ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Д.Каминский «На дудках».Изучение белорусской профессиональной и народной музыки является одним из факторов, воспитывающих всесторонне образованных учащихся. Пьеса Д. Каминского «На дудках» предназначена для учащихся 3-4 класса, принадлежит к числу полифонических произведений, где тематизм развивается средствами имитационной полифонии. Произведение небольшое по объему. Интонационные, полифонические и координационные задачи данной пьесы представляют определенные трудности для младших школьников. Преодолению этих трудностей способствует длительная и целенаправленная работа со стороны педагога и учащегося. Этап знакомства ученика с любым произведением является чрезвычайно ответственным, т.к. является фундаментом для последующей работы, определяет ее эмоциональный и творческий характер. Педагогу следует проиллюстрировать пьесу на инструменте, разобрать образное содержание (например: на дудочках играют два пастуха, большой и маленький, они как бы разговаривают между собой. Основная тема проходит то у «большого» пастуха, то у «маленького».). Уместно будет на уроке поговорить с учащимся на тему особенностей деревенского быта, общения с природой и т.д. На этом же уроке имеет смысл поиграть с учащимся эту пьесу в ансамбле. Разбор желательно сделать на уроке. Уже на этом этапе необходимо уделить большое внимание аппликатуре, артикуляции, интонированию, фразировке. Первое домашнее задание при разборе полифонического сочинения должно быть всегда одинаковым: игра по голосам. Учащемуся можно дать задание определить начала и концы фраз (поставить цезуры), кульминационные точки (отметить карандашом), объяснить различия между голосом и темой, напомнить о роли темы в полифоническом сочинении. Этап общего освоения фактуры, сборка произведения. На данном этапе пристальное внимание следует уделить работе по голосам. Играя по голосам, учащийся должен уметь вести линию развития к кульминационной точке. Чтобы обеспечить нужную артикуляцию и координацию движений при двухголосии, необходимо особенно тщательно работать над качеством используемых видов артикуляции. Переход от одних ритмических единиц к другим должен быть мягким, без толчков. Это возможно только при сочетании артикулированных пальцев со свободным пианистическим аппаратом. Так же тщательно необходимо прорабатывать и звукоизвлечение на staccato, постоянно напоминая учащемуся об интонированном звуковедении (при staccato рука играет, как и на legato, пальцы же берут звуки «щипком») и объединяющем движении кисти (т.т. 5,6,8,9). Отдельной работы требует проблема выравнивания силы звука разных пальцев (например, 3 и 4, 2 и 4, 5). У подавляющего большинства учащихся-пианистов на 2-3 году обучения ещё не закрепились устойчивые технологические навыки, пианистический аппаратнаходится в стадии формирования. Педагог должен тщательно следить за тем, чтобы основные, требования обязательно выполнялись учащимся: игра с весом руки, опора на активный кончик пальца, активное вслушивание в свою игру и т.д.). Следует помнить, что чем тщательнее проучен один голос, тем меньше проблем при игре двухголосия. Постепенное усвоение одноголосия и двухголосия в ансамбле с педагогом даст возможность ученику перейти естественным образом к соединению партий двух рук. Необходимо проследить за динамическим балансом между правой и левой руками. В ходе работы, педагог должен все время поддерживать интерес учащегося и объяснять ему очередные задачи максимально доступным, но профессиональным языком, обращаясь во всех случаях к музыкальному образу произведения. Во время работы над текстом отдельные такты можно задавать учащемуся учить наизусть. При этом необходимо продолжать совершенствовать фразировку, качество артикуляции, координацию и образное представление, постепенно приближать к готовому темп произведения. На уроке работа должна вестись частично по нотам, частично наизусть. Педагог должен контролировать качество выучивания наизусть, предлагая ученику сыграть начало каждой фразы или отдельно каждую фразу. Также педагог должен напомнить ученику: заниматься дома нужно только по нотам, лишь в конце домашнего занятия можно сыграть произведение наизусть. На этапе работы над произведением в целом необходимо продолжать отделку деталей голосоведения, добиваться ритмической устойчивости, но главной задачей в этот период становится нахождение нужного ансамбля звучания голосов и более тонкая художественна отделка, но большую часть занимает исполнение пьесы целиком. Необходимо возвращаться к игре в медленном темпе, а также научиться находить верный темп в произведении. Для этого перед исполнением ученик сначала вслух, а потом про себя должен протактировать и пропеть начало пьесы. Известно, что смысл и цель последнего этапа – это подготовка к концертному выступлению. Необходимо добиться того, чтобы ученик умел начинать произведение с разных мест наизусть в нужном характере и темпе. Педагог должен научить ученика поведению на концертной эстраде. После выступления, педагогу необходимо сделать анализ выступления. В целом, пьеса Д. Каминского «На дудках», является произведением, которое может стать хорошей школой для вырабатывания навыков игры полифонической музыки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|