Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К.В.КАРПИНСКИЙ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ 1 страница




Министерство образования Республики Беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

К.В.КАРПИНСКИЙ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ

 

Учебное пособие по разделу «Психология личности»

курса «Общая психология» для студентов специальности Г.07.01.00 – Психология

 

 

Гродно 2002

 

 

1


УДК 159.9(075.8)

ББК 88

К21

 

 

Рецензенты: заведующий кафедрой психологии начальной школы ГрГУ им. Я.Купалы, кандидат психологических наук, доцент П.Р.Галузо; доцент кафедры общей и социальной психологии Гродненского государственного медицинского университета А.В.Прудило.

 

 

Рекомендовано советом факультета психологии ГрГУ им. Я.Купалы.

 

 

Карпинский К.В.

 

Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие /

К21 К.В.Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с. ISBN 985-417-345-3.

 

 

В учебном пособии изложены основы психологии жизненного пути личности, которая в настоящее время рассматривается как самостоятельная отрасль психологической науки. Анализируются отечественные и зарубежные концепции жизненного пути личности.

Адресовано студентам специальности «Психология», изучающим курс психологии личности и психологии жизненного пути; может быть рекомендовано всем интересующимся психологическими проблемами человеческой жизни.

 

 

УДК 159.9(075.8)

ББК 88

 

ISBN 985-417-345-3. © Карпинский К.В., 2002

 

2


ВВЕДЕНИЕ

 

Учебный план специальности «Психология» предусматрива- ет глубокое изучение студентами разделов курса общей психоло- гии, посвященных проблеме личности. Настоящее учебное посо- бие посвящено психологическим аспектам жизненного пути лично- сти и может быть рекомендовано в качестве дополнительного источника учебной информации, расширяющего и углубляющего лекционный материал. Главная задача пособия состоит в освеще- нии методологических, теоретических и методических основ пси- хологии жизненного пути личности.

Данная отрасль является одним из наиболее динамично раз- вивающихся направлений современной психологии. Самостоятель- ный статус психологии жизненного пути среди отраслей и разделов современной науки конституируется собственным предметом и оригинальным методом его познания.

Предмет психологии жизненного пути составляют психологи- ческие феномены, механизмы и закономерности осуществления личностью собственной жизни. Среди многочисленных феноменов, входящих в круг изучения психологии жизненного пути, наиболь- ший теоретический и практический интерес представляют особые психические структуры личности, которые называют психобиогра- фическими образованиями. Психобиографические образования лич- ности – это психические феномены, в которых отражается и по- средством которых регулируется реальный жизненный путь. Это жизненная перспектива, жизненные планы и программы, жизнен- ные цели и задачи, психологическое время и психологический воз- раст личности, субъективная картина жизненного пути, жизненная мудрость и, наконец, смысл жизни. Закономерности возникновения, развития и преобразования, а также механизмы функционирования психобиографических образований личности – все это сфера ком- петенции психологии жизненного пути. С этой точки зрения психо- логия жизненного пути – это психология личности как субъекта жизни, то есть творца собственной судьбы. Неверно было бы ду- мать, что сам по себе жизненный путь личности является предме- том психологического исследования. Жизненный путь личности скорее выступает в качестве объекта междисциплинарного позна- ния, в структуре которого свой предмет находит психология жиз- ненного пути. Взаимодействие личности с собственной жизнью, психические структуры и процессы, опосредствующие это взаимо- действие – вот исконно психологический аспект многосторонней проблемы жизненного пути.

 


Основным методом – способом познания предмета – в психо- логии жизненного пути служит биографический метод. В широком понимании это есть метод собирания, систематизации, анализа, ин- терпретации и использования в практических целях психологичес- кой информации о жизненном пути личности. Биографический ме- тод в контексте психологии жизненного пути обладает триединым статусом. Во-первых, биографический метод – это главный исследо- вательский принцип, требующий познания личности и жизненного пути в их диалектическом единстве. Во-вторых, биографический метод – это способ организации и техника сбора и обработки эм- пирического материала о жизненном пути личности. В-третьих, био- графический метод – это система конкретных методик психологи- ческой диагностики, коррекции, развития личности как субъекта жизни.

На современном этапе развития перед психологией жизненно- го пути личности стоит ряд научных и практических задач. Науч- ные задачи – это описание и объяснение психологических законо- мерностей, механизмов, феноменов, обеспечивающих построение личностью индивидуального жизненного пути, а также прогнозиро- вание развития личности в качестве субъекта жизни. Практичес- кие задачи включают психологическую диагностику, развитие и коррекцию психобиографических образований личности как субъек- та жизни, профилактику и предупреждение психобиографических кризисов, а также просвещение в области психологических проблем человеческой жизни.

Основоположниками психологии жизненного пути можно считать известных российских психологов – С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананье- ва, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую, Л. И. Анцыферову, Н. А. Логинову, В. И. Ковалева, А. А. Кроника и многих других. В их исследованиях намечено поле проблем, которые долгое время оста- вались невостребованными и неразрешенными в других отраслях пси- хологической науки. Кроме того, психологическим проблемам че- ловеческой жизни посвятили свои научные исследования многие зарубежные психологи – А. Адлер, К. Юнг, Ш. Бюлер, А. Маслоу, В. Франкл, Р. Мэй, С. Мадди и другие. Их научное наследие подле- жит изучению, осмыслению и дальнейшему развитию в новых ис- следованиях по психологии жизненного пути личности.

 


ГЛАВА 1. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ

 

Экзистенциальная психология – это направление современной психологии, в котором синтезированы различные учения и теории, посвященные психологическим проблемам человеческого суще- ствования. В состав современной экзистенциальной психологии чаще всего включают экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра и Л. Бинсвангера, логотеорию и логотерапию В. Франкла, аналити- ческую экзистенц-психологию М. Босса, экзистенциальную анти- психиатрию Р. Лэнга, экзистенциальную персонологию С. Мадди, экзистенциально-аналитическую теорию Дж. Бьюдженталя и, в пер- вую очередь, психотеологию Р. Мэйя. Идейными источниками эк- зистенциальной психологии явились «философия жизни», экзистен- циализм и феноменология.

Дадим общую и в то же время лаконичную характеристику экзистенциальной психологии как одного из направлений современ- ной психологической науки.

Начнем эту характеристику с указания на предмет, потому что именно предметом специфицируется та или иная научная отрасль. Сразу отметим, что среди экзистенциальных психологов единоду- шия по вопросу о предмете нет до настоящего времени. В истории развития экзистенциальной психологии прослеживаются единичные попытки очертить ее собственный предмет. Один из родоначаль- ников экзистенциальной психологии Р. Мэй полагает, что ее основ- ным предметом является жизненный выбор человека. М. Босс и Л. Бинсвангер дают предмету экзистенциальной психологии более широкое толкование: это психические феномены, возникающие при столкновении человека с «экзистенциалами» – специфическими проблемами человеческого бытия (свободой, ответственностью, потребностью в смысле жизни, любовью, верой). Достаточно боль- шая группа психологов экзистенциального толка привержены точке зрения, что предмет экзистенциальной психологии – это психологиче- ские предпосылки и условия осмысленной жизни (В. Франкл, К. Фаб- ри, К. Попельский). Те специалисты, которые в большей мере ори- ентированы на клинические проблемы, склоняются к мнению, что предмет экзистенциальной психологии – экзистенциальные невро- зы и другие формы психопатологии, порожденные экзистенциаль- ными факторами (одиночеством, нигилизмом, крушением веры, бессмысленностью жизни). Основатель экзистенциальной персо- нологии С. Мадди высказывает мысль, что предмет экзистенци-

 


альной психологии – психологические закономерности формирова- ния личности экзистенциального типа – свободной, ответственной, полагающейся на свои силы.

На современном этапе развития экзистенциальной психологии ее предмет все чаще получает синтетическую, комплексную ха- рактеристику. Известный экзистенциальный психолог Ирвин Ялом весьма точно очертил проблемное поле данного направления:

1) психологические проблемы отношения человека ко време-

ни, к жизни и смерти;

2) психологические проблемы свободы, ответственности и вы-

бора судьбы;

3) психологические проблемы общения, любви, веры и одино-

чества;

4) психологические проблемы смысла жизни и абсурда суще-

ствования, осмысленного и бессмысленного бытия [79].

Уже простое перечисление этих «вечных» проблем указывает на мощные философские корни экзистенциальной психологии. Од- нако в философских проблемах экзистенциальная психология выч- леняет свои собственные аспекты анализа. Так, к примеру, в про- блеме смысла жизни философов привлекает прежде всего содер- жательный аспект, в то время как экзистенциальная психология абстрагируется от содержания смысла жизни. Психологический анализ направлен на психологические механизмы обретения и пси- хологические последствия утраты личностью смысла жизни безот- носительно к его содержанию. Предмет экзистенциальной психо- логии, таким образом, вбирает психологические аспекты проблем экзистенциальной философии.

Во многом схожую характеристику предмета экзистенциаль- ного анализа предлагает Эрих Фромм в книге «Человек для себя». Он полагает, что человеческое существование проблематизируют так называемые «экзистенциальные дихотомии» – проблемы, ко- ренящиеся в особенностях бытия человека. Первая и самая значи- тельная дихотомия – это проблема жизни и смерти, которую осоз- нает и которой панически боится человек. В этой связи он сопро- тивляется смерти, пытается увековечить и обессмертить себя в разных творениях и поступках. Вторая экзистенциальная дихото- мия заключается в том, что человек абсолютно одинок, но при этом не может обходиться без других людей. Поэтому он вынужден ис- кать с ними союза и кооперации. Третья экзистенциальная дихото- мия заключается в том, что человеку от рождения не дан смысл жизни, а он является существом, обретающим смысл. По этой при-

 


чине он должен вырабатывать собственное мировоззрение и смысл жизни [70]. Способы решения человеком этих проблем и составля- ют предмет экзистенциальной психологии.

Томас Грининг – экзистенциальный психолог «новой волны» – солидарен с такой формулировкой предмета. Вышеупомянутые области человеческой жизни он называет «проблемными» в связи с тем, что они бросают человеку «экзистенциальный вызов». От- вет человека на «экзистенциальный вызов» – это всегда выбор им определенного варианта жизненного пути. Поэтому в самом широ- ком толковании предмет экзистенциальной психологии – это жиз- ненный выбор личности [93].

Итак, первый экзистенциальный вызов – проблема жизни и смерти. Это специфически человеческая проблема, поскольку из всех живых существ только человек осознает свою конечность, смертность. На этот вызов, как и на все остальные, возможны два типа реакции – конструктивная и деструктивная. Конструк- тивная реакция приводит к повышению качества человеческой жизни, деструктивный выход из экзистенциальных проблем неиз- бежно заканчивается развитием экзистенциальной психопатоло- гии и жизненным кризисом. Конструктивный выход в адаптации человека к проблеме смерти – это утверждение жизни во всех ее формах: в творчестве, в генеративности, в оптимизме и альтруиз- ме. Ролло Мэй писал по этому поводу: «Чтобы охватить значение своего существования, человеку нужно охватить сперва тот факт, что он может не существовать, что каждую секунду он находит- ся на грани возможного исчезновения и не может игнорировать неизбежность смерти, наступление которой невозможно запрог- раммировать на будущее» [102, с. 47–48]. Перед лицом смерти жизнь становится более важной и осмысленной, человек букваль- но «влюбляется» в жизнь. Факт неизбежной смерти может также психически надломить человека, что проявится в деструктивном поведении. Сюда входит злоупотребление алкоголем и психотроп- ными веществами, суицидальные проявления, беспорядочные сексуальные связи. Ролло Мэй утверждает: «Мы боимся небы- тия и оттого комкаем наше бытие» [102, с. 47–48]. Чаще всего деструктивный способ решения проблемы выражается в песси- мистическом восприятии жизни, фатализме, нигилизме, апатии. Конструктивные и деструктивные реакции на проблему смерти Э. Фромм в свое время соответственно описал как экзистенци- альные типы биофилии (стремления к жизни) и некрофилии (вле- чения к смерти) [66].

 


Рассмотрим психологические признаки некрофилии как одной из наиболее злокачественных форм экзистенциальной аномалии личности. Сразу подчеркнем, что в экзистенциальной перспективе некрофилия трактуется не как половая перверсия, а как глобальная экзистенциальная установка или смысловая ориентация личности. В таком понимании некрофилия является одной из составляющих

«синдрома распада», «который побуждает человека разрушать ради разрушения и ненавидеть ради ненависти» [66, с. 20]. Синдром рас- пада противоположен «синдрому роста», «который состоит из люб- ви к живому, любви к человеку и независимости» [66, с. 20]. Некро- фильной личности Фромм атрибутирует некоторые психологиче- ские особенности. Во-первых, некрофилы наслаждаются при виде тотального разрушения и сами часто являются агрессорами и унич- тожителями разнообразных форм и проявлений жизни. Ничто так не услаждает их, как ощущение полной власти над кем-либо или над чем-либо. Во-вторых, некрофилы живут прошлым и никогда не ориентируются на будущее. В-третьих, они лишены эмпатии, эмо- ционально холодны, в общении с окружающими держатся на боль- шой коммуникативной дистанции. Более того, они стремятся в мак- симальной степени упорядочить и регламентировать межличност- ные отношения, сделать их механическими. Они склонны деперсонализировать и дегуманизировать межличностные отноше- ния, обращаясь с другими людьми как с вещами. Если партнер по общению перешагнет через установленные некрофилом нормы и порядки общения, то будет покаран. Для некрофила характерна ус- тановка на силовое разрешение противоречий, поэтому, заполучив в свои руки власть, он не скупится на репрессии и санкции, угнета- ющие других людей. Фромм отмечает, «применение силы не явля- ется навязанным ему обстоятельствами преходящим действием – оно является образом его жизни» [66, с. 32]. В-четвертых, у некро- фила гипертрофирована потребность в безопасности и самосохране- нии. Он плохо переносит угрозы своему существованию и старается обезопасить себя превентивными мерами нападения. Он презирает слабых людей, от которых не чувствует исходящей угрозы, и почита- ет сильных. В отношениях с ними он одержим любовью к педантич- но-принудительному порядку, который помогает ему редуцировать тревогу. По мнению Фромма, типичными представителями некро- фильной экзистенциальной ориентации являются вожди тоталитар- ных милитаризованных обществ, например: Гитлер, Сталин и др.

Второй экзистенциальный вызов – проблема смысла и абсур-

да существования. Психологический парадокс человеческой ситуа-

 


ции заключается в том, что инстинкты не подсказывают человеку, как животному, биологический смысл существования. Мир культу- ры содержит широкий набор ценностей, которые человек может превратить в смысл индивидуальной жизни, но также не навязыва- ет человеку ни одну из них. Поэтому в каждый момент своей жиз- ни человек оказывается перед выбором смысла и цели существо- вания. Деструктивный способ решения проблемы смысла жизни приводит к жизненному кризису бессмысленности, который под- тачивает психологическое здоровье личности. Личность поража- ется специфической экзистенциальной патологией –«ноогенным неврозом» (В. Франкл, К. Попельский), «экзистенциальным не- врозом» (К. Обуховский, С. Мадди), «экзистенциальной фрустра- цией» (И. Ялом), «экзистенциальной тревогой потери смысла»

(П. Тиллих). По мнению исследователей, все эти формы экзис- тенциальной патологии проистекают из духовных проблем чело- века, связанных с крушением смысла жизни.

Ядерным симптомом для данной формы экзистенциальной па- тологии является ощущение бессмысленности существования, со- стояние «смыслового вакуума». Причиной формирования смысло- вого вакуума является блокирование потребности человека в смыс- ле жизни, что обозначается термином «экзистенциальная фрустрация». Если к субъективному ощущению бессмысленности присоединяется клиническая симптоматика, то следует уже гово- рить об экзистенциальном неврозе. Вот как характеризует это состо- яние один из ведущих экзистенциальных психотерапевтов В. Франкл:

«У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия. Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустра- цией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фру- страцией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое со- единено с ощущением пустоты, – поэтому я говорю об экзистенци- альном вакууме... В отличие от неврозов в узком смысле слова, яв- ляющихся, по определению, психогенными заболеваниями, нооген- ные неврозы проистекают не из комплексов и конфликтов в традиционном смысле слова, а из угрызений совести, из ценностных конфликтов и – не в последнюю очередь – из экзистенциальной фру- страции, проявлением и воплощением которой может в том или ином случае выступать невротическая симптоматика» [64, с. 24, 26].

В более поздних работах, посвященных логотерапии – специ-

альной технике исцеления от невроза бессмысленности, В. Франкл

 


существенно дополняет картину симптомов. Помимо снедающего лич- ность чувства бесцельности и бесперспективности собственной жиз- ни, экзистенциальный невроз диагностируется по следующим призна- кам. Во-первых, это бесплановость, установка жить день за днем, про- жигая жизнь в безделье. Во-вторых, фаталистическая установка к жизни, при которой человек видит себя беспомощным объектом воз- действия жизненных обстоятельств. Третий симптом – коллективное мышление, стремление мыслить шаблонами и маскировать свое мнение под мнение группы, растворяться в толпе. Коллективное мышление избавляет экзистенциального невротика от необходимос- ти принимать собственные решения и нести ответственность за них. Четвертый симптом – фанатизм, то есть слепое верование в идеоло- гические догмы, поклонение лозунгам, которые хоть как-то заполня- ют внутреннюю смысловую пустоту жизни [63, с. 17].

По клиническим данным Франкла, около 30 процентов случа- ев из его практики составляют пациенты с признаками экзистенци- ального невроза, а не какой-либо иной психогении. Эпидемия экзис- тенциального невроза бессмысленности расширяется: если рань- ше неврозом бессмысленности в основном страдало население высокоразвитых капиталистических стран, то в настоящее время эта форма психогенного расстройства охватывает молодежь стран СНГ. Относительную психологическую защищенность населения социалистических стран В. Франкл объяснял тоталитарным насаж- дением, внушением, индоктринацией идеологических догм, кото- рые принимались людьми в качестве смысла жизни. Разрушение тоталитарной идеологии расчистило путь для эпидемии невроза бес- смысленности среди населения бывших стран социалистического лагеря. Значительную роль в быстром и широком распространении неврозов бессмысленности играет девальвация у молодежи ценно- стей и традиций старшего поколения. Разрыв ценностной связи по- колений обусловливает высокую уязвимость и податливость совре- менной молодежи неврозу бессмысленности.

Наиболее деструктивные варианты решения человеком про- блемы смысла и бессмысленности жизни подробно изложены в экзистенциальной персонологии Сальваторе Мадди [97; 98]. Он ут- верждает, что «экзистенциальная болезнь» случается с человеком из-за провала поисков смысла жизни. Мадди предлагает более диф- ференцированное описание психопатологии бессмысленности, чем кто-либо из клиницистов экзистенциального направления. С его точки зрения экзистенциальный невроз имеет когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты. Когнитивный компонент экзистенци-

 


ального невроза проявляется в дефиците функций целеполагания, планирования и программирования личностью своего жизненного пути. Как результат – жизненная программа либо отсутствует, либо является аморфной и нереалистической. Жизненная перспектива личности резко сокращается. Эмоциональное состояние человека, подверженного экзистенциальному неврозу, характеризуется как скука или апатия, переходящая в депрессию. Наконец, поведенче- ский компонент экзистенциального невроза преимущественно пред- ставлен резким угнетением жизненной активности человека. Экзи- стенциальный невротик тяготится уже самой мыслью о необходи- мости что-либо сделать со своей жизнью. Возможно и другое проявление невроза бессмысленности в поведенческой сфере. Не- гативное реагирование на проблему смысла жизни выражается в попытках человека спрятаться от этой проблемы в суете повсед- невных и малозначительных дел, в хаотической и неизбирательной активности. Невротик загружает себя работой для того, чтобы смяг- чить остроту переживания бессмысленности жизни. Паузы в сум- бурной активности обычно доставляют ему массу отрицательных переживаний. Некоторые остановки доводят его до истинно невро- тических срывов, которые клиницисты называют «неврозами вы- ходного дня». Таким образом, экзистенциальный невроз отличает- ся триадой психических нарушений – в когнитивной, эмоциональ- ной и поведенческой сфере.

В зависимости от выраженности в картине экзистенциального заболевания одного из этих трех компонентов выделяются три фор- мы: нигилизм, крусадерство и вегетативность.

Нигилизм – это форма экзистенциального невроза, при кото- рой гипертрофирован когнитивный компонент бессмысленности. Нигилизм характеризуется всепроникающей склонностью челове- ка ставить под сомнение и дискредитировать те смыслы, которы- ми живут другие люди. Стремление нигилиста обесценить возмож- ные смыслы жизни побуждается отчаянием найти что-либо дос- тойное для себя. Процитируем Мадди: «Он проворно докажет, что любовь не альтруистична, а эгоистична, что филантропия является способом искупить вину, что дети скорее порочны, чем невинны, что лидеры скорее тщеславны и одержимы желанием власти, чем вдохновлены великим видением, что труд не продуктивен, а скорее являет собой тонкий покров цивилизации, скрывающий монстра в каждом из нас» [97].

Вегетативность – это форма экзистенциального невроза, в картине которой утрирован эмоциональный компонент бессмыслен-

 


ности. При вегетативности человек с головой окунается в пережи- вания бесцельности существования. Аффективный настрой пред- ставлен чувством умиротворенности, апатией и скукой, которые перемежаются систематическими депрессиями. Это состояние прогрессирует, и человек все чаще переживает приступы депрес- сии и дисфории.

Крусадерство – это форма экзистенциального невроза, в кар- тине которого превалирует поведенческий компонент бессмыслен- ности. Крусадерство распознается по тяге человека к авантюрам и приключениям, немотивированному риску, злоупотреблению раз- ного рода психотропными веществами, беспорядочной активности. Избыточная, бестолковая и непрекращающаяся активность выпол- няет функцию защитного механизма, отвлечения от накатывающе- гося чувства бессмысленности и бесполезности.

Конструктивные способы решения проблемы смысла жизни резюмирует известный экзистенциальный психотерапевт И. Ялом

[79]. С его точки зрения в человеческой культуре бытует множе- ство смысловых систем, к которым индивид может подключиться и обрести смысл жизни. Более того, каждая субкультура предлага- ет свою кальку ценностей, свою смысловую перспективу. Челове- чество выработало огромное количество альтернативных способов придания смысла индивидуальному существованию. Среди этих способов есть локальные смыслы жизни, присущие какой-либо од- ной культуре или социальной общности. Например, аскеза, созерца- тельность, непротивление судьбе – это типичный способ придания жизни смысла в восточных культурах, а достижение жизненных целей, активное преобразование условий жизни – это типично за- падный способ смыслообразования жизни. Есть общечеловеческие способы, пригодные для всех представителей человеческого рода независимо от культурной, социальной, половой, демографической принадлежности, вероисповедания и прочих вторичных различий. Именно эти способы подразумевает В. Франкл, когда говорит о способности каждого человека найти более или менее удовлетво- рительный смысл для жизни [64].

Более того, интериоризация общечеловеческих ценностей пред- ставляется предпочтительной для развития личности, нежели ус- воение групповых ценностей или ценностей «региональной» суб- культуры. Считается, что общечеловеческие ценности аккумули- руют те смыслы жизни, которые были выработаны и опробованы опытом всего человечества, и в этой связи они в максимальной степени способствуют формированию человеческого в человеке.

 


Ценности малого культурного масштаба депонируют смысловой опыт малых социальных групп и поэтому не прививают человеку всего богатства родовой человеческой сущности. Так, например, немецкий психолог Х. Томэ называет людей, исповедующих об- щечеловеческие ценности в качестве смысла личной жизни, «ат- лантическими людьми» [11]. Тем самым акцентируется их важ- ная психологическая особенность: они персонифицируют общече- ловеческий духовный опыт. В свою очередь российский психолог Б. С. Братусь настаивает на том, что приобщение человека имен- но к общечеловеческим, широким культурным ценностям явля- ется фактором гармонического развития личности. Напротив, за- мыкание человека на узких корпоративных или эгоистических цен- ностях приводит к разрыву связи с окружающими и искажает личностное развитие [18].

Основная психологическая проблема в поиске смысла жизни – это отсутствие первоначальных ориентиров для человека, ищуще- го смысл. Огромная роль в программировании смысла жизни при- надлежит родителям и кругу ближайшего окружения личности. В некоторых теоретических направлениях распространена так назы- ваемая «генетическая предпосылка» – важный теоретический те- зис, суть которого выражается емкой формулой «все мы родом из детства». Очень часто это общее положение проецируется на за- кономерности формирования смысла жизни. Так, например, Альф- ред Адлер и Карл Юнг полагали, что смысл жизни складывается у ребенка уже к пятилетнему возрасту, хотя рационализируется он намного позднее [4; 72]. Эрик Берн также отводит существенное место в становлении смысла жизни механизму «родительского про- граммирования» – внедрению в сознание ребенка смысложизнен- ных ориентаций родителей и других близких родственников [14]. Позднее активная роль в формировании смысла жизни и мировоз- зрения переходит к самой личности, но этому предшествует долгий путь формирования определенных психологических предпосылок. В экзистенциальной психологии на способность личности к крити- ческому осмыслению и переосмыслению жизненного пути смот- рят с большим оптимизмом. В. Франкл, например, считает, что в смысле жизни нет фатальной предопределенности и что личность сама в силах пересмотреть свои жизненные ценности. Более того, каждый новый день и час несет свой неповторимый смысл, кото- рый нужно разглядеть и принять к реализации [64]. Однако само- стоятельно волевым решением отказаться от сложившегося смысла жизни человек может не всегда. Перестройка смысла жизни – это

 


всегда критическая ситуация, для успешного переживания которой нередко требуется вмешательство экзистенциального психотера- певта.

В терапевтических целях И. Ялом раскрывает перед своими пациентами следующие общечеловеческие источники смысла жизни.

Одним из самых важных и незаменимых из них является аль- труизм, сущность которого заключается в служении другим лю- дям и улучшении условий их жизни. «Убежденность в том, что от- давать, быть полезным другим, делать мир лучше для других – хорошо, обеспечивает мощный источник смысла» [79, с. 485]. Прак- тически все психологи экзистенциального направления полагают, что альтруизм способствует повышению психологического каче- ства человеческой жизни и внутреннему облагораживанию личнос- ти. Более того, забота о других людях, переросшая в смысл жизни, помогает человеку совладать с критическими жизненными ситуа- циями, в том числе с летальными ситуациями, в которых человеку угрожает смерть. Уникальным опытом выживания в условиях фа- шистского концлагеря делится В. Франкл, на себе испытавший ужа- сы лагерного режима. Основным психологическим фактором адап- тации и выживания была забота узников друг о друге или о других людях, оставшихся за стенами концлагерей. Особенно мощным адаптационным фактором эта забота становилась тогда, когда под- нималась до уровня смысла жизни [63].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных