ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность и функции финансов, их роль в решении социально- экономических проблем России.Финансы (в переводе с фр.) – означают «наличность, доход», в широком смысле – денежные средства, денежные обороты. Финансы - это не сами денежные отношения, а отношения между людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы и деньги. Деньги это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы и цена. Исходным моментом появления экономической категории «финансы» выступает процесс первичного распределения вновь созданной стоимости и образования в различных формах денежных доходов и накоплений. Этот процесс может начаться только после реализации созданной продукции, т.е. превращения стоимости в товарной форме в стоимость в денежной форме. Основой реализации, в свою очередь, является цена продукции. Финансы и кредит. «Кредит» является экономической категорией, во многом сходной с экономической категорией «финансы». Кредит, как и финансы, возникает на второй стадии процесса воспроизводства - стадии распределения. Важным признаком кредита, как и финансов, является денежный характер кредитных отношений. Вместе с тем они существенно различаются по характеру движения стоимости, источникам и направлениям использования денежных средств. Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы – это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования. Финансовые ресурсы складываются из трех источников: 1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе; 2) средства внебюджетных фондов; 3) ресурсы, получаемые самим предприятием (прибыль, амортизационные отчисления). Исходя, из этого финансы могут быть централизованными (государственными) и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов.) Функции финансов – их роль, которую они выполняют в системе экономических отношений. 1) распределительная функция – распределение и перераспределение национального дохода государства (НД). Материальной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (ВВП). НД делится на две части – фонд накопления и фонд потребления. Соотношение этих частей определяет пропорции развития экономики и ее структуру. Поскольку существует необходимость в обеспечении социального развития, в развитии непроизводственной сферы, в предоставлении дотаций и субсидий, следовательно, в дальнейшем объективно возникает необходимость в перераспределении национального дохода, между производственной и непроизводственной сферами, а также по регионам. 2) контрольная функция. Контроль за распределение ВВП, НД по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. Эта функция финансов охватывает как производственные сферы, так и непроизводственные сферы хозяйствования. Цель финансового контроля: рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводственных расходов и потерь, пресечения бесхозяйственности и расточительности, неукоснительное соблюдение законодательства по финансовым вопросам, полноты и своевременность выполнения обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банками, взаимных обязательств между предприятиями. Контролирующие функции выполняют министерства финансов, налоговые службы, казначейства и т.д.; 3) стимулирующая (регулирующая). Государство оказывает воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении. Рычаги воздействия на экономические процессы: 1) бюджет – выделение средств той или иной отрасли; 2) цены и тарифы – государство вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая тарифы, которые оказывают на финансовое состояние компаний; 3) налоги - снижение налогов стимулирует производство, повышение налогов снижает производство; 4) экспортно-импортные пошлины, которые м.б. низкими, льготными или наоборот высокими делающими невыгодными эти операции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|