| время в казахском языке наблюдается тенденция замены русских терминов арабо-персидскими словами или конструкциями на их основе. Например, алфавит - әліпби, аэропорт - әуежай, документ – құжат, иммигрант – кірме, контракт – шарт, космонавт – ғарышкер, космос – ғарыш.
Задание 1.
Прочитайте текст. Составьте беседу –полилог
Задание 2.
Какой стиль общения вы рекомендовали бы
а) логисту,
б) инженеру -машиностроителю.
Объясните свой выбор.
Задание 3.
Используйте нижеперечисленные приемы для реализации речевых ситуаций:
а) собеседование при приеме на работу;
б) определения задания на командировку;
в) устранения недочетов при выполнении заказа, проекта и т.п.
1) прием "Имя собственное" основан на произнесении вслух имени (имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете, что способствует возникновению положительных эмоций у собеседника по отношению к вам;
2) прием "Зеркало отношений" представляет собой контроль за приветливым, добрым выражением своего лица (вы чаще улыбаетесь друзьям, а не врагам);
3) прием "Золотые слова" заключается в умении говорить комплименты в адрес своего собеседника;
4) прием "Терпеливый слушатель" предусматривает внимательное, заинтересованное выслушивание партнера по общению;
5) прием "Личная жизнь" основан на проявлении интереса к неслужебной сфере жизни человека.
Задание 4.
Используя пословицы, назовите положительные и отрицательные качества участников разговора. Какие из пословиц вы бы отнесли к себе, к кому-то из своих друзей, товарищей?
Задание 5..
Выпишите пословицы, в которых говорится о языке как средстве общения. Составьте с ними микротекст «Советы начинающему специалисту». Составьте аналогичный текст на казахском языке. Сравните тексты.
Язык мой враг мой: прежде ума глаголет. Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами. Языком мели, а рукам воли не давай. Язык до Киева доведет. Мал язык, да всем телом владеет. Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила, да все языком. Не спеши языком, торопись делом. Языком и лаптя не сплетешь. На языке мед, а под языком лед. Не ножа бойся, а языка.
Задание 6.
Составьте словосочетания (с точки зрения языка специальности), главным компонентом которых являлись бы приведённые ниже слова. С полученными сочетаниями составьте предложения, чтобы получился микротекст.
Контролировать, автоматизировать, определить, регулировать, конструировать, достигать,, обработать, запросить, блокировать, принимать, переключать, устанавливать.
Задание 7.
К данным существительным подберите определения с точки зрения языка специальности. Составьте с ними предложения.
| | | Грузоотправитель, грузополучатель, консолидатор, логистика, перевозчик, экспедитор, контейнер, чартер, транзит, перевозчик, грузовик, вагон, судно, лайнер, тягач, пакетирование,
Задание 8.
К данным глаголам подберите существительные
Управлять, грузить, складировать, осуществлять, назначать, усовершенствовать, планировать, распределять,
Задание 9.
Составьте предложения, используя предлоги вопреки, ввиду, подобно, в целях, для. И составьте микротекст «Письмо о первом рабочем дне молодого специалиста». Напишите аналогичное письмо на казахском языке. Сравните тексты.
Задание 12.Прочитайте текст. Сократите текст, оставив самую важную информацию. Каким методом вы воспользуетесь
Первые колёсные трактора с паровыми машинами появились в Великобритании и Франции в 1830 и применялись на транспорте и в военном деле; с 1850 паровые трактора используются в сельском хозяйстве этих стран, а с 1890 — в сельском хозяйстве США. Ценные изобретения по гусеничному ходу были сделаны в России Д. А. Загряжским (1837) и А. П. Костиковым- Алмазовым (около 1889). В 1888 русский механик Ф. А. Блинов построил и испытал гусеничный трактор с двумя паровыми машинами. В 1893—95 русский изобретатель-самоучка Я. В. Мамин создал самоходную колёсную тележку с двигателем внутреннего сгорания. С 1901 фирма «Харт-Парр» (Hart-Parr) в США выпустила первые колёсные трактора с двигателями внутреннего сгорания. Начиная с 1912 в США фирмой «Холт» (Holt), а позднее в Германии фирмой «Вандерер-Дорнер» (Wanderer-Dorner) и в др. странах производятся трактора на гусеничном ходу. Первые Т. в СССР выпущены в 1923 («Фордзон-Путиловец»). С 1930 в СССР налажено массовое производство тракторов, что дало возможность в 1932 отказаться от их импорта.
По назначению трактора разделяют на с.-х. и промышленные. С.-х. трактора общего назначения в агрегате с соответствующими машинами (орудиями) осуществляют пахоту, культивацию, посев, уборку и др. работы. Наиболее мощные с.-х. трактора используются при освоении целинных и залежных земель для корчевания пней, удаления и запашки кустарников и др. работ. Пропашные трактора позволяют механизировать междурядную обработку — культивацию, рыхление, окучивание, опыливание, уборку пропашных культур (кукурузы, сахарной свёклы, хлопчатника и др.). Особенности пропашных тракторов — приспособленность к работе с навесными машинами (орудиями) и хорошая проходимость в междурядьях пропашных культур, значительный (обычно регулируемый) размер колеи, большой дорожный просвет, узкие колёса (гусеницы). Базовые модели промышленных тракторов характеризуются большими, чем у с.-х. тракторов, тяговыми усилиями. Они выполняют землеройные, дорожно-строительные, мелиоративные и др. работы в агрегате с разнообразными навесными (бульдозерная лопата, снегоочиститель, экскаваторный ковш и т.п.) и прицепными (скрепер, грейдер и т.п.) машинами (орудиями). В зависимости от условий работы тракторов используются различные модификации базовых моделей (например, для с.-х. тракторов — виноградниковый, болотоходный, крутосклонный, садовый; для промышленных тракторов — мелиоративный, лесосплавный, трелёвочный). По типу движителя трактора разделяют на колёсные и гусеничные.
Задание 13.
Прочитайте текст. Переведите на русский язык
Әлемдік автоиндустриядағы қазіргі басты бағыттардың бірі - экологиялық таза көліктер шығару болып тұр. Оның түрлі жолдары бар. Еуропа арнайы стандарттар (Еуро-3, Еуро-4) | |