Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






П Р Е Д И С Л О В И Е 10 страница




В отличие от обычных команд, велений и распоряжений по конкретным вопросам норма права адресована не отдельному лицу, а кругу лиц. Действие нормы права не исчерпывается исполнением, а рассчитано на неограниченное число случаев, на многократное применение. Правовая норма продолжает действовать после реализации ее в общественных отношениях и поведении людей.

Таким образом, подведем итоги и дадим определение понятию нормы права и ее признакам.

Норма права - это установленное либо санкционированное, а также охраняемое государством правило поведения, определяющее права и обязан­ности лиц в регулируемых общественных отношениях.

 

Основные признаки нормы права:

 

- общеобязательность (требования норм права обязательны для исполнения всеми субъектами, которым они адресованы);

 

- формальная определенность, т.е. содержание норм права внешне оформлено, выражено, закреплено в текстах соответствующих актов-документов, четко определяет права и обязанности их адресатов;

 

- общий характер действия, т.е. норма права адресована неперсонифицированным субъектам (всем тем, кто является участником отношения, кото­рое она регулирует), во времени действует непрерывно, не утрачивает действие в случае ее реализации, применения на практике;

-предоставительно-обязывающий характер (предоставляя одним ли­цам права, норма права возлагает на иных лиц обязанности, поскольку нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права (обязанное лицо действует или бездействует в интересах лица управомоченного);

 

- связь с государством (норма права - это правило поведения, которое установлено или санкционировано, а также гарантировано государством).

 

2. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

 

Наблюдая право в жизни общества, писал по поводу его нормативного содержания Г.Ф.Шершеневич, «мы обнаруживаем, прежде всего, что оно всегда выражается в виде правил. Всякий закон, в какую бы грамматическую форму он ни был облечен, всегда представляет собой норму или правило поведения.

При этом все нормы права, или правила поведения, выступают, с одной стороны, как весьма сходные между собой общеродовые явления, а с другой – как значительно отличающиеся по своему содержанию друг от друга видовые явления. В силу этого глубокое и разносторонне познание норм права с неизбежностью предполагает необходимость рассмотрения не только их общих родовых черт, но и одновременного изучения их особенных – видовых и индивидуальных – черт. Последнее, в свою очередь, логически ведет к необходимости предварительной классификации норм права по разным критериям.

В отечественной и зарубежной научной литературе сложилась практика классификации норм права в соответствии с такими критериями. Как характер и содержание норм права, предмет их регулирования, особенности их структуры в целом и составных частей, принадлежность к тем или иным институтам и отраслям права.

Одной из наиболее простых и наиболее распространенных классификаций норм права является их следующее подразделение:

1. По отраслевой принадлежности: например, нормы уголовного, трудового, гражданского права;

 

 

2. По выполняемой функции в правовом регулировании:

а) регулятивные (рассчитаны на правомерное поведение, устанавливают
юридические права и обязанности участников регулируемых общественных
отношений);

 

б) правоохранительные (рассчитаны на неправомерное поведение и всегда
содержат санкции, применяемые к правонарушителям);

 

3. По уровню правового регулирования:

а) нормы материального права (прямо, непосредственно регулируют

общественные отношения, определяя юридические права и обязанности их участников);

б) нормы процессуального права (определяют порядок, процедуру реализации норм материального права);

 

4. По характеру диспозиции:

а) управомочивающие (указывают на возможность совершать определенные действия);

б) обязывающие (указывают на необходимость совершать опреде­ленные действия);

в) запрещающие (указывают на необходимость воздержи­ваться от совершения определенных действий);

 

5. По способу установления диспозиции:

 

а) императивные (правило поведения устанавливается государством);

 

б) диспозитивные (установленное государством правило поведения действует лишь тогда, когда участники регулируемого общественного отношения сами не установили для себя иного правила);

Отдельные ученые выделяют еще специализированные нормы права. Специализированные нормы права являются разновидностью правовых (юридических) норм, они обеспечивают действие норм регулятивных (управомочивающих, обязывающих, запрещающих) и правоохранительных (в этом проявляется их особая специализация в системе норм права, их специализация в «разделении труда» между этими нормами), к ним относятся:

- общезакрепительные нормы - в обобщенном виде закрепляют определенное состояние тех или иных общественных отношений (например, ст.51 Кон­ституции Украины устанавливает: «Семья, детство, материнство и отцовство охраняются государством»);

- декларативные нормы провозглашают принципы, задачи соответствующих правовых норм, видов правовой деятельности (напр., ст.1 УК Украи­ны провозглашает задачи Уголовного кодекса);

- дефинитивные нормы устанавливают (закрепляют) легальные определения («дефиниции») правовых понятий (напр., ст. 11 УК Украины закрепляет понятие преступления);

- коллизионные нормы указывают на порядок выбора нормы, подлежащей применению, когда несколько правовых норм претендуют на регулирование данного общественного отношения (напр., ст. 17 Закона Украины «О международных договорах Украины» указывает: «Если международным до­говором Украины, заключение которого состоялось в форме закона, установ­лены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины, применяются правила международного договора Украины»).

 

3.СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА

Структура нормы права - это ее внутреннее строение. К структурным элементам нормы права относятся:

• гипотеза - часть нормы, указывающая на фактические обстоятель­ства, при наступлении которых следует исполнить установленное правило;

• диспозиция - часть нормы, содержащая само правило поведения, указывающая на права и обязанности сторон в регулируемом отношении;

• санкция - часть нормы, предусматривающая меры принудительного воздействия, применяемые к нарушителям данного правила поведения.

В статьях нормативно-правовых актов обычно встречаются нормы, имеющие два структурных элемента: гипотезу и диспозицию или гипотезу и санкцию. "Гипо­теза - диспозиция", "гипотеза - санкция" - это парные структурные элементы нор­мы, при наличии которых она вообще может состояться как регулятор обществен­ных отношений. Норма права, имеющая структуру "гипотеза-диспозиция", называ­ется регулятивной нормой. Норма права, имеющая структуру "гипотеза-санкция", называется охранительной нормой.

Действие регулятивных норм дополняется действием охранительных норм. Иными словами, при нарушении диспозиции регулятивной нормы ги­потеза соответствующей ей охранительной нормы может рассматриваться в качестве звена, объединяющего их в единое целое» т. е. в так называемую логическую норму, в структуре которой можно различать три элемента, логику взаимосвязи которых выражает схема: "если - то – иначе» (гипотеза — диспо­зиция - санкция). Например, согласно п. 3 ст. 2 Закона Украины "О собствен­ности", "каждый гражданин в Украине имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом лично или совместно с другими". Право владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом охраняется, в частности, действием норм Уголовного кодекса Украины, предусматривающих ответственность за преступления против индивидуальной собственности граждан.

Таким образом, гипотеза, диспозиция, санкция - это взаимосвязанные структурные элементы нормы права, при наличии которых она (норма) явля­ется полноценным регулятором общественных отношений в плане ее обеспе­ченности охраной государством от нарушений. Например, обязывающую диспозицию регулятивной нормы юридически безответственно можно не ис­полнять, если нет нормы, предусматривающей санкцию, применяемую в слу­чае неисполнения этой обязанности.

Однако относительная самостоятельность, самодостаточность действия охранительных норм предполагает, что вопрос о привлечении правонаруши­теля к юридической ответственности может решаться правоприменителем исключительно в рамках нарушенной охранительной нормы, без поиска ее связи с соответствующей регулятивной нормой.

ВИДЫ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НОРМЫ ПРАВА

Гипотеза, диспозиция, санкция - структурные элементы нормы права, которые по строению (составу) могут быть простыми, сложными, альтернативными, альтернативно-сложными (одновременно имеют сложность и аль­тернативность).

Виды гипотез:

а) простая, т. е. предусматривающая одно условие действия данной нормы;

б) сложная, т. е. предусматривающая два и более условия, совокупность которых необходима для действия данной нормы;

в) альтернативная (разновидность сложной), т. е. предусматривающая несколько условий, но для действия данной нормы достаточно наступления какого-либо одного из этих условий.

Виды диспозиций:

а) простая, т. е. предусматривающая одно правовое последствие;

б) сложная, т. е, предусматривающая определённую совокупность правовых последствий;

По форме выражения (или характеру правового предписания) есть дис­позиции: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

 

Виды санкций:

а) простая, т. е. предусматривающая одно правовое последствие;

б) сложная, т. е. предусматривающая определённую совокупность правовых последствий.

 

По характеру неблагоприятных последствий есть санкции:

а) правовосстановительные (возместительные);

б) штрафные (карательные).

 

По степени определённости есть санкции:

а) абсолютно-определённые (абсолютно точно определяют меру неблагоприятного последствия правонарушения);

б) относительно-определённые (определяют только низший и высший или только высший предел меры неблагоприятного последствия правонару­шения);

в) альтернативные (допускают выбор варианта меры неблагоприятного последствия правонарушения из двух или нескольких возможных вариантов).

СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ НОРМ ПРАВА В СТАТЬЯХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статьи нормативно-правовых актов закрепляют нормы права. Создавая тексты статей нормативно-правовых актов, законодатель использует различ­ные способы изложения элементов норм права.

Основные способы изложения элементов норм права:

1. Прямой предполагает изложение в статье нормативно-правового акта всех структурных элементов данной нормы права.

2. Отсылочный выражается в том, что в статье нормативно-правового акта изложены не все структурные элементы данной нормы права, но в ней указано, в какой иной статье этого же нормативно-правового акта изложен недостающий элемент.

3. Бланкетный предусматривает то, что в статье нормативно-правового акта изложены не все структурные элементы данной нормы права, но из этой статьи следует, что недостающий элемент изложен в ином нормативно-правовом акте.

4. Абстрактный характеризуется тем, что содержание нормы раскрывается с помощью родовых (неиндивидуализированных) понятий.

5. Казуистический заключается в том, что содержание нормы раскрывается с помощью видовых (индивидуализированных) понятий.

 

4.СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ ЗАКОНА

Соотношение нормы права и статьи закона характеризуется:

1) совпадением нормы права и статьи закона;

2)несовпадением нормы права и статьи закона.

Совпадение нормы права и статьи закона (по объему) означает, что в одной статье есть одна норма, т.е. в статье закона присутствуют в полном объеме своего содержания все обязательные элементы логической структуры нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция). Например, какая-либо статья Особенной части УК Украины содержит соответствующую норму уголовного права. В ней (статье) прямо сформулированы диспозиция и санкция. Диспо­зиция - это указанное в статье соответствующее запрещенное деяние- преступление (кража, грабёж, мошенничество и т. д.). Санкция - это опреде­лённое в статье наказание, которое применяется за совершенное преступле­ние, т.е. за нарушение запрета («запрещающей диспозиции»). Гипотезой, т.е. условием действия нормы, её применения является вытекающее из содержа­ния диспозиции логическое предположение, что данная норма действует, применяется, если субъект преступления совершит данное запрещенное дея­ние («преступление»).

Несовпадение нормы права и статьи закона проявляется в следующем:

а) одна статья закона содержит две или более двух норм права (например, многие статьи Особенной части УК Украины имеют несколько частей, каждая из них - самостоятельная норма права).

б) норма права содержится:

- в двух или нескольких статьях одного нормативно-правового акта
(например, в статье есть гипотеза и диспозиция, а санкция сформулиро­вана в иной статье);

- в статьях двух нормативно-правовых актов

(изложение норм права в различных нормативно-правовых актах неред­ко обусловлено тем, что содержание её частей не всегда определяет один и тот же орган, например, административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил установлена Кодексом Украины об админис­тративных правонарушениях, актом законодательной власти, но сами эти правила, в частности, определены решениями соответствующих органов мес­тного самоуправления по вопросам борьбы с эпизоотиями).

Несовпадение нормы права и статьи закона, отсутствие возможности всегда обнаружить в одной статье одну норму, обусловлено правилами законодательной техники, которые предполагают лаконичность изложения содержания нормы в статье, применение таких способов изложения её содержания в статье как отсылочный, бланкетный.

Несовпадение нормы права и статьи закона обращает внимание на то, что установление всех обязательных элементов нормы права (гипотеза, дис­позиция, санкция) нередко требует применения приёмов логического мышле­ния, определения логической взаимосвязи содержания нескольких статей од­ного и того же нормативно-правового акта или статей нескольких норматив­но-правовых актов. Например: а) нормы Особенной части УК Украины при­меняются с учётом содержания норм Общей части УК Украины; б) формули­ровка диспозиции нормы может текстуально определить субъективные права только одной стороны правоотношения, но при этом подразумевается нали­чие соответствующих этим правам юридических обязанностей у другой сто­роны правоотношения.

Несовпадение нормы права и статьи закона указывает, что в отдельной статье можно обнаружить, например, только гипотезу и диспозицию нормы или только диспозицию нормы, или только составную часть гипотез ряда норм. В связи с чем, в юридической литературе отмечено, что формой выра­жения текста нормы права в статье закона, тексте нормативно-правового акта является т.н. нормативно-правовое предписание, т.е. норма права и нормати­вно-правовое предписание соотносятся как содержание и форма.

Нормативно-правовое предписание - это грамматически, логически завершенная часть текста структурного подразделения акта законодательства (статьи, части статьи, абзаца, параграфа, пункта), которая юридически обяза­тельна для применения на практике.

Нормативно-правовое предписание рассматривается как элементарная частица системы законодательства (законодательство является одной из форм права), тогда как норма права - элементарная частица системы права. Неко­торые из таких предписаний имеют только грамматическую структуру (на­пример, легальное определение понятия юридического лица). Имеющие гра­мматическую и логическую структуру, конструируются по схеме «если - то» или «если - то - иначе». В последнем случае они по содержанию и логичес­кой структуре близки к норме права, но все равно ей не тождественны, по­скольку применяются только с учетом иных положений законодательства, т.е. лишь в совокупности с ними предписание составляет норму права.

 

 

Тема № 10. ФОРМЫ ПРАВА

 

П Л А Н

1. Формы права: понятие, виды.

2. Понятие и основные признаки нормативно-правовых актов, их действие в пространстве, во времени и по кругу лиц.

3. Закон и подзаконные нормативно-правовые акты: их понятие, виды, соотношение

4. Указное право. Указы Президента. Институт контрассигнации

 

1. ФОРМЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ

 

В отечественной и зарубежной литературе по вопросу о понятии формы права, так же как и по проблемам определения понятия самого права, высказано множество различных точек зрения и суждений. Причем, если одни из них касались формы права в целом, то другие – форм его составных частей – норм, отраслей, институтов. Кроме того, авторы зачастую употребляют термины «форма права» и «источник права» как самостоятельные понятия.

Решение вопросов, касающихся понятия формы права и его соотношения с понятием источника права, является производным от решения проблем правопонимания и определения самого понятия права. От того, на каких методологических позициях находится исследователь, придерживается ли он, скажем, позитивистских воззрений или же разрешает проблемы правопонимания с позиций естественного права, в полной мере зависят и его представления о формах и источниках права.

Как целостное явление социальной действительности право имеет определенные формы своего выражения. В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней формой права понимают его структуру, систему элементов, которые составляют содержание этого явления. Под внешней формой – объективизированный комплекс юридических источников, которые формально закрепляют правовые явления и дозволяют адресатам знакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.

«Форма права» и «источник права» - понятия близкие, но не тождест­венные. Понятие «форма права» указывает на то, как содержание права орга­низовано и выражено вовне. Понятие «источник права» указывает на начала (истоки) формирования права, те факторы, совокупность которых предопре­деляет его содержание и формы внешнего выражения.

В юриспруденции различают источники права:

а) материальные;

б) иде­альные;

в) юридические.

Материальные источники права (источники в материальном смысле) -это материальные условия жизни общества, особенности его экономики, доминирующего способа производства; это объективно существующие общественные отношения (трудовые, экологические, имущественные, семейные и т.п.), существование и развитие которых обуславливает необходимость их регулирования законодателем.

Идеальные источники права (источники в идеальном смысле) - это особенности правового и политического сознания законодателя (прежде всего, его особенности как носителя определённой правовой и политической идеологии), его знания особенностей международной, внутриполитической обстановки, тенденций в их развитии и др. обстоятельств, которые обуславливают формирование в процессе правотворческой деятельности предполагаемой модели конкретного регулирующего воздействия на общественные отношения.

Юридические источники права (источники в юридическом смысле) – это официальные способы внешнего выражения, закрепления норм права. К чис­лу этих источников относятся, например, правовые прецеденты, правовые обычаи, такие юридические акты-документы как нормативные акты (законы, подзаконные акты), нормативные договоры, которые являются результатом деятельности субъектов правотворчества (нормотворчества).

Понятие «юридический источник права» и понятие «форма права» -совпадают по содержанию. В литературе, нередко пишут: «источники (формы) права» или «формы (источники) права», чтобы подчеркнуть, что речь идёт именно о юридических источниках права. Нередко, говоря о «формах права», используют термин «источник права», а не «юридический источник права».

При рассмотрении этой темы термины «формы права» и «источники права» используются в одном и том же значении внешней формы объективизации, выражения права.

Формы (источники) права - это официальные способы внешнего вы­ражения и закрепления норм права.

Виды основных источников (форм) права:

а) нормативно-правовой акт;

б) нормативно-правовой договор;

в) правовой обычай;

г) правовой прецедент.

 

Нормативно-правовой акт - это исходящий, как правило, от компетент­ного органа государства акт-документ, содержаний нормы права.

 

В современных государствах нормативно-правовой акт представляет со­бой наиболее распространенный источник права. Он устанавливает, изменяет, отменяет нормы права, вводит их в действие. Основными субъектами права, которые принимают и издают нормативно-правовые акты, являются соответ­ствующие правотворческие органы государства. Они принимают и издают нормативно-правовые акты на основе и в пределах своей компетенции.

В современной Украине нормативно-правовые акты бывшего СССР, ко­торые не противоречат Конституции и законам Украины, применяются на основании Постановления Верховной Рады Украины от 12 сентября 1991 г. "О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР" и ст. 1 Раздела XV Конституции Украины.

Нормативно-правовой договор — это добровольное соглашение двух и более сторон, содержащее нормы права.

Нормативно-правовой договор — это, как правило, совместный акт-документ, содержащий нормы права, являющийся результатом доброволь­ного, взаимосогласованного волеизъявления правотворческих органов (субъ­ектов правотворчества).

Нормативно-правовой договор - основной источник права в междуна­родном праве. Ратифицированные международные договоры Украины — ис­точник права Украины, неотъемлемая часть ее национального законодатель­ства (ст. 9 Конституции Украины). Во внутригосударственном праве Украины к нормативно-правовым договорам относится, например, коллективный дого­вор, заключаемый профкомом предприятия от имени трудового коллектива с собственником или уполномоченным им органом.

 

Правовой обычай - это санкционированный государством обычай, приобретающий в силу этого общеобязательное значение.

Санкционирование того или иного обычая государством означает при­знание им определенного обычая в качестве общеобязательного правила по­ведения, адресованного соответствующим субъектам права. Основанием санкционирования государством обычаев является соответствие направлен­ности их регулятивного воздействия на общественные отношения целям, за­дачам, интересам государства. Санкционирование государством обычая обу­словливает приобретение им таких признаков как общеобязательность, охра­на государством от нарушений. Эти признаки правовых обычаев присущи и нормам права непосредственно установленных государством

Правовые обычаи в качестве источника права появились давно. Об этом свидетельствуют, например, законы XII таблиц (Древний Рим V в. до, н.э.). Законы Драконта (Афины VII в. до н.э.) и другие юридические памятники. Один из путей возникновения права— появление так называемого обычного права, состоящего из правовых обычаев.

В современных государствах, включая Украину, сфера общественных отношений, регулируемых правовыми обычаями, заметно мала и ограничена, в отличие от сферы действия законодательства.

 

Правовой прецедент - это решение государственного органа (судебно­го, административного) по конкретному юридическому делу, которое явля­ется общеобязательным примером решения последующих аналогичных дел.

 

Виды правовых прецедентов: а) судебный; б) административный.

Различие этих прецедентов связано с существованием в механизме государства судебных и административных органов.

В ряде современных государств судебный прецедент занимает заметное место среди источников (форм) права. К числу таких государств, прежде все­го, относятся Англия (родина правового прецедента) и США. Однако правила и пределы действия судебного прецедента в этих странах неодинаковы.

В Украине прецеденты Европейского суда по правам человека - источ­ник права, но по отношению к деятельности внутригосударственных судов, формально (де-юре) судебный прецедент не является источником права, поскольку суды не относятся к числу правотворческих органов. Однако де-факто определенные судебные решения внутригосударственных судов имеют статус судебных прецедентов. Например, публикуемые в Украине сборники решений конкретных юридических дел высшими судебными инстанциями слу­жат ориентиром правильного понимания и единообразного применения норм материального и процессуального права.

 

ПРЕЦЕДЕНТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Европейский суд по правам человека образован 21.01.1959 в целях обеспечения уважения обязательств, вытекающих из Европейской кон­венции о защите прав человека и основных свобод для государств-участников этой Конвенции, сделавших специальное заявление о признании для них юрисдикции Европейского суда по правам человека по вопросам толкования и применения данной Конвенции.

Решения этого суда окончательны и обжалованию не подлежат. Контроль за исполнением решений суда входит в компетенцию исполнительного органа Совета Европы - Комитета Министров. УК Украины (ч. 3 ст. 382) предусматривает ответственность за умышленное неисполнение служебным лицом решения Европейского суда по правам человека.

17.08.1997г. принят Закон Украины «О ратификации Конвенции о защи­те прав человека и основных свобод 1950 года, Первого протокола и прото­колов № 2,4,7 и 11 к Конвенции», в силу чего Украиной признается юрисдик­ция Европейского суда по правам человека по вопросам толкования и применения этой Конвенции.

Данная Конвенция, будучи частью национального законодательства Ук­раины (согласно ст.9 Конституции Украины), является комплексным юриди­ческим механизмом по защите прав человека.включающим в себя, в частно­сти, и судебную практику Европейского суда по правам человека, т.е. судебные прецеденты Европейского суда по правам человека. Ее ратификация означает, что с 7.08.1997г. в Украине действует европейское прецедентное право по правам человека. Нормативное содержание Конвен­ции постоянно развивается в результате ее расширительного («динамическо­го») толкования Европейского суда по правам человека.

 

2. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИХ ДЕЙСТВИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ, ВО ВРЕМЕНИ, ПО КРУГУ ЛИЦ.

Нормативно-правовой акт – это письменный акт-документ, содержащий нормы права.

Основные признаки нормативного акта:

- имеет форму письменного документа;

-имеет определенные законодательством обязательные формальные реквизиты (название, дата принятия, подпись и т.д.);

- принимается, как правило, компетентным органом (органами) государства;

- публикуется в официальных печатных изданиях;

-официальный текст - это текст, опубликованный на государственном языке;

- содержит нормы права;

- обладает юридической силой;

- вступает в законную силу в порядке, предусмотренном законодательством;

- действует во времени, в пространстве, в отношении определенного круга лиц;

- регистрируется (если это предусмотрено законодательством данного государства) в государственном реестре нормативно-правовых актов.

 

Действие нормативного акта во времени тесно связано с понятием юридической силы (законной силы) нормативного акта. Этому действию присущи два основных момента: вступление акта в силу; утрата актом силы.

Нормативные акты вступают в силу:

а) либо с момента их принятия;

б) либо с момента их обнародования (официального опубликования);

в) либо с момента наступления срока, указанного в самом нормативном
акте или в специальном акте о введении его в действие;

г) либо по истечении определённого срока после обнародования (официаль­ного опубликования) нормативного акта (срок вступления в силу не указан в са­мом нормативном акте, но определён для такого случая законодательством).

д) либо с момента их получения адресатом (если акты в соответствии с
законодательством не публикуются, а рассылаются).

В Украине сроки вступления в силу актов парламента, главы государст­ва, правительства определяют п.5 ст.94 Конституции Украины, Указ Президента Украины от 10 июня 1997г.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных