Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






П Р Е Д И С Л О В И Е 17 страница




Таким образом, законность - понятие многомерное, многогранное, или, как нередко пи­шут в юридической литературе, - многоаспектное. Многоаспектность законности состоит в том, что она может рассматриваться сквозь приз­му таких категорий как «режим», «принцип», «метод», характеризоваться в свете этих категорий. Такого рода характеристики законности содержательно во многом похожи одна на другую. Вместе с тем они близки, но не тождест­венны, поскольку обусловлены различными точками зрения на законность.

В связи с вышесказанным, законность - это:

1) режим нормативной жизни общества и государства, требующий точного соответствия поведения (деятельности) субъектов права предписаниям законов, подзаконных актов;

2) принцип государственной и общественной жизни, выражающийся в точном, полном и единообразном осуществлении действующего законодательства всеми субъектами права, т.е. гражданами их объединениями, должностными лицами, государственными органами, органами местного самоуправления;

3) метод осуществления государственной власти.

 

Кроме того, законность - это необходимый элемент демократии.

В юридической литературе обычно пишут, что законность - это соблюде­ние и исполнение всеми субъектами права действующего законодательства.

Такое узкое, сугубо юридическое понимание законности, подчёркивает общеобязательность норм права, закреплённых в законодательстве, указывает на законность как на принцип права.

Статьи 19, 68, 129 Конституции Украины позволяют сделать вывод, что законность — это конституционный принцип, предусмотренный Основным Законом Украины.

 

 

Принципы законности

Принципы законности — это система руководящих идей, обуславлива­ющих основные начала её осуществления как обязательного режима жизнедеятельности общества и государства

 

Основные виды принципов законности:

- верховенство закона в системе нормативно-правовых актов;

- единство законности (единство понимания и применения законов на всей территории их действия);

- недопустимость противопоставления законности и целесообразности

(в поведении, деятельности субъектов права);

- неотвратимость наказания за нарушение законности (обязательность привлечения виновных к юридической ответственности за совершенное правонарушение);

- равенство (равноправие) граждан перед законом и судом;

- наличие эффективного контроля, надзора за соблюдением законности;

- участие населения в обеспечении законности;

- взаимосвязь законности и культурности (с одной стороны, без общей и правовой культуры населения законность немыслима, с другой стороны, законность является необходимой предпосылкой культуры общества).

 

Законность непосредственно связана с правопорядком. Соотносятся они как причина (законность) и следствие (правопорядок).

 

2. ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ЗАКОННОСТЬЮ И ДЕМОКРАТИЕЙ

Понятие «правопорядок» широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка - одна из важнейших функций государства.

Если мы обратимся к этимологии слова «правопорядок», то узнаем, что прежде всего правопорядок это «порядок, организованность, стойкость» Из этого можно сделать вывод, что правопорядок характеризует степень организованности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Правопорядок – это правовой порядок, состояние общественных отношений, которые запрограммированы правом. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, создания с помощью права и правовых средств такого порядка, такого урегулирования общественных отношений, которые служат сохранению и укреплению существующего строя.

Таким образом, правопорядок - это состояние фактической упорядоченности обществен­ных отношений, которое является результатом действия законности.

 

Особенности правопорядка:

 

1) он запланирован в нормах права;

2) возникает в результате реализации данных норм;

3) обеспечивается государством;

4) создает условия для организованности общественных отношений, делает человека более свободным, облегчает жизнь;

5) выступает итогом законности.

 

Основные принципы правопорядка:

 

- определенность;

- единство;

- системность;

- гарантированность со стороны государства;

- организованность;

- стойкость.

 

Ст. 19 Конституции Украины указывает: правопорядок в Украине основывается на том, что никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти, местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Из этого определения следует, что государство – важный элемент и необходимое условие правопорядка. На это обращал внимание еще Цицерон, утверждая: «Что такое государство, если не общий правопорядок?». Кант также рассматривал государство, как «объединение большого количества людей, которые подчинены правовым законам». Таким образом, правопорядок можно рассматривать как единство права и власти. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.

Правопорядок не самоцель, а социально и исторически обусловленный общий способ и форма выражения свободы и справедливости в общественных отношениях

Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включает первое понятие.

Общественный порядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного мнения (влияния). Однако это не означает, что к его состоянию государство относится равнодушно. С одной стороны, важной частью общественного порядка является правопорядок. С другой – состояние общественного порядка обуславливает и состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не осуществляя воздействие на общественный порядок, который нередко поддерживается принудительно государством. Так, в Уголовном кодексе Украины предусмотрен целый раздел, раздел Х11 «Преступления против общественного порядка и морали», в котором (ст.296) предусматривает уголовную ответственность за хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка.

Таким образом, правопорядок и законность – цель и результат правового регулирования, важное юридическое и политическое явление, состояние которого осуществляет непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому неслучайно одним из основных направлений деятельности юристов-практиков является работа по обеспечению (укреплению) правопорядка и законности.

Сегодня вызывает озабоченность нарушения законности теми органами государства, которые по характеру своей деятельности должны охранять правопорядок – органами юстиции, суда, прокуратуры, СБУ, милиции. За законность и правопорядок необходимо бороться на всех уровнях общественной жизни как в органах государственной власти и общественных организациях, так и в индивидуальном порядке. Если для первых двух можно создать контролирующие органы, то под индивидуальным порядком подразумевается осознанное соблюдение гражданами законов, что является одним из важнейших направлений формирования правового государства.

Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом:

с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых превращается в хаос, различные злоупотребления;

с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.

Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.

 

3. ПОНЯТИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ ВИДЫ.

Дисциплина, будучи средством организации социальных связей в целях обеспечения внутренне согласованного поведения участников общественных отношений, является «цементирующим» началом для любого государства. Для законопослушных граждан дисциплина – это благо, ценность, надежда на упорядочение нашей во многом хаотичной и негарантированной жизни. Причем дисциплина необходима в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности и должна найти свое полноценное проявление в разных отраслях современного украинского права.

Понятие «дисциплина» имеет несколько значений. Под дисциплиной (лат. «обучение», «воспитание») понимают учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук; обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленным правилам; выдержанность, привычку к строгому порядку.

В общетеоретическом контексте дисциплина есть подчинение обязанностям, содержащихся в правовых актах (нормативных, интерпретационных, правоприменительных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях (нормативных и индивидуальных).

Понятие «дисциплина» является весьма сложным по содержанию и характеризуется следующими признаками:

1) дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т.п.)

2) она сопряжена с подчинением одного субъекта другому, которое предполагает определенные властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры;

3) связана с наличием юридических или иных социальных (нравственных, партийных и пр.) обязанностей;

4) это выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях;

5) целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей, ибо ее результатом выступает общественный порядок.

 

Дисциплина по своей природе неоднородна. Она постоянно находится в процессе развития, качественно изменяется вместе с обществом, с различными видами его жизнедеятельности. В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют на государственную, трудовую, учебную, партийную и т.п.

Так, государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых – орган государства) юридических обязанностей, содержащихся в правовых нормах, установленных государством. Ее существенный признак состоит в том, что одним из участников отношений здесь является государство, представляемое органом или должностным лицом.

Государственная дисциплина в свою очередь может подразделяться на служебную, воинскую, финансовую, налоговую и т.д.

Среди видов государственной дисциплины особое место занимает воинская дисциплина, под которой можно понимать подчинение военнослужащих обязанностям, содержащимся в соответствующих правовых актах (законах, воинских уставах) и приказах командиров.

В новом, более многогранном качестве предстает в нынешних условиях и финансовая дисциплина, которая связана с бюджетным процессом, денежным обращением, банковской деятельностью, кредитами, инвестициями, оплатой труда, пенсионным обеспечением, таможенными пошлинами и иными явлениями социально-экономической жизни государства и общества.

В условиях многоукладной экономики все более значимую роль играет налоговая дисциплина. Это связано с тем, что значение налогов в жизнедеятельности общества резко возросло. Функция налогообложения становится самостоятельной основной функцией Украинского государства.

Что касается трудовой дисциплины, то она в современных условиях не может считаться чисто государственной, ибо трудовые процессы сегодня осуществляются и в разных частных фирмах, и в совместных предприятиях, и т.д.

Понятие «дисциплина» соотносится с понятием «законность» следующим образом. С одной стороны, дисциплина и законность преследуют одни и те же цели и в этом смысле тесно взаимодействуют друг с другом. Укрепление дисциплины положительно сказывается на укреплении законности и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрывают незыблемость основ законности.

С другой стороны, они не совпадают по своему объему. Понятие «дисциплина» более широкое, чем понятие «законность». Если законность включает в себя выполнение обязанностей, содержащихся лишь в законах и подзаконных актах, то дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся во всех правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и иных социальных и технических предписаниях нормативного и индивидуального характера. Законность, следовательно, можно рассматривать как составную часть, ядро дисциплины.

 

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ. ПРАВОПОРЯДКА И ДИСЦИПЛИНЫ.

Укрепление законности, правопорядка и дисциплины в современных условиях приобретают все большее значение.

Конституцией определено, что республика есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Исходя из этого основными направлениями укрепления законности, правопорядка и дисциплины является обеспечение гарантии соблюдения принципов законности, правопорядка и дисциплины.

Гарантии законности, правопорядка и дисциплины - это система условий и средств, которые обеспечивают их реальное осуществление.

Виды гарантий:

а) общие;

б) специальные («правовые», «собственно юридические», «специально-юридические»).

Общие гарантии (объективные и субъективные условия, обеспечиваю­щие законность, правопорядок и дисциплину):

- экономические (например, многообразие форм собственности, отсутствие кризисных явлений в функционировании государственного и частного сектора экономики, уменьшение внешнего и внутреннего долга страны, сни­жение уровня безработицы);

- политические (например, наличие разделения власти, демократической, многопартийной политической системы общества, активность полити­ческой оппозиции, учёт общественного мнения в процессе правотворчества);

- идеологические (надлежащий уровень развития правосознания, правовой и общей культуры населения).

Специальные гарантии (специальные юридические средства и способы, которые предусмотрены, закреплены действующим законодательством, непосредственно направлены на обеспечение законности):

- деятельность по совершенствованию создаваемого и действующего законодательства;

- эффективная деятельность судебных и правоохранительных органов;

- наличие конкретных юридических процедурно-процессуальных механизмов реализации прав, свобод, законных интересов, предусмотренных нор­мами материального права;

- эффективное действие процедурно-процессуального механизма обеспечения верховенства закона в системе нормативных актов;

- воздействие на правонарушителей и иных лиц привлечением виновных к юридической ответственности;

- применение мер защиты, ведущих к восстановлению нарушенных прав, исполнению невыполненных обязанностей;

- эффективность соответствующей контрольной и надзорной деятельно­сти («конституционного контроля», «прокурорского надзора», общественно­го, наднационального и т.д. контроля).

Большую роль в процессе укрепления законности, правопорядка и дисциплины в государстве играют правоохранительные и контролирующие органы. Прежде всего, органы внутренних дел, прокуратура, контрольно-ревизионные органы и др.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: 2008. - 384 с.

2. Вольф, М. Проблемы теории государства и права/ М.Вольф.— М.: Издательство иностранной литературы. - 2008.— 702 с.

3. Венгеров, А.Б. Том 1. Теория государства и права: Часть II. Теория права; М.: Юристъ - Москва, 2014. - 168 c.

4. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права; Норма - Москва ,2011. - 442 c.

5. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права; Юрайт - Москва, 2013. - 640 c.

6. Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права; Академия - Москва, 2014. - 192 c.

7. Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права; Академия - Москва, 2011. - 208 c.

8. Марченко М. Н. Теория государства и права; Проспект - Москва, 2013. - 652 c.

9. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права; Дело - Москва, 2013. - 528 c.

10. Оксамытный, В.В. Теория государства и права; ИМПЭ-ПАБЛИШ - Москва, 2013. - 563 c.

11. Якушик В.М. Государство переходного типа (вопросы теории). К., 2014.- С. 51-58.

12. Теория государства и права. Академический курс: Учебник / под ред. Зайчука А.С., Н.М. Онищенко. – 2-е изд. пер. и доп. – К.: Юринком Интер. 2005 - 688 с.

13. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева – М.: Юнити. 2010 – 640 с.

14. Радько Т. Н. Теория государства и права; Академический Проект -, 2011. - 816 c.

15. Рассказов Л. П. Теория государства и права; РИОР - Москва, 2012. - 464 c.

16. Рассказов Л. П. Теория государства и права; Норма, Инфра-М - Москва, 2013. - 480 c.

17. Рассказов Л. П. Теория государства и права; Инфра-М, РИОР - Москва, 2014. - 480 c.

18. Рассолов М. М. Теория государства и права; Юрайт - Москва, 2011. - 640 c.

19. Смоленский М. Б. Теория государства и права; Феникс - Москва, 2014. - 288 c.

20. Сырых В. М. Теория государства и права; Юстицинформ -Москва, 2011.-704 c.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных