Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






П Р Е Д И С Л О В И Е 9 страница




Кроме того, некоторые ученые различают нормы формальные и неформальные; по степени осознанности – явные и латентные (скрытые); по характеру (универсальности) действия – общие и специфические; по характеру требований – императивные (обязывающие), императивно-атрибутивные (представительно-обязывающие), рекомендуемые, допускаемые и т.д. Одновременно все социальные нормы подразделяются также на моральные, нравственные, правовые и целесообразные (утилитарные, технические).

 

Исходя из различных точек зрения, обобщив их, можно назвать основные виды социальных норм:

 

1.Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охра­няются государством.

2.Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справед­ливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3.Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в общест­ве в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4.Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Кроме указанных, среди социальных норм различают:

а) религиозные нормы; б) политические нормы; в)эстетические нормы; г) организационные нормы; д) нормы культуры и др.

 

2. СООТНОШЕНИЕ НОРМ ПРАВА И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Учитывая, что социальные нормы – это результат исторического соотношения и взаимосвязи объективного и субъективного факторов естественноисторического процесса, необходимо за исходный критерий взять принцип историзма, т.е. исследовать соотношение и взаимосвязь права с другими видами социальных норм с момента их появления и развития.

Известно, что вначале появились социальные нормы догосударственного общества. Они были привнесены в жизнь общества самими людьми, вместо или взамен норм права. Нормы права в тот момент еще не появились. Они вместо права превратились в признанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия.

Они «страховали», предохраняли общественную жизнь от хаоса и самотека, направляли ее течение в нужное русло. Одни из них со временем отпадали, вторые возникали, видоизменялись, третьи – навязывались определенными группами людей или властью. Процесс становления социальных норм носил субъективный характер, но нужда в них диктовалась объективной необходимостью.

1.Нормы права и нормы морали:

Моральные требования к поведению людей зародились в обществе задолго до появления правовых норм, издревле регулируя взаимоотношения между людьми практически во всех сферах жизни. Возникшее позже право находилось в сложных соотношениях с моралью. Нормы права в отличие от норм морали не стремятся к совершенствованию человека, его сознания путем постоянного поиска добра. Их стремление заключается прежде всего в обеспечении эффективности правового воздействия в обществе. Нормы права нейтральны с точки зрения морали, устанавливают, в частности, правила жесткого поведения.

Нормы права и нормы морали имеют ряд общих признаков:

• и те и другие регулируют отношения между людьми (общий родовой предмет регулирования);

• являются правилами поведения общего характера, поскольку адресова­ны если не ко всем, то, во всяком случае, к большой группе людей, а не к ка­ким-то конкретным лицам;

• направлены на установление определенного порядка в общественных отношениях (общая родовая цель),

• могут совпадать по содержанию, когда нормы права закрепляют нормы морали (например, христианскую моральную заповедь "не укради" повторяет соответствующий запрет в уголовном кодексе).

 

Нормы права и нормы морали имеют ряд отличительных признаков:

по происхождению:

а) нормы морали складываются в обществе;

б) нормы права устанавливаются или санкционируются государством;

по сфере действия:

а) нормы морали - универсальный регулятор; его предметом являются почти все сферы общественных отношений;

б) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения и только те, которые поддаются внешнему контролю;

по степени детализации:

а) нормы морали обычно представляют собой общий принцип поведения людей (надо быть справедливым, добрым, порядочным, надо уважать родителей, старших и т.д.);

б) нормы права закрепляют четко определенные права и обязанности субъектов права;

по форме выражения:

а) нормы морали содержатся в общественном сознании;

б)нормы права содержатся в нормативно-правовых актах и иных источниках права;

по способу охраны от нарушений:

а) нормы морали охраняются внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия;

б) нормы права охраняются государством

Взаимодействие права и морали в процессе правотворчества проявляет­ся в том, что некоторые нормы права создаются с учетом требований норм морали. Например, в ст. 63 Конституции Украины говорится, в частности, о том, что человек не несет ответственности за отказ давать показания в отношении членов своей семьи, близких родственников.

Некоторые нормы права устанавливаются законодателем с целью вытес­нения определенных норм морали из сферы их социального действия, соци­альной практики. Например, Русская Правда ограничивала кровную месть, в Ита­лии законом была запрещена вендетта, в Российской империи запрещались дуэли, УК Украины содержит раздел, определяющий деяния, которые явля­ются преступлениями против нравственности.

Некоторые нормы права применяются с учетом норм морали. Речь идет о нормах права, текстуальные формулировки которых содержат т. н. оценоч­ные понятия, значение которых в ряде случаев невозможно понять без обра­щения к нормам морали. Например, в тексте ст. 296 УК Украины встречаются понятия "цинизм", "особая дерзость", являющиеся по существу понятиями морали. Не установив их значения, невозможно дать адекватную юридиче­скую оценку соответствующему деянию.

Некоторые нормы права выступают в качестве средства защиты, охраны определенных норм морали (например, ряд статей ГК Украины направлен на защиту чести и достоинства, охрану доброго имени, деловой репутации соответствующих лиц).

2. Право и технические нормы

Технические нормы исследуются в связи с анализом соотношения и взаимосвязи права и других видов социальных норм. Известно, что технические нормы – это нормы, регулирующие отношения между людьми и внешним миром, техникой. Это отношения типа «человек - машина», «человек - орудие труда», «человек - производство». Технические нормы устанавливают правила обращения людей с естест­венными и искусственными объектами.

Цель технических норм - наиболее целесообразное, безопасное обращение людей с объектами окружающей их среды, как природной, так и искусственной. Речь идет о природных веществах (например, радиоактивные элементы), явлениях природы (например, солнечная радиация), орудиях труда, предметах быта (на­пример, электроинструмент, газовые или СВЧ-печи и т. д.).

Содержание технических норм отражает объективные закономерности природы. Несоблюдение объективно необходимых требований технических норм закономерно влечет соответствующие неблагоприятные последствия (травмы, увечья, болезни, смерть). Содержание тех или иных технических норм может быть закреплено в правовых нормах. В таком случае объективно необходимая обязательность их соблюдения дополняется возложением на соответствующих лиц юридической обязанности их соблюдать. Несоблюде­ние этой обязанности влечет юридическую ответственность.

Нормы права, имеющие техническое содержание, называются технико-юридическими нормами. Таких норм достаточно много, например, в УК Украины (статьи об ответственности за нарушение правил пожарной безопасно­сти, правил техники безопасности и т. д.). Остальные технические нормы, в частности действующие в бытовой сфере, не поддерживаются правом, и следовательно, их нарушение не ведет к какой-либо юридической ответственности (например, правила обращения с телевизорами, холодильниками, магнитофонами, приемом лекарств).

Технические нормы нельзя отождествлять с законами природы, как объективно существующими, устойчивыми, повторяющимися связями между явлениями.

3.Право и обычаи

Обычаи - одна из древнейших форм регуляции поведения людей. За каждым обычаем тянется большой исторический период. Нормы обычаев появились раньше норм права. Один из путей возникновения права — появление т.н. обычного права (часть обычаев признаётся и охраняется госу­дарством).

В связи с развитием общества, часть обычаев сохраняет свою жизнь, часть претерпевает изменения, некоторые вовсе утрачивают своё реальное существование. В то же время, некоторые обычаи (в силу консервативности их природы) могут существовать, несмотря на то, что они являются отраже­нием и закреплением предрассудков, пережитков прошлого.

Связь определённой части существующих обычаев с правом проявляется в том, что в современных государствах среди форм (источников) права есть т.н. правовые обычаи, т.е. это обычаи, которые признаны и санкционированы государством, имеют в силу этого общеобязательное значение, как и нормы права, непосредственно исходящие от государства (установленные его право­творческими органами).

От обычаев необходимо отличать ритуалы, обряды, мифы. Так, ритуалы – это церемонии, демонстративные действия. Причем эти действия часто красочные, даже театрализованные и отличаются массовостью. Цель ритуала- внушение людям определенных чувств. С его помощью осуществляется их определенный психологический настрой. Ритуалы без сомнения выполняли регулятивную функцию. Так, церемония вступления парня и девушки в брак преследует цель внушить окружающим мысль о нерушимости брачного союза, его вечности и принадлежности теперь уже к другому родству.

Обряды это тоже правила поведения, которые заключаются в строгих формах, но в отличие от ритуалов глубже проникают в душу и сердце человека и преследуют воспитательные цели. Они дают возможность человеку выразить такие человеческие чувства, как радость, Жалость, заботливость, память об умершем человеке. В процессе выполнения обряда обеспечивается сопереживание между людьми. Это их отличие от ритуалов. Так, у всех народов имелись обряды захоронения умерших. Довольно развиты были и поминовения. Так, на Руси еще в древности существовал обряд приносить на могилу к покойному что либо из еды и питье, что символизировало заботу живых об умерших.

Мифы – это разные народные сказки, былины, которые учат людей тому, как нужно себя вести и как не надо. Мифы объясняли многие стороны нашей жизни, тайну появления человека, его быта, растений и животных, характер отношений в семье и т.д. Так, в известной русской народной сказке «Репка» есть правила поведения, согласно которым надо многим людям строить свою жизнь. В сказке всегда можно выделить регулятивные мысли: даже самое трудное дело можно выполнить сообща; нельзя пренебрегать даже самыми алыми усилиями, поскольку они могут оказаться решающими в достижении цели.

 

4.Право и корпоративные нормы

Корпоративные нормы - это нормы, которые самостоятельно установ­лены корпорацией (предприятием, учреждением, организацией) и обязатель­ны только для её субъектов.

Корпорации - это общественные организации, трудовые коллективы, учеб­ные заведения и т. п. Форма выражения и закрепления корпоративных норм -Устав, Положение, иной акт-документ. Эти нормы принимаются, прежде всего, в интересах тех людей, которые создали корпорацию, стали её членами (например, членами акционерного общества). Они закрепляют порядок функционирования корпорации, характер взаимоотношений членов корпорации, их права, обязанно­сти, ответственность за нарушение корпоративных норм. Корпоративные нормы принимаются корпорацией самостоятельно, в порядке самоуправления, но в рам­ках законов, подзаконных актов, т.е. с учетом государственного управления, пра­вового регулирования соответствующих общественных отношений, требований законодательства, законности и правопорядка.

Корпоративные нормы могут иметь статус норм права, если они содер­жатся в т.н. локальных нормативно-правовых актах (действуют в пределах корпорации). Нормы таких отраслей права как гражданское, трудовое право определяют процедуру принятия локальных актов, основную (типовую) часть их содержания, пределы корпоративного регулирования.

Корпоративные нормы (напр., нормы, содержащиеся в Уставе политиче­ской партии) - это не всегда нормы т.н. корпоративного права. Последнее -это: 1) составная часть гражданского права, регулирует правовой статус, по­рядок создания и деятельности хозяйственных обществ и товариществ; 2) система норм, которые установлены собственником или администрацией коммерческой структуры, регулируют внутрифирменные отношения (напр., Правила трудового распорядка).

5.Право и религиозные нормы

Религиозные нормы - это нормы, регламентирующие поведение верую­щих по отношению к Богу, церкви, друг к другу и иным лицам, определяю­щие порядок создания, функционирования религиозных организаций.

Религиозные нормы — одна из древнейших форм регуляции поведения людей. Такие мировые религии как иудаизм, христианство, ислам, буддизм оказали существенное воздействие на развитие правовых систем соответствующих государств.

Среди государств современного мира есть светские (церковь отделена от государства, действует конституционный принцип: ни одна религия не может устанавливаться как государственная или обязательная) и религиозные. Среди последних особое место занимают мусульманские государства. В них общественные отношения регулирует мусульманское право (его основные источники: Коран - высказывания Аллаха, обращенные к последнему из его пророков - Мухаммеду, Сунна - высказывания Мухаммеда, иджма - выска­зывания проповедников мусульманской религии, кияс - толкование Корана и Сунны).

Библия, Коран, Талмуд, равно как и иные священные книги, содержат много общечеловеческих норм - норм религиозной морали (например, запрещающих убийство, воровство, лжесвидетельство и т. д.), которые нашли закрепление в за­конодательстве как религиозных, так и светских государств.

Законодательство светских государств (Украина, Российская Федерация и др.) о свободе совести, религии, религиозных организациях, взаимоотноше­ниях государства и церкви гарантирует каждому человеку свободу совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности, что соответствует «Всеобщей декларации прав человека», в которой говориться, что ка­ждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Нынешние связи норм права и норм религии в современных государствах неоднозначны и зависят от сложившихся между ними отношений, определяемых во многом характером государственного режима, формами правления и традициями. Сегодня известны факты образования, формирования новых государств и их правовых систем на религиозной основе. Примером может служить разделение Индии в 1947 г. на исламское государство Пакистан и собственно Индию, где основной религией населения уже свыше 2000 лет остается индуизм. В начале 90-х гг. мир стал свидетелем распада Югославии на государства по религиозному признаку, в которых преобладало католическое, мусульманское или православное население.

Право способно как полностью подчинить себя господствующей в обществе религии, так и носить, например, отпечаток критического отношения к каким-либо акциям определенной конфессии либо религиозной деятельности. Подобное отношение к свободе выбора религии либо принудительное отнесение населения к определенной конфессии вопреки воле людей и закону может стать и становилось предметом раздоров, а межконфессиональные войны нередко длятся десятилетиями (Ливан, Северная Ирландия).

 

3.ПРАВОВОЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ И МЕТОДОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Проблема теории правового регулирования весьма актуальна в современной юридической науке. Особенности правового регулирования в современном цивилитарном государстве и обществе как категории состоят в том. Что она в единстве охватывает самые существенные элементы «правовой материи» - нормы права, действие права в демократическом обществе, сам процесс правового регулирования поведения людей, его механизм, правомерное поведение как цель государства и результат правового регулирования.

Исходным элементом этой теории является действие права в обществе, причем действие в широком смысле этого слова. Под ним следует понимать социальное действие права, его норм как регуляторов общественных отношений с целью достижения желаемых задач демократического общества и правомерного поведения каждого гражданина, человека.

Право и его нормы рассматриваются не в статике, а в динамике, т.е. в действии, в ходе их функционирования. В процессе этого действия право и его нормы переходят из одного социального состояния в другое (разрешают дела, споры и т.д.), и переводят содержащуюся в себе волю людей, их информационный «заряд» в практическую плоскость. Действие права делает реальными присущие ему законность, справедливость, ценности граждан, их образ жизни. Право обретает как бы две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя касается восприятия норм права, его смысла, содержания разными субъектами, а внешняя – форм и средств их проявления, а также видов поведения (правомерное, неправомерное) участников правоотношений.

И в этом смысле действие права непосредственно связано с правовой деятельностью в современном обществе. Действие права в обществе осуществляется не произвольно. Оно основано на законодательстве, на четких нормах права, морали. И его «запускает» в жизнь и сопровождает потом специальный «инструмент». Таким «инструментом» потом в ходе действия права и выступает правовое регулирование. Следовательно, правовое регулирование – это часть действия права, которая характеризует специфическое нормативно-организационное воздействие на поведение и деятельность отдельных субъектов для достижения фактических целей права.

Иными словами, правовое регулирование - это государственно-властное воздействие на общественные отношения с помощью всей совокупности юридических средств.

Цели правового регулирования: упорядочение общественных отноше­ний, их охрана, закрепление, развитие (стимулирование развития).

Виды правового регулирования:

Централизованное (осуществляется из единого центра в масштабе всей страны);

Децентрализованное (подчинено централизованному, осуществляется участниками правоотношений в качестве дополнения централизованного, его доурегулирования);

Нормативное (деятельность субъектов правотворчества по установле­нию норм права (общих правил поведения);

Индивидуальное (деятельность участников правоотношений по конкретиза­ции норм права — путем самостоятельного решения юридически значимых вопро­сов, нормативное регулирование которых законодателем не является исчерпы­вающим, то есть допускает дополняющее регулирование).

Способы правового регулирования, то есть приемы регулирования обще­ственных отношений:

Дозволение- связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд).Само дозволение весьма неоднородно. Оно может выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес.

Обязывание - связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе или договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание, как способ правового регулирования, ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение – связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования. Запрещение – разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование. Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участие в судопроизводстве по этому делу.

Рекомендование (совет)- своеобразные стимулы к правовому поведению.

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.

Выделяют два типа правового регулирования:

Общедозволительный - выражается формулой «дозволено все, кроме запрещенного законом», например, дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок запрещено (купля-продажа наркотиков);

Разрешительный - выражается формулой: «запрещено все, кроме разрешенного законом», т.е. участник правоотношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

 

4. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ, СТАДИИ

Наряду с регулированием, реализуемым непосредственно субъектами общественных отношений, т.е. наряду с саморегуляцией субъектов, допускается государственное регулирование, или государственно-правовое регулирование в виде специально организованного механизма. Правовое регулирование общественных отношений рассматривается в этом случае как социальная функция государства. Отсюда значение, которое приобретает тот механизм, с помощью которого достигаются цели права и государства, т.е. механизм государственно-правового регулирования.

Механизм правового регулирования позволяет:

- собрать вместе все части юридической системы и факторы, на нее влияющие;

- расставить их по своим местам;

- увидеть те основные функции, которые выполняют юридические, социальные и другие факторы в процессе правового регулирования;

- понять процесс трансформации правовых принципов и норм в поведение (правомерное и противоправное), возникновение законности и правопорядка или правового нигилизма;

- обосновать необходимость совершенствования правового регулирования в обществе, уровня юридической культуры всего населения и профессиональной культуры всех должностных лиц, прежде всего работников правоохранительных органов.

Такой расширительный подход к осмыслению правового регулирования общественных отношений полезен и актуален для современного общества, но слабо исследован и еще ждет своей разработки. С учетом этого подхода мы будем говорить о широкой трактовке самого понятия правового регулирования, т.е. о больших пределах действия его механизма.

Механизм правового регулирования - это система всех юридиче­ских средств, обеспечивающих упорядоченность общественных отношений правом.

Механизм правового регулирования показывает процесс перевода нормативности права в упорядочен­ность общественных отношений.

Элементы (структура) механизма правового регулирования:

а) нормы права (в них устанавливаются модели удовлетворения интересов);

б) юридические факты или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

в) правоотношения (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

г) акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

д) охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

Стадии механизма правового регулирования, то есть этапы перевода нормативности права в упорядо­ченность общественных отношений (соответствует структурным элементам механизма правового регулирования):

Обязательные:

Стадия формирования и действия норм права;

Стадия возникновения субъективных прав и юридических обязанностей (правоотношений);

Стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей.

Факультативная

Стадия применения права

Тема № 9. НОРМЫ ПРАВА

 

П Л А Н

1.Понятие нормы права и ее основные признаки.

2.Виды правовых норм.

3.Структура нормы права

4.Соотношение нормы права и статьи закона

 

1. ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

 

Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм. Юридическая норма – первичная клеточка права, частица содержания, исходный структурный элемент его системы. Поэтому естественно, что норме права свойственны все основные черты права как особого социального явления. Однако из этого положения не следует, что понятия права и нормы права совпадают. Право и единичная юридическая норма соотносятся между собой как общее и отдельное, которые наряду с чертами сходства имеют и свои особенности.

Широко известно, что государственно-правовая теория и практика выработали немало представлений о норме права и ее определений, хотя необходимо отметить, что в последнее время у многих теоретиков государства и права несколько снизился интерес к системному, комплексному, всестороннему исследованию норм права. Кое-кто даже считает, будто проблема норм права в юридической науке достаточно осмыслена и изучена. Думается, что сегодня, когда в Украине с большими трудностями формируется новая система демократического законодательства, норм, правил, образцов поведения и т.п., эта проблема не только не снята с повестки дня, но и обостряется.

Применительно к новым, постсоветским реалиям украинского общества трудно дать четкое определение нормы права и охарактеризовать ее признаки, поскольку в теории государства и права, к сожалению, не выработано единого подхода не только к пониманию этих норм, но и к осмыслению их существенных, исходных признаков.

Еще в конце 19 в. известный русский юрист, профессор Московского университета С.Муромцев писал, что юридическими нормами называются «обыкновенно правила, которые, определяя должные пределы и способ юридической защиты отношений, предписываются властью, регулирующей правовой быт народа: так называемым сознанием общества (обычное право), законодателем (закон), юристами (право юристов)».

Примерно в то же время другой авторитетный русский государствовед Н.Коркунов развивал идеи о том, что юридические нормы- прежде всего «суть правила должного» и в этом смысле они суть веления. Будучи правилами должного, пояснял он, нормы «не могут дозволять, определять, описывать». Они всегда повелевают, всегда указывают, что и как должно быть сделано для разграничения сталкивающихся интересов.

Необходимо отметить также вклад в развитие представлений о праве вообще и понятий о норме права, таких известный украинских юристов как Яков Павлович Козельский (1728-1764), Михаил Александрович Максимович (1804-1873), Николай Иванович Костомаров (1817-1885), Остап Сергеевич Терлецкий (1850-1902), Богдан Александрович Кистякивский (1868-1920). В, частности, его идеи, изложенные в книге «Социальные науки и право», изданной в 1916 году, за некоторым исключением, остаются актуальными и в настоящее время.

В современной юридической литературе норма права тоже определяется как правило или мера должного поведения. Но вместе с тем выделяются и другие ее формально-юридические признаки и черты. Среди них:

а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством);

б) выражение ими государственной воли;

в) всеобщий и представительно-обязывающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права;

д) многократность применения и длительность действия правовых норм;

е) их строгая соподчиненность и иерархичность;

ж) охрана норм права государством;

з) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений.

Данные признаки и черты с различной степенью точности отражаются в предлагаемых многими авторами определениях нормы права.

Например, нормы права рассматриваются как «установленные и обеспеченные государством правила поведения людей по отношению друг к другу», указывающие, какие поступки они должны или могут совершать, а какие- нет, а также «иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения. Под правовой нормой понимается также рассчитанное на «регулирование вида общественных отношений общее правило поведения», установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных