ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
С.Прокофьев «Утро».
Изучение произведений малой формы является необходимым условием комплексного развития учащегося на всех этапах обучения. На протяжении всехлет обучения, в репертуаре учащихся должны быть представлены пьесы различных стилей и жанров, включая произведения, написанные современным музыкальным языком. Пьеса С. Прокофьева «Утро», из фортепианного цикла «Детская музыка» (всего 12 пьес), является замечательным образцом детской музыки XX века. Изучение пьесы возможно в 5-6 классах ДМШ. До С.Прокофьева к созданию музыки специально для детей обращались многие композиторы: Р.Шуман («Альбом для юношества»), И.Брамс (Детские пьесы), К.Дебюсси («Детский уголок»), Б.Барток («Микрокосмос»), П. И. Чайковский («Детский альбом») и др. Данная пьеса предназначена для изучения в 5-6 классах ДМШ. На этапе знакомства с музыкальным произведением педагогу следует сообщить ученику сведения о композиторе, проанализировать музыкальную форму произведения, образное содержание, характер. Пьеса написана в трехчастной форме с развернутой средней частью, где крайние части воспринимаются как вступление и кода. Это миниатюрное произведение открывает цикл. Медленный темп andante tranquillo создаёт впечатление пробуждения после длительного сна всего на земле: растений, животных, людей. Можно представить, что солнце еще не взошло, но его первые прозрачные лучи мягко освещают природу. Для воплощения светлого утреннего настроения композитор использует много приемов: здесь и прозрачная фактура, и негромкая динамика, показывающая всю тишину и умиротворенность свежего утра. При разборе пьесы следует уделить пристальное внимание интонированию, определению границ фраз, направлению мелодии, аппликатуре. Использование правильной аппликатуры помогает осуществлять разнообразные художественные задачи и способствует преодолению многих пианистических трудностей, особенно в местах, требующих достижения максимальной связности при помощи пальцевого legato. Успешное выполнение стоящей задачи требует неустанного слухового контроля. На данном этапе можно предложить учащемуся придумать небольшой рассказ о содержании каждой части или отдельных фрагментов. Например: I часть- предрассветная, звенящая тишина, когда природа еще в полудреме. II часть – восход солнца. Реприза – возврат первого образа. Это способствует развитию творческой фантазии и в дальнейшем поможет наиболее выразительно исполнить произведение. Этап общего освоения фактуры, сборка произведения. На данном этапе пристальное внимание следует уделить работе над элементами фактуры. Первый мотив воспринимается как основа мелодии (т. 1). С каждым новым его повторением добавляются другие звуки, символизирующие пробуждение новых голосов в природе. Мелодия как бы варьируется на протяжении всей первой части, сопровождаясь различными подголосками. Интонационная сущность мелодии – стремление в первую долю такта. Учащемуся необходимо осмыслить фразы, связать мелодические интонации с аккордами, что обеспечит целостность и непрерывность движения (т. е. аккорды не должны прерывать фразу). Последний звук мелодии, обозначенный лигой, следует снимать точно во времени подушечкой пальца. Во втором предложении композитор использует сочетание нескольких элементов музыкальной ткани. Учащийся должен уметь подчеркнуть самостоятельность голосов различными тембрами и динамикой звучания (принципы работы над полифонией). При исполнении шестнадцатых в партии правой руки не следует очень высоко поднимать пальцы. Движение их должно быть минимальным и одновременно точным, звучание ясным. Подушечки пальцев необходимо очень хорошо организовывать. Стаккато исполнять точно, одинаковым штрихом. При исполнении аккордов, перенос рук следует осуществлять не спеша, плавно погружаясь в инструмент и немного опираясь на 5-е пальцы. Мелодия средней части звучит вначале в нижнем, а затем в верхнем регистре. В левой руке звучит насыщенная мелодия, исполняемая густым виолончельным тембром. При исполнении мелодии не следует слишком акцентировать третью долю, на которую приходится четвертная с точкой. При переходе мелодии в партию правой руки характер ее меняется. Звучат торжественные, величавые аккорды, рисующие картину восходящего солнца. При исполнении мелодии следует обратить внимание на все указанные лиги. Соблюдая их, можно четко и ясно выстроить фразировку. Звуки в аккордах следует брать «сверху», «погружаясь» в инструмент. Особое внимание следует обратить на верхние звуки, где имеется мелодия. Легато связывать пальцами, очень плавно, плотным, красивым звуком. Ремарка cantabile указывает на нежный и певучий характер музыки. Достигая кульминации mf, музыка постепенно успокаивается, замирает. На протяжении всей средней части сопровождением является мерное движение восьмыми длительностями, которое, контрастируя с мелодией, сначала звучит в верхнем голосе прозрачно и легко, а затем, перемещаясь в партию левой руки, приобретает более насыщенную окраску. Известную трудность представляет ритмическая сторона исполнения. Надо специально работать над достижением плавности и непрерывности звучания сопровождения. Полезно его вычленять, а также играть вместе с мелодией, сосредотачивая внимание на линии восьмых. Важнейшую роль в осуществлении всех красочных эффектов играет педаль. В начале пьесы ее следует использовать для придания большей певучести и красочности мелодии. Менять педаль надо часто, чтобы не затемнить прозрачной фактуры. В средней части функции педали в основном гармонические и колористические. Ее следует брать на первую и третью долю, чаще всего запаздывающую. В некоторых эпизодах можно воспользоваться левой педалью. На этапе работы над произведением в целом сохраняется внимание к тем же проблемам, что и на предыдущих этапах, но большую часть занимает игра крупных фрагментов и исполнение пьесы целиком. Не менее важным является нахождение нужного ансамбля между партиями рук, более тонкая художественна отделка, достижение цельности исполнения. Известно, что смысл и цель последнего этапа – это подготовка к концертному выступлению. Необходимо добиться того, чтобы ученик умел начинать произведение с разных мест наизусть в нужном характере и темпе. Педагог должен научить ученика поведению на концертной эстраде. После выступления, педагогу необходимо сделать анализ выступления. В целом, взаимосвязь художественных и технических средств данной пьесы позволяет овладеть многообразными звуковыми красками, совершенствовать мелодический слух и развить творческую фантазию учащихся.
М. П. МУСОРГСКИЙ «СЛЕЗА» Изучение произведений малой формы является важнейшим фактором профессионального роста учащегося. Они должны быть разнообразны по форме, стилю, характеру, фактуре, темпу. На протяжении всего периода обучения в ДМШ, программы учащихся включают миниатюры западно-европейских, русских и белорусских композиторов (П. И. Чайковского. Э.Грига, С.Прокофьева, Р.Шумана, Г. Гореловой и др.). Музыку этих композиторов отличает лаконизм, гибкость, разнообразие фортепианной фактуры, интонационная пластичность, яркая стилистическая направленность. Значительное место среди произведений малой формы занимают пьесы кантиленного характера, изучение которых благотворно сказывается на развитии музыкальности, исполнительской инициативы ученика. Примером подобного рода фортепианных произведений является пьеса М. П. Мусоргского «Слеза». Данная пьеса предназначена для изучения в 6 классе ДМШ. На этапе знакомства с музыкальным произведением педагогу следует сообщить ученику сведения о композиторе, проанализировать музыкальную форму произведения, образное содержание, характер. Пьеса имеет программное название. Написана в простой трехчастной форме. В пьесе присутствует вступление и заключение. Грустно-повествовательный характер первой части сменяется в среднем разделе кратковременным просветлением (тональность). В репризе возвращается первоначальный образ. При разборе пьесы следует уделить пристальное внимание аппликатуре, интонированию (можно придумать подтекстовку), определению границ фраз, направлению мелодии, соотношению мелодии и аккомпанемента и др. На данном этапе в качестве домашнего задания целесообразно предложить ученику придумать конкретное программное содержание пьесы, исходя из ее названия. Это способствует развитию творческой фантазии и в дальнейшем поможет наиболее выразительно исполнить произведение. Этап общего освоения фактуры, сборка произведения. Начинать работу на данном этапе целесообразно с проигрывания на инструменте мелодического рисунка пьесы отдельно от партии сопровождения, т. е. сначала правой рукой, затем левой. Главная задача при этом – добиться того чтобы добиться нежного, теплого, проникновенного звучания. Для этого необходимо следить за гибкостью пианистического аппарата, регулировкой веса руки, активизировать слуховой контроль. Параллельно ведется работа над каждой фразой. Необходимо выявить интонационные вершины фраз, наметить цезуры, добиваться глубокого погружения пальцев в клавиатуру, стремиться к «пению» на фортепиано, ощущая при этом «дыхание руки». Добившись выразительного звучания отдельных мотивов, фраз, надо объединить их в целое предложение, которое следует выстроить по форме, увязывая ее с динамическим развитием. Работа над сопровождением также ведется на основе пристального слухового контроля. Надо создать в аккомпанементе ровный фон восьмых (во 2-й ч.). Особое внимание следует обратить на первый палец, чтобы не «садиться» на него. Даже на сильную долю опора должна быть весьма незначительной. Рука не должна находиться в неподвижной позиции; она как бы «дышит», объединяя отдельные ноты и создавая линию непрерывного движения. Добившись цельного и выразительного исполнения мелодии и сопровождения, следует приступить к соединению партий рук. Важное значение для воплощения художественного образа данной пьесы имеет педализация. Педаль здесь является связующим, гармоническим и колористическим средством. Следует сначала выучить пьесу без педали, чтобы красивый звук, плавное Legato и выразительность фразировки достигались бы, прежде всего пальцами, а затем начинать работу над педализацией. На этапе работы над произведением в целом сохраняется внимание к тем же проблемам, что и на предыдущих этапах, но большую часть занимает игра крупных фрагментов и исполнение пьесы целиком. Не менее важным является нахождение нужного ансамбля между партиями рук, более тонкая художественна отделка, достижение цельности исполнения. Известно, что смысл и цель последнего этапа – это подготовка к концертному выступлению. Необходимо добиться того, чтобы ученик умел начинать произведение с разных мест наизусть в нужном характере и темпе. Педагог должен научить ученика поведению на концертной эстраде. После выступления, педагогу необходимо сделать анализ выступления. Таким образом, взаимосвязь художественных и технических средств данной пьесы позволяет овладеть многообразными звуковыми красками, совершенствовать мелодический слух и развить у учащихся навыки кантиленой игры в целом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|