ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
I. Введение в новую тему.1. Слово учителя. – Мы открываем последние странички нашего учебника по литературному чтению. Почему их поместили в конце учебника? (Высказывания ребят). 2. Чтение статьи в учебнике 9с. 146) с последующей беседой. Учитель. Почему каждое четверостишие стихотворения Георгия Афанасьевича начинается со слова «хорошо»? Дети. – Потому что это стихотворение о лете, а летом все хорошо: красиво, весело, тепло. – Нет человека, который бы не чувствовал, как хорошо летом. – Люди рады приходу лета, и оттого у них хорошо на душе. Учитель. А что же хорошего у лета отметил поэт Г.А. Ладонщиков? Дети. – Хорошо, что «солнце высоко»… – Что в пруду вода теплая… – «как парное молоко» – Хорошо, что поспевают и наливается рожь, «голубую пьет росу» – И что поют птицы, своим пением встречают нас «и в поле, и в лесу». II. Работа над стихотворением С.А. Есенина «Задремали звезды золотые» 1. Знакомство с текстом стихотворения. Учитель. Сегодня мы говорили о том, что все люди рады лету. Это время года любимое и у поэтов. Впрочем вы это сами увидите, читая стихи. Сейчас прочитайте стихотворение С.А. Есенина и найдите в тексте слова, подтверждающие отношение поэта к картинам природы. (Ученики читают стихотворение самостоятельно. В работе используют вопрос к тексту в учебнике) 2. Анализ стихотворения. Учитель. Значение каких непонятных слов вы находили в словаре? (Учащиеся объясняют значение слов «затон» – речевой залив, вдавшийся в берег; «заводи» – небольшие заливы с медленным течением; «перламутр» – вещество с радужной, переливающейся окраской. Учитель. Какие образы и картины вы отметили в первой части стихотворения. Какими средствами удалось автору их нарисовать? Дети. – В первой части я увидела речную гладь, – автор сравнивает ее с зеркалом. – Над рекой звезды, они бледнеют («меркнут») и кажутся золотыми. Учитель. А что вы представили себе, прочитав авторское выражение «сетку небосклона»? Дети. – Я представил небо в мелких облаках, отчего кажется, что под «сеткой небосклона» автор подразумевает ветви деревьев, которые раскинулись над головой человека и переплелись на фоне неба, – поэтому напоминают ажурную кружевную сетку. Учитель. Представьте теперь картину третьего четверостишия. Дети. – Здесь – образы березок. Они похожи на девушек, которые только что проснулись. Прямого сравнения нет, но выражения «растрепали шелковые косы», «шелестят зеленые сережки» помогли представить березки в образах красивых молодых девушек. – А в третьем четверостишии образ крапивы тоже напоминает девушку в ярком красивом наряде: «обрядились ярким перламутром» Учитель. А березы и крапива в образах девушек у Есенина одинаковые по характеру? Дети. – Березки – нежные красавицы. Они спокойные, томные, сонные, а крапива – жгучая красавица. – Березки скромные и ласковые, а крапива – шаловливая, старается привлечь к себе внимание, приветствует: «С добрым утром!»
Дети. – Автор почти каждую строку начинает с глагола, т.е. с действия: – Поэт употребляет глаголы, которые сочетаются только с одушевленными предметами: «задремали» «растрепали» «румянит» «обрядилась» «улыбнулись» «шепчет» – Это и есть один из способов олицетворения образов природы. – А еще автор употребляет прямую человеческую речь, которой уподобляется шелест крапивы. – В этом стихотворении все говорит об изображении картин природы, как живых существ. Учитель. Да, шелест берез и крапивы, природные звуки передаются в словах повторением шипящих и свистящих речевых звуков, которые есть почти в каждом слове: «растрепали» «серебряные» «шелковые косы» «сережки» «шелестят» «заросшая» «зеленые» «качаясь» «шаловливо» и т. д. Учитель. Какое настроение было у вас, когда вы читали стихотворение? Почему? (Дети обмениваются впечатлениями) 3. Выразительное чтение стихотворения. 4. Домашнее задание. Стихотворение выучить наизусть.
Второй урок. I. Минуты поэзии. 1. Чтение наизусть стихотворения С. А. Есенина «Задремали звезды золотые». (Варианты выразительного чтения обсуждаются и оцениваются) 2. Подбор заглавия к тексту стихотворения. II. Работа над новыми поэтическими произведениями о лете. 1. Беседа. Учитель. Читая стихи, мы наблюдаем, как авторы оживляют природу, превращая неодушевленные явления и предметы в живые человеческие образы. Почему поэты это делают? Дети. – Они создают природные образы как бы по своему, человеческому подобию. – А иногда поэты образы природы создают похожими на животных. Например, во втором классе мы читали о подснежнике, который разгреб землю «корешком своим, как лапой». – Или «Лилия», как подстреленная птица. – А мне запомнился с первого класса дождик К. Г. Паустовского, который возился в кустах и трогал мягкой лапкой то один лист, то другой». – Или маленькая тучка, которая «копытцами стучит». – Авторы уподобляют природу с теми, кто их окружает, – чаще всего это люди и животные. Учитель. И это не случайно. Такое отношение к природе идет еще с древности, – достаточно вспомнить мифологию. Сейчас вы прочтете статью в учебнике на с. 148, которая напомнит о древних представлениях людей о природе. 2. Чтение статьи с последующей беседой. Учитель. Как надо понимать четверостишие Ф.И. Тютчева, которое здесь является цитатой: «Не то, что мните вы, – природа, Не слепок, не бездушный лик: В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.» Дети. – Автор говорит о том, что природа не бездушна, это не холодный отпечаток, не картина, сделанная руками человека, в котором видна чисто внешняя красота («лик») – Как у человека, у нее есть душа, она свободна. – Ей характерно чувство любви. – Природа общается между собой на своем языке. 3. Чтение с художественным разбором стихотворения А. А. Прокофьева «Месяц». Учитель. Прочитаем стихотворение А. А. Прокофьева и посмотрим, в самом ли деле у этого природного явления есть душа. (Текст читает учитель, после чего дети отвечают на поставленный вопрос): Дети. – Образ месяца здесь одушевленный: он всплыл из-за тучи, «…ходит, как ручной», «проходит над селом» – Месяц, словно живой волшебник. Описание каждого его действия олицетворяется: «стукнул в тучу, вызвал гром, Над рекой остановился, Всю засыпал серебром!» Учитель. О каком серебре идет речь в стихотворении? Дети. – Речь идет о лунном свете вода действительно отсвечивает серебром, – я сама наблюдала такую картину. Учитель. Каких частей речи больше всего в изображении месяца? Дети. – Больше всего глаголов, – именно ими А.Прокофьев, как и Есенин, оживляет неживые предметы природы. 4. Работа над стихотворением С.П. Щипачева «Подсолнух» (Дети самостоятельно читают стихотворение, после чего отвечают на вопросы учителя): 1) С чем сравнивает поэт подсолнух? Как вы догадались? 2) Какими словами из текста вы подтвердите свои ответы? 5. Рисование иллюстраций к стихотворению. (Учащиеся выполняют рисунки по тексту и делают подписи словами стихотворения) 6. Выставка иллюстраций. 1). Обсуждение рисунков. 2)Соотношение иллюстраций с текстом. 7. Домашнее задание. Учить стихотворение А.А. Прокофьева «Месяц», С. П, Щипачева «Подсолнух» (по выбору).
Уроки 98-99 Тема уроков. Литературный и изобразительный образ лета. Материал для чтения. И.И. Бунин. «Детство». Цели уроков. Сопоставление художественного литературного текста с картиной художника. Подготовка ки написание сочинения по картине. Оборудование уроков. Репродукции картин И.И. Шишкина: «Утро в сосновом бору» «Рожь» «Лесные дали» «Дождь в дубовом лесу» и др. I. Минуты поэзии. Чтение наизусть стихотворений о лете. II. Работа над стихотворением И.А. Бунина «Детство». 1. Слово учителя. – Лето своей красотой и неповторимостью привлекает многих поэтов, писателей, художников. Сегодня мы познакомимся с двумя чудесными произведениями, которые удивительно похожи, хотя созданы разными художественными средствами: это стихотворение Ивана Алексеевича Бунина и картина художника Ивана Ивановича Шишкина. Художник и поэт будто побывали в одном и том же живописном уголке и увидели одну и ту же картину. 2. Чтение стихотворения учащимися с последующим обсуждением. – Какую картину вы себе представили, читая первое четверостишие? Что ощутили? Дети. – Я представил себе сосновый лес и ощутил и ощутил сладастный смолистый аромат сосны. – В лесу очень легко дышится, пахнет хвоей. – Сквозь высокие густые кроны сосновых ветвей пробиваются солнечный свет. Стволы сосен похожи на колонны, – весь лес залит солнцем, а автор сравнивает его с палатами. Учитель. (уточняет): – А что такое – палаты? Учитель. Это просторные комнаты внутри какого-либо строения. Учитель. В древности на Руси палатами назывались широкие залы внутри архитектурного строения со столпами, поддерживающими своды. Какую картину рисует поэт во втором четверостишии? Дети. – Во втором четверостишии поэт продолжает тему яркости и света. – Поэт подчеркивает мощь сосновых деревьев: «ствол-гигант, тяжелый величавый» – И.А. Бунин передает детские ощущения от общения с сосновым бором: они очень приятные, нежные, ласковые. – Рядом с гигантскими соснами герой чувствует себя защищенным, – автор показал единство человека с природой, как бы единое целое. – Приятные ощущения и настроение продолжаются и в 3м четверостишии: много солнца, света, тепла. – Учитель. Как вы думаете, почему поэт изображает именно сосновый бор? Дети. – Возможно это был любимый уголок, где любил в детстве бывать поэт. – И этот уголок вызывал у героя приятные, незабываемые воспоминания о детстве. – А я думаю, что сосновый бор – это прекрасное место, где приятно бывать в жару и ощутить прохладу. Учитель. Когда внимательно прочитаете стихотворение, вы почувствуете, как автор включает разные ощущения: зрительные, слуховые, обоняние, осязание… Приведите примеры. Дети. – Герой видит красоту леса: «Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок как шелк». Автор передает ее через зрительные ощущения героя. Использует сравнение. – А здесь герой чувствует запах леса: «…сладостней в бору дышать сухим смолистым ароматом». В тексте много эпитетов. – Герой прикасается к деревьям, чувствует, осязает их: «Кора груба, морщиниста…» «но как тепла…» – Поэт передает даже звуковые ощущения, используя звуковой рисунок: в словах много повторения шипящих и свистящих звуков («жарче», сладостней», «дышать», сухим», «смолистым» и т. д.) Учитель. Сейчас мы познакомимся с картиной И.И, Шишкина. Вы, наверное, уже догадались, почему ее поместили в учебнике после стихотворения И. А. Бунина? Дети. – Да, она очень точно передает картины, нарисованные в стихах. – В картине и стихотворении много общих деталей изображения лесного пейзажа. Учитель. Давайте попробуем соотнести образы живописи со словесными образами. Найдите в тексте слова, которыми можно озвучить картину И.И, Шишкина. Дети. – Я хочу сказать, что здесь каждая строка подходит к картине, например: «Чем жарче день, тем сладостней в бору», – когда смотришь на картину, тоже ощущаешь смолистый запах сосны. – Картина веселая, яркая, солнечная. А ее передний план можно сравнить с солнечными палатами, как и у Бунина: «И весело мне было поутру Бродит по этим солнечным палатам!» – А начало второго четверостишия полностью созвучно с картиной; «Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок, как шелк…» И на картине, и в стихотворении много света и блеска. – На переднем плане две стройные сосны, освещенные солнцем. Вся картина теплая, «прогретая солнцем», совсем как у И.А. Бунина: «Кора груба, морщиниста, красна, Но так тепла, так солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного света.» Учитель. Кажется, что художник специально нарисовал картину под стихотворение. Мы видим, как разными средствами, – художник красками, а поэт словами, – можно изобразить похожий пейзаж. На следующем уроке мы напишем сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», поэтому при раскрытии темы сочинения будет хорошо, если вы используете текст стихотворения И. А. Бунина в качестве цитат.
Второй урок. (Работа над сочинением проводится на двух спаренных уроках: литературного чтения и русским языком или риторикой. На первом уроке учащиеся готовятся к творческой работе, а на втором пишут). 1. Знакомство с творчеством И. И. Шишкина. (Кроме картины «Утро в сосновом бору», по которому ученики пишут сочинение, учитель на доске прикрепляет репродукции других картин этого художника, например: «Лесные дали» «Рожь» «Зима» Дождь в дубовом лесу» и т. д.) Учитель. Все эти картины написал художник И. И, Шишкин. Рассмотрите их и попробуйте определить главную и любимую тему автора. Дети. – На всех картинах изображен пейзаж, – значит, И.И, Шишкин – художник пейзажист. – А главный предмет изображения – лес, деревья, родные просторы. Учитель. Иван Иванович Шишкин – выдающийся русский художник, воспевший в своих полотнах просторы русской природы, любовь к ней в разное время года. И вы правильно заметили, что любимым предметом изображения на картинах этого художника является лес. На многих его полотнах мы видим сосны, подчеркивающие мощь, красоту русского леса. Картины правдиво и выразительно передают красоту и величие именно русского пейзажа. 2. Беседа по содержанию картины. Учитель. Почему художник назвал свою картину именно так: «Утро в сосновом бору»? Дети. – На картине изображена утренняя пора: длинные тени от деревьев бывают тогда, когда солнце еще низко над горизонтом. – Залитые солнцем стволы сосен, земля, – все говорит о том, что картина писалась в утреннее время. Учитель. Какое время года на картине? Ученик. – На картине изображено лето: яркая густая зелень, обилие солнца. Учитель. Что можно сказать об особенностях того дня, который изображен художником? Дети. Утро обещает жаркий и солнечный день, – на картине много света, теплых красок. – Просветы неба между деревьями голубые, – значит день яркий и безоблачный. Учитель. Рассмотрим картину в деталях. Что изображено на переднем плане? Дети. – На переднем плане – лесная полянка, залитая солнцем. Художник подобрал для ее изображения желтую краску, – вероятно это песок. Под деревьями видна низкая трава. – От сосен длинные тени перекинулись через всю поляну. – Две сосны, – это стройные деревья. Их крона густая, почти полностью закрывает небо, которое виднеется только в просветах между ветвей. Учитель. Что видите на более дальнем плане? Дети. – Дальше идет сплошной лесной массив. Это кустарники, чуть ближе – маленькие елочки. – Кое-где белеют тонкие стволы березок. – Тени от высоких сосен падают на лесные заросли, и только на среднем плане, в просветах между стволами деревьев художник показал залитый солнцем кусок леса. 3. Составление плана. Учитель. Чтобы рассказ получился стройным и последовательным, необходимо составить план сочинения. (План составляется коллективно. Них приводится один из его вариантов. 1)Художник и его картина. 2)Состояние природы в летнее время. 3)Мое отношение к картине. 4. Словарная лексическая работа. а) Подбор эпитетов к словам:
воздух – волнующий, ароматный, смолистый, лесной, легкий, терпкий, пьянящий, свежий, хвойный, чудесный, знойный, благоуханный, душистый, нагретый, недвижный, пряный, прозрачный, чистый;
березы – белоствольные, тонкие, ветвистые, высокие, веселые, грустные, задумчивые, кудрявые, милые, молодые, тонкие, нежные, поникшие, пышные, робкие, русские, светлые, стройные, юные;
бор – безмолвный, вековой, высокий, густой, дремучий, задумчивый, могучий, радостный, светлый, редкий, сказочный, суровый, таинственный;
утро – безветренное, бодрое, восхитительное, дивное, звонкое, доброе, ласковое, погожее, прелестное, розовое, румяное, солнечное, теплое, тихое, ясное, чудесное;
солнце – багровое, белое, блестящее, восходящее, горячее, жаркое, золотистое, ликующее, ласковое, ослепительное, приветливое, радостное, рыжее, сияющее, щедрое, ясное;
сосна – ароматная, безмолвная, вековая, величественная, гигантская, гордая, густая, задумчивая, корявая, крепкая, могучая, молчаливая, пушистая, пышная, раскидистая, смолистая, стройная, суровая;
настроение – бодрое, великолепное, веселое, восторженное, жизнерадостное, игривое, лирическое, мечтательное, превосходное, приподнятое, радостное, радужное, романтическое, чудное;
красота – влекущая, волшебная, дивная, изумительная, манящая, невиданная, неотразимая, поразительная, совершенная, трогательная;
впечатление – благоприятное, волнующее, незабываемое, неизгладимое, огромное, потрясающее, приятное, яркое.
б) Подбор других словесных образных средств. 5. Словарная орфографическая работа. (Выяснение и объяснение трудных написаний) 6. Письмо сочинений. 7. Чтение творческих работ (выборочно) с обсуждением.
Урок 100 Тема урока. Красота вечна. Материал для чтения. Ф.И. Тютчев «В небе тают облака» С.Я. Маршак «Пожелание друзьям» Цель урока. Обобщение знаний за учебный год. Пожелания учащимся и задания на лето.
I. Анализ сочинения по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору» II. Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «В небе тают облака. (Дети самостоятельно знакомятся с текстом стихотворения и определяют главную мысль, высказанную автором. В процессе работы используются вопросы после текста.) III. Обобщающая работа. 1. Чтение вступительной статьи к стихотворению С. Я. Маршака. 2. Обобщающая беседа по вопросам: – С какими новыми разделами вы познакомились в третьем классе? – Что вам было наиболее интересно? – Какие писатели и поэты стали вашими любимыми? Чему они вас научили за год. (Дети обмениваются впечатлениями,) 3. Чтение стихотворения С.Я, Маршака «Пожелание друзьям». 4. Беседа после чтения. Учитель. Какие пожелания вам, читателям, посылает С.Я. Маршак? (Ответы детей) 5. Задание детям по чтению на летний период. (Учитель по своему усмотрению может предложить учащимся список литературы для летнего чтения. Для более целенаправленной работы можно порекомендовать школьникам ведение читательского дневника по образцу.
Уроки 101-102 (Уроки праздники, на которых дети читают любимые стихи, слушают музыку, показывают спектакль «Красная Шапочка»).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|