ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
П Р Е Д И С Л О В И Е 11 страницаСогласно ч.3 ст.57 Конституции Украины, законы и иные нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, не доведенные до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействующими. Способы прекращения действия (утраты силы) нормативных актов: - истечение срока действия, на который был принят данный акт; - отмена акта уполномоченным на то органом (прямая отмена); - фактическая замена данного акта иным актом, принятым по тем же вопросам (фактическая отмена). По общему правилу, нормативные акты во времени имеют прямое действие, и не имеют обратного или переживающего действия. Прямое действие предполагает применение акта в связи с юридическими фактами, возникшими после введения его в действие. Обратное действие (т.н. «обратная сила закона») предполагает применение акта в связи с юридическими фактами, возникшими до введения его в действие. Согласно ч.1 ст.58 Конституции Украины законы и иные нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают и отменяют ответственность лица. Согласно решению Конституционного Суда Украины от 9.02.1999г. ч.1 ст.58 не распространяется на юридических лиц. Переживающее действие предполагает частичное действие отменённого акта наряду с новым актом. Например, в п. 3 постановления Верховной Рады Украины от 15.11.1996г. «О порядке введения в действие Закона Украины «Об отпусках» говорится, что до приведения законодательства в соответствие с Законом Украины «Об отпусках» применяются законы и другие нормативно-правовые акты в части не противоречащей этому закону. Обратное, переживающее действие нормативного акта может быть обусловлено только законодателем.
ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ Пространственное (территориальное) действие нормативных актов основывается на таких принципах как территориальный принцип и экстерриториальный принцип. Территориальный принцип предполагает действие нормативного акта данного субъекта правотворчества в пределах государственных или административных границ данного государства. Иными словами, нормативный акт действует либо на всей территории государства, либо на определённой её части. Понятие «территория государства» определяется нормами международного и внутригосударственного права. Так, территория украинских дипломатических представительств за рубежом относится к территории Украинского государства. Согласно Закону Украины «О государственной границе Украины» под территорией Украины понимается не только её, в пределах государственной границы, сухопутное, водное пространство, воздушное пространство над ними, недра, но и военные, невоенные корабли, находящиеся под флагом Украины, например, в открытом море, а также воздушные суда, находящиеся вне пределов государства под его опознавательными знаками. Согласно территориальному принципу действия нормативных актов, в унитарном государстве есть нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию страны, на территорию административно-территориальных единиц или территориальных автономий. В федеративном государстве, акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом, а акты субъектов федерации действуют в пределах их территориальные границ. В унитарном, федеративном государстве акты органов местного самоуправления действуют в пределах соответствующих административных границ. Экстерриториальный принцип предполагает действие нормативного акта данного субъекта правотворчества за пределами территории его юрисдикции. Например, допускается использование иностранного законодательства по некоторым наследственным делам, при судебном рассмотрении споров, вытекающих из определённых внешнеторговых контрактов (арбитражная оговорка которых предусматривает именно такой порядок судебного разбирательства). ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО КРУГУ ЛИЦ Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с их территориальным действием. По общему правилу, нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа. Примером исключения из этого правила является распространение действующего уголовного законодательства Украины не только на лиц, находящихся на территории украинского государства, но и на находящихся за границей граждан Украины, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Украине. Граждане Украины, лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, совершившие преступление за пределами Украины, подлежат уголовной ответственности по уголовному закону Украины, если они привлечены к уголовной ответственности или преданы суду на территории украинского государства. Некоторые нормативные акты могут быть адресованы только определённой категории лиц (пенсионеры, военнослужащие и т.д.) и действуют только в отношении этих лиц. Адресность действия нормативных актов связана с различием лиц юридических и физических («человек»). Среди последних различают: граждан, лиц без гражданства, иностранцев. Среди иностранцев, находящиеся в стране пребывания, официальные представители иностранных государств (например, дипломатический персонал посольств) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности): вопрос об их уголовной, административной ответственности за соответствующее деяние, совершённое на территории страны пребывания, решается дипломатическим путём.
3. ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ: ИХ ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ СООТНОШЕНИЕ
Рассматривая признаки нормативно-правового акта, мы указывали, что нормативно-правовой акт должен обладать юридической силой, т.е. юридическая сила - один из признаков нормативно-правового акта. Что же такое юридическая сила? Юридическая сила – это свойство нормативно-правового акта, указывающее на обязательность практической реализации содержащихся в нем правовых предписаний, а также на соподчиненность нормативно-правовых актов в их иерархии, которая зависит от степени этой обязательности, определяемой местом правотворческого органа в государственном аппарате. Говоря более лаконично: юридическая сила нормативно-правовых актов – это различная по степени обязательность практического осуществления их предписаний всеми теми, кому они адресованы. Юридическая сила нормативно-правовых актов выражается в их: - соотношении между собой (существует иерархичность, соподчиненность этих актов, верховенство одних над иными); - значении для адресатов (обязательны для исполнения соответствующими субъектами права, поскольку содержат нормы права, являющиеся общеобязательными правилами поведения). По юридической силе в системе нормативно-правовых актов различают законы и подзаконные акты. Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения. Основные признаки закона: • закон представляет собой разновидность нормативно-правовых актов (в их системе есть законы и подзаконные акты) и как всякий иной нормативный акт содержит нормы права (общие правила поведения), адресованные соответствующим субъектам права; • закон принимается органом законодательной власти (высшим представительным органом государственной власти) - парламентом страны или всенародным голосованием (референдумом); • закон принимается органом законодательной власти в особом процедурном порядке (стадии законотворчества), предусмотренном Конституцией и регламентом парламента (см. п.4 ст.82 Конституции Украины); • закон в системе нормативно-правовых актов (системе законодательства) обладает высшей юридической силой. Согласно п.2 ст.8 Конституции Украины (Основного Закона Украины) -Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. Высшая юридическая сила закона указывает на его верховенство в системе правовых актов, которое также предполагает, что подзаконные акты должны соответствовать законам (издаваться на основе и во исполнение законов), в случае несоответствия (или противоречия) они в установленном порядке отменяются. • закон регулирует наиболее важные (основополагающие, наиболее значимые) общественные отношения, которые составляют предмет компетенции парламента страны; • закон в системе законодательства относится к числу наиболее стабильных нормативно-правовых актов. ВИДЫ ЗАКОНОВ По роли и месту в системе законодательства:
а) Конституция (закон законов).
Конституция Украины - Основной Закон Украины. В некоторых странах отсутствует Конституция как особого рода законодательный акт, принятый парламентом (Ватикан, Саудовская Аравия, Оман). Например, в Саудовской Аравии Конституцией официально считается Коран. В Англии нет писаной Конституции, т.е. нет соответствующего отдельного акта-документа, но её роль выполняет определённая группа законов.
б) Конституционные (основные) законы. Термин «Конституционные законы» в законодательстве Украины отсутствует, но в юридической литературе это понятие встречается часто, однако отсутствует единство мнения о его особенностях (содержание, функции). Термин «Конституционный закон» (иногда - «органический закон») известен законодательству Франции, Италии и др. В Украине есть основания среди конституционных законов различать: органические (вносят изменения, дополнения в действующую Конституцию; включаются как органическая (неотъемлемая) часть в текст Конституции; процедура их принятия аналогична процедуре принятия Конституции); номинальные (их перечень, организационное название (о Кабинете Министров, о выборах Президента и т.п.) предусмотрены Конституцией; будучи своего рода продолжением Конституции их положения в текст Конституции не включаются; их основная задача - конкретизация (детализация) определённых норм Конституции); ординарные (на них есть ссылка в Конституции, но без определения их организационного названия); в) обыкновенные (простые, текущие) законы. Принимаются в соответствии с компетенцией парламента по вопросам не относящимся к предмету регулирования Конституцией и Конституционными законами. Среди обыкновенных законов есть: - Кодифицированные законы (являются результатом кодификации как формы систематизации законодательства; это законы, отличающиеся внутренней согласованностью своих предписаний, высоким уровнем нормативных обобщений, комплексным регулированием определенной сферы общественных отношений; это, прежде всего, Основы законодательства, кодексы, действующие в тех или иных отраслях законодательства); - чрезвычайные (исключительные) законы (имеют временный характер, принимаются при чрезвычайных обстоятельствах, например, при введении военного положения); - обеспечительные (оперативные) законы (такие, которые вводят в действие некоторые иные законы, ратифицируют международные договоры Украины). По субъектам издания есть: • Законы Украины (принимаются Верховной Радой Украины); • Законы бывшего СССР. Законы бывшего СССР (как и подзаконные акты) применяются, если они: а) регулируют отношения, неурегулированные правом Украины; б) не противоречат Конституции и законам Украины. В федерации издаются:
а) федеральные законы; б) законы субъектов федерации. В Украине силу законов имеют т.н. Декреты Кабинета Министров Украины, которые в определенный период времени были изданы еще до принятия ныне действующей Конституции (сейчас эти акты законодательства могут изменяться, отменяться только парламентом). Законы, как и иные нормативные акты, можно различать, например, по характеру действия во времени (постоянные, временные, действие которых приостановлено или продлено). Есть законы, непосредственно адресованные какой-то определенной категории лиц (например, Закон Украины «О милиции»), наряду с законами общереспубликанского действия есть законы регионального действия (например, законы о свободных экономических зонах), их можно различать и по отраслевой принадлежности (гражданского, уголовного и т.д. права). ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются, издаются на основе и во исполнение законов.
В Украине, по субъекту принятия (издания) среди подзаконных нормативно-правовых актов различают: - постановления Верховной Рады Украины; - акты Президента Украины (указы, распоряжения); - акты органов исполнительной власти:
а) Правительства Украины (постановления, распоряжения); б) центральных органов исполнительной власти (например, акты министерств); в) местных органов исполнительной власти (например, распоряжения глав местных государственных администраций); - контрольно-надзорных органов (например, акты Генерального прокурора Украины); - акты органов местного самоуправления (решения).
По характеру компетенции органа, издавшего подзаконный акт, а также сфере его действия обычно различают акты: - общие (издаются органами общей компетенции, действуют в пределах страны): например, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины (Правительства Украины); - местные (издаются местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, действуют в пределах соответствующей территории, например, области, района); - ведомственные (издаются органами специальной компетенции - ведомствами, распространяются на структурные подразделения, лиц, находящихся в системе административного, служебного, дисциплинарного подчинения данного ведомства, т.е. имеют внутриведомственное значение): например, акты министерств, иных центральных органов исполнительной власти. - локальные (корпоративные) - издаются органами управления корпорации (предприятия, учреждения, организации), имеют внутрикорпоративное действие, т.е. действуют в пределах данного предприятия, учреждения, организации; среди них есть акты принятые руководителем, общим собранием, исполнительным органом (например, советом директоров) корпорации, акты материально-правовые и процессуально-правовые, принятые самостоятельно (в рамках закона) или на основе типовых нормативных документов (в порядке их развития, дополнения). СРОКИ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ АКТОВ ПАРЛАМЕНТА, ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА, ПРАВИТЕЛЬСТВА В Украине сроки вступления в силу правовых актов связаны с их видами: а) по субъекту принятия акта; б) по содержанию акта: - нормативный; - ненормативный; - нормативный, определяющий права и обязанности граждан; - акт не имеющий общего значения; -акт с ограничительным грифом.
Нормативно-правовые акты Верховной Рады Украины и Президента Украины вступают в действие через десять дней со дня официального обнародования, если иное не предусмотрено самими актами, но не ранее дня их опубликования в официальном печатном издании. Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины (КМУ) вступают в действие с момента их принятия, если более поздний срок вступления их в силу не предусмотрен в этих актах. Акты КМУ, которые определяют права и обязанности граждан, вступают в силу не ранее дня их опубликования в официальных печатных изданиях. Акты ВР, Президента, КМУ, которые не имеют общего значения или нормативного характера, могут не публиковаться по решению соответствующего органа. Эти акты и акты с ограничительными грифами (например, акт КМУ с грифом «секретно») официально обнародуются путём рассылки соответствующим государственным органам и органам местного самоуправления и доведения ими до сведения предприятий, учреждений, организаций и лиц, на которые распространяется их действие. Неопубликованные акты ВР и Президента вступают в силу с момента их получения государственными органами или органами местного самоуправления, если орган, который их издал, не установил иной срок вступления их в силу.
4. УКАЗНОЕ ПРАВО. УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА. ИНСТИТУТ КОНТРАССИГНАЦИИ Термин «указное право» означает: а) право главы государства издавать указы; б) совокупность действующих указов, изданных главой государства.
В Украине, как и в ряде других государств, указ - собственное название наиболее важных актов, издаваемых главой государства, которые он принимает по вопросам, относящимся к его компетенции. В соответствии с п.31 ст. 106 Конституции Украины, Президент Украины на основе и во исполнение Конституции и законов Украины издаёт указы и распоряжения, которые являются обязательными для исполнения на территории Украины. Среди тематически и содержательно разнообразных указов («земельных», «инвестиционных», «банковских», «лицензионных» и т.п.), прежде всего, различают указы нормативные (содержат нормы права) и ненормативные (содержат индивидуальные предписания). Особое место среди указов Президента занимают указы по экономическим вопросам, изданные на основании п.4 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины — т.н. «законоподобные» указы (публицистическое название). Юридическая природа этих указов выражается в том, что Президент в течение трёх лет после вступления в действие Конституции имел право издавать одобренные Кабмином и скреплённые подписью Премьер-министра указы по экономическим вопросам, не урегулированным законами, с одновременной подачей соответствующего законопроекта в Верховную Раду в порядке, установленном Конституцией. Такой указ вступал в действие, если в течение 30 календарных дней со дня подачи законопроекта (за исключением дней межсессионного периода) Верховная Рада не принимала закон или не отклоняла представленный законопроект большинством от её конституционного состава, и действовал до вступления в силу закона, принятого Верховной Радой по этим вопросам. Среди подобного рода указов различают: - указы, которые вступили в силу и действуют; - указы, которые действовали, но утратили силу (действовали до вступления в силу соответствующего закона); - указы, которые не действовали (не вступили в силу в связи с отклонением Контрассигнатура («контрассигнация») означает, как правило, скрепление акта главы государства подписью министра (возлагает на министра, подписавшего акт, юридическую и политическую ответственность за его исполнение). Согласно п.31 ст. 106 Конституции Украины ряд актов Президента Украины скрепляются подписями Премьер-министра Украины и министра, ответственного за его исполнение.(например, назначение и освобождение глав дипломатических представительств Украины в других государствах, прекращение полномочий Верховной Рады, назначение членов Кабинета Министров и т.д.)
Тема № 11. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
П Л А Н
1.Правовой статус гражданина: понятие, структура, виды. 2.Теория трех поколений прав человека. 3.Система основных прав и свобод человека и гражданина. 4.Гарантии прав, свобод человека и гражданина.
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ Правовой статус гражданина - это правовое положение в обществе человека, обладающего гражданством данного государства. В структуре правового статуса гражданина центральным элементом являются субъективные юридические права, свободы и обязанности, которые предусмотрены Конституцией, иными нормативно-правовыми актами данного государства. Предпосылкой этих прав, свобод и обязанностей является гражданство, т.е. устойчивая правовая связь личности и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Гарантии (организационные, социально-экономические, политические и др.) реализации субъективных юридических прав, свобод и обязанностей гражданина дополняют его правовой статус, делают его реальным, а не фиктивным. Следующим дополнительным элементом правового статуса гражданина является юридическая ответственность, которая наступает в случае неисполнения гражданином своих субъективных юридических обязанностей. Правовой статус гражданина в известной мере отличается от правового статуса иностранца (гражданина иного государства), лица без гражданства. Последние, например, в Украине не участвуют в референдумах, не избираются в органы государственной власти и т. д. Виды правового статуса гражданина: - общий статус, т.е. одинаковый для всех граждан Украины (закреплен - специальный статус, т.е. закрепляющий особенности правового положения некоторых категорий граждан (государственные служащие, предприниматели, учащиеся и т.д.); - индивидуальный статус, т.е. выражающий всю полноту субъективных Права человека — это неотъемлемые возможности (социально-экономические, политические, культурные и др.) свободной жизнедеятельности, свободного самоопределения человека в обществе. Современное представление о правах человека выражает так называемая универсальная концепция прав человека, первоначально закрепленная во "Всеобщей декларации прав человека" от 10 декабря 1948 г. Впоследствии появились и иные международно-правовые акты, документы соответствующего содержания и значения. Например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и др. Признаки прав человека - принадлежат человеку от рождения (являются естественными, неотъемлемыми, неотчуждаемыми); - основаны на принципе равенства, универсальны (адресованы и гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией данного государства); - несовместимы с дискриминацией по какому-либо признаку; - государство обязано их уважать, соблюдать, защищать, поскольку они имеют статус высшей ценности; - являются средством контроля власти, ограничения всевластия государства (оно не должно нарушать границы свободы, очерченные правами человека); - их осуществление не должно нарушать права и свободы иных лиц; - в их единой системе нет иерархии, все они равноценны; - они едины на всей территории государства; - индивидуальные и коллективные права неотделимы друг от друга, последние не должны противоречить первым, ограничивать правовой статус личности; - регулируются Законом; - могут быть временно ограничены Законом только в случаях, предусмотренных Конституцией, важнейшими международно-правовыми актами (в условиях чрезвычайного или военного положения, при наличии угрозы общественной и государственной безопасности, основам конституционного строя, здоровью и нравственности населения, правам и законным интересам иных лиц).
ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1) гражданские (личные) - напр., право на жизнь, достоинство, свободу, защиту чести и доброго имени; 2) политические - напр., право избирать и быть избранным, участвовать в управлении делами государства; 3) социальные - напр., право на социальное обеспечение, достаточный уровень жизни; 4) экономические - напр., право на труд, справедливые и благоприятные условия труда; 5) культурные - напр., право на образование, участие в культурной жизни.
Дополняют эту классификацию абсолютные и относительные права (к ним непосредственное отношение имеет ч. 2 ст.64 Конституции Украины). Особенность первых состоит в том, что в демократических государствах ни при каких обстоятельствах не допускается их ограничение, временное приостановление. Особенность вторых - при определённых обстоятельствах (режим военного, чрезвычайного положения) допускается их ограничение, временное приостановление.
2. ТЕОРИЯ ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Данная теория предполагает различие прав человека не только по сферам жизнедеятельности человека (личная, политическая, экономическая, социальная, культурная), но и по времени га возникновения. Первое поколение прав человека: - гражданские (личные) и политические права. - социальные, экономические, культурные права. - коллективные права. Гражданские и политические права направлены на ограничение произвола государственной власти, они обязывают государство не вмешиваться в сферу личной свободы человека (его автономной жизни), создают условия для участия гражданина в политической жизни страны. Эти права (право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, равенство перед законом, свободу от произвольного ареста пользование родным языком и др.) представляют собой либеральные ценности, результат (в основном) развития буржуазных отношений, буржуазных революций. Они нашли свое закрепление, например, во французской Декларации прав человека и гражданина (1789г.), американском Билле о правах (ратифицирован в 1791г.), однако «первооткрывательство» в сфере прав человека принадлежит Англии (Великая хартия вольностей 1215г., Петиция о праве 1628г., Хабеас корпус акт 1678г., Акт об устроении 1701г.).
Социальные, экономические, культурные права призваны гарантировать человеку достойные условия жизни, определяют обязанности государства по обеспечению нуждающихся минимальными средствами существования, обязанности по социальной обеспеченности, необходимой для поддержки человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития человека. Эти права (право на труд, собственность, предпринимательство, забастовки и др; право на социальное обеспечение, например, по возрасту в случае болезни, потери кормильца, инвалидности: право на образование, участие в культурной жизни) впервые получили международное признание во Всеобщей декларации прав человека (1948г.),хотя исходный момент их возникновения - начало 20 ст.
Коллективные права («права солидарности», «солидарные права») - право народа, право нации, право общности, ассоциации. Эти права основаны на солидарности людей, впервые обозначены документами, принятыми под эгидой ООН в 80-е годы 20 ст. (право на развитие, право на здоровую окружающую среду, право пользоваться экономическим и культурным потенциалом человечества, право на мир и др.).
3. СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В тексте Конституции законодатель использует термины «права» и «свободы», что является традиционным для «конституционного законодательства» (подобная практика возникла еще в XVIII-XIX вв.). Однако признаки различия «прав» и «свобод», особенно с т. зр. прикладной юриспруденции, установить достаточно сложно. Например, в литературе нередко сферу «политических прав», соответствующие конкретные правомочия, именуют «свободами» (говорят о «политических свободах»). Кроме того, и «права» и «свободы» - это обеспечиваемое государством возможное поведение человека как субъекта права в тех или иных социальных сферах (экономика, культура и т. д.), то есть по своей юридической природе, а также по системе гарантий, они («права» и «свободы») идентичны. В тоже время, можно обратить внимание на следующее. Термин «право» определяет конкретные действия человека (избирать и быть избранным, участвовать в управлении делами государства и т.д.), тогда как термин «свобода» указывает на более широкий спектр возможностей личного выбора человеком вариантов его самореализации (конкретный результат выбора однозначно четко не обозначается законодателем): «каждому гарантируется свобода совести...», «каждому гарантируется свобода мысли и слова...». Особенностью Конституции Украины является то, что иногда в тексте соответствующей статьи говорится исключительно о «свободе» (напр., «каждому гарантируется свобода... творчества»), но нередко законодатель говорит о «свободах» как о «правах» (напр., «каждому гарантируется право на свободу мысли и слова»). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|