ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
К.В.КАРПИНСКИЙ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ 1 страницаМинистерство образования Республики Беларусь УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ» К.В.КАРПИНСКИЙ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
Учебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов специальности Г.07.01.00 – Психология
Гродно 2002
1 УДК 159.9(075.8) ББК 88 К21
Рецензенты: заведующий кафедрой психологии начальной школы ГрГУ им. Я.Купалы, кандидат психологических наук, доцент П.Р.Галузо; доцент кафедры общей и социальной психологии Гродненского государственного медицинского университета А.В.Прудило.
Рекомендовано советом факультета психологии ГрГУ им. Я.Купалы.
Карпинский К.В.
Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие / К21 К.В.Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с. ISBN 985-417-345-3.
В учебном пособии изложены основы психологии жизненного пути личности, которая в настоящее время рассматривается как самостоятельная отрасль психологической науки. Анализируются отечественные и зарубежные концепции жизненного пути личности. Адресовано студентам специальности «Психология», изучающим курс психологии личности и психологии жизненного пути; может быть рекомендовано всем интересующимся психологическими проблемами человеческой жизни.
УДК 159.9(075.8) ББК 88
ISBN 985-417-345-3. © Карпинский К.В., 2002
2 ВВЕДЕНИЕ
Учебный план специальности «Психология» предусматрива- ет глубокое изучение студентами разделов курса общей психоло- гии, посвященных проблеме личности. Настоящее учебное посо- бие посвящено психологическим аспектам жизненного пути лично- сти и может быть рекомендовано в качестве дополнительного источника учебной информации, расширяющего и углубляющего лекционный материал. Главная задача пособия состоит в освеще- нии методологических, теоретических и методических основ пси- хологии жизненного пути личности. Данная отрасль является одним из наиболее динамично раз- вивающихся направлений современной психологии. Самостоятель- ный статус психологии жизненного пути среди отраслей и разделов современной науки конституируется собственным предметом и оригинальным методом его познания. Предмет психологии жизненного пути составляют психологи- ческие феномены, механизмы и закономерности осуществления личностью собственной жизни. Среди многочисленных феноменов, входящих в круг изучения психологии жизненного пути, наиболь- ший теоретический и практический интерес представляют особые психические структуры личности, которые называют психобиогра- фическими образованиями. Психобиографические образования лич- ности – это психические феномены, в которых отражается и по- средством которых регулируется реальный жизненный путь. Это жизненная перспектива, жизненные планы и программы, жизнен- ные цели и задачи, психологическое время и психологический воз- раст личности, субъективная картина жизненного пути, жизненная мудрость и, наконец, смысл жизни. Закономерности возникновения, развития и преобразования, а также механизмы функционирования психобиографических образований личности – все это сфера ком- петенции психологии жизненного пути. С этой точки зрения психо- логия жизненного пути – это психология личности как субъекта жизни, то есть творца собственной судьбы. Неверно было бы ду- мать, что сам по себе жизненный путь личности является предме- том психологического исследования. Жизненный путь личности скорее выступает в качестве объекта междисциплинарного позна- ния, в структуре которого свой предмет находит психология жиз- ненного пути. Взаимодействие личности с собственной жизнью, психические структуры и процессы, опосредствующие это взаимо- действие – вот исконно психологический аспект многосторонней проблемы жизненного пути.
Основным методом – способом познания предмета – в психо- логии жизненного пути служит биографический метод. В широком понимании это есть метод собирания, систематизации, анализа, ин- терпретации и использования в практических целях психологичес- кой информации о жизненном пути личности. Биографический ме- тод в контексте психологии жизненного пути обладает триединым статусом. Во-первых, биографический метод – это главный исследо- вательский принцип, требующий познания личности и жизненного пути в их диалектическом единстве. Во-вторых, биографический метод – это способ организации и техника сбора и обработки эм- пирического материала о жизненном пути личности. В-третьих, био- графический метод – это система конкретных методик психологи- ческой диагностики, коррекции, развития личности как субъекта жизни. На современном этапе развития перед психологией жизненно- го пути личности стоит ряд научных и практических задач. Науч- ные задачи – это описание и объяснение психологических законо- мерностей, механизмов, феноменов, обеспечивающих построение личностью индивидуального жизненного пути, а также прогнозиро- вание развития личности в качестве субъекта жизни. Практичес- кие задачи включают психологическую диагностику, развитие и коррекцию психобиографических образований личности как субъек- та жизни, профилактику и предупреждение психобиографических кризисов, а также просвещение в области психологических проблем человеческой жизни. Основоположниками психологии жизненного пути можно считать известных российских психологов – С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананье- ва, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую, Л. И. Анцыферову, Н. А. Логинову, В. И. Ковалева, А. А. Кроника и многих других. В их исследованиях намечено поле проблем, которые долгое время оста- вались невостребованными и неразрешенными в других отраслях пси- хологической науки. Кроме того, психологическим проблемам че- ловеческой жизни посвятили свои научные исследования многие зарубежные психологи – А. Адлер, К. Юнг, Ш. Бюлер, А. Маслоу, В. Франкл, Р. Мэй, С. Мадди и другие. Их научное наследие подле- жит изучению, осмыслению и дальнейшему развитию в новых ис- следованиях по психологии жизненного пути личности.
ГЛАВА 1. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
Экзистенциальная психология – это направление современной психологии, в котором синтезированы различные учения и теории, посвященные психологическим проблемам человеческого суще- ствования. В состав современной экзистенциальной психологии чаще всего включают экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра и Л. Бинсвангера, логотеорию и логотерапию В. Франкла, аналити- ческую экзистенц-психологию М. Босса, экзистенциальную анти- психиатрию Р. Лэнга, экзистенциальную персонологию С. Мадди, экзистенциально-аналитическую теорию Дж. Бьюдженталя и, в пер- вую очередь, психотеологию Р. Мэйя. Идейными источниками эк- зистенциальной психологии явились «философия жизни», экзистен- циализм и феноменология. Дадим общую и в то же время лаконичную характеристику экзистенциальной психологии как одного из направлений современ- ной психологической науки. Начнем эту характеристику с указания на предмет, потому что именно предметом специфицируется та или иная научная отрасль. Сразу отметим, что среди экзистенциальных психологов единоду- шия по вопросу о предмете нет до настоящего времени. В истории развития экзистенциальной психологии прослеживаются единичные попытки очертить ее собственный предмет. Один из родоначаль- ников экзистенциальной психологии Р. Мэй полагает, что ее основ- ным предметом является жизненный выбор человека. М. Босс и Л. Бинсвангер дают предмету экзистенциальной психологии более широкое толкование: это психические феномены, возникающие при столкновении человека с «экзистенциалами» – специфическими проблемами человеческого бытия (свободой, ответственностью, потребностью в смысле жизни, любовью, верой). Достаточно боль- шая группа психологов экзистенциального толка привержены точке зрения, что предмет экзистенциальной психологии – это психологиче- ские предпосылки и условия осмысленной жизни (В. Франкл, К. Фаб- ри, К. Попельский). Те специалисты, которые в большей мере ори- ентированы на клинические проблемы, склоняются к мнению, что предмет экзистенциальной психологии – экзистенциальные невро- зы и другие формы психопатологии, порожденные экзистенциаль- ными факторами (одиночеством, нигилизмом, крушением веры, бессмысленностью жизни). Основатель экзистенциальной персо- нологии С. Мадди высказывает мысль, что предмет экзистенци-
альной психологии – психологические закономерности формирова- ния личности экзистенциального типа – свободной, ответственной, полагающейся на свои силы. На современном этапе развития экзистенциальной психологии ее предмет все чаще получает синтетическую, комплексную ха- рактеристику. Известный экзистенциальный психолог Ирвин Ялом весьма точно очертил проблемное поле данного направления: 1) психологические проблемы отношения человека ко време- ни, к жизни и смерти; 2) психологические проблемы свободы, ответственности и вы- бора судьбы; 3) психологические проблемы общения, любви, веры и одино- чества; 4) психологические проблемы смысла жизни и абсурда суще- ствования, осмысленного и бессмысленного бытия [79]. Уже простое перечисление этих «вечных» проблем указывает на мощные философские корни экзистенциальной психологии. Од- нако в философских проблемах экзистенциальная психология выч- леняет свои собственные аспекты анализа. Так, к примеру, в про- блеме смысла жизни философов привлекает прежде всего содер- жательный аспект, в то время как экзистенциальная психология абстрагируется от содержания смысла жизни. Психологический анализ направлен на психологические механизмы обретения и пси- хологические последствия утраты личностью смысла жизни безот- носительно к его содержанию. Предмет экзистенциальной психо- логии, таким образом, вбирает психологические аспекты проблем экзистенциальной философии. Во многом схожую характеристику предмета экзистенциаль- ного анализа предлагает Эрих Фромм в книге «Человек для себя». Он полагает, что человеческое существование проблематизируют так называемые «экзистенциальные дихотомии» – проблемы, ко- ренящиеся в особенностях бытия человека. Первая и самая значи- тельная дихотомия – это проблема жизни и смерти, которую осоз- нает и которой панически боится человек. В этой связи он сопро- тивляется смерти, пытается увековечить и обессмертить себя в разных творениях и поступках. Вторая экзистенциальная дихото- мия заключается в том, что человек абсолютно одинок, но при этом не может обходиться без других людей. Поэтому он вынужден ис- кать с ними союза и кооперации. Третья экзистенциальная дихото- мия заключается в том, что человеку от рождения не дан смысл жизни, а он является существом, обретающим смысл. По этой при-
чине он должен вырабатывать собственное мировоззрение и смысл жизни [70]. Способы решения человеком этих проблем и составля- ют предмет экзистенциальной психологии. Томас Грининг – экзистенциальный психолог «новой волны» – солидарен с такой формулировкой предмета. Вышеупомянутые области человеческой жизни он называет «проблемными» в связи с тем, что они бросают человеку «экзистенциальный вызов». От- вет человека на «экзистенциальный вызов» – это всегда выбор им определенного варианта жизненного пути. Поэтому в самом широ- ком толковании предмет экзистенциальной психологии – это жиз- ненный выбор личности [93]. Итак, первый экзистенциальный вызов – проблема жизни и смерти. Это специфически человеческая проблема, поскольку из всех живых существ только человек осознает свою конечность, смертность. На этот вызов, как и на все остальные, возможны два типа реакции – конструктивная и деструктивная. Конструк- тивная реакция приводит к повышению качества человеческой жизни, деструктивный выход из экзистенциальных проблем неиз- бежно заканчивается развитием экзистенциальной психопатоло- гии и жизненным кризисом. Конструктивный выход в адаптации человека к проблеме смерти – это утверждение жизни во всех ее формах: в творчестве, в генеративности, в оптимизме и альтруиз- ме. Ролло Мэй писал по этому поводу: «Чтобы охватить значение своего существования, человеку нужно охватить сперва тот факт, что он может не существовать, что каждую секунду он находит- ся на грани возможного исчезновения и не может игнорировать неизбежность смерти, наступление которой невозможно запрог- раммировать на будущее» [102, с. 47–48]. Перед лицом смерти жизнь становится более важной и осмысленной, человек букваль- но «влюбляется» в жизнь. Факт неизбежной смерти может также психически надломить человека, что проявится в деструктивном поведении. Сюда входит злоупотребление алкоголем и психотроп- ными веществами, суицидальные проявления, беспорядочные сексуальные связи. Ролло Мэй утверждает: «Мы боимся небы- тия и оттого комкаем наше бытие» [102, с. 47–48]. Чаще всего деструктивный способ решения проблемы выражается в песси- мистическом восприятии жизни, фатализме, нигилизме, апатии. Конструктивные и деструктивные реакции на проблему смерти Э. Фромм в свое время соответственно описал как экзистенци- альные типы биофилии (стремления к жизни) и некрофилии (вле- чения к смерти) [66].
Рассмотрим психологические признаки некрофилии как одной из наиболее злокачественных форм экзистенциальной аномалии личности. Сразу подчеркнем, что в экзистенциальной перспективе некрофилия трактуется не как половая перверсия, а как глобальная экзистенциальная установка или смысловая ориентация личности. В таком понимании некрофилия является одной из составляющих «синдрома распада», «который побуждает человека разрушать ради разрушения и ненавидеть ради ненависти» [66, с. 20]. Синдром рас- пада противоположен «синдрому роста», «который состоит из люб- ви к живому, любви к человеку и независимости» [66, с. 20]. Некро- фильной личности Фромм атрибутирует некоторые психологиче- ские особенности. Во-первых, некрофилы наслаждаются при виде тотального разрушения и сами часто являются агрессорами и унич- тожителями разнообразных форм и проявлений жизни. Ничто так не услаждает их, как ощущение полной власти над кем-либо или над чем-либо. Во-вторых, некрофилы живут прошлым и никогда не ориентируются на будущее. В-третьих, они лишены эмпатии, эмо- ционально холодны, в общении с окружающими держатся на боль- шой коммуникативной дистанции. Более того, они стремятся в мак- симальной степени упорядочить и регламентировать межличност- ные отношения, сделать их механическими. Они склонны деперсонализировать и дегуманизировать межличностные отноше- ния, обращаясь с другими людьми как с вещами. Если партнер по общению перешагнет через установленные некрофилом нормы и порядки общения, то будет покаран. Для некрофила характерна ус- тановка на силовое разрешение противоречий, поэтому, заполучив в свои руки власть, он не скупится на репрессии и санкции, угнета- ющие других людей. Фромм отмечает, «применение силы не явля- ется навязанным ему обстоятельствами преходящим действием – оно является образом его жизни» [66, с. 32]. В-четвертых, у некро- фила гипертрофирована потребность в безопасности и самосохране- нии. Он плохо переносит угрозы своему существованию и старается обезопасить себя превентивными мерами нападения. Он презирает слабых людей, от которых не чувствует исходящей угрозы, и почита- ет сильных. В отношениях с ними он одержим любовью к педантич- но-принудительному порядку, который помогает ему редуцировать тревогу. По мнению Фромма, типичными представителями некро- фильной экзистенциальной ориентации являются вожди тоталитар- ных милитаризованных обществ, например: Гитлер, Сталин и др. Второй экзистенциальный вызов – проблема смысла и абсур- да существования. Психологический парадокс человеческой ситуа-
ции заключается в том, что инстинкты не подсказывают человеку, как животному, биологический смысл существования. Мир культу- ры содержит широкий набор ценностей, которые человек может превратить в смысл индивидуальной жизни, но также не навязыва- ет человеку ни одну из них. Поэтому в каждый момент своей жиз- ни человек оказывается перед выбором смысла и цели существо- вания. Деструктивный способ решения проблемы смысла жизни приводит к жизненному кризису бессмысленности, который под- тачивает психологическое здоровье личности. Личность поража- ется специфической экзистенциальной патологией –«ноогенным неврозом» (В. Франкл, К. Попельский), «экзистенциальным не- врозом» (К. Обуховский, С. Мадди), «экзистенциальной фрустра- цией» (И. Ялом), «экзистенциальной тревогой потери смысла» (П. Тиллих). По мнению исследователей, все эти формы экзис- тенциальной патологии проистекают из духовных проблем чело- века, связанных с крушением смысла жизни. Ядерным симптомом для данной формы экзистенциальной па- тологии является ощущение бессмысленности существования, со- стояние «смыслового вакуума». Причиной формирования смысло- вого вакуума является блокирование потребности человека в смыс- ле жизни, что обозначается термином «экзистенциальная фрустрация». Если к субъективному ощущению бессмысленности присоединяется клиническая симптоматика, то следует уже гово- рить об экзистенциальном неврозе. Вот как характеризует это состо- яние один из ведущих экзистенциальных психотерапевтов В. Франкл: «У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия. Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустра- цией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фру- страцией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое со- единено с ощущением пустоты, – поэтому я говорю об экзистенци- альном вакууме... В отличие от неврозов в узком смысле слова, яв- ляющихся, по определению, психогенными заболеваниями, нооген- ные неврозы проистекают не из комплексов и конфликтов в традиционном смысле слова, а из угрызений совести, из ценностных конфликтов и – не в последнюю очередь – из экзистенциальной фру- страции, проявлением и воплощением которой может в том или ином случае выступать невротическая симптоматика» [64, с. 24, 26]. В более поздних работах, посвященных логотерапии – специ- альной технике исцеления от невроза бессмысленности, В. Франкл
существенно дополняет картину симптомов. Помимо снедающего лич- ность чувства бесцельности и бесперспективности собственной жиз- ни, экзистенциальный невроз диагностируется по следующим призна- кам. Во-первых, это бесплановость, установка жить день за днем, про- жигая жизнь в безделье. Во-вторых, фаталистическая установка к жизни, при которой человек видит себя беспомощным объектом воз- действия жизненных обстоятельств. Третий симптом – коллективное мышление, стремление мыслить шаблонами и маскировать свое мнение под мнение группы, растворяться в толпе. Коллективное мышление избавляет экзистенциального невротика от необходимос- ти принимать собственные решения и нести ответственность за них. Четвертый симптом – фанатизм, то есть слепое верование в идеоло- гические догмы, поклонение лозунгам, которые хоть как-то заполня- ют внутреннюю смысловую пустоту жизни [63, с. 17]. По клиническим данным Франкла, около 30 процентов случа- ев из его практики составляют пациенты с признаками экзистенци- ального невроза, а не какой-либо иной психогении. Эпидемия экзис- тенциального невроза бессмысленности расширяется: если рань- ше неврозом бессмысленности в основном страдало население высокоразвитых капиталистических стран, то в настоящее время эта форма психогенного расстройства охватывает молодежь стран СНГ. Относительную психологическую защищенность населения социалистических стран В. Франкл объяснял тоталитарным насаж- дением, внушением, индоктринацией идеологических догм, кото- рые принимались людьми в качестве смысла жизни. Разрушение тоталитарной идеологии расчистило путь для эпидемии невроза бес- смысленности среди населения бывших стран социалистического лагеря. Значительную роль в быстром и широком распространении неврозов бессмысленности играет девальвация у молодежи ценно- стей и традиций старшего поколения. Разрыв ценностной связи по- колений обусловливает высокую уязвимость и податливость совре- менной молодежи неврозу бессмысленности. Наиболее деструктивные варианты решения человеком про- блемы смысла и бессмысленности жизни подробно изложены в экзистенциальной персонологии Сальваторе Мадди [97; 98]. Он ут- верждает, что «экзистенциальная болезнь» случается с человеком из-за провала поисков смысла жизни. Мадди предлагает более диф- ференцированное описание психопатологии бессмысленности, чем кто-либо из клиницистов экзистенциального направления. С его точки зрения экзистенциальный невроз имеет когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты. Когнитивный компонент экзистенци-
ального невроза проявляется в дефиците функций целеполагания, планирования и программирования личностью своего жизненного пути. Как результат – жизненная программа либо отсутствует, либо является аморфной и нереалистической. Жизненная перспектива личности резко сокращается. Эмоциональное состояние человека, подверженного экзистенциальному неврозу, характеризуется как скука или апатия, переходящая в депрессию. Наконец, поведенче- ский компонент экзистенциального невроза преимущественно пред- ставлен резким угнетением жизненной активности человека. Экзи- стенциальный невротик тяготится уже самой мыслью о необходи- мости что-либо сделать со своей жизнью. Возможно и другое проявление невроза бессмысленности в поведенческой сфере. Не- гативное реагирование на проблему смысла жизни выражается в попытках человека спрятаться от этой проблемы в суете повсед- невных и малозначительных дел, в хаотической и неизбирательной активности. Невротик загружает себя работой для того, чтобы смяг- чить остроту переживания бессмысленности жизни. Паузы в сум- бурной активности обычно доставляют ему массу отрицательных переживаний. Некоторые остановки доводят его до истинно невро- тических срывов, которые клиницисты называют «неврозами вы- ходного дня». Таким образом, экзистенциальный невроз отличает- ся триадой психических нарушений – в когнитивной, эмоциональ- ной и поведенческой сфере. В зависимости от выраженности в картине экзистенциального заболевания одного из этих трех компонентов выделяются три фор- мы: нигилизм, крусадерство и вегетативность. Нигилизм – это форма экзистенциального невроза, при кото- рой гипертрофирован когнитивный компонент бессмысленности. Нигилизм характеризуется всепроникающей склонностью челове- ка ставить под сомнение и дискредитировать те смыслы, которы- ми живут другие люди. Стремление нигилиста обесценить возмож- ные смыслы жизни побуждается отчаянием найти что-либо дос- тойное для себя. Процитируем Мадди: «Он проворно докажет, что любовь не альтруистична, а эгоистична, что филантропия является способом искупить вину, что дети скорее порочны, чем невинны, что лидеры скорее тщеславны и одержимы желанием власти, чем вдохновлены великим видением, что труд не продуктивен, а скорее являет собой тонкий покров цивилизации, скрывающий монстра в каждом из нас» [97]. Вегетативность – это форма экзистенциального невроза, в картине которой утрирован эмоциональный компонент бессмыслен-
ности. При вегетативности человек с головой окунается в пережи- вания бесцельности существования. Аффективный настрой пред- ставлен чувством умиротворенности, апатией и скукой, которые перемежаются систематическими депрессиями. Это состояние прогрессирует, и человек все чаще переживает приступы депрес- сии и дисфории. Крусадерство – это форма экзистенциального невроза, в кар- тине которого превалирует поведенческий компонент бессмыслен- ности. Крусадерство распознается по тяге человека к авантюрам и приключениям, немотивированному риску, злоупотреблению раз- ного рода психотропными веществами, беспорядочной активности. Избыточная, бестолковая и непрекращающаяся активность выпол- няет функцию защитного механизма, отвлечения от накатывающе- гося чувства бессмысленности и бесполезности. Конструктивные способы решения проблемы смысла жизни резюмирует известный экзистенциальный психотерапевт И. Ялом [79]. С его точки зрения в человеческой культуре бытует множе- ство смысловых систем, к которым индивид может подключиться и обрести смысл жизни. Более того, каждая субкультура предлага- ет свою кальку ценностей, свою смысловую перспективу. Челове- чество выработало огромное количество альтернативных способов придания смысла индивидуальному существованию. Среди этих способов есть локальные смыслы жизни, присущие какой-либо од- ной культуре или социальной общности. Например, аскеза, созерца- тельность, непротивление судьбе – это типичный способ придания жизни смысла в восточных культурах, а достижение жизненных целей, активное преобразование условий жизни – это типично за- падный способ смыслообразования жизни. Есть общечеловеческие способы, пригодные для всех представителей человеческого рода независимо от культурной, социальной, половой, демографической принадлежности, вероисповедания и прочих вторичных различий. Именно эти способы подразумевает В. Франкл, когда говорит о способности каждого человека найти более или менее удовлетво- рительный смысл для жизни [64]. Более того, интериоризация общечеловеческих ценностей пред- ставляется предпочтительной для развития личности, нежели ус- воение групповых ценностей или ценностей «региональной» суб- культуры. Считается, что общечеловеческие ценности аккумули- руют те смыслы жизни, которые были выработаны и опробованы опытом всего человечества, и в этой связи они в максимальной степени способствуют формированию человеческого в человеке.
Ценности малого культурного масштаба депонируют смысловой опыт малых социальных групп и поэтому не прививают человеку всего богатства родовой человеческой сущности. Так, например, немецкий психолог Х. Томэ называет людей, исповедующих об- щечеловеческие ценности в качестве смысла личной жизни, «ат- лантическими людьми» [11]. Тем самым акцентируется их важ- ная психологическая особенность: они персонифицируют общече- ловеческий духовный опыт. В свою очередь российский психолог Б. С. Братусь настаивает на том, что приобщение человека имен- но к общечеловеческим, широким культурным ценностям явля- ется фактором гармонического развития личности. Напротив, за- мыкание человека на узких корпоративных или эгоистических цен- ностях приводит к разрыву связи с окружающими и искажает личностное развитие [18]. Основная психологическая проблема в поиске смысла жизни – это отсутствие первоначальных ориентиров для человека, ищуще- го смысл. Огромная роль в программировании смысла жизни при- надлежит родителям и кругу ближайшего окружения личности. В некоторых теоретических направлениях распространена так назы- ваемая «генетическая предпосылка» – важный теоретический те- зис, суть которого выражается емкой формулой «все мы родом из детства». Очень часто это общее положение проецируется на за- кономерности формирования смысла жизни. Так, например, Альф- ред Адлер и Карл Юнг полагали, что смысл жизни складывается у ребенка уже к пятилетнему возрасту, хотя рационализируется он намного позднее [4; 72]. Эрик Берн также отводит существенное место в становлении смысла жизни механизму «родительского про- граммирования» – внедрению в сознание ребенка смысложизнен- ных ориентаций родителей и других близких родственников [14]. Позднее активная роль в формировании смысла жизни и мировоз- зрения переходит к самой личности, но этому предшествует долгий путь формирования определенных психологических предпосылок. В экзистенциальной психологии на способность личности к крити- ческому осмыслению и переосмыслению жизненного пути смот- рят с большим оптимизмом. В. Франкл, например, считает, что в смысле жизни нет фатальной предопределенности и что личность сама в силах пересмотреть свои жизненные ценности. Более того, каждый новый день и час несет свой неповторимый смысл, кото- рый нужно разглядеть и принять к реализации [64]. Однако само- стоятельно волевым решением отказаться от сложившегося смысла жизни человек может не всегда. Перестройка смысла жизни – это
всегда критическая ситуация, для успешного переживания которой нередко требуется вмешательство экзистенциального психотера- певта. В терапевтических целях И. Ялом раскрывает перед своими пациентами следующие общечеловеческие источники смысла жизни. Одним из самых важных и незаменимых из них является аль- труизм, сущность которого заключается в служении другим лю- дям и улучшении условий их жизни. «Убежденность в том, что от- давать, быть полезным другим, делать мир лучше для других – хорошо, обеспечивает мощный источник смысла» [79, с. 485]. Прак- тически все психологи экзистенциального направления полагают, что альтруизм способствует повышению психологического каче- ства человеческой жизни и внутреннему облагораживанию личнос- ти. Более того, забота о других людях, переросшая в смысл жизни, помогает человеку совладать с критическими жизненными ситуа- циями, в том числе с летальными ситуациями, в которых человеку угрожает смерть. Уникальным опытом выживания в условиях фа- шистского концлагеря делится В. Франкл, на себе испытавший ужа- сы лагерного режима. Основным психологическим фактором адап- тации и выживания была забота узников друг о друге или о других людях, оставшихся за стенами концлагерей. Особенно мощным адаптационным фактором эта забота становилась тогда, когда под- нималась до уровня смысла жизни [63]. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|