Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






П Р Е Д И С Л О В И Е 13 страница




Инкорпорация законодательства — это деятельность по упорядочению действующих нормативных актов путём их объединения в хронологическом, тематическом, алфавитном порядке (без изменения формы и содержания) в соответствующем официальном, официозном (полуофициальном) или не­официальном сборнике (собрании).

Консолидация законодательства - это сведение (объединение) соот­ветствующего множества нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу или по нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт.

Новый укрупнённый акт полностью заменяет вошедшие в него норма­тивные акты, поскольку принимается компетентным правотворческим орга­ном и имеет все необходимые собственные официальные реквизиты. Его осо­бенность в том, что он не меняет содержание правового регулирования, толь­ко вносит изменения, относящиеся к форме законодательства.

Кодификация законодательства - это правотворческая деятельность ор­ганов государства по переработке формы и содержания действующего законодательства путём создания и принятия нового, кодификационного акта.

Виды кодификации (по объёму):

а) общая кодификация (завершается принятием кодификационных актов
по всем основным отраслям законодательства);

б) отраслевая кодификация (охватывает соответствующую отрасль законодательства: издаются Гражданский, Уголовный кодексы и т.д.);

в) специальная (комплексная) кодификация (направлена на издание актов, объединяющих нормы соответствующих институтов права: Таможенный,
Налоговый, Лесной кодексы и т.д.).

Главная конечная цель кодификации - создание т.н. кодификационного акта (сводного, единого, логически и юридически целостного, внутренне и внешне согласованного, повышенного уровня стабильности).

Формы кодификационных актов: а) основы законодательства; б) кодекс; в) устав; г) положение; д) правила.

 

 

Тема № 13 ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА И СИСТЕМА ПРАВА

 

П Л А Н

 

1.Понятие правовой системы общества и ее виды.

2.Понятие системы права и ее структура.

3.Система законодательства: понятие, основные черты, структура.

4.Соотношение системы права и системы законодательства

 

 

1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА И ЕЕ ВИДЫ.

Правовая система общества - это взаимосвязанные объективное право, правовая идеология, юридическая практика, характер единства, которых определяет своеобразие правовой жизни данного общества.

Понятие "правовая действительность" шире понятия "правовая система". Первый термин охватывает любые проявления правовой жизни общества. Второй - акцентирует внимание исключительно на таких ее фундаменталь­ных функциональных элементах как объективное право, правовая идеология, юридическая практика. И только в плане анализа их единства - установления той качественной определенности характера их взаимосвязи, взаимодействия, в котором выражается своеобразие правовой жизни данной страны.

Из вышесказанного следует, что нельзя отождествлять понятия "система права" и "правовая система". При характеристике правовой системы конкрет­ной страны говорят о ее "национальной правовой системе" (США, Пакистана, Франции и т. д.).

Основные правовые системы современности:

а) романо-германского типа;

б) англосаксонского типа;

в) заидеологизированного, религиозно-традиционного типа.

Нередко используют несколько иную терминологию обозначения такого рода правовых систем. Например, говорят о "романо-германской правовой семье", "англо-американской правовой семье" и т. д.

В правовых системах романо-германского типа в правовой жизни обще­ства (преимущественно в странах континентальной Европы) ведущим являет­ся объективное право (писаное право, т. е. законодательство).

В правовых системах англосаксонского типа в правовой жизни общества (например, в США, Великобритании) основное значение имеет юридическая практика — административная, судебная, и, прежде всего, — судебная, судеб­ный прецедент.

В правовых системах заидеологизированного, религиозно-традиционного типа в правовой жизни общества ведущей является правовая идеология. В современных мусульманских государствах это религиозная идеология, выраженная, например, в Коране - одном из источников мусульманского права. В СССР со­держание советского права во многом выражало партийную идеологию компар­тии (правящей, единственной в политической системе).

РОМАНО-ГЕРМАНСКИЙ, АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЙ, РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННЫЙ ТИП ПРАВОВЫХ СИСТЕМ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

Правовая система романо-германского типа (Германия, Франция, Ита­лия, Россия, Украина) характеризуется делением права на частное и публич­ное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных (правоисполнительных) органов госу­дарства. Право имеет преимущественно писанный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права чело­века и гражданина, защищаемые судом.

Правовая система англо-американского типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.

В странах, образующих «семью религиозного права» (мусульманские страны: Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует деление права на частное и публичное. Есть законодатель­ство, нормативно-правовые акты как источник права имеют вторичное значение, поскольку не государство, общество, а Бог является главным твор­цом права, которым нормы даны раз и навсегда. Основной источник права для мусульман - Коран, Сунна и др., для индусов - Шастры, Веды и др. Глав­ное в содержании права - обязанности, а не права (их идея).

В странах, образующих «семью традиционного права» (Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции (неписаные, архаичные). Главный адре­сат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине (этого требует «общинное сознание»),

 

2. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И ЕЕ СТРУКТУРА

Система права - это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государст­ва, а также в их распределении по отраслям и институтам права.

Иными словами, система права - это упорядоченное множество всех действующих юридических норм данного государства.

Системность («упорядоченность») массива всех действующих норм права проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечиво­сти, распределении по отраслям и институтам права.

Структура системы права - это объективно существующее внутрен­нее строение права данного государства.

Основные структурные элементы системы права:

а) норма права; б) отрасль права; в) институт права.

Полный перечень структурных элементов системы права предполагает включение в него понятий «подотрасль права» (составная часть некоторых отраслей права), «субинститут права» (составная часть некоторых институ­тов права).

Норма права - первичный, исходный элемент системы права. Какая-либо норма права — составная часть определенного института права, являю­щегося составной частью определенной отрасли права.

Отрасль права - это система норм права, имеющих общий предмет и метод правового регулирования.

Иными словами, отрасль права - это относительно обособленная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) общественных отношений (напр., «трудовое право» регули­рует трудовые отношения).

Институт права - это относительно обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (напр., «институт насле­дования» в гражданском праве).

Критерии распределения норм права по отраслям права («основания деления права на отрасли»):

а) предмет правового регулирования («основной критерий», «материальный критерий»);

б) метод правового регулирования («дополнительный критерий», «фор­мально-юридический критерий»).

Предмет правового регулирования — это те качественно однородные общественные отношения, которые право регулирует.

Метод правового регулирования - это совокупность юридических средств воздействия на качественно однородные общественные отношения.

Иными словами, метод правового регулирования представляет собой определённую совокупность юридического инструментария, посредством которого государство, так или иначе, воздействует на волевое поведение субъектов социального общения (участников общественных отношений).

Основу метода правового регулирования составляют т. н. способы пра­вового регулирования. Среди способов правового регулирования различают:

а) обязывание; б) дозволение; в) запрещение.

При регулировании общественных отношений возможно различное со­отношение применяемых способов. Напр., в административном праве доми­нирует использование законодателем обязывания в качестве способа правово­го регулирования, в уголовном - запрещения, в гражданском - дозволения. Основные виды методов правового регулирования: а) императивный (метод властного приказа, как правило выраженного в виде нормы-запрета);

б) диспозитивний (предоставляет возможность выбора в рамках закона того или иного варианта поведения);

в) поощрительный (направлен на стимулирование определённых форм правомерного поведения);

г) рекомендательный (субъектам права рекомендуются определённые фор­мы поведения).

ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

Предмет и метод правового регулирования - понятия, связанные с тра­диционным подходом в отечественной юриспруденции к построению систе­мы права. Иной подход, известный уже со времён Древнего Рима, предпола­гает деление права на частное и публичное право.

Различают международное и внутригосударственное публичное и част­ное право.

Деление права на частное и публичное наблюдается не во всех государ­ствах, оно характерно для европейских государств, его основа - т.н. теория интереса (есть интересы общие и частные).

Публичное право - это совокупность отраслей права, регулирующих и охраняющих общественные отношения, которые обеспечивают публичные (общие, совокупные) интересы.

Отрасли публичного права: конституционное, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, финансовое право и др.

Частное право — это совокупность отраслей права, регулирующих об­щественные отношения, которые выражают частные интересы, направлены на их защиту.

Частное право - это, прежде всего, гражданское право. Также в ряде стран к нему относится и т.н. торговое право.

Частное право децентрализовано регулирует отношения между индивидами и

их объединениями, защищает интересы отдельных лиц в их взаимоотношениях с иными лицами, а сами эти взаимоотношения характеризуются юридическим равенством их участников по отношению друг к другу. Децентрализованное регулирова­ние частноправовых отношений указывает на область свободы - автономии лично­сти, автономии воли, частной инициативы индивидов и их объединений, которая состоит в их возможности самостоятельно определять: использовать или не исполь­зовать свои юридические права, вступать в договорные отношения или отказываться от своего участия в подобного рода отношениях.

Публично-правовые отношения характеризуются юридическим неравен­ством их участников, одним из которых всегда является государство в лице определённых государственных органов, должностных лиц, наделённых соответствующими властными полномочиями, распространяющимися на контрагента этих отношений - противоположную сторону. Публичное право регулирует соответствующие отношения, например, между личностью и государством, централизовано. Централизованное регулирование указывает на область необходимых, установленных государственной властью императивов в поведении и деятельности субъектов права.

Относительно применяемых методов правового регулирования сущест­вующих в «чистом виде» частноправовых и публично-правовых отраслей нет. Наличие элементов публицизации частного права сопряжено с наличием частноправового элемента в публичном праве, то есть централизованное ре­гулирование в известной мере применяется и в частном праве, тогда как про­явление децентрализованного регулирования присуще и публичному праву.

3.СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, СТРУКТУРА

Система законодательства - это упорядоченное множество (взаимосвязанная совокупность) всех действующих актов законодательства дан­ного государства.

Актами законодательства являются акты-документы, имеющие норма­тивно-правовой характер.

Структура системы законодательства - это её внутреннее строение, подразделение на относительно обособленные группы актов законодатель­ства.

Виды структуры системы законодательства:

1. Отраслевая («горизонтальная») структура (указывает на виды отраслей законодательства):

- есть отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, содержащее их нор­мы (например, трудовое, гражданское, уголовное законодательство);

- есть внутриотраслевое (специальное) законодательство, т.е. охватывающее нормы подотрасли права или института права (например, авторское законодательство содержит нормы соответствующего института гражданско­го права);

- есть межотраслевое (комплексное) законодательство,т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, администра­тивного, гражданского (например, транспортное, экологическое законода­тельство, законодательство о приватизации, местном самоуправлении).

2. Иерархическая («вертикальная») структура:

- есть законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе (международные договоры, ратифицированные парламентом, имеют силу закона).

Разновидностью иерархической структуры является в федеративном государстве, т. н. «федеративная структура законодательства» — федераль­ное законодательство и законодательство субъектов федерации.

 

4. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

- система права имеет «горизонтальную» (отраслевую) структуру, т.е. она состоит из отраслей права, отличающихся друг от друга своим особым предметом и методом регулирования; система законодательства имеет как «горизонтальную» (отраслевую), так и «вертикальную» (иерархическую)
структуру;

- первичный структурный элемент системы права - норма права, системы законодательства - нормативное правовое предписание, т. е. юридически обязательная, грамматически, логически завершенная часть структурного подразделе­ния акта законодательства (статьи, части статьи, абзаца, параграфа, пункта);

- система права - это внутренняя форма права (отрасли, институты, нормы права), система законодательства - это часть внешней формы права, т.е.часть форм внешнего выражения, закрепления (объективирования) содержа­ния права (его норм);

- система права шире системы законодательства, поскольку законодательство охватывает не все нормы права, т. е. наряду с законодательством есть и иные формы (источники) права;

- система права возникает как результат объективно существующих общественных отношений (напр., трудовых, имущественных), система законодательства - результат деятельности законодателя (субъектов правотворче­ской деятельности).

 

Тема № 14. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

П Л А Н

 

1.Понятие и основные признаки правовых отношений.

2.Субьекты и объекты правоотношений и их виды

3.Понятие, признаки и виды юридических лиц.

4.Понятие юридических фактов и их виды.

 

1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

Правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают взаимными правами и обязанно­стями, гарантированными государством.

Основные признаки правоотношения:

• Правоотношение представляет собой вид социальной связи (юридическая связь) субъектов социального общения;

• Правоотношение возникает на основе норм права, то есть правоотношение — это не всякое фактическое отношение, а только то которое урегули­ровано нормами права;

• Субъекты правоотношения обладают взаимосвязанными (взаимными) юридическими правами и обязанностями;

• Правоотношение является двусторонней юридической связью, то есть осуществляется через взаимные юридические права и обязанности;

• Правоотношение существует постольку, поскольку участники являются носителями соответствующих прав и обязанностей;

• Правоотношение является волевой юридической связью, то есть явля­ется результатом волеизъявления обеих сторон правоотношения, либо одной из его сторон;

• Правоотношение - индивидуализированная юридическая связь, поскольку индивидуальны его субъекты, объект.

• Правоотношение гарантируется государством: в случаях предусмотренных законом или договором, исполнение неисполненных или ненадлежащее исполненных обязанностей, защита, восстановление нарушенных прав субъектов правоотно­шения обеспечиваются мерами государственного принуждения.

Взаимосвязь нормы права и правоотношения

В юриспруденции сформировались две концепции взаимосвязи нормы права и правоотношения:

1. Первая точка зрения (традиционная, наиболее распространённая):
норма права и правоотношение соотносятся как причина и следствие, т.е. праоотношение является результатом регулирующего воздействия нормы права на общественное отношение (на основе нормы права возникает право­отношение).

Основные стороны взаимосвязи нормы права и правоотношения:

- правоотношение - это форма реализации нормы права, способ её осуществления в поведении людей;

- нормы права и правоотношения являются обязательными элементами (составными частями) механизма правового регулирования;

- норма права является одной из предпосылок («формально-юридических») возникновения правоотношения;

- норма права содержит в себе модель общественного отношения, кото­рое она регулирует и, соответственно, модель правоотношения как его правовой формы;

- норма права определяет субъектов правоотношения;

- гипотеза нормы права предусматривает условия возникновения или изменения, прекращения правоотношения;

- диспозиция нормы права определяет юридические права и обязанно­сти субъектов правоотношения;

- санкция нормы права предусматривает неблагоприятные последствия, наступление которых связано с нарушением юридических прав субъектов правоотношения, неисполнением или ненадлежащим исполнением субъекта­ми правоотношения своих юридических обязанностей.

2. Вторая точка зрения: правоотношение является средством регулирования общественного отношения (на основе нормы права вначале складыва­ется правоотношение, которое затем оказывает регулирующее воздействие на соответствующее общественное отношение).

Виды правоотношений

Например, различают:

• По отраслевому признаку - конституционные, гражданские, административные и т.д.;

• По уровню правового регулирования - материальные (гражданские, уголовные), процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные);

• По характеру юридической обязанности - активные (совершаются оп­ределенные действия в пользу управомоченного), пассивные (не совершаются определенные действия в пользу управомоченного);

• По количественному составу участников - простые (возникают между двумя субъектами), сложные (возникают между тремя и более субъектами);

• По продолжительности действия - кратковременные, долговременные (длящиеся);

• По степени определенности сторон - относительные (поименно опре­делены все управомоченные и обязанные субъекты правоотношения), абсо­лютные (конкретно определен управомоченный субъект, абсолютно все иные лица - лица правообязанные, то есть обязанные воздерживаться от нарушения интересов управомоченного субъекта).

• По характеру распределения прав и обязанностей – односторонние (одна сторона правоотношения имеет только права, другая - только обязан­ности), двусторонние (обе стороны имеют как права, так и обязанности).

Состав (структура) правоотношения

Состав (структура) правоотношения - это его внутреннее строение

Структурные элементы правоотношения:

а) содержание; б) субъекты; в) объекты.

Содержание (юридическое) правоотношения - это субъективные права и юридические обязанности сторон (субъектов) правоотношения.

Субъективное право — это вид и мера возможного (дозволенного) пове­дения лица (управомоченного).

Юридическая обязанность - это вид и мера должного (требуемого) по­ведения лица (правообязанного).

Субъекты правоотношения - это участники (стороны) правоотношения, соответствующие субъекты права.

 

2.СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕИЙ И ИХ ВИДЫ.

Виды субъектов правоотношений (субъектов права):

• Индивидуальные субъекты (т. н. физические лица: граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства);

• Коллективные субъекты (напр., государство, объединения граждан, ор­ганы местного самоуправления, территориальные громады и т.д.).

Субъектами частноправовых отношений (частного права) являются т. н. физические и юридические лица.

Условие (предпосылка) участия субъекта в правоотношениях - наличие у него т. н. правосубъектности (праводееспособности).

Правосубъектность - это предусмотренная нормами права возможность (способность) быть субъектом права, участником правоотношений.

Содержание (элементы) правосубъектности: правоспособность и дееспособность.

Правоспособность - это предусмотренная нормами права общая (абст­рактная) возможность иметь субъективные права и юридические обязанно­сти.

Дееспособность - это предусмотренная нормами права возможность своими действиями приобретать, осуществлять субъективные права, созда­вать для себя юридические обязанности.

Разновидностью дееспособности является «деликтоспособность», т. е. предусмотренная нормами права способность субъекта нести юридическую ответственность за совершенное им правонарушение.

У коллективных субъектов права правоспособность и дееспособность не разграничиваются, всегда существуют неразрывно, одновременно.

У индивидуальных субъектов права правоспособность и дееспособность разграничивается: а) не во всех отраслях права (напр., трудовое право и большинство иных отраслей права); б) в гражданском праве (дееспособность у лица может отсутствовать или быть полной, частичной, ограниченной).

 

Государство как субъект правоотношений

Общая правосубъектность государства определяется Конституцией дан­ного государства, нормами международного права.

Государство:

- является одним из т.н. коллективных субъектов правоотношений;

- может быть субъектом внутригосударственных, международных правоотношений;

- может быть участником публично-правовых, частно-правовых отношений;

- обладает как субъект правоотношений особым свойством - суверенитетом;

- устанавливает нормы права, которые относятся к числу предпосылок (юридических) правоотношений;

- выступает и как создатель норм права, и как сторона отношений, кото­рые регулируются этими нормами.

 

Объекты правоотношений - это то, по поводу чего возникает (изме­няется, прекращается) правоотношение (то, на использование или охрану чего направлены права и обязанности сторон правоотношения).

Согласно т.п. монистической концепции объекта правоотношения таким объектом являются исключительно действия субъектов права, поскольку только поведение людей реагирует на правовое воздействие.

Согласно т.н. плюралистической концепции объекта правоотношения его объектами могут быть:

Материальные блага (напр., вещи, ценности);

Нематериальные блага (напр., честь, достоинство, деловая репутация);

Продукты духовного творчества (напр., произведения литературы, нау­ки, музыки);

Ценные бумаги, официальные документы (напр., акции, валюта, дипло­мы, паспорта);

Действия (бездействие) и их результаты (напр., соответствующие дейст­вия по договору подряда).

 

3. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.

Юридические лица относятся к числу субъектов частного (граждан­ского) права, являются полноправными участниками частноправовых отно­шений, носителями гражданских прав и обязанностей.

Юридическое лицо (ЮЛ) - это организация, которая создана и зарегистрирована в установленном законом порядке, наделена гражданской правоспособностью и дееспособностью, может быть истцом и ответчиком в суде.

Такое определение понятия ЮЛ соответствует понятию, сформулиро­ванному в ГК Украины, но оно отражает не все отличительные признаки ЮЛ, которые традиционно называют в юридической литературе.

Основные признаки юридического лица

Организационное единство - имея определенную внутреннюю струк­туру, ЮЛ существует и участвует в гражданском обороте как единое целое (организационная целостность), т. е. предусмотренные его учредительными документами разного рода органы, структурные подразделения - неотъемле­мая составная часть ЮЛ.

Наличие обособленного имущества, т. е. принадлежащего исключи­тельно ЮЛ, обособленного от имущества каких-либо иных лиц (напр., учре­дителей ЮЛ), необходимого для участия ЮЛ в товарно-денежных отношени­ях.

Участие в гражданском обороте от своего имени, т. е. не от имени ка­ких-либо иных лиц (напр., учредителей ЮЛ). Руководители филиалов и представительств ЮЛ действуют на основании доверенности, полученной ими от ЮЛ, в состав которого они входят. ЮЛ всегда имеет свое наименование, которое индивидуализирует (персонифицирует) его в общей массе иных ЮЛ.

Самостоятельная имущественная ответственность - ЮЛ, по об­щему правилу, отвечает по своим обязательствам исключительно своим иму­ществом (обособленным от имущества других лиц), а не имуществом, напр., его учредителей.

ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Правоспособность и дееспособность ЮЛ приобретаются одновременно, возникают с момента государственной регистрации ЮЛ (ЮЛ считается созданным со дня его государственной регистрации). Правоспособность ЮЛ прекращается со дня внесения в единый государственный реестр соответствующей записи.

Правоспособность юридических лиц

1. Правоспособность ЮЛ является универсальной, т. е. ЮЛ способно
иметь такие же гражданские права и обязанности, как и физическое лицо,
кроме тех, которые по своей природе могут принадлежать только человеку.
Иными словами возможна какая-либо предпринимательская деятельность ЮЛ,
не запрещенная законом.

2. Правоспособность ЮЛ может быть специальной (если учредительный
договор, устав ЮЛ предусматривает исчерпывающий перечень возможных видов
его деятельности).

Для справки: ГК УССР 1964 г. предусматривал исключительно специаль­ную правоспособность ЮЛ (физические лица обладали общей правоспособ­ностью), т. е. ЮЛ могло иметь только те гражданские права и обязанности, которые соответствовали целям деятельности ЮЛ, предусмотренным его ус­тавом (положением). В настоящее время, в связи с наличием у ЮЛ универ­сальной правоспособности, нет необходимости предусмаїривать в уставе ЮЛ все возможные виды деятельности, что широко практиковалось до принятия Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины.

3. Правоспособность ЮЛ может быть ограничена (по решению суда).

4. Для осуществления некоторых видов деятельности (их перечень устанавливается законом) требуется получение лицензии (специального разрешения), - напр., для изготовления и реализации медикаментов.

Дееспособность юридических лиц

Осуществляется через органы (единоначальные, коллегиальные) ЮЛ (напр.,- генеральный директор, совет директоров), т. е. гражданские права и обязанности ЮЛ приобретает и осуществляет через свои органы. Иными словами, соответствующие действия органа ЮЛ являются действиями самого ЮЛ (совершаются без какой либо доверенности), со всеми вытекающими из этого последствиями.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных