Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К.В.КАРПИНСКИЙ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ 8 страница




 


рефлексивная задача для индивида, от решения которой зависит успешность индивидуализации личности.

Несмотря на некоторые расхождения, теории Адлера и Юнга сходятся в главном – в утверждении человека активным, свобод- ным и ответственным субъектом, решающим проблему собствен- ной жизни. Представление о человеке как субъекте жизни было унаследовано в последующем гуманистическими и экзистенциаль- ными теориями и остается главенствующим в современной психо- логии жизненного пути.

 

§2. Психологическая концепция жизненного пути личности в работах Ш. Бюлер

 

Передовые положения теории А. Адлера были восприняты не- мецким психологом Шарлоттой Бюлер. По праву можно утверж- дать, что именно ей принадлежит первая психологическая концеп- ция жизненного пути личности. Ее книга «Жизнь человека как пси- хологическая проблема» может рассматриваться как классическая и программная для психологии жизненного пути личности [85]. Трид- цать лет спустя после даты первого выхода в свет этой работы российский психолог Б. Г. Ананьев оценивал ее как основополагаю- щую «при изучении жизненного пути личности и генетических свя- зей между его фазами» [9, с. 156].

Центральное место в концепции личности и ее жизненного пути занимает идея интенциональности. В этом отношении кон- цепция Ш. Бюлер является своеобразным прологом более поздних теорий в экзистенциальной психологии. Интенциональность посту- лируется в качестве функционального ядра личности, которое уча- ствует во всех ее жизненных выборах. Содержание интенциональ- ности составляют врожденные целевые и ценностно-смысловые структуры личности, которые экстериоризируются по ходу инди- видуального жизненного пути. Интенциональность полагается врожденной структурой, которая не поддается и подвергается прижизненному формированию. По слову Ш. Бюлер, условия сре- ды и воспитания лишь меняют формы выражения интенциональ- ности, не преобразуя ее сущности [84, с. 42]. Тем не менее, соци- альное окружение может исказить и задавить в ребенке ростки интенциональности.

В своих последних работах Ш. Бюлер отмечает, что интенци- ональность личности структурируется из «базовых тенденций» – врожденных стремлений человека к реализации определенных ценностей и смыслов. Конвергенция «базовых тенденций» являет-

 


ся движущей силой психического развития личности, а их индиви- дуальная композиция обусловливает параметры жизненного пути. Первая базовая тенденция – это стремление к удовлетворению про- стейших физиологических нужд, обеспечивающих физическое са- мосохранение человека. Эта тенденция актуализируется в раннем возрасте в виде потребностей в пище, тепле, комфорте, движении. Вторая базовая тенденция – это стремление к адаптации в окружа- ющей среде. Она развертывается в детском возрасте, когда ребе- нок начинает активно познавать окружающий мир, манипулировать и орудовать объектами, овладевать культурными способами дей- ствия с вещами. По сути дела, вторая базовая тенденция есть по- требность в активности. Описанные тенденции Ш. Бюлер оценива- ла как простейшие, отвечающие приспособительному образу жиз- ни. Третья базовая тенденция – это стремление к достижениям и творческим творениям. В детском возрасте она проявляется в игре и творческой экспансии, а в зрелом возрасте реализуется в преоб- разовательном стиле жизни. Четвертая тенденция – тенденция ин- теграции и упорядочивания внутреннего мира личности. В зрелых формах она наблюдается в активности жизненного самоопределе- ния и в систематизации жизненного опыта личности. Легко заме- тить, что иерархия базовых тенденций, о которых рассуждает Ш. Бюлер, выступает прообразом «пирамиды» человеческих потреб- ностей А. Маслоу. В целом понятие базисных тенденций соответ- ствует духу гуманистической психологии, поскольку в нем отраже- на мысль об генетически заложенном проекте личности и индиви- дуального жизненного пути.

В таком теоретическом контексте жизненный путь определя- ется как история развития и объективации интенциональности лич- ности. С точки зрения Ш. Бюлер, основной динамической тенден- цией в структуре интенциональности служит стремление личности к самоосуществлению. Понятие самоосуществления сближается с понятиями самоактуализации и самореализации, предложенными А. Маслоу и К. Роджерсом. Однако понятие самоосуществления богаче и многостороннее. В нем отчетливо просматриваются два основных аспекта: процессуальный и результативный. В процессу- альном аспекте самоосуществление – это процесс объективации внутренней сущности личности в масштабе жизни. В результатив- ном аспекте самоосуществление – это исполненность, реализован- ность личности, которая увенчивает и результирует процесс само- осуществления. Кроме того, Ш. Бюлер не просто констатирует стремление личности к максимальному проявлению своих врож- денных потенций, но также акцентирует возрастные особенности

 


самоосуществления. Действительно, для каждого возраста суще- ствует неповторимая форма самоосуществления личности. В дет- ском возрасте – это спонтанность, в юношеском – зрелость и са- мостоятельность, во взрослом – творчество и генеративность, в пожилом – исполненность и мудрость. Поэтому нельзя судить о человеке как о неполноценном или неудачнике лишь на том осно- вании, что он еще не достиг вершины исполненности. Как говорит Ш. Бюлер, каждому этапу жизненного пути – свои достижения и свершения [84, с. 127].

Самоосуществлению предшествует длительная и напряжен- ная внутренняя работа личности, которая направлена на понимание смысла жизни. Процесс поиска и постижения личностью смысла жизни Ш. Бюлер называет самоопределением. Продуктом само- определения является индивидуальная концепция смысла жизни, которой руководствуется личность при построении жизненного пути. Индивидуальная концепция смысла жизни определялась Ш. Бюлер в разные годы по-разному: чаще других использовались два тер- мина – «темы бытия» и «ведущие идеи». В обоих случаях под- черкивалось, что ими детерминируется общая смысловая направ- ленность индивидуального жизненного пути. Анализ многочислен- ных биографий позволил экстрагировать основную закономерность: чем глубже и адекватнее понимание личностью смысла и цели своей жизни, тем успешнее и продуктивнее процесс ее самоосу- ществления. Напротив, извращенное понимание личностью смысла своей жизни неминуемо приводит к жизненному краху. Как пишет Ш. Бюлер, человек, не знающий своего предназначения, не ста- нет тем, кем он может и должен стать [84, с. 142]. По ее мнению, смысл жизни и жизненные ценности консолидируют структуру лич- ности, а их отсутствие является фактором дезинтеграции личности и разрушения ее психического здоровья. Во взглядах Ш. Бюлер на психическую норму и патологию сквозят экзистенциально-гумани- стические установки. По ее мнению, расстройство личности – это болезнь, в основе которой недостаток осмысленности и направлен- ности жизни, стесненность внутренней свободы человека. Отсюда миссия психотерапии – вернуть человеку изначально присущую свободу, раскрепостить интенциональность, стимулировать актив- ность самоопределения и самоосуществления.

Как истинный представитель гуманистической психологии Шарлотта Бюлер активно поддерживала идеографический подход к изучению личности и ее жизненного пути. Стержневой идеей дан- ного подхода является тезис об уникальности и неповторимости каждого конкретного человека и своеобразии его жизненного пути.

 


Неслучайно выбор исследовательницы пал на биографический ме- тод, который причисляется к основным методам идеографическо- го подхода. Однако Ш. Бюлер признавала также наличие общих возрастных закономерностей самоосуществления личности. Под- ход, согласно которому все люди имеют некие общие черты, на- зывается номотетическим. Периодизацию жизненного пути лично- сти, предложенную Ш. Бюлер, можно считать элементом номоте- тического подхода.

Ш. Бюлер жизненный путь личности подразделяет на пять фаз. Психологическая характеристика жизненных фаз основывается на возрастных особенностях функционирования самосознания личнос- ти и отражает эволюцию личностного самоопределения. Период жизни до юношеского возраста Ш. Бюлер не включает в свою пери- одизацию вообще на том основании, что в это время самосознание личности пребывает в «дремлющем состоянии» [84, с. 172]. Начало жизненного пути датируется моментом, когда в человеке впервые

«просыпается» потребность в самосознании и самоопределении. Первая фаза – от 16 до 20 лет, характеризуется низким уровнем активности самоопределения. Во второй фазе, которая начинается с 25–30 лет, человек ориентируется в различных видах деятельно- сти, перебирает знакомства, развивает бурную социальную актив- ность, что свидетельствует об активизации самоопределения. Од- нако в этот период субъективные представления личности о своем предназначении еще весьма туманны и неразборчивы. Наступле- ние третьей фазы жизненного пути у разных людей происходит в раз- ном возрасте. С точки зрения Ш. Бюлер, оптимальный возраст вхож- дения в третью фазу равняется 35–40 годам. В это время человек специфицирует свое жизненное призвание и заметно продвигается на избранном поприще. В этой связи третья фаза жизненного пути рассматривалась Ш. Бюлер как кульминация личностного самооп- ределения и самоосуществления. Напротив, неадекватное самооп- ределение на предыдущих этапах провоцирует творческий застой, стагнацию личностного развития и психологический кризис в этой фазе. Четвертая фаза жизненного пути наступает приблизительно с

55–60 лет. Она совпадает с биологическим увяданием, исчерпанием творческих сил и жизненных целей. Закономерно, что на данном эта- пе активность самоопределения и самоосуществления снижается. В пятой фазе (с 65 лет до смерти) эта активность совсем угасает, в связи с чем человек быстро дряхлеет как индивид и стареет как личность. Эту фазу Ш. Бюлер не включала в структуру жизненного пути по той причине, что здесь, по ее наблюдением, происходит за- мирание психической жизни.

 


Основной заслугой Ш. Бюлер является постановка вопроса об общих закономерностях развития человека на протяжении жизнен- ного пути. Идея сквозных закономерностей, пронизывающих ста- новление личности от рождения до смерти, была чрезвычайно но- ваторской, поскольку большинство психологов были увлечены ста- диями детства. Более поздние периоды человеческого развития были для тогдашней психологии непознанной областью. Однако критерии периодизации и общие принципы ее построения вызыва- ют серьезные возражения. Можно возразить, например, по поводу того, что не во всех случаях финал человеческой жизни является подготовкой к умиранию. Возможны типы развития, в которых ста- рость проходит в активном режиме: в заботе о потомках, в хобби и досуговых занятиях, в мемуарной деятельности. Но наиболее силь- ные возражения вызывает тезис о том, что топология и хронология жизненных фаз является повторением стадий детского развития. Эта избитая идея получила название закона рекапитуляции по ана- логии с действующим в биологии морфогенетическим законом. Закон рекапитуляции в психологии жизненного пути имеет несколь- ко трактовок. Первая из них гласит следующее: жизненный путь личности воспроизводит основные вехи исторического развития общества. Например, раннее детство сопоставляют с зарей чело- вечества, когда мышление людей находилось на низком уровне раз- вития; дошкольный возраст – время игры – соотносят с периодом греческой культуры; школьный возраст уподобляют схоластиче- скому средневековью; подростковый возраст отождествляют с бун- тарской эпохой Возрождения, а юношество – с реформаторской эпо- хой Просвещения. Вторая трактовка закона рекапитуляции звучит следующим образом: периоды взрослой жизни в масштабном виде повторяют стадии детства. Такой трактовки жизненного пути сре- ди прочих придерживалась Шарлотта Бюлер.

Несомненным ее достижением явилась попытка вычленения элементарной структурно-функциональной единицы жизненного пути личности. В качестве таковой Ш. Бюлер постулировала жизненное событие – единичное изменение, происходящее в обстоятельствах жизни человека [84, с. 49]. Также была предложена простейшая типология жизненных событий. Согласно двум рядам жизненного пути личности – ряду внешней и ряду внутренней жизни – события подразделялись на объективные и субъективные. Первые – это изменения во внешней среде, вторые – изменения во внутреннем мире личности. Однако ряды внешних и внутренних событий мыс- лились как параллельные, не пересекающиеся между собой. Полу- чалось, что жизненный путь раздваивается на две несвязанные

 


истории – духовную биографию и историю внешней жизни личнос- ти. Анализ событий жизненного пути преследовал цель выявления интенсивности самоопределения и самоосуществления личности. По мнению Ш. Бюлер, количество субъективных событий одно- значно свидетельствует о напряженности самоопределения, ведь внутренние события – это своеобразные открытия личности, пере- мены в системе смыслов и ценностей. В качестве показателя ак- тивности самоосуществления бралось количество объективных событий, которые являются моментами объективации внутренне- го мира личности, то есть вехами самоосуществления. В настоя- щее время анализ жизненного пути личности по событиям приоб- рел статус особого методологического подхода и методического принципа. Это так называемый событийный подход. Зарождение событийного подхода в психологии жизненного пути личности свя- зано с именем Шарлотты Бюлер.

В заключение отметим еще одну важную особенность кон- цепции жизненного пути Ш. Бюлер. Эта особенность имеет отно- шение к оригинальному принципу объяснения движущих сил жиз- ненного пути, принятому в экзистенциальной и гуманистической психологии. Здесь узаконен так называемый телеологический прин- цип объяснения движущих сил развития личности и жизненного пути. Согласно телеологическому принципу активность личности побуж- дается и направляется больше ценностями, смыслами и целями, нежели внешними причинно-следственными связями событий. По- этому в экзистенциальной и гуманистической психологии огромное значение придают интенциональности как средоточию регулятор- ных ценностей и смыслов. Жизненный путь и отдельные деяния личности обладают некоторыми производными свойствами – субъектностью, активностью и гетеростатичностью. Субъектность жизненного пути подразумевает активное вмешательство личнос- ти в естественный ход жизненных событий с тем, чтобы упорядо- чить их так, как того требуют жизненные ценности и смыслы. Ак- тивный характер осуществления личностью жизненного пути яв- ляется свойством, противостоящим реактивности. Активность обнаруживается в том, что личность самостоятельно инициирует, изменяет и прекращает реализацию определенных перемен в своей жизни. Гетеростатичность означает то, что личность по ходу жиз- ненного пути стремится с максимальной полнотой материализовать смысл жизни и преобразить свою судьбу. Это требует от нее боль- шой внутренней и внешней работы, преодоления себя и сопротив- ления жизненных обстоятельств, «течения жизни». Противополож- ностью гетеростазиса является гомеостатическая установка ак-

 


тивности – стремление личности сбалансироваться с жизненными условиями путем минимизации собственных притязаний, ценой от- каза от активности.

Таким образом, Ш. Бюлер является типичным представите- лем гуманистического направления в психологии жизненного пути личности. Жизненный путь в ее концепции определяется как исто- рия экстериоризации внутренней, генетически предопределенной сущности личности. За эту явно идеалистическую трактовку, пре- небрегающую социальными детерминантами жизненного пути, кон- цепция обильно критиковалась российскими психологами С. Л. Ру- бинштейном и Б. Г. Ананьевым. Несмотря на недиалектическое понимание движущих сил психического развития, Ш. Бюлер была и остается первопроходцем в области освоения сложнейших проблем психологии. В поздних исследованиях Ш. Бюлер были намечены научные проблемы, которые впоследствии составили проблемное поле экзистенциальной психологии и современной психологии жиз- ненного пути. Это проблемы смысла жизни и жизненных целей, от- ношения личности к смерти и собственной судьбе, с которыми чи- татель еще не один раз столкнется на страницах этой книги.

 

§3. Психология бытия А. Маслоу

 

Идейным последователем Ш. Бюлер можно считать Абраха- ма Маслоу, чья психология бытия впитала лучшие положения из проанализированной выше концепции. Замысел создания психоло- гии бытия возник как реакция на внутренний раскол психологии и доминирующую в ней негативную концепцию человеческой приро- ды. Маслоу с сожалением отмечает, что, несмотря на концепту- альную разобщенность течений современной психологии, они еди- ны в одном – в изучении худших сторон человеческой натуры. На- учную «моду» в этой сфере больше всего задают фрейдизм и бихевиоризм. Эти учения базируются на результатах исследова- ний и клинических наблюдений за психически нездоровыми, непол- ноценными индивидами. Поэтому в их выводы незаметно закра- лась презумпция «скверного человека». Лучшие качества челове- ка, напротив, игнорируются и остаются в тени.

Это обстоятельство обусловило общую гуманистическую на- правленность теории А. Маслоу. Для своих исследований он отби- рал самых одухотворенных индивидов с тем, чтобы установить пределы личностного роста человека. Такой исследовательский под- ход был назван «статистикой лучших»: «Для того, что узнать, на- сколько высоким может быть человек, совершенно очевидно, что

 


нужно отобрать самых высоких людей и изучить их. Для того, что- бы узнать, как быстро может бегать человек, не нужно выводить среднюю арифметическую скорость человечества в целом, – нуж- но просто взять олимпийских чемпионов по бегу и посмотреть, на- сколько хорошо это делают они. Если же мы хотим познать воз- можности духовного и личностного роста человека, его морально- го развития, то и здесь, я уверен, мы узнаем больше, изучая самых праведных, самых добропорядочных представителей людского рода» [52, с. 21].

По мнению Маслоу, все направления психологии можно дихо- томизировать по простому признаку: отношению к ресурсам и воз- можностям духовного развития человека. Совокупность тех направ- лений, в которых царит пессимизм по поводу человеческой приро- ды, он определил как дефицитарную психологию. Дефицитарная психология сосредоточена на проблемах нездорового, депривиро- ванного развития и рассматривает потенциал человека сквозь при- зму психопатологии. Те направления, в которых с оптимизмом взи- рают на способность человека достигать максимальной полноты бытия, были выделены в бытийную психологию или психологию бытия. «С равными основаниями она может быть названа и онто- психологией, и трансцендентной психологией, и психологией совер- шенства, и психологией цели» [52, с. 139].

Основное отличие психологии бытия в том, что в ее фокусе оказываются высшие проявления человеческой психики, которые способствуют построению человеком совершенной жизни. Маслоу не дал четкой формулировки предмета психологии бытия, но начер- тал основные векторы, по которым она должна развиваться. По мысли Маслоу, психология бытия исследует психологические усло- вия, при наличии которых человеческая жизнь принимает все бо- лее совершенные, благородные и возвышенные формы. Причем психологию бытия интересуют не только проблемы индивидуаль- ного жизненного пути личности, но и условия повышения качества общественной жизни. В число наиболее актуальных проблем пси- хологии бытия А. Маслоу включил следующие [52, с. 139–143].

1. Проблема психических состояний, приближающих че- ловека к самоосуществлению. Это состояния, обозначаемые та- кими понятиями, как зрелость, самоактуализация, психологическое здоровье, аутентичность, индивидуализация, креативность.

2. Проблема высших переживаний и бытийного познания, которые выступают в качестве факторов личностного рос- та. Высшие переживания и бытийное познание позволяют челове-

 


ку открыть для себя и постичь дихотомии жизни и смерти, смысла жизни и бессмысленности, любви и одиночества, нравственного падения и возвышения.

3. Проблема метамотивации, то есть ценностей и смыслов, побуждающих человека к личностному росту и достижению луч- ших форм человечности. Проблема метамотивации тесно смыка- ется с проблемой смысла жизни и жизненных ценностей.

4. Проблема творчества, которое является одним из основ-

ных способов взаимодействия личности с собственной жизнью.

5. Проблема идеалов, которые заставляют человека разви-

ваться и самосовершенствоваться.

6. Проблема свободы и спонтанности, которые главенству-

ют в самовыражении и жизненном выборе личности.

7. Проблема трансценденции как психического феномена че- ловеческого существования. Особое значение имеют психологиче- ские условия трансценденции и психические состояния, при пере- живании которых экзистенциальная дилемма человека теряет ост- роту, отодвигается на задний план.

8. Проблема взаимодействия личности и общества, кото- рая поворачивается двумя гранями: общественные условия, опти- мизирующие самоактуализацию личности, и личностные свойства, облагораживающие общество в целом.

Обобщая изложенные положения, предмет психологии бытия можно сформулировать так: психические феномены, закономерно- сти и механизмы, обеспечивающие личностное развитие и духов- ное совершенствование человека по ходу жизненного пути.

Проанализируем теперь основные положения психологии бы- тия. Пожалуй, самой важной частью теории является концепция мотивации, известная под названием «пирамиды потребностей». Напомним, что иерархия потребностей конструируется по принци- пу субординации. В соответствии с этим принципом вышележащие потребности не могут быть удовлетворены, если у человека забло- кированы низшие потребности. Основание иерархии человеческих потребностей составляют физиологические нужды. Над ними над- страиваются психологические потребности – в безопасности, при- надлежности и любви, уважении и самоуважении. Венчает пирами- ду потребностей мотивация самоактуализации. Здесь необходимо отметить, что чем выше уровень потребностей, которыми озабо- чен человек, тем выше психологическое качество его жизни. Са- мое низкое качество жизни у людей, которые поглощены удовлет- ворением физиологических потребностей. Это жизнь, подобная

 


жизни растений и животных; в ней мало собственно человеческого и много борьбы за биологическое выживание. Высокое качество жизни демонстрируют люди, которые поднялись до уровня потреб- ности в самоактуализации. Для них основная задача – это исполь- зование своих талантов и способностей во благо окружающих. Именно так в общих чертах определил самоактуализацию А. Мас- лоу. Самоактуализация – это не застывшее состояние, а динами- ческий процесс. В разные периоды своей жизни человек находится на разных уровнях самоактуализации. Остановимся подробнее на восьми главных характеристиках самоактуализации, которые обоб- щил Маслоу в своей последней, изданной посмертно работе «Даль- ние пределы человеческой психики» [52, с. 57].

Во-первых, самоактуализация проходит под аккомпанемент ярких поглощающих переживаний, которые обладают сильной энер- гетикой и уже сами по себе способны трансформировать личность. Поэтому самоактуализация и знаменует личностный рост, и зако- номерно продолжает его. В моменты переживания самоактуализа- ции человек освобождается от всех внутренних преград и комплек- сов, нейтрализует вредные привычки, которые в обыденных усло- виях закрепощают его потенциал. Самоактуализация как бы срывает с человека маску, которую он носит в будничной жизни, и помогает стать тем, кто он есть на самом деле.

Во-вторых, самоактуализация обеспечивается правильностью каждого решения из длинной вереницы жизненных выборов чело- века. Каждый жизненный выбор продвигает человека на один шаг ближе к личностному регрессу или прогрессу. Самоактуализация – это кумулятивный результат жизненных выборов человека, кото- рый движется в направлении пределов собственного развития. «Са- моактуализация – это процесс, он предполагает, что каждый раз, делая выбор, мы выбираем, что достойнее остаться честным, не лгать, что честнее не красть, чем красть, или, обобщая, – каждый из вставших перед нами выборов мы совершаем в пользу личност- ного роста» [52, с. 57].

В-третьих, понятие «самоактуализация» неявно подразуме- вает, что у человека наличествует некая «самость», которая долж- на быть актуализирована. По мнению Маслоу, самость представ- лена личностными смыслами и ценностями, которые составляют интенциональное ядро человеческой жизни. Часто бывает, что смыс- лы и ценности личности заслоняются внешними социальными оцен- ками тех или иных моментов бытия. Чужие оценки, будучи ассими- лированными человеком, затеняют его личное мнение и, тем са-

 


мым, отбрасывают его на пути к самоактуализации. Поэтому пер- вейшим шагом к самоактуализации является способность челове- ка доверять не чужим, а собственным оценкам и мнениям, «при- слушиваться к внутреннему голосу своей самости».

В-четвертых, самоактуализация предполагает ответствен- ность за то, что говорит и как поступает человек. Маслоу утвер- ждает, что взятие на себя ответственности за результаты дея- тельности есть важное условие самоактуализации. «Каждый раз, принимая на себя ответственность, человек самоактуализирует- ся» [52, с. 58].

В-пятых, самоактуализация требует смелости и мужества, которые могут понадобиться человеку для высказывания и защи- ты своей точки зрения. По мнению Маслоу, серьезной помехой са- моактуализации является боязнь «высунуться», прослыть выскоч- кой или нелепым чудаком, показаться нонконформистом в глазах других людей. Тем не менее, самоактуализация немыслима без свободы самовыражения.

В-шестых, для самоактуализации необходим высокий уровень притязаний, стремление к максимальной реализации своих талан- тов и возможностей. «Решение стать рядовым врачом – не лучший выбор для самоактуализирующейся личности. Обязательно нужно стремиться стать самым лучшим врачом, нужно хотеть в наиболь- шей степени раскрыть свои возможности» [52, с. 60].

В-седьмых, нельзя делать самоактуализацию целью созна- тельных усилий. Чем больше рвение человека стать самоактуали- зированной личностью, чем сильнее он тянется к высшим пережи- ваниям, тем упорнее эти состояния убегают от него. Секрет само- актуализации в том, чтобы посвятить все усердие, какое только есть у человека, любимому делу и тогда переживания триумфа от добротно выполненной работы станут мимолетным моментом са- моактуализации.

Восьмое условие самоактуализации – это высокий уровень осознанности сильных и слабых сторон своей личности, а также готовность отказаться от психологических защит. Только при этом условии человек может адекватно понять свое призвание и сде- лать его дорогой к самоактуализации [52, с. 61].

Эталонным способом человеческого бытия Маслоу считал существование самоактуализирующихся личностей. «Понятие «са- моактуализированная личность» описывает не только человека, но и тот идеал, к которому он устремлен» [52, с. 145]. На основе анализа биографий выдающихся современников, многочасовых

 


бесед с ними он выделил психологические особенности «подлинно-

го бытия».

1. Эффективное, более объективное и унитивное восприятие реальности.

2. Принятие себя, других людей и окружающего мира в целом.

3. Непосредственность, простота, естественность в отношениях.

4. Сосредоточенность на деле и отвлеченность от внутренних проблем.

5. Потребность в уединении.

6. Автономность как свобода от окружающих и культуры.

7. Открытость новому опыту.

8. Расположенность к пиковым переживаниям.

9. Чувство общности с окружающими людьми; стремление к кооперации и координации усилий.

10. Глубина и искренность чувств.

11. Демократичность, свободолюбие.

12. Мудрость и моральность.

13. Философское чувство юмора.

14. Креативность.

15. Сопротивление окультурированию и стереотипизации.

В контексте настоящего анализа большую ценность имеет классификация всех человеческих мотиваций на дефицитарные и бытийные мотивы. Дефицитарные мотивы – это низшие потребно- сти, бытийные потребности – это высшие потребности людей, уто- ливших свои низшие потребности. Дефицитарные мотивы изучает дефицитарная психология, бытийная же психология освещает пове- дение человека и его переживания на стадии самоактуализации. Иногда в качестве синонима бытийных мотивов употребляется понятие метамотивации. «Самоактуализированные индивидуумы

(более зрелые, более вочеловеченные) уже по определению выс- тупают как люди, удовлетворившие свои базовые потребности, люди, чья жизнь управляема высшими мотивами. Их можно на- звать «метамотивированными» [52, с. 313]. Концепция метамоти- вации позволяет дополнить психологическую характеристику са- моактуализирующихся людей некоторыми важными чертами. Са- моактуализированный человек: а) психологически здоров, б) удовлетворил базовые потребности, в) позитивно распоряжается сво- ими возможностями, г) мотивирован высшими ценностями, пре- клоняется перед ними и взыскует их.

Бытийная мотивация в большинстве случаев носит трансцен-

дентный характер, то есть направляет активность человека на дело,

 


внеположенное по отношению к его личности. Это дело субъек- тивно воспринимается как призвание, предназначение или даже как судьба. «Это удивительное и парадоксальное ощущение взаимной любви человека и его дела, комплементарности их друг другу, чув- ство, что работа «сродни» человеку, что он предназначен испол- нять ее, что только он может сделать ее хорошо и правильно, что он даже скучает по ней» [52, c. 315]. Бытийная мотивация покоится на ценностном основании и субъективно презентирована в виде пе- реживаний долженствования («я должен»). Это отличает ее от де- фицитарной мотивации, которая проистекает от элементарных по- требностей и переживается в виде хотений, желаний и влечений («я хочу»). По словам Маслоу, бытийная мотивация действует как при- зыв, а дефицитарная как позыв. «Призыв обязывает нас, возлагает ответственность, вынуждает к действию невзирая на то, чем мы заняты и чего хотим. В призыве больше долженствования, обязан- ности, необходимости, чем желания» [52, с. 316]. Бытийные моти- вы оформлены в виде идеалов – моделей желанной и должной, но пока недостижимой жизни. Идеал как бы уводит за горизонт бы- тия: это такое положение дел, которое необходимо постоянно под- держивать делами и поступками. В идеале проглядывает ценност- ный образ притягательного будущего. Идеал как мотивационная переменная обладает свойством неисчерпаемости, что выдает его связь с бытийными ценностями. Привлекательность дефицитарных потребностей, напротив, иссякает сразу после их насыщения. Как пишет Маслоу, пища блекнет в глазах человека, как только он насы- тился вдоволь, а высшие ценности – добро, красота, изящность – притягивают его вновь и вновь [52, с. 318].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных