Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И. С. Бах 2-х голосная инвенция B-dur




Изучение полифонических произведений является необходимым условием успешного профессионального и интеллектуального развития любого музыканта на протяжении всех лет обучения. Работа над полифонией начинается с освоения произведений, где используется подголосочная полифония (начальные классы ДМШ). К ним относятся обработки народных песен. Далее появляются полифонические сочинения с контрастным типом полифонии: маленькие прелюдии, старинные танцы, менуэты, пьесы из сборника А.М.Бах. Постепенно учащийся переходит к изучению полифонических сочинений, в основе которых лежит имитационный тип полифонии.

2-х голосная инвенция B-dur предназначена для изучения в 5 классе ДМШ[1]. При работе над инвенциями особенно существенным является вопрос редакций. Нами выбрана редакция Ф. Бузони, т. к. она снабжена поясняющими комментариями, в которых большое внимание уделяется анализу формы каждого произведения, даются указания оттенков исполнения и аппликатуры. Это очень удобно в педагогическом отношении[2].

Этап знакомства ученика с любым произведением является чрезвычайно ответственным т.к. закладывает основу для последующей работы. Для того чтобы сформировать у учащегося эмоциональную потребность работать и совершенствовать это произведение, показ педагога должен быть максимально всесторонним и образным. Кроме исполнения пьесы на инструменте или прослушивания аудиозаписи, педагогу необходимо проанализировать музыкальную форму, сделать ее образный анализ, активно привлекая учащегося к характеристике музыкальных образов, к средствам выразительности, использованных композитором. Также, необходимо рассказать учащемуся о И. С. Бахе, об инструментах его эпохи.

Инвенция B-dur написана в 3-х частной форме. В ней представлен имитационный тип полифонии. Тематическую основу инвенции составляют два цепляющиеся друг за друга мотива – поступенный и идущий по звукам трезвучия (т. 1). Из 3-х кратного проведения данной тематической фигуры и ее обращения (т. 2) получается тема, которая в целом занимает 6 тактов. После четырехтактовой интермедии тема проводится в тональности доминанты (F-dur) – подобно ответу в фуге. Это проведение образует в то же время заключение первой части. Во второй части основной тематический элемент разрабатывается, происходит ряд отклонений в родственные тональности – g-moll (т.19), Es-dur (т. 21), c-moll (т. 23). Вторая часть занимает 15 тактов. Реприза начинается с проведения темы целиком в басовом голосе, но его сразу же перебивает верхний, тоже проводящий тему в несколько измененном виде. Такой прием именуется стреттным проведением, художественный смысл которого заключается в утверждении темы.

Разбор инвенции желательно сделать на уроке. Уже на этом этапе необходимо уделить большое внимание аппликатуре, артикуляции, интонированию, фразировке.

Этап общего освоения фактуры, сборка произведения. На данном этапе пристальное внимание следует уделить работе над темой. Главная трудность исполнения темы в данной инвенции – сочетание певучести с оживленным движением, а также, в выявлении динамических особенностей восходящих и нисходящих мотивов.

Хорошо проработав тему, нужно переходить к тщательной работе над мелодической линией каждого голоса. Трудность могут представлять эпизоды, где не совпадают штрихи в правой и левой руке. При работе над голосоведением целесообразно также применить такие приемы работы как:

· игра какого-либо голоса в ансамбле с педагогом;

· проигрывать голоса, сосредотачивая внимание на каком-либо одном из них;

· игра в различных динамических сочетаниях: сначала громко играется, например, верхний голос, а нижний – очень тихо, затем меняется динамика в голосах;

· пение голоса от начала до конца по нотам (наизусть);

· чередование игры и пения по фрагментам (наизусть или по нотам);

Медленное, спокойное и плавное движение восьмых в басовом голосе контрастирует оживленной теме. Мотив начинается со второй четверти и стремится к последнему звуку – половинной. Для усиления контраста, четверти в левой руке исполняются non legato, мягко, певуче. Половинная – более глубоко, tenuto.

При работе над одноголосием необходимо обратить внимание на скачки, разрешения, границы законченных построений, динамическое развитие темы. При соединении партий обеих рук ученик может столкнуться с техническими трудностями (параллельное движение элементов темы т. 27). Следовательно, нужно проучить этот эпизод отдельно различными способами.

Особого внимания требует динамический план инвенции. Необходимо выявить кульминационную точку всего произведения. Добиться того, чтобы ученик мог распределять cresc. и dim.

На этапе работы над произведением в целом необходимо продолжать отделку деталей голосоведения, но главной задачей в этот период становится нахождение нужного ансамбля звучания голосов и более тонкая художественна отделка, но большую часть занимает игра крупных фрагментов и исполнение инвенции целиком. Известно, что смысл и цель последнего этапа – это подготовка к концертному выступлению. Необходимо добиться того, чтобы ученик умел начинать произведение с разных мест наизусть в нужном характере и темпе. Педагог должен научить ученика поведению на концертной эстраде. После выступления, педагогу необходимо сделать анализ выступления.

В целом, инвенция B-dur, как и любое сочинение И. С. Баха является сочинением, которое может стать хорошей школой для вырабатывания навыков игры полифонической музыки.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных