Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






П Р Е Д И С Л О В И Е 14 страница




В случаях, установленных законом, дееспособность ЮЛ может осущест­вляться через его участников (действия работников ЮЛ могут являться действиями ЮЛ, через эти действия ЮЛ осуществляет свои права и исполняет обязанности, а также приобретает и прекращает их).

Деликтоспособность ЮЛ, по общему правилу, выражается в том, что ЮЛ отвечает по своим обязательствам: а) самостоятельно; б) всем принадле­жащим ему на праве собственности (закрепленным за ним) имуществом.

Учредитель (участник) ЮЛ не отвечает по обязательствами ЮЛ, а ЮЛ не отвечает по обязательствам его учредителя (участника), кроме случаев, установленных учредительными документами и законом.

Юридические, физические лица могут создавать на началах соглашения путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли хозяйственные общества (предприятия, учрежде­ния, организации).

От вида хозяйственного общества (организационно-правовой формы предпринимательства) зависит характер ответственности его учредителя (участника), т. е. ответственность хозяйственного общества как юридического лица, его учредителей может быть: а) ограниченной («акционерное общест­во», «общество с ограниченной ответственностью»); б) дополнительной («об­щество с дополнительной ответственностью»); в) полной («полное общество»); г) смешанной («коммандитное общество»).

 

Виды юридических лиц

По форме собственности - напр., основанные на собственности от­дельного физического лица, на государственной, коллективной, смешанной форме собственности;

По цели деятельности - коммерческие (получение прибыли - основ­ная цель их деятельности, действуют на свой страх и риск, покрывают расхо­ды за счет своих доходов), некоммерческие (их деятельность не имеет такой основной цели как получение прибыли, финансируется за счет средств учре­дителей или добровольных взносов, пожертвований, направлена на удовле­творение научных, культурных, духовных и т. д. потребностей);

По основанию финансирования - хозрасчётные, бюджетные;

По организационно-правовой форме - предприятия, хозяйственные общества, кооперативы, объединения граждан и т. д.;

По отношению учредителей к их имуществу - те, в отношении иму­щества которых их учредители: а) имеют только обязательственные права; б) сохраняют свое право собственности на это имущество; в) не имеют никаких прав;

По генетической взаимосвязи - материнские (предприятия, являю­щиеся юридическими лицами и создателями других предприятий с правами юридического лица), дочерние (созданные материнскими).

По характеру связи учредителей с их составом - а) те, в состав ко­торых входят их учредители (напр., основанные на соединенном имуществе нескольких физических или юридических лиц); б) те, в состав которых не входят их учредители (напр., все государственные предприятия или предпри­ятия, основанные на собственности отдельного физического лица, либо до­черние предприятия);

По характеру состава - сложные (объединения юридических лиц), простые (все иные, не являющиеся объединениями юридических лиц);

По предназначению - публичные (это, как правило, государственные по форме собственности юридические лица, направленные на достижение публично-правовых целей), частные (преследуют достижение частных целей, получение прибыли, или, реже, реализацию иного частного интереса);

По порядку создания - юридические лица публичного права (созда­ются распорядительным актом органа государственной власти или органа местного самоуправления), юридические лица частного права (создаются на основании учредительных документов, предусмотренных ГК Украины).

КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЕГО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ

В частноправовых отношениях (их участники юридически равны) государственный орган выступает как юридическое лицо, может быть субъек­том договорных правоотношений (договоры купли-продажи, аренды и т. п.), регулирует свои отношения с иными лицами (юридическими, физическими) на началах юридического равенства с ними (в договорном порядке).

В публичноправовых отношениях, т. е. отношениях «власти - подчи­нения» (напр., отношения: «орган ГАИ - водитель»), проявляется специаль­ная правосубъектность государственного органа как обладателя властных полномочий, являющихся составной частью его компетенции. Субъект регулирования такого рода отношений - только субъект власти (субъект властных полномочий), т. е. эти отношения регулируются исключительно органами государства (в одностороннем порядке).

 

4. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ И ИХ ВИДЫ.

Юридический факт — это указанное в гипотезе нормы права конкрет­ное жизненное обстоятельство, которое является основанием возникнове­ния, изменения или прекращения правоотношений.

Юридические факты относятся к так называемым юридическим предпо­сылкам возникновения правоотношений (норма права, правосубъектность, юридический факт).

Виды юридических фактов:

• По характеру последствий:

правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

По волевому признаку:
события, действия (бездействие).

Наступление событий не зависит от воли субъектов правоотношений (напр., гибель застрахованного имущества от пожара или наводнения).

Действия (бездействие) - это внешнее выражение воли и сознания лю­дей (напр., составление завещания, дарение).

Действия подразделяются на правомерные (дозволенные) и неправомер­ные (запрещенные).

Термины «неправомерное действие (бездействие)» и «правонарушение» (уголовное, административное и т.д.) - взаимозаменяемы (синонимы).

Среди правомерных действий различают: юридические поступки, то есть действия совершенные без цели породить определенные юридические последст­вия (напр., находка чужой потерянной вещи) и - юридические акты, то есть дей­ствия, совершенные с целью породить соответствующие юридические последст­вия (напр., заключение сделки, вынесение судом приговора).

• По характеру действия во времени:

факты однократного действия (напр., возврат ссуды), факты-состояния (напр., состояние в кровном родстве, в трудовом договоре, в бра­ке, нетрудоспособность и т.п.) - это факты непрерывного юридического дей­ствия, которые вызывают множество правоотношений.

Фактический состав («юридический состав») - это совокупность двух или нескольких юридических фактов, наличие которых необходимо для воз­никновения, изменения, прекращения определённых правоотношений. На­пример, для возникновения пенсионного правоотношения требуется наличие следующих фактов: а) достижение определённого возраста; б) наличие стра­хового стажа; в) представление в соответствующий правоприменительный орган всех необходимых документов; г) решение правоприменительного органа о назначении пенсии.

 

Тема № 15. РЕАЛИЗАЦИЯ И ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА.

 

П Л А Н

1. Понятие, сущность, основные признаки реализации норм права.

2. Применение права как правовая форма деятельности государства: понятие, признаки.

3. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права.

4. Понятие толкования норм права, способы, акты толкования.

 

 

1. ПОНЯТИЕ. СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА.

 

Понятие реализации права многими учеными справедливо связывается с механизмом действия права вообще, а социальная и собственно правовая обусловленность действия права составляют его системообразующее начало. Известно, что еще Монтескье в свое время в книге «О духе законов» обращал на это внимание. Сегодня реализация права и его действие рассматриваются как близкие понятия, ибо реализация права есть одновременно его действие.

Реализацию права можно трактовать как процесс претворения положений норм права в жизнь посредством правомерной деятельности субъектов общественных отношений (органов государства, должностных, юридических, физических лиц и т.д.) с целью достижения социально полезных результатов. И в этом смысле задача реализации права состоит в том, чтобы эффективно, без «сбоев» (без нарушений норм права) перевести предписания данных норм в правомерное поведение, а также наиболее полно и четко претворить в жизнь возможности, предоставленные правом.

Реализация права (норм права) - это воплощение предписаний право­вых норм в правомерном поведении субъектов права.

Если принятие нормативно-правового акта - предварительный этап пра­вового регулирования, то реализация норм права - конкретное результатив­ное проявление правового регулирования, поскольку объектом последнего является волевое поведение людей и именно такого рода поведение субъектов права (участников общественных отношений), соответствующее предписани­ям правовых норм - результат действия права и цель государства.

«Реализация права» и «правонарушение» - несовместимые понятия. Реа­лизует норму права — правомерное поведение, неправомерное поведение - нарушает норму права.

Правовые нормы реализуются в различных формах. По характеру дейст­вий субъектов права различают следующие формы реализации права: исполь­зование, исполнение, соблюдение, применение.

Использование права - это активное поведение субъектов права, состоящее в осуществлении ими своих субъективных прав, представляющее собой реализацию тех возможностей, которые предоставлены им нормами права (управомочивающими нормами).

Пример – осуществление гражданами Украины своих конституционных прав на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, право иметь имущество в собственности, право участвовать в управлении делами государства и т.п.

Использование или неиспользование своих субъективных прав — добро­вольное дело граждан, тогда как осуществление своих правомочий органами государства, их должностными лицами - не только право, но и обязанность.

Так, действуя в соответствии со своими Уставами, положениями или иными актами, определяющими их правовой статус, органы государства и их должностные лица беспрепятственно осуществляют свои функции, а тем самым и присущие им правомочия. Например, работники милиции действуют на основании и во исполнении Закона Украины «О милиции», в котором, в частности, предусмотрена их обязанность пресекать преступления и если они это не делают, то наступает ответственность за неисполнение своих обязанностей.

Исполнение права - это активное поведение субъектов права, состоящее в совершении ими действий, указанных обязывающими нормами. Неиспол­нение обязанностей влечет за собой юридическую ответственность.

В качестве примера обязательств, содержащихся в нормах права, могут служить, в частности, конституционные обязанности граждан. Это обязанности соблюдать действующее законодательство, нести военную службу, уплачивать налоги и т.п.

Соблюдение права - это пассивное поведение субъектов права, состоя­щее в несовершении ими запрещенных нормами действий. Несоблюдение запретов влечет за собой юридическую ответственность.

Использование, исполнение, соблюдение - т.н. простые формы реализа­ции права или т. н. формы непосредственной реализации права, тогда как применение - сложная форма (по характеру процедуры).

 

 

2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА КАК ПРАВОВАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, СТАДИИ.

Правоприменению в отечественной и зарубежной литературе всегда придавалось особое значение. Как подчеркивал известный немецкий юрист Рудольф фон Иеринг в своей работе «Цель в праве» право само по себе «есть не чистая мысль только, но живая сила», «право-это неустанная работа, и работа не только государственной власти, но всего народа». Вся жизнь права, «в общем и целом являет то же зрелище безостановочной борьбы и труда целого народа, какое представляет деятельность последнего в области экономического и умственного производства».

Огромное поле «безостановочной борьбы и труда» за реализацию права находится в сфере правоприменения.

В юридической литературе сложилось множество в той или иной мере различающихся между собой определений понятия «применения права». Нередко применение права понимается как «особая форма» реализации права, иногда как «властная деятельность» органов государства или иных уполномоченных государством органов.

Применение права (правоприменение) - это властная деятельность уполномоченных на то государственных органов и лиц по обеспечению реа­лизации норм права их адресатами.

В соответствии с Конституцией Украины и иным законодательством это могут быть органы законодательной власти, судебные, правоохранительные органы, органы исполнительной власти, администрация предприятий и учреждений, должностные лица разных рангов, общественные органы и организации по поручению (с санкции) государства. Граждане, не являющиеся должностными лицами, правоприменительной деятельностью заниматься не могут.

Основные признаки применения права

Правоприменение - это деятельность:

а) властная - осуществляется по одностороннему волеизъявлению уполно­моченного на то органа, лица;

б) управленческая - является разновидностью государственного управления;

в) организационная - организуется реализация права в конкретной ситуации для конкретных лиц;

г) процессуальная - осуществляется исключительно в определенных законом процессуально-процедурных формах;

д) правоконкретизирующая - субъектом правоприменения конкретизируется (индивидуализируется) норма права (общее правило поведения), на ее основе определяет­ся индивидуальное правило поведения, адресованное конкретному субъекту права, относящееся только к данному конкретному случаю;

е) компетентная - осуществляется только уполномоченными на то субъектами (напр., судьями, прокурорами и т. д. в соответствии с их компетенцией);

ж) обеспечительная - обеспечивается реализация права третьими лицами.

Правоприменительная деятельность всегда осуществляется в соответствии с определенными общепризнанными принципами. Среди них важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых в порядке правоприменения тех или иных решений.

Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.

Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан или групп, а всего общества.

Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.

Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решение только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов.

 

Стадии правоприменения (правоприменительного процесса)

 

Правоприменительный процесс осуществляется в определенной последовательности. В государственно-правовой теории выделяется ряд относительно самостоятельных ступеней или стадий данного процесса. Наиболее типичными признаются следующие стадии:

Установление фактической основы дела;

Установление юридической основы дела;

Принятие решения по делу.

 

На первой стадии (подготовительной) осуществляется сбор и анализ все­го достоверного фактического материала, относящегося к данному юриди­ческому делу. Устанавливается т. н. объективная истина по делу. В материа­лах дела фиксируется в полном объеме вся соответствующая юридически значимая информация.

На второй стадии (также подготовительной) дается юридическая оценка («правовая квалификация») всему фактическому материалу данного дела на основе выбора в соответствующей отрасли права нормы права, содержание которой сформулировано в официальном печатном издании.

На третьей стадии (завершающей, основной) по делу принимается решение (должно быть обоснованным, законным, целесообразным, справедливым). При­нятое решение внешне выражается, закрепляется в т. н. правоприменительном акте (например, в приговоре суда, приказе руководителя предприятия).

АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА

В актах применения норм права, или индивидуальных актах, как их нередко называют, независимо от того, являются ли они решениями судебных органов или актами административных органов и должностных лиц, всегда усматривается сила государства. Им неизменно придается государственно-властный характер. За нарушение предписаний, содержащихся в этих актах, следует государственное воздействие. Они охраняются и обеспечиваются государством в той же мере, что и нормы права, на основании и во исполнение которых эти акты принимаются.

Акт применения права («правоприменительный акт», «индивидуальный акт») - это правовой акт, содержащий персонифицированное (индивидуальное) властное предписание (веление), вынесенное уполномоченным на то субъектом в результате решения им конкретного юридического дела.

 

Основные признаки:

•Представляет собой разновидность правовых актов;

•Фиксирует принятое решение по делу;

•Имеет официальное значение;

•Имеет государственно-властный характер;

•Принимается в установленном законом порядке;

•Имеет соответствующую, установленную законом форму;

•Выносится уполномоченным на то субъектом;

• Содержит персонифицированное, то есть адресованное конкретному
(индивидуально-определенному) лицу (лицам) предписание;

• Направлен на индивидуальное регулирование общественного отношения (регулирование в индивидуальном, а не нормативном порядке);

• Содержит предписание (веление), являющееся индивидуальным прави­лом поведения (правилом поведения индивидуального характера);

• Выполняет роль юридического факта (устанавливает, изменяет, отменяет, подтверждает соответствующие права и обязанности субъектов права).

 

Виды правоприменительных актов:

 

• По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности применяемых норм) - конституционно-правовые, уголовно-правовые и т. д.;

• По субъектам принятия - акты главы государства, органов правосудия, органов прокуратуры и др.;

• По юридическому значению - основные (содержат решение по юридическому делу - напр., приговор, решение суда), вспомогательные (содержат предписания, подготавливающие принятие основных актов);

• По форме внешнего проявления - акты-документы, акты-действия (словесные, конклюдентные); -

• По характеру действия во времени - акты однократного действия (напр., наложение штрафа), длящиеся акты (напр., назначение пенсии).

• По характеру предписаний — обязывающие, запрещающие, уполномочивающие;

• По функции в правовом регулировании - охранительные, регулятивные.

 

3.ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ. АНАЛОГИЯ ЗАКОНА И АНАЛОГИЯ ПРАВА

В ходе применения норм права может оказаться, что отсутствует необходимая норма, регулирующая обстоятельства дела, спора, конфликта и т.п. Такая ситуация может означать либо случайное появление пробела в действующем праве, либо сознательное нежелание законодателя регулировать эти обстоятельства. Во втором случае соответствующие фактические обстоятельства не имеют юридического значения. По таким обстоятельствам не следует возбуждать юридическое дело, рассматривать ситуацию и т.д., а по уже возбужденному делу, определившейся ситуации и т.д., необходимо вынести соответствующее решение с учетом выявленной их юридической незначимости.

Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в дей­ствующем законодательстве нормы, регулирующей общественное отноше­ние, находящееся в сфере правового регулирования.

Условия констатации наличия пробела в праве:

- данное общественное отношение находится в сфере правового регулирования;

- отсутствует (полностью, частично) норма права, регулирующая данное отношение.

Причины (объективные, субъективные) возникновения пробелов в праве.

Например:

• Развитие общественных отношений (находящихся в сфере правового регулирования);

• Недостатки законодательной техники (обнаруживаются при реализации соответствующих нормативных актов);

Пробелы в праве:

а) устраняются (восполняются) - законодателем (при­нимается соответствующим правотворческим органом недостающая норма или группа норм);

б) преодолеваются - правоприменительными органами (не вправе отказаться от решения данного юридического дела по причине непол­ноты законодательства).

Способы преодоления пробелов в праве:

а) аналогия закона;

б) аналогия права.

 

Аналогия закона — это решение юридического дела, применяя к общественным отношениям закон, иной акт законодательства, нормы которого регулируют подобные по содержанию отношения.

• Например, возможно использование в гражданском праве норм договора поручения для урегулирования отношений доверительного управления имуществом.

Если невозможно урегулировать общественные отношения используя аналогию закона, эти отношения регулируют применяя аналогию права.

Аналогия права - это решение юридического дела, на основе общих принципов права (исходя из общих начал законодательства).

Например, применение аналогии права позволяет решать споры о возмеще­нии ущерба, понесенного при спасении жизни и здоровья граждан.

В таких отраслях права как административное право, уголовное право институт аналогии не допускается («нет преступления и наказания, нет про­ступка и взыскания - без указания на то в законе»). В ч. 4 ст. 3 УК Украины прямо сказано, что «применение закона об уголовной ответственности по аналогии запрещено».

Институт аналогии допускается в семейном, гражданском праве Украи­ны. Например, об этом непосредственно говорится в ГК Украины 2003 г. («Статья 8. Аналогия»), а ст. 11 данного кодекса указывает, что гражданские права и обязанности могут возникать из действий лиц, которые хотя и не предусмот­рены актами гражданского законодательства, но «по аналогии порождают гражданские права и обязанности».

 

4. ПОНЯТИЕ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА, СПОСОБЫ, АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ.

Когда в процессе правоприменения, писал около ста лет назад И.В.Михайловский, «установлена подлинность и обязательность нормы и проверен текст, наступает следующая стадия, обуславливающая применение нормы: выяснение ее смысла. Эта стадия есть толкование».

Толкование, писал еще Коркунов Н.М. «разъясняет смысл отдельных юридических норм» Не выяснив смысла нормы, нельзя ее применять. Необходимость толкования вызывается и тем, что в ходе его проведения уточняется не только общее содержание и назначение данной нормы, но и ее более конкретные элементы и обстоятельства, необходимые для правоприменительной деятельности.

Толкование права - это деятельность по раскрытию содержания правовых норм.

Различают:

1) толкование-уяснение, т. е. раскрытие содержания нормативного предписания "для себя";

2) толкование-разъяснение, т.е. раскрытие содержания нормативного предписания "для других".

Необходимость толкования обусловлена изложением содержания норм права в текстах нормативно-правовых актов и иных актах-документах, отно­сящихся к источникам (формам) права. Формулировки норм права отличают­ся краткостью, лаконичностью, использованием специальной терминологии.

Правильное уяснение смысла текстуальных формулировок норм права неред­ко требует высокого уровня мыслительной деятельности, предполагает нали­чие у субъекта толкования знаний о языке законодательства («языке права»), наличие у него соответствующей понятийной культуры, невозможной без точных представлений о содержании и объеме, например, общеотраслевых понятий («юридический факт», «правоотношение» и т. д.).

Толкование норм права - важное звено в правоприменительной деятель­ности. Например, вынесению решения по юридическому делу судом всегда предшествует юридическая оценка («правовая квалификация») фактических обстоятельств данного дела. Эта оценка предполагает предварительный ана­лиз содержания соответствующих юридических норм.

Установление действительного, а не мнимого содержания норм права при анализе текстов нормативных актов, предполагает использование способов толкования (их использование способствует достижению цели толкования).

Цель юридического толкования - установление истинного, действи­тельного содержания толкуемых норм права.

В юридической литературе цель толкования нередко определяется как «воля закона» (хотя закон, будучи формой выражения права, не имеет воли в собствен­ном смысле этого слова) или как «воля законодателя», либо как «историческая воля законодателя», т. е. выраженная в законе во время его принятия.

СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА

Способы толкования - это относительно обособленные совокупности приемов анализа содержания норм права.

Основные виды способов толкования норм права: а) языковой (грамматический); б) логический; в) систематический; г) исторический.

Языковой (грамматический) способ толкования предполагает установле­ние содержания норм права на основе знаний о языке, на котором они сформулированы. Знание синтаксиса, морфологии, словоупотребления, способность интерпретатора различать синонимы, омонимы, паронимы является необходимой предпосылкой установления действительного, а не мнимого содержания толкуемой нормы права.

Логический способ толкования предполагает установление содержания норм права с помощью приемов логического мышления, основанных на зако­нах и правилах формальной логики. К таким приемам относятся, например, логическое преобразование предложения, логическое развитие нормы, вывод по аналогии, вывод от противного, дедуктивное или индуктивное умозаклю­чение и др.

Систематический способ толкования предполагает установление со­держания нормы права на основе знаний о ее логических связях с иными нормами в системе права. Например, при конкуренции нормы общей и специальной применяется специальная в силу действия правила: "специальная норма отменяет действие общей в случаях, предусмотренных первой".

Исторический способ толкования предполагает установление содержа­ния норм права на основе знания фактов, относящихся к истории ее возник­новения. Источником этих знаний могут быть разного рода публикации, от­носящиеся к процессу создания нормативного акта, закрепляющего толкуе­мую норму права.

Нередко при реализации исторического способа толкования сравнива­ются толкуемая новая норма права и аналогичная норма, закрепленная:

а) в старом (измененном, отмененном) нормативно-правовом акте;

б) в проекте нового (принятого, изданного) нормативно-правового акта.
Такой подход позволяет лучше понять цель новой нормы права и на этой

основе выдвинуть аргументы, подтверждающие или опровергающие тезисы, раскрывающие смысл толкуемой нормы.

БУКВАЛЬНОЕ, РАСПРОСТРАНИТЕЛЬНОЕ, ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА

Текст статьи закона (пункта, подпункта иного акта законодательства) внешне выражает содержание нормы права. Исходя из соотношения значе­ния текстуальной формулировки нормы права и ее действительного смысло­вого содержания, различают («по объему») три вида толкования:

а) буквальное (адекватное); б) распространительное; в) ограничительное.

Буквальное толкование предполагает, что установленное интерпретато­ром действительное содержание нормы права соответствует буквальному значению ее текстуальной формулировки. Напр., п. 1 ст. 26 Гражданского ко­декса Украины - «Все физические лица являются равными в способности иметь гражданские права и обязанности» - имеет одно смысловое значение. Иное значение невозможно установить, применяя какой-либо из возможных способов толкования норм права.

Распространительное толкование предполагает, что установленное ин­терпретатором действительное содержание нормы права шире буквального значения ее текстуальной формулировки. Напр., из текста Закона Украины «О ратификации Европейской конвенции о взаимной помощи по уголовным делам...» следует, что для целей данной Конвенции «судебными органами» Украины явля­ются не только суды общей юрисдикции, но и прокуроры всех уровней.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных