием отверга. ется и следом предъявляется ультиматум директору: «Или я или психолог».

11 класс прибегает к придуманному способу самостоятельного воз. действия на противницу. Эта затея проваливается, так как «кто.то донес». Теперь класс занимается выяснением, кто донес, и раскалывается на два лагеря: «активных» и «болото». В эти разборки втягивается молодая учи. тельница - классный руководитель. Она, конечно, на стороне ребят и пытается поговорить с З.В. (оказывается, она ее бывшая ученица). В раз. говоре З.В. «ставит свою молодую коллегу «на место».

262______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

Приглашенный в школу психолог последовательно встречается со все. ми персонажами, предлагая им помощь в том, чтобы разобраться в себе. Почему то его предложения все отвергают.

В это противостояние постепенно втягиваются родители и остальные учителя.

В финале виновника не допускают к выпускным экзаменам в этом году и он готовится к службе в армии. Тем, кто претендовал на медаль в конце концов удалось ее получить. Девушка.староста была вынуждена заканчивать другую школу после нервного срыва (это наказание за не. посредственность и честность). Влюбленные одноклассники (Миша и та, из.за которой он рискнул) расстались. З.В. что.то поняла.

Если не обращать особого внимания на некоторый литературный штамп, представленный сюжет в отдельных своих фрагментах достаточ. но типичен для современной школы. Это значит, что он может рассмат. риваться в качестве макета и из него можно выбирать эпизоды для моде. лирования конфликтов в рамках предложенной выше схемы.

Во время подготовки к взаимодействию важно вести наблюдение за обсуждением в группах и выдерживать согласование некоторых деталей: имен, времени, возраста ребенка, места действия и т.д. Иначе во время контакта могут произойти сбои, в значительной мере элиминирующие эффект эксперимента.

Наблюдение на первом этапе дает важные показатели для диагности. ки социальных групповых стереотипов конфликтного поведения, а так. же данные для обобщения по этим аспектам.

Важно отмечать диапазон возможных (заявлявшихся в группах) пер. спектив в разворачивании взаимодействия и его исходов.

Особое место в данном эксперименте занимает сравнительный ана. лиз первичных (навязанных фабулой) установок с реальными действия. ми и исходом взаимодействия.

В динамике и характере действия групп важно выделять особенности в отношениях между действующим представителем и остальной группой, контролирующей ход взаимодействия как бы извне (натурализация реф. лексивной позиции). Рекомендуется при анализе специально обращать внимание наблюдателей на выяснение вопроса о том, на что более всего было направлено внимание самого наблюдателя.

В качестве модели для наблюдения можно использовать схему раз. вернутого акта рефлексивной коррекции: - остановка непродуктивного действия за счет перехода в аналитичес.

кую позицию;

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________263

- отчуждение.объективация действия за счет его специального оформ. ления;

- содержательная реконструкция ситуации с точки зрения соответствия замыслу.цели;

- соотнесение характеристик действия.взаимодействия с возможнос. тями в данных условиях разрешения общего затруднения;

- соотнесение сложившейся ситуации с содержательным контекстом.

3.4. Игровая процедура «Поток»1

Иногда колокол раскачивает звонаря.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Это занятие представляет собой специально отрегулированное взаи. модействие нескольких групп по 2.3 человека в условиях очевидно зна. чительного неравенства ресурсов. Всего участников игры может быть до 30 человек, объединенных в 10 игровых групп. В других вариантах воз. можно участие индивидуальных «игроков» и соответствующих позиций может быть меньше, однако практика проведения подобных занятий по. казывает, что полноценную конфликтную модель можно получить при участии не менее 6 позиций.

Разыгрывается простая модель экономической ситуации. Играющие пространственно расположены по следующей схеме (см. рис. 1).

Рис. 1

1 Данная процедура разработана в Новосибирском филиале ВИПК Минэнерго в 1986 году для подготовки управленческого персонала отрасли и для изучения типов принятия ре. шений в конфликтных ситуациях, где стороны обладают неравным ресурсом (по характе. ру), но вполне сопоставимым по эффективности воздействия. Одной из задач в разреше. нии таких конфликтов является обнаружение видимости неравенства и установление не. эффективности директивных стратегий.

264______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

Инструкция

Представьте себе, что на схеме (рис. 1) изображена река, по берегу которой расположено 10 предприятий, руководителями которых являе. тесь Вы. Все предприятия используют для своих нужд воду из реки и отра. ботанную снова сбрасывают ее в реку.

Вы можете принимать решение о сбросе либо очищенной, либо нео. чищенной воды. Вместе с тем, по условиям игры, использовать, взять из реки для своих нужд воду Вы должны только очищенную.

Каждое предприятие условно имеет свою специфику загрязнения воды.

Предварительная (на входе) очистка воды от каждого вида загрязне. ния обходится Вам в 5 тыс. условных денежных единиц (деньги для игры вы получите позже). Это означает, что если, допустим, 3 предприятия из тех, что расположены перед Вами, сбросили неочищенную воду - Вы обя. заны затратить на очистку при входе 15 тыс.

Очистка воды после употребления (на выходе) обходится Вам в 10 тыс., т.е. затраты на эту очистку всегда стабильны и не зависят от располо. жения Вашего предприятия среди других и от их действий.

Для затрат на очистку воды каждому предприятию выдается дотация. Ее величина покрывает без остатка затраты на предварительную очистку при условии максимального загрязнения воды (если все расположенные выше предприятия сбросят неочищенную воду).

Внимание! Вся экономия средств, выделенных на очистку, перечис. ляется в прибыль.

Ваша игровая цель - при рациональном использовании реки полу. чить максимальную прибыль.

После того как ведущий убедится, что участники поняли эти условия, им выделяются условные денежные единицы в таком порядке: 1 группа -не получает ничего, так как к ней всегда поступает чистая вода - выше на реке нет предприятий; 2 группа - 50 тыс.; 3 группа - 100 тыс.; 4 группа -150 тыс.; 5 группа - 200 тыс.; 6 группа - 250 тыс.; 7 группа - 300 тыс.; 8 группа - 350 тыс.; 9 группа - 400 тыс.; 10 группа - 450 тыс.

Затем сообщается, что игра будет состоять из 10 раундов, во время каждого из которых необходимо принять соответствующее решение, со. общить его ведущему и оплатить расходы по очистке воды в банк. Во вре. мя раунда группы не должны взаимодействовать. Такая возможность им представится во время совещания. Собравшись на совещание, группы с учетом основных технических условий игры (необходимость очистки на входе и размер оплаты) могут принять любое согласованное решение, в

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________265

том числе и по своему усмотрению распорядиться имеющейся у них сум. мой. По условиям игры, ведущий не имеет права наказывать группу за нарушение договоренности ее с другими группами, не имеет права взи. мать штраф и пр. Первое трехминутное совещание участники игры про. водят по инициативе ведущего после второго раунда. Затем им сообщает. ся, что все последующие совещания могут происходить по инициативе самих участников, но только в перерывах между раундами и за плату. Так. са: 1 минута - 1 тыс. Это означает, что группа, пожелавшая устроить пере. говоры, обязана дождаться перерыва между раундами, объявить о том, что она берет время на совещание (или другой тайм.аут), уплатить за потра. ченное на переговоры время по таксе. Обычно плата принимается вперед. Конфликтогенность в данной процедуре задается неравенством ре. сурсов участников процедуры при взаимозависимости и взаимовлиянии в игровом пространстве. Основные линии конфликтного поведения раз. ворачиваются во время раунда внутри группы, во время совещаний меж. ду группами.

3.5. Игровая процедура «Общий ресурс»

Плоскость взаимопонимания -идеальное поле битвы.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Игровая процедура «Общий ресурс» является адаптированным вари. антом имитационной игры «Common game», разработанной Ричардом Пауэром, сотрудником отделения психологии университета штата Юта, в 1980 г. для целей межнационального исследования (один из вариантов представлен в методических указаниях по подготовке и проведению ими. тационной игры «У озера». Новосибирск, 1986).

Игровая процедура абстрактна по форме, не требует сложной пред. варительной подготовки. Она может использоваться, с одной стороны, как инструмент индивидуально.психологической диагностики установок и индивидуального стиля деятельности в конфликте; с другой - как пси. ходидактическая тренинговая методика. Отсюда цели игры: обеспечить участникам условия, дающие возможность опробовать в конфликтоген. ной ситуации различные варианты сочетания личных стратегий потреб. ления (в широком философском смысле) со стратегиями партнеров или конкурентов в зависимости от выбранного характера взаимодействия.

266______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

Примечание: предлагаемый вариант игры рассчитан на 6 участни. ков, одного руководителя и его ассистента. Возможны варианты с шес. тью (или более) малыми группами участников с соответствующей кор. рекцией в матрицах очков. Большее количество участников затрудняет диагностику и снижает психодидактические тренинговые качества про. цедуры.

Инструментарий игры: протоколы участников; протокол руководи. теля; матрицы очков; шкала показаний состояния ресурса с движком; кар. точки - показатели стратегий участников (по 6 карточек: красных, зеле. ных, желтых, оранжевых, черных); экраны для скрытия манипуляций уча. стников с карточками; секундомер для фиксации времени совещаний.

Организация и ход игры

Участники рассаживаются за столы (желательно за отдельные и уда. ленные друг от друга на некоторое расстояние). Затем каждый с помо. щью экранов образует на своем столе закрытое пространство таким об. разом, чтобы показанная в нем карточка была видна только ведущему игру и не была видна другим участникам.

Перед участниками вывешиваются или устанавливаются матрицы очков и шкала показаний состояния ресурса. В центре устанавливается сменная матрица - в начале игры нулевая, а справа и слева для ориентира -.8.я матрица и +8.я матрица. Остальные матрицы выставляются на мес. то нулевой по ходу игры в зависимости от показателя на шкале состояния ресурса. Участникам выдают протоколы, которые они должны вести в те. чение всей игры, и по две цветные карточки (красную и зеленую). Затем игрокам сообщается Инструкция 1.

Инструкция 1

Представьте себе достаточно абстрактную ситуацию. Суть ее в следу. ющем: у Вас один общий ресурс (каждый может его себе представить как угодно. Позже у вас будет возможность об этом договориться). Игра зак. лючается в том, чтобы различными способами, пользуясь этим ресурсом и, следовательно, растрачивая (ухудшая) или оберегая его, набрать как можно больше очков (каждому в отдельности и всем вместе). Многократ. ное проведение игры позволило нам составить некоторую квалификаци. онную рейтинговую таблицу участников, где есть свои индивидуальные и групповые чемпионы. По окончании игры, подсчитав результаты, Вы смо. жете определить свое место среди всех ранее сыгравших.

Итак, внимание! Перед Вами шкала показаний состояния ресурса. На ней Вы видите движок, который в зависимости от вашей игры будет пере.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________267

мещаться и показывать, на сколько ухудшается или улучшается ресурс, либо он остается неизменным. В свою очередь, в зависимости от того, на каком месте находится движок, будет выставлена соответствующая мат. рица очков. Чем хуже состояние ресурса, тем меньше очков вы получите, вплоть до минуса.

Например: движок находится на шкале между цифрами.4....5. Очки счита. ются по матрице.4. Допустим, в этом раунде четыре участника показали крас. ные карточки. Смотрим на матрицу. Счет всегда идет по количеству красных карточек в раунде. Значит те, кто показал красные, пишут себе по +3 очка, зеленые - по +22.

Теперь о самом ходе игры. У вас в руках находятся протоколы, в кото. рые вы будете вписывать ход своей игры в каждом раунде и собственный результат в очках по каждому раунду. Количество раундов, которые вам предстоит сыграть, соответствует количеству строк в протоколе.

В каждом раунде Вы можете показать только одну карточку, демонст. рируя ее ведущему игру и обозначая таким образом вашу стратегию в дан. ном раунде.

После этого инструктажа ведущий выдает каждому участнику или каж. дой микрогруппе участников красную и зеленую карточки.

Цвета имеющихся у Вас карточек обозначают две основные стратегии пользования ресурсом. Зеленая карточка, показанная в раунде, принесет Вам максимально большое количество очков, но одновременно ухудшит состояние ресурса по показателям шкалы на столько пунктов, сколько зе. леных карточек будет показано в данном раунде. Таким образом, в последу. ющем он (ресурс) сможет дать меньше очков. Красная карточка не ухудша. ет ресурс, но приносит очков меньше 40% от того, что дает зеленая.

Сейчас мы сыграем три пробных раунда, после чего инструкция будет уточнена и продолжена. Напоминаю, что карточки нужно показывать ве. дущему по его команде: «Внимание, играем».

После объявления результатов каждого раунда ведущий делает запи. си в протоколе руководителя, где отмечает номер матрицы, количество карточек соответствующих цветов. Всего в раунде показывают шесть кар. точек (по количеству участников).

Например, 4 зеленых, 2 красных. Этот результат объявляют участникам. В соответствии с объявлением, движок на шкале показаний состояния ресурса передвигается на 4 деления в сторону ухудшения ресурса (каждая зеленая карточка в раунде вызывает передвижение движка на одно деление в сторо. ну минуса). Как только движок пересекает.1, для подсчета очков вместо ну. левой матрицы выставляется матрица.1 и т.д.

Количество получаемых в раунде очков объявляется по действующей в раун. де матрице в зависимости от количества показанных красных карточек. На. пример: 1 раунд - матрица 0, красных (к) - 4, зеленых (з) - 2. Красные полу.

268______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

чают по 46 очков, зеленые по 108, движок передвигается на 2 деления в сто. рону минуса... 2 раунд - красных (к) - 1, зеленых (з) - 5, движок передвига. ется на 5 делений, выставляется 2.я матрица.1, по ней красные получают по 25 очков, зеленые - по 72.

После трех первых раундов проверяют правильность записей участ. ников. Руководитель отвечает на вопросы в рамках Инструкции 1. Затем участникам выдают желтые, оранжевые и черные карточки и предлагают Инструкцию 2.

Инструкция 2

Сейчас у вас на руках по 5 карточек, т.е. полный набор возможных в этой игре стратегий. Поясню значение каждого цвета. Тот, кто играет жел. той карточкой, поощряет всех тех, кто в данном раунде сыграл красными карточками. Они (те, кто сыграл красными) добавляют к количеству очков, полученных по матрице еще по 10 очков. Сыгравший желтой сам теряет 6 очков, т.е. в соответствующей данному раунду строке протокола пишет.6. Обратите внимание, что количество желтых карточек в раунде не имеет значения, т.е. независимо от того, сколько желтых карточек показано в ра. унде, красные пишут к своему показателю +10, а вот желтые - все по.6.

Тот, кто показывает в раунде черную карточку, наказывает на.20 оч. ков всех, кто в этом раунде сыграл зелеными, независимо от показателя матрицы. При этом количество черных карточек также не имеет значе. ния. А сам сыгравший (сыгравшие) черной карточкой также теряет 6 оч. ков, записывая в соответствующем раунде в своем протоколе.6.

Игра оранжевой карточкой гарантирует участнику при любом поло. жении +6 очков в раунде. Оранжевая карточка никак не влияет на состоя. ние ресурса и исключает зависимость от игры остальных участников.

По условиям данной игры ваш общий ресурс имеет свойство есте. ственным образом восстанавливаться через определенное время. Но чем хуже его состояние к моменту естественного восстановления, тем мень. ше величина восстановления.

И еще один весьма важный момент. Прошу обратить на него особое внимание.

Через определенное количество раундов в игре будут делаться пере. рывы на трехминутные совещания. На совещаниях вы можете обсуждать игру в рамках собственных и совместных действий и принимать любое решение о порядке игры, характере взаимодействий и т.д. То есть догово. риться о чем угодно и как угодно изменить правила, оставив за руководи. телем игры право только следить за изменением состояния ресурса и объяснять получаемые очки.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________269

После объявления Инструкции 2 руководитель игры отвечает на воп. росы в пределах инструкций (некоторые наиболее значимые моменты ин. струкций участники могут записать). Затем игра продолжается с 4 раунда.

Естественное восстановление ресурса производится в раунде, обозна. ченном в протоколе руководителя буквой М, путем перемещения движка по шкале состояния ресурса в плюсовую сторону на количество делений, ука. занных в таблице, помещенной в нижней части протокола руководителя.

При проведении игры руководителю необходимо выдерживать трех. минутные совещания, независимо от их содержания (даже если участни. ки молчат), за исключением тех случаев, когда группа участников прихо. дит к согласованному решению об отказе от совещаний либо об измене. нии их функций.

По окончании игры участники подсчитывают сумму индивидуально. го результата, затем подсчитывается групповой результат. Эти данные в сравнении с результатами других групп сходного контингента (напри. мер, студенты определенного факультета или учащиеся других классов) могут служить формальным показателем уровня согласованности дей. ствий группы, т. е. ее эффективности в межгрупповой или внутригруппо. вой конфликтной ситуации.

Анализ индивидуальных и групповых протоколов вместе с записями совещаний позволяет диагностировать относительно устойчивые стиле. вые характеристики участников в ситуациях совместной деятельности и наблюдать проявление и формирование стратегий поведения в конфликте.

Важной особенностью процедуры является неявность для участников (за исключением случаев, когда на совещании принимается решение о снятии экранов или о согласованном отказе от некоторых из предложен. ных стратегий) авторства блокирующих или мешающих действий, резуль. таты которых немедленно объективируются в состоянии общего ресурса. Т.е. не всегда ясно, кто именно ведет свою игру «против». Таким образом, каждый участник может модифицировать поведение всех остальных и сам испытывать влияние неопределенной фигуры. Конфликт в подобной эк. спериментальной ситуации буквально отделен от его носителей, что по. рождает конфликтогенные ситуации следующего уровня, в которых пред. метом взаимодействия становится выяснение причинных связей и общих результатов совместных действий, т.е. в целом норм, которые регулируют данное взаимодействие.

Для реализации функции психодидактического тренинга материал игры после ее окончания превращается в предмет совместного обсужде. ния руководителя и участников. В ходе этого обсуждения выясняются при.

270______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

чины выбора той или иной стратегии, характер согласований, способы формирования отношений, сопоставляются предложения, выдвинутые в процессе принятия решений, и последствия их реализации.

3.6. Игровая процедура «Конфликт понимания»

У человека два профиля -левый и правый. Да еще два изнутри.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Игровая процедура представляет собой модифицированный вариант упражнения, предложенного Иваном Перлаки для работы с условиями и эффектами нововведений в организациях, и предназначена (в модифи. цированном варианте) для моделирования и изучения ситуаций соотне. сения внутренних и внешних конфликтов в условиях организации пони. мания в учебных коммуникациях или при передаче управленческих ре. шений для исполнения.

Процедура проводится в группе с любым количеством участников.

1.й этап. Экспериментатор приглашает одного из участников в каче. стве помощника. Помощник выступает в роли индуктора. Он садится на стул спиной к остальным участникам и получает лист с достаточно про. стым графическим изображением. Этот рисунок виден только индуктору.

Инструкция 1

Сейчас мой помощник держит перед собой лист бумаги с несложным рисунком. В его задачу входит рассказать Вам о том, что он видит, таким образом, чтобы Вы могли максимально адекватно изобразить аналогич. ный рисунок на своих листах. При этом прошу Вас воздержаться от вся. ких реплик. Работать будем в условиях строгой односторонней связи.

Затем группа приступает к выполнению задания. После окончания лист с исходным рисунком группе не показывается.

Далее группе участников задаются вопросы: - индуктору: Какие трудности он (она) испытывал при выполнении за.

дания? Что он (она) изменил бы в своих действиях, если бы ему (ей)

вновь пришлось выполнять аналогичное задание? Представлял ли он

(она) какое.то конкретное лицо, которому было адресовано описа.

ние рисунка? Представляет ли он (она) себе, какие трудности испы.

тывала группа при выполнении задания?

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________271

- группе: Есть ли удовлетворение от работы индуктора? Какие замеча.

ния можно сделать индуктору? Что можно было бы сделать на месте

индуктора? Каковы причины тех или иных затруднений индуктора?

Есть ли такие затруднения, которые индуктор не осознает? Почему?

2.й этап. Приглашается другой участник в качестве индуктора. Пер. вый при этом занимает позицию супервизора и как испытуемый или ак. тивный участник уже не выступает.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных