Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






А. Бертини Этюд ор. 29 №22




Изучение этюдов является важным этапом в обучении и развитии учащегося. Начиная с подготовительного класса, педагог должен вести кропотливую работу над пианистическим аппаратом учащегося и овладением им основными техническими формулами. Для успешного воспитания техники учащегося необходимо, чтобы за время обучения в его репертуаре были этюды, включающие разные виды техники, различную фактуру, требующие разнообразных вариантов движений как правой, так и левой руки.

Этюд ор. 29 №22 А. Бертини предназначен для изучения в старших классах ДМШ (6 класс).

Этап знакомства ученика с любым произведением является чрезвычайно ответственным, т.к. закладывает основу для последующей работы, определяет ее эмоциональный и творческий тонус. Для того чтобы сформировать у учащегося эмоциональную потребность работать и совершенствовать это произведение, показ педагога должен быть максимально всесторонним, образным, комментированным. Кроме исполнения произведения на инструменте педагогу нужно проанализировать музыкальную форму и охарактеризовать основные проблемы этюда.

Этот этюд имеет 3-х частное строение, не очень велик по объему, однако вызывает у учащихся значительные трудности:

· звучит в диапазоне от p до ff;

· линии октав достаточно длинные, не всегда есть паузы для отдыха;

· в репризе аккорды в правой руке ритмически варьируются, смещаются на 2-ю долю такта;

· октавные последовательности исполняются поочередно то правой, то левой рукой, поэтому обе руки являются равноправными;

· октавное движение с контрастной артикуляцией: в правой руке – non legato, в левой руке – staccato и наоборот и др.

Разбирать этюд желательно каждой рукой отдельно. На данном этапе важно обратить внимание на основные аппликатурные принципы исполнения октав – на черных клавишах – 4-й палец, на белых клавишах – 5-й, а также на постановку пальцев при игре на белых клавишах возле черных. Уже на этом этапе ученик должен приспособиться играть октавы свободной кистью, расслаблять кисть и запястье в удобные моменты.

На этапе сборки произведения педагогу необходимо обратить внимание:

• на распределение веса руки у учащегося (вес должен идти на 5-й палец);

• на свободное – в медленном темпе – движение руки от плеча к кончикам пальцев. Прибавлять темп можно только после того, как будет освоено нужное движение.

• на устранение лишних движений, являющихся очень серьезной проблемой и помехой для скорости и качества в октавной технике. Одна из наиболее распространённых ошибок – движение руки и кисти вглубь клавиатуры при использовании черных клавиш. Для этого необходимо брать черные клавиши у их переднего конца, а белые – при чередовании с черными – ближе к черным. Для сокращения лишних движений важно представить октавное движение как скольжение по клавиатуре, а не как чередование опусканий руки и последующих ее подъемов. В этих случаях помогает ощущение единствалинии пассажа. Освобождению от напряжений помогает работа над каждым голосом октавного пассажа требуемой аппликатурой. Рука при этом находится в собранном состоянии, благодаря чему обеспечивается бóльшая свобода кистевых движений (легко убедиться, что при сильном растяжении пальцев запястье становится менее податливым). Играя таким образом, ученик осваивает нужную последовательность звуков в наиболее благоприятных для кистевых движений условиях, после чего ему становится легче ее исполнить в октавном изложении;

· при работе над октавами необходимо обратить внимание на высоту свода кисти у учащегося. Желательно, чтобы свод кисти был куполообразным, тогда кисть в области косточек пальцев не будет нажимать случайные клавиши в середине октавы. Средние, незанятые пальцы следует приблизить к округлой форме. Также для выработки октавной «хватки» (это способ исполнения октавы цепкими 1-м и 5-м пальцами движениями пальцев под ладонь) полезно позаниматься с учащимися следующими упражнениями: 2,3,4 пальцами зажать карандаш в области больших косточек, а 5-м и 1-м пальцами играть октаву или сексту. Это упражнение тренирует и высокий свод кисти, и активность 1-го и 5-го пальцев.

· октавные скачки обязательно проучить отдельно.

На данном этапе можно применить следующие способы:

· игра в октавных последовательностей в различных ритмических вариантах (пунктир прямой и обратный, триолями и т. д);

· игра с остановками (поочередно на 1-й, 2-й, 3-1, 4-й октаве);

· игра мелодических линий с прибавлением. Метод даст возможность на одно движение охватывать все больший октавный фрагмент.

Специальной работы требуют аккорды. При их исполнении должно быть ощущение опоры руки на пальцы. Важно следите за тем, чтобы пальцы в суставах не прогибались и запястье было свободным.

Большого внимания требуют динамические оттенки. Важно следить за тем, чтобы при crescendo и diminuendo звуки в октавных последовательностях были бы в динамическом отношении выстроены грамотно («по росту»).

На этапе работы над произведением в целом необходимо большое внимание уделить достижению необходимого темпа исполнения. Следует соблюдать постепенность при переходе к более быстрому темпу, причем взятый темп обязательно выдерживать до конца, при этом играть этюд выразительно, технически ровно и уверенно. Важно помнить, что в быстром темпе движения должны быть экономными.

В целом данный этюд способствует укреплению пианистического аппарата учащихся, открывает доступ к сложным октавным построениям в произведениях Бетховена, Листа, Рахманинова. Октавы развивают гибкость руки, четкость и активность пятого и четвертого пальцев, точность и ловкость большого пальца.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных