Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К.В.КАРПИНСКИЙ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ 10 страница




 


познавательное эстетическое отношение к жизни и смерти, к стра- даниям, к опасностям, к радости... Содержательный мир внутри человека есть результат его жизни и деятельности» [58, с. 347, 384]. Центральным понятием, которое сгруппировало вокруг себя

все учение С. Л. Рубинштейна о личной жизни, является понятие субъекта жизни. Субъект жизни – это личность, которая активно строит, модифицирует, совершенствует жизненные отношения и тем самым детерминирует индивидуальный жизненный путь. Понятие субъекта жизни впервые было использовано С. Л. Рубинштейном для критики концепции жизненного пути Ш. Бюлер. Напомним, что с точки зрения Бюлер жизненный путь личности является процес- сом развертывания заложенного в детстве ценностно-смыслового проекта. Это положение было встречено скептически, поскольку, по мнению С. Л. Рубинштейна, личность способна сбросить с себя бремя детского опыта и в любой точке круто изменить течение жизненного пути. Понятие субъекта жизни как раз привлекалось для обозначения активного участия личности в построении жизнен- ного пути. В таком контексте жизненный путь трактуется как исто- рия формирования личности, обусловленная как объективными со- циальными, историческими факторами, так и собственной актив- ностью личности в качестве субъекта жизни.

Категория субъекта жизни определяется С. Л. Рубинштей- ном через понятие «способ существования». Способ существо- вания – это характерный для личности способ построения и вос- производства жизненных отношений. Выделяются два основных способа существования человека и, следовательно, два типа от- ношения к жизни. Первый способ существования отличается тем, что человек вырабатывает определенное отношение к дискрет- ным событиям жизни, но не к целостному жизненному пути. В силу данного обстоятельства он не способен понять смысл жиз- ни, поставить жизненные цели и задачи, составить долгосроч- ную программу действий. При таком способе жизни наличествует тактика действий в отдельных жизненных ситуациях, но отсут- ствует единая стратегия жизненного пути. Не человек управля- ет и распоряжается своей жизнью, а напротив, жизненные об- стоятельства поглощают человека и диктуют ему свои «требо- вания». «Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение

– это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять мыс- ленно позицию вне ее для рефлексии над ней» [58, с. 351]. Разу-

 


меется, что первый способ существования не присущ личности как субъекту жизни.

Второй способ жизни характерен для субъекта жизни. Его раз- витие приурочено к развитию механизмов рефлексии жизненного пути и формированию смысла жизни. Второй способ существова- ния специфицируется тем, что личность способна встать в позна- вательное и практическое отношение к целостному жизненному пути и конструировать его на сознательной, осмысленной основе. Эти новообразования в системе психической регуляции коренным обра- зом меняют характер детерминации жизненного пути личности. «С появлением рефлексии связано философское отношение к жизни. Сознание выступает здесь как разрыв, как выход из полной погло- щенности непосредственным процессом жизни для выработки со- ответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней. С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни» [58, с. 352]. Другими словами, личность как субъект жизни в каждой ситуации действует в соот- ветствии с необходимостью реализации смысла жизни, что требу- ет от нее большой сознательности и ответственности. Смысл жиз- ни «отливается» в форму жизненных целей, задач и смыслов от- дельных ситуаций. Нацеливая свою активность на эти смыслы, личность в каждом жизненном событии реализует частицу смысла жизни. Смысл ситуации, производный от смысла жизни, поднимает личность в положение над ситуацией и дистанцирует от непосред- ственных требований ситуации. «В человеке, включенном в ситуа- цию, есть что-то, что выводит его за пределы ситуации, в которую он включен. Ситуация – это лишь один из компонентов, детермини- рующих его действия» [58, с. 341]. Второй компонент – это смысл жизни, жизненные ценности и проистекающие от них смыслы жиз- ненных ситуаций, в которых участвует человек.

Однако в каждой ситуации в сознании личности могут конку- рировать побуждения, исходящие от смысла жизни, и требования, предъявляемые ситуацией. Например, соблазн расслабиться, от- дохнуть, повеселиться может бороться с необходимостью занять- ся перспективными делами. Не случайно С. Л. Рубинштейн отме- чает, что со вторым способом существования связана проблема

«ближней» и «дальней» мотивации. Это «проблема соотношения, взаимосвязи непосредственного отношения человека к жизни, к окружающему его и осознанного отношения, опосредствованного через «дальнее» [58, с. 352]. «Ближняя мотивация» – это совокуп-

 


ность ситуативных побуждений, которые актуализируются в отдель- ных жизненных ситуациях и производны от непосредственных жиз- ненных отношений. «Дальняя мотивация» – это совокупность по- буждений, которые производны от смысла жизни и выражают от- ношение личности к жизни в целом. Отличительной чертой субъекта жизни является способность отстраниться от сиюминутных требо- ваний ситуации, устоять перед ее соблазнами, воздержаться от им- пульсивных решений в пользу интересов реализации перспектив- ных задач. В этой связи С. Л. Рубинштейн упоминает об огромном значении правильной временной перспективы для воспитания лич- ности в качестве субъекта жизни [58, с. 372].

Существенный вклад в разработку проблемы субъекта жизни вносят исследования А. Н. Леонтьева и его научной школы, выдер- жанные в русле системно-деятельностного и смыслового подхода к личности. Принципиальным методологическим моментом дан- ного подхода является раскрытие психологической сущности лич- ности как опосредованной системой деятельности в мире. Личность фигурирует как «функциональный орган», обеспечивающий ориен- тировку, овладение и управление жизненными отношениями и, в структурном аспекте, как связная система личностных смыслов

[40 с. 212]. Бытийную основу личности, по мнению А. Н. Леонтье- ва, составляют реально практикуемые виды деятельности, из ко- торых к тому же сплетается индивидуальная жизнь. В этой связи исследователь не переставал указывать, что «смысл порождается не значением, а жизнью» [40, с. 279]. Деятельность – это элемен- тарная структурно-функциональная единица человеческой жизни, а жизненный путь – системное единство видов деятельности, кото- рые осуществляет личность.

Личностный уровень существования А. Н. Леонтьев мыслит как подчиненную смыслам активность в мире. В этом контексте он употребил понятие смысловых связей, которыми направляется и упорядочивается взаимодействие субъекта с жизненным ми- ром. «Смысловые связи – это те связи, которые не осуществля- ют деятельность, а осуществляются ею. Процесс их образования и есть тот чрезвычайный процесс, в результате которого возника- ет психологическое содержание поведения» [42, с. 101]. Смысло- вые связи в учении А. Н. Леонтьева характеризуются двойной онтологией: в объективном аспекте – это реальные жизненные отношения, в субъективном аспекте – это «отслоенные» от объек- тивных отношений, существующих в плоскости жизненного мира, смысловые структуры внутреннего мира личности. При таком

 


подходе «смысл выступает в сознании человека как то, что не- посредственно отражает и несет в себе его собственные жизнен- ные отношения» [40, с. 278].

Вообще понятие субъекта жизни в деятельностном подходе возникло не случайно, а с тем, чтобы подчеркнуть зависимость процессов жизни от самого человека и отстранить иллюзию бес- субъектного существования. Перефразируя давний афоризм о том, что мыслит не мышление, а субъект, А. Н. Леонтьев проводит ана- логию, говоря о жизни как о процессе созидания и реализации лич- ностью жизненных отношений. «Само понятие жизни имплицирует, то есть включает в себя необходимым образом понятие субъекта жизни» [41, с. 490]. Разбирая проблему личности в генетическом аспекте как процесс формирования связной системы смыслов и мотивов, А. Н. Леонтьев непосредственно затронул экзистенциаль- ное измерение личностного бытия. С его точки зрения, в онтогене- зе метаморфозы личности связаны с обогащением мотивационно- смысловой системы и перерастанием уровня операционально-тех- нических возможностей индивида, а также с ломкой его социальной ситуации развития. Путь формирования личности как субъекта жизни объемлет следующая формула: «от «действовать, чтобы поддер- живать свою жизнь» до «жить для того, чтобы делать дело своей жизни» [41, с. 502]. Переломной вехой психического развития явля- ется рождение «сознательной личности», с появлением которой кар- динально перестраивается детерминация жизненного пути. Это со- бытие раскалывает индивидуальный жизненный путь на две фазы –

«период подготовления» и «период развития» [40, с. 215]. В струк- туре жизненного пути личности отчетливо различаются два основ- ных этапа – подготовительный этап, на котором вызревают необхо- димые психологические предпосылки для становления личности субъектом жизни, и этап, на котором личность детерминирует соб- ственное развитие в качестве его субъекта. В этой новой ситуации в значительной степени упраздняется зависимость личности от внешней детерминации и усиливается ее способность к самоде- терминации и саморазвитию. Суть психологического преображе- ния личности заключается в том, что она трансформируется в субъекта жизненного пути. Если раньше личность была «продук- том биографии» и преимущественно «объектом отношений», то на новом витке развития она превращается в субъекта жизненных отношений, «вступает в отношение к своему прошлому» [40, с. 215,

217]. Перевод системы регулирования развития и бытия личности извне вовнутрь осуществляет переворот в ее судьбе: «переход, зна-

 


менующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего последующего психического раз- вития» [40, с. 212–213]. На этом этапе развития переоценка про- шлого позволяет личности разжать «тиски» линейного детерминиз- ма, по метафорическому выражению А. Н. Леонтьева, «сбросить груз собственной биографии» [40, с. 216–217]. Вообще с момента становления субъектом жизни личности приходится на каждом но- вом этапе жизненного пути «от чего-то освобождаться, что-то ут- верждать в себе, и все это нужно делать, а не только «подвергать- ся влияниям среды» [40, с. 216].

Процесс формирования личности как субъекта жизни А. Н. Ле- онтьев конкретно видит в так называемом «вертикальном дви- жении сознания», в результате которого субординируется сфера смыслов и на ее вершину водворяется главный жизненный мотив- цель. Этот жизненный мотив-цель функционирует как побудитель индивидуального жизненного пути, как смысл всей жизни. Необ- ходимым условием его функционирования является осознанность всей мотивационной иерархии. Это характеризует «сознательную личность», способную активно реструктурировать и соподчинять свои жизненные отношения. Жизненный мотив-цель не открыва- ется сознанию субъекта в готовом виде. Для того, чтобы осоз- нать его, субъекту необходимо проделать интеллектуальную ра- боту по прояснению своих жизненных мотивов и смыслов. Задачу на раскрытие жизненного смысла А. Н. Леонтьев обозначает как

«задачу на смысл» или «задачу на осознание». Согласно его воз- зрениям, задача на смысл решается субъектом в опоре на эмоци- ональную сигнализацию смысла жизни в узловых точках жизнен- ного пути. Неизвестное «задачи на смысл» составляет вопрос:

«Что данное событие представляет собой не объективно, то есть в своем объективном значении, а что оно для субъекта, для ут- верждения его жизни или, что то же самое, для утверждения его – субъекта – в жизни?» [41, с. 474].

Однако посредством одного лишь осознания реальное присво- ение и изменение субъектом жизненных отношений не осуществ- ляется. «Не следует только думать, что перевороты в прошлом личности производятся сознанием, сознание не производит, а опос- редствует их; производятся же они действиями субъекта, иногда даже внешними – разрывом прежних отношений, переменой про- фессии, практическим вхождением в новые обстоятельства» [40, с. 217]. В этой связи личность как субъекта жизни отличает не только сознательность, но и достаточный уровень активности в

 


реализации жизненного мотива-цели. Примечательно, что А. Н. Ле- онтьев приписывает личности как субъекту жизни широкую времен- ную перспективу и нравственное содержание главного жизненного мотива. Идеалом личности А. Н. Леонтьев полагал человека, у ко- торого главный мотив-цель возвышается до истинно человеческих ценностей, сливает его жизнь с жизнью других людей и их благом.

«Чем более открывается для личности общество, тем более напол- ненным становится его внутренний мир» [40, с. 214]. Определяя роль временной перспективы в развитии личности, А. Н. Леонтьев ссыла- ется на пример перевоспитания юных правонарушителей в системе А. С. Макаренко. С этой позиции для формирования личности как субъекта активного отношения к своему прошлому и жизни в целом немаловажное значение играет раздвижение временных горизонтов жизнедеятельности до далеких будущих перспектив. «Человек вооб- ще – весь в будущем» [41, с. 495].

В концепции А. Н. Леонтьева дифференцируются параметры типологического анализа личности как системы субъективно пре- вращенных жизненных отношений. Устанавливается также зна- чение этих параметров для нормального личностного бытия. Ана- лизируя работы А. Н. Леонтьева, можно заключить, что оптималь- ной конфигурацией психологического склада личности является широта жизненных отношений при условии высокого уровня их иерархизации и структурирования. Напротив, узость, слабая иерар- хизация и низкая структурированность жизненных отношений тор- мозят становление личности субъектом жизни, ведут к драмати- ческим развязкам в ее судьбе. На высших уровнях развития в роли субъекта жизни «личность, таким образом, перестает казать- ся результатом прямого наслаивания внешних влияний; она выс- тупает как то, что человек делает из себя, утверждая свою чело- веческую жизнь» [40, с. 224].

С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев высказали во многом сход- ные идеи о дифференциально-психологических параметрах, по ко- торым можно определять качество личности как субъекта жизни. Их общая идея такова, что психологическое качество личности как субъекта жизни зависит от качества жизненных отношений, кото- рые продуцирует личность в своей жизни. «Жизнь – это процесс, в котором объективно участвует сам человек. Основной критерий его отношения к жизни – это строительство в себе и в других но- вых, все более совершенных, внутренних, а не только внешних форм человеческой жизни и человеческих отношений. Причины внутрен- ней порчи человека, ржавения его души заключаются в измельча-

 


нии жизни и человека при замыкании его в ограниченной сфере житейских интересов и бытовых проблем. Счастье человеческой жизни, радость, удовольствие достигаются не тогда, когда они выступают как самоцель, а только как результат верной жизни»

[58, с. 383–384]. Основные параметры, по которым можно индиви- дуализировать качество субъекта жизни, – это широта, структури- рованность и иерархизированность жизненных отношений личнос- ти [40; 57].

Широта жизненных отношений интерпретируется как богат-

ство и содержательность смысловых связей субъекта с жизнью.

«Это богатство и отличает человека, жизнь которого охватывает обширный круг разнообразной деятельности...» [40, с. 218]. Широ- та жизненных отношений прежде всего исчисляется количеством источников смысла жизни – ценностей и потребностей, из которых личность черпает конкретные смыслы своего бытия. Очевидно, что каждый дискретный источник смысла жизни конституирует отдель- ную от других мотивационную линию жизни, инициирует и побуж- дает отдельную деятельность, вплетенную в общую психологиче- скую структуру жизнедеятельности субъекта. Широте жизненных отношений на другом полюсе шкалы индивидуальных различий про- тиволежит узость связей человека с собственной жизнью. Как по- лагает С. Л. Рубинштейн, для психологического облика личности существенное значение имеет круг ее потребностей, ценностей, жизненных идеалов и интересов; широта этого круга определяет содержательность, диапазон жизни человека. «Различие круга ин- тересов определяет различную по своему содержанию базу духов- ной жизни личности – от духовно нищенской, убогой жизни одних людей до поражающей своим богатством жизни других» [57, с. 121]. Иерархизация жизненных отношений конкретизируется как мера субординации главных источников смысла жизни, степень соподчинения стержневых мотивационных линий жизни. Иерар- хии жизненных мотивов, по А. Н. Леонтьеву, образуют относи- тельно самостоятельные единицы жизни личности, «которые мо- гут быть менее или более крупными, разъединенными между со- бой или входящими в единую мотивационную сферу» [40, с. 220]. Разъединенность основных мотивационных линий жизни создает облик человека живущего отрывочно, то одной жизнью, то дру- гой. Напротив, высокая степень иерархизации смысловых струк- тур, интегрированных в динамической системе смысла жизни, спо- собствует гармоническому соединению парциальных линий жиз- ни в единый и внутренне цельный жизненный путь личности. В

 


последнем случае при реализации частных жизненных линий субъект как бы «примеривает» их к главному жизненному мотиву

– смыслу жизни. Параметр иерархизации смысла жизни дополня- ет вышеописанный параметр широты. Согласно воззрениям С. Л. Рубинштейна, вопрос о широте духовной жизни личности тесней- шим образом переплетается с вопросом о ее уровне. «Та же сте- пень узости интересов, даже средоточие всей направленности лич- ности на одной потребности, на одном интересе, приобретает со- вершенно иное качество в зависимости от того, на каком уровне лежит эта потребность или этот интерес; одно дело, когда речь идет о потребности или интересе, который в силу своей элемен- тарности сам является очень узким, совсем другое дело, когда хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но самый интерес так значителен, что с его высоты перед личностью от- крываются широкие горизонты» [57, с. 121].

Структурированность жизненных отношений является содер- жательной характеристикой, которая отражает общую смысловую направленность жизненного пути личности. Структурированность задается конфигурацией основных ценностей и потребностей в ди- намической системе смысла жизни. Этот параметр психологиче- ски близок к тому, что в литературе обозначается как «направлен- ность личности» [17; 51]. Направленность личности на определен- ные ценности преобразуется в общую интенциональную направленность ее жизненного пути. Воплощение личностной на- правленности в общую смысловую направленность индивидуаль- ного жизненного пути осуществляется делами и поступками лич- ности как субъекта жизни. Однако, по замечанию А. Н. Леонтьева, даже при наличии у человека ведущей линии жизни, она не может оставаться единственной [40, с. 221]. С. Л. Рубинштейн также по- лагает, что помимо характеристик богатства и уровня интересов личности, следует рассматривать их распределение. Здесь либо

«жизнь человека целиком сосредоточена на чем-нибудь одном, на одной узко ограниченной области; все развитие личности соверша- ется односторонне...», либо в структуре личности имеются «две или вообще несколько как бы выдающихся, вершинных точек, меж- ду которыми иногда более или менее бесконфликтно распределя- ется, а иногда, двоясь, расщепляется жизнь человека» [57, с. 121]. Оптимальная конфигурация жизненных отношений личности достигается сочетанием широты, высокой иерархизации и струк- турированности. «Человек обретает всю полноту своего бытия и выявляется во всех своих человеческих качествах по мере того,

 


как он выступает по отношению ко всем сторонам бытия, жизни. Это есть определение параметров человеческого бытия, по кото- рым определяется уровень человеческой жизни» [58, с. 365].

Основная закономерность развития личности заключается в том, что по ходу жизненного пути способность быть субъектом не только проявляется, но и формируется. Эта способность является не только предпосылкой, но результатом жизненных поступков лич- ности, в которых она и формируется, и выявляется. Неверно ду- мать, что процесс созревания личности в качестве субъекта жизни выражается в пассивном ожидании того, когда сложатся необходи- мые для самостоятельной детерминации жизненного пути способ- ности и предпосылки. Для того, чтобы стать субъектом жизни, лич- ности необходимо совершать поступки, направленные на овладе- ние своими жизненными отношениями. Это предполагает активное вмешательство в естественный ход жизненных событий, перехват инициативы и принятие ответственности. Этот принцип развития личности по ходу жизненного пути называется принципом деятель- ностного опосредования. Основоположником данного принципа яв- ляется С. Л. Рубинштейн, который пишет: «Чтобы понять путь сво- его развития в его подлинной человеческой сущности, человек дол- жен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал?... Речь, таким образом, идет не о том, чтобы свести историю человеческой жизни к ряду внешних дел. Меньше всего такое сведение приемлемо для психологии, для ко- торой существенно внутреннее психическое содержание и психи- ческое развитие личности; но суть дела в том, что само психиче- ское развитие личности опосредовано ее практической и теорети- ческой деятельностью, ее делами. Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал» [57, с. 246]. В даль- нейшем содержание принципа деятельностного опосредования было расширено и углублено А. Н. Леонтьевым, согласно которому лич- ностные свойства и способности порождаются в процессе жизне- деятельности индивида. Общий методологический смысл принци- па деятельностного опосредования состоит в том, что жизненный путь и психологическая судьба личности зависят от ее же актив- ных действий в качестве творца и субъекта; в процессе сотворения индивидуального жизненного пути личность творит свой неповто- римый психический облик.

С. Л. Рубинштейн по праву считается родоначальником со-

бытийного подхода к анализу жизненного пути личности. По его

 


мнению, жизненный путь личности структурирован на элементар- ные единицы – события. Однако специфика воззрений С. Л. Ру- бинштейна на структуру жизненного пути заключается в том, что не каждое изменение жизненных обстоятельств он называет со- бытием. «В ходе индивидуальной истории бывают и свои «собы- тия» – узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь челове- ка» [57, с. 248]. Судьбоносность, то есть способность события зримо повлиять на жизненный путь личности, можно считать объективным критерием настоящего события.

Кроме того, настоящее событие должно соответствовать субъективному критерию. Настоящее событие должно найти от- клик во внутреннем мире личности, отразиться в личностных пере- живаниях по поводу жизненного пути. Поэтому внешним событиям обязательно корреспондируют переживания личности, из которых слагается история ее внутренней, душевной жизни. «Переживания человека – это субъективная сторона его реальной жизни, субъек- тивный аспект жизненного пути личности» [56, с. 15]. В силу спо- собности затронуть личность, породить субъективные пережива- ния биографический факт становится фактом психическим. «Пе- реживание это первично, прежде всего – психический факт, как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более уз- ком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживание приобрета- ет личностный характер» [56, с. 13–14]. Внешнее событие стиму- лирует внутренние переживания потому, что оно небезразлично для реализации смысла жизни и жизненных ценностей личности. В пе- реживании личности отражены не столько объективные свойства события, сколько отношение этих свойств к смыслу и целям жизни. Поэтому способ переживания человеком тех или иных жизненных ситуаций весьма хорошо демаскирует его личностные качества, смысл жизни и ведущие ценности. В способах переживания жиз- ненного пути рельефно проявляется личность как субъект жизни.

«Разные люди потому по-разному переживают ситуации, относят- ся к ним так или иначе, что они сами, их присутствие в ситуации объективно изменяет соотношение сил в ней» [58, с. 357]. Другими словами, переживание репрезентирует личностный смысл событий жизненного пути человека. «В переживании на передний план выс- тупает не само по себе предметное содержание того, что в нем

 


отражается, познается, а его значение в ходе моей жизни... Пере- живанием становится для человека то, что оказывается личност- но-значимым для него» [56, с. 14]. Переживание обладает побуди- тельным потенциалом, который проявляется в событиях-поступках личности. Событием является только такое изменение, которое было инициировано, реализовано самой личностью и резко перело- мило расстановку сил в ее жизни.

Итак, событием становится не всякий сдвиг в жизненных об- стоятельствах, а только такое их изменение, которое возымело субъективное значение и побудило личность к преобразованию соб- ственного жизненного пути. Не каждое изменение объективных ус- ловий жизненного пути становится настоящим событием для лично- сти, а лишь в зависимости от личностного смысла этого изменения.

«Если событием назвать такое явление, которое заняло определен- ное место в каком-то историческом ряду и в силу этого приобрело определенную специфичность, как бы неповторимость и значитель- ность, то как переживание в специфическом, подчеркнутом смысле слова можно будет обозначать психическое явление, которое стало событием внутренней жизни личности» [56, с. 14–15]. Значимость события в масштабе индивидуальной биографии оценивается по со- четанию объективного и субъективного критерия.

Нетрудно догадаться, что С. Л. Рубинштейн различает два вида жизненных событий – внешние и внутренние. Такой способ классифицировать события не новый и был использован до него, например Ш. Бюлер. В концепции Ш. Бюлер внешние и внутренние события тянутся параллельными рядами и никогда не пересекают- ся. Качественное отличие концепции С. Л. Рубинштейна в том, что в ней вскрыта диалектика внешних и внутренних событий. Внешние события, преломляясь через внутренние условия (внутренний мир личности), превращаются в переживания – внутренние события; внутренние события – переживания побуждают личность совершать поступки, которые изменяют жизненный путь и становятся его по- воротными пунктами – внешними событиями. Внутренние собы- тия являются следствием субъективации внешних событий; вне- шние события являются результатом объективации внутренних событий. Именно так выглядит диалектика внешних и внутренних событий с точки зрения принципа детерминизма. Этот принцип был сформулирован отечественными психологами и является важным достижением отечественной психологии жизненного пути. Он гла- сит: внешние события действуют через внутренние условия и тем самым побуждают личность себя изменять.

 


В работах С. Л. Рубинштейна намечены важнейшие пробле- мы, стоящие на повестке современной психологии жизненного пути личности. Одной из таких проблем является субъективная картина жизненного пути – субъективный образ, отражающий простран- ственно–временные параметры человеческой жизни и регулирую- щий активность личности как субъекта жизни. С. Л. Рубинштейн не делает данный образ предметом специального рассмотрения, но зато подмечает некоторые его характеристики, закономерности формирования и функционирования.

Во-первых, субъективный образ биографии является достоя- нием самосознания, выступает в качестве результата самопозна- ния и биографической рефлексии личности. Развитие самосознания личности, как правило, связано с определенными событиями ре- ального жизненного пути личности, поэтому жизненный контекст неизменно присутствует в представлениях личности о себе. «Ре- альная, не мистифицированная история развития самосознания не- разрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути» [57, с. 239]. Субъективный образ индивидуальной биографии является как бы «подкладкой» для са- мосознания личности.

Во-вторых, субъективный образ биографии является фунда- ментом, на котором строится «я» человека и держится чувство идентичности. «Относящимся к его «я» человек признает не все, что отразилось в его психике, а только то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутрен- ней жизни» [57, с. 243].

В-третьих, не все события подряд заносятся в субъектив- ную картину жизненного пути личности; в нее вбираются только самые значимые для личности события, поэтому отражение че- ловеком собственной биографии в высшей степени пристрастно и избирательно. Не всякое событие человек признает своим, а только такое, которое определило его жизнь на более или менее длитель- ный период.

В-четвертых, событийное содержание субъективной карти- ны жизни характеризует направленность личности, смысл и цели ее жизни. Те события, которые человек присваивает по личностно- му смыслу, есть «говорящая за себя» характеристика его личнос- ти. В субъективную картину жизни, как правило, отбираются те эпизоды личной биографии, которые затрагивают определенным образом смысл жизни личности. Они же наиболее прочно запечат- леваются в субъективной картине жизни. «Каждый человек, живу-






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных