Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






М.С. Хромченко Б.И. Хасан 23 страница




Инструкция 2

Теперь Вы уже имеете опыт выполнения подобного рода заданий. Вам предстоит повторить эксперимент с другим, но подобным предыдущему рисунком. Постарайтесь сделать это с учетом тех замечаний, которые были высказаны во время обсуждения.

После выполнения задания рисунок не предъявляется. Проводится об. суждение по вышеизложенной схеме.

3.й этап. Приглашается третий участник в качестве индуктора. Вто. рой переходит в наблюдатели вместе с первым. Они, оба воздерживаясь от комментариев, могут посмотреть, как выглядят рисунки, сделанные по их описаниям участниками. Третьему индуктору предлагается другой ри. сунок; он (она) садится лицом ко всем участникам.

Инструкция 3

Условия нашего эксперимента существенно меняются. Теперь индук. тору разрешается не только видеть вас, но и с вами разговаривать. Вы можете задавать ему (ей) вопросы, делать замечания. Те же права есть и у индуктора по отношению к Вам. Не разрешается только показывать рука. ми. Условие прежнее: Ваши изображения должны быть максимально по. хожи на то, которое описывает индуктор.

После выполнения задания для сравнения предъявляются оба рисун. ка. Победителем объявляется тот участник, у которого наименьшее коли. чество расхождений в рисунках второй и третьей пробы с оригиналами. Затем проводится обсуждение по предложенной схеме и делаются обоб. щающие выводы.

Конфликтность, связанная с необходимостью сопоставить собствен. ные ресурсы трансляции с ресурсами понимающей стороны, обнаружить и преодолеть рассогласования для достижения понимания, основана на привлечении различных средств. Это и становится предметом изучения и дидактического тренинга.

272______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

3.7. Игровая процедура «Экстериоризация внутреннего конфликта»

Пусть показателем будет, сколько населения приходится на одну голову.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Процедура предназначена для тренинга умений моделировать про. цессы разрешения конфликтов в развернутом виде с прогнозом послед. ствий. Возможно также использовать данную процедуру для демонстра. ции и упражнения умений занимать рефлективную позицию в процессе решения сложно организованных задач.

В качестве задачного материала можно использовать известную иг. ровую процедуру «Полет на Луну» (см.: И.Перлаки. Нововведения в орга. низациях. - М., 1978).

Процедура проводится в группе из 9.12 участников. Одному из участ. ников, «субъекту решения», сообщаются условия задачи.

Представьте себе, что Вы капитан космического корабля, совершаю. щего обычный челночный рейс по маршруту Земля - Луна - Земля. На Луне имеется станция со специальной посадочной площадкой. Она рас. положена на освещенной стороне Луны. Экипаж станции знает о време. ни вашего прибытия и, как обычно, готов к встрече. На Вашем корабле тоже есть экипаж. Количество его членов и функциональные обязаннос. ти Вы можете вообразить произвольно.

Теперь внимание! При выходе на лунную орбиту в Вашем корабле про. изошла поломка, и Вы совершили вынужденную посадку на освещенной стороне Луны на расстоянии не менее 500 км от лунной станции. Направ. ление, в котором находится станция, Вам не известно.

В сложившейся ситуации Вам предлагается определить степень важ. ности следующих предметов. Самому важному в этой ситуации предмету присваивается № 1, наименее важному - № 14. Все остальные предметы должны получить порядковые номера от 1 до 14. Учтите, что ни один пред. мет не может остаться не пронумерованным и два разных предмета не могут иметь один и тот же ранговый номер.

Одновременно с субъектом решения задачу могут решать все участ. ники группы (им раздаются бланки). Обычно на ранжирование дается около 3.х мин. Перед тем как участники приступят к работе, можно от. ветить на некоторые вопросы, но ни в коем случае не касающиеся осно.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________273

ваний принятия решения, а только о функциональном прямом назначе. нии предметов, входящих в предложенный перечень. На все остальные вопросы может быть дан такой ответ: «Вы капитан, никто лучше Вас об этом не знает». Т.е. по условиям игры компетентность участников всегда достаточна.

После заполнения бланка у субъекта решения выясняется, единствен. но ли возможный этот (им предложенный) вариант решения.

Характер задачи подразумевает не менее трех вариантов оснований для ранжирования предметов. В условиях выбора необходимо предста. вить в развернутом виде все стратегии. Например, 1) исходя из идеи са. мостоятельно двигаться к станции; 2) исходя из идеи ожидания помощи; 3) синтетическая идея и др.

Субъекту решения предлагается «передать» возможные основания ре. шения соответственно числу предполагаемых оснований разным груп. пам. Если будут выделены три варианта оснований, то - трем, и т.д.

Всем этим группам (они формируются произвольно или по решению ведущего) выдается по одному бланку, где они должны произвести вто. ричное ранжирование (первичное было индивидуальным) с максималь. но детализированными основаниями. Участникам групп разрешается пользоваться своими индивидуальными решениями. Время на групповую работу не ограничивается, но фиксируется для последующего обсужде. ния и определения, какая из групп более оперативна в процессе согласо. вания.

После окончания работы во всех группах предлагается организовать экспертный совет, который должен выработать ключевое решение дан. ной задачи. Для работы в совете приглашаются по одному представителю от каждой группы. Каждый эксперт должен будет подписать общее реше. ние, которое без его подписи считается недействительным. Это означает, что каждый эксперт обладает правом «вето». Члены совета заполняют один общий бланк.ключ.

Затем все принятые до этого решения сравнивают с ключевым и под. считывают разницу. Сумма разницы - это количество штрафных баллов. Наименьшее количество штрафных баллов означает индивидуальный или групповой выигрыш.

Субъект решения заполняет свои собственные бланки на каждом эта. пе «движения» задачи, наблюдая (без вмешательства) за ходом обсужде. ния в группах и на экспертном совете, т.е. работает параллельно всем ос. тальным участникам.

274______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

В заключении процедуры интервьюируется субъект решения о том, насколько развернувшаяся в группах дискуссия соответствовала динами. ке осуществления выбора, на каких этапах процедуры и с какими группа. ми происходила солидаризация, какие варианты решений были отверг. нуты, каково отношение к отвергнутым вариантам?

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________275

Часть 4. Библиография.

Зарубежные и отечественные исследования конфликтов. История и современность

4.1. Исследования конфликтов человеческой души в глубинной психологии и в психоанализе

Психоанализ сделал первый отчетливый исследовательский шаг в по. нимании глубинных проявлений человеческой психики. Несомненно, что центром его практических и исследовательских усилий являлись и явля. ются конфликты и коллизии человеческой души.

Динамика развития самого психоанализа конфликтна. Знаменитая эмансипация основных союзников З.Фрейда - К.Г.Юнга и А.Адлера пока. зала, что психоанализ может меняться. Дальнейшие шаги психоанализа подтвердили это. С 30.х годов XX столетия в работах психоаналитиков явно усилилась роль социального и социально.психологического аспек. тов человеческой жизни. Однако он остается неизменным в принципи. альных представлениях: бессознательное существует и определяет жизнь человека; конфликты и противоречия души являются и двигателем и тор. мозом человеческого развития; развитие человека в онтогенезе перио. дично и закономерно; человек может меняться через лечение или обра. зование.

В этом смысле в истории психоанализа можно выделить два полюса практики, вокруг которых он сосредотачивался в тех или иных его вари. антах: психотерапия и педагогика. Именно в зависимости от практичес(кого отношения к конфликту психоаналитик или учил (образовывал), или лечил (исцелял). В известном смысле мы можем сказать, что психоанализ прошел путь развития от невроза и его содержимого (либидо, власть, ар.

276______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

хетип) к конфликту как механизму движения души и сущностной харак. теристики человека; от невроза как «неудавшегося» конфликта - к конф. ликту как потенциалу развития.

Феномен сопротивления лечению в психоанализе все больше пони. мается не только как симптом и стартовая точка исцеления, но и как сим. птом и стартовая точка развития.

Центральной характеристикой исследования конфликтов можно при. знать направленность на их бессознательную природу. Цель практичес. кой работы состоит в осознании скрытых, но детерминирующих поведе. ние человека аффективных конфликтов (неврозов) как забытых собы. тий индивидуальной биографии. Вместе с тем уже в работах родоначаль. ника глубинной психологии З.Фрейда содержится описание педагогичес. кого смысла конфликта.

Список рекомендуемой литературы:

1. Адлер А. О нервическом характере. - СПб..М.: Университетская кни. га., 1997.

2. Бейч Дж.Р., Гольдберг Г. Творческая агрессия. - Нью.Йорк, 1974. Пе. ревод.

3. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. -СПб.: Изд.во Междунар. фонда истории науки, 1991.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л.: Лениздат, 1991.

5. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. - СПб.: «Братство», 1992.

6. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Педагогика, 1991.

7. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре кон. фликта. - СПб.: «Детство.пресс», 1999.

8. Кле Мишель. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М.: Педагогика, 1991.

9. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. - Минск: «Универ. ситетское», 1988.

10. Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/1954). - М.: Гнозис/Логос, 1998.

11. Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоана. лиза (1954/1955). - М.: Гнозис/Логос, 1999.

12. Лейнг Р. Разделенное Я. Киев.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1995.

13. Михеева И.Н. Амбивалентность личности. - М.: Наука, 1991.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________277

14. Нюттен Ж. Мотивация. Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. Гл. IX. Конфликт. - М.: Прогресс, 1975.

15. Одайник В. Психология политики. - М.: Ювента, 1996.

16. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. Семья как психо. терапевт. - М.: Смысл, 1993.

17. Руффлер М. Игры внутри нас. - М.: Изд.во Ин.та психотерапии, 1998.

18. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. - Екате. ринбург: Деловая книга, 1998.

19. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия: Краткое руководство. Под ред. проф. А.И.Белкина, С.И.Съедина. - М., Психологическая и психоаналитическая библиотека, 1992.

20. Философы, социологи, психологи о конфликте: Сборник текстов для студ. психолого.педагогич. фак.та. Часть I. - Красноярск: КГУ, 1991.

21. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа // Введение в дет. ский психоанализ. - М.: 1991. Вып. I.

22. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: Педагогика. Пресс, 1993.

23. Фрейд З. О клиническом психоанализе. - М.: Медицина, 1992.

24. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе: Сб. ста. тей. М..Пг., 1923.

25. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989.

26. Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии «Природа человека». // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Прогресс, 1990.

27. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990.

28. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1995.

29. Хасан Б.И. Классический психоанализ детского возраста и современ. ные конфликты детской души // Классический психоанализ детского возраста. / Под ред. В.В.Макарова, Б.И.Хасана. - Красноярск: Библио. тека прикладной психологии и психотерапии 1993.

30. Хиггинс Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе (главы из книги) // Глобальные проблемы и общечеловеческие цен. ности. - М.: Прогресс, 1990.

31. Хорни К. Женская психология. // Под общей ред. А.И.Белкина, М.М.Ре. шетникова. СПб.: Библиотека психоаналитической литературы 1993.

32. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Изд. группа «Прогресс - Универс», 1993.

33. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Соб. соч. в 3.х т. Т. 3. Смысл. -М.: 1997.

278______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

34. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта //Московский психотерапевтич. журн. 1992. № 2.

35. Юнг К.Г. Конфликты детской души. // Психоанализ детского возраста. М., 1924.

36. Abraham, Jung, Jones, Tausk, Ferenczi, Bearain, Nepallek, Сокольницкая. Психоанализ детского возраста. - М.: Гос. изд.во, 1924.

37. Jakson E. Internal conflict in desires and morals.. Amer philos. quart. Oxford, 1985. Vol 22 № 2.

38. Wedge B. Psychology of the self in social conflict. - International conflict resolution - Brighlon Bulder, 1986.

4.2. Социально-психологическая традиция исследования межличностных и межгрупповых конфликтов

В рамках социальной психологии исследования конфликтов посвя. щены изучению специфических аспектов межличностной, межгрупповой и внутригрупповой динамики. Конфликт представляется одним из видов социально.психологического взаимодействия индивидов и групп. Как пра. вило, исследуется динамика конфликта и ее зависимость от восприятия конфликтной ситуации лиц, в нее вовлеченных.

В этом подходе разработаны систематические и развернутые деск. риптивные модели конфликта; представлены типологические описания уровней конфликтных взаимодействий, феноменальные признаки, харак. теристики сторон.участников конфликта; разработаны условия прогно. зирования последствий конфликтных взаимодействий.

Социально.психологическая традиция изучения конфликтов богата прикладными и практическими разработками, основным предметом ко. торых является регулирование конфликтных взаимодействий и отноше. ний между группами и людьми.

Список рекомендуемой литературы:

1. Анализ и разрешение конфликтов в производственных подразделе. ниях: Методич. разработки. - М., 1984.

2. Айви Аллан Е. Лицом к лицу: Практич. пособие для освоения приемов и навыков делового общения. - Новосибирск: «Экор», 1995.

3. Бейч Дж.Р., Гольдберг Г. Творческая агрессия. - Нью.Йорк, 1974. Перевод.

4. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М.: Рос. пед. агентство, 1998.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________279

5. Бюллетень клуба конфликтологов. - Красноярск: КГУ, 1991.1997. Вып. 1.6.

6. Васильева Е.И., Соснин В.А., Степанов Е.И. Социальные конфликты: организационные и технологические проблемы урегулирования. // Прикладная психология. ПВ, 1997.

7. Гришина Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. - Л.: Ле. низдат, 1990.

8. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социаль. ной психологии. // Психологич. журн. Т. 1. 1980. Вып. № 6.

9. Дэна Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. - СПб., 1994.

10. Егидес А.П. Психологическая коррекция конфликтного общения. // Психологич. журн. Т. 5. 1984. № 5.

11. Ершов А.А. Социально.психологические аспекты конфликтов // Со. циальная психология и социальное планирование. - Л., 1973.

12. Еслирек Франс, Роб Гроотендорст. Аргументация, коммуникация, ошибки. - СПб.: «Васильевский остров», 1992.

13. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: ПИТЕР, 2000.

14. Корнелиус Х., Фейр Ш. Знакомство с понятием конфликт. // Хресто. матия по социальной психологии. - М.: Междунар. пед. академия, 1994.

15. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы Мы Он Ты Я. Психология значимых отношений. - М.: Мысль, 1989.

16. Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление (социаль. но.психологическое исследование причинно.следственных связей). - М.: Наука, 1991.

17. Кудрявцев С.В. Конфликтологический анализ криминогенных ситуа. ций // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально.психологичес. кие исследования. - М., 1990.

18. Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон (обзор зарубежных материалов) // Иностр. психология. - М.: РАН ИП, 1993. Т. 1. № 2.

19. Левин К. Теория поля в социальных науках.

20. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб.: Речь, 2000.

21. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: ПИТЕР, 1997.

22. Мелибруда Е. Я - ТЫ - МЫ. - М.: Прогресс, 1986.

23. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально.психологическое иссле. дование. - М., 1990.

24. Нергеш Янош. Поле битвы - стол переговоров. - М.: Междунар. отно. шения, 1989.

280______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

25. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. // Психологич. проблемы социальной регуляции поведения. - М.: На. ука, 1976.

26. Первышева Е.В. Теоретические принципы исследования межличнос. тного конфликта в советской социальной психологии. // Теоретичес. кие и прикладные проблемы социальной психологии. - М.: МГУ, 1986.

27. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально.психологического анализа конфликта. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М.: МГУ, 1977.

28. Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе: теоретические принципы и опыт экспериментального исследования: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М.: МГУ, 1980.

29. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М.: «Рефл.бук», 1999.

30. Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М.: «Рефл.бук», 2000.

31. Растов Ю.Е. Конфликтологический аспект социальной работы: Мето. дическое пособие. - Барнаул: Алтайский гос. ун.т. 1991.

32. Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. - М.: Аспект Пресс, 1999.

33. Смит Мануэль Дж. Тренинг уверенности в себе. - СПб.: Речь, 2000.

34. Социальный конфликт. // Научно.практический журнал (Издается с марта 1994 г.). Калужский ин.т социологии.

35. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989.

36. Трусов В.П. Социально.психологические исследования когнитивных процессов. - Л.: ЛГУ, 1980.

37. Усс А.В. Конфликты между осужденными, сопровождающиеся насиль. ственными посягательствами. - Красноярск: КГУ, 1984.

38. Философы, социологи, психологи о конфликте: Сборник текстов для студ. психолого.педагогич. фак.та. Часть I. - Красноярск: КГУ, 1991.

39. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. -М.: Наука, 1990.

40. Фрыгина Н.И. Факторы превращения когнитивного конфликта в меж. личностный конфликт в условиях группового обсуждения: Дисс. канд. психол. наук. - Л.: ЛГУ, 1980.

41.Хасан Б.И. Парадоксы конфликтофобии. // Философская и социоло.

гич. мысль. - Киев: 1990. № 6. 42. Хьюсман К. Ричард, Хэтфилд Д. Джон. Фактор справедливости или «И

это после всего, что я для тебя сделал». - М.: Знание, 1992.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________281

43. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: ПИТЕР, 1999.

44. Шостром Э. Анти.Карнеги, или человек.манипулятор. - Минск: ТПЦ Полифакт. Моск. изд. группа, 1992.

45. Юри У. Преодолевая НЕТ или переговоры с трудными людьми. - М.: Наука, 1993.

46. Balyszewski. H. Teoretycshe problemy spzzensci i konfliktow poleczych. -Warszawa, 1982.

47. Deutsch M. The resolution of conflict: Constructive and Destructive processes - New Haven and London. Vale Univ. Press, 1973.

48. Conflict and Human interaction. Kengall/Hunt pybeising company. - USA, 1979.

4.3. Социология конфликта

Конфликт в рамках социологии исследуется как фактор развития и функционирования больших и малых социальных общностей (классов, прослоек населения, социальных групп и т.п.). Социологические иссле. дования сосредоточены в основном вокруг четырех основных тем: 1) формы борьбы в конфликте; 2) динамика наращивания ресурса конф. ликтующими сторонами; 3) методы урегулирования конфликта в рам. ках защиты интересов тех или иных социальных групп; 4) динамика про. текания конфликта.

Конфликт в социологии, как правило, выступает метафорой войны, отсюда - интерес к военным тактикам и стратегиям, к способам борьбы в конфликте.

Список рекомендуемой литературы:

1. Аристотель. Соч. в 4.х т. Т. 4. - М., 1984.

2. Герасименко И.Я., Юсупов Р.М. Социология конфликта: методы и мо. дели. - СПб.: Омега, 1999.

3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991.

4. Зайцев А.К. Социальный конфликт. - М.: Academia, 2000.

5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: АО «Аспект пресс», 1994.

6. Нечипоренко Л.А. Буржуазная «социология конфликта». - М.: Поли. тиздат, 1982.

7. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.

282______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

8. Тернер Дж. Структура социологической теории. - М.: Прогресс, 1985.

9. Турен А. Возвращение человека действующего: Очерк социологии. -М.: Научный мир, 1998.

10. Философы, социологи, психологи о конфликте: Сборник текстов для студ. психолого.педагогич. фак.та. Часть I. - Красноярск: КГУ, 1991.

11. Balyszewski. H. Teoretycshe problemy spzzensci i konfliktow poleczych. -Warszawa, 1982.

12. Bernard. J. The sociоlogical study of conflict in: The Nature of conflict (International sociological assosiation). - Paris: UNESCO, 1957.

13. Cislting, J. Institutienalized conflict resolution: A Theoretical paradigm // Jornal of peace, Research. № 2, № 4. 1965.

14. Conflict and Human interaction. - USA, 1979.

15. Coser L. The Function of social conflict. Clencoe (III). 1956.

16. Giddens Antony The Constitution of Sosiety. - Polity Press. Cambridge, 1989.

17. Krisberg L. Social Conflict. - Prentice Hall, 2.nd, 1982.

18. Merton R.K. Sociological Ambivalence and Over Essays. - London: The Free Press, 1976.

19. Obershell A. Social Conflict and Social Movement. - New York: Prentice Hall, 1973.

20. O'Dea T.F. The Sociology of Religion. - NewJersy: Prentice Hall, 1966.

21. Parsons T. An Otline of Social System. Theories of Society. 1962. Vol. 2.

22. Rapoport A. Conflict in Mak.Made envirounment. - Baltimore, 1974.

23. Smelser N. Sociology. Prentice Hall, 1988.

4.4. Игровой подход и игровое моделирование

Игровой подход трактует конфликты в рамках той или иной модели игровой процедуры и игрового содержания. Можно выделить три формы игры как инструмента организационного и/или человеческого развития и научения: имитационные игры - игры, имитирующие в «чистом виде» какой.либо организационный и/или «человеческий» процесс; деловые игры - игры, направленные, как правило, на обучение людей (персонала организации) сложным видам работы и принятия решений в игровых условиях с запланированным результатом обучения; организационно.де. ятельностные игры - игры, направленные на создание новых средств мышления и деятельности, овладение участниками этими средствами и,

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________283

таким образом, на варианты разрешения ПРОБЛЕМЫ (того, что еще не имеет принципиального решения), встающей перед полипрофессиональ. ным коллективом.

Список рекомендуемой литературы:

1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. - Рига: «Аватс», 1989.

2. Берлянд И.Е. Развитие самопознания и теория игры. // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. - М.: Наука, 1987.

3. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. - Кемерово: Алеф, 1992.

4. Громыко Ю.В. Организационно.деятельностные игры и развитие об. разования. - М., 1992.

5. Грэм Р.Г., Грэй К.Ф. Руководство по операционным играм. - М.: Сов. радио, 1977.

6. Дудченко В.С. Инновационная игра как метод исследования и разви. тия организаций. // Нововведения в организациях. - М.: 1985.

7. Игровое моделирование. Методология и практика. / Под ред. И.С. Ла. денко. - Новосибирск: Наука, 1987.

8. Котляревский Ю.Л., Шанцер А.С. Искусство моделирования и приро. да игры. - М.: Прогресс, 1992.

9. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М.: Сов. радио, 1974.

10. Методология и практика применения имитационных игр. //Тезисы докладов и сообщений к 3.й научно.методической конференции. -Новосибирск, 1983.

11. Миллер С. Психология игры. - СПб.: «Университетская книга», 1999.

12. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и раз. витии. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

13. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. - М.: ИПО, Профиздат, 1991.

14. Пономарев Ю.П. Игровые модели. Математические методы. Психоло. гический анализ. - М.: Наука, 1991.

15. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют... - Дубна, 1996.

16. Попов С.В., Щедровицкий П.Г. Игровое движение и организационно. деятельностная игра. // Вопросы методологии. 1994. № 1.2.

17. Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта: Метод. разработка. / Сост. Хасан Б.И. - Красноярск, 1992.

18. Хасан Б.И. Игра и конфликт в подростковом возрасте. //Журнал прак. тического психолога. 1996. № 2.

19. Хейзинга Й. HOMO LUDENS в тени завтрашнего дня. - М.: Прогресс, 1992.

284______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

20. Щедровицкий Г.П. Организационно.деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятель. ности. // Избран. труды. - М., 1995.

21. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

4.5. Конфликт в психологии организаций

Конфликт в психологии организаций рассматривается в качестве фак. тора организационного развития.разрушения. Рассматриваются функции конфликта по отношению к работе организации, ее целям, персоналу. Кон. фликт в основном рассматривается как дисфункция, отражающая нару. шение работы организации. Однако в последние два десятилетия отчет. ливо выделилась тенденция внутри данного направления рассматривать конфликт не как помеху работе и дисфункцию, а как симптом возможно. го развития персонала и организации.

Наиболее популярными в этом направлении становятся работы, по. священные переговорам, определению условий, стратегических направ. лений, тактических характеристик и, самое главное, переговорной ком. петентности. Внутри направления формируется относительно самостоя. тельная область - техника медиации.

Список рекомендуемой литературы:

1. Анализ и разрешение конфликтов в производственных подразделе. ниях: Метод. разработка. / Составитель Каменев Н.П. - М.: Всесоюз. ный ин.т повышения квалификации руководящих работников и спе. циалистов Минэнерго. Новосиб. филиал, 1984.

2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: На. ука, СПб. отд.ние, 1989.

3. Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. - М.: Инфра, 1996.

4. Бюллетень клуба конфликтологов. - Красноярск: КГУ, 1991.1997. Вып. 1.6.

5. Гришина Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. - СПб.: Изд.во «Сова», 1993.

6. Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных про. изводственных конфликтов: Дисс. канд. психол. наук. - Л., 1978.

7. Гришина Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. - Л.: Ле. низдат, 1990.

8. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: ПИТЕР, 2000.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________285

9. Деятельность руководителя в конфликтных ситуациях: Методическая разработка. / Составитель Каменев Н.П. - М.: Всесоюзный ин.т повы. шения квалификации руководящих работников и специалистов Ми. нэнерго, 1984.

10. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 1990.

11. Корен Л., Гудмен П. Искусство торговаться или все о переговорах. -Минск, 1995.

12. Линкольн У.Ф. и др. Переговоры: Сокращенный вариант пособия для слушателей курса. Специальное обобщенное издание. - Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1998.

13. Мескон Х.М. и др. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.

14. Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М.: Экономика, 1983.

15. Ниренберг Дж. Маэстро переговоров. - Минск, 1996.

16. Растов Ю.Е. Конфликтологический аспект социальной работы: Метод, пособие. - Барнаул: Алтайский гос. ун.т, 1991.

17. Хьюсман К. Ричард, Хэтфилд Д. Джон. Фактор справедливости или «И это после всего, что я для тебя сделал». - М.: Знание, 1992.

18. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. - М., 1996.

19. Щедровицкий Г.П. Организация. Руководство. Управление. Идеология, методология, технология: Курс лекций. - М., 2000.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных