Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






П Р Е Д И С Л О В И Е 4 страница




Еще раньше Т.Гоббс также касался проблемам формы государства и в понятие этой формы он вкладывал организацию или образ правления делами общества. Он также отмечал, что различных форм государств может быть только три (демократия, монархия, аристократия). Тирания и олигархия есть лишь разные названия монархии и аристократии.

Однако до сих пор в отношении понятия «форма государства» нет достаточной ясности.

В юридической литературе традиционно встречаются термины: "фор­ма государства" или "формы государства". В последнем случае имеется в виду что "формы государства" - это и есть те формы, из которых складывает­ся "форма государства", когда идет речь о содержании (структуре) последней. Понятие "форма государства" конкретизирует представление о государствен­ной власти как обязательном признаке любого государства. Это понятие в наиболее общем виде дает ответ на вопрос о том, как практически организо­вана и осуществляется государственная власть в данном государстве.

Форма государства - это способ организации власти и властвования в государстве.

Если говорить, несколько иначе и более конкретизировано, форма госу­дарства - это способ организации, а также реализации (применения) государ­ственной (политической) власти, который определяет форму правления, фор­му государственного устройства и государственный (политический) режим в данной стране.

 

Состав (структура) формы государства:

 

1) форма государственного правления («государственное правление»);

2) форма государственного устройства («государственное устройство»);

3)форма государственного (политического) режима («государственный режим»).

Форма государства представляет собою единство этих трех форм, по­следние являются аспектами первой.

Вышеуказанные формы государства - это и есть те способы организации и реализации государственной власти, совокупность которых характеризует формы того или иного государства. Своеобразие формы конкретного госу­дарства всегда определяется с учетом единства, взаимообусловленности со­ставляющих её форм, т. е., в конечном счете, зависит от их целостного рас­смотрения (напр., наличие такого демократического органа как парламент, возможно и в условиях отсутствия в стране реальной демократии).

Иногда в литературе утверждается, что форма государства - это его фор­ма правления. Или же говорится, что только форма правления и форма государственного устройства охватываются понятием форма государства. Однако наиболее распространённой является точка зрения, согласно которой в структуре формы государства различают три формы. При этом "форма го­сударственного правления" и "форма государственного устройства" относят­ся к структурным элементам формы государства, тогда как "форма государ­ственного режима" является её динамическим элементом, т. е. способным относительно быстро изменяться (напр., в результате военного переворота или выборов в нестабильном государстве).

Целесообразно также отметить, что в литературе нередко терминам "форма государственного правления", "форма государственного устройства", "форма государственного режима" соответствуют более лаконичные терми­ны: "форма правления", "государственное устройство", "государственный режим" ("государственно-правовой режим").

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

Государственное правление - это способ организации высшей (верхов­ной) государственной власти.

Этот элемент является ведущим в форме государства, он показывает, кто и как правит в государстве.

Государственное правление проявляется в структуре высших органов государственной власти, порядке их образования, характере их взаимоотно­шений между собой и с населением.

Данная форма выражает структуру распределения государственной власти «по горизонтали» (между «правящими органами»). Ядро «правящих» ор­ганов составляют:

глава государства (олицетворяет единство государственной власти); парламент (законодательный орган);

правительство (центр системы исполнительно-распорядительных органов).

Иногда о данной форме пишут, используя термин: «форма государствен­ного управления». Но именно словом «правление» подчеркивается связь дан­ной формы государства с высшей государственной властью («верховной», «правящей»). Термин же «форма государственного управления» более абстрактен, он применим, например, и в контексте характеристик местной государст­венной власти.

Виды государственного правления:

монархическое, республиканское, т. е. государства подразделяются на монархии и республики (исходный, первич­ный критерий отличия монархий и республик - статус поста главы государст­ва).

 

Монархия

Монархия - форма правления, при которой, по общему правилу, пост главы государства замещается пожизненно и по наследству.

Можно говорить несколько иначе, монархия (от греч. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично («монархом»), пожизненно и, по общему прави­лу, переходит по наследству (представителям правящей династии, в порядке престолонаследия).

«Монарх» - родовое понятие, т. е. монарх, может именоваться: царь, ко­роль, император, султан, шах и т. п.

 

Исторические типы монархий

Абсолютная монархия - в ней юридически и фактически вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а так­же религиозной сосредоточена в руках монарха (напр., Ватикан, Бруней).

Конституционная («ограниченная») монархия - в ней власть монарха ограничена парламентом, это ограничение закреплено утверждаемой парламентом конституцией, которую монарх не в праве изменить.

 

Виды конституционной монархии

а) основные виды (по степени ограничения власти монарха):

- дуалистическая монархия - в ней состав правительства формирует глава государства (монарх), без участия в этом процессе парламента, в даль­нейшем правительство подотчетно только монарху, который руководит им лично, либо через назначаемого им премьер-министра;

Дуалистическая монархия (Иордания, Непал и др.) - характерна для развивающихся стран, стран с сильными пережитками феодализма. Является переходной формой правления в процессе демократизации страны (юридически законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - монарху, но фактически реальная власть сосредоточена в руках монарха).

- парламентарная («парламентская») монархия - в ней состав правительства формируется парламентом, без участия в этом процессе главы госу­дарства (монарха), в дальнейшем правительство подотчетно только парламенту (например, Япония);

Парламентарная монархия - более демократическая форма правления, чем дуалистическая монархия. Она характерна для развитых, цивилизованных государств. В ней права монарха ограничены во всех сферах применения государственной власти. С точки зрения принципа разде­ления власти, парламентарная монархия не отличается от парламентарной республики (парламен­тарные монархии и республики составляют большинство стран ЕС).

б) особый вид (сочетает элементы монархии и республики):

- выборная монархия (например, в Малайзии Верховный правитель избирается Советом правителей, в состав которого входят не только наследственные сул­таны, но только они поочередно избирают друг друга на пост главы государства).

 

Республика

Республика - форма правления, при которой, по общему правилу, глава государства избирается и может занимать свой пост только определенный срок.

Иногда говорят несколько иначе, республика (от лат. res publica - общественное дело) - форма правления, при которой:

- все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются парламентами (общенациональными представительными органами);

- верховная государственная власть осуществляется органами, избираемыми населением на определенный срок;

- государственная власть делегируется коллегиальному или единоличному органу, избираемому на определенный срок.

 

Большинство современных государств - республики (их более 140). Несменяемость главы государства (при тоталитарном режиме) придает рес­публиканскому правлению черты монархического.

 

Виды республик

1)по характеру отношений между законодательной и исполнительной властью:

а) президентская, парламентарная, смешанная;

Основной критерий отличия - особенность политической ответствен­ности правительства. Иные критерии: подотчетность правительства; порядок формирования правительства (исходный критерий).

В президентской республике:

- президент самостоятельно (иногда с последующим одобрением верхней палаты парламента) формирует состав правительства, руководит им, определяет его политику (США, Иран, Ирак и др.);

- президент юридически и фактически, является главой государства и главой исполнительной власти;

- правительство несет политическую ответственность только перед президен­том;

- президент не имеет права роспуска парламента;

- парламент может сместить президента только в порядке импичмента;

- президент избирается, по общему правилу, на всеобщих выборах.

В отличие от классической (американской) модели президентской рес­публики, в некоторых странах иногда допускается (латиноамериканская мо­дель) парламентская ответственность отдельных членов правительства. Кро­ме того, в ряде стран восточного полушария (Казахстан, Замбия и др.) прези­дент возглавляет правительство, но одновременно существует пост т. н. ад­министративного премьера, последний ведает оперативной деятельностью правительства, проводит его неофициальные заседания, но не определяет его политику (это право президента).

Президентскую республику иногда называют дуалистической, тем самым подчеркивая факт сосредоточения в руках президента сильной исполнитель­ной власти, а в руках парламента - законодательной.

В парламентарной республике (ФРГ, Италия и др.):

- состав правительства формируется только парламентом;

- правительство несет политическую ответственность только перед парламен­том;

- парламент избирает президента (непосредственно или в составе особой кол­легии выборщиков);

- президент - глава государства, но не глава исполнительной власти (им является премьер-министр);

- президент осуществляет свои полномочия только по предложению правительства (по общему правилу);

- президент по предложению правительства может распустить парламент и объявить досрочные выборы, если последний выражает правительству вотум недоверия.

В парламентарной республике часто наблюдается т. н. правительствен­ный кризис, т. е. утрата правительством поддержки большинства в парламен­те или в той его палате, перед которой оно несет ответственность.

В смешанной республике (Франция, Финляндия и др.):

- наблюдается дуализм исполнительной власти;

- правительство формируется президентом и парламентом;

- правительство несет политическую ответственность перед президентом и парламентом;

- президент осуществляет общее руководство правительством, возглав­ляемым премьер-министром;

- президент (глава государства) - избирается, как правило, на всеобщих выборах, имеет юридически и фактически существенные полномочия;

- президент в ряде случаев может распустить парламент.

Виды смешанной республики (по объему полномочий президента и парламента относительно правительства); «президентско-парламентская», «парламентско-президентская». Иногда вместо термина «смешанная» использу­ются термины: «полупрезидентская», «полупарламентская».

б) «директориалъная» - правительство формируется парламентом, но отсутствует институт политической ответственности правительства перед парламентом, в силу чего правительство занимает особое место в системе государственных органов (в Швейцарской конфедерации).

2) по характеру реализации принципа разделения власти:

- республика, где реально осуществлен принцип разделения власти («парламентарная», «президентская», «смешанная», «директориальная»);

- республика, где формально осуществлен принцип разделения власти («суперпрезидентская»);

- республика, где отсутствует осуществление принцип разделения власти («советская»).

3) по реальной принадлежности верховной власти (субъектному составу ее осуществления):

а) автократическая республика (от греч. «autokrateia» - самодержавие);

Верховная власть реально сконцентрирована в руках одного лица (едино­личного диктатора) или группы лиц (группы диктаторов, т. н. хунты). Например:

- суперпрезидентская («монократическая») республика;

В ряде республик Тропической Африки, при наличии парламента, судов власть президента практически не отличается от власти монарха в абсолют­ной монархии.

Иногда термин «суперпрезидентская республика» в публицистике ис­пользуется для характеристики президентской или смешанной республики, когда одна из партий одновременно побеждает на выборах президентских (лидер партии избран на пост главы государства) и парламентских (партия в парламенте имеет большинство голосов) - в стране есть сильная «партия вла­сти» (одна) и бессильная по отношению к ней оппозиция.

- советская республика (в бывшем СССР и других странах т. н. «социалистического лагеря»);

В такой республике реальная верховная власть принадлежит генерально­му секретарю компартии (единоличный диктатор) или политбюро ее цен­трального комитета (группа диктаторов).

- олигархическая республика;

Принадлежность реальной политической власти узкой группе лиц, состоящей из представителей крупного капитала, в литературе принято обозна­чать термином «олигархия».

б) демократическая республика;

Верховная власть рассредоточена, реально осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на власть законодательную, исполнительную, су­дебную, принципом народного суверенитета.

4) по основанию получения полномочий верховной власти:

- республика с легальной (законной) властью;

Полномочия власти основаны на мандате народа.

- республика с узурпированной (незаконной) властью;

Полномочия власти - результат государственного переворота (напр., власть «черных полковников» в Греции в 1967 г., А. Пиночета в Чили в 1973 г.) или незаконного расширения своих полномочий законно избранным (на­значенным) лицом (напр., власть Гитлера в Германии в 1933 г.).

5) по характеру отношения народа к верховной власти:

а) республика с легитимной властью;

Власть, ее решения одобряются большинством населения страны.

б) республика с нелегитимной властью.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Государственное устройство - это способ организации власти в государстве путем его деления на составные части и распределения власти между ними и управляющим центром.

Государственное устройство является способом организации властнотерриториальной целостности государства. Данная форма указывает на соот­ношение между государством в целом и его территориальными единицами.

Форма государственного устройства выражает структуру распре­деления государственной власти "по вертикали" (напр., в рамках систем: "власть центра - власть на местах", "власть федерального центра - власть субъектов федерации»), определяет характер взаимоотношений между цен­тральными и местными органами.

Иногда форма государственного устройства определяется как территориальное устройство государст­венной власти. Нередко используется термин "форма национально-государственного устройства" (применительно к странам, имеющим много­национальный состав населения).

По форме государственного устройства современное государство может быть: 1) простым (унитарным); 2) сложным (федеративным). Иными слова­ми, по форме государственного устройства государство может быть: унитарным, федеративным.

Деление территории унитарных государств или территории отдельных субъектов федерации на определенные части (например, области, губернии), в соответствии с которым осуществляется построение и функционирование системы местных государственных органов обозначается термином "административно-территориальное устройство" или "административно-территориальное деление".

В некоторых территориально небольших странах (напр., Мальта) отсут­ствует административно-территориальное устройство. В странах, где есть административно-территориальное, оно может быть: двухзвенным (напр., США), трёхзвенным (напр., Франция), четырёхзвенным (напр., ФРГ).

Первичные элементы (структурные части) административно-территориального устройства - т. н. административ­но-территориальные единицы (напр., области, районы), которые характери­зуются определенным соподчинением между собой, отсутствием какой-либо политической самостоятельности (в отличие от административной).

Унитарное государство, при наличии определенных предпосылок, может стать федеративным в результате т. н. федерирования (федерализации), т. е. соответствующей конституционной реформы. Напр., 1993 году Бельгия была преобразована в федерацию по национально (этно)-территориальному прин­ципу.

Если возникает проблема сохранения целостности государства (унитар­ного, федеративного), то она, с точки зрения центральной власти, обычно обозначает­ся понятием "сепаратизм" (социальное движение за отделение определённой части государства для создания нового государственного образования или за предоставление соответствующей части государства автономии).

Для центральной власти, одним из правовых средств сохранения целост­ности унитарного государства является возможность установления в стране (в соответствии с законом) режима т. н. чрезвычайного положения.

Для сохранения целостности федеративного государства, а также в ряде иных случаев (напр., нарушение федеральной конституции или федеральных законов, неподчинение законным требованиям федерального правительства), в таких федерациях как США, Индия, Бразилия, ФРГ, Венесуэла возможно применение т. н. федеральной интервенции (в ФРГ называется: "федеральное принуждение"; в Индии - "президентское правление"). Последняя предпола­гает вмешательство в дела субъекта федерации в порядке установленном фе­деральной конституцией или федеральным законом, применение репрессив­ных мер (напр., смещение должностных лиц, виновных в нарушении феде­ральной конституции, назначение на их место представителей федерального правительства).

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

В унитарном государстве его составные части не обладают суверените­том, не имеют всей полноты признаков государственности. Такое государство (напр., Польша, Италия) характеризуется делением преимущественно на административно-территориальные единицы, наличием в нём единой, общей для всей страны системы высших органов власти, единой системы законодательства.

В состав унитарного государства могут входить автономные образования (напр., Украина — унитарное государство, в ней Автономная Республика Крым - административно-территориальная автономия).

 

Виды унитарных государств:

1. а) Централизованные (напр., Нидерланды) - руководители региональ­ных органов назначаются из центра ("сверху");

б) Децентрализованные (напр., Япония) - региональные органы формируются на местах ("снизу"), независимо от центральных органов.

Особенностью современной общемировой практики является то, что руководители: а) местных органов государственной исполнительной власти назначаются (напр., Украина); б) органов местного самоуправления - избираются (напр., Украина).

 

2. а) Имеющие в своём составе территориальные автономии (одну, две и т.д.);

б) Не имеющие в своём составе территориальных автономий.

Виды территориальных автономий:

а) административно-территориальная (региональная) автономия;

б) национально-территориальная автономия;

в) национально-государственная автономия.

Административно-территориальная автономия имеет более высокий статус, чем простые административно-территориальные единицы (напр., области), является способом децентрализа­ции государственной власти в унитарном государстве, сводится к праву внут­реннего самоуправления, распространяется только на административную сферу, не имеет признаков государственного образования.

Национально-территориальная автономия (напр., страна Басков, Каталония и Галисия в Испании) имеет бо­лее высокий статус, чем административно-территориальная автономия, является способом решения национального вопроса в многонациональном унитарном государстве путем преставления его отдельной части (или отдельным частям), населенной в основном пред­ставителями одного национального меньшинства, определенной самостоя­тельности в решении вопросов внутренней жизни. Национально-административная автономия распространяется на административную и культурно-языковую сферу (официально используется язык национального меньшинства).

Национально-государственная автономия (напр., Каракалпакская республика в Узбекистане) имеет более вы­сокий статус, чем национально-территориальная автономия (этот статус по объему правомочий достаточно близок к статусу субъекта федерации), является способом решения национального вопроса в многонациональном унитарном государстве путем представления его отдельной части (или отдельным частям), населенной в основном пред­ставителями одного национального меньшинства, значительной самостоя­тельности в решении вопросов внутренней жизни, а также определённых ат­рибутов государственности.

 

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

В федеративном государстве его составные части обладают в той или иной мере государственным суверенитетом, имеют и иные признаки государ­ственности. Для федерации характерно наличие высших органов власти («фе­деральных органов»), федерального законодательства, общих для субъектов федерации. Одновременно, последние имеют свои собственные высшие орга­ны власти, свое законодательство, гражданство, свою налоговую систему.

Федерация - это единое государство, в составе которого субъекты феде­рации объединяются для решения центральной (федеральной) властью задач, общих для всех субъектов федерации (государств, государственных образо­ваний).

Федерализм - это форма распределения власти между центральными государственными органами и соответствующими органами субъектов федерации.

 

Виды федераций

Одни и те же федерации могут характеризоваться с различных сторон. Например, различают:

1) По способу образования:

а) федерации на основе союза ("договорные");

б) федерации на основе авто­номии ("конституционные");

Первые образованы "снизу", на основе договорного союза (объедине­ния), напр., независимых государств (образование Танзании в 1964 г.). Одна­ко субъекты такого союза могли фактически (но не юридически) иметь толь­ко признаки государственности (напр., штаты в США, кантоны в Швейца­рии).

Вторые образованы "сверху", актами государственной власти (напр., Па­кистан на основе конституции 1973 г.).

2) По характеру правовой основы:

а) конституционные (напр., США, Канада);

б) договорные (напр., Швейца­рия);

в) конституционно-договорные (напр., РФ).

В конституционных федерациях конституция определяет степень самостоятельности субъектов федерации, но изменение конституции является исключительным правом федеральных органов государственной власти.

В договорных федерациях её субъекты имеют большую степень самостоятельности, поскольку правовое положение субъектов федерации - результат их взаимосвязанного волеизъявления, формально допускающий возможность изменения содержания федеративного договора.

Конституционно-договорная федерация имеет определенные признаки вышеназванных, т.е. является федерацией смешанного типа. Напр., конститу­ция РФ 1993 г. установила верховенство её норм над нормами федеративного договора, но одновременно подтвердила действие последнего в сфере регулирования федеративных отношений.

3) По степени централизации:

а) централизованные (например, в Индии штаты, кроме одного, не имеют своих конституций и гражданства);

б) децентрализованные (например, США, ФРГ) («относительно централизованные»).

Большинство конституционных федераций являются централизованными, но среди них есть и децентрализованные.

4) По принципу деления территории:

а) административные; б) национальные.

В административных федерациях (напр., США, ФРГ), решающей осно­вой территориального деления являются географические (напр., рельеф мест­ности, климатические условия), экономические (напр., размещение полезных ископаемых), исторические (напр., исторические традиции) факторы, т.е. в этом плане доминируют объективные факторы.

В национальных федерациях, национальный состав населения является решающей основой ее территориального деления (напр., бывший СССР), т.е. доминирует субъективный фактор при определении территориальной органи­зации федерации.

5) По степени суверенности субъектов федерации:

а) территориальные (напр., - США) - характеризуются наличием существенного ограничения государственного суверенитета субъектов федерации: конституционное законодательство запрещает выход из союза в односторон­нем порядке;

6) национальные (напр., - бывший СССР) - характеризуются большей степенью суверенности ее субъектов, наличием у них как государственного, так и национального суверенитета, права выхода из союза в одностороннем порядке (обладают т. н. «правом сецессии»);

в) национально-территориальные (напр., - Россия) - интегрирует при­знаки национальной и территориальной федерации.

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО (ПОЛИТИЧЕСКОГО) РЕЖИМА

Государственный (политический) режим - это способ организации властвования в государстве.

В данном контексте под "властвованием" понимается процесс осуществ­ления государственной (политической) власти. Государственный режим - это способ организации властвования в стране, который выражает система мето­дов, приёмов, средств применения государственной власти.

Государственный режим указывает на политическое состояние общества, политическую обстановку в обществе, характеризующуюся количественной и качественной мерой участия населения страны в осуществлении государст­венной власти.

Понятия "государственный режим" и "политический режим" - тождест­венны. В литературе иногда эти понятия различают. Государственный режим (определяется исключительно государством) рассматривается как составная часть политического режима (его определяют все субъекты политической системы общества). Кроме того, вместо понятия "государственный режим" в литературе нередко используются термины "государственно-правовой", "по­литико-правовой", "государственно-политический" режим.

 

Основные виды государственных режимов

Режим может быть (классическая, общепринятая точка зрения):

а) демократическим - предполагает, что народ является субъектом и объ­ектом власти (ситуация, когда весь народ выступает в качестве субъекта власти является идеалом),

б) недемократическим ("антидемократическим") - народ является не столько субъектом, сколько объектом власти.

Доминирующие методы властвования:

- демократического режима - убеждение, согласование, компромисс;

- недемократического режима — администрирование, насилие, принуждение,
пресечение, террор (в тоталитарном государстве).

Демократический режим характеризуется реальным участием населения в осуществлении государственной власти через представительную и непо­средственную формы демократии, плюралистическим характером политиче­ской системы страны, наличием в ней идеологического, экономического плюрализма, защищенностью личности правоохранительной системой от чи­новничьего произвола, беззакония, политическим курсом государства на обеспечение реальности максимально широкого спектра прав и свобод граж­дан.

Недемократический режим характеризуется отсутствием действительно­го участия населения в осуществлении государственной власти, сосредото­ченностью всей полноты государственной власти в руках одного лица или коллегиального органа, представляющего интересы правящей верхушки, все­проникающим и детальным государственным контролем материальной и ду­ховной жизни общества, бюрократическим всевластием чиновничьего госап­парата по отношению к личности, верховенством государственной целесооб­разности над законностью и правом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных