Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К Черни Этюд ор. 299 №12




Изучение этюдов является важным этапом в обучении и развитии ученика. Кропотливая работа над пианистическим аппаратом и овладением основными двигательными формулами должна вестись с подготовительного класса. Это можно делать на материале этюдов А. Шитте, К.Черни (ред. Г.Гермера), А. Лемуана. Для успешного воспитания техники учащегося необходимо, чтобы за время обучения в его репертуаре были этюды, включающие разные виды техники, различную фактуру, требующие разнообразных вариантов движений как правой, так и левой руки.

Этюд К. Черни ор.299 №12 представляет собой образец сочинения для изучения в 4-5 классе ДМШ.

Этап знакомства ученика с любым произведением является чрезвычайно ответственным, т.к. закладывает основу для последующей работы, определяет ее эмоциональный и творческий тонус. Для того чтобы сформировать у учащегося эмоциональную потребность работать и совершенствовать это произведение, показ педагога должен быть максимально всесторонним, образным, комментированным. Кроме исполнения произведения на инструменте педагогу нужно проанализировать музыкальную форму и охарактеризовать основные проблемы этюда.

Этот этюд не очень велик по объему, но, тем не менее, вызывает у учащихся значительные трудности. В нем используются элементы длинных и ломаных арпеджио, а также Д7и ум.VII7с обращениями. Направление движения данных технических формул быстро меняется. Это требует от учащегося максимального внимания и собранности. Также следует отметить, что необходимая для этого этюда растяжка кисти еще отсутствует даже у хорошо развитого учащегося. Поэтому автоматизация достигается не сама собой, а только с постоянным слуховым контролем, «подсказывающим» пальцам необходимый интервал. Включение эпизода с аккордами (т.т. 21-22) требует свободного владения аккордовой техникой.

Разбор. Если учащийся способен разобрать этюд сразу двумя руками, то можно ему это позволить. Это даст возможность получить более целостное представление о произведении. На данном этапе важно обратить внимание на выбор целесообразной аппликатуры.

На этапе сборки произведения можно применить следующие способы:

· игра по 2 ноты триолями, внимательно следить за мышечной свободой пианистического аппарата;

· игра всей мелодической линии по триолям, квинтолям, т. е. использование смены ритмических группировок. Это даст возможность сконцентрировать слуховое внимание на звуках, попадающих на слабое время. При этом необходимо следить за ровностью звуковедения. Дополнительно воспитывается умение объединять на одно движение нужное количество звуков.

· игра пунктиром (прямым и обратным) в медленном темпе;

· игра с остановками (поочередно на 1-й, 2-й, 3-1, 4-й ноте в группе и

-ых);

· игра в различных динамических и артикуляционных вариантах (например piano staccato, forte staccato; правая staccato, левая legato и наоборот – это дает синхронность; правая – громко, левая – тихо и т. д);

· игра мелодических линий с прибавлением по одному звуку. Метод даст возможность на одно движение охватывать все больший фрагмент, «вбирая внутрь» все неудобные повороты и смены позиций. Особенно внимательно следует отнестись к т.т. 13 – 17, где быстрая смена направления сочетается с достаточно широкими интервалами.

Указанные способы проучивания музыкального материала следует использовать сначала отдельно каждой рукой, далее – двумя. При игре двумя руками следует обратить особое внимание на общую согласованность движений рук, избегать «лишних» движений. Наибольшую сложность представляет последний пассаж. в т.т. 23-25. Построенный на основе длинного арпеджио, он находится в конце этюда и охватывает весь диапазон клавиатуры. Чтобы внимание и пианистический аппарат учащегося был в постоянной готовности, необходимо параллельно с работой над материалом этюда играть длинные арпеджио в максимальном диапазоне в нескольких гаммах. Эпизод с пассажем далее учить, начиная ≈ с т. 20, включая конец фрагмента в F-dur, аккордовый эпизод и собственно пассаж.

Помимо овладения технической стороной исполнения, на данном этапе необходимо также уделить внимание интонационной составляющей этюда. Любой этюд Черни, не смотря на инструктивный характер, отличается ясной логикой развития и не лишен мелодической линии. Задача педагога – помочь найти интонационные точки тяготения, сделать исполнение грамотным и осмысленным.

На этапе работы над произведением в целом необходимо большое внимание уделить достижению необходимого темпа исполнения. Следует помнить, что в быстром темпе движения должны быть экономными. В ходе работы важно определить эпизоды, где можно освободить руки, дать им отдых. Для тренировки выносливости можно поиграть этюд, разделив его на небольшие эпизоды (играть бысто-медленно-быстро и т. д. и наоборот).

Этюд очень насыщен по количеству звука – динамика преимущественно f и ff. Здесь важно не допустить форсирования звука.

В целом этюд значительно развивает учащегося, расширяет его исполнительские возможности, пластику, гармонический слух, готовит учащегося к освоению виртуозных концертных сочинений.

 

Т. Лак Этюд ор. 41 №11

Изучение этюдов является важным этапом в обучении и развитии учащегося. Начиная с подготовительного класса, педагог должен вести кропотливую работу над пианистическим аппаратом учащегося и овладением им основными техническими формулами. Для успешного воспитания техники учащегося необходимо, чтобы за время обучения в его репертуаре были этюды, включающие разные виды техники, различную фактуру, требующие разнообразных вариантов движений как правой, так и левой руки.

Данный этюд предназначен для изучения в 5-6 классах ДМШ. Не очень велик по объему. Служит для развития мелкой пальцевой техники. Содержит ряд технических элементов среди которых можно отметить следующие: гаммаобразные пассажи в терцию, мотивные фигурации, аккорды, различные ритмические формулы, артикуляция от staccato до legato, контрастная динамика.

Этап знакомства ученика с любым произведением является чрезвычайно ответственным, т.к. закладывает основу для последующей работы, определяет ее эмоциональный и творческий тонус. Для того чтобы сформировать у учащегося эмоциональную потребность работать и совершенствовать это произведение, показ педагога должен быть максимально всесторонним, образным, комментированным. Кроме исполнения произведения на инструменте педагогу нужно проанализировать музыкальную форму и охарактеризовать основные проблемы этюда.

Разбор. Если учащийся способен разобрать этюд сразу двумя руками, то можно ему это позволить. Это даст возможность получить более целостное представление о произведении. На данном этапе важно обратить внимание на выбор целесообразной аппликатуры.

Этап сборки произведения следует начинать с игры каждой рукой отдельно, небольшими эпизодами и обязательно в медленном темпе. Вся работа должна вестись по небольшим эпизодам. В этот период необходима тщательная проработка смен позиций и контроль точки прикосновения пальцев к клавишам (она должна быть у линии черных клавиш), устойчивость аппликатуры, устранение мышечных зажимов и «лишних» движений. Целесообразно поучить с прибавлениями звуков, поиграть по два звука триолями. Это позволит выровнять силу пальцев и добиться четкости. Также полезна игра щипком. Игра в медленном темпе пассажей на staccato улучшит артикуляцию.

Следует уделить внимание типичным позиционным переходам с подкладыванием первого пальца и перекладыванием руки через этот палец. Нужно объяснить ученику, что для ровного голосоведения необходимо стараться при подкладывании первого пальца заранее, без рывка подводить его под ладонь, а кисть и запястье свободно переводить из одной позиции в другую. При перекладывании руки через большой палец, он должен быть подобен оси, на которой вращается гибкое запястье. И в том, и в другом случае следует обратить внимание на то, чтобы при опускании первого пальца на клавишу не возникло акцента. Переходы через первый палец следует проучить отдельно, придерживаясь содержащихся в тексте аппликатурных указаний.

Каждую из гаммообразных последовательностей в первых тактах и далее следует играть «на одном дыхании», целостными объединяющими движениеми. Эти движения помогают объединить отдельные звуки в единую музыкальную линию, добиться устремленности при исполнении пассажа. Обратить внимание на скрытое двухголосие в правой руке – т. 2, 4 и т. д. В аккордах следить за тем, чтобы верхние мелодические звуки были достаточно озвучены (активный 4-й и 5-й пальцы).

Для того чтобы добиться активности пальцев, выровнять их силу на данном этапе полезно применить также следующие способы работы:

· игра всей мелодической линии по триолям, квинтолям, т. е. использование смены ритмических группировок. Это даст возможность сконцентрировать слуховое внимание на звуках, попадающих на слабое время. При этом необходимо следить за ровностью звуковедения. Дополнительно воспитывается умение объединять на одно движение нужное количество звуков.

· игра пунктиром (прямым и обратным) в медленном темпе;

· игра с остановками (поочередно на 1-й, 2-й, 3-1, 4-й ноте в группе и

-ых);

· игра в различных динамических и артикуляционных вариантах (например piano staccato, forte staccato);

Большого внимания требует интонирование и динамические оттенки. Важно следить за тем, чтобы при crescendo и diminuendo звуки в последовательностях шестнадцатых были бы в динамическом отношении выстроены грамотно («по росту»). Необходимо выявить главную кульминацию этюда (т. 28) и обеспечить соответствующее динамическое нарастание, начиная с т. 17.

Аккомпанемент также требует специальной работы. Следует проучить его отдельно, добиваясь легкости в исполнении восьмых stacc.

На этапе работы над произведением в целом необходимо большое внимание уделить достижению необходимого темпа исполнения. Следует соблюдать постепенность при переходе к более быстрому темпу, причем взятый темп обязательно выдерживать до конца, при этом играть этюд выразительно, технически ровно и уверенно. Важно помнить, что в быстром темпе движения должны быть экономными.

В целом этюд значительно развивает учащегося, расширяет его исполнительские возможности, пластику, координацию, беглость, четкость игры, готовит учащегося к освоению виртуозных концертных сочинений.

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных