ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПОБЕДА ХРИСТИАНСТВА НАД ЯЗЫЧЕСТВОМ
Как уже говорилось, последнее из десяти гонений было самым страшным, но это была уже последняя попытка умиравшего язычества искоренить откровение Божие. Дьявол со всеми слугами оказался разгромленным, и христианство стало господствующей религией. Произошло это так. Западной частью Римской империи управляли два цезаря — Константин в Галлии и Британии, и Максенций в Италии. Константин уже не верил во многих богов, а Максенций был яростным язычником, гонителем христиан, и при этом отличался тираническим образом правления. Римский сенат пригласил на трон Рима Константина, и тот отправился в поход. Перед решающей битвой Максенций всю ночь призывал демонов, приносил им множество жертв (в том числе и человеческих), а Константин был в замешательстве. Он не знал, кого из богов призвать на помощь. Ведь армия его была намного меньше армии противника. Тогда Константин обратился с молитвой к Единому Богу, чтобы Тот Сам помог ему. И вот накануне битвы, в полдень, он вместе со многими офицерами увидел на небе крест, сияющей ярче солнца, с надписью «сим победиши». Пораженный видением, Константин впал в глубокий сон. В сонном видении ему явился Христос, показавший знак Креста и повелевший сделать его изображение на всех знаменах войска. Господь обещал дать Константину победу не только над Максенцием, но и над всеми врагами. Пробудившись, Константин повелел поднять над войсками победное знамя Креста, изобразить его на шлемах, щитах и знаменах. 28 октября 312 года войска Константина разгромили армию Максенция в битве на Мульвийском мосту через реку Тибр. Сам он бежал и погиб, задавленный в давке. Не помогли ему не магия, ни демоны, ни астрологические прогнозы. Константин стал полноправным императором Запада. И в 313 году, вместе со своим соправителем на Востоке, Ликинием, он издал Миланский эдикт, прекращающий все гонения на христиан и возвращающий им все имущество. Так закончилась эпоха мучеников. В 323 году Константин стал императором и Востока. Он вошел в число оглашенных, но, благоговея перед святостью Таинства Крещения, император откладывал Таинство до самой смерти. При этом он сделал великое множество добрых дел, о некоторых из них мы скажем ниже. Чувствуя приближение смерти, Константин принял Крещение в день Пятидесятницы, и, будучи еще в белых крещальных одеждах, он отошел ко Христу 21 мая 337 года. Церковь прославила его как равноапостольного. И действительно, не было в истории человека, благодаря трудам которого столько людей стали христианами.
Память св. равноап. Константина совершается 21 мая/3 июня. Тропарь, глас 8: Креста Твоего образ на небеси видев и, якоже Павел, звание не от человек прием, в царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче. Кондак, глас 3: Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное Древо, всех убо иудеев посрамление суще, оружие бо на противныяверных людей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.
ЦЕРКОВЬ И ИМПЕРИЯ
После того, как св. равноап. Константин дал свободу Церкви, наступила совершенно новый этап ее существования. Сохраняя готовность встретить запредельное Царство Христово, Церковь вступила в союз с Римской империей, выполняя тем самым завет Господа о проповеди Евангелия всей твари. Православные христиане всегда помнили, что по учению Спасителя и апостола Павла сам принцип власти установлен Творцом, и потому не считали зазорным сотрудничать с имперскими структурами. Как позднее писал св. император Юстиниан, «Божественное Провидение дало человечеству два дара: священство и царство. Священство заведует душой человека, а царство сохраняет тело. Прекрасным согласием (по-гречески симфонией) эти две власти сохраняют человечество». Именно по этому принципу существовала Церковь в течение полутора тысячелетий — единый организм, имеющий два органа управления. Но при этом всегда сохранялось сознание, что естественные властные структуры царства ниже богоустановленной апостольской иерархии. «Священство выше царства», — говорили святые Иоанн Златоуст и Амвросий Медиоланский. Поэтому вскоре в обиход вошел обряд коронации императора патриархом. Всегда признавая право государства на осуществление им своих полномочий, Церковь отвергала вмешательство императора в собственно церковные дела, в особенности же это касалось догматического учения христиан. Множество мучеников и исповедников отстояли это свободу Божию ценой своей жизни. При этом облагораживающее влияние Православной Церкви постепенно изменило само структуру империи и общества. Подобно закваске Евангелие изменило человеческое общество, исчезли идолопоклонство и гладиаторские бои, отменена была крестная казнь, появилось новое отношение к рабству, приведшее в конце концов к его отмене. Поклонение Триединому Творцу уничтожило кошмар дьявольской тирании. Так действовал Бог в истории, и при помощи империи выращивая Себе миллионы спасенных. Ведь для Него все власти — лишь орудия Его могущества, служащие вольно или невольно к спасению людей. Именно поэтому православные не согласны с утверждением протестантов, что после св. Константина Церковь утратила Свою чистоту, и с точки зрения Библии это также невозможно (Мф.16,18).
АРИАНСКАЯ ЕРЕСЬ
После окончания гонений враг Бога дьявол не захотел признать свое поражение и начал новое сражение против Церкви. Он поднял внутри нее бурю ересей, которыми хотел уничтожить Божественное Откровение. И одной из самых страшных ересей, появившихся в среде христиан, стала ересь пресвитера Александрии Ария. Еще перед тем, как он начал составлять свое лжеучение, Арий был отлучен от Церкви за учинение раскола. Когда Александрийский епископ Петр, будущий мученик Христов, захотел принять его обратно в церковь, он в видении увидел Господа Иисуса в разорванной одежде. — Кто разодрал тебе ризу? — спросил Петр. — Арий, — ответил Господь. Так было предсказано его страшное дело в Церкви. Св. Петр отказался принять покаяние будущего еретика, но его преемник Ахилла сжалился над Арием и восстановил его в сане священника. И вот, после кончины Ахиллы, при патриархе Александре Арий, мучимый завистью, начал проповедовать новое учение. Он стал учить, что Христос не вечно существует с Отцом, не рожден из его сущности и не есть Бог истинный, но лишь высшее из творений, созданное из небытия Богом. Христос якобы не есть единородный Сын Отца, а лишь один из усыновленных сынов, которого Отец избрал, предвидя Его верность добру. Он будто бы мог согрешить, но не захотел. Этого дьявольского лжеучения придерживаются сейчас сектанты, называющие себя «свидетели Иеговы», а также многие оккультные (магические) секты. Так же учил Л.Н. Толстой. Если бы это учение восторжествовало, то от самого Евангелия не осталось бы ничего. Мы лишились бы надежды на соединение с Богом.
I ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Александрийский епископ Александр отлучил Ария и его сторонников от Церкви. Тот же, подобно дьяволу, погубившему треть ангелов, увлек за собой треть клира Александрии и, не желая признать своего осуждения, перенес свою хулу и на другие Церкви мира. В результате смута охватила всю Церковь, и император Константин, движимый Святым Духом повелел всем епископам вселенной собраться на Собор для разбирательства этого дела. Собор состоялся в 325 году в городе Никея (сейчас это Турция, г. Изник). Собралось 318 епископов со всех концов христианского мира, по числу тех слуг Авраама, которые сокрушили войска царей Междуречья (Быт.14). Председательствовал епископ Осия Кордубский (Испания). На Соборе было много святых: Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Александр Александрийский, Макарий Иерусалимский, Евстафий Антиохийский, Иаков Низибийский и другие. И вот они стали расспрашивать друг друга, как хранит каждый из них апостольское учение, и тогда оказалось, что учение Ария чуждо Преданию апостолов. Ариане пытались запутать дело философскими спорами. Но им твердо противостал диакон Александрийской Церкви Афанасий. Наконец, святитель Спиридон, выйдя на середину собрания, взял кирпич и сказал: — Видите кирпич. Он один. И тут вверх взметнулось пламя, а вниз потекла вода, в руке же святителя осталась глина — три природы, составляющие один кирпич. — Так и Бог — это и Троица и единство, — показал святитель. Арий все равно продолжал упорствовать и хулить Христа, так, что свт. Николай, возревновав, ударил его по устам. Отцы Собора за этот поступок лишили Николая сана. Но Христос и Богородица, явившись им, повелели восстановить его в достоинстве епископа. Наконец, видя нераскаянность еретика, Отцы Собора подвергли его отлучению (анафеме) и изложили наш православный Символ веры до слов «и в Духа Святого». Они исповедали Сына Божия рожденным из сущности Отца прежде всех веков и единосущным Отцу. Кроме этого они постановили праздновать Пасху всем христианам в один день (ведь еще сохранялись те, кто праздновал этот праздник вместе с иудеями). Также Отцы приняли 20 канонических правил, регламентирующих жизнь Церкви. В частности, 20 правило этого Собора запрещает земные поклоны в воскресенье и в период от Пасхи до Троицы. Так Дух Святой низложил ересь и установил Православие. Со времени апостолов впервые собралась Церковь на собрание Свое, и Утешитель вновь показал, что именно Он стоит у руля церковного корабля.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|