Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






М.С. Хромченко Б.И. Хасан 21 страница




«Переговоры по интересам» - это переговорный сценарий, который начинается с выяснения истинных интересов участников, определения правил принятия решений, справедливости в принятии решений сторо. нами, в проверке соответствия интереса и позиции.

Уместность переговоров

Образовательное значение переговоров трудно переоценить. Пере. говоры важны для школы и как средство в разрешении конфликтов мир. ным и качественным путем, и как специальное содержание обучения де. тей. Вслед за многими авторами можно говорить, что переговоры могут существовать в школе как институт или как организационное условие для разрешения конфликтов, а также как предмет изучения для подростков и старшеклассников. Многие современные дети понимают, насколько важ. ны навыки ведения переговоров и эффективной коммуникации с други. ми для успешной жизни.

Дополнительные модели разрешения конфликта

Переговоры при помощи посредника

Переговоры при помощи посредника представляют собой такую мо. дель взаимодействия в конфликте, при которой выделяется специальный человек, отвечающий за эффективность переговорного процесса, орга. низующий эффективную коммуникацию и создающий позитивные от. ношения между участниками переговоров.

Основные принципы

1. Стороны должны иметь добрую волю к достижению соглашения. Переговоры не могут состояться без осознания участниками их необ. ходимости. Когда хотя бы одна из сторон не понимает, зачем ей нуж. ны переговоры, или не хочет их вести, это означает, что переговоры практически обречены на провал, поскольку переговоры как форма организации конфликта направлены на согласование интересов.

2. Каждая из сторон должна иметь собственный интерес в переговорах. Интерес в переговорах означает как реальную потребность, так и определенный круг позиций и предложений разрешения конфлик. тной ситуации. Для переговоров интерес является центральным мо. ментом. Именно вокруг интересов должно сосредотачиваться обсуж.

246______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

дение. Именно интерес (точнее - его удовлетворенность или неудов. летворенность) является мерой эффективности переговоров. По. средник в этом смысле ставит своей задачей организацию проце. дур согласования интересов.

3. Стороны должны иметь ресурс для выполнения договоренностей и со(вместных решений.

Если переговоры не заканчиваются соглашением, а соглашения, в свою очередь, не выполняются, то вести речь о возможности самих перего. воров бессмысленно. Ресурсы определяют «серьезность намерений» сторон.

4. Стороны должны быть согласны с кандидатурой посредника и дове(рять ему.

Выбор посредника для ведения переговоров должны осуществить сами участники. Посредник не может быть навязан или назначен кем.то со стороны, за исключением случаев, требующих серьезного и опера. тивного внешнего вмешательства.

5. Посредник должен быть компетентным в процедурах ведения перего(воров и в процедурах и принципах гармонизации отношений. Предмет работы посредника - переговорные процедуры и взаимоот. ношения участников. При правильно организованных технологии и процедурах переговоры, как правило, проходят успешно. Одновре. менно с этим, если участники конфликтуют друг с другом, то без на. лаживания отношений переговоры фактически обречены на провал, поэтому посреднику необходимо уметь гармонизировать межлично. стные отношения.

Типовые модельные сценарии

Как правило, ведение переговоров при участии посредника предпола. гает несколько последовательных шагов. Первый шаг связан с осознани. ем сторонами необходимости пригласить посредника и его выбором. Вто. рой шаг связан с согласованием процедур и правил ведения переговоров. Третий шаг связан с самими переговорами: определением интересов сто. рон, поиском общих интересов, согласованием вариантов решений и т.д.

Уместность переговоров при помощи посредника в школе

Последние 10.15 лет программы peer mediation получили широкое практическое распространение в разных школах США и доказали свою практическую и образовательную эффективность. При ведении перего. воров между детьми с посредником.сверстником, последний получает незаменимый опыт построения равноправных отношений между участ. никами конфликта и учится очень ценным социальным навыкам - орга.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________247

низации позитивного взаимодействия и построению эффективной ком. муникации. Также как и переговоры, содержание программ peer mediation может «существовать» как в контексте специального обучения, так и в кон. тексте условий для построения сообщества взрослых и детей, опирающе. гося на ценности мирного разрешения конфликтов и позитивной комму. никации участников образовательного процесса.

Консультирование

Данная модель в самом общем смысле предполагает обращение од. ной из сторон к консультанту за помощью в максимально хорошем раз. решении конфликта. В точном смысле слова ее нельзя назвать моделью разрешения, потому что она направлена на разрешение конфликта лишь косвенно. Консультант не входит в «тело конфликта», он не принимает участия в обсуждениях сторон.

Тем не менее имеет смысл рассматривать эту модель, потому что час. то конфликтующие стороны при затруднительных ситуациях обращают. ся к консультанту, для того чтобы более эффективно разрешить конфликт. Консультантская работа может вести к усилению конфликта, что не все. гда положительно сказывается на его исходе. Часто случается, что в ответ на усиление (поддержку консультанта) одной из сторон другая конфлик. тующая сторона начинает усиливать оборону.

Основные принципы

1. Обслуживание консультантом интересов клиента. В самом общем виде это означает, что клиент ожидает помощи со стороны консуль. танта, а консультант должен обслуживать интересы клиента, если они не противоречат этике консультантской работы.

2. Этическая обоснованность или следование этическим стандартам консультирования. Этическая обоснованность связана с необходимо. стью такой консультантской работы, которая не противоречит праву, принятому в данной стране и явным, артикулированным, или неяв. ным нормам, принятым сообществом специалистов, осуществляющих аналогичную практику. В профессиональных сообществах консуль. тантов существуют этические кодексы, которые регулируют как отно. шения между консультантами и их сообществом, так и отношения меж. ду консультантом и клиентом.

3. Компетентность консультанта в предмете конфликта. Этот прин. цип работы консультанта необходим для успешного консультирова. ния и означает, что консультант разбирается в существе предмета спо. ра. Очень важно, что консультант не претендует на решение конф.

248______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

ликта или спорного вопроса, - это является не его ответственностью,

это является ответственностью участника конфликта. Однако если кон.

сультант не разбирается в существе вопроса, он, как правило, не мо.

жет оценить и саму конфликтную ситуацию 4. Знание консультантом процессов возникновения, протекания и раз(

решения конфликта. Такое знание - непременный атрибут консуль.

танта по разрешению конфликта. Конфликты разворачиваются в

объективных процессах и бывают часто предсказуемы, что, как пра.

вило, недооценивают сами участники. Очень часто участник думает,

что его поведение целенаправленно, но в реальности оказывается, что

его поведение вызвано причиной, он как бы «толкаем» чем.то, но это.

го не замечает.

Типовые модельные сценарии

Если участник В вступил в конфликт с участником А и понимает, что у него не хватает каких.либо специальных знаний и умений для разреше. ния, он может обратиться к консультанту за этими знаниями. Очень важ. ным обстоятельством в выборе консультанта является инициатива и са. мостоятельное решение участника в просьбе о помощи. Практика пока. зывает, что «навязанные» по чужой инициативе консультанты обычно не. эффективны, потому что участник оказывается не готов задавать вопро. сы и, следовательно, слышать ответы.

С консультантом участник В заключает договор на консультирование, в котором обозначены все особенности взаимодействия консультанта и участника. Взаимоотношения консультанта и участника должны быть мак. симально открытыми.

Участнику может быть достаточно одной консультации, может потре. боваться и значительно больше. Сам процесс консультирования может строиться «челночным образом», т.е. участник проводит консультацию, затем происходит раунд переговоров, затем проводит следующую кон. сультацию и т.д., или «эпизодическим образом», т.е. участник обращается к консультанту только по мере необходимости, так, как ему это удобно.

Оценка уместности модели консультирования в школе

Как можно оценить возможности консультирования детей по разре. шению конфликтов в школе? Мы полагаем, что консультирование детей взрослым человеком достаточно эффективно и возможно в широком спек. тре случаев. Основными консультантами могут быть, безусловно, старшие дети - более опытные и осведомленные в разрешении конфликтов.

Институт консультирования имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества состоят в поощрении инициативы детей в обсуждении сво.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________249

их конфликтов и развития у них весьма полезной привычки обращаться за помощью, которая не передается прямо, непосредственно. Но это, как правило, повышает личную эффективность. Для детей, выступающих в роли консультантов, это незаменимая практика, развивающая полезные социальные умения - объяснение сложных социальных феноменов, ком. муникативные умения, речь, аргументацию и т.п.

К минусам распространения консультирования в школе можно отне. сти эффекты усиления сторон в конфликте за счет консультанта и, как следствие, повышение «конфликтности», силы самих конфликтов.

Вообще введение для детей института консультирования может оказать. ся весьма сложным предприятием.

Консультирование детей имеет принципиальные отличия от консуль. тирования взрослых. Дети ограничены в понимании конфликтов, у них недостаточно опыта и образования с точки зрения взрослых. Однако бо. лее правдоподобной представляется версия о том, что дети могут иметь собственные, детские представления о конфликтах и, соответственно, собственные ресурсы их разрешения. Консультирование как ресурс раз. решения собственных конфликтов спонтанно входит в арсенал большин. ства детей: они обращаются за помощью, советом. Однако, основным процессом, обеспечивающим эффективность консультирования, являет. ся умение точно оформлять собственные вопросы к консультанту, что требует серьезной степени децентрированности и аналитических умений. Такие умения и децентрация как феномены поведения появляются толь. ко в подростковом возрасте.

В литературе представлено довольно много несложных консультант. ских технологий, предназначенных для того, чтобы дети могли осваивать их. Однако на практике гораздо более эффективным представляется раз. витие института посредничества.

Представительство

Представительство - это модель обеспечения разрешения разногла. сий и конфликтов, при которой интересы одного или обоих участников представляет и защищает специальный человек. В делах, относящихся к области права, такую функцию выполняют адвокат, с одной стороны, и обвинение (прокурор), с другой. Представитель, строго говоря, не имеет своих интересов относительно предмета конфликта, он должен отстаи. вать интересы клиента. Это же справедливо и в отношении обвинения. Оно должно защищать интересы законности и правопорядка.

250______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

Основные принципы

1. Участник конфликта выбирает представителя и доверяет ему за(щиту своих интересов в конфликте. Между представителем и его кли. ентом, безусловно, должно существовать доверие, иначе взаимодей. ствие между ними практически невозможно. Представитель для луч. шей защиты интересов клиента должен иметь максимально полную информацию по существу дела клиента.

2. Представитель должен разбираться в существе дела и в процедурах разрешения конфликтов. Поскольку представитель фактически заме. щает собой участника конфликта во взаимодействии, он должен знать как существо конфликта, так и процедуры его эффективного разре. шения в данных условиях.

3. Представитель должен знать как можно больше о существе позиции и интересах противоположной стороны. Участниками конфликта такого рода являются сторона обвиняющая и сторона защищающая. ся. Для того чтобы построить наиболее эффективный сценарий за. щиты, представителю необходима информация о целях и интересах «обвинения». В таком случае может быть прояснена стратегия и так. тика защиты. Задача представителя состоит в том, чтобы из многооб. разия фактических обстоятельств дела клиента выбрать те, на кото. рых можно построить такое обоснование и интерпретацию действий клиента, которая бы преследовала защиту интересов клиента. Типовые модельные сценарии

Представительство - очень сложная деятельность, и сценарии пове. дения сторон и участников конфликта весьма разнообразны. Однако в самом общем виде ясно, что первым шагом в разворачивании конфликта по этой модели является договор между клиентом и представителем о целях и условиях защиты. Собственно говоря, от определения целей за. висит и сценарий поведения сторон. Второй детерминантой поведения сторон является существо обвинений и цели самого обвинения. Чего кон. кретно хочет обвинение? Представитель должен знать (узнавать) ответ на этот вопрос - это является вторым шагом в сценарии. Оба этих шага в определенном смысле должны осуществляться параллельно и взаимно оп. ределять друг друга.

Уместность представительства в школе

Конфликты права предполагают их компетентное разрешение. Хотя школьное право только начинает обсуждаться в России на волне проек. тов и программ в области гражданского образования. Можно сказать, что школьное право существует как проблема образования. Каким должен

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________251

быть институт школьного права? Кто должен обеспечивать его работу? В каком правовом контексте оно может существовать? Как эта в настоящее время пока еще игровая действительность соотносится с реальным пра. вом? Каково содержание школьного права, и как его отграничить от дру. гого содержания (например, содержания обучения) образования? Какова степень детской ответственности, и каковы специфические школьные права детей, учителей, родителей? Должны ли школьное право и право. вые отношения в школе копировать правовые отношения и право взрос. лого мира? Вот неполный перечень тех многих вопросов, которые возни. кают при попытках обсуждения школьного права.

Одновременно с этим представительство как спонтанное явление воз. никает крайне редко и именно потому, что требует специального образова. ния. Весьма частым и похожим по форме является заступничество, когда кто. то из детей заступается за другого (более слабого, менее смелого и т.п.).

Миротворчество (примирение сторон)

Трудно переоценить важность примирения для нормального сосуще. ствования конфликтующих сторон. Примирение является конструктив. ной по результату, но во многом нерациональной (не имеющей под со. бой открытой и очевидной рациональной основы) процедурой. Резуль. тат примирения как ритуала - прекращение вражды. Ритуал примирения и подготовка к нему являются центральными его частями. Примирение возникает как необходимость прекращения конфликта перед лицом ви. димой его опасности и вреда1. В примирении стороны принимают миро(вое соглашение. Этим подчеркивается прекращение взаимодействия от. носительно предмета, вызвавшего конфронтацию между сторонами.

Основные принципы

1. Стороны должны добровольно согласиться на примирение.

2. Стороны должны быть согласны и готовы действовать в рамках пред. ложенного ритуала примирения.

3. Стороны должны доверять или просто принимать примиряющее их лицо (группу).

4. Стороны должны обозначить взаимные условия, при которых мир. ное сосуществование или содействие является выполнимым. Типовые модельные сценарии

Примирение строится по процедуре, схожей с процедурой посредни. чества. Возможны простые формы примирения, когда стороны доброволь.

1 Кроме этого, оно может диктоваться требованиями религиозной морали либо другим этическим императивом или выступать условием какого.то значительного блага.

252______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

но осуществляют символический акт примирения (например, пожатие рук). С этого момента обеими конфликтующими сторонами признается, что они «не имеют друг к другу претензий».

Возможны более сложные формы примирения, в которых обсужда. ются условия мирного сосуществования сторон.

Уместность модели примирения сторон в школе

В школе, как нигде, необходима такая модель взаимодействия. Далеко не все детские конфликты можно разрешать рационально, с помощью про. цедур проведения обсуждения спорного вопроса. Часто гораздо проще и эффективнее просто примирить стороны.

Для того чтобы модель примирения работала в школе наиболее эф. фективно, необходимо институциализировать формы и ритуалы прими. рения. Культуре известны такие формы. Так, например, день прощения является общественным ожиданием, которое регулирует напряжение меж. ду людьми. В этом смысле в школе в день прощения можно организовы. вать такие места, где дети смогут это делать. Важно, чтобы место, в кото. ром прощение реализуется, было общественным, открытым. Возможны публичные извинения обеих сторон или «зачитывание» мирового согла. шения на публике. Это формирует у сторон установку, противоположную конфронтационной, и заставляет соответствовать социальным ожидани. ям мирного сосуществования, несмотря на конфликт.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________253

Часть 3. Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров

Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят преж. де всего в трудности получения искусственным путем собственно полной психологической картины конфликта.

Конфликтное переживание связано в действительности с очень силь. ной мотивацией. От мотивации, по сути дела, зависит не только интен. сивность действия, но и направленность и избираемый способ поведе. ния. Поэтому осознание испытуемым экспериментального характера дей. ствия в значительной мере «закрывает» картину поведения. В то же время, стремление экспериментатора максимизировать реальность эксперимен. тальной конфликтной ситуации может привести к эффектам азарта, при которых учебные цели занятий становятся трудно достижимыми. Кроме того, при сверхсильной (подлинной) мотивации участников можно про. сто не заметить границы учебного экспериментирования. Здесь нужно всякий раз отвечать на вопрос о том, насколько вправе ведущий прово. цировать определенные действия и переживания? Каковы будут послед. ствия для испытуемых, участников? Достаточно ли у ведущего ресурсов для управления развитием учебной ситуации, в которой разворачивается конфликт, к достижению именно образовательных целей?

254______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

3.1. Эксперимент для изучения переговоров1

Плоскость взаимопонимания -идеальное поле битвы.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

В эксперименте предлагается принять участие двум испытуемым для формирования модельного представления об общем переговорном про. цессе. Остальная группа ведет наблюдение для последующего анализа. Ис. пытуемым предлагается настольная игра, представляющая собой поле, со. стоящее из подвижных полос на которых нарисованы схематические «ро. жицы», по пять «рожиц» у двух краев поля, каждая «рожица» расположена на трех полосах. Поле посередине разделено непрозрачным экраном, та. ким образом, чтобы участники не могли видеть состояние «рожиц» на сто. роне «противника». Полосы должны свободно двигаться под экраном.

Каждый из испытуемых получает задание, согласно которому на его половине поля рисунки («рожицы») должны иметь максимально согласо. ванный вид.

После получения задания оба испытуемых одновременно приступа. ют к работе, пытаясь передвижением полосок собрать в согласованный вид «рожицы» на своем поле, и тем самым создают помехи в выполнении задания другому участнику. По условиям эксперимента испытуемые мо. гут (это оговаривается в инструкции) обсуждать ход работы с «противни. ком», приостанавливать работу и договариваться о правилах, задавать воп. росы экспериментатору.

По ходу эксперимента важно поощрять стремление к максимально возможному выполнению задания. Быстрое прекращение попыток неже. лательно. Вместе с тем такое поведение также имеет диагностическое зна. чение (хотя может свидетельствовать о недостаточной мотивации испы. туемого).

Экспериментатор и наблюдатели фиксируют поведение испытуемых: спонтанные высказывания, обращения за разъяснениями друг к другу, а также время, за которое устанавливается, что выполнить задание оба ис. пытуемых одновременно не могут.

Наиболее важным в наблюдениях являются способы, которыми дей. ствуют в переговорах испытуемые: разъяснения, агрессия, апелляции к третьей стороне и др.

Данный эксперимент построен на идее В.А.Лефевра [1]; модификация Б.И.Хасана, 1988 [2].

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________255

Другой важный фактор - установление целевой направленности ис. пытуемых:

- решение своей задачи при полной независимости от ситуации «про. тивника»;

- компромиссное полу.решение для обоих сторон;

- отказ от своего успеха в пользу «противника».

На следующем этапе эксперимента проводится беседа с каждым ис. пытуемым для выяснения степени понимания, субъективной интерпре. тации задания и, что очень важно, степени переживания результатов, а также для получения объяснений выбранной линии поведения. Случает. ся, что после таких экспериментов необходима специальная терапевти. ческая работа по снятию фрустрации и регулированию взаимоотноше. ний между испытуемыми.

Примерная инструкция одному испытуемому:

«Перед Вами настольная игра, в которой нужно выполнить такое за. дание: собрать, передвигая полоски, «рожицы» на Вашей половине поля. Сейчас они сдвинуты и рассогласованы, важно не останавливаться сразу, если не будет получаться.

Ваш партнер будет занят тем же самым на своей половине поля. Вы можете с ним разговаривать. Если возникает необходимость, можно зада. вать вопросы. Задание нужно выполнить за максимально короткий срок».

3.2. Определение поля «Prima acta»

Если твой противник сделал ложный шаг - будь осторожен. Вы танцуете под одну музыку.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Данная методика предназначена для оформления в анализе старто. вых характеристик конфликтного действия и прогнозирования характе. ра разворачивающейся конфликтной деятельности.

Поле «Prima acta» (первого действия, которое знаменует собой нача. ло конфликта) представляет собой пять выделенных экспериментальным путем биполярных шкал, по которым оцениваются характеристики кон. фликтного действия по известному правилу: чем ближе к одному из по. люсов, тем ярче выражен признак. Нейтральное положение на шкале сви.

256______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

детельствует о том, что оценивающий затрудняется в характеристике дей. ствия по заданному признаку.

Для анализа выбирается то действие, которое, по мнению анализиру. ющей группы, являлось инициировавшим (спровоцировавшим) конфлик. тный характер взаимодействия.

Целью такого анализа являются: установление закономерных связей стартовых характеристик взаимодействия и характера его дальнейшего разворачивания и завершения; установление связей исходных парамет. ров поведения участников, стратегий и тактик, применяемых для разре. шения конфликта.

Материал такого анализа может оказаться весьма полезным при под. готовке переговорного процесса.

Вопросы интервью для посредника

Диффузное - концентрированное Пролонгирующее - законченное Неявное - очевидное

Опосредованное - непосредственное

(прямо адресованное)

Неадекватное - адекватное

Расшифровка значения шкал

Для иллюстрации расшифровки воспользуемся протоколами экспе. риментов по предыдущей методике «Эксперимент для изучения перего. воров».

1 шкала - «диффузное - концентрированное». Пример:

«Что ты делаешь? Ты у меня здесь все испортил» - диффузный характер.

«Стой! Ты своей правой полосой рушишь мне построение!» - концен. трированный характер.

Таким образом, диффузно характеризуемое действие может быть ин. терпретировано как деструктивное или несовместимое с встречным дей. ствием в данной ситуации вообще без указаний на какие.то частности, фрагменты. Оно может оказаться неприемлемо все целиком.

Концентрированное действие - наоборот - предельно конкретно. В нем выделены именно те фрагменты, которые желательно оставить без изменения или скорректировать.

2 шкала - «пролонгирующее - законченное».

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________257

Пример:

«Не торопись, попробуем обсуждать каждую фигуру» - пролонгиру. ющее.

«Не трогай пока две левые фигуры!» - законченное.

Пролонгирующее действие содержит указание на парциальность и подразумевает дальнейшее согласованное взаимодействие. Законченное, наоборот, целостно и сразу реализует поставленную в данном акте цель, исключая на этот момент участие другой стороны.

3 шкала - «неявное - очевидное». Пример:

Удержание руками полос с изображением фигуры и одновременное обсуждение другого фрагмента работы - неявное.

«Я буду собирать сейчас две левые, ты их пока не трогай» - очевидное.

4 шкала - «опосредованное - прямо адресованное». Пример:

Текст, адресованный как бы другому участнику эксперимента: «Надо разрезать или согнуть полоски посредине» (понятно, что на самом деле это замечание касается экспериментатора, как собственника стимульно. го материала) - опосредованное.

Текст, адресованный экспериментатору: «Эти условия выполнить нельзя» - прямо адресованное.

Здесь в том и другом случаях действия адресованы экспериментатору и открывают во взаимодействии новую конфликтную линию. В первом случае оно (действие) прямо к экспериментатору не обращено, но имеет своей целью изменение условий задачи. Эти изменения ожидаются в от. вет на угрозу разрушения экспериментального материала. В другом вари. анте с помощью такого действия проверяется степень допускаемой экс. периментатором свободы действия испытуемого. Во втором случае дей. ствие прямо адресовано экспериментатору, и тем самым участник под. черкивает, что реально находится во взаимодействии именно с ним, а не со своим партнером.

5 шкала - «неадекватное(адекватное». Пример:

Попытка одного из участников молча зажать руками все полоски од. новременно, что сделать невозможно (по конструктивным особенностям стимульного материала), чтобы не дать другой стороне предпринять ка. кие.либо действия по выполнению задания - неадекватное.

«Перестань двигать полосы как попало, так мы с тобой ничего не сде. лаем!» - адекватное.

258______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

Неадекватные, выходящие за рамки обычных для данного типа ситуа. ций, действия как «Prima acta» в конфликте, обычно и замыслены таким образом, чтобы быть неожиданными. В этом их предполагаемая эффек. тивность.

Ситуационносообразные характеризуются как соответствующие ло. гике разрешения конфликта и обычно отражают некоторые стереотипы поведенческих стратегий в известных типах ситуаций. Такие действия до. статочно быстро идентифицируются участниками.

Интерпретация результатов

Возможны следующие варианты интерпретации:

1. общий сдвиг профиля в поле означает высокую степень оформлен. ности ситуации как конфликтной для участников;

2. сдвиг по одной или нескольким шкалам означает следующее:

1 шкала - наличие.отсутствие представлений о стереотипах реше. ния конфликта;

2 шкала - тактический.стратегический характер действий;

3 шкала - готовность.неготовность обсуждать (представлять) свой тех. нический ресурс по разрешению ситуации;

4 шкала - отношение к другой стороне как непосредственному (парт. неру.оппоненту) участнику взаимодействия или представителю третьего лица;

5 шкала - степень связности представленного конфликтного действия и его субъективного основания.

В дополнение к предложенному полю могут появиться и другие шка. лы, например выраженности конфронтации. Однако исследования пока. зали, что такой характер стартового действия далеко не всегда однознач. но стратегичен и разрушителен по отношению к встречному действию и его носителю. Потенциально оно может содержать и реализовывать впол. не положительные установки.

Конфронтационность подчеркивает лишь тактический момент.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________259






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных