ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
П Р Е Д И С Л О В И Е 4 страницаЕще раньше Т.Гоббс также касался проблемам формы государства и в понятие этой формы он вкладывал организацию или образ правления делами общества. Он также отмечал, что различных форм государств может быть только три (демократия, монархия, аристократия). Тирания и олигархия есть лишь разные названия монархии и аристократии. Однако до сих пор в отношении понятия «форма государства» нет достаточной ясности. В юридической литературе традиционно встречаются термины: "форма государства" или "формы государства". В последнем случае имеется в виду что "формы государства" - это и есть те формы, из которых складывается "форма государства", когда идет речь о содержании (структуре) последней. Понятие "форма государства" конкретизирует представление о государственной власти как обязательном признаке любого государства. Это понятие в наиболее общем виде дает ответ на вопрос о том, как практически организована и осуществляется государственная власть в данном государстве. Форма государства - это способ организации власти и властвования в государстве. Если говорить, несколько иначе и более конкретизировано, форма государства - это способ организации, а также реализации (применения) государственной (политической) власти, который определяет форму правления, форму государственного устройства и государственный (политический) режим в данной стране.
Состав (структура) формы государства:
1) форма государственного правления («государственное правление»); 2) форма государственного устройства («государственное устройство»); 3)форма государственного (политического) режима («государственный режим»). Форма государства представляет собою единство этих трех форм, последние являются аспектами первой. Вышеуказанные формы государства - это и есть те способы организации и реализации государственной власти, совокупность которых характеризует формы того или иного государства. Своеобразие формы конкретного государства всегда определяется с учетом единства, взаимообусловленности составляющих её форм, т. е., в конечном счете, зависит от их целостного рассмотрения (напр., наличие такого демократического органа как парламент, возможно и в условиях отсутствия в стране реальной демократии). Иногда в литературе утверждается, что форма государства - это его форма правления. Или же говорится, что только форма правления и форма государственного устройства охватываются понятием форма государства. Однако наиболее распространённой является точка зрения, согласно которой в структуре формы государства различают три формы. При этом "форма государственного правления" и "форма государственного устройства" относятся к структурным элементам формы государства, тогда как "форма государственного режима" является её динамическим элементом, т. е. способным относительно быстро изменяться (напр., в результате военного переворота или выборов в нестабильном государстве). Целесообразно также отметить, что в литературе нередко терминам "форма государственного правления", "форма государственного устройства", "форма государственного режима" соответствуют более лаконичные термины: "форма правления", "государственное устройство", "государственный режим" ("государственно-правовой режим").
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ Государственное правление - это способ организации высшей (верховной) государственной власти. Этот элемент является ведущим в форме государства, он показывает, кто и как правит в государстве. Государственное правление проявляется в структуре высших органов государственной власти, порядке их образования, характере их взаимоотношений между собой и с населением. Данная форма выражает структуру распределения государственной власти «по горизонтали» (между «правящими органами»). Ядро «правящих» органов составляют: глава государства (олицетворяет единство государственной власти); парламент (законодательный орган); правительство (центр системы исполнительно-распорядительных органов). Иногда о данной форме пишут, используя термин: «форма государственного управления». Но именно словом «правление» подчеркивается связь данной формы государства с высшей государственной властью («верховной», «правящей»). Термин же «форма государственного управления» более абстрактен, он применим, например, и в контексте характеристик местной государственной власти. Виды государственного правления: монархическое, республиканское, т. е. государства подразделяются на монархии и республики (исходный, первичный критерий отличия монархий и республик - статус поста главы государства).
Монархия Монархия - форма правления, при которой, по общему правилу, пост главы государства замещается пожизненно и по наследству. Можно говорить несколько иначе, монархия (от греч. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично («монархом»), пожизненно и, по общему правилу, переходит по наследству (представителям правящей династии, в порядке престолонаследия). «Монарх» - родовое понятие, т. е. монарх, может именоваться: царь, король, император, султан, шах и т. п.
Исторические типы монархий Абсолютная монархия - в ней юридически и фактически вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также религиозной сосредоточена в руках монарха (напр., Ватикан, Бруней). Конституционная («ограниченная») монархия - в ней власть монарха ограничена парламентом, это ограничение закреплено утверждаемой парламентом конституцией, которую монарх не в праве изменить.
Виды конституционной монархии а) основные виды (по степени ограничения власти монарха): - дуалистическая монархия - в ней состав правительства формирует глава государства (монарх), без участия в этом процессе парламента, в дальнейшем правительство подотчетно только монарху, который руководит им лично, либо через назначаемого им премьер-министра; Дуалистическая монархия (Иордания, Непал и др.) - характерна для развивающихся стран, стран с сильными пережитками феодализма. Является переходной формой правления в процессе демократизации страны (юридически законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - монарху, но фактически реальная власть сосредоточена в руках монарха). - парламентарная («парламентская») монархия - в ней состав правительства формируется парламентом, без участия в этом процессе главы государства (монарха), в дальнейшем правительство подотчетно только парламенту (например, Япония); Парламентарная монархия - более демократическая форма правления, чем дуалистическая монархия. Она характерна для развитых, цивилизованных государств. В ней права монарха ограничены во всех сферах применения государственной власти. С точки зрения принципа разделения власти, парламентарная монархия не отличается от парламентарной республики (парламентарные монархии и республики составляют большинство стран ЕС). б) особый вид (сочетает элементы монархии и республики): - выборная монархия (например, в Малайзии Верховный правитель избирается Советом правителей, в состав которого входят не только наследственные султаны, но только они поочередно избирают друг друга на пост главы государства).
Республика Республика - форма правления, при которой, по общему правилу, глава государства избирается и может занимать свой пост только определенный срок. Иногда говорят несколько иначе, республика (от лат. res publica - общественное дело) - форма правления, при которой: - все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются парламентами (общенациональными представительными органами); - верховная государственная власть осуществляется органами, избираемыми населением на определенный срок; - государственная власть делегируется коллегиальному или единоличному органу, избираемому на определенный срок.
Большинство современных государств - республики (их более 140). Несменяемость главы государства (при тоталитарном режиме) придает республиканскому правлению черты монархического.
Виды республик 1)по характеру отношений между законодательной и исполнительной властью: а) президентская, парламентарная, смешанная; Основной критерий отличия - особенность политической ответственности правительства. Иные критерии: подотчетность правительства; порядок формирования правительства (исходный критерий). В президентской республике: - президент самостоятельно (иногда с последующим одобрением верхней палаты парламента) формирует состав правительства, руководит им, определяет его политику (США, Иран, Ирак и др.); - президент юридически и фактически, является главой государства и главой исполнительной власти; - правительство несет политическую ответственность только перед президентом; - президент не имеет права роспуска парламента; - парламент может сместить президента только в порядке импичмента; - президент избирается, по общему правилу, на всеобщих выборах. В отличие от классической (американской) модели президентской республики, в некоторых странах иногда допускается (латиноамериканская модель) парламентская ответственность отдельных членов правительства. Кроме того, в ряде стран восточного полушария (Казахстан, Замбия и др.) президент возглавляет правительство, но одновременно существует пост т. н. административного премьера, последний ведает оперативной деятельностью правительства, проводит его неофициальные заседания, но не определяет его политику (это право президента). Президентскую республику иногда называют дуалистической, тем самым подчеркивая факт сосредоточения в руках президента сильной исполнительной власти, а в руках парламента - законодательной. В парламентарной республике (ФРГ, Италия и др.): - состав правительства формируется только парламентом; - правительство несет политическую ответственность только перед парламентом; - парламент избирает президента (непосредственно или в составе особой коллегии выборщиков); - президент - глава государства, но не глава исполнительной власти (им является премьер-министр); - президент осуществляет свои полномочия только по предложению правительства (по общему правилу); - президент по предложению правительства может распустить парламент и объявить досрочные выборы, если последний выражает правительству вотум недоверия. В парламентарной республике часто наблюдается т. н. правительственный кризис, т. е. утрата правительством поддержки большинства в парламенте или в той его палате, перед которой оно несет ответственность. В смешанной республике (Франция, Финляндия и др.): - наблюдается дуализм исполнительной власти; - правительство формируется президентом и парламентом; - правительство несет политическую ответственность перед президентом и парламентом; - президент осуществляет общее руководство правительством, возглавляемым премьер-министром; - президент (глава государства) - избирается, как правило, на всеобщих выборах, имеет юридически и фактически существенные полномочия; - президент в ряде случаев может распустить парламент. Виды смешанной республики (по объему полномочий президента и парламента относительно правительства); «президентско-парламентская», «парламентско-президентская». Иногда вместо термина «смешанная» используются термины: «полупрезидентская», «полупарламентская». б) «директориалъная» - правительство формируется парламентом, но отсутствует институт политической ответственности правительства перед парламентом, в силу чего правительство занимает особое место в системе государственных органов (в Швейцарской конфедерации). 2) по характеру реализации принципа разделения власти: - республика, где реально осуществлен принцип разделения власти («парламентарная», «президентская», «смешанная», «директориальная»); - республика, где формально осуществлен принцип разделения власти («суперпрезидентская»); - республика, где отсутствует осуществление принцип разделения власти («советская»). 3) по реальной принадлежности верховной власти (субъектному составу ее осуществления): а) автократическая республика (от греч. «autokrateia» - самодержавие); Верховная власть реально сконцентрирована в руках одного лица (единоличного диктатора) или группы лиц (группы диктаторов, т. н. хунты). Например: - суперпрезидентская («монократическая») республика; В ряде республик Тропической Африки, при наличии парламента, судов власть президента практически не отличается от власти монарха в абсолютной монархии. Иногда термин «суперпрезидентская республика» в публицистике используется для характеристики президентской или смешанной республики, когда одна из партий одновременно побеждает на выборах президентских (лидер партии избран на пост главы государства) и парламентских (партия в парламенте имеет большинство голосов) - в стране есть сильная «партия власти» (одна) и бессильная по отношению к ней оппозиция. - советская республика (в бывшем СССР и других странах т. н. «социалистического лагеря»); В такой республике реальная верховная власть принадлежит генеральному секретарю компартии (единоличный диктатор) или политбюро ее центрального комитета (группа диктаторов). - олигархическая республика; Принадлежность реальной политической власти узкой группе лиц, состоящей из представителей крупного капитала, в литературе принято обозначать термином «олигархия». б) демократическая республика; Верховная власть рассредоточена, реально осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на власть законодательную, исполнительную, судебную, принципом народного суверенитета. 4) по основанию получения полномочий верховной власти: - республика с легальной (законной) властью; Полномочия власти основаны на мандате народа. - республика с узурпированной (незаконной) властью; Полномочия власти - результат государственного переворота (напр., власть «черных полковников» в Греции в 1967 г., А. Пиночета в Чили в 1973 г.) или незаконного расширения своих полномочий законно избранным (назначенным) лицом (напр., власть Гитлера в Германии в 1933 г.). 5) по характеру отношения народа к верховной власти: а) республика с легитимной властью; Власть, ее решения одобряются большинством населения страны. б) республика с нелегитимной властью. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Государственное устройство - это способ организации власти в государстве путем его деления на составные части и распределения власти между ними и управляющим центром. Государственное устройство является способом организации властнотерриториальной целостности государства. Данная форма указывает на соотношение между государством в целом и его территориальными единицами. Форма государственного устройства выражает структуру распределения государственной власти "по вертикали" (напр., в рамках систем: "власть центра - власть на местах", "власть федерального центра - власть субъектов федерации»), определяет характер взаимоотношений между центральными и местными органами. Иногда форма государственного устройства определяется как территориальное устройство государственной власти. Нередко используется термин "форма национально-государственного устройства" (применительно к странам, имеющим многонациональный состав населения). По форме государственного устройства современное государство может быть: 1) простым (унитарным); 2) сложным (федеративным). Иными словами, по форме государственного устройства государство может быть: унитарным, федеративным. Деление территории унитарных государств или территории отдельных субъектов федерации на определенные части (например, области, губернии), в соответствии с которым осуществляется построение и функционирование системы местных государственных органов обозначается термином "административно-территориальное устройство" или "административно-территориальное деление". В некоторых территориально небольших странах (напр., Мальта) отсутствует административно-территориальное устройство. В странах, где есть административно-территориальное, оно может быть: двухзвенным (напр., США), трёхзвенным (напр., Франция), четырёхзвенным (напр., ФРГ). Первичные элементы (структурные части) административно-территориального устройства - т. н. административно-территориальные единицы (напр., области, районы), которые характеризуются определенным соподчинением между собой, отсутствием какой-либо политической самостоятельности (в отличие от административной). Унитарное государство, при наличии определенных предпосылок, может стать федеративным в результате т. н. федерирования (федерализации), т. е. соответствующей конституционной реформы. Напр., 1993 году Бельгия была преобразована в федерацию по национально (этно)-территориальному принципу. Если возникает проблема сохранения целостности государства (унитарного, федеративного), то она, с точки зрения центральной власти, обычно обозначается понятием "сепаратизм" (социальное движение за отделение определённой части государства для создания нового государственного образования или за предоставление соответствующей части государства автономии). Для центральной власти, одним из правовых средств сохранения целостности унитарного государства является возможность установления в стране (в соответствии с законом) режима т. н. чрезвычайного положения. Для сохранения целостности федеративного государства, а также в ряде иных случаев (напр., нарушение федеральной конституции или федеральных законов, неподчинение законным требованиям федерального правительства), в таких федерациях как США, Индия, Бразилия, ФРГ, Венесуэла возможно применение т. н. федеральной интервенции (в ФРГ называется: "федеральное принуждение"; в Индии - "президентское правление"). Последняя предполагает вмешательство в дела субъекта федерации в порядке установленном федеральной конституцией или федеральным законом, применение репрессивных мер (напр., смещение должностных лиц, виновных в нарушении федеральной конституции, назначение на их место представителей федерального правительства). УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО В унитарном государстве его составные части не обладают суверенитетом, не имеют всей полноты признаков государственности. Такое государство (напр., Польша, Италия) характеризуется делением преимущественно на административно-территориальные единицы, наличием в нём единой, общей для всей страны системы высших органов власти, единой системы законодательства. В состав унитарного государства могут входить автономные образования (напр., Украина — унитарное государство, в ней Автономная Республика Крым - административно-территориальная автономия).
Виды унитарных государств: 1. а) Централизованные (напр., Нидерланды) - руководители региональных органов назначаются из центра ("сверху"); б) Децентрализованные (напр., Япония) - региональные органы формируются на местах ("снизу"), независимо от центральных органов. Особенностью современной общемировой практики является то, что руководители: а) местных органов государственной исполнительной власти назначаются (напр., Украина); б) органов местного самоуправления - избираются (напр., Украина).
2. а) Имеющие в своём составе территориальные автономии (одну, две и т.д.); б) Не имеющие в своём составе территориальных автономий. Виды территориальных автономий: а) административно-территориальная (региональная) автономия; б) национально-территориальная автономия; в) национально-государственная автономия. Административно-территориальная автономия имеет более высокий статус, чем простые административно-территориальные единицы (напр., области), является способом децентрализации государственной власти в унитарном государстве, сводится к праву внутреннего самоуправления, распространяется только на административную сферу, не имеет признаков государственного образования. Национально-территориальная автономия (напр., страна Басков, Каталония и Галисия в Испании) имеет более высокий статус, чем административно-территориальная автономия, является способом решения национального вопроса в многонациональном унитарном государстве путем преставления его отдельной части (или отдельным частям), населенной в основном представителями одного национального меньшинства, определенной самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни. Национально-административная автономия распространяется на административную и культурно-языковую сферу (официально используется язык национального меньшинства). Национально-государственная автономия (напр., Каракалпакская республика в Узбекистане) имеет более высокий статус, чем национально-территориальная автономия (этот статус по объему правомочий достаточно близок к статусу субъекта федерации), является способом решения национального вопроса в многонациональном унитарном государстве путем представления его отдельной части (или отдельным частям), населенной в основном представителями одного национального меньшинства, значительной самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни, а также определённых атрибутов государственности.
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО В федеративном государстве его составные части обладают в той или иной мере государственным суверенитетом, имеют и иные признаки государственности. Для федерации характерно наличие высших органов власти («федеральных органов»), федерального законодательства, общих для субъектов федерации. Одновременно, последние имеют свои собственные высшие органы власти, свое законодательство, гражданство, свою налоговую систему. Федерация - это единое государство, в составе которого субъекты федерации объединяются для решения центральной (федеральной) властью задач, общих для всех субъектов федерации (государств, государственных образований). Федерализм - это форма распределения власти между центральными государственными органами и соответствующими органами субъектов федерации.
Виды федераций Одни и те же федерации могут характеризоваться с различных сторон. Например, различают: 1) По способу образования: а) федерации на основе союза ("договорные"); б) федерации на основе автономии ("конституционные"); Первые образованы "снизу", на основе договорного союза (объединения), напр., независимых государств (образование Танзании в 1964 г.). Однако субъекты такого союза могли фактически (но не юридически) иметь только признаки государственности (напр., штаты в США, кантоны в Швейцарии). Вторые образованы "сверху", актами государственной власти (напр., Пакистан на основе конституции 1973 г.). 2) По характеру правовой основы: а) конституционные (напр., США, Канада); б) договорные (напр., Швейцария); в) конституционно-договорные (напр., РФ). В конституционных федерациях конституция определяет степень самостоятельности субъектов федерации, но изменение конституции является исключительным правом федеральных органов государственной власти. В договорных федерациях её субъекты имеют большую степень самостоятельности, поскольку правовое положение субъектов федерации - результат их взаимосвязанного волеизъявления, формально допускающий возможность изменения содержания федеративного договора. Конституционно-договорная федерация имеет определенные признаки вышеназванных, т.е. является федерацией смешанного типа. Напр., конституция РФ 1993 г. установила верховенство её норм над нормами федеративного договора, но одновременно подтвердила действие последнего в сфере регулирования федеративных отношений. 3) По степени централизации: а) централизованные (например, в Индии штаты, кроме одного, не имеют своих конституций и гражданства); б) децентрализованные (например, США, ФРГ) («относительно централизованные»). Большинство конституционных федераций являются централизованными, но среди них есть и децентрализованные. 4) По принципу деления территории: а) административные; б) национальные. В административных федерациях (напр., США, ФРГ), решающей основой территориального деления являются географические (напр., рельеф местности, климатические условия), экономические (напр., размещение полезных ископаемых), исторические (напр., исторические традиции) факторы, т.е. в этом плане доминируют объективные факторы. В национальных федерациях, национальный состав населения является решающей основой ее территориального деления (напр., бывший СССР), т.е. доминирует субъективный фактор при определении территориальной организации федерации. 5) По степени суверенности субъектов федерации: а) территориальные (напр., - США) - характеризуются наличием существенного ограничения государственного суверенитета субъектов федерации: конституционное законодательство запрещает выход из союза в одностороннем порядке; 6) национальные (напр., - бывший СССР) - характеризуются большей степенью суверенности ее субъектов, наличием у них как государственного, так и национального суверенитета, права выхода из союза в одностороннем порядке (обладают т. н. «правом сецессии»); в) национально-территориальные (напр., - Россия) - интегрирует признаки национальной и территориальной федерации.
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО (ПОЛИТИЧЕСКОГО) РЕЖИМА Государственный (политический) режим - это способ организации властвования в государстве. В данном контексте под "властвованием" понимается процесс осуществления государственной (политической) власти. Государственный режим - это способ организации властвования в стране, который выражает система методов, приёмов, средств применения государственной власти. Государственный режим указывает на политическое состояние общества, политическую обстановку в обществе, характеризующуюся количественной и качественной мерой участия населения страны в осуществлении государственной власти. Понятия "государственный режим" и "политический режим" - тождественны. В литературе иногда эти понятия различают. Государственный режим (определяется исключительно государством) рассматривается как составная часть политического режима (его определяют все субъекты политической системы общества). Кроме того, вместо понятия "государственный режим" в литературе нередко используются термины "государственно-правовой", "политико-правовой", "государственно-политический" режим.
Основные виды государственных режимов Режим может быть (классическая, общепринятая точка зрения): а) демократическим - предполагает, что народ является субъектом и объектом власти (ситуация, когда весь народ выступает в качестве субъекта власти является идеалом), б) недемократическим ("антидемократическим") - народ является не столько субъектом, сколько объектом власти. Доминирующие методы властвования: - демократического режима - убеждение, согласование, компромисс; - недемократического режима — администрирование, насилие, принуждение, Демократический режим характеризуется реальным участием населения в осуществлении государственной власти через представительную и непосредственную формы демократии, плюралистическим характером политической системы страны, наличием в ней идеологического, экономического плюрализма, защищенностью личности правоохранительной системой от чиновничьего произвола, беззакония, политическим курсом государства на обеспечение реальности максимально широкого спектра прав и свобод граждан. Недемократический режим характеризуется отсутствием действительного участия населения в осуществлении государственной власти, сосредоточенностью всей полноты государственной власти в руках одного лица или коллегиального органа, представляющего интересы правящей верхушки, всепроникающим и детальным государственным контролем материальной и духовной жизни общества, бюрократическим всевластием чиновничьего госаппарата по отношению к личности, верховенством государственной целесообразности над законностью и правом. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|