ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
К.В.КАРПИНСКИЙ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ 9 страницаФеноменологические характеристики бытийной мотивации недвусмысленно указывают на то, что в ее основе залегают ценно- сти. Действительно, ценности в понимании Маслоу служат специ- фическими «метамотивами». Ценности, мотивирующие самоакту- ализирующихся людей, Маслоу называет бытийными. Удивитель- ным свойством бытийных ценностей является их универсальность для всех людей, независимо от культурных, социальных, образова- тельных, половых, демографических и прочих различий. Еще более поразительным свойством бытийных ценностей является рядопо- ложенность, отсутствие иерархических отношений в их ряду. Это значит, что бытийные ценности невозможно соподчинить в иерар- хию, потому что они не исключают, а дополняют друг друга. «По- хоже, что любую из сущностных, высших ценностей можно исчерпы- вающе описать в терминах других высших ценностей. Может быть,
на самом деле мы имеем дело с неким единством, которое при рассмотрении с разных точек зрения представляется нам разнооб- разными высшими ценностями» [52, с. 338]. Чаще всего бытийные ценности воплощаются в том виде дея- тельности, который является ареной для самоактуализации. Само- актуализирующийся человек «любит свою работу именно потому, что она олицетворяет эти ценности. То есть на самом деле он лю- бит то, что ценно для него, а не работу саму по себе» [52, с. 320]. Вид деятельности, избранный самоактуализирующейся личностью, является лишь внешней оболочкой, в которую «оправлены» бытий- ные ценности. Маслоу подметил важную психологическую харак- теристику самосознания самоактуализирующихся людей: их при- звание сливается с их «Я», и они идентифицируют себя через свою работу. Тем самым они поднимаются на уровень трансцендентно- го самосознания. На этом уровне развития большую часть само- сознания оккупируют не физические, социальные или прочие ха- рактеристики индивида, а трансцендентные ценности, превосходя- щие его. Например, самоактуализирующийся юрист, посвятивший свою жизнь служению закону, скорее всего, воспримет любое над- ругательство над справедливостью и законностью как личное ос- корбление или выпад против самого себя. Точно также для матери, отдающей все силы воспитанию детей, радости и успехи детей – наивысшее достижение и блаженство. К бытийным ценностям относятся истина, доброта, красота, целостность, трансцендентность, живость, уникальность, совершен- ство, необходимость, завершенность, справедливость, порядок, про- стота, яркость, легкость, вольность, самодостаточность, осмыслен- ность. Приведем отрывок из итоговой работы Маслоу, в которой он расшифровывает значение каждой из них. 1. Истина: честность; реальность; открытость; простота; не- обходимость; красота; чистота; полная и неподдельная цельность. 2. Доброта: истинность; желанность; обязательность; справед- ливость; доброта; честность; приятность. 3. Красота: правильность; оформленность; одухотворенность; простота; насыщенность; целостность, совершенство; завершен- ность; уникальность; искренность. 4. Целостность: единство; интеграция; стремление к объедине- нию; взаимосвязанность; простота; организация; структура; порядок, ассоциированность; синергизм; стремление к гомономности. 5. Живость: процесс; отрицание смерти; спонтанность; саморегуляция; полное функционирование; изменчивость при сохра- нении сущности и целостности; экспрессивность.
6. Уникальность: идиосинкразия; индивидуальность; несопоставимость; новизна; неповторимость; непохожесть. 7. Совершенство: отсутствие излишеств, отсутствие недостат- ков; воплощенность; невозможность улучшения; правильность, необходимость, соответствие, справедливость, завершенность, до- статочность. 8. Необходимость: неизбежность; правота; невозможность исправления; верное осуществление. 9. Завершенность: законченность; окончательность; гармо- ничность; совершенность; отсутствие недостатков; тотальность; предназначенность; прекращение; вершина; окончательная фор- ма; смерть для возрождения; остановка на пике роста и развития. 10. Справедливость: правота; обязательность; соответствие; свойство структурированности; необходимость; неизбежность; отрешенность; беспристрастность. 11. Гармония: законность; правильность; отсутствие чрезмер- ного; абсолютный строй. 12. Простота: честность; открытость; существенность; абстрактная безошибочность; каркас существа; сердцевина про- блемы; прямота; только необходимое; отсутствие украшательств, ничего лишнего или чрезмерного. 13. Вольность: легкость; нет старания, борьбы, преодоления, нет трудностей; грация; совершенное и прекрасное функционирование. 13. Игривость: веселье; радость; удовольствие; юмор; плодо- витость; легкость. 14. Самодостаточность: автономность; независимость; само- поглощенность; самоопределяемость; отрыв от окружения; отдель- ность; жизнь по своим законам; идентичность [2, с. 146–147]. В психологии бытия видное место отводится не только пара- метрам мотивации, но и когнитивным возможностям самоактуали- зирующейся личности. С этой целью выделяются два типа позна- ния – дефицитарное и бытийное. Дефицитарное ориентировано на утилитарные, прагматические свойства окружающей действитель- ности, что обусловлено апперцептивной функцией дефицитарной мо- тивации. Маслоу полагает, что человек, мотивированный дефици- тарными потребностями, осознает лишь ту часть окружающего мира, в которой непосредственно локализованы блага, необходи- мые для удовлетворения потребностей. Он смотрит на мир с точки зрения сиюминутного интереса и осмысливает объекты и явления мира как средства, условия, преграды для реализации своих моти- вов. Дефицитарное познание основывается на «пользовательском», «приспособленческом» отношении человека к миру. Точно также он
относится к своей работе или профессии, которая для него всего лишь способ зарабатывания денег, извлечения имущественных выгод или усмирения своих амбиций. Высшее ценностное измерение мира и собственной деятельности скрыто от глаз индивида, который побуж- дается дефицитарными мотивами. Совсем другая картина мира у человека, который мотивиро- ван высшими бытийными ценностями. В этом случае в познании происходит слияние действительного и ценностного. Это значит, что человек воспринимает мир в ценностном оформлении; каждый объект или явление мира символизируют определенную ценность. В познавательном отношении человека к своей работе аналогично высвечиваются ценности, а не прагматические цели и задачи. «Ког- нитивный процесс становится одновременно и процессом опреде- ления ценностей. То, что существует, принимает свойства должно- го. Факты становятся оценками. Реальный мир, увиденный и поня- тый, превращается в мир ценимый и желанный. Мир, который «есть», становится миром, который «должен быть» [2, с. 121–122]. С целью изучения бытийного познания, Маслоу собрал и схе- матизировал описания образа мира у самоактуализирующихся лю- дей. Оказалось, что наиболее характерной особенностью бытий- ного познания является категоризация и интерпретация окружаю- щей реальности в ценностных категориях. Установлена примечательная особенность: в бытийном познании задействова- ны именно бытийные ценности. Отсюда возникает устойчивый на- бор ценностных конструктов, при помощи которых оценивается мир: красивый, целостный, гармоничный, совершенный, осмысленный, справедливый и т. д. Легко заметить, что эти познавательные кон- структы во многом эквивалентны бытийным ценностям. В бытий- ном познании мир преломляется через бытийные ценности, в кото- рых сконденсирован общечеловеческий смысловой опыт. Ввиду этой особенности, бытийное познание индивида опосредуется мировоз- зренческим опытом всего человечества. Это делает бытийное по- знание более отстраненным и беспристрастным, нежели дефици- тарное познание. Индивид при бытийном познании открывает и по- стигает универсальные человеческие истины вместо того, чтобы рассматривать мир с точки зрения своих эгоистических интересов и личных потребностей. Существует еще одно важное различие бытийного и дефици- тарного познания. При дефицитарном познании образ мира раскра- шен в тона желаний и влечений индивида, каждый объект имеет притягательную и отталкивающую валентность. На уровне бытий-
ного познания образ мира не расщеплен на положительную и отри- цательную модальность; мир воспринимается как целостность. Кроме того, в бытийном познании просвечивает идеальный проект мира или, иначе говоря, идет сопоставление действительного и воз- можного состояния реальности. Человек больше сконцентрирован не на фактах, а на актах – том, что должно быть сделано для воп- лощения ценностей. По этой причине в бытийном познании челове- ку раскрывается его долг – улучшить, усовершенствовать окружа- ющий мир. Эту особенность бытийного познания Маслоу называет унитивным сознанием: «способностью увидеть действительное сквозь призму ценностного» (Маслоу, 1997, с. 128). «Среднего че- ловека можно счесть чувствительным к фактическому, но слепым к «должному». Здоровый же человек окажется более чувствите- лен к «должному» [52, с. 136]. Благодаря способности к бытийному познанию самоактуализирующиеся люди могут: 1) более эффективно постичь истину и реальность, 2) быть более беспристрастными и объективными в жизненных выборах, 3) без труда отделять пра- вильное от неправильного, возвышенное от низменного, нравствен- ное от безнравственного. Очень часто бытийное познание сопровождают высшие пере- живания – особенно радостные, волнующие и вдохновляющие мо- менты человеческой жизни. «Понятие «высшее переживание» объе- диняет в себе лучшие мгновенья человеческой жизни, счастливей- шие мгновенья человеческого бытия, переживания экстаза, увлечения, блаженства, величайшей радости. Я обнаружил, что эти переживания имеют глубокие эстетические основания, такие как творческий экстаз, материнская любовь, совершенные сексуаль- ные переживания, родительская любовь, переживания при родах и многие другие. Я использую словосочетание «высшие пережива- ния» как обобщенное и абстрактное понятие, потому что обнару- жил, что все эти экстатические переживания имеют общие харак- теристики» [52, с. 117]. Иногда понятие «высшие переживания» за- меняется термином «пиковые переживания» или «вершинные переживания». В этом случае подчеркивается, что высшие пере- живания посещают человека на пике процесса самоактуализации, и что в эти моменты они набирают наибольшую силу и остроту. Главной чертой высших переживаний является то, что в них чело- веку репрезентируются высшие бытийные ценности. Поэтому выс- шие переживания совпадают с моментами просветления человека. Одним из наиболее типичных высших переживаний является на- хождение человеком смысла своей жизни. Критические обстоятель-
ства на пороге жизни и смерти также могут вызвать высшие пере- живания. С точки зрения Маслоу, высшие переживания обладают мощным формирующим и оздоровительным воздействием на лич- ность. Они как бы подталкивают человека к осознанию себя и са- моочищению, и в этом смысле они уподобляются психотерапевти- ческому «катарсису». Высшие переживания, как правило, кратков- ременны, что связано с ограниченными возможностями нервной системы человека. Тем не менее, они характеризуются большой интенсивностью и полностью захватывают душевную жизнь чело- века. Это своего рода «позитивный аффект», который оставляет в памяти глубокий след: человек вспоминает и актуализирует мо- менты высших переживаний как самые значимые события своей жизни [52, c. 189]. Еще одной важной характеристикой высших пе- реживаний является то, что в них человек прикасается к трансцен- дентному (религиозному, мистическому, философскому) опыту. В этой связи Маслоу иногда определяет высшие переживания как мистические чувства. Высшие переживания не проходят бесслед- но для индивидуального мировоззрения: они всегда изменяют, а в некоторых случаях радикально преображают его, обогащая транс- цендентным опытом [52, c. 283]. Как особая разновидность вершинных переживаний выступа- ет бытийная любовь. Бытийная любовь – это любовь к сущности другого человека и его жизни. Объект бытийной любви в восприя- тии человека обрамляется высшими ценностями – красотой, цель- ностью, гармонией. Поэтому бытийная любовь имеет некритиче- ский характер, в силу чего объект любви обожествляется, прини- мается как олицетворение и предел совершенства. Бытийная любовь является бескорыстной и альтруистической, поскольку человек без- заветно отдает себя объекту любви и расценивает его как объект самоактуализации. Бытийная любовь не обязательно должна иметь эротическую подоплеку и быть направлена на существо противо- положного пола. Это может быть любовь к природе, к родителям, к любимому делу и человечеству в целом. Ее противоположностью выступает дефицитарная любовь. Дефицитарная любовь – это ре- активное, во многом невротическое чувство привязанности к дру- гому человеку, которое возникает в ответ на фрустрацию базаль- ных потребностей. Дефицитарная любовь чаще всего вырастает на почве неудовлетворенных потребностей в безопасности, уваже- нии и самоуважении. Чем в большей степени другой человек мо- жет удовлетворить эти потребности, тем сильнее дефицитарная любовь к нему. Дефицитарная любовь в высшей мере эгоистична,
поскольку объект любви полностью присваивается и монополизи- руется человеком. В случае если объект дефицитарной любви не может удовлетворить потребности, отношение человека к нему поляризуется. Сообразно классификации человеческой мотивации на дефи- цитарную и бытийную в психологии бытия разводятся дефицитар- ные и бытийные метапатологии личности. Как пишет Маслоу, «не- возможность удовлетворить базовые психологические потребнос- ти, такие как потребность в безопасности, любви, уважении, самоуважении, идентичности и самоактуализации приводит к бо- лезням и разного рода расстройствам, которые принято считать неврозами и психозами. Однако даже люди, в полной мере удовлет- воряющие свои базовые психологические потребности, люди, кото- рых с полным основанием можно отнести к разряду самоактуали- зирующихся личностей, которыми движет стремление к истине, добру, красоте, справедливости, порядку, законности и прочим вы- соким ценностям, эти люди также могут испытывать депривацию на метамотивационном уровне. Неудовлетворение этих высших, ме- тамотивационных, потребностей, или утрата человеком ценностных ориентиров, приводит к расстройствам, которые называю общей и частичной метапатологией» [52, с. 35]. Дефицитарная патология, таким образом, принадлежит к ведомству традиционной психиат- рии и психотерапии, чего не скажешь про метапатологию личности. Метапатология – это недомогание личности, которое носит духов- ный или экзистенциальный характер и развивается в результате депривации бытийных ценностей. Метапатология, как правило, вы- текает из духовной неустроенности человеческой жизни, из призем- ленности идеалов и ценностей, которыми живет человек. По предположению Маслоу, депривация каждой бытийной цен- ности порождает качественно отличные формы духовного невроза, которые называются частными метапатологиями. Вкратце рас- смотрим систематику специфических метапатологий в том виде, в каком ее представлял Маслоу [52, с. 332–333]. Патогенная депривация такой бытийной ценности, как правда, ведет к неверию, недоверию, скептицизму, лживости и подозритель- ности. Фрустрация высшей ценности «доброта» влечет за собой эгоизм, ненависть, недоброжелательность, деструктивность и ци- низм личности. В том случае, когда заблокирована реализация та- кой ценности, как красота, возникает синдром с признаками вуль- гарности, усталости, банальности. Препятствия на пути реализа- ции ценности «единство, цельность» ведут к развитию упрощенного
взгляда на жизнь, к пессимизму, агрессии. Депривация ценности «жи- вость» провоцирует духовное омертвение, роботизацию, а ценнос- ти «уникальность» – утрату индивидуальности, конформизм. Недо- ступность ценности «совершенство» оборачивается безнадежнос- тью, утратой мотивации к работе, бесперспективностью. Невозможность осуществить ценность «необходимость» порожда- ет чувство опасности и непредсказуемости, ощущение потери кон- троля над событиями жизни. Депривация ценности «завершенность» негативно сказывается на уверенности человека в своих силах, под- рывает самоуважение. Фрустрация ценности «справедливость» па- губно отражается на способности личности доверять окружающим и сотрудничать с ними. Недосягаемость ценности «простота» вы- ражается в замешательстве, растерянности, утрате ориентаций. Дефицит в жизни человека ценности «богатство» приводит к деп- рессии, беспокойству, зацикленности на собственных проблемах. Недостаток такой ценности, как вольность, чреват психическим перенапряжением, тревогой, астенизацией. Депривация ценности «игривость» способствует проявлениям депрессии и фобического синдрома. Невозможность реализовать ценность «осмысленность» обостряет симптомы экзистенциального вакуума: чувство утраты смысла, отчаяние, бесцельность и бессмысленность. Необходимо отметить, что предложенная систематика част- ных метапатологий не может претендовать на статус строгой кли- нической классификации личностных расстройств. Каждая из на- званных метапатологий является в некоторой мере абстракцией. По признанию самого Маслоу, многие из метапатологий он вывел дедуктивным путем, в то время как в клинической и психотерапев- тической практике они ему не встретились в чистом виде. В психологии бытия ставится и решается проблема нормы и аномалии личностного развития. Проводя ревизию традиционных критериев личностной нормы и патологии, А. Маслоу признал их инвалидными, неточными. Эти критерии адресованы, в первую оче- редь, дефицитарной патологии, которая разрастается в результате фрустрации низших потребностей. Но от этих критериев ускольза- ет специфическая бытийная патология личности, заболевания и недуги человеческого духа. «Сегодня уже не вызывает сомнений, что на неврозы следует смотреть как на расстройство духа, что, говоря о неврозах, следует обязательно иметь в виду такие вещи, как утрата человеком смысла существования, сомнения по поводу целей жизни, горе и злость по поводу неразделенной любви, переос- мысление человеком своего жизненного пути, потерю мужества и надежд, неприятие самого себя, осознание того, что жизнь прожи-
та напрасно, неспособность радоваться и любить и т. д.» [52, с. 44]. Описанная феноменология не укладывается в «прокрустово ложе» медицинского психиатрического критерия. Невроз должен интер- претироваться как кризис человечности, как дефект личностного роста и ошибка в духовном развитии человека. Вместо затертой оппозиции понятий «норма – патология» А. Маслоу предлагает пару более адекватных терминов «вочеловеченность – недочеловеч- ность». Вочеловеченность – это уровень личностного развития, на котором человек воплощает и олицетворяет лучшие духовные ка- чества человеческого рода. Вочеловеченность рассматривается как норма личностного развития. Недочеловечность – это, напро- тив, следствие утраты или нереализованности человеком его луч- ших потенциалов, снижение духовного уровня жизни. Недочеловеч- ность представляет собой основной симптом личностной духовной аномалии, которая детерминирована патогенной депривацией выс- ших ценностей. Оппозицию признаков «вочеловеченность–недоче- ловечность» следует рассматривать как гуманистический крите- рий нормы и патологии личности. В структуре невроза духовности особо выделяется один при- знак – десакрализация. Этот признак настолько тотален в кар- тине духовного невроза, что его можно считать общей метапа- тологией. Десакрализация – это ценностное обеднение челове- ческого познания и бытия. Оно наступает в силу того, что человек скептически относится к бытийным ценностям, обесценивает или извращает их смысловое содержание. Так, к примеру, ценность любви вырождается в сексуальную потребность. «Секс для на- шей молодежи – не более чем отправление естественной по- требности, и они привыкли отправлять его столь буднично, от- носиться к нему столь приземленно, что секс почти утратил свою поэтическую компоненту, а это значит, что он утерял практиче- ски все» [52, с. 61]. Кроме того, при десакрализации оскудевает эмоциональная жизнь человека, он теряет интерес к окружаю- щему его миру, ценности меркнут в его глазах или остаются не- востребованными, незамеченными. Отчужденность, ангедония, экзистенциальный вакуум, деструктивность и другие синдромы, о которых уже говорилось выше, также включаются в картину десакрализации. Напротив, полноценное существование пред- полагает ценностную насыщенность и осмысленность, как гово- рит Маслоу, «завороженность», «очарованность», «вдохновлен- ность» жизнью. Поэтому психотерапия должна заниматься ре- сакрализацией, то есть восполнением ценностей и смыслов человеческого бытия.
В рамках психологии бытия выясняются причины, тормозя- щие и искажающие личностное развитие индивида. Маслоу вычле- няет три группы факторов, которые имеют отношение к духовному недоразвитию человека. Процессу самоактуализации в первую оче- редь препятствуют вредные привычки, упроченные в структуре прошлого опыта. Они могут быть также внедрены в результате дисгармонического воспитания, некорректного обращения с ребен- ком, инвалидизирующего детскую психику. Эти привычки, штампы и стереотипы являются преградами для креативности и свободы человека. Они зашоривают сознание, делают человека косным и неспособным к восприятию нового. В качестве примера наиболее злокачественных привычек Маслоу приводит аддикции, склонность к нездоровому образу, подтачивающему соматическое и психичес- кое здоровье, а также послушность, безропотность, конформизм. Вторую группу помех самоактуализации образуют социальные факторы, а именно групповое давление, общественная пропаганда, насаждение угодных государству ценностей. В результате воздей- ствия этих факторов, человеку внушаются ценности и цели, кото- рые могут противоречить его внутренней сущности. Тем самым эти факторы искривляют путь личностного развития. Маслоу от- мечает, что если человек поддастся влиянию социальных факто- ров, то его индивидуальность будет нивелирована и он вырастет «нормальной» личностью – серым, безропотным и неприметным существом. Третья группа факторов представлена психологическими за- щитами личности, которые, с одной стороны, обороняют психику от разного рода травм, а с другой – сдерживают личностный рост человека. Психологические защиты в особенности притесняют творческие потенциалы человека, поскольку ограждают его от всего нового и неизведанного. Особого внимания заслуживает механизм психологической защиты, названный комплексом Ионы. Комплекс Ионы определяется как сознательный отказ человека от развития и применения своих лучших способностей. А. Маслоу понимает этот механизм как «боязнь собственного величия», «уклонение от свое- го предназначения», «бегство от своих талантов» [52, с. 48]. По сути, это нежелание жить на пределе возможностей и сопротивле- ние личностному росту, вследствие чего снижается качество чело- веческой жизни. В заключение отметим, что созданная Маслоу психология бытия реализует главные идеи и принципы гуманистической психо- логии жизненного пути личности.
ГЛАВА 3.ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГОПУТИЛИЧНОСТИ
§1. Философско-психологическая концепция жизненного пути личности в работах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева
Проблема жизненного пути личности в отечественной пси- хологии долгое время не освещалась и впервые была поставле- на С. Л. Рубинштейном в 1935 году. До этого она преимуще- ственно принадлежала зарубежным концепциям личности, кото- рые были проанализированы выше. В российской психологии зачатки этой проблемы можно найти в работах Н. А. Рыбникова, который предлагал изучать психологию не только детского возраста, но так- же и взрослости. Для понятийной фиксации закономерностей разви- тия личности в зрелом возрасте был предложен термин «акмеоло- гия». Акмеологические закономерности, с точки зрения Н. А. Рыб- никова, должны раскрываться при помощи биографического метода, ориентированного на воссоздание реального жизненного пути лич- ности, основных вех индивидуальной биографии. В этой связи ос- новной упор Н. А. Рыбников сделал на разработку и операционали- зацию биографического метода в психологии. Собственно пробле- ма жизненного пути личности осталась неизученной на концептуальном уровне. Теоретическая разработка данной пробле- мы началась позже и была связана с внедрением положений марк- сизма в психологическую науку. Главная заслуга С. Л. Рубинштей- на состоит в том, что он явился первопроходцем в области освое- ния психологических проблем человеческой жизни с позиций марксистской философии. Концепция жизненного пути личности является логическим завершением всего учения С. Л. Рубинштейна. Психология, по мысли С. Л. Рубинштейна, является наукой, исследующей жиз- ненные процессы. Проходя через изучение отдельных психиче- ских функций, процессов, свойств и состояний, психология не дол- жна отрываться от жизненного контекста и познания реальной жиз- ни. Познание того, каким образом все эти психические процессы, функции, свойства и состояния обеспечивают отражение и регу- ляцию реальной жизни человека, является итогом пройденного пси- хологией пути [57, с. 236–237]. С такой постановкой вопроса со- гласен Л. С. Выготский, который пишет: «В сфере психологии мы никогда не поймем до конца человеческой личности, если будем
рассматривать ее статически, как сумму проявлений, поступков и т.п., без единого жизненного плана этой личности, без лейтлинии, превращающей историю жизни человека из ряда бессвязных и раз- розненных эпизодов в связный единый биографический процесс» [27, с. 157]. Понятие жизненного пути венчает психологию личности, по- скольку в отличие от других живых существ человек не просто существует и развивается во времени, но и имеет историю разви- тия собственной личности. Личностью, как известно, человек не рождается; личностью он становится. Соответственно, жизнен- ный путь – это история становления личности в определенном обществе, подчиненная социальным закономерностям. В этой трактовке жизненного пути личности ударение ставится на соци- альную природу и социальную детерминацию личностного разви- тия. Как пишет С. Л. Рубинштейн, «существенными, определяю- щими, ведущими для человека в целом являются не биологиче- ские, а общественные закономерности его развития» [57, с. 238]. Жизненный путь личности не столько отражает закономернос- ти общественного образа жизни, сколько воплощает и индивидуа- лизирует эти закономерности. Такое понимание жизненного пути было не случайным в виду нескольких обстоятельств. Во-первых, С. Л. Рубинштейн проводил в психологию марксистские взгляды, согласно которым решающим фактором развития личности явля- ется жизнь в обществе. Во-вторых, С. Л. Рубинштейн полемизиро- вал с экзистенциальными концепциями жизненного пути, в которых абсолютизируется свободная воля личности и недооценивается роль социальных детерминант. Однако предложенное С. Л. Рубинштей- ном понимание жизненного пути также является односторонним и абстрактным, поскольку личность оказывается отчужденной от собственной жизни. Получается, что общественный образ жизни «чеканит» личность и «штампует» ее жизненный путь без учета множественных различий индивидов и их активности по созиданию личной жизни. Первоначально понятие жизненного пути определялось че- рез указание на то, что история формирования личности подчиня- ется всеобщим закономерностям социального образа жизни. Поз- же С. Л. Рубинштейн отходит от этой узкой трактовки, в которой есть место лишь для объективной социальной детерминации жиз- ненного пути личности. В своей последней работе «Человек и мир» он расширяет понятие жизненного пути личности и переводит его в плоскость проблемы личной жизни. Понятие личной жизни на-
много шире и богаче понятия жизненного пути личности, поскольку в личной жизни действует не только объективная, но и субъектив- ная детерминация. Понятие личной жизни как раз и акцентирует превалирующий вклад активности личности в детерминацию инди- видуального жизненного пути. «Личная жизнь человека в таком понимании – это самое богатое, самое конкретное, включающее в себя как единичное многообразие, так и иерархию все более абст- рактных отношений... В своей конкретности она содержательнее, чем каждая из тех абстракций, которую из нее можно извлечь. Та- ким образом, личная жизнь выступает не как частная жизнь, т. е. жизнь, из которой все общественное отчуждено, но как жизнь, вклю- чающая общественное, но не только его, а и познавательное отно- шение к бытию, и эстетическое отношение к бытию, и отношение к другому человеку как человеческому существу, как утверждение его существования» [58, с. 348–349]. По мысли С. Л. Рубинштейна, единицей личной жизни являет- ся жизненное отношение человека к различным явлениям и сторо- нам бытия. Жизненное отношение – это: 1) объективная связь между человеком и явлениями его жизни, в силу которой эти явления при- обретают в контексте личной жизни определенный жизненный смысл, становятся личностно значимыми; 2) субъективно превра- щенная форма жизненного смысла, выраженная в различных струк- турах внутреннего мира личности – ценностях, смыслах, идеалах и т. д. В совокупность жизненные отношения личности образуют жиз- ненный мир. «Мир – это совокупность вещей и людей, в которую включается то, что относится к человеку и к чему он относится в силу своей сущности, что может быть для него значимо, на что он направлен» [58, с. 295]. Жизненные отношения личности определя- ют мотивацию и смысловое содержание индивидуального жизнен- ного пути. В субъективно превращенной форме жизненные отно- шения существуют как смысловые структуры личности – смысл жизни, ценности, мотивы и пр. «Мотивация человеческого поведе- ния – это опосредствованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Значение предметов и явлений и их «смысл» для человека есть то, что детерминирует поведение» [58, с. 368]. Богатство, широта, разнообразие жизнен- ных отношений личности детерминирует психологическое качество и внутреннюю содержательность ее жизни. Глубина жизненных от- ношений также определяет качественный уровень развития лич- ности как субъекта жизни. «Внутренне содержание человека вклю- чает все его богатство отношений к миру в его бесконечности – Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|