Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4: Российское государство в XVII веке




Вопросы для обсуждения

1. «Смутное время» в истории России. Воцарение династии Романовых.

2. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. Начало модернизации России.

3. Церковный раскол в русской православной церкви и его цивилизационные последствия.

Понятийный аппарат

«Смутное время», интервенция, народное ополчение, семибоярщина, мануфактура, специализация, протекционизм, церковный раскол, раскольник, старообрядчество.

Методические рекомендации к теоретической части

Приступая к изучению темы, прежде всего, следует понять, что Россия к началу XVII в. вплотную подошла в своей общественной организации к восточной деспотии, к стадии социальной катастрофы, страна стала скатываться в пучину гражданской войны. Наступило «Смутное время» – междинастический период (1598–1613 гг.), когда в борьбе за власть сменилось несколько правителей, вспыхнула гражданская война народных масс за «доброго царя» (восстание Хлопка, Ивана Болотникова и др. выступления), возникла польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения, изгнавшие захватчиков.

Следует глубже изучить предпосылки социальной катастрофы: династический кризис, отсутствие претендентов с твердыми правами на престол (на бездетном Федоре Иоанновиче 1598 г. пресекся род Рюриковичей); экономический кризис (разруха, вызванная Ливонской войной и опричниной); деспотические методы правления, закрепощение крестьян, что привело к недовольству, бунту народа; ослабление и распад государства; иностранная интервенция (шведы захватили Новгородскую землю, а в Москве хозяйничали поляки).

Далее охарактеризуйте основные этапы «Смуты» – династического (1598–1605 гг.), социального (1605–1609 гг.) и национально-освободительного (1610–1613 гг.) Покажите, что после освобождения Москвы первоочередной задачей стало восстановление государственности страны; Земский Собор 1613 г. избрал царем Михаила Романова (1613–1645 гг.), положившего начало новой династии.

В итоге изучения первого вопроса необходимо усвоить, что «Смутное время» было потрясением всей политической, социальной и экономической жизни страны. Оно явилось испытанием для Московского государства на прочность. Значение «Смуты» велико и многообразно. При всей ее жестокости и неразберихе она дала толчок реформам ХVII в., показала властям глубину экономического и финансового кризиса, способствовала формированию идеи религиозного и национального единения населения Руси, чувства национального самосознания, понимания значимости государства и необходимости защиты своего Отечества.

При изучении второго вопроса покажите, что, несмотря на то, что помещичье и крестьянское хозяйство сохраняло в основном натуральный характер, во второй половине ХVII в., в период царствования Алексея Михайловича (1645–1676 гг.), стали постепенно формироваться районы, производящие товарный хлеб, развиваются кустарные крестьянские промыслы, существенно выросло ремесленное производство. В результате в ХVII в. усилилась торгово-промышленная специализация районов. Принципиально новым явлением в экономике России становятся мануфактуры. Все это способствовало началу формирования всероссийского рынка, развитию товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли, модернизации страны.

Следует также показать, что особенности социально-экономического развития России в ХVII в. сказывались на эволюции ее государственного строя. В России формировался абсолютизм, о чём свидетельствовало падение роли Земских соборов, Боярской Думы (появилась «ближняя дума»), происходило усиление царской власти. Ведущее значение в государственном управлении приобретают приказы. Соборное уложение 1649 г. окончательно закрепило крепостное право, что привело к народным выступлениям, бунтам, крестьянской войне под предводительством Степана Разина (1670–1671 гг.). Расскажите об этом глубже: причины, ход выступлений, причины поражений и последствия.

При изучении последнего вопроса важно понять, в чем состоял замысел церковной реформы, причины и истоки кризиса. Затем следует перейти к анализу реформы, проводимой патриархом Никоном в 1650–1660 гг., отношении государства к церковной реформе, взаимоотношениях патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Необходимо усвоить, что церковные преобразования заключались в следующем: во-первых, были устранены различия в богослужебной практике между русской и греческой церковью, что позволило установить и расширить связи России с европейским православным миром; во-вторых, было введено единообразие в церковной службе на территории всей России. Подчеркните, что это была весьма умеренная реформа, т. к. она не затрагивала основ православия, а касалась лишь некоторых грамматических и культовых новшеств (каких?). Однако она привела к расколу общества на сторонников старой и новой веры. Реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом в истории России.

Итак, ХVII в. явился важным этапом в истории России. В стране активно развивался феодализм, но в то же время Россия сумела не только покончить со «Смутой» и ее последствиями, но и создала важнейшие предпосылки для перехода к новому периоду истории.

 

Практическая часть

1. Подготовить таблицу «Экономическое развитие России XVI–XVII вв.».

Методические рекомендации к практической части

Век Торговля Мануфактурное производство
     

Данная таблица требует от студента свободно ориентироваться в истории России XVI–XVII вв., владения материалом дисциплины, умения соотносить хронологические и проблемные характеристики эпох.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Дать историческую оценку воцарения династии Романовых.

2. Охарактеризовать политического значения для реформ патриарха Никона.

Методические рекомендации по выполнению СРС

При подготовке к практическому занятию студентам необходимо проработать лекционный материал, добавив его информацией из учебников и учебных пособий. Кроме того, студентам необходимо проанализировать причины реформ патриарха Никона.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных