Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема урока: В мире живой природы.




Цель: познакомить учащихся с разнообразием живой природы, выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и некоторые взаимосвязи между ними, показать необходимость бережного отношения к живой природе.

Ход урока.

  1. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие с Машей, Петей и с ученым-биологом Николаем Ивановичем в лес, где познакомимся с разнообразием лесных обитателей и условиями их жизни.

  1. Определение понятия «окружающая среда». Работа с текстом «На опушке». Стр.100-101.

- «Окружающая (внешняя) среда — силы и явления природы, ее ве­щество и пространство, любая деятельность человека, находящиеся вне рассматриваемого объекта или субъекта, но необязательно контакти­рующие с ним.» {Н.Ф. Реймерс, А.В. Яблоков)

- Не все, что окружает живые существа, необходимо для их жизни. Для растений, например, нужны свет, тепло, вода, воздух и почва.

  1. Закрепление. Выполнение задания рабочей тетради № 2 (№29-33).
  2. Признаки приспособленности растений к условиям окружающей среды.

- Разным растениям требуется разное количество света, тепла и влаги. Поэто­му ученые выделяют светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые, теплолюбивые и холодостойкие растения.

- Часто по внешнему виду растения можно узнать, в каких условиях оно растет. Так, светолюбивые растения обычно имеют мелкие или рассеченные листья. Чаще всего они светло-зеленые. У теневыносливых растений крупные темно-зеленые листья. Влаголюбивые растения имеют крупные листья и сочные стебли. Разные засухоустойчивые растения выглядят по-разному. У одних толстые и мясистые сочные листья, а у других — стебли. Листья последних превратились в иголки.

  1. Работа с гербарием.

- Определите место обитания гербаризированные растений, у которых хорошо выражены указанные признаки, например: одуванчик, ландыш, кактус, калужница, заячья капуста, молодило.

  1. Признаки приспособленности животных к условиям окружающей среды.

- Животный мир каждой конкретной местности зависит от растительного мира и тесно связан с ним. Поэтому в определенной местности встречаются определенные животные. Например, на опушке, где много цветущих травянистых растений, можно увидеть большое количество разнообразных насекомых: бабочек, кузнечиков, жуков, шмелей, пчел. Растения помогают насекомым прятаться от врагов и дают им пищу. Пищей насекомым служит нектар цветков, листья и другие части растений. Насекомыми питаются птицы.

  1. Информационный поиск. Выполнение заданий учебника, предполагющих работу с дополнительной детской литературой. (№ 2 с. 102 и № 5 с. 10З).
  2. Итог урока.

 

- Дополнительно учитель может дать более подробную ин­формацию о каком-либо обитателе, название которого дано в статье учебника.

- В учебнике также предлагаются статьи и задания, которые расширяют и углубляют знания детей о разнообразии растений и животных опушки леса и об окружающей их среде.

- Статья «О насекомых» имеет большое значение для экологи­ческого образования младших школьников. В ней внимание де-

- I тей обращается на взаимосвязи в живой природе.

- Рассматриваемая тема дает богатый материал для эстетиче-

- ' ского воспитания учащихся, понимания красоты окружающей природы. Большой вклад в это вносит поэзия. В ней заключена огромная сила эмоционального воздействия на сердца людей. Поэтому необходимо привлекать стихи о природе и с их по­мощью учить детей любовному отношению к окружающему нас природному богатству, чуткости, пониманию многообразных

- I тайн, скрытых в природе.

- Чуть зацветет иван-чай, — С этого самого цвета — Раннее лето, прощай. Здравствуй, полдневное лето.

- Липа в ночной полумгле Светит густой позолотой, Дышит — как будто в дупле Скрыты горячие соты,

- От перестоя трава Никнет в сухом оперенье. Как жестяная, мертва Темная зелень сирени

- Где-то уже позади

- День равноденствие славит

- И не впервые дожди

- В теплой листве шепелявят.

- Не пропускай, отмечай Снова и снова на свете Легкую эту печаль, Убьши-прибыли эти.

- Все их приветствуй с утра Или под вечер с устатку... Здравствуй, любая пора, И проходи по порядку.

- А.Т. Твардовский

- 73

- ..к.

На заметку учителю

Живые цветы

Кяждому, наверное, доводилось видеть мозаику: узор, выложенный разноцветными камешками, цветными стеклами или другими материа­лами. Пользуясь этим красивым и сложным искусством, природа со­здала один из своих шедевров — узоры на крыльях бабочек.

Материалом послужили мельчайшие, как цветочная пыльца, чешуй­ки, ярко и нежно окрашенные во всевозможные цвета. Эти чешуйки рас­положены в определенном строгом порядке и образуют незабываемый узор. По рисунку на крьшьях получили название многие из наших бабо­чек, в том числе бабочки; адмирал, павлиний глаз, перламутровка.

Бабочку адмирал легко узнать по бархатисто-черной окраске с яр­ко-красными полосами и белыми пятнами. В старину адмиралы носи­ли через плечо красную шелковую ленту. За это сходство бабочка и по­лучила свое название.

Бабочка павлиний глаз получила свое название за великолепные пятна на крыльях, напоминающие глаза. Эти «глаза» — отличная защи­та от врагов. Подлетит к бабочке птица, бабочка широко распахнет крылья, и птица увидит перед собой два больших «глаза», глядящие на нее в упор! В первый момент птица пугается, а когда опомнится, бабоч­ка уже улетела.

На нижней стороне задних крыльев бабочки перламутровки свер­кают перламутрово-серебристые пятна.

По В.А. Корабельникову

Загадки

Собирает мед по крохам.

В дождь, как всем, работать плохо.

Носик — тонкая иголка.

Ну конечно, это ... {пчелка).

Б В. Соколов

Есть рога, не бык, Шесть ног без копыт, Летит — воет, А сядет — землю роет. (жук)

Не зверь, не птица, А нос, как спица. Летит ~ кричит. Сядет — молчит. Кто его убьет, Свою кровь прольет. {комар)

Для закрепления материала учитель использует задания ра­бочей тетради № 2.

 

Тема: В березовой роще.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Тест.

  1. Чем покрыто тело бабочки?

а) Красивой кожей.

б) Мельчайшими чешуйками.

в) Перьями.

  1. Сколько крыльев у бабочки?

а) Два.

б) Четыре.

в) У всех по-разному.

  1. Чем отличаются крылья жуков и бабочек?

а) У бабочек красивые крылья, а у жуков нет.

б) У бабочек большие крылья, а у жуков маленькие.

в) У жуков и у бабочек по 4 крыла, но у жуков 2 жёсткие, а 2 мягкие.

  1. Отличительные признаки берёзового леса.

- Преобладающее растение береза создает условия для всех других обитателей березового леса. Так, белые стволы берез хорошо отражают солнечные лучи и рассеивают их, поэтому в березовом лесу светло и растут светолюбивые растения.

  1. Знакомство с типичными растениями березового леса.

- В березовом лесу встречаются и кустарники. Наиболее распространённые среди них орешник и крушина. Стебли орешника достигают в высоту 3—4 м. Они покрыты серой корой. Молодые тонкие ветки — жесткие от покрывающих их волосков. Листья у орешника округлые, на конце заостренные, прикрепляются к стеблю короткими черешками. Цветет орешник рано, когда высокие деревья еще не покрыты листвой. Его цветки опыляются ветром, который может проникнуть только в безлистный лес. После цветения образуются плоды — орехи.

  1. Знакомство с типичными животными березового леса.

 

- Типичным представителем животного мира березового леса является иволга. С помощью рисунка учебника учитель знакомит детей с внешним видом иволги. Он обращает внимание на то, что самец и самка иволги различаются окраской оперения. Самец — ярко-желтый, с черным хвостом и крыльями, а самка — серовато-желтая с бурыми пестринами. Иволга питается насекомыми, которые наносят вред лесу, поедая листья деревьев.

- Приспособленность животных к жизни под землей. Знакомство с особенностями внешнего вида крота.

  1. Практическая работа. Стр. 106 учебника.

- Всех птиц, изображенных на рисунке, ученые относят к группе вороновых, так как они похожи на ворона. Ворон и ворона — не самец и самка, а разные виды птиц.

  1. Итог урока.

Знакомясь с особенностями внешнего вида крота, дети узнают о его приспособленности к жизни под землей. Предва­рительно учитель может загадать загадку (см. с. 76).

При наличии гербария хорошо бы организовать практиче­скую работу по описанию и сравнению.кустарников, растущих в березовом лесу. Если такой возможности нет, дети выполняют задание по рисункам учебника.

Вариативная часть учебника предполагает расширение зна­ний детей об обитателях леса. Выполняя задание № 6 на с. 106 дети должны ответить, что

Тема: В низине.

Цель: Дать сведения о растениях и животных, обитающих в сырых местах. Познакомить с такими влаго-

Тест

  1. В берёзовом лесу часто растут такие же травянистые растения, как и на опушке, потому что

а) все травы одинаковые.

б) в берёзовом лесу очень темно.

в) в берёзовом лесу очень светло.

  1. Берёза растение

а) светолюбивое

б) теневыносливое

  1. Морозные зимы берёза переносит

а) тяжело

б) легко

  1. Иволга питается

а) травами

б) зёрнышками и семенами растений

в) хлебом

  1. Пища вороны это

а) насекомые

б) зёрнышки и семена растений

в) насекомые, лягушки, мыши и семена растений

 

любивыми растениями, как купальница и калужница. У них соч­ный стебель и крупные ярко-зеленые листья. Учитель отмечает, что от недостатка воды стебли и листья этих растений быстро ста­новятся вялыми и безжизненными. Лишенные своей родной поч­вы они погибают. Эти растения красивые и редкие, поэтому относиться к ним нужно бережно.

Из животных в сырых местах встречаются лягушки, ужи и гадюки. Необходимо научить детей различать безобидного ужа и ядовитую гадюку. С этой целью учитель предлагает сравнить ужа и гадюку по рисункам учебника.

В одежде богатой, Живет без оконца, Да сам слеповатый, Не видывал солнца. (крот)

Загадки

До чего серьезна птица. Даже кот ее боится. Ходит птица в серой шали. Любит, чтоб ей не мешали. Крепок клюв и когти остры, Оперение не пестро. Кто в наряде скромном Каркает?... (ворона)

Кто ползет совсем без ножек? Кто нас всегда ужалить может? Кто летом греется на пне? Быть может, кто ответит мне? Кто зло шипит? Такая злюка! Конечно! Правильно!... (гадюка) Б. В. Соколов

Закрепление материала проводится по заданиям учебника и рабочей тетради № 2. Обращаем внимание, что в кроссворде рабочей тетради ответы будут следующими: 1) еж, 2) уж, 3) заяц, 4) рябина, 5) орешник.

Тема: В ельнике.

Цель:познакомить с условиями жизни в еловом лесу и как эти условия влияют на живые существа.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Постановка учебной задачи.
  3. Знакомство с новым материалом. Просмотр презентации «С кем дружит ель».
  4. Закрепление. Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок учебника на с. 108 и ответьте на вопрос: «Почему в еловом лесу мало света?».

- Еловые леса темные и густые. Плотные кроны елей почти не пропускают солнечный свет. Темные стволы этих деревьев не отражают свет, как белые стволы берез, а наоборот, поглощают.

- Поскольку в ельнике темно и прохладно, основными обитателями елового леса будут существа, приспособленные к жизни в условиях сильного затенения. Прежде всего это относится к растениям. Типичным представителем елового леса является кислица — одно из самых теневыносливых растений. Она невы­сокая, так как ей не нужно тянуться к свету. У нее насыщенная зеленая окраска листьев. Если кислица окажется на солнце, пример, в случае вырубки леса, то погибнет от перегрева.

- Дети часто интересуются жизнью муравьев. Однако, бывая в лесу, иногда разоряют муравейники.

- Какую пользу приносят муравьи?

- Численность рабочих муравьев в одном муравейнике — десятки и сотни тысяч. Каждая семья владеет обособленной территорией, на которую другие муравьи не допускаются. Кроме рабочих муравьев в семье насчитываются десятки и сотни маток. Они отличаются более крупными размерами. Матка откладывает яйца, из которых развиваются самцы, самки и рабочие муравьи.

Муравьи выкармливают своих личинок другими насекомыми и их личинками. Между рабочими муравьями существует разделение труда. Самые молодые из них — няньки. Они ухаживают за личинками и кормят маток. Рабочие муравьи более старшего возраста убирают мусор, разделывают добычу, таскают материал для муравейника, надстраивают муравейник. Некоторые из них являются фуражирами, которые обеспечивают гнездо пищей: насекомыми, семенами растений, нектаром цветков. Другие муравьи — солдаты, которые охраняют муравейник и г. д.

Муравьи очень хорошо различают запахи. Благодаря этому они находит дорогу к муравейнику и отличают своих от чужих. На конце брюшка у рабочих муравьев имеются ядовитые железы. Однако жала у них нет. При нападении или защите муравей кусает врага мощными челюстями. Одновременно он подгибает кончик брюшка к голове и вбрызгивает в ранку едкую жидкость.

  1. Знакомство с разнообразием грибов.

- Чтобы вы хорошо запомнили названия грибов, послушайте происхождение этих названий.

  1. Закрепления материала. Задания № 38, 39, 40 в рабочей тетради № 2.
  2. Сравнении птиц елового леса (задание № 4 в учебнике).

- Рябчик — самая крупная птица.

- Кроме размеров и окраски можно рассмотреть особенности клювов. Клювы зяблика, клеста и рябчика приспособлены для поедания семян. Они короткие, но высокие и очень крепкие (описание клюва клеста дано в учебнике). Такие клювы имеют все зерноядные птицы. А вот у синицы-лазоревки клюв напоминает шило. Она питается насекомыми. К числу общих признаков можно отнести наличие длинных хвостов. Они выполняют роль руля и помогают птицам легко маневрировать среди деревьев. Крылья лесных птиц, как правило, короче, чем у птиц, обитающих на открытой местности.

  1. Установление связей между обитателями елового леса. (интеллектуальный марафон) Задание № 5.

- Основными связями являются пищевые.

  1. Знакомит детей с лиственницей, как представителем светолюбивых и холодостойких растений. Вариативная часть учебника
  2. Итог урока.
  3. Д/з. рабочая тетрадь № 2. Задания № 41,42.

На заметку учителю

Когда ходишь по лесу, кажется, что каждое дерево стоит само по се­бе, словно ему нет дела до соседей. Но деревья могуг и враждовать, и дружить между собой.

Вот где-то в еловом лесу люди вырубили весной деревья. На поляне уцелели только маленькие елочки. Пока живы были их матери, елоч­кам не страшны были заморозки. Раскидистые плотные ветви взрослых елей прикрывали землю и не давали ей быстро остывать.

Но плохо пришлось елочкам, когда они остались без защиты. Замо­розки стали губить их почки и тронувшиеся в рост побеги. Зато траве стало привольно. В тенистом лесу ей было не житье, а на открытом месте она принялась быстро разрастаться.

Появились и новые поселенцы: на поляну спустились летучие се­мена березы и осины. Семена дали всходы, которые стали быстро под­ниматься. Заморозки березе и осине не страшны: ведь теперь землю покрывала трава. Березы и осины росли все выше и выше, пока их ветки не сомкнулись. Получилась сплошная зеленая крыша. Стало в лесу темнее. Маленьким елочкам было хорошо, ведь они не боятся тени. А многим травам от недостатка света стало плохо, и начали они погибать. Их гниющие стебли смешивались с листьями, падающими с деревьев и вскоре уже не трава, а рыхлая подстилка из гниющих листьев и стеблей укрывала землю от холода. В тепле на удобренной почве на­чалась привольная жизнь для елочек. Березы и осины с каждым годом росли все медленнее, а елочки так и тянулись вверх, пока не переросли своих соседок.

Под тенистым пологом еловых ветвей береза и осина постепенно начинали засыхать, ведь они боятся тени. Так ель снова стала хозяйкой в лесу.

По М. Ильину и Е. Сегал




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных