ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Упражнения в выразительности чтения стихотворения.Домашнее здание. Подобрать и выучить наизусть новое стихотворение, в котором автор серьезные мысли передает в юмористической форме. Урок 90 Контрольная работа №5.
Уроки 91-95 Тема урока. Пьесы Материал для чтения. Е.Л. Шварц. «Красная шапочка» Цели уроков. Первоначальное знакомство учащихся с драмой. Отработка навыков выразительного чтения пьесы по ролям, освоение роли, как путь вхождения в образ героя и способ анализа драматического произведения. Оборудование урока. Таблица «Словарь характеристик. Сказка Ш. Перро «Красная шапочка» I. Введение учащихся в тему. 1. Слово учителя. Учитель. Сегодня мы открываем новую и последнюю главу школьного учебника по литературному чтению. Прочитайте ее название и рассматрите рисунок возле него. Почему здесь изображены маски? Дети. – Это театральные маски, – значит пьесы – это произведения, которые связаны с театром. – Пьесы ставятся на театральной сцене. Учитель. Да, это особые произведения. Некоторые особенности вы уже назвали, а о других вы прочитаете во вступительной статье. 2. Чтение вступительной статьи в учебнике. 3. Беседа по содержанию. Учитель. Как вы поняли: чем пьесы отличаются от других литературных произведений? Дети. – В пьесе не рассказывается о событиях, нет объяснения поступкам героев. – Нет описания портрета героев. – Пьесы предназначены не для чтения, а для постановки на сцене. Учитель. На практическом уровне мы уже знакомы с пьесой, много разыгрывали сценки на праздниках, разучивали и играли спектакли в кружке. В теоретическом отношении подробно разобраться в особенностях этого литературного рода поможет нам пьеса Е.Л. Шварца «Красная Шапочка» II. Начало работы над пьесой. 1 Краткое сообщение об авторе. Евгений Львович Шварц (1896-1958) – один из самых известных в мире сказочников XXв. Он с молодых лет мечтал о литературе и театре, и даже играл в театре. Он был веселым и остроумным человеком, прекрасным рассказчиком. Свой путь в литературе он начинал книгами для детей, в основном сказками, но потом стал писать пьесы, тоже сказки. По его сценарию был снят любимый всеми кинофильм «Золушка». В основу своей пьесы – сказки «Красная Шапочка положил автор сказку Шарля Перро с таким же названием, хотя очень многое изменил, добавил от себя. Давайте кратко вспомним сюжет сказки Ш. Перро. (Ребята по цепочке пересказывают сюжет сказки. Если учащиеся будут затрудняться, необходимо учителю прочесть самому, либо кратко пересказать содержание. (См. приложение) Учитель. А теперь давайте знакомиться со сказкой-пъесой. 2.Знакомство с оформлением текста. Учитель. Посмотрим как в пьесе оформляется текст. Рассмотрите первую страницу и прочитайте, что на ней написано. Дети. – Здесь мы видим фамилию автора и заглавие пьесы. – Под заглавием уточняется, что сказка эта в 3х действиях и что она записана в сокращении. – Указаны действующие лица, чего нет, например, в рассказах, стихах. – Текст поделен на части, которые называются действиями и картинами. – Основной текст состоит из диалогов. Но есть текст, записанный мелким шрифтом. Учитель. Прочитайте о чем говориться в строчках, записанных мелким шрифтом. Дети. – Здесь сообщается обстановка, в которой будет развиваться действие. – А также герои, которые участвуют в действии. Учитель. Найдем во вступительной статье, как называется такие краткие указания автора. Ученик. Они называются «ремарками» (Ребята записывают это слово в тетради для чтения, либо в словари) Учитель. Ремарки есть не только в начале действий и картин, но и рядом со словами героев. Они записаны в скобках. 3. Знакомство с содержанием 1го действия пьесы. (Лучше всего дать возможность детям познакомиться с тестом самостоятельно) 4. Беседа по содержанию 1го действия. Учитель. Сколько картин включает это действие? Вы поняли что такое – картина? По какому принципу она выделяется? Дети. – В первом действии 2 картины. – Картина – это часть внутри действия. Она выделяется в связи с изменением обстановки и действующих лиц. Учитель. Чем отличаются 1 и 2 картины? Дети. – В первой картине действие происходит рядом с домом Красной Шапочки. Ее друзья Заяц, Уж и Медведь пришли предупредить девочку об опасности. – Лиса подслушивает разговор зверей с девочкой и затевает коварный план. – Во второй картине действие происходит в лесу, на прогалине. – Появляются новые действующие лица – птицы, которых Красная Шапочка просит быть воздушной разведкой. 6. Обсуждение характеристик героев пьесы. Учитель. А теперь давайте попробуем охарактеризовать героев. Какие они? Начнем с Красной Шапочки. Дети. – Девочка заботливая. Идет проведать больную бабушку, несмотря на беспокойство матери и предупреждение зверей об опасности. – Красная Шапочка заботилась также и о птицах, – защитила их гнезда он сына лесника, когда тот попытался его разорять. – Помогает Медведю: мажет ему мордочку йодом. – Она смелая, – идет в лес в надежде, что друзья помогут ей справиться с Волком. – Красная Шапочка уверена в себе и в друзьях. Учитель. А какими вы представили зверей? Меняются ли они в течение 1го действия? Кто и как? Дети. – Её друзья –Заяц, Уж, Медведь и Птицы. Они добрые: предупреждают девочку об опасности и готовы ее защищать от Волка. – Из всех самым верным был зайчик Белоух. Он остался прежним: хотя все время он твердил о своей трусости, на самом деле оказался самым храбрым. – Медведь и Уж поддались на хитрости Лисы и соблазнились на дармовые угощения. Бросили Красную Шапочку и убежали. – Лиса, как во всех сказках, хитрая и коварная: старается всех обвести. – Лиса действует хитростью и ложью Учитель. Как по-вашему, надо говорить слова и играть действующих лиц? (Ребята обсуждают интонацию каждого героя, – готовятся к выразительному чтению текста по ролям.) 7. Чтение текста в ролях. (Варианты обсуждаются) 8. Домашнее задание. Прочитать сказку до конца.
2й урок. I. Работа над содержанием II и III действия. 1. Воспроизведение содержания II действия. Учитель. О чем первая и вторая картины II действия? Дети. – В первой картине идет речь о встрече Волка с Красной Шапочкой. 2. Работа над образами. Учитель. Каким вы представляли Волка? Дети. – Он самоуверенный, – все время повторяет: «я сам», хотя пользуется советами лисы. – Волк действует обманным путем: перекрашивается в белый цвет и притворяется собакой. – Входит в доверие к девочке и выведывает адрес бабушки, – волк лживый. – Злой и хищный. А еще властный, – хочет быть хозяином в лесу. Учитель. А красная Шапочка? Как она поступает? Дети. – Красная Шапочка совершает ошибку. Она доверчивая: верит Волку, а не птицам. – Смелая: продолжает идти вперед. Учитель. Третье действие – самое объемное. Сколько картин оно включает? Ученик. В этом действии целых 5 картин. Учитель. Давайте кратко вспомним, о чем они. Если бы вам пришлось их озаглавить, какие названия вы придумаете к каждой части? (Ребята выделяют главную мысль каждой из картин, подбирают заглавие: 1. Волк съел бабушку и Красную Шапочку. 2. Мать ищет Красную Шапочку. 3. Птицы сообщают Леснику о происшествии. 4. Лесник спасает Красную Шапочку и бабушку. 5. Все герои ловят и связывают волка. Учитель. Поговорим о героях. Что можно сказать о Бабушке? Какой её надо играть? Дети. – Трудолюбивая и проворная, – даже будучи больной она занимается делом. – Легкомысленная и суетливая, – не желает лежать в постели и лечиться. – Доверчивая, – легко поддается на хитрость и обман Волка. – Беспечная, – не видит и не чувствует опасности. – Самоуверенная, – считает, что лучше ее никто ничего не сделает. Учитель. Что нового открылось в характере Красной Шапочки? Дети. – Она стала более решительной: думает, как спасти себя и Бабушку. – Быстро принимает решение и обращается за помощью к птицам. Учитель. Каким изображен лесник? Правильно он поступает с Ужом, Медведем, Лисой и Волком? Дети. – Лесник справедливый. Он следит за порядком в лесу и сторго наказывает за разбой. – Даже Медведю и Ужу досталось за покушение на чужое добро. – Он благородный, – спешит на помощь по первому зову и спасает Красную Шапочку и Бабушку, а Волка строго наказывает. – Лесник, мудрый, – в его слова автор вкладывает главную мысль: «Запомни девочка, раз навсегда: перекрашенный волк – тоже волк.» Его слова надо понимать, что нельзя доверять кому попало, надо быть осторожным. Учитель. Чем похожи Бабушка, Мама и Красная Шапочка? Какая черта у них общая? Дети. – Все трое они доверчивые и беспечные. За это и поплатились. – Они были неосторожны в общении со злым и коварным Волком. 3.Работа над главной мыслью произведения. Учитель. Что несказочного в этой сказке? Дети. – Прежде всего житейская ситуация, пример тому, как доверчивость и беспечность могут привести к беде. – Сказочные образы животных очень похожи на человеческие в поведении и поступках. – Изображена реальная обстановка, – действие происходит не в сказочном, а в обыкновенном лесу. Учитель. А чему учит сказка Е. Л. Шварца. Дети. – Сказка учит бдительности и осторожности. – Не доверять случайным встречным, – преступник может легко маскироваться. – В случае опасности действовать решительно и оперативно. Учитель. Е.Л. Шварц в форме пьесы пересказал первоисточную сказку или создал свое авторское произведение? Докажите свою точку зрения. Дети. – Е. Шварц создал свое авторское произведение. За основу он взял только главную мысль, а все действия он придумал свои. – В этой пьесе много героев, которых нет в сказке Шарля Перро: зззайцев, например, Лисы, Медведя и Ужа, а также птиц. – В этой сказке существует еще идея дружбы и взаимовыручки, – в сказке Перро этого нет. – И еще чисто авторская идея сказки Е.Л. Шварца – изображение героев в динамике, в развитии: некоторые герои на протяжении всего произведения меняются, постепенно раскрываются, – Красная Шапочка, например, Зайцы, Уж, Медведь. Они становятся лучше, признают свои промахи и ошибки. 4.Чтение текста в ролях. Отработка вариантом выразительного чтения. 5.Домашнее задание. Договориться с друзьями и подготовить инсценирование сценки. 3й-5й уроки. (После детального анализа произведения на первых двух уроках следующие уроки отводятся «застольному» периоду работы над пьесой, – именно так его называют в театре. Формы работы могут быть следующими: 1)Чтение текста в ролях по желанию. 2)Отбор исполнителей на роли. 3)Разыгрывание сценок. Отработка выразительности их исполнения. В дальнейшем репетиции пьесы выносятся на внеурочное время и продолжаются до конца года. Параллельно учащиеся вместе с родителями готовят реквизит для постановки пьесы на сцене: шьются костюмы, изготавливаются декорации. Постановка спектакля состоится на заключительном уроке – празднике в конце учебных занятий в году.
Летние странички.
Уроки 96-97 Тема уроков. Летние картины природы в поэзии. Материал для чтения. Г.А. Ладонщиков «Хорошо…» С.А. Есенин. «Задремали звезды» А.А. Прокофьев. «Месяц» С.П. Щипачев. «Подсолнух» Цели уроков. Обобщение умений учащихся анализировать художественные тексты. Соотношение литературного образа природы с изобразительными. Обработка навыков выразительного чтения. Оборудование уроков. Портрет С.А. Есенина. Принадлежность для рисования. Картина с изображением подсолнуха.
(Поскольку за три года литературного образования ученики приобрели достаточные знания, умения и навыки в анализе художественного текста, последние уроки необходимо сделать обобщающими и предоставить детям больше возможности для самостоятельной работы, для разных ее видов: художественный разбор текста, рисование, работа по картинам художника, сопоставление литературного текста с изобразительными произведениями, написаний сочинений) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|