Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 5: Россия в XVIII веке




Вопросы для обсуждения

1. Реформы Петра I. Политика европеизации России.

2. Политическая история России в послепетровский период. Дворцовые перевороты.

3. Екатерина II: ее внутренняя и внешняя политика.

Понятийный аппарат

Протекционизм, меркантилизм, абсолютизм, империя, подушная подать, коллегия, прокурор, губерния, Сенат, Синод, рекрут, табель о рангах, европеизация, дворцовые перевороты, «просвещенный абсолютизм», ревизия, рекрут, секуляризация, кондиции, «Жалованная грамота» казачеству.

Методические рекомендации к теоретической части

Изучение данной темы следует начать с обоснования объективной необходимости реформаторской деятельности Петра I и его стремления превратить Россию в часть Европы, сделать ее такой же богатой и процветающей. Война и дипломатическая деятельность, занимая особое место в Петровских преобразованиях, во многом обусловили изменения во всех сферах российской жизни. В связи с этим целесообразно дать характеристику военной реформы, затем глубже остановиться на других реформах.

Большое внимание следует уделить сущности и значению реформ государственного аппарата, создания нового административного деления, налоговой реформы, реформы церковного управления, показа при этом, что создание Святейшего Синода означало полное подчинение духовной власти светской. В основе всех реформ лежит, прежде всего, усиление самодержавной власти, превращение России в абсолютную монархию.

Необходимо также рассмотреть социально-экономические преобразования: начало промышленного строительства и превращение Урала в основной промышленный регион, всеобщая перепись и подушный налог. Таможенный устав, указ о единонаследии, Табель о рангах др. Расскажите о реформах в области образования и культуры. Подчеркните, что при Петре идет процесс зарождения социально-классовой структуры европейского типа. Принятие Петром I в 1721 г. титула императора стало символом абсолютной единоличной власти монарха.

Подводя итоги реформаторской деятельности Петра I, следует подчеркнуть, что оценивается она далеко неоднозначно: от восторженно позитивной до глубоко отрицательной (объясните, в чем конкретно?). Но как бы не оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: в России был дан мощный импульс развитию промышленности, созданы боеспособная армия и флот, заложены основы светской русской культуры и системы образования, был сформирован компетентный государственный аппарат. Россия получает широкое международное признание, сделан значительный шаг на пути интеграции ее в европейскую систему.

Говоря о дворцовых переворотах (1725–1762 гг.), следует не только остановиться кратко на деятельности монархов, но и показать, каковы были основные тенденции социально-экономического и политического развития России в этот период. Разумеется, непрерывная борьба за власть парализовала в стране серьезную созидательную работу, снижала влияние России в международных делах. Однако, если глубоко проанализировать процессы, происходящие в обществе, можно увидеть, что импульс петровских преобразований оказался настолько силен, что страна в основном продолжала развиваться по тому пути, на который ее направил царь-реформатор.

Глубокого изучения требует эпоха Екатерины II (1762–1796 гг.), которая продолжила реформаторский курс Петра I. Стержнем своей политики она провозгласила идеи западноевропейских просветителей, ее правление вошло в историю как время «просвещенного абсолютизма» в России. Следует изучить «Наказ» Уложенной комиссии, где впервые Россия провозглашалась европейской державой, подчеркнуть, что многое было сделано в науке, образовании, культуре, медицине. Отметить, что внешняя политика этого периода характеризовалась дальнейшим расширением территории страны и укреплением ее международного авторитета.

Вместе с тем в итоге следует указать, что реформы Екатерины II не затронули основ самодержавной власти, они касались меньшинства населения, народ не выдерживал высокой эксплуатации самодержавия, что приводило к мощным крестьянским волнениям (восстание Е. Пугачева в 1773–1775 гг.).

Таким образом, Россия, ставшая в XVIII веке на путь модернизации, превратилась в мощную державу, экономический и военный потенциал, которой не уступал развитым странам. Однако, построенная в основном на феодальной основе экономика и государственность России, к началу XIX в. вновь оказалась перед необходимостью модернизации.

 

Практическая часть

1. Подготовить таблицу «Экономическое развитие России в эпоху правления Петра 1».

Методические рекомендации к практической части

В ходе выполнения практического задания студентам необходимо – в качестве конечного продукта своей работы – составить таблицу по примерному образцу:

Реформируемая отрасль До реформ После реформы
     

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Проследить причины и ход крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева.

2. Проанализировать проблемы фаворитизма в России в XVIII в.

Методические рекомендации по выполнению СРС

При подготовке к практическому занятию студентам необходимо проработать лекционный материал, добавив его информацией из учебников и учебных пособий. Кроме того, студентам необходимо составить представление о процессе реформирования России Петром I.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных