ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
П Р Е Д И С Л О В И Е 2 страницаПервобытнообщинный строй был самым длительным – более миллиона лет – этапом истории человечества. Определить его нижнюю границу нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков специалисты видят то предчеловека, то человека, и время от времени эти мнения меняются. В современный период большинство ученых считает, что древнейший человек (и, соответственно, первобытное, дикое общество) появился порядка 1,5-1 миллиона лет назад. Верхняя же граница колеблется в пределах последних 5-6 тысяч лет, различаясь на разных континентах. Многие философы, политологи и юристы пытались описать процесс рождения государства. Это оказалось трудной задачей не только из-за недостатка документальных свидетельств, но еще и потому, что непросто договориться о точном определении государства. Политическая власть (а, следовательно, различные модели ее построения) существует во всех обществах. Но это, очевидно, не относится к государству. Неоспоримо, что его нет у эскимосов или пигмеев, в то время как его существование в Европе ХХ в. не вызывает сомнений. Наша неосведомленность о доисторическом периоде, который включает в себя большую часть времени существования человечества, не позволяет делать какие-либо серьезные сравнения статического характера между обществами с государством и без него. При первобытно-общинном строе основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства. Причина существования общественной собственности лежит в низком уровне развития производительных сил, беспомощности обособленной личности, ее неспособности бороться за существование своими силами. Люди вынуждены были сообща добывать средства на жизнь, изготовлять орудия производства. Никто не мог в одиночку идти на охоту, располагая одними орудиями из дерева и камня, на зверя шли массой людей. Жилые постройки, важнейшие орудия труда также производились всем миром. Долгое время люди жили в условиях так называемого первобытного стада, объединяясь в небольшие стада-коммуны. Этот период в жизни человечества называли в свое время «младенчеством человеческого рода» - низшей ступенью дикости. Большие изменения в состоянии первобытного общества происходят, когда человек научился пользоваться огнем, переход к оседлости, образованию более прочного объединения людей: появляется род. Родовая община (род) - это основанное на кровнородственных связях и общности имущества объединение людей, ведущих совместное хозяйство. Родовая община - основополагающая структурная единица первобытного общества, его элементарная частица. Близкие роды объединялись в племена, последние - в союзы племен. Основные цели этого объединения: а) повышение уровня безопасности за счет коллективного противостояния враждебным человеку силам природы; б) повышение уровня успеха при коллективном противостоянии в случае нападения со стороны себе подобных, при нападении на себе подобных. Структура первобытного общества: а) родовая община; б) племя; в) союзы племен.
Органы власти и управления в первобытном обществе В родовой общине - а) общее собрание; б) старейшина. В племени - а) совет старейшин; б) вождь. В союзе племен - а) совет вождей племен; б) вождь (или два вождя, один из которых - военный вождь) союза племен. Социальные нормы в первобытном обществе - это обычаи, которые регулировали общественные отношения во всех сферах общественной жизни (быт, семья, труд, религия и т. д.). Обычаи - это привычные правила поведения людей, которые исторически сложились в обществе (закрепились в общественном сознании и поведении в силу их многократного применения в течение длительного времени). Основные признаки обычаев первобытного общества а) привычность реализации, т. е. привычка является внутренней причиной поведения, соответствующего обычаям, что означает: обычаи в соответствующих условиях реализуются как своеобразный результат социализации, б) спонтанность возникновения, т. е. обычаи возникали в первобытном обществе самопроизвольно как объективно необходимое нормативное выражение закономерностей существования общества как единого целого, выражение его общей воли, общих интересов; в) характер мононорм, т. е. обычаи изначально по своему характеру одновременно были нормами организационными, моральными, религиозными (мононормами). В дальнейшем, в процессе социального формообразования происходит видовое обособление норм: появляются нормы религии, нормы морали и т. д.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА Можно сказать, что тенденции, которые привели к возникновению государства, стали проявляться в период перехода к неолиту (в некоторых группах охотников-собирателей, способных делать запасы). Этот переход привел постепенно к оседлости, росту численности населения, войнам и рабству, а также к необходимости устанавливать более централизованную и специализированную власть. Следовательно, государство-продукт очень долгого и, возможно, обратимого, как мы увидим далее процесса. Но хотя мы к нему и привыкли, является ли оно таким естественным образованием? Ответ неоднозначен, если судить по тому интересу, который этот вопрос вызывает у многих авторов, а также по той изобретательности, которая пускается в ход, чтобы дать объяснение феномену государства. Первые государства на нашей планете появились около пятидесяти столетий тому назад. В настоящее время в юридической науке существует достаточно широкий круг теорий, объясняющих происхождение государства. К числу основных из них относятся следующие:
/. Теологическая. Первопричиной появления государства называется "слово божье", божественная воля со всеми вытекающими отсюда последствиями безусловного, безоговорочного, покорного принятия данного людям свыше. Но Бог существовал раньше права и государства. Как мы знаем, в мире Средиземноморья право было даром богов. Едва появилось христианство, как апостол Павел провозгласил: «любая власть от бога», что проповедовали и другие религии. Средневековые ученые добавляли все же, что путь власти проходит через народ. Но божественное право вскоре вновь победило: король ответственен только перед Богом. 2. Патриархальная. Сторонники этой теории проводят параллель между естественно необходимой властью отца в семье (патриарха) и полномочиями верховного властителя в стране, подчеркивая, что государство есть продукт исторического развития семьи. 3.Договорная. Предпосылкой появления государства считается "война всех против всех" т. е. "естественное состояние" людей, конец которому положило учреждение государства, как результата договора между людьми, Таким образом, Мэн основывал свою критику естественного права на тройной, по его мнению, достоверно доказанной эволюции: от родственных связей- к территориальным, от патриархальной семьи- к индивиду, от статута- к договору. Аналогичным было и объяснение причин возникновения государства. Но, конечно, это еще не было «последним словом». 4.Психологическая. Эта теория выводит государство из человеческой психики, которой свойственна потребность подражать и подчиняться лидеру, выдающейся личности, способной руководить обществом. Государство есть 5. Теория насилия. Появление государства связывается с войнами, свойственными истории развития человечества как проявление закона природы, предполагающего подчинение сильными слабых, для закрепления, порабощения которых и создается государство как особый аппарат принуждения. 6.Органическая теория. Государство рассматривается как результат социальной (органической) эволюции, когда происходит естественный отбор в ходе внешних войн и завоеваний, приводящий к появлению правительств, 7. Историко-материалистическая. В отечественной юридической науке эта теория приобрела доминирующее значение и получила наиболее подробное освещение в учебной литературе. Согласно данной теории, государство - Историко-материалистическая теория различает возникновение государств: а)европейских, б) восточных (азиатских). Логика процесса возникновения европейских государств отражена в следующих моментах развития общества. Вначале произошло крупное общественное разделение труда (от земледелия отделилось скотоводство, затем ремесло и появилось купечество). Общественное разделение труда вызвало рост его производительности и появление так называемого избыточного продукта, т. е. одна семья или даже один человек производили больше, чем потребляли. В прежних экономических условиях этого не было. Следствием появления избыточного продукта-главного момента в разложении первобытного общества - стало возникновение частной собственности, имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых. Последние представляли собой два класса, интересы которых были непримиримы. В обществе, расколотом на два таких класса, возникает классовая борьба. Интерес экономически господствующего класса заключается в сохранении и упрочении своего положения, а угнетенного класса - в избавлении от угнетения, изменении своего положения в лучшую сторону. Классовая борьба приводит, в конечном счете, к появлению государства как органа, способного на основе организованного принуждения и насилия обеспечить существование общества, раздираемого внутренними противоречиями, как единого целого. При этом экономически господствующий и самый могущественный класс одновременно становится и классом господствующим политически, т. е. государство изначально появляется как орган, который действует в интересах именно этого класса. Постепенно класс, захвативший публичную власть, формирует и выгодные ему органы власти. В данной теории различают три основные формы возникновения государства: 1) афинскую; 2) римскую; 3) древнегерманскую. Первая из них изложена выше и представляет собой классическую форму возникновения государства. В отличие от нее в Древнем Риме процесс образования государства был ускорен длительной борьбой плебеев против патрициев, которая стимулировала разложение родоплеменного строя. У древних германцев образование государства ускорилось завоеванием чужих территорий и покорением живших там народов, господство над которыми было невозможно без создания соответствующего аппарата управления и принуждения. Если возникновение европейских государств, главным образом, обусловлено классовым разделением общества, то процесс возникновения восточных государств, характеризуется плавным изменением первобытного общества в государственно-организованное, постепенным перерастанием первобытного родоплеменного общества в государство. Главные причины появления восточных государств: • необходимость проведения крупномасштабных работ для развития поливного земледелия как основы экономического благополучия общества; • необходимость объединения больших групп людей и обширных территорий для достижения этой цели; • необходимость в централизованном управлении объединенной массой людей. На фоне действия этих причин из аппарата управления родоплеменными объединениями возникает собственно государственный аппарат. Будучи продуктом естественно-исторического развития общества, государственный аппарат постепенно обособляется от общества, его функционеры становятся господствующим классом, эксплуатирующим труд общинников.
3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВО.
Гражданское общество - это общность свободных, равноправных людей (их объединений), взаимосвязанных внегосударственными (внеполитическими) отношениями, образующими сферу их интересов, которые государство охраняет и защищает, обеспечивает каждого юридической возможностью иметь собственность, принимать участие в политической жизни страны. Внегосударственные (внеполитические) отношения - это отношения экономические, религиозные, семейные, нравственные, духовные, корпоративные, социальные, культурные. Сущность человеческого общества состоит в том, что оно представляет собой не простую совокупность индивидов. Главное в обществе - система общественных отношений, объединяющих людей в единый социальный организм. «Общественные отношения» — категория конкретно-историческая, изменчивая, имеющая свои качественные и количественные параметры. Напр., в один и тот же период времени, в бывшем СССР коммерческое посредничество, частнопредпринимательская деятельность квалифицировались как преступления, а в странах с рыночной экономикой (США, ФРГ и др.) как правомерная, социально полезная деятельность. Субъекты общественных отношений (субъекты социального общения): люди, наделенные сознанием и волей, имеющие общие и частные интересы; объединения людей (напр., на семейной, сословной, этнической, национальной основе); государство и т. д. По видам (сферам жизни общества) различают: экономические, социальные, религиозные, политические и т. д. общественные отношения. В плане различия государства (может рассматриваться как форма организации общества) и гражданского общества, в современных трактовках последнего оно понимается, прежде всего, как совокупность определенных общественных отношений, в которые государство не вмешивается, ограждает эти отношения от незаконного вмешательства (своего, иного). В определениях, отражающих природу гражданского общества, которая отличает его от государства, доминирует его понимание как совокупности неполитических отношений (экономических, духовно-нравственных и др.). Иногда встречается его понимание как совокупности неполитических и политических отношений (последние можно рассматривать в качестве связующего звена между гражданским обществом и государством как институционно обособленным от общества механизмом глобального социального управления). В структуру гражданского общества входят: экономика (собственность, свободный труд, предпринимательство); общественные объединения; культура; семья; средства массовой информации и т. д. Гражданское общество и государство нельзя ни отождествлять, ни противопоставлять друг другу, тем более отрывать одно от другого. Гражданское общество и государство, обладая относительной самостоятельностью по отношению друг к другу, вместе с тем составляют единое, не лишенное противоречий целое. Ни государство, ни гражданское общество не способны к самостоятельному, более того - взаимоисключающему сосуществованию. Государство - закономерный продукт развития общества, оно появляется тогда, когда в недрах этого общества объективно назрела потребность в таком образовании как государство. История показывает, что государство может подчинить себе гражданское общество (практика авторитарных, тоталитарных государств). В главном проблема их соотношения сводится к замене подчинения гражданского общества государству подчинением ему государства, несмотря на то, что подчинение общества государству даже может характеризоваться положительной ролью последнего в обеспечении экономического процветания и социальной защищенности личности (напр., Чили в период диктатуры Пиночета; современный Китай, где социально-экономическому развитию свойствен синтез социализма и капитализма, но политическая система является однопартийной). Разрешение проблемы соотношения общества и государства связано с пониманием государства как неотъемлемой подсистемы гражданского общества, имеющей в нем собственный сектор деятельности. Например, так называемое "государство всеобщего благоденствия", в частности, проводит в жизнь государственные социальные программы (строительство, финансирование больниц, школ для бедных; в США существует очередь на получение жилья в государственном фонде). Содержание направлений взаимодействия государства и гражданского общества в целом может характеризоваться наличием у последнего права на невмешательство государства в определенную сферу жизнедеятельности личности, права на участие в формировании определенных органов государства, управлении некоторыми его делами, права на определенные услуги государства. Политическая система общества (в узком смысле) - это система всех государственных, общественных структур и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни страны. Такое понимание политической системы выражается в определении её субъектов. Её элементы - это соответствующие т.н. субъекты политики (государственные органы, объединения граждан - коммерческие, некоммерческие, трудовые коллективы, отдельные граждане), которые взаимодействуют в процессе целенаправленного управления обществом на основе применения государственной власти, участия в ее применении, влияния на ее применение. Политическая система общества (в широком смысле) - это система всех политических явлений в данной стране. При таком понимании политической системы - элементы её структуры: - субъекты политики - государство, политические партии, профсоюзы, трудовые коллективы и т. д. как организационно оформленные носители определенной политики; отдельные граждане (например, олигархи, владельцы - политическое сознание (субъектов политики) - его структура: политическая идеология — идеология либерализма, консерватизма, фашизма и т. д., политическая психология - настроения, эмоции, чувства по поводу политики; - политические нормы - вид социальных норм, регулирующих отношения субъектов политической системы (например: «в политике нет постоянных друзей, есть только постоянные интересы»); - политический режим - авторитарный, тоталитарный, демократический, его характер существенно сказывается на возможности доступа граждан, их объединений к государственной власти; - политические отношения - они реально объединяют все выше названные элементы в целостное, хотя и противоречивое образование. Государство в политической системе общества занимает центральное место, определяемое его особым статусом среди субъектов этой системы, а именно тем, что государство обладает: • властью, распространяющейся на все общество; • специальным аппаратом, занимающимся управлением общественными делами и охраной общественного порядка; • монопольным правом применять принуждение на своей территории; • монопольным правом устанавливать общеобязательные правила поведения субъектов социального общения; • монопольным правом взимать налоги, определять статьи расходов бюджета страны. Таким образом, статус государства наделяет его способностью решать политические задачи, непосильные для других субъектов политической системы. Взаимодействие государства и партий, иных объединений граждан характеризуется наличием прямой и обратной связи между ними. В частности, политические партии, иные объединения граждан: • через институт выборов формируют депутатский корпус представительных органов государственной власти; • вносят в Парламент инициативные законопроекты через народных депутатов - иногда Конституция государства предоставляет руководящим (центральным) органам некоторых негосударственных объединений граждан право законодательной инициативы; • могут по ряду вопросов быть субъектами правотворчества (например, когда трудовой коллектив заключает договор с собственником предприятия); • могут по ряду вопросов быть субъектами правоприменения (например, к числу лиц, которые имеют право в определенных случаях составлять протокол об административном правонарушении, в частности, относится целый ряд • могут по ряду вопросов быть субъектами контрольной деятельности государства (например, члены инспекции рабочего контроля профсоюзов; общественные инспектора охраны природы и др.). В свою очередь, воздействие государства на партии, иные объединения граждан проявляется, в частности, в том, что оно • разрабатывает общеобязательные "правила игры" субъектов политической системы, т. е. устанавливает юридические нормы, определяющие порядок их легализации, дальнейшей легальной деятельности; • регистрирует объединения граждан; • охраняет права объединений граждан (суд, прокуратура и др.); • контролирует законность их деятельности; содействует реализации некоторых решений негосударственных объединений граждан, неисполняемых соответствующими субъектами права добровольно (например, решений КТС по трудовым спорам).
4. ОБРАЗОВАНИЕ УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА В XX СТОЛЕТИИ (ПЕРИОД РАСПАДА СССР) Во второй половине 80-х годов XX столетия в СССР происходят события «перестройки», которые в дальнейшем приводят к его распаду. Одно из характерных явлений этого периода времени - состоялся т.н. «парад суверенитетов». В республиках, которые входили в состав СССР, высшие представительные органы государственной власти стали принимать Декларации о государственном суверенитете. Декларация о государственном суверенитете Украины, с целью утвердить суверенитет и самоуправление народа Украины, была принята в Украине 16 июля 1990 года. Декларация провозгласила суверенитет Украины как верховенство, самостоятельность, полноту, неделимость власти Республики в пределах ее территории, а также независимость и равноправие в международных (межгосударственных) отношениях. Согласно Декларации - народ Украины является единственным источником государственной власти в Республике, свое полновластие народ реализует как непосредственно, так и через избираемые им соответствующие органы; государственная власть в Республике осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную; государство гарантирует всем национальностям, которые проживают на территории Республики, право их свободного национально-культурного развития; Республика имеет право на собственные вооруженные силы; Республика признает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к классовым, приоритет общепризнанных норм международного права по отношению к нормам внутригосударственного права. В августе 1991 года в Москве состоялась попытка государственного переворота, было провозглашено о создании Государственного Комитета по Чрезвычайному положению (ГКЧП), являвшегося антиконституционным образованием. В связи с чем Верховная Рада Украины приняла Акт провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года (подтвержден всеукраинским референдумом 1 декабря 1991 года), в соответствии с которым на территории Украины имели действие исключительно Конституция и законы Украины. В дальнейшем был принят Закон Украины «О правопреемстве Украины» от 12 сентября 1991 года, из которого следовало, что государственные границы Украины остаются прежними, Украина подтверждает свои международные договоры, органы государственной власти, управления, судов, прокуратуры действует до создания новых, было оставлено в силе действующее национальное законодательство в той части, в которой оно не противоречило законам, принятым после провозглашения Украиной независимости. Далее, в порядке утверждения Украиной независимости, принимается Закон Украины «О гражданстве Украины» от 8 октября 1991 года. Учитывая то, что на территории Украины проживает более 100 национальностей, принимается Декларация прав национальностей Украины от 1 ноября 1991 года, которая гарантировала, как и впоследствии изданный в порядке ее развития Закон Украины «О национальных меньшинствах» от 25 августа 1992 года, равенство прав и обязанностей граждан независимо от их национальности. Конституционный договор между Верховной Радой Украины и Президентом Украины об основах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в период до принятия новой Конституции Украины от 8 июня 1995 года, предусматривал принятие новой Конституции Украины не позднее 1 года со дня его заключения. В связи с чем 28 июня 1996 года была принята Конституция Украины, провозгласившая Украину демократическим, социальным, правовым государством.
Тема № 3. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ТИПЫ.
П Л А Н 1.Понятие государства и его основные признаки 2.Сущность государства 3.Понятие функций государства и их виды 4.Типология государств и их классификация
1.ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
Что представляло собой первоначальное государство? Какими были его первые формы? Возможно, мы никогда их не узнаем ввиду отсутствия документальных свидетельств. Скорее всего, они были схожи с формой организации политической власти, для которой характерны в той или иной степени централизация, наличие родственных связей; ей соответствует и общество - не однородное, но и менее разнородное, чем в современных государствах. Такой тип государства возник не только на Западе: его многочисленные разновидности встречаются в Азии, Африке, Америки, Океании. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|