Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К.В.КАРПИНСКИЙ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ 12 страница




«Жизнь – это усилие во времени» (М. К. Мамардашвили).

 

 


§2. Психологическая концепция жизненного пути личности в работах Б. Г. Ананьева

 

Актуализация проблемы жизненного пути в исследованиях Б. Г. Ананьева была обусловлена необходимостью построения «ис- торической», «динамической», «процессуальной» теории личности. Жизненный путь является универсальной формой личностного раз- вития и бытия, процессуальной разверткой личностных свойств, качеств, способностей. Поэтому психологической теории, рас- сматривающей личность в процессе ее формирования и функцио- нирования, не миновать фундаментальной проблемы жизненного пути. Б. Г. Ананьев отмечает, что «с историческим подходом к личности, ее психической деятельности связаны ведущиеся пси- хологами онтогенетические поиски путей построения теории лич- ности «во времени» в противовес чисто структурным ее опреде- лениям, абстрагированным от реального временного протекания ее жизненного цикла» [6, с. 114].

Сообразно с многоуровневой организацией человека Б. Г. Ана- ньев рассуждает о многоплановости способа человеческого бы- тия. При этом каждый из уровней структурной организации челове- ка в динамической разверстке представляет собой качественно- определенный способ человеческого существования. Подразделяются способы бытия человека как биологического ин- дивида и как личности, выступающей в ипостаси субъекта дея- тельности, субъекта общения и индивидуальности. Индивидный способ бытия реализуется в виде онтогенеза или жизненного цик- ла, а личностный способ бытия – в форме социальной биографии или индивидуального жизненного пути.

В широком контексте понятие жизненного пути употребляется Б. Г. Ананьевым в синонимическом ряду с понятиями «жизненный цикл», «жизненный курс» и, реже, «онтогенез». Однако в более точ- ном значении ученый разводит все эти понятия. Так, жизненный цикл или онтогенез – это последовательная смена фаз становления, развития и инволюции биологических, в том числе и психофизиоло- гических функций индивида [6, с. 73]. Данное понятие характеризу- ет способ развития и бытия человека только как биологического индивида, но не как субъекта деятельности, личности или индиви- дуальности. Главными фазами индивидуального онтогенеза явля- ются зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость и умирание [6, c. 65]. Основными характеристиками онтогенеза выступают гетерохронность (разновременность, асинхронность)

 


развития отдельных психофизиологических процессов, неравномер- ность их расцвета и увядания, периодичность подъемов и спадов их функционального состояния.

Жизненный путь – «это история формирования и развития лич- ности в определенном обществе, современника определенной эпо- хи, сверстника определенного поколения» [9, с. 104 – 105]. Понятие жизненного пути в строгом смысле релевантно способу личностно- го развития и существования и не может экстраполироваться на способ развития биологического индивида. В более широком тол- ковании жизненный путь – это история развития личности в трие- динстве ее функций как субъекта общения, субъекта деятельности и индивидуальности. Жизненный путь стартует позже онтогенеза, подобно тому как человек становится личностью позже, чем начи- нает существовать на уровне индивида.

Жизненному пути личности свойственны следующие особен- ности: интегративность, неравномерность (гетерохронность), про- тиворечивость, периодичность (фазность, стадиальность). Такое свойство, как интегративность означает, что мере развития лично- сти ее психические структуры, функции, качества комплексуются в интегральные психические новообразования – талант, смысл жиз- ни, характер, самосознание. «Общим эффектом этого слияния, ин- теграции всех свойств человека как индивида, личности и субъек- та деятельности является индивидуальность с ее целостной орга- низацией и саморегуляцией» [6, с. 73]. Неравномерность жизненного пути проявляется в том, что различные психические структуры личности формируются в разное время и прогрессируют с разными темпами. Существуют сензитивные периоды развития, а также периоды стабилизации, сенсибилизации и деградации личностных свойств. Гетерохронность личностного развития обусловливает противоречивость как свойство жизненного пути. С точки зрения Б. Г. Ананьева, противоречия личностного развития движут инди- видуальным жизненным путем, лежат в основе его критических периодов и событий. Наконец, периодичность – это такое свойство, в силу которого в структуре жизненного пути вычленяются каче- ственно своеобразные фазы, периоды, этапы и генетические пере- ходы между ними.

Рубежными «вехами» жизненного пути личности являются следующие события и фазы: фаза подготовки к самостоятельной жизни, ее старт, кульминация (пик или акме), финиш [6, с. 119]. Жизненный путь личности периодизируется как по объективным, так и по субъективным критериям. Иначе говоря, узловыми, ру-

 


бежными событиями жизненного пути личности могут быть макро- социальные сдвиги, так и события, в которых личность значительно продвинулась в реализации собственно жизненного замысла. «Фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отно- шений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыс- лом жизни, которыми данная личность владеет» [6, с. 67].

В изучении жизненного пути личности можно выделить два направления: а) возрастной аспект – раскрытие общих закономер- ностей развития личности в разные возрастные периоды; б) диф- ференциальный аспект – анализ индивидуально-психологических особенностей личности как субъекта жизни независимо от ее воз- раста. В концепции Б. Г. Ананьева изложена социально-типическая модель жизненного пути, вписывающаяся в возрастной аспект. Социально-типический жизненный путь есть история развития лич- ности, которая типизирована общественно-историческими услови- ями образа жизни, нормирована социальными предписаниями. В концепции Б. Г. Ананьева с особой тщательностью разбираются следующие особенности жизненного пути личности.

1. Историчность жизненного пути, которая рассматривается как следствие формирования личности в условиях определенной исторической эпохи. Личность и ее жизненный путь носят конкрет- но-исторический характер потому, что являются продуктами этой эпохи. «Поэтому изучение личности неизбежно становится истори- ческим исследованием не только процесса ее воспитания и станов- ления в определенных социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя, современников, соратников, сотрудников или, напротив, противников – в общем, соучастников дел, времени и со- бытий, в которые была вовлечена личность» [6, с. 125]. В силу дан- ной особенности биографическое исследование призвано реставри- ровать тот исторический контекст, в котором протекал жизненный путь личности. Необходимо помнить, что история является не про- сто безучастным фоном, но активным партнером в жизненной дра- ме человека.

2. Социальная природа жизненного пути, которая выступает итогом неизбежного подчинения индивидуальной биографии все- общим закономерностям общественного образа жизни. Образ жиз- ни включает комплекс макросоциальных факторов экономическо- го, политического, идеологического, правового характера. Эти фак- торы, преломляясь через социальную микросреду, в которой растет личность, откладываются в особенностях индивидуального жизнен-

 


ного пути. Личность непосредственно социализируется в условиях определенной социальной ситуации развития, опосредующей влия- ние образа жизни на индивида. «Личностные свойства связаны с современным для данного общества и народа укладом жизни, с историей общественного развития, особенно с историей культурно- го, политического и правового развития, определившей становле- ние современного образа жизни» [6, с. 69].

3. Когортность индивидуального жизненного пути производна от когортной принадлежности личности. «Принадлежность к опре- деленному поколению всегда является важной характеристикой конкретной личности» [6, с. 129]. Когортность объективно выража- ется в том, что индивидуальный жизненный путь конвергирует с линиями жизни тех людей, которые входят с данной конкретной лич- ностью в одно поколение. Так возникает феномен «общности био- графии» или «общей судьбы» сверстников – выходцев из одной ге- нерации.

Таким образом, жизненный путь, действительно, предстает как история развития личности – современника определенного поколе- ния – в конкретную историческую эпоху в определенном обществе. Такое определение, однако, является односторонним, поскольку иг- норирует активную роль личности в созидании жизненного пути. Между тем, прилагая собственную активность, личность наделяет жизненный путь свойством уникальности и, в известной степени, неповторимости. Это происходит потому, что индивидуальные свой- ства личности объективируются в «изгибах» жизненного пути, рав- но тому, как индивидуальность творца материализуется в его тво- рениях. Индивидуальный жизненный путь всегда несет на себе пе- чать индивидуально-личностных особенностей субъекта жизни. В этой связи рассмотрим концепцию личности как субъекта жизни в трудах Б. Г. Ананьева.

Иногда ананьевскую концепцию жизненного пути личности справедливо упрекают в избыточном «социологизме». Например, К. А. Абульханова-Славская полагает, что в ней до предела заост- рена проблема социальных детерминант и характеристик жизнен- ного пути личности, а вопрос о субъектной детерминации обходит- ся стороной [1]. Действительно, Б. Г. Ананьев рассуждает о лично- сти больше как о субъекте основных видов человеческой деятельности – игры, учения, труда, нежели как о субъекте жизни; жизненный путь раскрывается скорее как форма социального раз- вития, и в меньшей степени – саморазвития личности. Однако в исследованиях Б. Г. Ананьева все же имеются наметки психоло-

 


гической концепции личности как субъекта жизни. Отправным пунк- том в психологической концепции жизненного пути Б. Г. Ананьева является положение об активной роли человека в преобразовании жизненных обстоятельств. Не только условия жизненного пути фор- мируют личность и придают ей характерную «огранку», личность своими поступками активно воздействует на жизненный путь и, тем самым, проектирует себя. «Несомненно, – пишет Б. Г. Ананьев, – что человек в значительной степени становится таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании ко- торых он сам участвует. Человек, однако, не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств современной жизни собствен- ным поведением и трудом, образование собственной среды разви- тия посредством общественных связей – все это проявления соци- альной активности человека в его собственной жизни» [6, с. 119].

Вообще, с точки зрения Б. Г. Ананьева, жизненный путь лич- ности делится на две большие «эпохи»: подготовительный период, в течение которого созревают и констеллируют психические струк- туры личности как субъекта жизни, и период самостоятельной жизни, на протяжении которого личность практически реализует свой жиз- ненный замысел. Начало второго периода совпадает со стартом самостоятельной жизнедеятельности личности. Все предшеству- ющее развитие должно способствовать формированию личности в качестве автономного субъекта. «Постепенный переход от воспи- тания к самовоспитанию, от объекта воспитания к положению субъекта воспитания проявляется во многих феноменах умствен- ной и моральной активности человека. Общим эффектом этого про- цесса является жизненный план, с которым юноша или девушка вступает в самостоятельную жизнь. Выбор профессии, ценностная ориентация на ту или иную сферу общественной жизни, идеалы и цели, которые в самом общем виде определяют общественное по- ведение и отношения на пороге самостоятельной деятельности – все это отдельные моменты, характеризующие начало самостоятель- ной жизни в обществе» [6, с. 116–117]. Здесь Б. Г. Ананьев повто- ряет давний тезис Л. С. Выготского о том, что к концу подростко- вого возраста личность впервые «нащупывает» жизненный план – средство приспособления к взрослой жизни; наличие жизненного плана является первейшим индикатором личностной готовности к самостоятельной жизни [28, с. 327–328].

К проблеме субъекта жизни исследователь вплотную подхо-

дит при создании психологической концепции индивидуальности.

 


Индивидуальность, по Б. Г. Ананьеву, есть достаточно поздний интегральный продукт психического развития личности; психиче- ское новообразование, которое формируется в связи с объективной необходимостью человека самостоятельно распорядиться собствен- ной жизнью, индивидуализировать жизненный путь. Индивидуаль- ность является саморегулирующейся системой личностных качеств, жизненных отношений личности, которые в совокупности составля- ют то, что называется «внутренний мир». «Если личность – «верши- на» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности» [6, с. 172]. Дру- гими словами, индивидуальность – это системное качество лично- сти, которое выражается в способности к саморегуляции и детер- минации собственного жизненного пути; индивидуальность есть качественная ступень личностного развития, отличающаяся свой- ством самодетерминации личности. В такой интерпретации сино- нимом понятия «индивидуальность» является термин «субъектив- ность» или «субъектность». Субъективность предполагает нали- чие внутреннего мира, в котором личности презентированы ее жизненные отношения. Благодаря наличию субъективного мира личность способна выделять, изменять и сознательно реализовы- вать свои жизненные отношения, то есть фигурировать в качестве их субъекта. Индивидуальность не является «закрытой» системой, поскольку работа внутреннего мира личности экстериоризируется в событиях жизненного пути. «Внутренний мир человека работа- ет, и мера напряженности его работы (переработки опыта, выра- ботки собственных позиций и убеждений, пути самоопределения и т. д.) является показателем духовного богатства индивидуаль- ности» [6, с. 172]. Таким образом, индивидуальность – это та сту- пень личностного развития, на которой личность способна высту- пать субъектом собственного жизненного пути.

Передовые идеи Б. Г. Ананьева были восприняты его мно- гочисленными учениками и последователями и в настоящее вре- мя составляют методологию психологии жизненного пути. Так, Б. Г. Ананьев был одним из первых российских психологов, кто использовал понятие «субъективная картина жизненного пути» для обозначения разнообразных форм представленности биографии в индивидуальном сознании [9, с. 155]. Необходимость обращения к этому понятию была вызвана циклом исследований психического развития человека в зрелом, пожилом и старческом возрасте, про- водимых ленинградскими психологами. К сожалению, Б. Г. Анань- ев не сформулировал сколько-нибудь завершенного понятия, но зато

 


выделил ряд существенных характеристик субъективной картины жизненного пути личности. Во-первых, психический образ собствен- ной биографии является структурой индивидуального самосозна- ния личности и отвечает за стабилизацию личностной идентичнос- ти, мотивацию развития индивидуальности. Во-вторых, в субъек- тивной картине жизни запечатлены не только события индивидуальной биографии, но также исторические, макросоциаль- ные, эпохальные сдвиги как главные «вехи» жизненного пути лич- ности в определенную историческую эпоху. «Субъективная карти- на жизненного пути в сознании человека всегда строится соответ- ственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах» [6, с. 113–114]. В-третьих, в субъек- тивной картине жизненного пути как в единой системе временного отсчета конвергируют биологическое время онтогенеза, психоло- гическое время личности как субъекта видов человеческой дея- тельности и индивидуальности, а также историческое время обще- ственной жизнедеятельности. При этом «историческое время, как и все общественное развитие, одним из параметров которого оно является, имеет первостепенное значение для индивидуального развития человека. Все события этого развития (биографические даты) всегда располагаются относительно к системе измерения исторического времени» [8, с. 220]. В-четвертых, субъективная картина жизни содержит внутреннюю периодизацию индивидуаль- ного жизненного пути личности. «Узлами» периодизации являются значимые жизненные события, которые делят жизнь на дискрет- ные отрезки биографического времени. Каждое жизненное собы- тие датирует собой начало и конец временного периода. В-пятых, в связи с разработкой организационных основ биографических иссле- дований Б. Г. Ананьев указывал, что субъективная картина жиз- ненного пути личности является ценным источником биографиче- ской информации, в котором «архивируются» эксклюзивные сведе- ния о развитии внутреннего мира человека.

Субъективная картина жизненного пути необходима личности как субъекту жизни для саморегуляции и самодетерминации. Этот психический образ является результатом рефлексии человека на индивидуальную биографию и ориентировочной основой психиче- ской регуляции жизненного пути. Консолидация субъективной кар- тины жизненного пути закономерно следует за формированием реф- лексивных качеств личности. «Именно эти свойства, хотя они и являются наиболее поздними и зависимыми от всех остальных, завершают становление структуры характера и обеспечивают его

 


целостность. Они наиболее интимно связаны с целями жизни и дея- тельности, ценностными ориентациями, установками, выполняя фун- кцию саморегулирования и контроля развития, способствуя образо- ванию и стабилизации единства личности» [6, с. 159]. Кроме того, в систему психической регуляции жизненного пути Б. Г. Ананьев вклю- чал жизненную направленность личности, смысл жизни, жизненные цели, жизненные планы, жизненную программу, жизненный опыт и талант как инструментальное свойство субъекта жизни.

Универсальными составляющими субъективной картины жиз- ненного пути, по мысли Б. Г. Ананьева, являются события, из кото- рых сплетается реальная человеческая жизнь. Жизненные собы- тия подразделяются Б. Г. Ананьевым на две большие группы: со- бытия среды и события поведения человека в среде. События среды – это существенные сдвиги в природной и социальной среде, происходящие не по инициативе личности и неподвластные ее кон- тролю. Именно события среды составляют внутреннюю систему временных координат субъективной картины жизни, относительно которой размещаются значительные биографические даты [8, с. 221]. События поведения личности в среде или события-поступки – это дискретные изменения жизненных обстоятельств, которые произ- водятся личностью как субъектом собственной жизни. Изменения среды и поступки личности находятся в диалектической взаимо- связи. «Жизнь человека как история личности в конкретную исто- рическую эпоху и как история развития его деятельности в обще- стве складывается из многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства» [6, с.

119]. Н. А. Логинова дополняет ананьевскую классификацию тре- тьей группой событий, без которой не улавливаются взаимоперехо- ды между поступками личности и сдвигами среды [49; 50]. Это – события-переживания – изменения во внутреннем мире личности, порождаемые изменениями внешних обстоятельств и стимулиру- ющие активность личности как субъекта жизни.

Б. Г. Ананьев является не только блестящим методологом и теоретиком психологической науки, но и науковедом, который сис- тематизирует и обобщает закономерности развития психологии, прогнозирует ее дальнейшие перспективы. По его мнению, психо- логия обладает пограничным статусом в структуре научного зна- ния, в силу чего выступает в роли интегратора наук о человеке. Перспективу развития психологии Б. Г. Ананьев видел в учрежде- нии синтетических отраслей психологии, сконцентрированных на

 


комплексных проблемах человекознания. Самой перспективной и одновременно наиболее сложной проблемой является жизненный путь личности. Б. Г. Ананьев лично выдвинул проект развития но- вой отрасли психологического знания, предметом которой должны стать сквозные закономерности развития человека как индивида и как личности в едином жизненном цикле. Эту комплексную область знания Б. Г. Ананьев назвал «онтопсихология», подчеркивая тот факт, что здесь исследуется взаимодействие закономерностей он- тогенеза индивида и жизненного пути личности. По своему опре- делению онтопсихология человека – это комплексная отрасль на- уки, изучающая закономерности онтогенеза биологического инди- вида и закономерности социальной биографии личности [7, с. 369]. По замыслу ученого, онтопсихология должна синтезировать за- кономерности онтогенеза индивида и жизненного пути личности, бла- годаря чему удастся избежать крайних вариантов редукционизма в психологических исследованиях. Эти крайние варианты представле- ны откровенно биологизаторскими и социологизаторскими концепци- ями жизненного пути личности. Биологизаторские концепции упира- ют на то, что ведущими закономерностями развития человека явля- ются закономерности биологического онтогенеза. В этом случае понятие жизненного пути личности подменяется или вытесняется понятиями онтогенеза или жизненного цикла индивида. Представи- тели социологизаторских концепций настаивают на том, что главен- ствующими в прижизненном развитии человека являются социаль- но-исторические закономерности и механизмы социализации лично- сти; закономерности биологической эволюции индивида выносятся за рамки исследований. В обоих случаях из виду упускается тот факт, что человек является активным субъектом, и никакие биологиче- ские или социальные закономерности развития не могут компенси-

ровать, восполнить субъектную детерминацию жизненного пути.

Усилиями Б. Г. Ананьева заложены организационные и мето- дические основы психобиографических исследований жизненного пути личности. Основным методом, позволяющим реконструиро- вать жизненный путь личности, Б. А. Ананьев полагал биографи- ческий анализ. Биографический метод – это «собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта дея- тельности» [8, c. 310]. Вместе с методами лонгитюда и «попереч- ных срезов» биографический метод относится к группе организа- ционных методов. Однако по своему назначению в психологиче- ских исследованиях жизненного пути личности он разнится с этими методами. Лонгитюдинальный метод и метод «поперечных сре- зов» предназначены для исследования жизненного пути личности в

 


возрастно-психологическом аспекте. С их помощью выявляются общие закономерности возрастной динамики психических функций на протяжении жизненного пути. Биографический метод, напротив, ориентирован на раскрытие индивидуально-психологических осо- бенностей личности как субъекта жизни; он нацелен на дифферен- циально-психологический анализ индивидуального жизненного пути. Биографический метод является разновидностью монографиче- ского (В. Н. Мясищев) или идеографического (Г. Олпорт) иссле- дования личности в психологии. Согласно с многомерностью спо- соба существования человека выделяются разные направления биографического исследования в психологии. Так, онтогенетиче- скому способу бытия человека соответствует онтогенетика, ис- следующая метрические и топологические свойства индивида на протяжении жизненного цикла. Субъектно-практическая форма су- ществования человека покрывается праксиметрическим или прак- сиологическим биографическим анализом. Здесь устанавливает- ся история развития субъекта основных видов деятельности и об- щая продуктивность жизненного пути. Наконец, личностно-биографической форме бытия отвечает генетическая персоналистика, перед которой стоит задача восстановить исто- рию развития личности как субъекта жизни [8, с. 265]. Операцио- нализацию биографического метода в конкретных исследователь- ских методиках и процедурах осуществили ученики и сотрудники Б. Г. Ананьева – Н. А. Логинова, В. М. Владимирова, Л. А. Голо- вей. Ими разработаны процедуры биографических интервью, ана- лиза личных и формальных документов, событийного анализа, анализа круга общения личности и др. [35]. В настоящее время арсенал биографического метода непрерывно пополняется и об- новляется за счет новых методов психологической диагностики жизненного пути личности.

Таким образом, психологическая концепция Б. Г. Ананьева яв- ляется одной из первых комплексных концепций современного человекознания, которая посвящена сложной и многоаспектной про- блеме жизненного пути личности.

 

§3. Психология человеческого бытия

 

В современной российской психологии активно обсуждаются проблемы, которые традиционно относились к предмету экзистен- циальной психологии. Научное обсуждение и решение этих проблем наталкивается на серьезные методологические трудности. Это свя- зано с несовместимостью методологических принципов экзистен-

 


циальной психологии с исследовательскими традициями, выработан- ными в отечественной психологии. Существуют два принципиаль- ных пути преодоления обозначенных трудностей. Первый путь – это некритическое заимствование экзистенциальной методологии, вто- рой путь – это постановка «классических» проблем экзистенциаль- ной психологии на методологический фундамент отечественной психологии. Второй путь является более предпочтительным, по- скольку методологические принципы и подходы отечественной пси- хологии превосходят исследовательский потенциал экзистенциаль- ной психологии. Это превосходство особенно заметно в области эмпирических и экспериментальных исследований экзистенциаль- ных проблем личности. Кроме того, второй путь позволяет возро- дить научное наследие отечественных экзистенциально мысля- щих психологов – Н. А. Рыбникова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ана- ньева, А. Н. Леонтьева и др. Представляется, что В. В. Знаков, провозглашая психологию человеческого бытия как самостоятель- ную отрасль отечественной психологии, преследовал именно та- кие цели [31; 32].

С точки зрения В. В. Знакова, психология человеческого бы- тия – это самостоятельная отрасль психологической науки, которая занимается традиционными проблемами экзистенциальной психо- логии, но с позиций системно-деятельностного и субъектного под- хода. Эти подходы зародились и преимущественно развивались в отечественной психологии. Что касается проблематики психологии человеческого бытия, то в нее включаются следующие проблемы: психология смысла жизни и бессмысленности, психология смерти и умирания, психология свободы и ответственности, психология любви и одиночества. Особую проблему для психологии челове- ческого бытия представляет понимание личностью смысла жизни, о чем еще будет сказано ниже.

Сущность системно-деятельностного подхода заключается в том, чтобы рассматривать жизненный путь человека как состоя- щий из отдельных видов деятельности. Этот подход в психологии жизненного пути восходит к работам замечательного российского психолога А. Н. Леонтьева и созданной им психологической теории деятельности. По мысли А. Н. Леонтьева, деятельность выступа- ет как элементарная единица человеческой жизни, а жизненный путь личности – системным единством различных видов деятельности.

«Деятельность есть молярная, а не аддитивная единица жизни...»

[40, с. 81]. Личность как субъект исполняет функцию интеграции,

«сшивания» различных видов деятельности в системное единство,

 


каковым и является жизненный путь. С позиций системно-деятель- ностного подхода жизненный путь личности раскрывается как «со- вокупность, точнее, система сменяющих друг друга деятельнос- тей» [40, с. 81].

Сущность субъектного подхода состоит в том, чтобы анали- зировать личность как субъекта собственного жизненного пути. Личность как субъект жизни – это носитель особой формы актив- ности, направленной на созидание индивидуального жизненного пути. Именно посредством этой активности разрозненные виды деятель- ности связываются в системное единство человеческой жизни. Все виды психического отражения жизненного пути рассматриваются как порождаемые в процессе реального взаимодействия личности и обстоятельств жизни. Активность личности как субъекта жизни имеет самостоятельный «мотив», в качестве которого функциони- рует смысл жизни. Смысл жизни по отношению к активности субъекта выполняет несколько важных регуляторных функций. Во- первых, смысл жизни побуждает активность личности как субъек- та жизни. Во-вторых, смысл жизни является высшей инстанцией смыслообразования, от которой черпают свой смысл отдельные жизненные события и поступки личности как субъекта жизни. В- третьих, смысл жизни отражает реальный жизненный путь личнос- ти. Это отражение относится к пласту смысловых структур лично- сти, в которых запечатлеваются не объективные пространственно- временные параметры жизненного пути, а объективные жизненные отношения личности. Смысл жизни является субъективно превра- щенной формой существования жизненных отношений личности. Отражательные функции смысловых структур личности, в том чис- ле и смысла жизни, являются высоко специализированными. Их особенность в том, что они отражают не наличное, уже существу- ющее состояние, а еще только предвосхищаемое, желаемое состо- яние жизненного пути. Другими словами, в смысле жизни запроек- тировано то будущее, которое личности необходимо превратить в реальность жизненного пути посредством своей активности. На эту особенность смысловых образований указывает Б. С. Братусь, ко- торый полагает, что их функция – создание эскиза будущего [18]. Согласно А. А. Брудному, смысл – это такое отражение действи- тельности в сознании человека, которое способно изменить дей- ствительность [22].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных