ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Раздел 1. Множества и отображенияЭлементы математической логики Методические указания и контрольные задания для студентов Авиационного колледжа Ростов-на-Дону Содержание: Введение……………………………………………………………………….3 Раздел 1. Множества и отображения. Операции над множествами……….5 Мощность множества………………………………………………………..11 Отношения…………………………………………………………………...13 Раздел 2. Исчисление высказываний. Высказывания, операции над высказываниями………………………………………………………………………….16 Нормальные формы………………………………………………………..21 Полином Жегалкина………………………………………………………..25 Исчисление высказываний (ИВ)…………………………………………..26 Раздел 3. Исчисление предикатов. Определение предиката. Кванторы……………………………………………………………………………………28 Формулы логики предикатов. Равносильность формул …………………31 Раздел 4.Элементы теории алгоритмов……………………………………36 Вычислимые, частично рекурсивные и общерекурсивные функции…….40 Машины Тьюринга…………………………………………………………..41 Контрольная работа. Вариант №1…………………………………………..44 Контрольная работа. Вариант № 2………………………………………….46 Контрольная работа. Вариант №3…………………………………………..48 Литература …………………………………………………………………..50
«…... Употребляйте с пользой время: Учиться надо по системе. Сперва хочу Вам в долг вменить На курсы логики ходить. Ваш ум, не тронутый доныне, На них приучат к дисциплине, Чтоб взял он направленья ось, Не разбредаясь вкривь и вкось».
В. Гете «Фауст» ч. I «Ночь» Введение Предлагаемое пособие представляет собой сжатое учебно-методическое изложение общего курса логики, по основным разделам и темам. Оно может быть использовано для самостоятельного освоения учебного курса, отработки алгоритмов правильного мышления, получения выводных знаний и тренинга навыков убеждающего воздействия. Слово «логика» происходит от греческого «логос», что, с одной стороны, означает «слово» или «речь», а с другой — то, что выражается в речи, т. е. мышление. Логика изучает лишь те акты мышления, которые фиксированы в языке в виде слов, предложений и их совокупностей. Таким образом, логика имеет непосредственное отношение к языку, речи. Поэтому логика соприкасается с грамматикой и, более широко, с лингвистикой (наукой о языке). С помощью логических средств наш естественный язык уточняется, приобретает четкость и определенность. Логика как наука сформировалась очень давно — в IV в. до н.э. Ее создал древнегреческий ученый Аристотель. В течение многих веков логика почти совсем не развивалась. Это, конечно, свидетельствует о гениальности Аристотеля, которому удалось создать столь полную научную систему, что, казалось, «не убавить, не прибавить». В XVII в. великий немецкий ученый Лейбниц задумал создать новую логику, которая была бы «искусством исчисления». В этой логике, по мысли Лейбница, каждому понятию соответствовал бы символ, а рассуждения имели бы вид вычислений. Эта идея Лейбница, не встретив понимания современников, не получила распространения и развития. Впервые идеи Лейбница реализовал Д. Буль в 40-х гг. девятнадцатого столетия. Он создал алгебру, в которой буквами обозначены высказывания, и это привело к появлению алгебры высказываний. Применение математики к логике позволило представить логические теории в новой удобной форме и применить вычислительный аппарат к решению задач, малодоступных человеческому мышлению из-за особенностей человеческой психики. Современная математическая логика определяется как раздел математики, посвященный изучению математических доказательств и вопросов основания математики. Одна из главных причин широкого распространения математической логики— применение аксиоматического метода в построении различных математических теорий. В нем сначала выбираются некоторые понятия, которые не определяются, а лишь поясняются. Затем без доказательства принимается некоторый набор аксиом, а уже потом из этих аксиом логически строго выводятся и доказываются все оставшиеся положения теории. Самым ранним примером аксиоматической теории являются "Начала" Евклида. Однако система аксиом, положенная Евклидом в основу теории, не является единственной и содержит небесспорный пятый постулат (аксиому о параллельных прямых). Отличительная черта математической логики — использование доказательств, а не наблюдений. Однако ясно, что невозможно доказать все математические законы, т. к. самые первые из них не могут быть доказаны: нет более ранних законов, из которых они могут быть выведены. Поэтому необходимо выбрать некоторые начальные законы, называемые аксиомами, которые принимаются без доказательств, остальные законы — теоремы — могут быть доказаны исходя из аксиом. К системе аксиом предъявляется одно непременное требование — она должна быть непротиворечивой. Это значит, что из данной системы аксиом (непротиворечивой) нельзя логическим путем вывести два противоречащих друг другу утверждения. Основным методом доказательства непротиворечивости является метод моделирования, или метод интерпретаций, который строится для математических теорий на базе теории множеств. С математическими понятиями происходит процесс сведения сложных понятий к простым. Многие из них можно определить в терминах других понятий. Но опять же самые первые понятия не могут быть определены, т. к. нет более ранних понятий, в терминах которых их можно было бы определить. Поэтому нужно выбрать некоторые понятия, называемые основными, которые будут лишь поясняться, оставаясь формально неопределенными. Остальные понятия, называемые производными, определяются в терминах основных. Совокупность основных и производных понятий, аксиом и теорем называется аксиоматической системой. Все составляющие аксиоматической системы могут рассматриваться с двух точек зрения: в виде объекта, имеющего собственную внутреннюю структуру, или в виде предложения, выражающего определенный факт. Изучение внутренней структуры аксиом и теорем называется синтаксическим изучением аксиоматических систем, изучение их смысла — семантическим изучением.
Раздел 1. Множества и отображения Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|