Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И. С. Бах 3-х голосная инвенция d-moll




Изучение полифонических произведений является необходимым условием успешного профессионального и интеллектуального развития любого музыканта на протяжении всех лет обучения. Работа над полифонией начинается с освоения произведений, где используется подголосочная полифония (начальные классы ДМШ). К ним относятся обработки народных песен. Далее появляются полифонические сочинения с контрастным типом полифонии: маленькие прелюдии, старинные танцы, менуэты, пьесы из сборника А.М.Бах. Постепенно учащийся переходит к изучению полифонических сочинений, в основе которых лежит имитационный тип полифонии.

3-х голосная инвенция d-moll предназначена для изучения в старших классах ДМШ (6-7 кл.). При работе над инвенциями особенно существенным является вопрос редакций. Нами выбрана редакция Ф. Бузони, т. к. она снабжена пояснительными комментариями, в которых большое внимание уделяется анализу формы каждого произведения, даются указания оттенков исполнения и аппликатуры. Это очень удобно в педагогическом отношении.

Этап знакомства ученика с любым произведением является чрезвычайно ответственным т.к. закладывает основу для последующей работы. Для того чтобы сформировать у учащегося эмоциональную потребность работать и совершенствовать это произведение, показ педагога должен быть максимально всесторонним и образным. Кроме исполнения пьесы на инструменте или прослушивания аудиозаписи, педагогу необходимо рассказать учащемуся о И. С. Бахе, об инструментах его эпохи, проанализировать форму инвенции, музыкальные образы. Форму данной инвенции можно обозначить как 3-х частную. Вторая (разработочная) часть состоит из двух разделов, первый из которых начинается в параллельной тональности (F-dur), а второй – в доминантовой (a-moll). В инвенции представлен имитационный тип полифонии.

Разбор инвенции желательно сделать на уроке. Уже на этом этапе необходимо уделить пристальное внимание интонированию, фразировке артикуляции. Особое внимание следует уделить выбору целесообразной аппликатуры. Для достижения максимального legato, в некоторых эпизодах инвенции возможно применение таких аппликатурных приемов как перекладывание, скольжение пальцев, беззвучная подмена пвльцев.

Этап общего освоения фактуры, сборка произведения. Большое внимание на данном этапе следует уделить теме, работе над отдельными голосами и их сочетаниями. Теме данной инвенции (1 т.) свойственно спокойное и плавное движение в сочетании с напряженностью интонаций — широкие интервальные ходы, подчеркивание значительных скачков в мелодии синкопами. Главное в этой теме заключается в том, чтобы добиться ровного, глубокого и певучего исполнения всех звуков в сочетании со строжайшим ритмом и верной фразировкой. Отсутствие правильной фразировки делает тему (а в итоге и всю инвенцию) неподвижной и статичной. Ошибка порой заключается в том, что в исполнении учащихся нарушается мотивная структура: движение шестнадцатых к синкопе фа — в первом мотиве, соль — во втором обрывается обыкновенно на первой восьмой ля. Правильную фразировку педагог должен показать на первом же уроке. Также при исполнении темы могут возникнуть нарушения артикуляционного порядка. Например, первая восьмая темы (а) в разных проведениях бывает у учащихся часто короче или длиннее, чем это необходимо. В этом случае педагогу следует предложить ученику услышать в восьмой четкую пульсацию двух шестнадцатых или просто посчитать по шестнадцатым. Кроме того, учащиеся иногда не делают межмотивной цезуры в теме между первым и вторым мотивами, что приводит к их слиянию, тогда как оба они должны играться «на одном дыхании», но не слитно, а раздельно. Иначе тема лишается значительности и структурной четкости. Ученик должен иметь вполне определенное представление о логике развития темы.

Особого внимания требует проведение темы в среднем голосе (например, т. 2). Сложность заключается в том, что оно разделено между двумя руками и средний голос обрамлен сверху и снизу голосами, изложенными в предельно ярких регистрах. К тому же здесь прибавляется и аппликатурная трудность, от удачного преодоления которой зависит точность и плавность голосоведения. Поэтому педагог должен показать сразу и аппликатуру, и правильное распределение темы между руками, и приемы работы над ней. Вначале ее следует играть одной рукой, затем двумя — с соответствующим распределением между ними.

Хорошо проработав тему, нужно переходить к тщательной работе над мелодической линией каждого голоса. Нужно привлечь внимание ученика к тому, что сочетание трех голосов в инвенции напоминает как бы беседу, в которую вступают мелодии-голоса с разными высказываниями: то очень важным (и тогда его слушают остальные); а то, наоборот, — менее значительным. Трудность могут представлять эпизоды, где не совпадают штрихи в правой и левой руке. При работе над голосоведением целесообразно применить такие приемы работы как:

· игра парами голосов;

· игра какого-либо голоса в ансамбле с педагогом;

· проигрывать все голоса, сосредотачивая внимание на каком-либо одном из них;

· игра в различных динамических сочетаниях: сначала громко играется, например, средний голос, а остальные два – очень тихо, затем меняется динамика в голосах;

· пение голоса от начала до конца по нотам (наизусть)

Особого внимания требует динамический план инвенции. Необходимо выявить кульминационную точку всего произведения. Добиться того, чтобы ученик мог распределять cresc. и dim.

На этапе работы над произведением в целом необходимо продолжать отделку деталей голосоведения, но главной задачей в этот период становится нахождение нужного ансамбля звучания голосов и более тонкая художественна отделка, но большую часть занимает игра крупных фрагментов и исполнение инвенции целиком. Известно, что смысл и цель последнего этапа – это подготовка к концертному выступлению. Необходимо добиться того, чтобы ученик умел начинать произведение с разных мест наизусть в нужном характере и темпе. Педагог должен научить ученика поведению на концертной эстраде. После выступления, педагогу необходимо сделать анализ выступления.

В целом, изучение инвенции d-moll, как и любого сочинения И. С. Баха способствует вырабатыванию навыков игры полифонической музыки, а также является подготовительным этапом к исполнению прелюдий и фуг ХТК.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных