ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 1: Восточные славяне в древности.Древнерусское раннефеодальное государство Киевская Русь (IX–XII вв.)
Вопросы для обсуждения 1. Восточные славяне в древности. Расселение, занятия, общественное устройство. 2. Образование Древнерусского государства. Споры вокруг вопроса об образовании Древнерусского государства. Норманнская теория. 3. Киевская Русь (IX–XII вв.): а) экономическое развитие и общественно-политический строй государства; б) внешняя политика Киевской Руси; в) принятие христианства и его влияние на историческую судьбу России. Понятийный аппарат Родовая община, соседская территориальная община, государство, варяги, норманская теория, вотчина, полюдье, язычество, христианство. Методические рекомендации к теоретической части Опираясь на материалы лекционного курса, рекомендованную литературу, необходимо дать общую картину этногенеза восточных славян, определить район их проживания в первой половине I тыс. н. э., рассказать о занятиях, общественном устройстве славян, показать, как отразилось на их жизни греко-римское наследие и «великое переселение народов». Подчеркните, что восточные славяне являются древнейшей частью индоевропейской языковой семьи. Праславянская история, как ранний этап нашей цивилизации, завершается к IV–VI вв. н. э., когда славяне расселились на обширной территории Средней и Восточной Европы. VI–VIII века – период ускоренной миграции на юго-запад, к границам Византии и на восток. К этому времени уже сложились племенные союзы восточных славян. Назовите эти союзы и дайте характеристику их общественного устройства и жизни, опираясь на важнейший исторический памятник русского средневековья «Повесть временных лет». Ключевым вопросом темы является вопрос об образовании Древнерусского государства. Здесь следует показать причины образования государства, подчеркнуть, что в 882 г. варяжский князь Олег объединил первые очаги государственности (Киев и Новгород), и эта дата берется за точку отсчета в истории Киевской Руси. Дальнейшее развитие Руси не испытывало на себе значимого варяжского влияния. Однако надо знать, что в XVIII в. появилась норманская теория, согласно которой основателями древнерусского государства считают варягов (норманов). Покажите глубже ее суть, на чем она основана, ее сторонников и противников. Подчеркните, что в летописях речь идет не о создании государственности, а о призвании варягов на уже существующий престол. Ибо, как учит история, «навязать» государство или «научить» ему невозможно. Для этого необходимы объективные условия, предпосылки. Воздействие варягов на процесс становления древнерусского государства не стоит преувеличивать, они сыграли лишь роль военной силы, которая помогла завершить процесс объединения. Через несколько поколений киевские князья настолько ославянились, что об их происхождении напоминало лишь их родовое имя (Рюриковичи). Далее следует показать, что развитие Киевской Руси шло по прогрессивному пути. Она представляла собой мощное государство, чему способствовали глубокие изменения в социально-экономическом развитии и общественно-политическом строе, в сознании людей. Расскажите, в чем это проявилось конкретно, охарактеризуйте деятельность, основные направления внутренней и внешней политики киевских князей. Одним из важных вопросов при изучении периода Киевской Руси является вопрос о принятии христианства. Покажите, что это был сложный и длительный процесс, что христианство создало широкую основу для дальнейшего объединения древнерусского общества, развития культуры, способствовало развитию отношений с другими европейскими странами. В итоге следует отметить, что в целом развитие Киевской Руси шло по европейскому, прогрессивному пути. Однако для нее были характерны ряд существенных особенностей. Назовите их. Киевская Русь была раннесредневековым феодальным государством, играла значительную роль в международных отношениях эпохи средневековья.
Практическая часть 1. На географической карте показать основные экономические центры древней Руси. Методические рекомендации к практической части При выполнении практического задания студентам необходимо разделиться на малые группы по территориальному признаку. Каждая группа разрабатывает на карте своё географическое направление развития экономических центров Руси. Разделиться на группы студентам рекомендует преподаватель на лекционных занятиях. Такая работа подразумевает предварительную самостоятельную работу студентов, заключающуюся в ознакомлении с темой и направлением. Задания для самостоятельной работы студентов 1. Выявить версии происхождения названия «Русь». 2. Дать сравнительный анализ социально-экономического развития Древней Руси. Методические рекомендации по выполнению СРС При подготовке к практическому занятию студентам необходимо проработать лекционный материал, добавив его информацией из учебников и учебных пособий. Кроме того, студентам необходимо подготовить аргументацию для характеристики именно данного направления анализа развития Руси или той или иной теории.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|