Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






П Р Е Д И С Л О В И Е 2 страница




Первобытнообщинный строй был самым длительным – более миллиона лет – этапом истории человечества. Определить его нижнюю границу нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков специалисты видят то предчеловека, то человека, и время от времени эти мнения меняются. В современный период большинство ученых считает, что древнейший человек (и, соответственно, первобытное, дикое общество) появился порядка 1,5-1 миллиона лет назад. Верхняя же граница колеблется в пределах последних 5-6 тысяч лет, различаясь на разных континентах.

Многие философы, политологи и юристы пытались описать процесс рождения государства. Это оказалось трудной задачей не только из-за недостатка документальных свидетельств, но еще и потому, что непросто договориться о точном определении государства. Политическая власть (а, следовательно, различные модели ее построения) существует во всех обществах. Но это, очевидно, не относится к государству. Неоспоримо, что его нет у эскимосов или пигмеев, в то время как его существование в Европе ХХ в. не вызывает сомнений.

Наша неосведомленность о доисторическом периоде, который включает в себя большую часть времени существования человечества, не позволяет делать какие-либо серьезные сравнения статического характера между обществами с государством и без него.

При первобытно-общинном строе основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства. Причина существования общественной собственности лежит в низком уровне развития производительных сил, беспомощности обособленной личности, ее неспособности бороться за существование своими силами. Люди вынуждены были сообща добывать средства на жизнь, изготовлять орудия производства. Никто не мог в одиночку идти на охоту, располагая одними орудиями из дерева и камня, на зверя шли массой людей. Жилые постройки, важнейшие орудия труда также производились всем миром. Долгое время люди жили в условиях так называемого первобытного стада, объединяясь в небольшие стада-коммуны. Этот период в жизни человечества называли в свое время «младенчеством человеческого рода» - низшей ступенью дикости. Большие изменения в состоянии первобытного общества происходят, когда человек научился пользоваться огнем, переход к оседлости, образованию более прочного объединения людей: появляется род.

Родовая община (род) - это основанное на кровнородственных связях и общности имущества объединение людей, ведущих совместное хозяйство.

Родовая община - основополагающая структурная единица первобытно­го общества, его элементарная частица. Близкие роды объединялись в племе­на, последние - в союзы племен. Основные цели этого объединения:

а) повышение уровня безопасности за счет коллективного противостоя­ния враждебным человеку силам природы;

б) повышение уровня успеха при коллективном противостоянии в случае нападения со стороны себе подобных, при нападении на себе подобных.

Структура первобытного общества:

а) родовая община; б) племя; в) союзы племен.

 

Органы власти и управления в первобытном обществе

В родовой общине - а) общее собрание; б) старейшина.

В племени - а) совет старейшин; б) вождь.

В союзе племен - а) совет вождей племен; б) вождь (или два вождя, один из которых - военный вождь) союза племен.

Социальные нормы в первобытном обществе - это обычаи, которые регулировали общественные отношения во всех сферах общественной жизни (быт, семья, труд, религия и т. д.).

Обычаи - это привычные правила поведения людей, которые истори­чески сложились в обществе (закрепились в общественном сознании и пове­дении в силу их многократного применения в течение длительного времени).

Основные признаки обычаев первобытного общества

а) привычность реализации, т. е. привычка является внутренней причиной поведения, соответствующего обычаям, что означает: обычаи в соответ­ствующих условиях реализуются как своеобразный результат социализации,
воспитания людей, добровольно и механически, без деления поведения на возможное и должное (без различия прав и обязанностей);

б) спонтанность возникновения, т. е. обычаи возникали в первобытном обществе самопроизвольно как объективно необходимое нормативное выра­жение закономерностей существования общества как единого целого, выра­жение его общей воли, общих интересов;

в) характер мононорм, т. е. обычаи изначально по своему характеру од­новременно были нормами организационными, моральными, религиозными (мононормами). В дальнейшем, в процессе социального формообразования происходит видовое обособление норм: появляются нормы религии, нормы морали и т. д.

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Можно сказать, что тенденции, которые привели к возникновению государства, стали проявляться в период перехода к неолиту (в некоторых группах охотников-собирателей, способных делать запасы). Этот переход привел постепенно к оседлости, росту численности населения, войнам и рабству, а также к необходимости устанавливать более централизованную и специализированную власть. Следовательно, государство-продукт очень долгого и, возможно, обратимого, как мы увидим далее процесса. Но хотя мы к нему и привыкли, является ли оно таким естественным образованием? Ответ неоднозначен, если судить по тому интересу, который этот вопрос вызывает у многих авторов, а также по той изобретательности, которая пускается в ход, чтобы дать объяснение феномену государства.

Первые государства на нашей планете появились около пятидесяти сто­летий тому назад. В настоящее время в юридической науке существует доста­точно широкий круг теорий, объясняющих происхождение государства. К числу основных из них относятся следующие:

 

/. Теологическая. Первопричиной появления государства называется "слово божье", божественная воля со всеми вытекающими отсюда последст­виями безусловного, безоговорочного, покорного принятия данного людям свыше. Но Бог существовал раньше права и государства. Как мы знаем, в мире Средиземноморья право было даром богов. Едва появилось христианство, как апостол Павел провозгласил: «любая власть от бога», что проповедовали и другие религии. Средневековые ученые добавляли все же, что путь власти проходит через народ. Но божественное право вскоре вновь победило: король ответственен только перед Богом.

2. Патриархальная. Сторонники этой теории проводят параллель между естественно необходимой властью отца в семье (патриарха) и полномочиями верховного властителя в стране, подчеркивая, что государство есть продукт исторического развития семьи.

3.Договорная. Предпосылкой появления государства считается "война всех против всех" т. е. "естественное состояние" людей, конец которому по­ложило учреждение государства, как результата договора между людьми,
проявления их воли и разума. В 17 в. Гроций и Пуфендорф (их мыслями широко воспользовались философы следующего столетия) утверждали, что власть исходит не от Бога, а от людей, которые достигают соглашения, и право, государство относятся к области этого согласия. Общественная жизнь, заявляли они, предполагает заключение основополагающего договора, посредством которого люди объединяются, отчуждая часть своей свободы в пользу монарха или собрания. Эта теория впоследствии была подхвачена и развита Гоббсом, Локком, Руссо. Однако Г.Самнер-Мэн, английский автор 19 в, основатель юридической антропологии, думал иначе. Он стремился показать, что философские описания «договора» не выдерживают сравнения с историческими и антропологическими фактами. И сделал это с успехом, потому что нигде нельзя найти это пресловутое «естественное состояние», так же как и «общественный договор». Мэн пишет с иронией: «Французские философы (Вольтер, Руссо) в пылу борьбы против того, что они считали суеверием священников, сами впали в суеверие юристов». Он предложил другую схему. Первоначально была патриархальная семья, затем в процессе слияния семьи превратились в племя, племена - в государство. Но никакого соглашения, похожего на договор не было. Мэн добавляет, что эволюция политической власти, приведшая к государству, происходила в результате постепенной замены территориальными связями родственных уз, терявших свое значение ввиду исторических перемен, вызванных миграцией населения. Действительно, присутствие на одной территории двух групп – иммигрантов и коренных жителей – меняло характер социальных связей, поскольку пришельцы не могли быть привязаны к общему предку: совместное проживание в едином пространстве не стирало родственных уз, но ослабляло их политическую роль.

Таким образом, Мэн основывал свою критику естественного права на тройной, по его мнению, достоверно доказанной эволюции: от родственных связей- к территориальным, от патриархальной семьи- к индивиду, от статута- к договору. Аналогичным было и объяснение причин возникновения государства. Но, конечно, это еще не было «последним словом».

4.Психологическая. Эта теория выводит государство из человеческой психики, которой свойственна потребность подражать и подчиняться лидеру, выдающейся личности, способной руководить обществом. Государство есть
организация для осуществления такого руководства. Однако, Кластр - французский юрист, вопреки мнению большинства, в появлении государства таким образом, не видел ничего благотворного. В качестве антрополога он изучал исчезнувшие племена Амазонки (индейцев гуаяков). Взгляды, изложенные в его главной работе «Общество против государства», вызвали немало шума. Он полагал, что в обществах «без государства» не только есть политическая философия, но она лучше нашей. Отсутствие государства не случайность и не доказательство примитивности. Они разработали такие структуры и концепцию власти, чтобы предотвратить его появление, которое знаменовало бы начало долгого пути к плохому концу. Возникновение государства - это симптом раскола общества на господствующих и подчиненных, присвоение власти. В обществах без государства есть лидеры, но их власть преходяща: она предоставляется им лишь для использования в общих интересах, а не для установления личной власти или господства аристократии. Правитель дает обществу больше, чем от него получает. Но зачем тогда становиться лидером? Кластр отвечает: ради некоторых привилегий (в частности, доступа к женщинам общины), но особенно ради престижа, этого вознаграждения за исполнение властных функций, не дающих особых преимуществ. Одновременно такая политическая философия объясняет феномен, который правоведы склонны обходить молчанием: частые войны. Это не было связано с проявлениями варварства. Требуя сплоченности, военная активность укрепляла неделимую структуру общества и предотвращала образование государства. Однако исторический опыт показывает, что, несмотря на такие предохранительные средства, государство может все же возникать. Более того, Лапьер в книге «Жить без государства?», критикуя теории Кластра, утверждал, что политическая власть, независимо от того, принимает она государственную форму или нет, всегда и везде, в том числе и у индейцев Амазонки, требует принуждения со стороны правителей в отношении подданных. Нельзя обманываться иллюзорным образом «доброго дикаря», как это делает Кластр. «Любая политическая власть,- пишет Лапьер,- даже в ее самых непосредственных и размытых формах сочетает законный авторитет, которому люди согласны подчиняться, и силу, которая посредством угрозы или применения, заставляет повиноваться».

5. Теория насилия. Появление государства связывается с войнами, свойственными истории развития человечества как проявление закона природы, предполагающего подчинение сильными слабых, для закрепления, порабоще­ния которых и создается государство как особый аппарат принуждения.

6.Органическая теория. Государство рассматривается как результат социальной (органической) эволюции, когда происходит естественный отбор в ходе внешних войн и завоеваний, приводящий к появлению правительств,
управляющих социальным организмом, уподобляемым организму человеческому.

7. Историко-материалистическая. В отечественной юридической науке эта теория приобрела доминирующее значение и получила наиболее подроб­ное освещение в учебной литературе. Согласно данной теории, государство -
это продукт естественно-исторического развития общества. Первобытное общество характеризуется отсутствием государства.

Историко-материалистическая теория различает возникновение госу­дарств: а)европейских, б) восточных (азиатских).

Логика процесса возникновения европейских государств отражена в сле­дующих моментах развития общества. Вначале произошло крупное общественное разделение труда (от земледелия отделилось скотоводство, затем ремесло и поя­вилось купечество). Общественное разделение труда вызвало рост его производи­тельности и появление так называемого избыточного продукта, т. е. одна семья или даже один человек производили больше, чем потребляли. В прежних эконо­мических условиях этого не было. Следствием появления избыточного продукта-главного момента в разложении первобытного общества - стало возникновение частной собственности, имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых. Последние представляли собой два класса, интересы которых были непримири­мы. В обществе, расколотом на два таких класса, возникает классовая борьба. Интерес экономически господствующего класса заключается в сохранении и уп­рочении своего положения, а угнетенного класса - в избавлении от угнетения, из­менении своего положения в лучшую сторону. Классовая борьба приводит, в ко­нечном счете, к появлению государства как органа, способного на основе органи­зованного принуждения и насилия обеспечить существование общества, разди­раемого внутренними противоречиями, как единого целого. При этом экономически господствующий и самый могущественный класс одновременно становится и классом господствующим политически, т. е. государство изначально появляется как орган, который действует в интересах именно этого класса. Постепенно класс, захвативший публичную власть, формирует и выгодные ему органы власти.

В данной теории различают три основные формы возникновения госу­дарства: 1) афинскую; 2) римскую; 3) древнегерманскую.

Первая из них изложена выше и представляет собой классическую фор­му возникновения государства. В отличие от нее в Древнем Риме процесс образования государства был ускорен длительной борьбой плебеев против патрициев, которая стимулировала разложение родоплеменного строя. У древних германцев образование государства ускорилось завоеванием чужих территорий и покорением живших там народов, господство над которыми было невозможно без создания соответствующего аппарата управления и принуждения.

Если возникновение европейских государств, главным образом, обуслов­лено классовым разделением общества, то процесс возникновения восточных государств, характеризуется плавным изменением первобытного общества в государственно-организованное, постепенным перерастанием первобытного родоплеменного общества в государство.

Главные причины появления восточных государств:

• необходимость проведения крупномасштабных работ для развития поливного земледелия как основы экономического благополучия общества;

• необходимость объединения больших групп людей и обширных терри­торий для достижения этой цели;

• необходимость в централизованном управлении объединенной массой людей.

На фоне действия этих причин из аппарата управления родоплеменными объединениями возникает собственно государственный аппарат. Будучи продуктом естественно-исторического развития общества, государственный аппарат постепенно обособляется от общества, его функционеры становятся господствующим классом, эксплуатирующим труд общинников.

 

3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВО.

 

Гражданское общество - это общность свободных, равноправных лю­дей (их объединений), взаимосвязанных внегосударственными (внеполитическими) отношениями, образующими сферу их интересов, которые государ­ство охраняет и защищает, обеспечивает каждого юридической возможно­стью иметь собственность, принимать участие в политической жизни страны.

Внегосударственные (внеполитические) отношения - это отношения экономические, религиозные, семейные, нравственные, духовные, корпора­тивные, социальные, культурные.

Сущность человеческого общества состоит в том, что оно представляет собой не простую совокупность индивидов. Главное в обществе - система общественных отношений, объединяющих людей в единый социальный организм. «Общественные отношения» категория конкретно-историческая, изменчивая, имеющая свои качественные и количественные параметры. Напр., в один и тот же период времени, в бывшем СССР коммерческое по­средничество, частнопредпринимательская деятельность квалифицировались как преступления, а в странах с рыночной экономикой (США, ФРГ и др.) как правомерная, социально полезная деятельность.

Субъекты общественных отношений (субъекты социального общения): люди, наделенные сознанием и волей, имеющие общие и частные интересы; объединения людей (напр., на семейной, сословной, этнической, националь­ной основе); государство и т. д.

По видам (сферам жизни общества) различают: экономические, социаль­ные, религиозные, политические и т. д. общественные отношения.

В плане различия государства (может рассматриваться как форма орга­низации общества) и гражданского общества, в современных трактовках по­следнего оно понимается, прежде всего, как совокупность определенных общественных отношений, в которые государство не вмешивается, ограждает эти отношения от незаконного вмешательства (своего, иного).

В определениях, отражающих природу гражданского общества, которая отличает его от государства, доминирует его понимание как совокупности неполитических отношений (экономических, духовно-нравственных и др.). Иногда встречается его понимание как совокупности неполитических и поли­тических отношений (последние можно рассматривать в качестве связующего звена между гражданским обществом и государством как институционно обособленным от общества механизмом глобального социального управле­ния).

В структуру гражданского общества входят: экономика (собственность, свободный труд, предпринимательство); общественные объединения; культу­ра; семья; средства массовой информации и т. д.

Гражданское общество и государство нельзя ни отождествлять, ни противопоставлять друг другу, тем более отрывать одно от другого.

Гражданское общество и государство, обладая относительной самостоя­тельностью по отношению друг к другу, вместе с тем составляют единое, не лишенное противоречий целое. Ни государство, ни гражданское общество не способны к самостоятельному, более того - взаимоисключающему сосуществованию. Государство - закономерный продукт развития общества, оно появ­ляется тогда, когда в недрах этого общества объективно назрела потребность в таком образовании как государство.

История показывает, что государство может подчинить себе граждан­ское общество (практика авторитарных, тоталитарных государств). В главном проблема их соотношения сводится к замене подчинения гражданского обще­ства государству подчинением ему государства, несмотря на то, что подчине­ние общества государству даже может характеризоваться положительной ро­лью последнего в обеспечении экономического процветания и социальной защищенности личности (напр., Чили в период диктатуры Пиночета; совре­менный Китай, где социально-экономическому развитию свойствен синтез социа­лизма и капитализма, но политическая система является однопартийной).

Разрешение проблемы соотношения общества и государства связано с пониманием государства как неотъемлемой подсистемы гражданского обще­ства, имеющей в нем собственный сектор деятельности. Например, так назы­ваемое "государство всеобщего благоденствия", в частности, проводит в жизнь государственные социальные программы (строительство, финансиро­вание больниц, школ для бедных; в США существует очередь на получение жилья в государственном фонде). Содержание направлений взаимодействия государства и гражданского об­щества в целом может характеризоваться наличием у последнего права на невме­шательство государства в определенную сферу жизнедеятельности личности, пра­ва на участие в формировании определенных органов государства, управлении некоторыми его делами, права на определенные услуги государства.

Политическая система общества (в узком смысле) - это система всех государственных, общественных структур и отдельных граждан, прини­мающих участие в политической жизни страны.

Такое понимание политической системы выражается в определении её субъектов. Её элементы - это соответствующие т.н. субъекты политики (государственные органы, объединения граждан - коммерческие, некоммерче­ские, трудовые коллективы, отдельные граждане), которые взаимодействуют в процессе целенаправленного управления обществом на основе применения государственной власти, участия в ее применении, влияния на ее применение.

Политическая система общества (в широком смысле) - это система всех политических явлений в данной стране.

При таком понимании политической системы - элементы её структуры:

- субъекты политики - государство, политические партии, профсоюзы, трудовые коллективы и т. д. как организационно оформленные носители оп­ределенной политики; отдельные граждане (например, олигархи, владельцы
СМИ);

- политическое сознание (субъектов политики) - его структура: полити­ческая идеология — идеология либерализма, консерватизма, фашизма и т. д., политическая психология - настроения, эмоции, чувства по поводу политики;

- политические нормы - вид социальных норм, регулирующих отноше­ния субъектов политической системы (например: «в политике нет постоянных друзей, есть только постоянные интересы»);

- политический режим - авторитарный, тоталитарный, демокра­тический, его характер существенно сказывается на возможности доступа граждан, их объединений к государственной власти;

- политические отношения - они реально объединяют все выше­ названные элементы в целостное, хотя и противоречивое образование.

Государство в политической системе общества занимает центральное место, определяемое его особым статусом среди субъектов этой системы, а именно тем, что государство обладает:

• властью, распространяющейся на все общество;

• специальным аппаратом, занимающимся управлением общественными делами и охраной общественного порядка;

• монопольным правом применять принуждение на своей территории;

• монопольным правом устанавливать общеобязательные правила пове­дения субъектов социального общения;

• монопольным правом взимать налоги, определять статьи расходов бюджета страны.

Таким образом, статус государства наделяет его способностью решать политические задачи, непосильные для других субъектов политической системы.

Взаимодействие государства и партий, иных объединений граждан характеризуется наличием прямой и обратной связи между ними.

В частности, политические партии, иные объединения граждан:

• через институт выборов формируют депутатский корпус представи­тельных органов государственной власти;

• вносят в Парламент инициативные законопроекты через народных де­путатов - иногда Конституция государства предоставляет руководящим (центральным) органам некоторых негосударственных объединений граждан право законодательной инициативы;

• могут по ряду вопросов быть субъектами правотворчества (например, когда трудовой коллектив заключает договор с собственником предприятия);

• могут по ряду вопросов быть субъектами правоприменения (например, к числу лиц, которые имеют право в определенных случаях составлять прото­кол об административном правонарушении, в частности, относится целый ряд
представителей общественных организаций);

• могут по ряду вопросов быть субъектами контрольной деятельности государства (например, члены инспекции рабочего контроля профсоюзов; общественные инспектора охраны природы и др.).

В свою очередь, воздействие государства на партии, иные объединения граждан проявляется, в частности, в том, что оно

• разрабатывает общеобязательные "правила игры" субъектов политиче­ской системы, т. е. устанавливает юридические нормы, определяющие поря­док их легализации, дальнейшей легальной деятельности;

• регистрирует объединения граждан;

• охраняет права объединений граждан (суд, прокуратура и др.);

• контролирует законность их деятельности;

содействует реализации некоторых решений негосударственных объе­динений граждан, неисполняемых соответствующими субъектами права доб­ровольно (например, решений КТС по трудовым спорам).

 

4. ОБРАЗОВАНИЕ УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА В XX СТОЛЕТИИ (ПЕРИОД РАСПАДА СССР)

Во второй половине 80-х годов XX столетия в СССР происходят со­бытия «перестройки», которые в дальнейшем приводят к его распаду. Одно из характерных явлений этого периода времени - состоялся т.н. «парад суверенитетов». В республиках, которые входили в состав СССР, высшие представительные органы государственной власти стали принимать Декларации о государственном суверенитете.

Декларация о государственном суверенитете Украины, с целью ут­вердить суверенитет и самоуправление народа Украины, была принята в Ук­раине 16 июля 1990 года. Декларация провозгласила суверенитет Украины как верховенство, самостоятельность, полноту, неделимость власти Респуб­лики в пределах ее территории, а также независимость и равноправие в меж­дународных (межгосударственных) отношениях.

Согласно Декларации - народ Украины является единственным ис­точником государственной власти в Республике, свое полновластие народ реализует как непосредственно, так и через избираемые им соответствующие органы; государственная власть в Республике осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судеб­ную; государство гарантирует всем национальностям, которые проживают на территории Республики, право их свободного национально-культурного раз­вития; Республика имеет право на собственные вооруженные силы; Респуб­лика признает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к клас­совым, приоритет общепризнанных норм международного права по отноше­нию к нормам внутригосударственного права.

В августе 1991 года в Москве состоялась попытка государственного переворота, было провозглашено о создании Государственного Комитета по Чрезвычайному положению (ГКЧП), являвшегося антиконституционным образованием. В связи с чем Верховная Рада Украины приняла Акт провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года (подтвержден всеукраинским референдумом 1 декабря 1991 года), в соответствии с которым на территории Украины имели действие исключительно Конституция и законы Украины.

В дальнейшем был принят Закон Украины «О правопреемстве Ук­раины» от 12 сентября 1991 года, из которого следовало, что государствен­ные границы Украины остаются прежними, Украина подтверждает свои меж­дународные договоры, органы государственной власти, управления, судов, прокуратуры действует до создания новых, было оставлено в силе действую­щее национальное законодательство в той части, в которой оно не противо­речило законам, принятым после провозглашения Украиной независимости.

Далее, в порядке утверждения Украиной независимости, принимается Закон Украины «О гражданстве Украины» от 8 октября 1991 года. Учитывая то, что на территории Украины проживает более 100 национальностей, при­нимается Декларация прав национальностей Украины от 1 ноября 1991 года, которая гарантировала, как и впоследствии изданный в порядке ее развития Закон Украины «О национальных меньшинствах» от 25 августа 1992 года, равенство прав и обязанностей граждан независимо от их национальности.

Конституционный договор между Верховной Радой Украины и Президентом Украины об основах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в период до принятия новой Кон­ституции Украины от 8 июня 1995 года, предусматривал принятие новой Конституции Украины не позднее 1 года со дня его заключения. В связи с чем 28 июня 1996 года была принята Конституция Украины, провозгласив­шая Украину демократическим, социальным, правовым государством.

 

Тема № 3. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ТИПЫ.

 

П Л А Н

1.Понятие государства и его основные признаки

2.Сущность государства

3.Понятие функций государства и их виды

4.Типология государств и их классификация

 

1.ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

 

Что представляло собой первоначальное государство? Какими были его первые формы? Возможно, мы никогда их не узнаем ввиду отсутствия документальных свидетельств. Скорее всего, они были схожи с формой организации политической власти, для которой характерны в той или иной степени централизация, наличие родственных связей; ей соответствует и общество - не однородное, но и менее разнородное, чем в современных государствах. Такой тип государства возник не только на Западе: его многочисленные разновидности встречаются в Азии, Африке, Америки, Океании.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных