ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
П Р Е Д И С Л О В И Е 10 страницаВ отличие от обычных команд, велений и распоряжений по конкретным вопросам норма права адресована не отдельному лицу, а кругу лиц. Действие нормы права не исчерпывается исполнением, а рассчитано на неограниченное число случаев, на многократное применение. Правовая норма продолжает действовать после реализации ее в общественных отношениях и поведении людей. Таким образом, подведем итоги и дадим определение понятию нормы права и ее признакам. Норма права - это установленное либо санкционированное, а также охраняемое государством правило поведения, определяющее права и обязанности лиц в регулируемых общественных отношениях.
Основные признаки нормы права:
- общеобязательность (требования норм права обязательны для исполнения всеми субъектами, которым они адресованы);
- формальная определенность, т.е. содержание норм права внешне оформлено, выражено, закреплено в текстах соответствующих актов-документов, четко определяет права и обязанности их адресатов;
- общий характер действия, т.е. норма права адресована неперсонифицированным субъектам (всем тем, кто является участником отношения, которое она регулирует), во времени действует непрерывно, не утрачивает действие в случае ее реализации, применения на практике; -предоставительно-обязывающий характер (предоставляя одним лицам права, норма права возлагает на иных лиц обязанности, поскольку нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права (обязанное лицо действует или бездействует в интересах лица управомоченного);
- связь с государством (норма права - это правило поведения, которое установлено или санкционировано, а также гарантировано государством).
2. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ
Наблюдая право в жизни общества, писал по поводу его нормативного содержания Г.Ф.Шершеневич, «мы обнаруживаем, прежде всего, что оно всегда выражается в виде правил. Всякий закон, в какую бы грамматическую форму он ни был облечен, всегда представляет собой норму или правило поведения. При этом все нормы права, или правила поведения, выступают, с одной стороны, как весьма сходные между собой общеродовые явления, а с другой – как значительно отличающиеся по своему содержанию друг от друга видовые явления. В силу этого глубокое и разносторонне познание норм права с неизбежностью предполагает необходимость рассмотрения не только их общих родовых черт, но и одновременного изучения их особенных – видовых и индивидуальных – черт. Последнее, в свою очередь, логически ведет к необходимости предварительной классификации норм права по разным критериям. В отечественной и зарубежной научной литературе сложилась практика классификации норм права в соответствии с такими критериями. Как характер и содержание норм права, предмет их регулирования, особенности их структуры в целом и составных частей, принадлежность к тем или иным институтам и отраслям права. Одной из наиболее простых и наиболее распространенных классификаций норм права является их следующее подразделение: 1. По отраслевой принадлежности: например, нормы уголовного, трудового, гражданского права;
2. По выполняемой функции в правовом регулировании: а) регулятивные (рассчитаны на правомерное поведение, устанавливают
б) правоохранительные (рассчитаны на неправомерное поведение и всегда
3. По уровню правового регулирования: а) нормы материального права (прямо, непосредственно регулируют общественные отношения, определяя юридические права и обязанности их участников); б) нормы процессуального права (определяют порядок, процедуру реализации норм материального права);
4. По характеру диспозиции: а) управомочивающие (указывают на возможность совершать определенные действия); б) обязывающие (указывают на необходимость совершать определенные действия); в) запрещающие (указывают на необходимость воздерживаться от совершения определенных действий);
5. По способу установления диспозиции:
а) императивные (правило поведения устанавливается государством);
б) диспозитивные (установленное государством правило поведения действует лишь тогда, когда участники регулируемого общественного отношения сами не установили для себя иного правила); Отдельные ученые выделяют еще специализированные нормы права. Специализированные нормы права являются разновидностью правовых (юридических) норм, они обеспечивают действие норм регулятивных (управомочивающих, обязывающих, запрещающих) и правоохранительных (в этом проявляется их особая специализация в системе норм права, их специализация в «разделении труда» между этими нормами), к ним относятся: - общезакрепительные нормы - в обобщенном виде закрепляют определенное состояние тех или иных общественных отношений (например, ст.51 Конституции Украины устанавливает: «Семья, детство, материнство и отцовство охраняются государством»); - декларативные нормы провозглашают принципы, задачи соответствующих правовых норм, видов правовой деятельности (напр., ст.1 УК Украины провозглашает задачи Уголовного кодекса); - дефинитивные нормы устанавливают (закрепляют) легальные определения («дефиниции») правовых понятий (напр., ст. 11 УК Украины закрепляет понятие преступления); - коллизионные нормы указывают на порядок выбора нормы, подлежащей применению, когда несколько правовых норм претендуют на регулирование данного общественного отношения (напр., ст. 17 Закона Украины «О международных договорах Украины» указывает: «Если международным договором Украины, заключение которого состоялось в форме закона, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины, применяются правила международного договора Украины»).
3.СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА Структура нормы права - это ее внутреннее строение. К структурным элементам нормы права относятся: • гипотеза - часть нормы, указывающая на фактические обстоятельства, при наступлении которых следует исполнить установленное правило; • диспозиция - часть нормы, содержащая само правило поведения, указывающая на права и обязанности сторон в регулируемом отношении; • санкция - часть нормы, предусматривающая меры принудительного воздействия, применяемые к нарушителям данного правила поведения. В статьях нормативно-правовых актов обычно встречаются нормы, имеющие два структурных элемента: гипотезу и диспозицию или гипотезу и санкцию. "Гипотеза - диспозиция", "гипотеза - санкция" - это парные структурные элементы нормы, при наличии которых она вообще может состояться как регулятор общественных отношений. Норма права, имеющая структуру "гипотеза-диспозиция", называется регулятивной нормой. Норма права, имеющая структуру "гипотеза-санкция", называется охранительной нормой. Действие регулятивных норм дополняется действием охранительных норм. Иными словами, при нарушении диспозиции регулятивной нормы гипотеза соответствующей ей охранительной нормы может рассматриваться в качестве звена, объединяющего их в единое целое» т. е. в так называемую логическую норму, в структуре которой можно различать три элемента, логику взаимосвязи которых выражает схема: "если - то – иначе» (гипотеза — диспозиция - санкция). Например, согласно п. 3 ст. 2 Закона Украины "О собственности", "каждый гражданин в Украине имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом лично или совместно с другими". Право владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом охраняется, в частности, действием норм Уголовного кодекса Украины, предусматривающих ответственность за преступления против индивидуальной собственности граждан. Таким образом, гипотеза, диспозиция, санкция - это взаимосвязанные структурные элементы нормы права, при наличии которых она (норма) является полноценным регулятором общественных отношений в плане ее обеспеченности охраной государством от нарушений. Например, обязывающую диспозицию регулятивной нормы юридически безответственно можно не исполнять, если нет нормы, предусматривающей санкцию, применяемую в случае неисполнения этой обязанности. Однако относительная самостоятельность, самодостаточность действия охранительных норм предполагает, что вопрос о привлечении правонарушителя к юридической ответственности может решаться правоприменителем исключительно в рамках нарушенной охранительной нормы, без поиска ее связи с соответствующей регулятивной нормой. ВИДЫ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НОРМЫ ПРАВА Гипотеза, диспозиция, санкция - структурные элементы нормы права, которые по строению (составу) могут быть простыми, сложными, альтернативными, альтернативно-сложными (одновременно имеют сложность и альтернативность). Виды гипотез: а) простая, т. е. предусматривающая одно условие действия данной нормы; б) сложная, т. е. предусматривающая два и более условия, совокупность которых необходима для действия данной нормы; в) альтернативная (разновидность сложной), т. е. предусматривающая несколько условий, но для действия данной нормы достаточно наступления какого-либо одного из этих условий. Виды диспозиций: а) простая, т. е. предусматривающая одно правовое последствие; б) сложная, т. е, предусматривающая определённую совокупность правовых последствий; По форме выражения (или характеру правового предписания) есть диспозиции: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.
Виды санкций: а) простая, т. е. предусматривающая одно правовое последствие; б) сложная, т. е. предусматривающая определённую совокупность правовых последствий.
По характеру неблагоприятных последствий есть санкции: а) правовосстановительные (возместительные); б) штрафные (карательные).
По степени определённости есть санкции: а) абсолютно-определённые (абсолютно точно определяют меру неблагоприятного последствия правонарушения); б) относительно-определённые (определяют только низший и высший или только высший предел меры неблагоприятного последствия правонарушения); в) альтернативные (допускают выбор варианта меры неблагоприятного последствия правонарушения из двух или нескольких возможных вариантов). СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ НОРМ ПРАВА В СТАТЬЯХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ Статьи нормативно-правовых актов закрепляют нормы права. Создавая тексты статей нормативно-правовых актов, законодатель использует различные способы изложения элементов норм права. Основные способы изложения элементов норм права: 1. Прямой предполагает изложение в статье нормативно-правового акта всех структурных элементов данной нормы права. 2. Отсылочный выражается в том, что в статье нормативно-правового акта изложены не все структурные элементы данной нормы права, но в ней указано, в какой иной статье этого же нормативно-правового акта изложен недостающий элемент. 3. Бланкетный предусматривает то, что в статье нормативно-правового акта изложены не все структурные элементы данной нормы права, но из этой статьи следует, что недостающий элемент изложен в ином нормативно-правовом акте. 4. Абстрактный характеризуется тем, что содержание нормы раскрывается с помощью родовых (неиндивидуализированных) понятий. 5. Казуистический заключается в том, что содержание нормы раскрывается с помощью видовых (индивидуализированных) понятий.
4.СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ ЗАКОНА Соотношение нормы права и статьи закона характеризуется: 1) совпадением нормы права и статьи закона; 2)несовпадением нормы права и статьи закона. Совпадение нормы права и статьи закона (по объему) означает, что в одной статье есть одна норма, т.е. в статье закона присутствуют в полном объеме своего содержания все обязательные элементы логической структуры нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция). Например, какая-либо статья Особенной части УК Украины содержит соответствующую норму уголовного права. В ней (статье) прямо сформулированы диспозиция и санкция. Диспозиция - это указанное в статье соответствующее запрещенное деяние- преступление (кража, грабёж, мошенничество и т. д.). Санкция - это определённое в статье наказание, которое применяется за совершенное преступление, т.е. за нарушение запрета («запрещающей диспозиции»). Гипотезой, т.е. условием действия нормы, её применения является вытекающее из содержания диспозиции логическое предположение, что данная норма действует, применяется, если субъект преступления совершит данное запрещенное деяние («преступление»). Несовпадение нормы права и статьи закона проявляется в следующем: а) одна статья закона содержит две или более двух норм права (например, многие статьи Особенной части УК Украины имеют несколько частей, каждая из них - самостоятельная норма права). б) норма права содержится: - в двух или нескольких статьях одного нормативно-правового акта - в статьях двух нормативно-правовых актов (изложение норм права в различных нормативно-правовых актах нередко обусловлено тем, что содержание её частей не всегда определяет один и тот же орган, например, административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил установлена Кодексом Украины об административных правонарушениях, актом законодательной власти, но сами эти правила, в частности, определены решениями соответствующих органов местного самоуправления по вопросам борьбы с эпизоотиями). Несовпадение нормы права и статьи закона, отсутствие возможности всегда обнаружить в одной статье одну норму, обусловлено правилами законодательной техники, которые предполагают лаконичность изложения содержания нормы в статье, применение таких способов изложения её содержания в статье как отсылочный, бланкетный. Несовпадение нормы права и статьи закона обращает внимание на то, что установление всех обязательных элементов нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция) нередко требует применения приёмов логического мышления, определения логической взаимосвязи содержания нескольких статей одного и того же нормативно-правового акта или статей нескольких нормативно-правовых актов. Например: а) нормы Особенной части УК Украины применяются с учётом содержания норм Общей части УК Украины; б) формулировка диспозиции нормы может текстуально определить субъективные права только одной стороны правоотношения, но при этом подразумевается наличие соответствующих этим правам юридических обязанностей у другой стороны правоотношения. Несовпадение нормы права и статьи закона указывает, что в отдельной статье можно обнаружить, например, только гипотезу и диспозицию нормы или только диспозицию нормы, или только составную часть гипотез ряда норм. В связи с чем, в юридической литературе отмечено, что формой выражения текста нормы права в статье закона, тексте нормативно-правового акта является т.н. нормативно-правовое предписание, т.е. норма права и нормативно-правовое предписание соотносятся как содержание и форма. Нормативно-правовое предписание - это грамматически, логически завершенная часть текста структурного подразделения акта законодательства (статьи, части статьи, абзаца, параграфа, пункта), которая юридически обязательна для применения на практике. Нормативно-правовое предписание рассматривается как элементарная частица системы законодательства (законодательство является одной из форм права), тогда как норма права - элементарная частица системы права. Некоторые из таких предписаний имеют только грамматическую структуру (например, легальное определение понятия юридического лица). Имеющие грамматическую и логическую структуру, конструируются по схеме «если - то» или «если - то - иначе». В последнем случае они по содержанию и логической структуре близки к норме права, но все равно ей не тождественны, поскольку применяются только с учетом иных положений законодательства, т.е. лишь в совокупности с ними предписание составляет норму права.
Тема № 10. ФОРМЫ ПРАВА
П Л А Н 1. Формы права: понятие, виды. 2. Понятие и основные признаки нормативно-правовых актов, их действие в пространстве, во времени и по кругу лиц. 3. Закон и подзаконные нормативно-правовые акты: их понятие, виды, соотношение 4. Указное право. Указы Президента. Институт контрассигнации
1. ФОРМЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ
В отечественной и зарубежной литературе по вопросу о понятии формы права, так же как и по проблемам определения понятия самого права, высказано множество различных точек зрения и суждений. Причем, если одни из них касались формы права в целом, то другие – форм его составных частей – норм, отраслей, институтов. Кроме того, авторы зачастую употребляют термины «форма права» и «источник права» как самостоятельные понятия. Решение вопросов, касающихся понятия формы права и его соотношения с понятием источника права, является производным от решения проблем правопонимания и определения самого понятия права. От того, на каких методологических позициях находится исследователь, придерживается ли он, скажем, позитивистских воззрений или же разрешает проблемы правопонимания с позиций естественного права, в полной мере зависят и его представления о формах и источниках права. Как целостное явление социальной действительности право имеет определенные формы своего выражения. В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней формой права понимают его структуру, систему элементов, которые составляют содержание этого явления. Под внешней формой – объективизированный комплекс юридических источников, которые формально закрепляют правовые явления и дозволяют адресатам знакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими. «Форма права» и «источник права» - понятия близкие, но не тождественные. Понятие «форма права» указывает на то, как содержание права организовано и выражено вовне. Понятие «источник права» указывает на начала (истоки) формирования права, те факторы, совокупность которых предопределяет его содержание и формы внешнего выражения. В юриспруденции различают источники права: а) материальные; б) идеальные; в) юридические. Материальные источники права (источники в материальном смысле) -это материальные условия жизни общества, особенности его экономики, доминирующего способа производства; это объективно существующие общественные отношения (трудовые, экологические, имущественные, семейные и т.п.), существование и развитие которых обуславливает необходимость их регулирования законодателем. Идеальные источники права (источники в идеальном смысле) - это особенности правового и политического сознания законодателя (прежде всего, его особенности как носителя определённой правовой и политической идеологии), его знания особенностей международной, внутриполитической обстановки, тенденций в их развитии и др. обстоятельств, которые обуславливают формирование в процессе правотворческой деятельности предполагаемой модели конкретного регулирующего воздействия на общественные отношения. Юридические источники права (источники в юридическом смысле) – это официальные способы внешнего выражения, закрепления норм права. К числу этих источников относятся, например, правовые прецеденты, правовые обычаи, такие юридические акты-документы как нормативные акты (законы, подзаконные акты), нормативные договоры, которые являются результатом деятельности субъектов правотворчества (нормотворчества). Понятие «юридический источник права» и понятие «форма права» -совпадают по содержанию. В литературе, нередко пишут: «источники (формы) права» или «формы (источники) права», чтобы подчеркнуть, что речь идёт именно о юридических источниках права. Нередко, говоря о «формах права», используют термин «источник права», а не «юридический источник права». При рассмотрении этой темы термины «формы права» и «источники права» используются в одном и том же значении внешней формы объективизации, выражения права. Формы (источники) права - это официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права. Виды основных источников (форм) права: а) нормативно-правовой акт; б) нормативно-правовой договор; в) правовой обычай; г) правовой прецедент.
Нормативно-правовой акт - это исходящий, как правило, от компетентного органа государства акт-документ, содержаний нормы права.
В современных государствах нормативно-правовой акт представляет собой наиболее распространенный источник права. Он устанавливает, изменяет, отменяет нормы права, вводит их в действие. Основными субъектами права, которые принимают и издают нормативно-правовые акты, являются соответствующие правотворческие органы государства. Они принимают и издают нормативно-правовые акты на основе и в пределах своей компетенции. В современной Украине нормативно-правовые акты бывшего СССР, которые не противоречат Конституции и законам Украины, применяются на основании Постановления Верховной Рады Украины от 12 сентября 1991 г. "О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР" и ст. 1 Раздела XV Конституции Украины. Нормативно-правовой договор — это добровольное соглашение двух и более сторон, содержащее нормы права. Нормативно-правовой договор — это, как правило, совместный акт-документ, содержащий нормы права, являющийся результатом добровольного, взаимосогласованного волеизъявления правотворческих органов (субъектов правотворчества). Нормативно-правовой договор - основной источник права в международном праве. Ратифицированные международные договоры Украины — источник права Украины, неотъемлемая часть ее национального законодательства (ст. 9 Конституции Украины). Во внутригосударственном праве Украины к нормативно-правовым договорам относится, например, коллективный договор, заключаемый профкомом предприятия от имени трудового коллектива с собственником или уполномоченным им органом.
Правовой обычай - это санкционированный государством обычай, приобретающий в силу этого общеобязательное значение. Санкционирование того или иного обычая государством означает признание им определенного обычая в качестве общеобязательного правила поведения, адресованного соответствующим субъектам права. Основанием санкционирования государством обычаев является соответствие направленности их регулятивного воздействия на общественные отношения целям, задачам, интересам государства. Санкционирование государством обычая обусловливает приобретение им таких признаков как общеобязательность, охрана государством от нарушений. Эти признаки правовых обычаев присущи и нормам права непосредственно установленных государством Правовые обычаи в качестве источника права появились давно. Об этом свидетельствуют, например, законы XII таблиц (Древний Рим V в. до, н.э.). Законы Драконта (Афины VII в. до н.э.) и другие юридические памятники. Один из путей возникновения права— появление так называемого обычного права, состоящего из правовых обычаев. В современных государствах, включая Украину, сфера общественных отношений, регулируемых правовыми обычаями, заметно мала и ограничена, в отличие от сферы действия законодательства.
Правовой прецедент - это решение государственного органа (судебного, административного) по конкретному юридическому делу, которое является общеобязательным примером решения последующих аналогичных дел.
Виды правовых прецедентов: а) судебный; б) административный. Различие этих прецедентов связано с существованием в механизме государства судебных и административных органов. В ряде современных государств судебный прецедент занимает заметное место среди источников (форм) права. К числу таких государств, прежде всего, относятся Англия (родина правового прецедента) и США. Однако правила и пределы действия судебного прецедента в этих странах неодинаковы. В Украине прецеденты Европейского суда по правам человека - источник права, но по отношению к деятельности внутригосударственных судов, формально (де-юре) судебный прецедент не является источником права, поскольку суды не относятся к числу правотворческих органов. Однако де-факто определенные судебные решения внутригосударственных судов имеют статус судебных прецедентов. Например, публикуемые в Украине сборники решений конкретных юридических дел высшими судебными инстанциями служат ориентиром правильного понимания и единообразного применения норм материального и процессуального права.
ПРЕЦЕДЕНТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА Европейский суд по правам человека образован 21.01.1959 в целях обеспечения уважения обязательств, вытекающих из Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод для государств-участников этой Конвенции, сделавших специальное заявление о признании для них юрисдикции Европейского суда по правам человека по вопросам толкования и применения данной Конвенции. Решения этого суда окончательны и обжалованию не подлежат. Контроль за исполнением решений суда входит в компетенцию исполнительного органа Совета Европы - Комитета Министров. УК Украины (ч. 3 ст. 382) предусматривает ответственность за умышленное неисполнение служебным лицом решения Европейского суда по правам человека. 17.08.1997г. принят Закон Украины «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Первого протокола и протоколов № 2,4,7 и 11 к Конвенции», в силу чего Украиной признается юрисдикция Европейского суда по правам человека по вопросам толкования и применения этой Конвенции. Данная Конвенция, будучи частью национального законодательства Украины (согласно ст.9 Конституции Украины), является комплексным юридическим механизмом по защите прав человека.включающим в себя, в частности, и судебную практику Европейского суда по правам человека, т.е. судебные прецеденты Европейского суда по правам человека. Ее ратификация означает, что с 7.08.1997г. в Украине действует европейское прецедентное право по правам человека. Нормативное содержание Конвенции постоянно развивается в результате ее расширительного («динамического») толкования Европейского суда по правам человека.
2. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИХ ДЕЙСТВИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ, ВО ВРЕМЕНИ, ПО КРУГУ ЛИЦ. Нормативно-правовой акт – это письменный акт-документ, содержащий нормы права. Основные признаки нормативного акта: - имеет форму письменного документа; -имеет определенные законодательством обязательные формальные реквизиты (название, дата принятия, подпись и т.д.); - принимается, как правило, компетентным органом (органами) государства; - публикуется в официальных печатных изданиях; -официальный текст - это текст, опубликованный на государственном языке; - содержит нормы права; - обладает юридической силой; - вступает в законную силу в порядке, предусмотренном законодательством; - действует во времени, в пространстве, в отношении определенного круга лиц; - регистрируется (если это предусмотрено законодательством данного государства) в государственном реестре нормативно-правовых актов.
Действие нормативного акта во времени тесно связано с понятием юридической силы (законной силы) нормативного акта. Этому действию присущи два основных момента: вступление акта в силу; утрата актом силы. Нормативные акты вступают в силу: а) либо с момента их принятия; б) либо с момента их обнародования (официального опубликования); в) либо с момента наступления срока, указанного в самом нормативном г) либо по истечении определённого срока после обнародования (официального опубликования) нормативного акта (срок вступления в силу не указан в самом нормативном акте, но определён для такого случая законодательством). д) либо с момента их получения адресатом (если акты в соответствии с В Украине сроки вступления в силу актов парламента, главы государства, правительства определяют п.5 ст.94 Конституции Украины, Указ Президента Украины от 10 июня 1997г. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|