ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
П Р Е Д И С Л О В И Е 13 страницаИнкорпорация законодательства — это деятельность по упорядочению действующих нормативных актов путём их объединения в хронологическом, тематическом, алфавитном порядке (без изменения формы и содержания) в соответствующем официальном, официозном (полуофициальном) или неофициальном сборнике (собрании). Консолидация законодательства - это сведение (объединение) соответствующего множества нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу или по нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт. Новый укрупнённый акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку принимается компетентным правотворческим органом и имеет все необходимые собственные официальные реквизиты. Его особенность в том, что он не меняет содержание правового регулирования, только вносит изменения, относящиеся к форме законодательства. Кодификация законодательства - это правотворческая деятельность органов государства по переработке формы и содержания действующего законодательства путём создания и принятия нового, кодификационного акта. Виды кодификации (по объёму): а) общая кодификация (завершается принятием кодификационных актов б) отраслевая кодификация (охватывает соответствующую отрасль законодательства: издаются Гражданский, Уголовный кодексы и т.д.); в) специальная (комплексная) кодификация (направлена на издание актов, объединяющих нормы соответствующих институтов права: Таможенный, Главная конечная цель кодификации - создание т.н. кодификационного акта (сводного, единого, логически и юридически целостного, внутренне и внешне согласованного, повышенного уровня стабильности). Формы кодификационных актов: а) основы законодательства; б) кодекс; в) устав; г) положение; д) правила.
Тема № 13 ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА И СИСТЕМА ПРАВА
П Л А Н
1.Понятие правовой системы общества и ее виды. 2.Понятие системы права и ее структура. 3.Система законодательства: понятие, основные черты, структура. 4.Соотношение системы права и системы законодательства
1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА И ЕЕ ВИДЫ. Правовая система общества - это взаимосвязанные объективное право, правовая идеология, юридическая практика, характер единства, которых определяет своеобразие правовой жизни данного общества. Понятие "правовая действительность" шире понятия "правовая система". Первый термин охватывает любые проявления правовой жизни общества. Второй - акцентирует внимание исключительно на таких ее фундаментальных функциональных элементах как объективное право, правовая идеология, юридическая практика. И только в плане анализа их единства - установления той качественной определенности характера их взаимосвязи, взаимодействия, в котором выражается своеобразие правовой жизни данной страны. Из вышесказанного следует, что нельзя отождествлять понятия "система права" и "правовая система". При характеристике правовой системы конкретной страны говорят о ее "национальной правовой системе" (США, Пакистана, Франции и т. д.). Основные правовые системы современности: а) романо-германского типа; б) англосаксонского типа; в) заидеологизированного, религиозно-традиционного типа. Нередко используют несколько иную терминологию обозначения такого рода правовых систем. Например, говорят о "романо-германской правовой семье", "англо-американской правовой семье" и т. д. В правовых системах романо-германского типа в правовой жизни общества (преимущественно в странах континентальной Европы) ведущим является объективное право (писаное право, т. е. законодательство). В правовых системах англосаксонского типа в правовой жизни общества (например, в США, Великобритании) основное значение имеет юридическая практика — административная, судебная, и, прежде всего, — судебная, судебный прецедент. В правовых системах заидеологизированного, религиозно-традиционного типа в правовой жизни общества ведущей является правовая идеология. В современных мусульманских государствах это религиозная идеология, выраженная, например, в Коране - одном из источников мусульманского права. В СССР содержание советского права во многом выражало партийную идеологию компартии (правящей, единственной в политической системе). РОМАНО-ГЕРМАНСКИЙ, АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЙ, РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННЫЙ ТИП ПРАВОВЫХ СИСТЕМ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) Правовая система романо-германского типа (Германия, Франция, Италия, Россия, Украина) характеризуется делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных (правоисполнительных) органов государства. Право имеет преимущественно писанный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом. Правовая система англо-американского типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом. В странах, образующих «семью религиозного права» (мусульманские страны: Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует деление права на частное и публичное. Есть законодательство, нормативно-правовые акты как источник права имеют вторичное значение, поскольку не государство, общество, а Бог является главным творцом права, которым нормы даны раз и навсегда. Основной источник права для мусульман - Коран, Сунна и др., для индусов - Шастры, Веды и др. Главное в содержании права - обязанности, а не права (их идея). В странах, образующих «семью традиционного права» (Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции (неписаные, архаичные). Главный адресат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине (этого требует «общинное сознание»),
2. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И ЕЕ СТРУКТУРА Система права - это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права. Иными словами, система права - это упорядоченное множество всех действующих юридических норм данного государства. Системность («упорядоченность») массива всех действующих норм права проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости, распределении по отраслям и институтам права. Структура системы права - это объективно существующее внутреннее строение права данного государства. Основные структурные элементы системы права: а) норма права; б) отрасль права; в) институт права. Полный перечень структурных элементов системы права предполагает включение в него понятий «подотрасль права» (составная часть некоторых отраслей права), «субинститут права» (составная часть некоторых институтов права). Норма права - первичный, исходный элемент системы права. Какая-либо норма права — составная часть определенного института права, являющегося составной частью определенной отрасли права. Отрасль права - это система норм права, имеющих общий предмет и метод правового регулирования. Иными словами, отрасль права - это относительно обособленная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) общественных отношений (напр., «трудовое право» регулирует трудовые отношения). Институт права - это относительно обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (напр., «институт наследования» в гражданском праве). Критерии распределения норм права по отраслям права («основания деления права на отрасли»): а) предмет правового регулирования («основной критерий», «материальный критерий»); б) метод правового регулирования («дополнительный критерий», «формально-юридический критерий»). Предмет правового регулирования — это те качественно однородные общественные отношения, которые право регулирует. Метод правового регулирования - это совокупность юридических средств воздействия на качественно однородные общественные отношения. Иными словами, метод правового регулирования представляет собой определённую совокупность юридического инструментария, посредством которого государство, так или иначе, воздействует на волевое поведение субъектов социального общения (участников общественных отношений). Основу метода правового регулирования составляют т. н. способы правового регулирования. Среди способов правового регулирования различают: а) обязывание; б) дозволение; в) запрещение. При регулировании общественных отношений возможно различное соотношение применяемых способов. Напр., в административном праве доминирует использование законодателем обязывания в качестве способа правового регулирования, в уголовном - запрещения, в гражданском - дозволения. Основные виды методов правового регулирования: а) императивный (метод властного приказа, как правило выраженного в виде нормы-запрета); б) диспозитивний (предоставляет возможность выбора в рамках закона того или иного варианта поведения); в) поощрительный (направлен на стимулирование определённых форм правомерного поведения); г) рекомендательный (субъектам права рекомендуются определённые формы поведения). ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО Предмет и метод правового регулирования - понятия, связанные с традиционным подходом в отечественной юриспруденции к построению системы права. Иной подход, известный уже со времён Древнего Рима, предполагает деление права на частное и публичное право. Различают международное и внутригосударственное публичное и частное право. Деление права на частное и публичное наблюдается не во всех государствах, оно характерно для европейских государств, его основа - т.н. теория интереса (есть интересы общие и частные). Публичное право - это совокупность отраслей права, регулирующих и охраняющих общественные отношения, которые обеспечивают публичные (общие, совокупные) интересы. Отрасли публичного права: конституционное, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, финансовое право и др. Частное право — это совокупность отраслей права, регулирующих общественные отношения, которые выражают частные интересы, направлены на их защиту. Частное право - это, прежде всего, гражданское право. Также в ряде стран к нему относится и т.н. торговое право. Частное право децентрализовано регулирует отношения между индивидами и их объединениями, защищает интересы отдельных лиц в их взаимоотношениях с иными лицами, а сами эти взаимоотношения характеризуются юридическим равенством их участников по отношению друг к другу. Децентрализованное регулирование частноправовых отношений указывает на область свободы - автономии личности, автономии воли, частной инициативы индивидов и их объединений, которая состоит в их возможности самостоятельно определять: использовать или не использовать свои юридические права, вступать в договорные отношения или отказываться от своего участия в подобного рода отношениях. Публично-правовые отношения характеризуются юридическим неравенством их участников, одним из которых всегда является государство в лице определённых государственных органов, должностных лиц, наделённых соответствующими властными полномочиями, распространяющимися на контрагента этих отношений - противоположную сторону. Публичное право регулирует соответствующие отношения, например, между личностью и государством, централизовано. Централизованное регулирование указывает на область необходимых, установленных государственной властью императивов в поведении и деятельности субъектов права. Относительно применяемых методов правового регулирования существующих в «чистом виде» частноправовых и публично-правовых отраслей нет. Наличие элементов публицизации частного права сопряжено с наличием частноправового элемента в публичном праве, то есть централизованное регулирование в известной мере применяется и в частном праве, тогда как проявление децентрализованного регулирования присуще и публичному праву. 3.СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, СТРУКТУРА Система законодательства - это упорядоченное множество (взаимосвязанная совокупность) всех действующих актов законодательства данного государства. Актами законодательства являются акты-документы, имеющие нормативно-правовой характер. Структура системы законодательства - это её внутреннее строение, подразделение на относительно обособленные группы актов законодательства. Виды структуры системы законодательства: 1. Отраслевая («горизонтальная») структура (указывает на виды отраслей законодательства): - есть отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, содержащее их нормы (например, трудовое, гражданское, уголовное законодательство); - есть внутриотраслевое (специальное) законодательство, т.е. охватывающее нормы подотрасли права или института права (например, авторское законодательство содержит нормы соответствующего института гражданского права); - есть межотраслевое (комплексное) законодательство,т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского (например, транспортное, экологическое законодательство, законодательство о приватизации, местном самоуправлении). 2. Иерархическая («вертикальная») структура: - есть законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе (международные договоры, ратифицированные парламентом, имеют силу закона). Разновидностью иерархической структуры является в федеративном государстве, т. н. «федеративная структура законодательства» — федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.
4. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - система права имеет «горизонтальную» (отраслевую) структуру, т.е. она состоит из отраслей права, отличающихся друг от друга своим особым предметом и методом регулирования; система законодательства имеет как «горизонтальную» (отраслевую), так и «вертикальную» (иерархическую) - первичный структурный элемент системы права - норма права, системы законодательства - нормативное правовое предписание, т. е. юридически обязательная, грамматически, логически завершенная часть структурного подразделения акта законодательства (статьи, части статьи, абзаца, параграфа, пункта); - система права - это внутренняя форма права (отрасли, институты, нормы права), система законодательства - это часть внешней формы права, т.е.часть форм внешнего выражения, закрепления (объективирования) содержания права (его норм); - система права шире системы законодательства, поскольку законодательство охватывает не все нормы права, т. е. наряду с законодательством есть и иные формы (источники) права; - система права возникает как результат объективно существующих общественных отношений (напр., трудовых, имущественных), система законодательства - результат деятельности законодателя (субъектов правотворческой деятельности).
Тема № 14. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
П Л А Н
1.Понятие и основные признаки правовых отношений. 2.Субьекты и объекты правоотношений и их виды 3.Понятие, признаки и виды юридических лиц. 4.Понятие юридических фактов и их виды.
1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями, гарантированными государством. Основные признаки правоотношения: • Правоотношение представляет собой вид социальной связи (юридическая связь) субъектов социального общения; • Правоотношение возникает на основе норм права, то есть правоотношение — это не всякое фактическое отношение, а только то которое урегулировано нормами права; • Субъекты правоотношения обладают взаимосвязанными (взаимными) юридическими правами и обязанностями; • Правоотношение является двусторонней юридической связью, то есть осуществляется через взаимные юридические права и обязанности; • Правоотношение существует постольку, поскольку участники являются носителями соответствующих прав и обязанностей; • Правоотношение является волевой юридической связью, то есть является результатом волеизъявления обеих сторон правоотношения, либо одной из его сторон; • Правоотношение - индивидуализированная юридическая связь, поскольку индивидуальны его субъекты, объект. • Правоотношение гарантируется государством: в случаях предусмотренных законом или договором, исполнение неисполненных или ненадлежащее исполненных обязанностей, защита, восстановление нарушенных прав субъектов правоотношения обеспечиваются мерами государственного принуждения. Взаимосвязь нормы права и правоотношения В юриспруденции сформировались две концепции взаимосвязи нормы права и правоотношения: 1. Первая точка зрения (традиционная, наиболее распространённая): Основные стороны взаимосвязи нормы права и правоотношения: - правоотношение - это форма реализации нормы права, способ её осуществления в поведении людей; - нормы права и правоотношения являются обязательными элементами (составными частями) механизма правового регулирования; - норма права является одной из предпосылок («формально-юридических») возникновения правоотношения; - норма права содержит в себе модель общественного отношения, которое она регулирует и, соответственно, модель правоотношения как его правовой формы; - норма права определяет субъектов правоотношения; - гипотеза нормы права предусматривает условия возникновения или изменения, прекращения правоотношения; - диспозиция нормы права определяет юридические права и обязанности субъектов правоотношения; - санкция нормы права предусматривает неблагоприятные последствия, наступление которых связано с нарушением юридических прав субъектов правоотношения, неисполнением или ненадлежащим исполнением субъектами правоотношения своих юридических обязанностей. 2. Вторая точка зрения: правоотношение является средством регулирования общественного отношения (на основе нормы права вначале складывается правоотношение, которое затем оказывает регулирующее воздействие на соответствующее общественное отношение). Виды правоотношений Например, различают: • По отраслевому признаку - конституционные, гражданские, административные и т.д.; • По уровню правового регулирования - материальные (гражданские, уголовные), процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные); • По характеру юридической обязанности - активные (совершаются определенные действия в пользу управомоченного), пассивные (не совершаются определенные действия в пользу управомоченного); • По количественному составу участников - простые (возникают между двумя субъектами), сложные (возникают между тремя и более субъектами); • По продолжительности действия - кратковременные, долговременные (длящиеся); • По степени определенности сторон - относительные (поименно определены все управомоченные и обязанные субъекты правоотношения), абсолютные (конкретно определен управомоченный субъект, абсолютно все иные лица - лица правообязанные, то есть обязанные воздерживаться от нарушения интересов управомоченного субъекта). • По характеру распределения прав и обязанностей – односторонние (одна сторона правоотношения имеет только права, другая - только обязанности), двусторонние (обе стороны имеют как права, так и обязанности). Состав (структура) правоотношения Состав (структура) правоотношения - это его внутреннее строение Структурные элементы правоотношения: а) содержание; б) субъекты; в) объекты. Содержание (юридическое) правоотношения - это субъективные права и юридические обязанности сторон (субъектов) правоотношения. Субъективное право — это вид и мера возможного (дозволенного) поведения лица (управомоченного). Юридическая обязанность - это вид и мера должного (требуемого) поведения лица (правообязанного). Субъекты правоотношения - это участники (стороны) правоотношения, соответствующие субъекты права.
2.СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕИЙ И ИХ ВИДЫ. Виды субъектов правоотношений (субъектов права): • Индивидуальные субъекты (т. н. физические лица: граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства); • Коллективные субъекты (напр., государство, объединения граждан, органы местного самоуправления, территориальные громады и т.д.). Субъектами частноправовых отношений (частного права) являются т. н. физические и юридические лица. Условие (предпосылка) участия субъекта в правоотношениях - наличие у него т. н. правосубъектности (праводееспособности). Правосубъектность - это предусмотренная нормами права возможность (способность) быть субъектом права, участником правоотношений. Содержание (элементы) правосубъектности: правоспособность и дееспособность. Правоспособность - это предусмотренная нормами права общая (абстрактная) возможность иметь субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность - это предусмотренная нормами права возможность своими действиями приобретать, осуществлять субъективные права, создавать для себя юридические обязанности. Разновидностью дееспособности является «деликтоспособность», т. е. предусмотренная нормами права способность субъекта нести юридическую ответственность за совершенное им правонарушение. У коллективных субъектов права правоспособность и дееспособность не разграничиваются, всегда существуют неразрывно, одновременно. У индивидуальных субъектов права правоспособность и дееспособность разграничивается: а) не во всех отраслях права (напр., трудовое право и большинство иных отраслей права); б) в гражданском праве (дееспособность у лица может отсутствовать или быть полной, частичной, ограниченной).
Государство как субъект правоотношений Общая правосубъектность государства определяется Конституцией данного государства, нормами международного права. Государство: - является одним из т.н. коллективных субъектов правоотношений; - может быть субъектом внутригосударственных, международных правоотношений; - может быть участником публично-правовых, частно-правовых отношений; - обладает как субъект правоотношений особым свойством - суверенитетом; - устанавливает нормы права, которые относятся к числу предпосылок (юридических) правоотношений; - выступает и как создатель норм права, и как сторона отношений, которые регулируются этими нормами.
Объекты правоотношений - это то, по поводу чего возникает (изменяется, прекращается) правоотношение (то, на использование или охрану чего направлены права и обязанности сторон правоотношения). Согласно т.п. монистической концепции объекта правоотношения таким объектом являются исключительно действия субъектов права, поскольку только поведение людей реагирует на правовое воздействие. Согласно т.н. плюралистической концепции объекта правоотношения его объектами могут быть: Материальные блага (напр., вещи, ценности); Нематериальные блага (напр., честь, достоинство, деловая репутация); Продукты духовного творчества (напр., произведения литературы, науки, музыки); Ценные бумаги, официальные документы (напр., акции, валюта, дипломы, паспорта); Действия (бездействие) и их результаты (напр., соответствующие действия по договору подряда).
3. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. Юридические лица относятся к числу субъектов частного (гражданского) права, являются полноправными участниками частноправовых отношений, носителями гражданских прав и обязанностей. Юридическое лицо (ЮЛ) - это организация, которая создана и зарегистрирована в установленном законом порядке, наделена гражданской правоспособностью и дееспособностью, может быть истцом и ответчиком в суде. Такое определение понятия ЮЛ соответствует понятию, сформулированному в ГК Украины, но оно отражает не все отличительные признаки ЮЛ, которые традиционно называют в юридической литературе. Основные признаки юридического лица Организационное единство - имея определенную внутреннюю структуру, ЮЛ существует и участвует в гражданском обороте как единое целое (организационная целостность), т. е. предусмотренные его учредительными документами разного рода органы, структурные подразделения - неотъемлемая составная часть ЮЛ. Наличие обособленного имущества, т. е. принадлежащего исключительно ЮЛ, обособленного от имущества каких-либо иных лиц (напр., учредителей ЮЛ), необходимого для участия ЮЛ в товарно-денежных отношениях. Участие в гражданском обороте от своего имени, т. е. не от имени каких-либо иных лиц (напр., учредителей ЮЛ). Руководители филиалов и представительств ЮЛ действуют на основании доверенности, полученной ими от ЮЛ, в состав которого они входят. ЮЛ всегда имеет свое наименование, которое индивидуализирует (персонифицирует) его в общей массе иных ЮЛ. Самостоятельная имущественная ответственность - ЮЛ, по общему правилу, отвечает по своим обязательствам исключительно своим имуществом (обособленным от имущества других лиц), а не имуществом, напр., его учредителей. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Правоспособность и дееспособность ЮЛ приобретаются одновременно, возникают с момента государственной регистрации ЮЛ (ЮЛ считается созданным со дня его государственной регистрации). Правоспособность ЮЛ прекращается со дня внесения в единый государственный реестр соответствующей записи. Правоспособность юридических лиц 1. Правоспособность ЮЛ является универсальной, т. е. ЮЛ способно 2. Правоспособность ЮЛ может быть специальной (если учредительный Для справки: ГК УССР 1964 г. предусматривал исключительно специальную правоспособность ЮЛ (физические лица обладали общей правоспособностью), т. е. ЮЛ могло иметь только те гражданские права и обязанности, которые соответствовали целям деятельности ЮЛ, предусмотренным его уставом (положением). В настоящее время, в связи с наличием у ЮЛ универсальной правоспособности, нет необходимости предусмаїривать в уставе ЮЛ все возможные виды деятельности, что широко практиковалось до принятия Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины. 3. Правоспособность ЮЛ может быть ограничена (по решению суда). 4. Для осуществления некоторых видов деятельности (их перечень устанавливается законом) требуется получение лицензии (специального разрешения), - напр., для изготовления и реализации медикаментов. Дееспособность юридических лиц Осуществляется через органы (единоначальные, коллегиальные) ЮЛ (напр.,- генеральный директор, совет директоров), т. е. гражданские права и обязанности ЮЛ приобретает и осуществляет через свои органы. Иными словами, соответствующие действия органа ЮЛ являются действиями самого ЮЛ (совершаются без какой либо доверенности), со всеми вытекающими из этого последствиями. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|