ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
П Р Е Д И С Л О В И Е 6 страница•разграничивает компетенцию между органами государства; •устанавливает взаимный контроль органов государства по отношению друг к другу; •является "несущей конструкцией" всей системы «сдержек и противовесов», направленной на обеспечение служения государства общему благу. Система "сдержек и противовесов" - это система юридических средств, предназначенных обеспечить такое взаимоотношение ветвей власти, которое делает реальным принцип их разделения. Говоря несколько иначе, система "сдержек и противовесов" - это взаимосвязанная совокупность юридических средств, которые, прежде всего, препятствуют узурпации государственной власти, обеспечивают взаимоконтроль властей, их сотрудничество, взаимодействие и взаимовоздействие, сохранение ими своей компетенции. Основные цели системы "сдержек и противовесов": взаимоконтроль властей; недопущение, как узурпации, так и паралича властей; защита компетенции ветвей власти; взаимодействие властей; партнёрство и сотрудничество властей.
Тема № 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ П Л А Н
1. Социальное и государственное управление: понятие, виды, типы, субъекты. 2. Понятие государственного аппарата и его структура. 3. Понятие и основные виды государственного контроля. 4. Местное самоуправление: понятие, субъекты.
1. СОЦИАЛЬНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ТИПЫ, СУБЪЕКТЫ.
Управление универсальное понятие, оно отображает определенные процессы, которые происходят как в природе, так и в обществе на тех или иных макро- или микро уровнях. Наука, в частности, связывает управление с проявлением сознания и воли людей в определенной деятельности и в общем различает три сферы управления: биологическая, техническая, социальная (иначе говоря, управление имеет место во всех системах материального мира: в биологических, технических, социальных) и, соответственно, определяет три вида управления: биологическое; техническое; социальное. Исходя из общего понятия управления, как деятельности человека, (надлежащим образом организованной, направленной на удовлетворение его определенных потребностей), которое осуществляется в вышеупомянутых сферах, можно сказать, что биологическим управлением является воздействие человека на природу, ее флору и фауну с целью их преобразования в интересах людей. Техническим - управление определенными машинами, механизмами, техническими процессами, как результатом научно-технического прогресса человечества, что способствует облегчению условий труда людей. Что касается социального управления, то человеческое общество на любой исторической стадии своего существования всегда характеризуется его наличием, всегда имеет объективную необходимость в нем. Без социального управления общество утратило бы один из главных своих системных признаков – целостность как результат организованности совместной деятельности индивидов, организованности процесса их взаимодействия. Это упорядоченное и целеустремленное взаимодействие собственно и формирует общество как целостное объединение людей, которое является рациональным образованием на консолидирующей основе одинакового направления интересов людей, и выражает их всеобщую зависимость одного от другого. Рассматривая социальное управление как определенную деятельность, которая имеет связи с другими видами общественной деятельности, то главное в ее природе всегда раскрывают, используя понятия «цели», «задачи». Если в общем под управлением понимают определенное целенаправленное влияние с целью упорядочения соответствующей системы и обеспечение ее функционирования надлежащим образом, то социальное управление – это осознанное влияние на общество с целью его упорядочения, усовершенствования, развития. Важнейшая задача социального управления – достижение соответствия субъективной деятельности людей требованиям объективных условий и закономерностей, умелое использование для реализации целей управления, достижении оптимального результата. Социальное управление-это целенаправленное, организующее влияние на людей, объединенных в определенные социальные группы (предприятия, организации, учреждения, государство, общество) для обеспечения их жизнедеятельности. Или, в обобщающем плане, социальное управление следует определять как систематически осуществляемое целенаправленное влияние людей на общественную систему в целом или на отдельные ее части на основании познания и использование присущих системе объективных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения ее оптимального функционирования и развития, достижения поставленной цели. Иными словами, социальное управление - это целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления для перевода его в качественно новое состояние, достижения социально значимых результатов. Виды социального управления: - общественное (осуществляют общественные организации); - государственное (осуществляется государством). Типы_социального управления: - системоцентрический (характеризуется доминированием системы над - персоноцентрический (человек для системы - высшая ценность и цель, Государственное управление является способом практической реализации политики государства, например, по разрешению противоречий, которые имеют место в обществе (индивидуальных, групповых, межэтнических, конфессиональных, классовых и т.п.), удовлетворению потребностей (материальных, духовных, культурных и т.п.) тех или иных социальных групп, слоев населения. Государственное управление - это целенаправленное воздействие на общество в целом, отдельные социальные группы, индивидов путем реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства его соответствующими структурами. Говоря иначе, государственное управление — это организующее, регулирующее, властное воздействие государства на общество для упорядочения, сохранения, преобразования его жизнедеятельности. Следует отметить, что государственное управление - это деятельность государственного аппарата не только по регулированию общественных отношений, управлению общественными делами, но и по управлению собственными делами. О государственном управлении можно говорить как о деятельности государственных органов по реализации ими своих властных полномочий для осуществления функций государства. Государство выполняет разного рода функции, обеспечивающие жизнедеятельность общества. Все эти функции реализуются через систему и аппарат государственного управления, поэтому функции государства фактически являются совокупностью функций управления, т.е. можно говорить, что у государства по отношению к обществу есть функция управления, которая включает в себя все функции государства. Государственное управление, как деятельность по руководству страной, государство осуществляет через государственные органы, т.е. все органы государства являются субъектами государственного управления. В настоящее время в юриспруденции государственное управление рассматривается как деятельность всех «ветвей государственной власти». Ранее сосуществовали «широкая» и «узкая» трактовки государственного управления (в широком смысле - это деятельность всех органов государственной власти, в узком смысле - это деятельность органов исполнительной власти). Государственное управление через формы непосредственной демократии может осуществлять и народ, но субъектом его постоянного осуществления на профессиональной основе является государство («правительственная машина»).
2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА И ЕГО СТРУКТУРА. В юридической науке понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность. Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят, прежде всего, о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства – непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства. Таким образом, государственный аппарат - это система государственных органов, выполняющих задачи и функции государства. Государственный аппарат и политическую систему общества нельзя отождествлять, они соотносятся как часть (государственный аппарат) и целое (политическая система общества). Понятием государственного аппарата охватывается исключительно система государственных органов. Понятием политической системы общества (как и, например, понятием «системы диктатуры класса») охватываются не только государственные, но и негосударственные органы и организации, которые принимают участие в политической жизни страны, осуществлении (прямом, косвенном) государственной власти. Структура государственного аппарата современных государств: 1. Орган законодательной власти. Орган законодательной власти - парламент, но не во всех без исключения странах, т. е. понятия «орган законодательной власти» и «парламент» не всегда тождественны. Так, например, в Саудовской Аравии нет парламента, в ней законы издает монарх. В ряде стран (Испания, Италия, Греция) законы принимают не только парламенты, но, в ряде случаев, и их постоянные комиссии. В некоторых странах (например, Казахстан, Туркменистан), по отдельным вопросам законы могут принимать президенты, если такое право им делегируется парламентом. Особенность парламента как органа законодательной власти: - это орган представительного правления (представительной демократии), т.е. на основе выборов народ передает власть своим представителям; - является органом народного (национального) представительства (представляет всех граждан данного государства); - призван быть выразителем интересов и воли народа (может быть таковым, если имеет в своем составе крупные депутатские объединения, которые выражают интересы широких слоев общества, большинства населения страны); - основная функция: законодательная, иные: контрольная (например, контроль за работой правительства), учредительная, судебная (например, проведение процедуры импичмента против должностных лиц - президентов, министров, судей и т. п., пользующихся иммунитетом от обычного судебного преследования). Компетенция парламента (по объему) может быть: 1) неограниченной (как правило, в странах с парламентарной формой правления; например, Конституция Японии 1946 г. не содержит перечня полномочий парламента); 2) ограниченной: а) абсолютно (Конституция определяет точный перечень полномочий парламента; например, во Франции); б) относительно (как правило, в децентрализованных унитарных и федеративных государствах; Конституция ограничивает полномочия центральной власти правами, например, автономии, субъекта федерации). Структура парламента: · в федеративном государстве парламент обычно является двухпалатным; · в унитарном государстве парламент может быть однопалатным, двухпалатным (предполагается, что верхняя палата удерживает нижнюю от непродуманных решений, исправляет ее ошибки, повышает качество принимаемых законов). Состав нижней палаты парламента, по общему правилу, формируется путем всеобщих и прямых выборов. Состав Верхней палаты парламента обычно: а) избирается (проводятся выборы: а) прямые, например, в США, Польше; б) косвенные, т. е. многостепенные, например, во Франции); б) назначается (полностью или частично, нередко главой государства), например, Таиланд, Малайзия. Верхняя палата, как правило, является: а) сильной (без ее согласия решение парламента не может быть принято, например, в США); б) слабой (вправе только отстрочить принятие парламентом решения, например, в Польше); в) имеющей (в ряде случаев) признаки как сильной, так и слабой палаты (например, Франция, ФРГ). 2. Глава государства. Особенность: - как правило, это единоличный президент или монарх, иногда - коллегиальный орган, избираемый парламентом на определенный строк (например, на Кубе); - осуществляет высшее представительство государства внутри страны (имеет определенные полномочия по отношению к парламенту, правительству, судебной власти) и вне ее (представляет всю государственную власть, государство в целом в международных отношениях); - является символом единства народа (нации) и государства (олицетворяет государство и его народ); - имеет полномочия (в зависимости от формы правления, политического режима): - реальные (например, в президентской республике) или номинальные (например, в парламентской республике) или смешанного характера; - основные функции: а) арбитражная (обеспечивает нормальное функционирование ветвей власти); б) гарантийная (гарант государственного суверенитета, национальной безопасности, территориальной целостности страны, соблюдения прав граждан). 3. Органы исполнительной власти. Особенность: - осуществляют деятельность (основные функции): а) исполнительную (напр., исполняют законы); б) распорядительную, т. е. ежедневное оперативное управление в различных сферах жизнедеятельности общества (транспорт, энергетика и т. д.) путем издания подзаконных актов, посредством организационной деятельности; - имеют (как правило) иерархическую структуру: а) правительство (высший орган); б) центральные органы; в) местные органы. Правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, руководящий исполнительной и распорядительной (административной) деятельностью в государстве. Правительство, по политическому составу (например, в парламентской, президентской республике) может быть: а) однопартийным; б) коалиционным; в) беспартийным. Правительство несет: а) политическую ответственность (за политику) перед парламентом при парламентской, смешанной форме правления), главой государства (при президентской, нередко смешанной форме правления); б) юридическую ответственность (за правонарушения) - при любой форме правления. Центральные органы - это органы специальной компетенции, т. н. ведомства (министерства, иные ведомства). Ведомства специализируются по принципу разделения труда в тех или иных сферах (отраслях) государственного управления. Среди ведомств различают: а) правительственные (как правило, их именуют «министерства», их руководители входят в состав правительства); б) неправительственные (их руководители не входят в состав правительства). Местные органы: - это, как правило, административные органы, назначаемые вышестоящей властью (центральной или администрацией вышестоящего территориального уровня государственного управления); - осуществляют в местной территориальной единице (унитарного государства, субъекта федерации или региона, имеющего государственную автономию) т. н. местное управление; - для европейских стран характерно соединение местного управления с местным самоуправлением, но в ряде стран (например, Швейцария) существует только система местного самоуправления. 4. Органы судебной власти. Особенность: - осуществляют (основная функция) правосудие, т. е. рассматривают и разрешают отнесенные к компетенции судов дела (уголовные, гражданские и другие); - правосудие осуществляют: а) в установленном законом процессуальном порядке, т. е. порядке рассмотрения и разрешения соответствующих дел (существует порядок уголовного, гражданского и т. д. судопроизводства); б) нередко с участием народа (например, суд присяжных); - осуществляя правосудие: а) защищают права, свободы, законные интересы субъектов права; б) разрешают споры (юридические конфликты) о правах, обязанностях в) привлекают правонарушителей к юридической ответственности; - каждый из судов является носителем судебной власти, разрешает соответствующие дела самостоятельно, руководствуясь только законом и правосознанием. Суды осуществляют не только правосудие, но и контроль: а) например, общие суды рассматривают дела о законности и обоснованности решений, действий органов исполнительной власти; б) например, конституционные суды рассматривают дела о конституционности (соответствии Конституции) актов парламента, главы государства, правительства. Судебная система может быть: - моноцентричной: суды образуют единую систему, возглавляемую Верховным судом (например, во многих странах правовой системы англо-американского типа; например, такой является система общих судов в Украине); - полисистемной: существует несколько независимых друг от друга систем общих и специализированных судов, каждая из которых возглавляется своим высшим судом (например, во многих странах континентальной Европы). Есть суды (как правило): - общей юрисдикции, т. н. общие суды (в основном разрешают уголовные и гражданские дела); - специальной юрисдикции, т. н. специальные суды (например, конституционные суды, суды для рассмотрения дел о конституционной ответственности высших должностных лиц). Суды являются субъектами т. н. юрисдикционной (от лат. jurisdictio - суд, судопроизводство) деятельности в государстве, но некоторые юридические дела, правовые конфликты могут разрешать и иные органы: представительные, административные (деятельность последних всегда подконтрольна суду в демократическом государстве). Запрещается создание (в демократических государствах) каких-либо чрезвычайных (особых) государственных судов, т. е. действующих вне установленной законом процедуры (такие суды не могут иметь «право судить»). Наряду с государственными судами могут действовать и негосударственные суды: например, в мусульманских государствах - шариатские суды, в светских государствах - например, третейские суды. 5.Контрольно-надзорные органы. Особенность: - структурно обособлены от иных основных звеньев (частей) госаппарата (это относительно самостоятельные государственные структуры); - субординационно обособлены от какой-либо ветви власти, главы государства (нет прямого подчинения, нередко - указывается на их подчинение исключительно закону); . основная функция: проверка соответствия (несоответствия) объектов контроля тем требованиям, которые к ним предъявляются (например, законом) с тем, чтобы было устранено выявленное нарушение; Такого рода органы (например, счетная палата, уполномоченный парламента по правам человека) нередко рассматривают в качестве органов т. н. контрольной власти. Эти органы следует отличать от целого ряда органов исполнительной власти (таможенных, налоговых, санитарных и др.), которые также осуществляют главным образом функцию контроля. 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ Государственный контроль - это самостоятельно или внешне инициированная деятельность уполномоченных на то субъектов, направленная на установление относящихся к объекту контроля фактических данных для проверки их соответствия (несоответствия) тем правомерным оценочным критериям, которые предполагают применение адекватных полученному результату мер реагирования в установленном порядке. Основные значения термина «контроль»: «проверка», «управление», т. е. «контролировать» - это «проверять» или «управлять» (например, обладание «контрольным пакетом» акций дает возможность контролировать акционерное общество, т. е. управлять им). Контролировать государственный орган может по собственной инициативе (если это допускает его компетенция) или только при наличии соответствующего обращения, поступившего извне (например, Конституционный Суд Украины самостоятельно не может инициировать свою деятельность). Возможные оценочные критерии контрольной деятельности: закон, распоряжение, приказ, договор и т. д. Устанавливается факт соответствия или несоответствия поведения, деятельности, состояния объекта контроля тому или иному критерию. Характер полученного результата предполагает применение адекватных мер реагирования: поощрительных или штрафных (карательных), корректирующих (восстановительных), организационных. В рамках государственного управления государственный контроль - это: а) функция государственного управления; б) стадия государственного управления (ей предшествует стадия принятия решения); в) способ обеспечения реализации управленческих решений. В связи с чем, можно говорить, что государственный контроль - это способ обеспечения реализации управленческих решений путем проверки соответствия (несоответствия) объектов контроля этим решениям. Иными словами, государственный контроль - это проверка соответствия (несоответствия) сущего должному (например, проверка соответствия поведения лица тем или иным нормам права). Государственный контроль - это один из видов «контроля в государстве». В Украине есть контроль: 1) наднациональный (надгосударственный); 2) национальный (внутригосударственный): общественный; субъектов местного самоуправления; государственный. Основные виды государственного контроля: - по субъектам (с учётом особенности объекта контроля): - парламентский; президентский; административный (органов исполнительной власти); судебный; конституционный; Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека; финансовый (его основные субъекты: парламент, министерство финансов, гос. таможни, Счётная палата, Государственное казначейство, Государственная контрольно-ревизионная служба); прокурорский надзор и т. д. - по результату правовой квалификации: - правомерный, неправомерный; - по степени значимости: - ординарный (обычный), актуальный, экстраординарный; - по способу реализации контрольных полномочий: - непосредственный, опосредованный; - по количественному составу субъектов контроля: - единоличный, совместный; - по принадлежности контрольных полномочий: - собственный, делегированный; - по характеру пространства: - осуществляемый в физическом или в компьютерном (виртуальном) пространстве («кибернетическом пространстве», «киберпространстве») - глобальной информационной сети Интернет; - по территории распространения контрольных полномочий: - общегосударственный, местный; - по особенностям формы государственного устройства Украины: - в административно-территориальных единицах, в Автономной Республике Крым; - по видам органов контроля в зависимости от способа их формирования: - выборных (представительных) органов, назначаемых органов; - по времени осуществления: - предварительный, текущий (оперативный), последующий, а также постоянный, временный; - по способу повторяемости во времени: - систематический (постоянно периодически повторяется во времени); несистематический (повторяется по мере необходимости); - по направленности: - внутренний, внешний; - по сферам осуществления: - налоговый, таможенный, санитарный и т. д.; - по характеру результата оценки объекта: - положительный, отрицательный; - по объему охвата объекта исследованием: - общий, частичный (иными словами, по методу проведения есть контроль: сплошной, выборочный); - по стадии исследования объекта: - первичный, промежуточный, конечный; - по характеру прогнозированности: - плановый, неплановый; - по характеру психического отношения к контрольной деятельности ее субъекта: - реальный и формальный; - по характеру средств достижения цели контроля: - личностный (осуществляемый людьми, при этом достижение цели контроля ставится в зависимость от их качеств — интеллектуальных, моральных и др.); осуществляемый с использованием животных (например, собак для поиска наркотиков); технический; - по виду технических средств контроля: - спутниковый, видеоконтроль и т. д. 4. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ Местное самоуправление это право территориальных громад - жителей поселков, сел, городов - самостоятельно решать вопросы местного значения в границах Конституции и законов государства. Это право соответствующие территориальные громады осуществляют непосредственно (например, путём проведения местных референдумов) или через органы местного самоуправления. Конституция субъектами местного самоуправления называет: территориальные громады, органы местного самоуправления, органы самоорганизации населения. Исходный, первичный субъект местного самоуправления - территориальная громада (жители села или добровольное объединение в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка и города), которая осуществляет местное самоуправление как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительские органы, районные и областные советы. Сельские, поселковые, городские советы могут по инициативе жителей создавать органы самоорганизации населения (например, домовые, уличные, квартальные комитеты) и наделять их частью собственной компетенции. В теории управления «самоуправление» рассматривается как один из видов управления. Местное самоуправление - часть организации управления обществом, но у нас оно не является видом государственного управления. Это относительно обособленное и самостоятельное явление в рамках жизнедеятельности страны. В связи с чем, в Конституции местному самоуправлению предназначен специальный раздел. Главная функциональная нагрузка в местном самоуправлении приходится на органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления в Украине не являются структурными подразделениями государственного аппарата. В отличие от модели управления местными делами в бывшем СССР, когда местные Советы народных депутатов были местными органами государственной власти, органы местного самоуправления в Украине имеют негосударственный статус, что соответствует Европейской хартии местного самоуправления (ратифицирована Верховной Радой Украины в 1997), то есть они не входят в систему государственных органов. Однако органам местного самоуправления законом может быть делегированы отдельные полномочия органов исполнительной власти. По вопросам осуществления ими этих полномочий они подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти. В юридической литературе акцентируется внимание на том, что вообще абсолютно полной обособленности самоуправленческих и государственных структур не бывает и быть не может. Местное самоуправление - результат децентрализации и деконцентрации государственной власти. Согласно Конституции, органы местного самоуправления в границах полномочий, определенных законом, принимают решения, обязательные для исполнения на соответствующей территории. В связи с чем, местное самоуправление в целом является одной из форм участия граждан в управлении государственными и общественными делами (местного значения), по своей природе оно не является ни абсолютно общественным, ни, наоборот, исключительно государственным явлением. Суждение о том, что «органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов» иногда в литературе определяется как общее правило, хотя в мире существуют различные модели местного самоуправления. Например, французская (континентальная) модель характеризуется включением органов местного самоуправления в иерархическую систему органов государственной власти, их подчиненностью, прямой подконтрольностью вышестоящим органам, в то же время автономность органов местного самоуправления - результат наличия у них полномочий, переданных центральными органами власти. Англосаксонская модель характеризуется отсутствием на местах уполномоченных представителей центрального правительства для опеки выборных муниципальных органов, последние действуют самостоятельно, без прямой подчиненности вышестоящим органам, они являются объектом косвенного государственного контроля: через министерства, суд. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|