Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 10: Советское общество в 1946–1985 гг.




Вопросы для обсуждения

1. Восстановление народного хозяйства и социально-политическое развитие страны в первые послевоенные годы.

2. Экономические реформы Н.С. Хрущева

3. Противоречия экономического развития страны в 1964–1985 гг.

4. Общественно-политическая жизнь страны.

Понятийный аппарат

Социалистический лагерь, «трудовой фронт», космополитизм, «русский приоритет», культ личности, десталинизация, реабилитация, совнархозы, волюнтаризм, развитой социализм, номенклатура, «утечка мозгов», теневая экономика, стагнация.

Методические рекомендации к теоретической части

Восстановление народного хозяйства в послевоенные годы одна из героических страниц отечественной истории. По прогнозам иностранных специалистов восстановительный период должен был продлиться не менее 25 лет, но благодаря трудовому героизму советского народа и жестким методам административно-командной системы народное хозяйство уже было восстановлено в первые послевоенные. Чтобы оценить степень причиненного войной ущерба, нужно привести следующие цифры: было разрушено 1710 городов и поселков, 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс. км железнодорожных путей, посевные площади сократились на 36,8 млн га.

Проследить, какими методами удалось завершить восстановление промышленности уже в 1948 г., а к концу пятилетки превысить довоенный уровень производства на 73 %. Покажите трудности восстановления сельского хозяйства, сделать сравнительный анализ результатов экономических реформ, проведенных пришедшим к власти после смерти И. В. Сталина, Н. С. Хрущевым. Подчеркните, что в сельском хозяйстве за короткий период времени (1953 – 1957 гг.) удалось достигнуть определенных успехов: прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими пятью годами составил 34 %, было освоено 42 млн га целинных и залежных земель. Это произошло благодаря повышению государственных закупочных цен на сельхозпродукцию, увеличению финансирования отраслей сельского хозяйства, снижению налогов с личных подсобных хозяйств и др. Но непоследовательность аграрной политики Н. С. Хрущева отразилась на обострении продовольственной проблемы. В конце 50-х гг. стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, укрупнение колхозов и сселение «неперспективных деревень», выкуп хозяйствами техники у МТС на кабальных условиях, усиление волюнтаристических методов руководство сельским хозяйством («кукурузная кампания»). В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.

В 1964 г. КПСС возглавил Л. И. Брежнев. Начался новый этап реформирования экономики. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед, повышались заготовительные цены на зерновые культуры, увеличились надбавки к действующим закупочным ценам на скот, колхозы переводились на прямое банковское кредитование, вводилась гарантированная оплата труда колхозников, были сняты ограничения с их личных хозяйств,

Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Обратить внимание, что теперь одним из главных показателей работы предприятий стал объем реализованной продукции, вместо показателей по валу, на предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли, их средства предназначались для развития производства и материального поощрения работников, упразднились Советы народного хозяйства и восстанавливалось отраслевое управление. Подчеркните, что восьмая пятилетка (1966–1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики, валовой и общественный продукт вырос на 13 %, промышленная продукция на 50 %. В больших масштабах велось капитальное строительство и реконструкция действующих производств. При всем этом надо показать противоречия экономического развития (диспропорция в структуре промышленности СССР, пробуксовка внедрения новых технологий, гигантомания, приписки и показуха, теневая экономика и др.).

Освещая общественно-политическую жизнь страны, обратите внимание на следующие вопросы: десталинизация общества и либерализация общественно-политической жизни после XX съезда КПСС (1956 г.). При освещении периода, охватывающего 1964–1985 гг., следует показать, что для него характерны: отход от курса десталинизации, ужесточение цензуры, партийный контроль над работой всех структур государственной власти в центре и на местах, увеличение численности административного аппарата. Говоря о Конституции СССР 1977 г., подчеркните, что в ее основу была положена концепция «развитого социализма», ядром политической системы общества называлась коммунистическая партия, шестая статья основного закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества.

Необходимо отметить, что усилие идеологического нажима на общественную жизнь после периода «оттепели» вызвало появление диссидентского движения. На первых порах деятельность диссидентов была направлена на улучшение действующей системы, позднее на отказ от нее. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и «враждебные». Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы, психбольницы, высылали за рубеж.

Практическая часть

1. Подготовить таблицу «Социально-экономическое развитие СССР в 1964–1985гг».

Методические рекомендации к практической части

Выполнение практического задания к данному занятию подразумевает, что студенты распределят различные направления социальные, экономические направления при составлении таблицы.

Дата, название Социальные реформы Экономические реформы
     

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Дать историческую оценку хрущёвской «оттепели».

2. Дать оценку экономическим реформам Н. С. Хрущёва.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

При подготовке к практическому занятию студентам необходимо проработать лекционный материал, добавив его информацией из учебников и учебных пособий, а также дополнительной литературы.

Тема 11: Современная Россия (1985–2002 гг.)

Вопросы для обсуждения

1. Перестройка и ее последствия. Рассад СССР.

2. Создание новой Российской государственности. Конституция Российской Федерации 1993 г.

3. Социально-экономическое развитие России в конце ХХ – начале ХХI вв.

4. Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации России в конце ХХ – начале ХХI вв.

Понятийный аппарат

Гласность, «новое мышление», ускорение, хозрасчет, кооперация, путч, референдум, коррупция, «шоковая терапия», либерализация цен, гиперинфляция, приватизация, социальное расслоение, инаугурация.

Методические рекомендации к теоретической части

Перестройка в СССР началась в 1985 г., когда ставший генсеком КПСС М. С. Горбачев и поддерживающие его радикально настроенные политические деятели, выступили с инициативой «обновления социализма». Отметить, что суть «обновления общества» М. С. Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в «установлении лучшего социализма». Начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. Необходимо обратить внимание на основные направления перестройки:

1. Политическая реформа. Ее главная суть заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук КПСС Советам. Учреждался новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Был введен пост президента (март 1990 г.).

Особое место занимала кадровая политика. Так как среди работников партийно-государственного аппарата имелись противники нового курса, была проведена смена части партийных и советских руководителей. Были также введены альтернативные выборы партийных секретарей. Проводилась политика гласности – снята цензура и разрешено издание новых газет. В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. Заметить, что этот шаг явился стимулом возникновения новых партий и движений, что стало началом складывания многопартийности.

2. Экономическая реформа. Здесь необходимо выделить главную ее направленность – переход от административных к экономическим методам управления производством. Но отметить при этом, что в начале перестройки реформа не затрагивала существа административно-командной системы. Показать проблемы, возникшие после экономической реформы 1987 г.: невыполнение плановых показателей, нехватка продовольствия и товаров народного потребления, бюджетный дефицит. Показать зачатки рыночной экономики на рубеже 80–90-х гг. (разрешение индивидуальной трудовой деятельности и создание кооперативов, создание коммерческих и кооперативных банков, право привлекать иностранные инвестиции и создавать совместные предприятия).

Динамику процесса распада СССР следует рассматривать с межэтнических конфликтов и зарождения сепаратистского движения в республиках. Отметить деятельность местных оппозиционных сил («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.) Кульминацией процесса распада стал «Парад суверенитетов» в конце 80-х. Показать как события августа 1991 г. ускорили распад СССР, подписание Беловежских соглашений в декабре 1991 г. о прекращении действия союзного договора 1922 г. и создание СНГ. Подводя итоги периода перестройки, подчеркните, что попытки совершенствования социализма привели к смене социально-политического строя.

Создание новой российской государственности следует рассматривать с событий 12 июня 1990 г., когда I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России, где закреплялся приоритет республиканских законов над союзными и был избран первый президент РФ Ельцин Б.Н. Показать структуру государственного аппарата России рубежа 80–90-х гг.: представительная власть – Съезд народных депутатов и двухпалатный Верховный Совет; глава исполнительной власти – президент; высшая судебная инстанция – Конституционный суд РФ. При этом отметить, что из-за отсутствия четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной властью происходила жесткая конфронтация, которая особенно усилилась осенью 1993 г. (депутаты откладывали принятие новой конституции, стремясь ограничить власть президента; президент объявил о распаде представительных органов власти; депутаты заявили об отстранении президента от власти и т. д.). Конфликт закончился победой президента. В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти – Федеральное Собрание РФ, а 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. По новой Конституции Россия становится республикой с президентско-парламентской формой правления. Отметить, что Конституция 1993 г. законодательно закрепила двухпалатную структуру федерального собрания – Совет Федерации и Государственную Думу; подчеркивается самостоятельность органов трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной; закреплена политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности.

Социально-экономическое развитие России в условиях политической самостоятельности следует рассматривать как зарождение и развитие рыночной экономики. Отметить, что широкие полномочия для проведения экономических реформ президенту предоставил в ноябре 1990 г. V Съезд народных депутатов. При этом подчеркнуть, что основная роль в процессе перехода к рынку отводилась либерализации (отпуску) цен на товары и услуги и приватизации (разгосударствлению) собственности. Цены были отпущены с 1 января 1992 г., а с 1 октября 1992 г. начала выполняться программа приватизации. Говоря об этом, необходимо показать замысел авторов этих программ (Е. Гайдар, А. Чубайс) и последствия их реализации (скачок инфляции, падение жизненного уровня основной части населения, отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры, коррупция, переход народной собственности в руки отдельных лиц, потеря государственным сектором ведущей роли в индустриальной сфере, упадок промышленности и т. д.).

Покажите попытки правительства реализовать программу «развития реформ и стабилизации российской экономики предложенную в августе 1993 г. Подчеркните, что в результате противоречивой политики правительства 11 октября 1994 г. («черный вторник») произошло обвальное падение рубля. Это привело к новому взлету цен на самые необходимые товары, к еще большему падению уровня жизни народа и обогащению небольшой части населения. Особенно это проявилось после событий 1998 г.

При раскрытии внешнеполитической деятельности Российского государства следует рассказать о необходимости укрепления национальной безопасности, о взаимоотношениях РФ со странами СНГ, НАТО, Европы, Китаем, Японией и др., о стремлении создания многополярного мира, о борьбе с международным терроризмом – главной опасностью современной эпохи.

 

Практическая часть

1. Подготовить таблицу «Социально-экономическое развитие СССР в 1985–1991гг.».

Методические рекомендации к практической части

Выполнение практического задания к данному занятию подразумевает, что студенты распределят различные направления социальные, экономические направления при составлении таблицы.

Дата, название Социальные реформы Экономические реформы
     

Задания для самостоятельной работы студентов

1. «Политика разрядки» международной напряженности.

2. Диссидентское движение.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

В ходе выполнения практического задания студентам необходимо используя возможности информационно-коммуникативных технологий, сканирования материалов из списка литературы, интернет-ресурсов и программы Power Point составить электронную презентацию об изменении политической ситуации в мире.

Так как электронные презентации по теме того или иного народа периодически будут встречаться в заданиях, студентам желательно развивать тему одного движения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных