Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






П Р Е Д И С Л О В И Е 11 страница




Согласно ч.3 ст.57 Конституции Украины, законы и иные нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, не дове­денные до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействующими.

Способы прекращения действия (утраты силы) нормативных актов:

- истечение срока действия, на который был принят данный акт;

- отмена акта уполномоченным на то органом (прямая отмена);

- фактическая замена данного акта иным актом, принятым по тем же вопросам (фактическая отмена).

По общему правилу, нормативные акты во времени имеют прямое дей­ствие, и не имеют обратного или переживающего действия.

Прямое действие предполагает применение акта в связи с юридически­ми фактами, возникшими после введения его в действие.

Обратное действие (т.н. «обратная сила закона») предполагает приме­нение акта в связи с юридическими фактами, возникшими до введения его в действие.

Согласно ч.1 ст.58 Конституции Украины законы и иные нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, ко­гда они смягчают и отменяют ответственность лица.

Согласно решению Конституционного Суда Украины от 9.02.1999г. ч.1 ст.58 не распространяется на юридических лиц.

Переживающее действие предполагает частичное действие отменённо­го акта наряду с новым актом.

Например, в п. 3 постановления Верховной Рады Украины от 15.11.1996г. «О порядке введения в действие Закона Украины «Об отпусках» говорится, что до приведения законодательства в соответствие с Законом Ук­раины «Об отпусках» применяются законы и другие нормативно-правовые акты в части не противоречащей этому закону.

Обратное, переживающее действие нормативного акта может быть обусловлено только законодателем.

 

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ

Пространственное (территориальное) действие нормативных актов основывается на таких принципах как территориальный принцип и экстерриториальный принцип.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного акта данно­го субъекта правотворчества в пределах государственных или административных границ данного государства. Иными словами, нормативный акт действует либо на всей территории государства, либо на определённой её части.

Понятие «территория государства» определяется нормами международ­ного и внутригосударственного права. Так, территория украинских диплома­тических представительств за рубежом относится к территории Украинского государства. Согласно Закону Украины «О государственной границе Украи­ны» под территорией Украины понимается не только её, в пределах государ­ственной границы, сухопутное, водное пространство, воздушное пространст­во над ними, недра, но и военные, невоенные корабли, находящиеся под фла­гом Украины, например, в открытом море, а также воздушные суда, находящиеся вне пределов государства под его опознавательными знаками.

Согласно территориальному принципу действия нормативных актов, в унитарном государстве есть нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию страны, на территорию административно-территориальных единиц или территориальных автономий. В федеративном государстве, акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом, а акты субъектов федерации действуют в пределах их территориальные границ. В унитарном, федеративном государстве акты органов местного самоуправления действуют в пределах соответствующих административных границ.

Экстерриториальный принцип предполагает действие нормативного ак­та данного субъекта правотворчества за пределами территории его юрисдик­ции. Например, допускается использование иностранного законодательства по некоторым наследственным делам, при судебном рассмотрении споров, вытекающих из определённых внешнеторговых контрактов (арбитражная оговорка которых предусматривает именно такой порядок судебного разбирательства).

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО КРУГУ ЛИЦ

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с их террито­риальным действием. По общему правилу, нормативные акты распространя­ются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа. Примером исключения из этого правила является распространение действующего уголовного законодательства Украины не только на лиц, нахо­дящихся на территории украинского государства, но и на находящихся за гра­ницей граждан Украины, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Украине. Граждане Украины, лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, совершившие преступление за пределами Украины, подлежат уго­ловной ответственности по уголовному закону Украины, если они привлече­ны к уголовной ответственности или преданы суду на территории украинско­го государства.

Некоторые нормативные акты могут быть адресованы только опреде­лённой категории лиц (пенсионеры, военнослужащие и т.д.) и действуют только в отношении этих лиц. Адресность действия нормативных актов связана с различием лиц юридических и физических («человек»). Среди послед­них различают: граждан, лиц без гражданства, иностранцев. Среди иностран­цев, находящиеся в стране пребывания, официальные представители ино­странных государств (например, дипломатический персонал посольств) наделя­ются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности): вопрос об их уголовной, административной ответственности за соответствующее деяние, совершённое на территории страны пребывания, решается диплома­тическим путём.

 

 

3. ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ: ИХ ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ СООТНОШЕНИЕ

 

Рассматривая признаки нормативно-правового акта, мы указывали, что нормативно-правовой акт должен обладать юридической силой, т.е. юридическая сила - один из признаков нормативно-правового акта. Что же такое юридическая сила?

Юридическая сила – это свойство нормативно-правового акта, указывающее на обязательность практической реализации содержащихся в нем правовых предписаний, а также на соподчиненность нормативно-правовых актов в их иерархии, которая зависит от степени этой обязательности, определяемой местом правотворческого органа в государственном аппарате.

Говоря более лаконично: юридическая сила нормативно-правовых актов – это различная по степени обязательность практического осуществления их предписаний всеми теми, кому они адресованы.

Юридическая сила нормативно-правовых актов выражается в их:

- соотношении между собой (существует иерархичность, соподчиненность этих актов, верховенство одних над иными);

- значении для адресатов (обязательны для исполнения соответствующими субъектами права, поскольку содержат нормы права, являющиеся общеобязательными правилами поведения).

По юридической силе в системе нормативно-правовых актов различают законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения.

Основные признаки закона:

• закон представляет собой разновидность нормативно-правовых актов (в их системе есть законы и подзаконные акты) и как всякий иной норматив­ный акт содержит нормы права (общие правила поведения), адресованные соответствующим субъектам права;

• закон принимается органом законодательной власти (высшим представительным органом государственной власти) - парламентом страны или всенародным голосованием (референдумом);

• закон принимается органом законодательной власти в особом процедурном порядке (стадии законотворчества), предусмотренном Конституцией и регламентом парламента (см. п.4 ст.82 Конституции Украины);

• закон в системе нормативно-правовых актов (системе законодательства) обладает высшей юридической силой.

Согласно п.2 ст.8 Конституции Украины (Основного Закона Украины) -Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. Высшая юридическая сила закона указывает на его верховенство в системе правовых актов, которое также предполагает, что подзаконные акты должны соответствовать законам (издаваться на основе и во исполнение законов), в случае несоответствия (или противоречия) они в установленном порядке отменяются.

• закон регулирует наиболее важные (основополагающие, наиболее значимые) общественные отношения, которые составляют предмет компетенции парламента страны;

• закон в системе законодательства относится к числу наиболее стабильных нормативно-правовых актов.

ВИДЫ ЗАКОНОВ

По роли и месту в системе законодательства:

 

а) Конституция (закон законов).

 

Конституция Украины - Основной Закон Украины.

В некоторых странах отсутствует Конституция как особого рода законодательный акт, принятый парламентом (Ватикан, Саудовская Аравия, Оман). Например, в Саудовской Аравии Конституцией официально считается Коран. В Англии нет писаной Конституции, т.е. нет соответствующего отдельного ак­та-документа, но её роль выполняет определённая группа законов.

 

б) Конституционные (основные) законы.

Термин «Конституционные законы» в законодательстве Украины отсутствует, но в юридической литературе это понятие встречается часто, однако отсутствует единство мнения о его особенностях (содержание, функции).

Термин «Конституционный закон» (иногда - «органический закон») из­вестен законодательству Франции, Италии и др.

В Украине есть основания среди конституционных законов различать:

органические (вносят изменения, дополнения в действующую Конститу­цию; включаются как органическая (неотъемлемая) часть в текст Конститу­ции; процедура их принятия аналогична процедуре принятия Конституции);

номинальные (их перечень, организационное название (о Кабинете Министров, о выборах Президента и т.п.) предусмотрены Конституцией; будучи своего рода продолжением Конституции их положения в текст Конституции не включаются; их основная задача - конкретизация (детализация) оп­ределённых норм Конституции);

ординарные (на них есть ссылка в Конституции, но без определения их организационного названия);

в) обыкновенные (простые, текущие) законы.

Принимаются в соответствии с компетенцией парламента по вопросам не относящимся к предмету регулирования Конституцией и Конституцион­ными законами.

Среди обыкновенных законов есть:

- Кодифицированные законы (являются результатом кодификации как формы систематизации законодательства; это законы, отличающиеся внутренней согласованностью своих предписаний, высоким уровнем норматив­ных обобщений, комплексным регулированием определенной сферы общест­венных отношений; это, прежде всего, Основы законодательства, кодексы, действующие в тех или иных отраслях законодательства);

- чрезвычайные (исключительные) законы (имеют временный характер, принимаются при чрезвычайных обстоятельствах, например, при введении военного положения);

- обеспечительные (оперативные) законы (такие, которые вводят в действие некоторые иные законы, ратифицируют международные договоры Украины).

По субъектам издания есть:

• Законы Украины (принимаются Верховной Радой Украины);

• Законы бывшего СССР.

Законы бывшего СССР (как и подзаконные акты) применяются, если они:

а) регулируют отношения, неурегулированные правом Украины;

б) не противоречат Конституции и законам Украины.
Закон может быть принят всеукраинским референдумом.

В федерации издаются:

 

а) федеральные законы; б) законы субъектов фе­дерации.

В Украине силу законов имеют т.н. Декреты Кабинета Министров Украины, которые в определенный период времени были изданы еще до принятия ныне действующей Конституции (сейчас эти акты законодательства могут изменяться, отменяться только парламентом).

Законы, как и иные нормативные акты, можно различать, например, по ха­рактеру действия во времени (постоянные, временные, действие которых приостановлено или продлено). Есть законы, непосредственно адресованные какой-то определенной категории лиц (например, Закон Украины «О милиции»), наряду с законами общереспубликанского действия есть законы регионально­го действия (например, законы о свободных экономических зонах), их можно раз­личать и по отраслевой принадлежности (гражданского, уголовного и т.д. права).

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются, издаются на ос­нове и во исполнение законов.

 

В Украине, по субъекту принятия (издания) среди подзаконных нормативно-правовых актов различают:

- постановления Верховной Рады Украины;

- акты Президента Украины (указы, распоряжения);

- акты органов исполнительной власти:

 

а) Правительства Украины (постановления, распоряжения);

б) центральных органов исполнительной власти (например, акты министерств);

в) местных органов исполнительной власти (например, распоряжения глав местных государственных администраций);

- контрольно-надзорных органов (например, акты Генерального проку­рора Украины);

- акты органов местного самоуправления (решения).

 

По характеру компетенции органа, издавшего подзаконный акт, а также сфере его действия обычно различают акты:

- общие (издаются органами общей компетенции, действуют в пределах страны): например, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины (Правительства Украины);

- местные (издаются местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, действуют в пределах соответствующей территории, например, области, района);

- ведомственные (издаются органами специальной компетенции - ведомствами, распространяются на структурные подразделения, лиц, находящихся в системе административного, служебного, дисциплинарного подчинения данного ведомства, т.е. имеют внутриведомственное значение): напри­мер, акты министерств, иных центральных органов исполнительной власти.

- локальные (корпоративные) - издаются органами управления корпорации (предприятия, учреждения, организации), имеют внутрикорпоративное действие, т.е. действуют в пределах данного предприятия, учреждения, организации; среди них есть акты принятые руководителем, общим собранием, исполнительным органом (например, советом директоров) корпорации, акты материально-правовые и процессуально-правовые, принятые самостоятельно (в рамках закона) или на основе типовых нормативных документов (в порядке их развития, дополнения).

СРОКИ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ АКТОВ ПАРЛАМЕНТА, ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА, ПРАВИТЕЛЬСТВА

В Украине сроки вступления в силу правовых актов связаны с их видами:

а) по субъекту принятия акта;

б) по содержанию акта:

- нормативный;

- ненормативный;

- нормативный, определяющий права и обязанности граждан;

- акт не имеющий общего значения;

-акт с ограничительным грифом.


Непосредственное отношение к определению этих сроков имеют: п.5 ст.94 Конституции Украины; Указ Президента Украины от 10 июня 1997 г. «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу».

Нормативно-правовые акты Верховной Рады Украины и Президен­та Украины вступают в действие через десять дней со дня офи­циального обнародования, если иное не предусмотрено самими актами, но не ранее дня их опубликования в официальном печатном издании.

Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины (КМУ) вступают в действие с момента их принятия, если более поздний срок вступления их в силу не предусмотрен в этих актах. Акты КМУ, которые опреде­ляют права и обязанности граждан, вступают в силу не ранее дня их опуб­ликования в официальных печатных изданиях.

Акты ВР, Президента, КМУ, которые не имеют общего значения или нормативного характера, могут не публиковаться по решению соответствующего органа. Эти акты и акты с ограничительными грифами (например, акт КМУ с грифом «секретно») официально обнародуются путём рассылки соответствующим государственным органам и органам местного самоуправ­ления и доведения ими до сведения предприятий, учреждений, организаций и лиц, на которые распространяется их действие.

Неопубликованные акты ВР и Президента вступают в силу с момента их получения государственными органами или органами местного самоуправления, если орган, который их издал, не установил иной срок вступления их в силу.

 

4. УКАЗНОЕ ПРАВО. УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА. ИНСТИТУТ КОНТРАССИГНАЦИИ

Термин «указное право» означает:

а) право главы государства издавать указы;

б) совокупность действующих указов, изданных главой государства.

 

В Украине, как и в ряде других государств, указ - собственное название наиболее важных актов, издаваемых главой государства, которые он прини­мает по вопросам, относящимся к его компетенции.

В соответствии с п.31 ст. 106 Конституции Украины, Президент Украины на основе и во исполнение Конституции и законов Украины издаёт указы и распоряжения, которые являются обязательными для исполнения на территории Украины.

Среди тематически и содержательно разнообразных указов («земельных», «инвестиционных», «банковских», «лицензионных» и т.п.), прежде все­го, различают указы нормативные (содержат нормы права) и ненормативные (содержат индивидуальные предписания). Особое место среди указов Прези­дента занимают указы по экономическим вопросам, изданные на основании п.4 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины — т.н. «законоподобные» указы (публицистическое название).

Юридическая природа этих указов выражается в том, что Президент в течение трёх лет после вступления в действие Конституции имел право изда­вать одобренные Кабмином и скреплённые подписью Премьер-министра ука­зы по экономическим вопросам, не урегулированным законами, с одновре­менной подачей соответствующего законопроекта в Верховную Раду в по­рядке, установленном Конституцией.

Такой указ вступал в действие, если в течение 30 календарных дней со дня подачи законопроекта (за исключением дней межсессионного периода) Верховная Рада не принимала закон или не отклоняла представленный зако­нопроект большинством от её конституционного состава, и действовал до вступления в силу закона, принятого Верховной Радой по этим вопросам.

Среди подобного рода указов различают:

- указы, которые вступили в силу и действуют;

- указы, которые действовали, но утратили силу (действовали до вступ­ления в силу соответствующего закона);

- указы, которые не действовали (не вступили в силу в связи с отклонением
соответствующего законопроекта постановлением Верховной Рады Украины);

Контрассигнатура («контрассигнация») означает, как правило, скреп­ление акта главы государства подписью министра (возлагает на министра, подписавшего акт, юридическую и политическую ответственность за его исполне­ние).

Согласно п.31 ст. 106 Конституции Украины ряд актов Президента Ук­раины скрепляются подписями Премьер-министра Украины и министра, от­ветственного за его исполнение.(например, назначение и освобождение глав дипломатических представительств Украины в других государствах, прекращение полномочий Верховной Рады, назначение членов Кабинета Министров и т.д.)

 

Тема № 11. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

 

П Л А Н

 

1.Правовой статус гражданина: понятие, структура, виды.

2.Теория трех поколений прав человека.

3.Система основных прав и свобод человека и гражданина.

4.Гарантии прав, свобод человека и гражданина.

 

 

1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ

Правовой статус гражданина - это правовое положение в обществе человека, обладающего гражданством данного государства.

В структуре правового статуса гражданина центральным элементом яв­ляются субъективные юридические права, свободы и обязанности, которые предусмотрены Конституцией, иными нормативно-правовыми актами данно­го государства. Предпосылкой этих прав, свобод и обязанностей является гражданство, т.е. устойчивая правовая связь личности и государства, кото­рая выражается в их взаимных правах и обязанностях.

Гарантии (организационные, социально-экономические, политические и др.) реализации субъективных юридических прав, свобод и обязанностей гражданина дополняют его правовой статус, делают его реальным, а не фик­тивным. Следующим дополнительным элементом правового статуса гражда­нина является юридическая ответственность, которая наступает в случае неисполнения гражданином своих субъективных юридических обязанностей.

Правовой статус гражданина в известной мере отличается от правового статуса иностранца (гражданина иного государства), лица без гражданства. Последние, например, в Украине не участвуют в референдумах, не избирают­ся в органы государственной власти и т. д.

Виды правового статуса гражданина:

- общий статус, т.е. одинаковый для всех граждан Украины (закреплен
Конституцией Украины);

- специальный статус, т.е. закрепляющий особенности правового поло­жения некоторых категорий граждан (государственные служащие, предпри­ниматели, учащиеся и т.д.);

- индивидуальный статус, т.е. выражающий всю полноту субъективных
юридических прав и обязанностей данного гражданина (определяется, на­
пример, его полом, возрастом, семейным положением, наличием образования, занимаемой должностью и т. д.)

Права человека — это неотъемлемые возможности (социально-экономические, политические, культурные и др.) свободной жизнедеятель­ности, свободного самоопределения человека в обществе.

Современное представление о правах человека выражает так называемая универсальная концепция прав человека, первоначально закрепленная во "Всеобщей декларации прав человека" от 10 декабря 1948 г. Впоследствии появились и иные международно-правовые акты, документы соответствую­щего содержания и значения. Например, Международный пакт об экономиче­ских, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гра­жданских и политических правах (1966 г.) и др.

Признаки прав человека

- принадлежат человеку от рождения (являются естественными, неотъемлемыми, неотчуждаемыми);

- основаны на принципе равенства, универсальны (адресованы и гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией данного государства);

- несовместимы с дискриминацией по какому-либо признаку;

- государство обязано их уважать, соблюдать, защищать, поскольку они имеют статус высшей ценности;

- являются средством контроля власти, ограничения всевластия государства (оно не должно нарушать границы свободы, очерченные правами человека);

- их осуществление не должно нарушать права и свободы иных лиц;

- в их единой системе нет иерархии, все они равноценны;

- они едины на всей территории государства;

- индивидуальные и коллективные права неотделимы друг от друга, последние не должны противоречить первым, ограничивать правовой статус личности;

- регулируются Законом;

- могут быть временно ограничены Законом только в случаях, предусмотренных Конституцией, важнейшими международно-правовыми актами (в услови­ях чрезвычайного или военного положения, при наличии угрозы общественной и государственной безопасности, основам конституционного строя, здоровью и нравственности населения, правам и законным интересам иных лиц).

 

ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

1) гражданские (личные) - напр., право на жизнь, достоинство, свободу, защиту чести и доброго имени;

2) политические - напр., право избирать и быть избранным, участвовать в управлении делами государства;

3) социальные - напр., право на социальное обеспечение, достаточный уровень жизни;

4) экономические - напр., право на труд, справедливые и благоприятные условия труда;

5) культурные - напр., право на образование, участие в культурной жизни.

 

Дополняют эту классификацию абсолютные и относительные права (к ним непосредственное отношение имеет ч. 2 ст.64 Конституции Украины). Особенность первых состоит в том, что в демократических государствах ни при каких обстоятельствах не допускается их ограничение, временное приос­тановление. Особенность вторых - при определённых обстоятельствах (ре­жим военного, чрезвычайного положения) допускается их ограничение, вре­менное приостановление.

 

2. ТЕОРИЯ ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

Данная теория предполагает различие прав человека не только по сфе­рам жизнедеятельности человека (личная, политическая, экономическая, социальная, культурная), но и по времени га возникновения.

Первое поколение прав человека:

- гражданские (личные) и политические права.
Второе поколение прав человека:

- социальные, экономические, культурные права.
Третье поколение прав человека:

- коллективные права.

Гражданские и политические права направлены на ограничение про­извола государственной власти, они обязывают государство не вмешиваться в сферу личной свободы человека (его автономной жизни), создают условия для участия гражданина в политической жизни страны. Эти права (право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновен­ность жилища, равенство перед законом, свободу от произвольного ареста пользование родным языком и др.) представляют собой либеральные ценно­сти, результат (в основном) развития буржуазных отношений, буржуазных революций. Они нашли свое закрепление, например, во французской Декла­рации прав человека и гражданина (1789г.), американском Билле о правах (ратифицирован в 1791г.), однако «первооткрывательство» в сфере прав че­ловека принадлежит Англии (Великая хартия вольностей 1215г., Петиция о праве 1628г., Хабеас корпус акт 1678г., Акт об устроении 1701г.).

 

Социальные, экономические, культурные права призваны гаранти­ровать человеку достойные условия жизни, определяют обязанности государ­ства по обеспечению нуждающихся минимальными средствами существова­ния, обязанности по социальной обеспеченности, необходимой для поддерж­ки человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных по­требностей и духовного развития человека. Эти права (право на труд, собст­венность, предпринимательство, забастовки и др; право на социальное обес­печение, например, по возрасту в случае болезни, потери кормильца, инва­лидности: право на образование, участие в культурной жизни) впервые полу­чили международное признание во Всеобщей декларации прав человека (1948г.),хотя исходный момент их возникновения - начало 20 ст.

 

Коллективные права («права солидарности», «солидарные права») - право народа, право нации, право общности, ассоциации. Эти права основаны на солидарности людей, впервые обозначены документами, принятыми под эгидой ООН в 80-е годы 20 ст. (право на развитие, право на здоровую окру­жающую среду, право пользоваться экономическим и культурным потенциа­лом человечества, право на мир и др.).

 

3. СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

В тексте Конституции законодатель использует термины «права» и «свободы», что является традиционным для «конституционного законодательства» (подобная практика возникла еще в XVIII-XIX вв.). Одна­ко признаки различия «прав» и «свобод», особенно с т. зр. прикладной юрис­пруденции, установить достаточно сложно. Например, в литературе нередко сферу «политических прав», соответствующие конкретные правомочия, име­нуют «свободами» (говорят о «политических свободах»). Кроме того, и «пра­ва» и «свободы» - это обеспечиваемое государством возможное поведение человека как субъекта права в тех или иных социальных сферах (экономика, культура и т. д.), то есть по своей юридической природе, а также по системе гарантий, они («права» и «свободы») идентичны.

В тоже время, можно обратить внимание на следующее. Термин «право» определяет конкретные действия человека (избирать и быть избранным, уча­ствовать в управлении делами государства и т.д.), тогда как термин «свобода» указывает на более широкий спектр возможностей личного выбора человеком вариантов его самореализации (конкретный результат выбора однозначно четко не обозначается законодателем): «каждому гарантируется свобода со­вести...», «каждому гарантируется свобода мысли и слова...».

Особенностью Конституции Украины является то, что иногда в тек­сте соответствующей статьи говорится исключительно о «свободе» (напр., «каждому гарантируется свобода... творчества»), но нередко законодатель говорит о «свободах» как о «правах» (напр., «каждому гарантируется право на свободу мысли и слова»).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных