ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
М.С. Хромченко Б.И. Хасан 24 страница20. Эрнст О. Слово предоставлено вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. - М., Экономика, 1988. 21. The Course in Collaborative Negotiation. Participant's Course Resource Book. / Special Abbrevated Generic Edition for International Usage. -Tacoma, Washington USA, 1995. 4.6. Исследования конфликта в рамках психологии развития и педагогической психологии Конфликт в рамках педагогической психологии и психологии разви. тия традиционно понимается как деструктивное для осуществления пе. дагогических воздействий явление, подлежащее профилактике или спе. циальному устраняющему регулированию. В современных новых подходах это форма актуализации и удержа. ния противоречия, необходимый психологический механизм любого де. ятельностного изменения, в том числе и развития. Это специфическое средство, используемое при создании условий для саморазвития челове. ка в ситуации включения в интеллектуальные системы и образователь. 286______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ ные институты (детский сад, школа, вуз, системы повышения квалифика. ции (переквалификации). Конфликт рассматривается как атрибут обуче. ния (становление культурных форм деятельности, мышления, общения), как необходимая процессуальная форма удержания противоречия в рус. ле его продуктивного разрешения. Список рекомендуемой литературы: 1. Асмолов А.Г. Культурно.историческая психология и конструирование миров. - М..Воронеж, 1996. 2. Башев В.В. Открытое действие взрослого. // Педагогика развития: Воз. растная динамика и ступени образования. Материалы 4.й научно. практической конференции. - Красноярск, 1997. 3. Бильчуганов С.Ю. Экспериментальное исследование динамики осоз. нания по методикам Ж.Пиаже. // Вопросы возрастной и генетичес. кой психологии. - М.: МГУ, 1986. 4. Бюллетень клуба конфликтологов. - Красноярск: КГУ, 1991.1997. Вып. 1.6. 5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Педагогика, 1991. 6. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. - М.: Педагогика, 1983. 7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1966. № 6. 8. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. - М.: Совершенство, 1997. 9. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972. 10. Детский сад в Японии. - М.: Прогресс, 1978. 11. Дольто Ф. На стороне ребенка. - М.: Аграф, 1997. 12. Дольто Ф. На стороне подростка. - М.: Аграф, 1997. 13. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М.: Педагогика, 1985. 14. Дорохова А.В. Учебный курс «Интересы Ценности Нормы» как форми. рующий способности к продуктивному конфликтованию у подрост. ков. Целевые установки и эффекты реализации. // Педагогика разви. тия: Проблемы современного детства и задачи школы. Материалы 3.й научно.практической конференции. - Красноярск, 1996. 15. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. // Воп. росы психологии. 1972. № 2. 16. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Рос. пед. агентство, 1995. 17. Замалетдинова Г.С. Конфликтная устойчивость подростков. - Фрунзе, 1988. КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________287 18. Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой... - М.: Всесоюз. ный гуманитарный фонд им. А.С.Пушкина. ТПО «Ахилл». Центр пси. хологии и психотерапии, 1991. 19. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. - СПб.Рига: «Экс. перимент», 1997. 20. Кле Мишель. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М.: Педагогика, 1991. 21. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреж. дения. - М.: МОПИ, 1986. 22. Конфликт в конструктивной психологии: Тез. докл. и сообщений на XI научно.практич. конф. по конструктивной психологии. - Красно. ярск, 1990. 23. Конфликты: сущность и преодоление: Метод. рекомендации в помощь студентам пединститутов, университетов, учителям. - М.: МГИУУ, 1990. 24. Лукашенок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учите. ля. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 25. Мерлин В.С. Психологические конфликты: Приложение к книге «Очер. ки интегрального исследования индивидуальности». - М.: Педагоги. ка, 1986. 26. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. - М., 1910. 27. Пашукова Т.И. Децентрация в условиях кооперативного и конкурент. ного взаимодействия: Дисс. канд. психол. наук. - М., 1984. 28. Перре.Клермон А..Н. Роль социальных взаимодействий в развитии ин. теллекта детей. - М.: Педагогика, 1991. 29. Первышева Е.В. Межличностный конфликт как фактор социализации старших подростков: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М.: МГУ, 1989. 30. Пиаже Ж. Избранные психологические труды.-М.: Просвещение, 1964. 31. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового кризи. са. // Вопр. психол. 1996. № 1. 32. Привалихина Т.И. Особенности преодоления учебно.предметных зат. руднений младшими школьниками как критерий возрастной дина. мики. // Педагогика развития: Возрастная динамика и ступени обра. зования. Материалы 4.й научно.практической конференции. - Крас. ноярск, 1997. 33. Рыбакова М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процес. се. - М.: Просвещение, 1991. 34. Рыбакова М.М. Особенности педагогических конфликтов. // Хресто. матия по социальной психологии. - М.: Междунар. пед. академия, 1994. 288______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ 35. Сергоманов П.А. Диагностика конфликтов детей младшего школьно. го возраста. // Педагогика развития: Проблемы современного детства и задачи школы. Материалы 3.й научно.практической конференции. - Красноярск, 1996. 36. Сергоманов П.А., Хасан Б.И. Ситуация учения.обучения как конфликт. //Журнал практического психолога. 1999. Вып. 2. 37. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития челове. ка и организаций. - М.: Наука, 2000. 38. Трусов В.П. Социально.психологические исследования когнитивных процессов. - Л.: ЛГУ, 1980. 39. Усманова Э.З. Мотивационно.эмоциональная регуляция мышления в конфликтной ситуации. // Вопросы психологии. 1986. № 4. 40. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и се. мейных отношений. - М.: Апрель.Пресс, 2000. 41. Фрустрация, конфликт, защита (Из книги Crutchfield R., Livson N. Elements of Psychology. NY. 1974) // Вопросы психологии. 1991. № 6. 42. Хасан Б.И., Бреслав Г.М. Пол и образование. Конфликты половозраст. ной идентификации. - Красноярск: Изд.во Красноярского ун.та, 1996. 43. Хасан Б.И. Конфликтная компетентность - атрибутивный эффект раз. вивающего обучения. // Педагогика развития: Проблемы современ. ного детства и задачи школы. Материалы 3.й научно.практической конференции. - Красноярск, 1996. 44. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола. // Вопр. психол. 1997. № 3. 45. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Почему педагог должен быть конфликт. но компетентен. // Гражданское образование - путь к демократичес. кому обществу. Civics education for Democratic Society. Материалы меж. дународной конференции Proceedings of the International Conference. -СПб., 1999. 46. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Ситуация обучения как продуктивный кон. фликт. // Вопр. психологии. 2000. № 2. 47. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. 48. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интер. пракс, 1995. 49. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. - М..Рига, 1999. 50. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Педагогика, 1984. КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________289 4.7. Конфликтологические работы В собственно конфликтологических работах конфликт понимается как специфическая сторона взаимодействия, обнаруживающая и актуа. лизирующая человеческие противоречия. Рассматриваются способы и формы разрешения конфликтов, динамика протекания, содержание кон. фликта, его фазы и стадии, участники, их мотивация и субъективные ин. терпретации конфликта, функции и генезис конфликта. В основном это работы, претендующие на обособление конфликтологии как относитель. но самостоятельной области знания и практики. В теоретическом аспекте данное направление представляет собой по. пытки определения понятия и феноменологии конфликта, как правило, достаточно условно, безотносительно предметного содержания представ. ленного в конфликте противоречия. Практические и прикладные разра. ботки посвящены процессам урегулирования, конструирования и разре. шения конфликтов. В этот раздел также включены работы, посвященные конфликтной проблематике, которые трудно с достаточной определенностью отнести к какому.либо из предыдущих разделов. Список рекомендуемой литературы: 1. Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации. // Личность. Общение. Групповые процессы. Современные направления теорети. ческих и прикладных исследований в зарубежной психологии. Сбор. ник обзоров АН СССР ИНИОН. - М., 1991. 2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. 3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: «На. ука», Сибирское отделение, 1989. 4. Бюллетень клуба конфликтологов. - Красноярск: КГУ, 1991.1997. Вып. 1.6. 5. Василюк Ф.Е. Психологический анализ преодоления критических си. туаций: Дисс. канд. психол. наук. - М., 1981. 6. Визгина А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности: Дисс. канд. психол. наук. - М.: МГУ, фак. психологии, 1985. 7. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. 8. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. - М.: Педагогика, 1983. 9. Вишнякова Н.Ф. Конфликт - это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии. - Минск, 1996. 290______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ 10. Гегель Г.Ф.В. Эстетика. Т. 1. - М., 1968. 11. Гостев А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфлик. тов. - М.: РАН ИП, 1993. 12. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. - СПб.: Изд.во «Сова», 1993. 13. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: ПИТЕР, 2000. 14. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию кон. фликтов. - М., 1993. 15. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2000. 16. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и за. щита. - М.: Изд.во МГУ, 1996. 17. Ершов П.М. Искусство толкования. Ч.1. Режиссура как практическая психология. - Дубна: Феникс, 1997. 18. Зайцев А.К. Социальный конфликт. - М.: Academia, 2000. 19. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций. - Ростов.на.Дону: «Феникс», 1998. 20. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Изб. произв. Т. 1. - М.: Юристъ, 1996. 21. Кичанова И. Конфликт: за или против. - М.: Молодая гвардия, 1978. 22. Конфликт в конструктивной психологии. // Тез. докл. и сообщений на XI научно.практ. конф. по конструктивной психологии. - Красноярск, 1990. 23. Конфликтология. // Учебник. / Под ред. А.С.Кармина. - СПб., 1999. 24. Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирова. ния. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. 25. Корнелиус Х., Фейр Ш. Знакомство с понятием конфликт // Хресто. матия по социальной психологии. - М.: Междунар. пед. академия, 1994. 26. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. - Новосибирск: Наука, 1990. 27. Крогиус Н.В. Познание людьми друг друга в конфликтной деятельно. сти: Дисс. д.ра психол. наук. - Саратов, 1979. 28. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. - Минск: «Универ. ситетское», 1988. 29. Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон (обзор зарубежных материалов) // Иностр. психология. Т. 1. - М.: РАН ИП, 1993. № 2. 30. Левин К. Типы конфликтов // Психология личности. Тексты. - М.: МГУ, 1982. КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________291 31.Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М.: Сов. Радио, 1974. 32. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. - СПб.: ПИТЕР, 1997. 33. Лурия А.Р. Экспериментальные конфликты у человека // Проблемы со. временной психологии. Т. VI. - М., 1930. 34. Мерлин В.С. Психологические конфликты: Приложение к книге «Очер. ки интегрального исследования индивидуальности». - М.: Педагоги. ка, 1986. 35. Минделл А. Лидер как мастер единоборства (введение в психологию демократии). - М., 1993. 36. Михеева И.Н. Амбивалентность личности. - М.: Наука, 1991. 37. Нергеш Янош. Поле битвы - стол переговоров. - М.: Междунар. отно. шения, 1989. 38. Нюттен Ж. Мотивация. // Экспериментальная психология. / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. Гл. IX. Конфликт. - М.: Прогресс, 1975. 39. Основы конфликтологии. Учебное пособие. / Под ред. В.Н.Кудрявце. ва. - М.: Юристъ, 1997. 40. Павлова К.Г. Психология спора. - Владивосток: Изд.во Дальневост. ун. та, 1988. 41. Панкратов В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. - М.: Рос. пед. агентство, 1996. 42. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. - Псков, 1994. 43. Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе (теоретические принципы и опыт экспериментального исследования): Дисс. канд. пси. хол. наук. - М., 1980. 44. Прикладная конфликтология. Хрестоматия. - Минск: Харвест, 1999. 45. Растов Ю.Е. Конфликтологический аспект социальной работы: Метод, пособие. - Барнаул: Алтайский гос. ун.т, 1991. 46. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. - М.: Ме. диум, 1995. 47. Фанч Ф. Преобразующие диалоги. Пути преобразования. Общие мо. дули процессинга. - Киев: Ника.Центр, 1997. 48. Философы, социологи, психологи о конфликте: Сборн. текстов для студентов психолого.пед. фак.та. Ч. 1. - Красноярск: КГУ, 1991. 49. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. - М.: ИП АН СССР, 1991. 50. Фрустрация, конфликт, защита: (Из книги D.Cruchfield, Livsn N. Elements of pcychology. NY. 1974) // Вопросы психологии. 1991. № 6. 51. Хасан Б.И. Психотехника конфликта. Учебное пособие. - Красноярск: Изд.во Красноярского ун.та, 1995. 292______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ 52. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Фонд ментального здоровья. - Красноярск, 1996. 53. Хасан Б.И. Ретроспектива и прожекты исследований в Красноярской группе конфликтологов. // Журнал практического психолога. 1999. Вып. 2. 54. Хекхаузен Х. Модели конфликта. Мотивация и деятельность. - М.: Пе. дагогика, 1987. 55. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опы. та. // Моск. психотерапевт. журн. 1992. № 2. 56. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск: Амалфея, 1996. 57. Balyszewski. H. Teoretycshe problemy spzzensci i konfliktow poleczych. -Warszawa, 1982. 58. Bernard. J. The sociоlogical study of conflict in: The Nature of conflict (International sociological assosiation). - Paris: UNESCO. 59. Cislting, J. Institutienalized conflict resolution: A Theoretical paradigm// Jornal of peace, Research. 1965. № 2, № 4. 60. Conflict and Human interaction. - USA, 1979. 61. Coser L. The Function of social conflict. Clencoe (III). 1956. 62. Deutsch M. The resolution of conflict: Constructive and Destructive processes - New Haven and London. Vale Univ. Press. 1973. 63. Ftlley A. Resolution of conflikt, Etiks good Lozer // Conflikt and Human interaction. - USA Kengal / Hunt pablesing company, 1979. 64. Khasan B. An experience of applied conflictology. AMSE Transaction «Scientific Siberian», Series B. Vol. 1. // Constructive psychology. - Tassin, France: AMSE PRESS, 1992. 65. Krisberg L. Social Conflict. - Prentice Hall, 2.nd, 1982. 66. Merton R.K. Sociological Ambivalence and Over Essays. - London: The Free Press, 1976. 67. Obershell A. Social Conflict and Social Movement. - New York: Prentice Hall, 1973. 68. Rapoport A. Conflict in Mak.Made envirounment. - Baltimore, 1974. 69. Schellenberg J. The science of conflict. - New York: Oxford Univ. Press, 1982. КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________293 Декларация принципов толерантности* Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года Преамбула Государства — члены Организации Объединенных Наций по вопро. сам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября - 16 ноября 1995 года, памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости изба. вить грядущие поколения от бедствий войны... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой лич. ности... и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи», напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что «мир должен базироваться на интеллекту. альной и нравственной солидарности человечества», напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека про. возглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совес. ти и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выраже. ние их» (статья 19) и что образование «должно содействовать взаимопо. ниманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и ре. лигиозными группами» (статья 26), принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе: - Международный пакт о гражданских и политических правах; - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; * Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского «Declaration of principles on tolerancе» был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости». 294______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ - Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой диск. риминации; - Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него; - Конвенцию о правах ребенка; - Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, каса. ющийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области; - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; - Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и уни. жающих достоинство видов обращения и наказания; - Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискримина. ции на основе религии или убеждений; - Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или эт. ническим, религиозным и языковым меньшинствам; - Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма; - Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конферен. ции по правам человека; - Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене; - Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках; - Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против ра. сизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десяти. летия коренных народов мира, учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕС. КО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного то. лерантности, а также выводы и рекомендации других конференций и со. вещаний, организованных государствами.членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности, испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессив. ного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализа. ции и дискриминации по отношению к национальным, этническим, ре. КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________295 лигиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим.мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осу. ществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на нацио. нальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития, обращая особое внимание на обязанность государств.членов раз. вивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлеж. ности, религии или состояния здоровья и бороться с проявлениями не. терпимости, принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности,, преисполненные решимости сделать все необходимое для утверж. дения идеалов толерантности в наших обществах, поскольку толерант. ность является не только важнейшим принципом, но и необходимым ус. ловием мира и социально.экономического развития всех народов, мы заявляем следующее: Статья 1 — Понятие толерантности 1.1. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способству. ют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убежде. ний. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толе. рантность — это добродетель, которая делает возможным достиже. ние мира и способствует замене культуры войны культурой мира. 1.2. Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толе. рантность — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оп. равданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. 1.3. Толерантность — это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демок. 296______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ ратии и правопорядка. Толерантность — это понятие, означающее от. каз от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нор. мы, установленные в международных правовых актах в области прав человека. 1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав чело. века, не означает терпимого отношения к социальной несправедли. вости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, по. ведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного че. ловека не могут быть навязаны другим. Статья 2 — Государственный уровень 2.1. На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и су. дебно.процессуальных и административных норм. Толерантность так. же требует предоставления каждому человеку возможностей для эко. номического и социального развития без какой.либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния по. давленности, враждебности и фанатизма. 2.2. Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законо. дательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей. 2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы от. дельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толеран. тности, а развитие и демократия невозможны без мира. 2.4. Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отно. шению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассуд. ках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от дру. га» (статья 1.2). КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________297 Статья 3 — Социальные аспекты 3.1. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы жи. вем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быс. трого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урба. низации и преобразования социальных структур. Каждый регион мно. голик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциаль. но угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер. 3.2. Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людь. ми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации спо. собны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толе. рантности и разъяснения опасности проявления безразличия по от. ношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедую. щим нетерпимость. 3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозгла. шается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей вез. де, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоп. риятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы пре. доставить им правовую и социальную защиту, в частности в отноше. нии жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение само. бытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции. 3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведе. ние соответствующих научных исследований и налаживание контак. тов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин это. го явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществле. ние научных исследований и мониторинга, способствующих выра. ботке политических решений и нормативной деятельности госу. дарств.членов. 298______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ Статья 4 — Воспитание 4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреж. дения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремле. ния к защите прав других. 4.2. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантнос. ти, вскрывающие культурные, социальные, экономические, полити. ческие и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образова. ния должны способствовать улучшению взаимопонимания, укрепле. нию солидарности и терпимости в отношениях как между отдельны. ми людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. 4.3. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на проти. водействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысле. ния и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. 4.4. Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и вос. питания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это озна. чает необходимость уделять особое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учеб. ников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других куль. тур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их не. насильственными средствами. КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________299 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|