ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.Финансовое право по своей сущности относится к публичным отраслям права. Однако вопрос о месте финансового права в системе права и о его происхождении до сих пор является предметом дискуссий. Так, основоположник науки финансового права французский ученый Поль Мари Годме считал, что как отрасль права финансовое право выделилось из гос. и административного права. Такого же мнения придерживались и другие специалисты (Р. Халфина, М. Пискотин и др.). Иную теорию выдвигают Е. Ровинский, В. Бесчеревных, Н. Химичева, О. Горбунова, Е. Грачева, согласно которой финансовое право не выделилось из других отраслей права, а возникло одновременно с образованием государства и права в целом. Государство даже на самом раннем этапе своего развития не могло существовать без финансовых ресурсов: поступление в казну денежных средств, товаров осуществлялось посредством установления и взимания налогов, сборов и пошлин. Это свидетельствует о существовании отдельной группы отношений, отличавшихся от отношений, регулируемых другими отраслями права. Будучи тесно связанными между собой, отрасли права разграничиваются по предмету и методу правового регулирования, а также в определенной степени по принципам и функциям. Финансовое право как самостоятельная отрасль права имеет только ей присущий предмет правового регулирования. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач. Финансовые правоотношения, входящие в предмет финансового права, отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено связью финансовой системы со всеми структурами общественного производства и распределения. Применительно к институтам финансового права можно выделить: бюджетные правоотношения; налоговые и неналоговые правоотношения; финансовые правоотношения в областях гос.кредита, страхования, банковской деятельности; правоотношения, возникающие при осуществлении гос. расходов; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения. Таким образом, финансовое право — это отрасль права РФ, включающая в себя систему норм и принципов, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. Вторым критерием для определения сущности финансового права в системе российского права служит метод правового регулирования. Метод финансово-правового регулирования — это обусловленная публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков финансового права, в которых концентрированно выражаются соответствующие его содержанию и местоположению в системе российского права средства и способы регулирования финансовых отношений. Основным методом правового регулирования финансового права является императивный метод «власти и подчинения». Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Также включает методы: нормативное предписание, гос. обеспечение контроля (исполнительный метод), метод правовой защиты. Н.И. Химичёва также рассматривает в качестве основного метода финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. «Такой метод, — пишет Н.И. Химичёва, — свойствен и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия… Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности» Кроме метода «власти и подчинения» в финансовом праве регулирование некоторых видов отношений осуществляется и диспозитивным методом, базирующимся на равенстве, праве выбора и дозволенности. Финансово-правовому регулированию свойственны и иных методы: рекомендации и согласования. Эти методы практически не применяются при функционировании финансово-кредитных органов, но достаточно распространены в области урегулирования межбюджетных отношений, предоставления налоговых льгот. Принципы: общие (законность, целесообразность и т.д.) и специальные (плановость, уровневость, гос. перспективность развития)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|