ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
К.В.КАРПИНСКИЙ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ 4 страницаОбщение на третьем уровне преимущественно заполняется стандартными беседами на «избитые» и психологически безопас- ные темы. Коммуниканты по-прежнему заботятся о собственном имидже, ввиду чего тщательно цензурируют содержание предос- тавляемой информации. Тем не менее, между ними уже проскаки- вает искра доверия, и общение становится все более персонифици- рованным. Однако в стандартном общении нет достаточной глуби- ны в связи с тем, что общающиеся старательно обходят персональные проблемы. «Стандартные беседы характеризуются использованием множества жаргонных словечек и оборотов, кото- рые касаются текущей деятельности и насущных проблем. Люди без видимых затруднений говорят и слушают одновременно, с го- товностью смешивают личные и рабочие разговоры, повинуясь не- обходимости» [23, с. 50]. Структура стандартного общения в ос- новном представлена такими формами коммуникации, которые в свое время Эрик Берн назвал приветствиями, ритуалами, время- препровождениями и играми [14].
Четвертым уровнем общения является обсуждение личных проблем. Неслучайно этот уровень именуется уровнем критичес- ких обстоятельств. Именно здесь люди приоткрываются и при- ступают к выяснению отношений или разговорам на волнующие их темы. Смысловая нагрузка общения резко увеличивается за счет того, что коммуниканты преподносят друг другу личност- ные оценки обсуждаемых обстоятельств. Обеспокоенность по поводу собственного имиджа отходит на задний план, на авансце- ну общения выходит потребность в адекватном самовыражении и в передаче индивидуальной смысловой позиции. Переход на этот уровень общения легко зафиксировать при внешнем наблюдении: активизируется арсенал средств невербального общения, которые отвечают в основном за трансляцию личностных смыслов, а не значений, и речь насыщается экспрессивными оборотами. Нередко общение на уровне критических обстоятельств существенно из- меняет смысловые структуры личности общающихся. Формиру- ется общий фонд смысловых образований, и каждый собеседник обогащается недоступными прежде смысловыми позициями и оценками. «Такие беседы – это узловые моменты в общении, когда один из собеседников или оба сразу весьма вероятно сталкивают- ся с различиями во взглядах, отношениях или эмоциях» [23, с. 54]. По мнению большинства экзистенциальных психотерапевтов, на- стоящая терапия начинается только на уровне критических об- стоятельств; до его достижения клиент остается невовлечен- ным в психотерапевтический процесс. Пятый уровень соответствует наиболее глубоким и откро- венным формам человеческого общения. По этой причине он назы- вается уровнем интимности. Однако интимность здесь не обяза- тельно должна означать сексуальный подтекст в общении, хотя беседа двух близких людей может быть не лишена эротического оттенка. Но речь в первую очередь идет об интимности душевной, то есть о посвящении собеседника в тайны своего внутреннего мира и раскрытии перед ним всех своих сокровенных переживаний. Об- щение на данном уровне отличается предельной доступностью, от- крытостью, искренностью и экспрессивностью. Люди абсолютно не уделяют внимания впечатлению, которое о них создается у парт- нера по общению. Они захвачены содержанием общения и погло- щены собственными переживаниями и чувствами партнера. Эти- ми особенностями обусловлен высокий развивающий потенциал общения на уровне интимности. «Как результат этих моментов ин- тимности появляется возможность конфронтации с паттернами, фор- мировавшимися в течение всей жизни, появляется надежда на
преобразование способа «быть живым» и возникает видение более аутентичного бытия» [23, с. 57]. Наиболее продуктивной формой интимного общения является любовь человека к человеку. Вообще психологическая сущность любви составляет ключевую для экзистенциальной психологии про- блему. Некоторые сторонники данного направления утверждают, что критерием психического здоровья личности является способ- ность любить. В их глазах неспособный любить человек – невро- тик. Другие исследователи более умеренны в своих взглядах. Они разделяют продуктивные и непродуктивные формы любви, пола- гая, что первые являются конструктивным, а вторые – деструк- тивным ответом человека на дилемму одиночества и сопричаст- ности. Коротко рассмотрим основные воззрения на природу чело- веческой любви в работах ведущих психологов экзистенциального направления. Наиболее глубокий и захватывающий анализ проблемы пред- лагает Ролло Мэй в уже ставшей хрестоматийной работе «Любовь и воля» [101]. Любовь определяется как «восхищение от присут- ствия другого человека и признание его ценностей и его развития не менее важным, чем собственные ценности и развитие собствен- ной личности» [101, с. 206]. В основе любви лежит забота – интен- циональный акт, направленный на утверждение и совершенствова- ние личности любимого человека. Мэй вывел четыре типа любви, распространенные в западной культуре, – секс, эрос, филия и агапе. Секс – это наиболее естественное биологическое проявление люб- ви, заключающееся в физической близости. Эрос – это психичес- кий компонент секса, состоящий в плотском влечении партнеров друг к другу. Филия – это близкая дружба, не имеющая сексуаль- ной окрашенности. Филия объединяет все виды любви, которые не замешаны на половом влечении, а представляют собой особую раз- новидность социальных чувств (аттракции). Это братская, сест- ринская, приятельская, материнская любовь. Агапе – это духовная альтруистическая любовь к ближнему. В этом смысле агапе похо- дит на особое качество личности, выдающее внутренне отношение ко всем окружающим людям, к человеку в целом. Мэй определил агапе как «уважение к другому, заботу о благополучии другого, не имеющую в виду никаких собственных выгод, бескорыстную лю- бовь, идеальным примером которой является любовь Бога к чело- веку» [101, с. 319]. Полноценная любовь между мужчиной и жен- щиной подразумевает наличие всех четырех составляющих – фи- зической, психической, социальной и духовной.
В концепции Виктора Франкла любовь расценивается как важ- ный источник смысла человеческой жизни. Утверждается, что лю- бовь является универсальным и самым верным источником смысла жизни среди ценностей переживания. Огрубление любви до сексу- ального контакта закрывает для человека возможность повысить осмысленность собственной жизни. Ведь «для того, кто любит, лю- бовь накладывает чары на весь мир, окутывает мир дополнитель- ными ценностями. Любовь значительно увеличивает полноту вос- приятия ценностей. Врата в мир ценностей как бы распахиваются» [64, с. 245]. В широком аспекте любовь понимается как переживание другого человека во всем его своеобразии и неповторимости. С це- лью более подробного анализа любви Франкл приводит методологи- ческий тезис о многомерности человеческого существования и рас- кладывает любовь на психофизические и духовные компоненты. На биологическом уровне существования любовь выражается в сексу- альной близости между любящими. На психологическом уровне лю- бовь базируется на эросе – особом психическом отношении к люби- мому человеку, которое пронизано восхищением и здоровым увлече- нием. Причем человек увлекается не только телесными свойствами, но и характерологическими чертами, личностными особенностями партнера. «Такое отношение к партнеру, рассматриваемое как одна из фаз взаимоотношений с ним, соответствует тому, что обычно на- зывают «сильным увлечением» [64, с. 246]. Ядро любви как отно- шения человека к человеку составляет духовный контакт или духов- ная близость. Отношения, не имеющие духовной стороны, нельзя смешивать с любовью. Для доказывания этого положения Франкл выстраивает гипотетическую ситуацию. Допустим, человек, кото- рый является объектом любви, умер. Если второй человек не питает к нему ничего, кроме сексуального влечения или зацикленности на его личности, это отношение угаснет вместе с исчезновением объекта привязанности. Но если это любовь, то духовная связь не прервется даже со смертью одного из партнеров, хотя ее физические и психи- ческие компоненты сотрутся. Таким образом, «настоящая любовь является своим собствен- ным гарантом. Потому что физическое состояние проходит и пси- хологическое состояние не постоянно. Сексуальное возбуждение носит только временной характер; сексуальное побуждение исче- зает мгновенно после удовлетворения. И сильное увлечение тоже редко продолжается долго. Но духовный акт, посредством которо- го человек понимает духовное ядро другого человека, является действующим раз и навсегда» [64, с. 248].
В понимании любви как духовного акта, направленного на лич- ность другого человека, В. Франкл повторяет рассмотренную выше концепцию. На удивление сходных взглядов на природу и сущность человеческой любви придерживается С. Л. Рубинштейн: «Любовь оказывается новой модальностью в существовании человека, по- скольку она выступает как утверждение человека в человеческом существовании. Напротив, акт или чувство ненависти, презрения есть отказ в признании, полное или частичное перечеркивание бы- тия человека, значимости его бытия. Ненависть есть идеальная форма изничтожения, морального «убийства» человека» [58, с. 373]. Теперь обобщим методологические принципы и теоретические подходы экзистенциальной психологии жизненного пути личности. Ключевое понятие экзистенциальной психологии – понятие су- ществования, «экзистенции». Главное в этом понятии – это идея отсутствия предзаданности человеческой жизни. Отсюда вытека- ет центральная тема экзистенциально-психологических исследова- ний – тема человека как строителя собственной жизни во всех ее проявлениях. Основное движущее противоречие развития личнос- ти с точки зрения экзистенциальной психологии есть противоречие между наличными жизненными обстоятельствами и долженство- ванием, которое исходит от индивидуального смысла жизни. Пре- творяя смысл жизни в реальность, человек становится тем, кем он может стать. Выбор же смысла жизни – проблема очень деликат- ная и ответственная – есть выбор человеком своей человеческой сущности. Особое место отводится проблеме интенциональности – ис- точнику человеческой мотивации, средоточию движущих побуди- тельных причин жизненных выборов. Экзистенциальные психологи отвергают схему каузальной (причинно-следственной) детермина- ции человеческого существования, в то время как во многих на- правлениях данная схема превозносится как самая главная. Вмес- то каузального объяснения человеческих поступков они предлага- ют телеологическое или интенциональное объяснение. Это означает, что человеческие поступки и выборы продиктованы ценностями, смыслами и целями, которые человек стремится осуществить. Поэтому экзистенциальные психологи говорят: «Вещи детермини- руют друг друга. Человек определяет себя сам». Человек может изменить своему призванию, но тогда он станет на путь нездорово- го развития. Экзистенциальные неврозы – это общее наименова- ние для всех форм патологического развития личности в области экзистенциальных отношений. Напротив, залогом здоровья лично-
сти является следование своему призванию, «аутентичное суще- ствование» человека. Понятие аутентичности, означающее цель- ность человека и верность самому себе, наиболее детально разра- ботано в экзистенциально-аналитической психологии Дж. Бьюд- женталя [83]. Своеобразным методологическим лозунгом экзистенциальной психологии можно считать провозглашенный Ж.-П. Сартром тезис: «Существование предшествует сущности». Существование пред- полагает процесс, а сущность соответствует его конечному про- дукту. Это отнюдь не означает, что условия жизни формируют или коверкают человеческую личность. Наоборот, экзистенциалисты утверждают, что личность создает и ломает обстоятельства жиз- ни, и в процессе изменения этих обстоятельств меняется сама. В российской психологии подобные взгляды развивал С. Л. Рубинш- тейн: «Нахождение в ситуации, – пишет он, – предполагает рас- членение этой ситуации, выделение в ней условий, соотнесенных с встающими перед человеком требованиями, задачами, выходящи- ми за пределы ситуации. Здесь обнаруживается диалектика обсто- ятельств (условий), обусловливающих действия человека, и дей- ствий, изменяющих обстоятельства. Самое же действие, изменя- ющее наличное бытие, объективную ситуацию, в то же самое время, как уже говорилось, изменяет, реализует что-то новое в самом че- ловеке, что становится в нем именно этим действием в этой ситу- ации» [58, с. 345]. В экзистенциальной психологии утверждается индетерминизм жизненного пути личности – его относительная неподверженность биологическим и социальным детерминантам. Соответственно, лич- ность признается свободной и ответственной за то, что она сдела- ет с собой и в какое русло повернет свою жизнь. Считается, что психологические свойства человека формуются и шлифуются из- бранным образом жизни. В этом смысле психология конкретной личности строится посредством ответственных жизненных выбо- ров. Такая радикальная методологическая позиция является не вполне правомерной, поскольку, во-первых, существуют определен- ные ограничения свободной воли человека, а во-вторых, выборы человека обусловлены широким спектром факторов. Эту поправку экзистенциальные психологи безоговорочно принимают, и тогда проблема свободы и ответственности человека оборачивается в дилемму «свобода – судьба». И опять можно провести методоло- гические параллели между позицией экзистенциальных психологов и позицией С. Л. Рубинштейна: «Свобода понимается не как свобо-
да от всего, недетерминированность вообще, а как свобода по от- ношению к конкретным условиям, наличному бытию, данной ситу- ации» [58, с. 345]. Экзистенциальная психология за годы своего существования не завела самостоятельного метода экспериментальных исследо- ваний. По этой причине экзистенциальную психологию иногда отно- сят к «экспириентальным» (от английского слова «experience» – опыт) направлениям психологии. Экзистенциальные психологи в методическом плане больше доверяют интуиции, эмпатии и глубо- кому межличностному пониманию, нежели формализованному экс- перименту. Опыт межличностного постижения для них – источник самой надежной и валидной информации о человеке. За это экзис- тенциальную психологию упрекают в недостаточной научной стро- гости и низкой степени академизма. Но, как полагают сами экзис- тенциальные психологи, академическая психология с ее экспери- ментальными схемами «убивает» человеческое в человеке, умерщвляет человеческий дух, дегуманизирует людей. Поэтому при решении сугубо человеческих проблем – веры, личной религии, смысла жизни – экзистенциалисты тщательно избегают эксперимен- тальных методов. Кроме того, они убеждены в том, что статисти- ческие модели, которыми изобилует современная академическая психология, заметно усредняют личность человека, в то время как он – неповторимая уникальность. В экзистенциально-психологиче- ских работах не менее широко культивируются качественные ме- тоды идеографического анализа – биографический нарратив, кон- тент-анализ личных документов, толкование сновидений и свобод- ных ассоциаций и др. В этой связи работы экзистенциальных психологов славятся яркими феноменологическими описаниями яв- лений душевной жизни. Однако основные труды по экзистенциаль- ной психологии написаны в стиле философских трактатов и содер- жат в основном результаты теоретического анализа. Поэтому про- блема метода для экзистенциального психолога остро не стоит. В практике экзистенциальной психотерапии также возникает потреб- ность в получении эмпирических сведений, но здесь психотерапев- ты ограничиваются клинической беседой и сбором психологичес- кого анамнеза о личности пациента. Иногда экзистенциальную психологию приравнивают к фено- менологическому подходу в психологии. Существует даже офици- альное название «экзистенциально-феноменологический подход». Такая позиция является не совсем правомерной, поскольку экзис- тенциальная психология и феноменологическая психология представ-
ляют собой самостоятельные течения. Феноменологическая пси- хология занимается реконструкцией внутренних переживаний чело- века, воссозданием структуры и динамики субъективного опыта. С точки зрения феноменологической психологии, психическому от- ражению присуще не столько свойство объективности, сколько субъективизм. Один из главных идеологов феноменологической психологии Амадео Джиорджи утверждает: «Человек – существо субъективное, которое доверяет больше своим внутренним пере- живаниям, чем объективной информации, живет скорее своими впе- чатлениями об окружении, чем теми сигналами, которые оно ему посылает» [92, с. 29]. Это связано с тем, что индивид реагирует на ситуацию, исходя не из ее объективных условий, а из субъектив- ных представлений о ней. Феноменологический подход проник в современные концепции и теории из разных отраслей психологии. Например, в области изу- чения жизненных событий популярность завоевало высказывание Эпикура: «Важны не сами события, а то, что мы думаем о них». Данный афоризм нашел воплощение в понятиях «когнитивной ситу- ации», «воспринимаемой ситуации», «субъективной ситуации». Впол- не естественно, что некоторые экзистенциальные психологи оказы- ваются под влиянием феноменологического подхода. Это, в част- ности, проявляется в использовании методов феноменологического анализа субъективных переживаний человека. Но использование феноменологического метода еще не делает экзистенциальную пси- хологию феноменологической психологией. Как пишет Д. А. Леон- тьев: «Экзистенциальная психология перекликается с феноменоло- гической психологией, однако не совпадает с ней, несмотря на оп- равданность в ряде случаев понятия «экзистенциально– феноменологическая психология». Сущность феноменологическо- го подхода заключается в анализе непосредственных переживаний в их максимальной конкретности и полноте и стремлении избежать сведения реальности переживания к теоретическим, категориаль- ным и интерпретативным схемам. Это подход к постижению субъек- тивной реальности, в то время как экзистенциальная психология охватывает более широкий контекст реальных, практических взаи- моотношений субъекта с миром, то есть онтологический, а не только феноменологический анализ» [44, с. 3]. В последнее время идеи экзистенциальной психологии стали активно просачиваться в работы российских и белорусских пси- хологов. Так, известный российский исследователь В. Н. Дружи- нин предпринял попытку типологического анализа различных ва-
риантов жизни, доступных современному человеку. По гипотезе В. Н. Дружинина, «существуют независимые от индивида, изоб- ретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени жизни варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоя- тельств может выбрать тот или иной вариант, но вариант жизни может быть ему навязан. Степень свободы индивида и мера дав- ления на него внешнего мира – социальной среды – зависят от конкретных исторических условий. Понятие «вариант жизни» яв- ляется целостной психологической характеристикой индивидуаль- ного бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Существуют психологические параметры, с помощью которых мож- но дать описание вариантов жизни, но они трудно формализуемы, хотя и поддаются вербализации. Вариант жизни формирует чело- веческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в пред- ставителя «жизненного личностного типа» [30, с. 12]. Таким обра- зом, под вариантом жизни понимается качественно-определенный способ осуществления личностью своего жизненного пути. При- чем в этом способе интегрируются определенные ценности и смыс- лы жизни с инструментальными стратегиями их достижения. В такой трактовке понятие «вариант жизни» является синонимом устояв- шегося термина «жизненный сценарий». В качестве самостоятель- ных вариантов выделяются типы жизни: «жизнь начинается завт- ра», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», «жизнь есть сон», «жизнь по правилам», «жизнь – трата времени» и «жизнь против жизни». Несмотря на некоторую художественность в этих названиях, за ними скрывается вполне определенная психологи- ческая реальность. «Жизнь начинается завтра» – это вариант жизни, в котором личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера. Че- ловек, реализующий этот вариант, обычно имеет массу планов на будущее и хорошее чувство временной перспективы, но до практи- ческого воплощения задуманных мероприятий дело не доходит. Личность постоянно откладывает на завтра осуществление важ- ных дел, берет нескончаемые отсрочки по выполнению жизненных обязательств. В конечном итоге подготовительная фаза жизненно- го пути неадекватно растягивается во времени, а времени на на- стоящую жизнь фактически не остается. Это вечное детское со- стояние. Финал человека, живущего такой жизнью, печален: им вла- деют отчаяние и досада за напрасно растраченные годы. «Жизнь как творчество» – это вариант жизни, в котором лич- ности отведена роль экспериментатора, ставящего опыты над сво-
ей судьбой. Жизненный путь творческой личности отклоняется от нормативных моделей жизни, нередко представляется бунтом про- тив устоявшегося образа жизни. На самом деле за творчеством и бунтарством личности скрывается внутреннее неприятие жизнен- ной действительности, стремление избежать горьких разочарова- ний в жизни. Реалии жизни чаще всего травмируют творческую личность, поэтому она находит прибежище в творчестве – созида- нии лучших миров. Основное содержание биографии составляют события не внешней, а внутренней жизни – самосовершенствова- ние, личностный рост, изменения в системе ценностей. Личность, избравшая данный вариант жизни, чаще всего ведет богемную жизнь и свысока посматривает на других людей. Смысл ее творче- ства – показать тщетность и никчемность усилий, направленных на достижение внешне комфортной, респектабельной жизни. Основ- ная ставка делается на преображение жизни внутренней, на очище- ние души. Культурным прототипом данного варианта жизни явля- ется жизненный путь немецкого философа Фридриха Ницше. «Жизнь как достижение» – это вариант жизни, в котором лич- ность выступает в роли «человека действия», «человека, сделав- шего себя». Основная психологическая особенность данного вари- анта жизни заключается в обесценивании настоящего и «фетиши- зации» будущего. Человек жертвует настоящим для того будущего, которое маячит на горизонте. Время жизни рассматривается как ресурс для реализации максимального количества целей, сулящих лучшую жизнь. Человеку кажется, что настоящая жизнь ожидает его впереди, а для того, чтобы приблизиться к ней, надо усердно и самозабвенно работать. С точки зрения будущих целей осмысли- вается все происходящее, и даже время отдыха оценивается как вынужденный перерыв в погоне за целью. Наиболее яркие образцы данного варианта жизни поставляет западная цивилизация, воспи- тывающая своих членов в духе культа достижений. Наиболее ти- пичны в этом отношении карьеристы, прагматики и трудоголики. «Жизнь есть сон» – это вариант жизни, центральной характе- ристикой которого является уход личности от реалий жизни в иллю- зорный мир переживаний. Человек, культивирующий данный вари- ант жизни, ведет созерцательный, пассивный образ жизни. В. Н. Дру- жинин описывает данное состояние как своеобразный «психологический анабиоз». Очень часто этому варианту жизни со- путствует употребление наркотиков и прочих психотропных веществ, при помощи которых достигается эффект дереализации. «Что та- кое «жизнь-сон»? Это ощущение нереальности «внешней» жизни и
одновременно ощущение реальности единственно желанной «внут- ренней» жизни» [30, с. 76]. Данный вариант жизни очень популярен в восточных культурах и религиях, исповедующих принцип невме- шательства в естественный ход жизни, например, в дзен-буддизме. «Жизнь по правилам» – это вариант жизни, для которого ха- рактерна высокая нормативная регламентация жизнедеятельно- сти личности. В любой культуре и в каждом обществе суще- ствует свод правил, которые предписывают социально желатель- ный порядок осуществления личностью жизненного пути. Те, кто выбивается из нормативного графика жизни, подлежат наказа- нию, а в некоторых случаях – поощрению. Чаще всего социальные правила жизнедеятельности облечены в форму возрастных ожи- даний, которые предъявляются индивидам, достигшим опреде- ленного возраста. Возрастные ожидания навязывают индивиду определенный круг занятий, жизненные цели, присущие возраст- ному этапу, нормативные сроки их реализации. С целью разъяс- нения данного варианта жизни можно аппелировать к теории Эрика Берна. С точки зрения данной теории, все, чем занимает- ся человек в своей жизни, запрограммировано структурами со- циального взаимодействия – ритуалами, играми, сценариями. Человек, ввязавшийся в игру или практикующий жизненный сце- нарий, в случае нарушения правил, рискует оказаться ни с чем, проиграть, стать неудачником. Его могут покарать другие учас- тники того же жизненного сценария, поскольку он нарушает гар- монию их сценарного аппарата. По мнению В. Н. Дружинина, жизнь по правилам удобна тем, что она избавляет человека от нелегкого беремени выбора: ведь все расписано уже за него и до него. Данный вариант жизни распространен в обществах с тоталитарным или авторитарным режимом, с репрессивной сис- темой норм и правил социального взаимодействия. «Жизнь – трата времени» – это вариант жизни, в структуре которого основным занятием личности является пустое и бесцель- ное времяпрепровождение. Данный вариант привлекает многих людей тем, что в нем заложена гомеостатическая ориентация. Это значит, что у человека нет нужды напрягаться ради достижения жизненных целей, силиться преодолеть обстоятельства, беспоко- иться о том, как идут дела. Львиную долю жизни отнимают заня- тия, направленные на растрату времени. Этот вариант жизни не- редко наблюдается среди населения высокоразвитых стран, отно- сящегося к «среднему классу». Время, свободное от зарабатывания денег, по преимуществу тратится впустую.
«Жизнь против жизни» – это вариант жизни, в котором основ- ной движущей силой является борьба за выживание. Человек, из- бравший для себя данный вариант жизни, становится на «тропу войны» против всех. Речь идет не о войне в привычном смысле слова, но жертвы и пострадавшие от жизнедеятельности такого че- ловека всегда есть. Это может быть более завуалированная форма борьбы за социальные блага, например, конкуренция и жесткое со- перничество. Данный вариант жизни в своих крайних формах рас- пространен в милитаризованных обществах или обществах с низ- ким уровнем экономического развития. Можно полемизировать с В. Н. Дружининым по поводу осно- ваний выделения этих типов, но в первую очередь важна тенден- ция: экзистенциальная психология с присущей ей проблематикой все активнее завладевает умами российских психологов. Следует, од- нако, остерегаться некритического заимствования положений экзи- стенциальной психологии. Не лучше ли развивать психологию жиз- ненного пути – отечественный вариант «психологии жизни»? Тем более, что она имеет под собой прочный фундамент из материалов многочисленных эмпирических исследований и хорошо развитый понятийный аппарат. Так, к примеру, инновационное понятие «вари- ант жизни» и стоящую за ним психологическую реальность удачно описывает более традиционное понятие стиля жизни. Поэтому ме- ханический перенос, как принято говорить, «импорт» положений за- рубежной психологии не всегда оправдывает себя и часто приво- дит к ненужному умножению понятий психологии жизненного пути. Несмотря на самобытность концептуальных основ экзистен- циальной психологии между ней и психологией жизненного пути имеются точки пересечения. Положения экзистенциальной психо- логии и психологии жизненного пути сближаются в следующих ос- новных моментах. 1. В психологии жизненного пути, равно как и в экзистенциаль- ной психологии, личность рассматривается как субъект, который собственными выборами строит индивидуальный жизненный путь. Методологическое расхождение психологии жизненного пути с эк- зистенциальной психологией – в объеме свободы, которым наделя- ется личность как субъект жизни. Экзистенциальные психологи утверждают волюнтаризм (своеволие) и индетерминизм поступков личности, а в психологии жизненного пути принята более умерен- ная диалектическая позиция по данному вопросу. 2. В психологии жизненного пути, равно как и в экзистенциаль- ной психологии, психологические особенности и способности лич-
ности трактуются как производные от ее реального взаимодействия с жизненными обстоятельствами. 3. В психологии жизненного пути, равно как и в экзистенциаль- ной психологии, преодолевается разрыв между личностью как субъектом и ее жизнью как объектом. 4. В психологии жизненного пути и экзистенциальной психоло- гии поднимаются и решаются схожие проблемы, но с различных методологических и теоретических позиций. В заключение этого краткого очерка психологии экзистенции необходимо затронуть вопрос об экзистенциальной психотерапии. Отметим, что теоретические положения экзистенциальной психо- логии тесно смыкаются с заключениями, вынесенными из практи- ческой (клинической) деятельности их авторов. Поэтому экзистен- циальная психология имеет корни отнюдь не в экзистенциальной философии, а терапевтической практике тех, кто пытался приме- нить философские постулаты для лечения душевных болезней. Уже позднее экзистенциальную психотерапию стали определять как одно из наиболее влиятельных направлений психотерапевтической и пси- хокоррекционной помощи, базирующееся на теоретических посту- латах экзистенциальной философии и психологии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|